Он был составлен из тела и души, каждое из к-рых имеет свое особое происхождение и назначение (Ibid. 24. 2; 64. 2). По мнению Л. В., в райском состоянии человек обладал особыми дарами Божиими, в частности залогом бессмертия (Ibid. 22. 1; Ep. 28. 3). Хотя человек пребывал в состоянии естественной невинности (Serm. 66. 1), он был наделен свободой произволения и мог свободно избирать добро и зло (Ibid. 28. 3). Если бы человек «в постоянстве возделывал прекраснейшее достоинство своей природы посредством соблюдения данного ему закона, то его нетленный дух возвел бы и само качество земного тела в небесную славу» (Ibid. 24. 2). Так человек исполнил бы замысел Божий о себе, сохранив и преумножив дары Божии и обретя окончательное бессмертие (Ibid. 22. 1; Ep. 28. 3). Однако осуществлению этого замысла помешало грехопадение прародителей, суть к-рого Л. В. характеризует с разных сторон. Прежде всего он говорит о превозношении Адама и его гордыне, из-за к-рой он возжелал удостоиться ангельской чести (Serm. 25. 5; 69. 3; 44. 3; Ep. 106. 1); ведь Адам, вняв «совету превозношения», пожелал не заслужить, а завладеть обещанным ему «приращением чести» (Serm. 24. 2). Кроме того, Л. В. указывает на чревоугодие и вожделение прародителей, обольщенных запретной пищей (Ibid. 77. 2; 79. 1; 81. 1; 87. 1). Наконец, Л. В. подчеркивает доверчивость Евы, из-за к-рой люди лишились райского блаженства (Ibid. 16. 5). Обманутый диавольским коварством (Ibid. 22. 1; 77. 2), Адам совершил преступление против Бога, пренебрегши заповедью Божией (Ibid. 25. 5; 77. 2), за что и был изгнан из рая (Ibid. 22. 5). Вместо достижения ангельской чести он, напротив, погубил достоинство своей природы, лишился Божественных даров, в т. ч. дара бессмертия и вечной жизни, и стал смертен (Ibid. 22. 1; 24. 2; 25. 5; 66. 1). Так в человеческую природу вошли немощь и смерть, к-рые являются наказанием за грех, совершенный прародителями (Ibid. 72. 2). Кроме того, в людях исказился образ Божий (Ibid. 27. 6), а вместе с тем возник разлад между плотью и духом (Ibid.

http://pravenc.ru/text/2463253.html

Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. Безплотных жительство в плоти преходящи, благодать, преподобная, к Богу велию воистинну прияла еси, верно о чтущих тя предстательствуй. Темже молим тя, от всяких напастей и нас молитвами твоими избави. [Имея во плоти образ жизни бесплотных, преподобная, ты воистину получила величайшую благодать от Бога; за почитающих тебя ты верно ходатайствуешь; посему молим тебя, молитвами твоими избавь нас от всяких искушений.] Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. Великих безместий во глубину низведшися, неодержима была еси, но востекла еси помыслом лучшим к крайней деяньми яве добродетели преславно, ангельское естество, Марие, удививши. [В глубину великих пороков впавши, неудержима была ты, но востекла ты мыслию лучшею к совершенной деяниями являемой добродетели, преславно ангельское естество, Марие, удививши.] Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас. Андрее, отеческая похвало, молитвами твоими не престай, моляся, предстоя Троице Пребожественней, яко да избавимся мучения, любовию предстателя тя Божественного, всеблаженне, призывающии, Криту удобрение. [Андрее, отеческая похвало, молитвами твоими не престай моляся, предстоя Троице Пребожественней, яко да избавимся мучения, любовию тя Божественного Всеблаженне призывающи, Криту удобрение.] Слава: Нераздельное Существом, Неслитное Лицы богословлю Тя, Троическое Едино Божество, яко Единоцарственное и Сопрестольное, вопию Ти песнь великую, в вышних трегубо песнословимую. [Нераздельным по существу, неслитным по Лицам богословлю Тебя, Троическое Единое Божество, соцарственное и сопрестольное, возглашаю Тебе песнь великую, в вышних троекратно песнословимую.] И ныне: И раждаеши, и девствуеши, и пребываеши обоюду естеством Дева, Рождейся обновляет законы естества, утроба же раждает нераждающая. Бог идеже хощет, побеждается естества чин: творит бо, елика хощет. [И раждаешь, и девствуешь, и пребываешь вместе с естеством Дева: рожденный/Тобою обновляет законы естества, утроба же раждает нераждающая, там, где хочет Бог, побеждается естества чин: ибо творит что хочет.].

