14. Мон-ри прор. Илии (Хирбат- Мугайфир), близ Иерихона. Известны 2 мон-ря с этим посвящением, находившиеся рядом: 1-й основан в V в. учеником прп. Евфимия, 2-й - в сер. VI в. мон. Антонием. Жизнь насельников 2-го мон-ря подробно описана Иоанном Мосхом. 15. Кафизмы мон-рь . Существовал в V-VIII вв. на месте, где, по преданию, Пресв. Богородица отдыхала на пути из Иерусалима в Вифлеем. Рядом находится ныне действующий Илии Пророка мон-рь (Дайр-Мар-Ильяс), основанный, вероятно, в XII в. 16. Лавра прп. Саввы Освященного (Дайр-Мар-Саба; Великая лавра). Основана ок. 485 или 490 г. По оценкам археологов, в VI в. здесь жили до 150 монахов. Все постройки монастыря реконструированы в XIX-XX вв. 17. Лавра Иеремии (Хирбат-эз-Зараник). Основана в 531 г. учеником прп. Саввы Иеремией. Небольшой комплекс из 15 келий. Был заброшен в VII в. 18. Мон-рь Иоанна Схолария (на горе Эль-Мунтар), киновиный. Основан в сер. V в. имп. Евдокией как ее замок или резиденция в пустыне. После ее смерти (469) преобразован в мон-рь; принадлежал монофизитам до кон. 70-х гг. V в. ( Cyr. Scyth. Vita Euthym. S. 45; Idem. Vita Sabae. S. 127). На рубеже V и VI вв. здесь подвизалась группа монахов-несториан (в Житии прп. Саввы говорится о 2 монахах). После долгого общения с ними прп. Савва убедил несториан в истинности правосл. вероучения. Ок. 509 г. прп. Савва сформировал для мон-ря общину во главе со своим учеником Иоанном, который в прошлом служил в армии в отряде схолариев. Иоанн был игуменом мон-ря до 545 г. Мон-рь заброшен, вероятно, в VII в. 19. Мон-рь Спилеон (Пещерный; Бир-эль-Каттар), киновийный. Основан ок. 508 г. прп. Саввой. В VI в. здесь жили ок. 20 монахов. 20. Мон-рь Кастеллион (Хирбат-эль-Мирд), киновийный. Основан ок. 492 г. прп. Саввой на руинах крепости Ирода Великого. Комплекс был обнесен стеной (30×40 м), община включала не более 15 монахов ( Milik. 1961). 21. Мон-рь Занна (западнее лавры прп. Саввы), киновийный. Основан в 511 г. прп. Саввой ( Corbo. Il Cenobio di Zaunos. 1958). 22. Лавра Гептастом (греч. Επτστομος; Семиустная; Хирбат-Джинджас; в 4 км к северо-западу от лавры прп. Саввы). Основана в 510 г. мон. Иаковом из лавры прп. Саввы близ цистерны под названием Гептастом. В лавре подвизались не более 20 монахов; археологи открыли фрагменты 15 келий. Территория была обнесена хорошо сохранившейся каменной стеной. Кельи делились на юж. и сев. группы; при каждой находилась цистерна для воды. Центральный комплекс состоял из церкви и дополнительных построек, образовавших 2 внутренних двора ( Hirschfeld. 1992. P. 29-30).