http://predanie.ru/book/218264-velikiy-p...

В. называл консулами и даже царями (reges - Moral. IV 29. 55). Ангелы исходят от Бога во внешний мир, «духовно присутствуют» в нем, однако благодаря внутреннему созерцанию они всегда сохраняют связь с Богом и никогда не отступают от Его созерцания и предстояния Ему (Ibid. II 3. 3; In Evang. 34. 13). Высшие ангельские чины вообще никогда не отлучаются от горнего, они не служат, а только предстоят Богу (In Evang. 34. 12). Все ангельские чины, устоявшие после падения диавола, вместе с праведными людьми составляют Небесный Град (superna civitas - Ibid. 34. 11). До своего падения сатана был выше всех остальных ангелов по достоинству, поэтому после падения он был осужден без всякого снисхождения (Moral. XXXII 23. 47). Причину падения сатаны Г. В. традиционно видит в гордыне (superbia) и желании стать подобным Богу (In Evang. 34. 9). Бог не проявил милосердия к падшим ангелам и не восставил их, как людей, потому что они не были причастны никакой плотской немощи и поэтому не могут иметь прощения в совершённом грехе (Moral. IV 3. 8). Антропология Подобно блж. Августину, Г. В. полагал, что человек сотворен Богом для того, чтобы восполнить недостаток в числе ангелов, образовавшийся после падения диавола и последовавших за ним ангелов (In Evang. 34. 6, 11; ср.: Aug. Enchirid. 28-29; Idem. De civ. Dei. XXII 1). Человек есть та евангельская десятая драхма, к-рая была потеряна и вновь найдена (ср.: Лк 15. 8-10), восполнив собой круглое число избранных Богом (electorum numerus - Greg. Magn. In Evang. 34. 6). Так же как и ангелов, Бог создал людей для познания Себя (Ibidem; Moral. XXVI 44. 79). Г. В. полагал, что человек был сотворен по образу (Moral. XXXIII 2. 4; In Evang. 28. 2-3; 34. 6; In Cantic. I 28) и подобию Божию (Moral. XVI 44. 56; XXIX 10. 21; XXXII 23. 47), хотя не всегда четко разграничивал эти понятия (напр., Moral. XXIX 10. 21). Образ Божий он относил к духовной природе человека (mens - Ibid. XXXIII 2. 4), или к его разуму (ratio, sensus rationabilis - Ibid. XXIX 10. 21).

http://pravenc.ru/text/166740.html

(Продолжение следует) Феодор (Бухарев), архим. Исследования Апокалипсиса//Богословский вестник 1915. Т. 2. 6. С. 561–576 (3-я пагин.). (Продолжение) —561— и притом с изображением уже и самого падения, – видно имеет внутреннюю связь и соответствие с теми обстоятельствами, на которые, в настоящей, главе, указывается провозглашением падения Вавилона, далеко еще упреждающим самое падение. Иначе непонятно было бы – провозглашать: паде, паде Вавилон град, когда этот великий Вавилон не только еще при сем не падает, но и является в своем гнусном великолепии гораздо далее (в гл. XVII), и затем уже, наконец, ниспровергается и падает (в гл. XIII). Но об этом подробная речь еще впереди. По отношению же к рассматриваемому месту, само собою понятно, что провозглашение падения Вавилона, являющегося однако же и ниспровергаемого много далее – при повторении того же Ангельского приговора о его падении, – указывает здесь еще не на самое падение Вавилона, а только назнаменовывает оное, как уже решенное, но только решенное, или решительно предначертанное, а еще не имевшее в это время совершиться в действительности. – Глаголы Ангела и здесь, как в других случаях, выражаются для нас, конечно, уже в самых событиях. Что же это за Вавилон град великий? В Апокалипсисе представляются два Вавилона. Один из них сокровенный, которого нужно было уследить из сличения Апокалипсических образов с Ветхозаветными изображениями; образ сего сокровенного Вавилона мы видели в одной из сторон зверообразного разума, изображаемого в предыдущей (XIII) главе. Но этот Вавилон есть (как мы в исследовании XIII гл. показали) только одна из сторон боготворимого разума, совмещающего в себе кроме духа Вавилонского преобладания, еще направление древле-Персидского, Еллинского, Сиро-Египетского преобладаний над Израилем. С сим сокровенным, составляющим только львообразную пасть отступнического от Христа разума, Вавилоном не имеет единства новое представление Вавилона, как града великого, имеющего свою особую самостоятельность. Этот другой Вавилон является ниже в таком открытом виде, что тайна его начертана на самом его челе: видех жену седящу на звери червлене… и на челе ея написано: Вавилон великий… град есть великий. (XVII, 3. 5. 18). О сем то открытом Вавилоне буквально повторено то же самое, что ска-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О преславный и святый угодниче, страстотерпче Христов, великий княже Георгие, вонми гласу моления нашего и ходатайством твоим испроси нам от Господа в жизни сей в вере и добродетелех утверждение, от ересей и расколов сохранение, от скорбей и напастей избавление, прегрешений наших прощение и в час смертный твердое спасения упование, да сподобимся Царствие Небесное наследовати и вечно воспевати Богу: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа. [Сей кондак глаголется трижды.] [Далее повторяем 1е икос и кондак:] Икос 1 Ангельское житие возлюбив от юности и ко исканию единаго на потребу направив помыслы твоя, княже Георгие, дивный образ был еси добродетелей христианских и совершенства духовнаго; темже и возвеличен был еси на земли пред братиею твоею и на небеси прославлен еси от Господа. Сего ради славяще, зовем ти сице: Радуйся, богоизбранный княже земли Российския; Радуйся, пречестная отрасль равноапостольнаго князя Владимира. Радуйся, святости князя Андрея Боголюбскаго подражателю; Радуйся, благоверия князя Глеба наследниче. Радуйся, яко тобою град Владимир украшается; Радуйся, яко Бог в тебе дивен является. Радуйся, святый благоверный великий княже Георгие. Кондак 1 Избранный угодниче Христов, благоверный княже Георгие, возсиявый мирови, яко звезда богосветлая, святостию и чудесы твоими, приими похвальная пения любовию чтущих святую память твою и со сродники твоими, святыми князи Андреем и Глебом, моли Христа Бога сохранитися неврежденным нам от видимых и невидимых враг, да со умилением вопием ти: Радуйся, святый