http://pravenc.ru/text/1237767.html

Это первый Архиерейский Собор на котором я принимаю участие. Заседания проходят довольно сложно – как по своим задачам, так и по способу решения церковных вопросов. Я не ожидал, что Собор будет таким насыщенным, таким основательным. Действительно требуется много лет опыта, и духовного и пастырского – ведь, как-никак, решается судьба воинствующей Церкви. Настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Олбани (штат Нью-Йорк) протоиерей Всеволод Дробот : Я лично считаю, что в нынешнее время только владыка Лавр, благодаря своему здравомыслию и опыту, может возглавлять нашу Русскую Зарубежную Церковь и поэтому его избрание меня радует. Владыку Лавра я знаю с 1957 года. Он тогда только что получил игуменство. Моя матушка обратила внимание, что он был черный как цыган. Да он иногда сам шутил, что он «цыган». В то время в семинарии он преподавал литургику и патрологию. В монастыре тогда были трудные условия, и о. Лавр всегда оказывал мне лично помощь и поддержку. Раньше в монастыре когда рукополагали диаконов и священников, то очень строго следили за тем, как новорукоположенные совершают богослужения. Теперь это почему-то в большей степени утеряно. Я помню, как игумен Лавр помогал мне после моего рукоположения, как он меня наставлял. Я явно ощущал, как о. Лавр духовно переживает литургию, начиная с самой проскомидии, и этот пример благоговения и страха Божия остался у меня на всю последующую жизнь. Настоятель Cbяmo-Bлaдuмipckoro храма-памятника в Джаксоне (штат Нью-Джерси), протоиерей Борис Киценко : У меня великая радость на душе. Наша семья знает митрополита Лавра 51 год – мы ему верим и будем идти за ним. Сейчас очень трудное время. Но, как-никак, владыка Лавр верный ученик приснопамятного архиепископа Виталия (Максименко) и он имеет с ним тесную духовную связь и мы желаем, чтобы новый митрополит Лавр вел нашу Церковь, как она шла. Протоиерей Лазарь Костур (Сербская Православная Церковь) : Мне трудно выразить свои чувства в сегодняшний день. Владыка митрополит Лавр излучает любовь. Его речь на трапезе потрясла мое сердце. Все сегодняшние речи и приветствия были пронизаны любовью и искренностью. Я верю, что дух любви, который свойствен новому митрополиту, перейдет и в церковную жизнь. Те люди, которые плохо знают владыку Лавра, после более тесного общения с ним, почувствуют эту любовь и поймут, что Сам Господь его избрал возглавлять Церковь в настоящее время.

http://pravmir.ru/k-pervoj-godovshhine-v...

В XII в., хотя общежитие продолжало считаться идеальной формой монашества, фактически начинает преобладать келлиотство. Феодор IV Вальсамон , патриарх Антиохийский, приводя отрывок из 123-й новеллы имп. Юстиниана о киновиях, замечает, что в его время эта форма монастырского устройства почти не сохранилась: монахи муж. обителей не живут совместно, и только в жен. общежительных монастырях удержались совместные трапеза и проживание ( Theod. Balsam. Comm. in Carth.//PG. 138. Col. 176CD). По свидетельству Жития прп. Мелетия Нового (Миупольского), вокруг его мон-ря возникло 22 «паралаврия», в каждом из к-рых было 8-12 монахов ( Васильевский В. Г., ред. Николая, еп. Мефонского, и Феодора Продрома, писателей XII ст., жития Мелетия Нового//ППС. 1886. Т. 6. Вып. 2(17). С. 19). Келлиотская организация, вероятно, преобладала в мон-ре прп. Неофита Затворника на Кипре ( Janin R. Le monachisme byzantin au Moyen Âge: Commende et typica (Xe-XIVe siècle)//REB. 1964. T. 22. P. 31). C кон. XIV в. в Византии разворачивается движение за идиоритм, т. е. за официальную индивидуализацию монашеской жизни ( Dumont P. Vie cénobitique ou vie hésychaste dans quelques «typica» byzantines//L " Église et les Églises. Chevetogne, 1955. Vol. 2. P. 3-13). Хотя внешне келлиотская форма монашества похожа на древние палестинские Л., большинство келлиотских поселений в Византии не являлись Л. в строгом смысле, т. к. в них отсутствовали важные элементы, присущие Л. Палестины: наличие у всех лавриотов одного общего духовного руководителя, размещение келий на значительном расстоянии друг от друга, строгое соблюдение принципа stabilitas loci (постоянство местопребывания), наличие центральной администрации Л., отличной от администрации киновии. Визант. келлиотские поселения были гораздо менее централизованными и организованными структурами, чем палестинские Л., элементы общежития в них либо отсутствовали, либо были минимальными. Великая Лавра прп. Афанасия Афонского Великая Лавра прп. Афанасия Афонского В наст.