благоверный великий княже Георгие. Молитва святому благоверному великому князю Георгию, Владимирскому чудотворцу О богоизбранный чудотворче, преславный угодниче Христов, Церкве Православныя поборниче, Царства Российскаго защитниче, великий княже Георгие! Преклоньше колена, молим тя: призри на ны грешныя, прибегающия к твоему заступлению, услыши сие малое моление наше и теплым твоим предстательством умоли милостиваго Бога, Емуже предстоиши с лики Ангел и со всеми святыми, да сохранит нас в единении Православныя Церкве и утвердит в сердцах наших дух правыя веры и благочестия, и избавит нас от всякаго злаго искушения.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Но зде у нас в велицей России по обычаю сему мало творимо обретается еже во святей литургии постригати но мы обоя на произволение настоятелей положихом. А како убо зде о сем бывает действо и тако испытавше и написахом. Обретохом же убо разнества и несогласия о сем немало и яже вдвое что действо илвс приглашение кое и то на едино положихом. Занеже в пострижении иноческом дважды писаны действа и с приглашением первое еже малаго образа о пострижении и паки вели образа та же писано и о еем невемы что рещи но убо обретаем яко едино крещение Господне и едино и нам с погружением крещение в смерть Господню такожде и едино воскресение и всякому чину освящаему. He паки повторяются прежние молитвы или действа, но прилагаются и приглашаются ко вторым или третиим иныя молитвы и каковы лица каковых дел или вещей усугубляются и тому подобно подобныя и глаголы провозглашаются. В правилех святых отец писано: аще кто верного и правокрещенного окрестит второе, тогда извержется сана своего. Такожде и о сем должно есть разумети, такоже бо иерей или диякон дважды поставлялся по правилом измещутся. И о сем до зде. К тому же должни есть и о инокинях ведати, яко инокинь жен или девиц прежде подобает постригати в малый образ по иноческому первому указу еже мужеск пол постригают. Аще ли же который священноинок или неведущая началница от неразумия восхотять пострищи по прежебывших переводех яже неразумно указано все постризание кроме схимы в великий образ инокиням а не в малый якоже мужем, то что будет о сих творити егда восхотят посхимитися по многим летех а уже молитвы все и приглашения глаголемы быша прежде. И о еем что сотворити еже второе о сих такожде глаголати и о сем вкратце зде изъявихом»; 7) чин бываем вели ангельского образа (24–49 об.); 8) чин пострижению инокиням вели образа ангельского (50–67 об.); 9) чин исповеданию православным царем и князем и всем православным християном како подобает кающагося приимати (68–130); 10) устав како подобаег Причястие больному вборзе дати страха ради смертного (130 об.–135); 11) указ о исповедании немому и глухому и бесному (136); 12) чин бываемый на разлучение души от тела (136–148 об.); 13) последование святаго масла освящаему 7-ью попы (149–179 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Немногие находят этот Порог Тесноты и Отречения от вещественного и мысленного – и редкие переступают через него в жизнь невещественную, редкие живут жизнью истинно духовной, небесной, немногие познают Ангельское радование на земле, не многие познают святоотеческую Тайну «Внимания к себе». А потому и «много званных, да мало избранных». Мало спасающихся от невнимательного вещественно-смертного бытия. Мало приобщающихся вниманием Жизни Бессмертной. Мало взыскующих свою Душу и еще менее обретающих ее. Ибо велик подвиг отречения от вещественного и мысленного. Велик труд обретения потери невещественной – своей Души. Через потерю вещественного и мысленного обретается невещественное и умное. Просвещенные Божественной Благодатью, Отцы это поняли, познали, потому и трудились всю жизнь во взыскание своей умной потери души. Трудились смиренно и с терпением, в скорбях и самоозлоблении. И обретали ее не в пещерах и не в лесах, не в голоде и жажде, – а в «Умной Тесноте Внимания», в «Умной молитве». А