http://pravenc.ru/text/2462411.html

Все это описание пропущено английским переводчиком и по этой, несомненно, причине протоиерей Лебединцев в своей статье «Киево-Печерская лавра в ее прошедшем и нынешнем состоянии» (Киевская Старина, 1886), заимствуя у Павла Алеппского (по английскому переводу) все, касающееся этой обители, замечает, что, будто бы, «ни внешний, ни внутренний вид великой церкви не описаны диаконом Павлом». На самом деле это описание – и, как увидит читатель, довольно подробное – оказалось в арабском подлиннике. Ввиду интереса, который оно представляет, будучи единственно обстоятельным описанием печерской церкви до пожара 1718 г., совершенно видоизменившего ее и извне и внутри, считаем нелишним напомнить вкратце историю этого древнейшего памятника нашего церковного зодчества. Построенная в период от 1073 по 1089 год, она, по-видимому, мало уступала Софийскому собору: это была «небеси подобная церковь », как называет ее летописец. Первоначально великая печерская церковь имела форму прямоугольника с тремя апсидами, длиною в 16, шириною в 11 сажен. Купол был один. На северо-западном углу здания была устроена башня с внутренней каменной лестницей, которая вела на хоры. В конце главного алтаря была изображена мозаикой Богоматерь, а в дне купола, так же мозаикой, Спаситель. Стены церкви были украшены фресками. Пол был выстлан плитами красного шифера. Во время нашествия Батыя Киево-Печерская лавра испытала общую участь города: она была разорена. Но полное запустение этой обители не было продолжительно, судя по немногим историческим свидетельствам о состоянии ее в XIV и XV столетиях. Впрочем, в особенно благоустроенный вид она была приведена лишь в 1470 году усердием киевского князя Симеона Олельковича; тогда была возобновлена великая печерская церковь, украшена стенным писанием и снабжена богатой утварью. Отстояв свою независимость от покушений униатских киевских митрополитов, Печерская обитель в начале XVII века с титулом лавры начинает свою просветительную деятельность в защиту православия: в ней учреждается ученое братство и заводится типография. Около того же времени, при митрополите Петре Могиле , возобновлена древняя фресковая живопись великой церкви. Как видно по описанию Павла Алеппского, великая церковь в половине XVII века, еще сохраняла отчасти свой первоначальный объем и некоторые из древних украшений: были целы мозаичные изображения в апсиде главного алтаря, разноцветные мраморные полы и барельефы, вероятно, также современные основанию храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Император Анастасий, принявши это прошение положил оставить пока это дело без внимания; ибо он был занят возмущением Виталиана. Таким образом Иоанн не был низложен с иерусалимской кафедры. Савва, этот земной ангел и небесный человек, был мудрым и искусным учителем, защитником православия, обличителем неправоверия, верным и благоразумным домостроителем, умножил божественные таланты, облекся силою свыше и, по благоволению Бога Отца, при содействии Христа и по вдохновению Св. Духа, населил пустыню множеством монахов и основал в ней, как уже сказано об этом, семь славных монастырей. Они суть следующие: во-первых лаврывеликая его лавра, главная из всех палестинских лавр, после нее вторая по порядку новая лавра и наконец лавра Гептастом (семиустная); потом киновии – Кастеллийская, Пещерная и так называемая Схолариева и Заннова. Савва поддерживал также благосостояние и древних двух киновий св. отцов Евфимия и Феоктиста. Имея попечение и заботу об этих монастырях, он никак не хотел приобретать что-нибудь для будущего и укрепляясь несомненным упованием на Бога, никогда не предавался сей заботливости. Это особенно видно было во время голода. Ибо, как скоро архиепископ Илия послан был в ссылку, то небо заключено было не дождить на землю пять лет; к бездождию присоединилось весьма много саранчи и бесчисленное множество червей, поедавших растения. Эти насекомые поели все на земле. На другой год по появлении саранчи, явилась другая саранча, которая затмила воздух и истребила все полевые растения. По этой причине сделался великий голод и мор. Жители Иерусалима говорили, что эти бедствия постигли страну эту за грех, сделанный против архиепископа Илии. Тогда св. отец наш Савва внушал настоятелям своих монастырей нимало не заботиться о плотском и напоминал им следующие слова Господа: не пецытеся убо, глаголюще что ямы, или что пием, или чим одеждемся? весть бо отец ваш небесный, яко требуете сих всех. Ищите же прежде царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам ( Мф.6:3–33 ). Так мыслил и учил сей божественный старец. Бог же подавал ему обильно все нужные вещи, так что терпели недостаток более те, которые надеялись на свои деньги и доходы, нежели управляемые им монастыри.