все остальное служило только пособием этой «Умной Тесноты». Умным трудом, умным деланием обретали «Умную потерю». Они познали тайну «Умной Молитвы» сокрытую от веков и родов и в святом трудничестве, в покаянии и слезах обретали сей молитвой свою душу, а с нею и дивный Дар Благодати, дарованный нашей природе во Христе Иисусе. Дар богатый и многодейственный, великий и благословенный. Дар Нового бытия Богоносного. Они познали сей дар опытно: в изменении своего жития, в просвещении своей «умной» сущности, в живом ощущении сердца, носившего в себе Святого Живого Бога – потому и были богоносными и святыми. Живя во плоти на земле, они жили духом на небеси. Еще здесь среди греха и растления носили в себе взысканную Умную Красоту – просветленный бессмертный Образ Божий, Который сиял в них немеркнущей Славой. Сиял на посрамление злобных демонов, поправших сей Образ для большего укрепления и укрепления нашей изнемогающей веры в наше непреложное и непостыдное взыскание. Взыщем и мы – благодатью содействующей – свою потерянную Умную Красоту – свою Душу, если вступим на путь «Умной Тесноты». Ибо только на узком пути «Умной Тесноты» она обретается. В Умной Тесноте молитвенного Внимания познает человек свою бездну падения. На пути Внимания познает Бессмертную Красоту Души и бездну Божьего Милосердия и Любви к этой умной грешнице – душе. Только на пути отрешенном и мысленно тесном человек познает небесное величие души и там впервые видит ее боголепный образ и познает все безумие греха, искажающего этот образ Божьей Красоты. Там приносит покаянную клятву до смерти любить этот Образ. Приносит клятву ненавидеть грех невнимания и его гибельную безобразность.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/o-vnut...

Не слушал я голоса Твоего,/не послушался Писания Твоего, Законодатель;/но в покаянии меня прими/и в разум призови,/чтобы не стать мне добычей и пищей врага,/Ты Сам, Спаситель, надо мною сжалься. Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. Припев: Преподобная матерь Мария, моли Бога о нас. Марии: Безплотных жительство в плоти преходящи,/благодать преподобная к Богу/велию воистинну прияла еси,/верно о чтущих тя предстательствуй./Темже молим тя,/от всяких напастей и нас молитвами твоими избави. Образ жизни бесплотных во плоти пройдя,/получила ты воистину, преподобная,/величайшую пред Богом благодать/за чтущих тебя с верою предстательствовать;/потому молим:и нас избавь/от всяких напастей молитвами твоими. Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. Припев: Преподобная матерь Мария, моли Бога о нас. Марии: Великих безместий во глубину низведшися,/неодержима была еси,/но востекла еси помыслом лучшим,/к крайней деяньми яве добродетели преславно,/ангельское естество Марие, удививши. Во глубину великих непотребств увлеченная,/не утвердилась ты в них,/но явно взошла помыслом добрым посредством деяний/до высочайшей добродетели предивно,/ангельское естество, Мария, удивив. Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас. Припев: Преподобный отче Андрей, моли Бога о нас. Андрею: Андрее, отеческая похвало,/молитвами твоими не престай моляся,/предстоя Троице Пребожественней,/яко да избавимся мучения,/любовию предстателя тя божественнаго всеблаженне призывающии,/Криту удобрение. Андрей, отцов похвала!/Предстоя Троице пребожественной,/не прекращай в молитвах твоих просить усердно/об избавлении от наказания нас, с любовью призывающих,/тебя божественного защитника, Крита украшение. Слава, Троичен: Нераздельное Существом,/неслитное Лицы,/богословлю Тя Троическое Едино Божество,/яко единоцарственное и сопрестольное,/вопию Ти песнь великую,/в вышних трегубо песнословимую. Слава, Троичен: Нераздельное по существу/и неслиянное в Лицах,/богословствую о Тебе, Троичное Единое Божество,/как о единоцарственном и сопрестольном./Возглашаю Тебе песнь великую,/в мире горнем троекратно воспеваемую.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/velikij-k...