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Зверинский В.В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Ч. 1–3. СПб., 1890–1897. Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия игумена Радонежского и всея России чудотворца. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. СПб., 1905. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. М., 1908. Православные русские обители/Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне. СПб., 1910. Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т. 1–2. Сергиев Посад, 1912. Сурский И.К. Отец Иоанн Кронштадтский . Т. 1–2. Белград, 1938–1941. Флоренский П.А. Троице-Сергиева Лавра и Россия//Ист.-биогр. альм. сер. «Жизнь замечательных людей». Т. 16: Тысячелетие русской книжности. М., 1990. С. 396–410. Жизнь и житие Сергия Радонежского. М., 1991. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 1–2. М., 1991. История Русской Церкви. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1991. Московский патерик. Жития святых. М., 1991. Избранные жития русских святых X–XV вв. М., 1992. Сорок сороков. Т. 1–4. М., 1992. Троицкий патерик. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. Преподобный Серафим Саровский . М., 1993. Иоанн (Снычёв), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Жизнь и деятельность Филарета, митрополита Московского. Тула, 1994. Комаров Е. Патриарх. М., 1994. Миллер Л.П. Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета Феодоровна. М., 1994. Патриарх Тихон и история русской церковной смуты. Кн. 1. СПб., 1994. Вострышев М. Патриарх Тихон. М., 1995. Лебедев Л., прот. Москва патриаршая. М., 1995. Митрофанов Г., свящ. Православная Церковь в России и эмиграции в 1920-е годы. СПб., 1995. Русская Православная Церковь в советское время. Кн. 1–2. М., 1995. Русские монастыри. Т. 1. М., 1995. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 1995. Зайцев К., прот. Время святителя Тихона. М., 1996.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Игумен афонского монастыря напутствовал преподобного Антония: «Да будет на тебе благословение Святой Горы Афон, от тебя произойдет множество иноков» Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич) – Какое влияние оказал Афон на преемственность традиций афонского монашеского делания? – Несомненно, существует глубокая духовная связь между Святой Горой Афон и Киево-Печерской обителью. Благодаря преподобному Антонию на Русь с Афона была принесена традиция монашеского делания. По преданию, игумен афонского монастыря напутствовал преподобного Антония такими словами: «Да будет на тебе благословение Святой Горы Афон, от тебя произойдет множество иноков». Поэтому не случайно именно Киево-Печерский монастырь еще на заре его становления стали называть «третьим Уделом Божией Матери» и «Русским Афоном». – В прошлом году мы отмечали 1000-летие написания «Повести временных лет», созданной в стенах обители. Именно в Лавре зародилась и великая русская культура, основой которой послужили церковная литература, зодчество и иконопись. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой стороне жизни монастыря. – Именно из стен Печерского монастыря вышли первые отечественные богословы, агиографы, иконописцы, гимнографы, книгоиздатели. Здесь зарождались начатки древнерусской литературы, изобразительного искусства, юриспруденции, медицины, педагогики, благотворительности. Прп. Нестор Летописец Киево-Печерская Лавра, живой свидетель священной истории нашего Отечества, стала основательницей отечественной исторической науки и учредительницей школ. Первым известным летописцем Руси был преподобный Никон, игумен Печерского монастыря. Здесь воспитался и трудился первый русский историк Нестор Летописец – автор Печерской летописи и «Повести временных лет». В веке в Лавре был создан первый свод житий русских святых – Киево-Печерский патерик . Киево-Печерская Лавра во все времена одинаково преуспевала в просветительской, миссионерской, благотворительной и общественной деятельности. Особенно в древнейший период своего существования она была истинным христианско-просветительским центром, сокровищницей отечественной культуры. Но, прежде всего, Киево-Печерская Лавра была школой благочестия, распространявшегося из нее по всей Руси и за ее пределы.

http://pravoslavie.ru/79300.html

О горе Гаваонской. От этого места, если идти к западу, находится высокая и великая гора Гаваон (джебель Курунжуль); над этой горой было остановлено солнце, и ждало оно полдня, до конца победы Иисуса Навина, когда с ним сражался васанский царь Ог, захвативший Ханаанское царство. После победы Иисуса Навина солнце зашло. О пещере, где Христос постился сорок дней. Высоко в горе Гаваонской находится пещера, где постился Христос сорок дней и проголодался. Тогда пришел дьявол и хотел его искусить, сказав: «Если ты Сын Божий, то прикажи, чтобы камни превратились в хлеб». Вблизи пещеры был дом пророка Елисея, его пещера и колодец, к востоку от Гаваона, более полверсты. От Иерусалима до Феодосиева монастыря верст шесть. Монастырь стоит на горе, огражден стеною, виден от Иерусалима. Посреди монастыря большая пещера, в которой волхвы ночевали, когда спасались от Ирода. Здесь ныне покоится прах Феодосия и многих святых, в этой же пещере похоронена мать святого Саввы и мать Феодосия. О лавре святого Саввы. От этого монастыря до лавры Саввы верст шесть. Оба эти монастыря расположены к югу. Лавра Саввы находится в Асафатовой теснине – в Долине плача, эта теснина идет от Иерусалима, к Гефсимании, проходит сквозь лавру и доходит до Мертвого моря. Лавра Саввы установлена Богом дивно и несказанно. Было некогда ущелье глубокое, страшное и безводное, отвесные скалы его высокие, и на этих высоких скалах прилеплены кельи, устроены Богом удивительно и страшно. На большой высоте по обеим сторонам ущелья страшного кельи и прилеплены на скалах, как звезды на небе. В лавре три церкви, посредине келий к западу дивная пещера под каменной скалой. В этой пещере церковь Богородицы. Показал пещеру Бог столбом огненным, когда Савва жил один в ущелье. Келья Саввы, где он жил в одиночестве, находится в полверсте от нынешней лавры, оттуда Бог и показал ему столбом огненным место, где ныне стоит лавра. Дивное это место и несказанное. Посреди трех церквей, от главной церкви сажени четыре, стоит гроб Саввы, над ним устроен красиво теремец. Здесь же лежат тела многих отцов: молчальника епископа Иоанна, Иоанна Дамаскина , Феодора Едесского и его племянника Михаила, Афродитиана и лежат тела многих других святых, как живые, благоухание от них исходит несказанно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С радостью встреченный в Иерусалиме, неутомимый служитель Господень основал там монастырь Иеремии, а затем окончательно удалился в Великую лавру. Достигнув 94 лет, святой Савва заболел и мирно почил в Господе 5 декабря 532 года, оставив своим преемником святого Мелитона (Мелита). Нетленные мощи преподобного были положены в его лавре при огромном стечении монахов и мирян. Во времена Крестовых походов их перевезли в Венецию; вновь возвращены в монастырь святого Саввы уже в наше время, 26 октября 1965 года. Лавра святого Саввы, ставшая впоследствии общежительным монастырем, сыграла выдающуюся роль в истории египетского и палестинского монашества. В ней просияли многие святые: Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский, Стефан Савваит, Андрей Критский и др. Именно здесь сложился и был принят в окончательном виде Типикон, по которому доныне совершаются богослужения в Православной Церкви, и была написана значительная часть существующих церковных песнопений. 18 декабря 2012 г.  Здесь мы кратко излагаем его «Житие», составленное Кириллом Скифопольским, – один из наиболее значительных памятников монашеской традиции.  Ныне Талас в Турции.  Палестинские лавры, начало которым положил святой Харитон, представляли собой группы отшельников, как правило учеников какого-либо известного и авторитетного старца, подвизавшихся большую часть времени в одиночестве и собиравшихся в центральном храме на воскресные и праздничные службы. Поскольку они не имели возможности вернуться вечером в свои кельи, постольку всенощная продолжалась до самой Божественной литургии, по окончании которой монахи участвовали в совместной трапезе и беседовали на духовные темы. После этого они расходились по кельям, каждый со своим запасом провизии и рукоделия на следующую неделю. Из-за большого стечения монахов и опасности со стороны разбойников такие лавры быстро превращались в общежительные монастыри, так что со временем словом «лавра» стали обозначать крупные общежительные монастыри, вокруг которых группировалось множество зависимых от них обителей, примером чего может служить Великая Лавра святого Афанасия на Афоне, а также Киево-Печерская и Троице-Сергиева лавры на Руси. Недавние археологические раскопки показали, что последовательное основание монашеских обителей святым Саввой и его учениками (семь лавр, шесть общежительных монастырей и десятки крупных скитов, располагавших собственной часовней) было, вероятно, частью целенаправленной деятельности преподобного, которого по праву именуют «цивилизатором пустыни» (Patrich J. Sabas, Leader of Palestinian Monasticism. A comparative study in Eastern Monasticism, 4th to 7th cent. Washington, 1995 (Dumbarton Oaks Studies, 32).