625 Заметь, что движение любви, предсуществующее в Добре, являющееся в Добре простым и самодвижным, из Добра происходя, вновь туда же возвращается, как безначальное и бесконечное, что являет наш порыв к божественному. Заметь также, что он говорит, что вечный круг исходит из Добра, ниспосылается из Него на воспринимаемое умом и чувствами и вновь к Нему возвращается, не останавливаясь и не прекращаясь. 626 Пойми, как великий Иерофей философствует о достохвальном эросе наилучшим образом, первым делом называя эрос божественным, поскольку запредельной и беспричинной Первопричиной небесного эроса является Бог . Ибо если, как сказано выше, эрос это и есть любовь, ибо написано: «Бог есть любовь» ( 1Ин.4:8 ), то ясно, что Бог – это всех объединяющий Эрос, или Любовь. От Него Она переходит к ангелам, почему он назвал Ее и ангельской, – у них в особенности обнаруживается божественная любовь к единству, ибо никакой несогласованности и причины для распрей у них нет. Затем, после ангельской, он называет умственный эрос, т.е. любовь принадлежащих Церкви богомудрых мужей, обращаясь к каковым, Павел говорит: «Да говорится одно и то же» и так далее ( Флп.2:2 ), – и Господь: «Да будете едино, как Мы едины» ( Ин.17:11 ). Это относится к истинным христианам, впрочем также и к прочим людям, у которых есть закон дружества. Словесные же души он назвал разумными, потому что они происходят от божественного ума. А душевным он назвал эрос бессловесных, дружество, основанное на чувствах, т.е. – без участия ума. По причине ведь этой любовной силы и птицы, как–то: лебеди, гуси, журавли, вороны и им подобные летают стаями; и по земле ходят так же, стадами, олени, быки и подобные им; и, равным образом, плавают вместе тунцы, кефали и ведущие схожий с ними образ жизни. Да и существа не стадные тоже движимы к спариванию со сходными. Физическим же он назвал эрос бездушных и бесчувственных существ, соответствующий их естественной склонности. И они устремляются к Богу своим жизненным, т.е. естественным, движением.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

306. О немощах по принятии схимы Ваше высокопреподобие, Всечестнейший и достопочтеннейший батюшка, и милостивый благодетель мой о Христе Иисусе, боголюбивейший отец архимандрит! Благословите! Давно имел в желании писать к Вам, и благодарить Ваше Высокопреподобие, за почтеннейшее письмо Ваше с благожелательным поздравлением меня недостойного с облечением во святый и великий Ангельский образ, т. е. в святую схиму; но весьма болезненное состояние мое лишило меня сей возможности, да и ныне пишу это не своею рукою, ибо остави мя сила моя; а посему хотя и опоздалое по времени, и не своеручное писание это, прошу принять милостиво, ибо сердце мое исполнено любви и благоговения к святой особе Вашей, и всегда с сердечною признательностию молитвенно воспоминаю Вас за все доброе; а за то, что доселе не писал я к Вам, прошу не посетовать на меня, немощного и убогого старца! Вместе с сим приношу Вам сердечную благодарность мою, за посланный Вами с нашим иеромонахом святый образ, чем весьма много утешили меня и одолжили, ибо у меня не было еще такого образа, за что спаси Вас Господи и утеши! Вот приближается день святого Ангела Вашего, с которым и приношу Вам поздравление мое, и от души желаю, чтобы Господь Бог за молитвы святого Равноапостола благословил новолетие Ваше, и сохранил жизнь Вашу до самой глубокой старости во здравии и благоденствии, и явил Вам спасение свое! После сего, для ведения Вашего доношу о себе, что сего года марта 9-го дня исполнилось мне от рождения моего семьдесят лет, и я в тот день, по благословению милостивого Архипастыря нашего, облечен в великий Ангельской образ, т. е. в святую схиму: и с того дня сижу в келлии своей, как в затворе – безвыходно, да и к себе в келлию никого не принимаю. Но вот какая беда, что и с принятием великого Ангельского образа, я нисколько не переменился на лучшее, ибо чувствую те же немощи и слабости и не имею чем похвалиться, а посему смиренно прошу Ваше Высокопреподобие помолиться о мне, чтобы Господь Бог исправил меня, и научил творить святую волю Его!

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Optins...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010