http://pravoslavie.ru/58196.html

Из книги Шатохин А.В., Вязьмитин О.Р., Харитонов С.А. " Храмы Севского уезда " . 2017. В 1665 году построена Введенская церковь. В 1681 году в поданном Патриарху прошении жители Телятникова просят разрешить возобновить сгоревший храм. Благословение на возведение храма было дано, и храм поставлен в другом месте. В 1715 году пристроен придел во имя Святых Мучеников Флора и Лавра. К 1734 году церковь окончательно обветшала и уже в 1735 году освящена новая церковь, построена тщанием Стефана Апраксина. В 1779 году составлен план на церковную землю (ГАБО, фонд 249, опись 1, дело 223, лист 44; дело 222, лист 3). В 1893 году устроена каменная ограда (ГАБО, фонд 249, опись 1, дело 222, лист 3). Метрические книги: 1786-1803, 1803-1813, 1831-1838, 1839-1845, 1846-1855, 1860, 1862, 1866-1872 годы. Упоминается до первой половины ХХ века, не сохранилась. Комарицкая волость 173 года по книгам попа Ипатия прибыли вновь 4 церкви: Введения Пресвятой Богородицы в селе Телятникове дани, десятильничих и заезда 31 алтын с деньгой и генваря в 30 день те деньги взято платил поп Игнатий. 186 года по переписным книгам из Трубчевска Чолнского монастыря строителя иеромонаха Маркелла записано - дани 30 алтын 2 деньги; 1746 года - рубль 31 копейка. 1715 года июня 21 дня запечатан указ по челобитью Комарицкой волости Брасовского стану села Телятникова церкви Введения Пресвятой Богородицы попа Питирима с прихожаны велено им в селе Телятникове подле настоящей церкви Введения Пресвятой Богородицы построить придел деревянный, теплый во имя святых мучеников Флора и Лавра, а, построя, освятить тот придел Николаевского монастыря Баршевской пустыни иеромонаху Иосифу и антиминс в тот придел выдан, за одно полотно деньги взяты. 1734 года февраля в 1 день церкви Введения Пресвятой Богородицы прихожане Комарицкой волости крестьяне: Степан Сазанов, Тимофей Афонасьев, Анфиноген Михайлов и все той церкви прихожане в поданном в Синодальный Казенный Приказ прошении писали: " в прошлом 192 году били челом села Телятникова солдаты Влас Иванов с товарищи о строении в оном селе Телятникове церкви Введения Пресвятой Богородицы с приделом святых мучеников Флора и Лавра, которая и построена, а ныне в оной церкви за ветхостью и от дождев бывает великая теча и служить опасно, служба редкая и то с великою опасностью и просим ту прежде бывшую церковь перестроить вновь, к которой и припасы все в готовности и о строении показанной церкви с приделом и о освящении и о выдаче освященных антиминсов Спаского монастыря к архимандриту Варлааму послать указ " .

http://sobory.ru/article/?object=45977

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010