Сколько передаётся в печати рассказов об этих чувствах старца. Кажется, им конца нет. „Не забыть мне, пишет одна женщина, как однажды, помолившись со мной перед образом Богоматери, положил мне на голову свои тёплые руки, и я почувствовала, как вдруг по всему моему телу пробежала какая-то оживляющая сила. Когда я подняла свой благоговейный взор на о. Серафима, то заметила, что он слёзно плачет... и слеза его скатилась на моё чело. Может быть, это сожаление ко мне... Но я не смела его спросить об этом. – Иди, дитя моё, с миром, – сказал он мне, – и благословил меня в путь... Какая нужна была великая внутренняя сила, чтобы устоять на этом пути живой, горячей любви к людям со всеми их достатками и недостатками. Попробуйте пережить с каждым все его падения и восстания, вдохнуть жизнь почти уже в омертвевшую совсем душу, – и вы узнаете, что это за величайший подвиг. А у кельи старца сколько таких душ собиралось... С восьми часов утра и до поздней ночи у него продолжался приём посетителей. Монастырские ворота, обыкновенно запиравшиеся с вечера, теперь не было никакой возможности закрыть до полуночи и далее. Народ толпился, жаждал видеть св. старца, получить от него благословение. За последние десять лет более 2000 человек в день бывало у старца Серафима. И никто из посетителей старца не выходил без утешения: ни богачи, ни вельможи, ни учёные, ни бедняки, ни простолюдины. Для всех и каждого у него было мудрое наставление и благодатное утешение. Он умел обласкать каждого, умел каждому сказать участливое и ласковое слово. В своей отеческой беседе никого не поражал строгим выговором или жестокими укоризнами. Слово —548— любви и тёплого участия, проникая в душу слушающего, будило в нём совесть и лучшие чувства и неудержимо влекло его на путь добра и света. Многие самые холодные люди не удерживались при этом от слёз. Как хотелось бы мне посмотреть на старца, как он окружённый громадными толпами народа, идёт по лесу, благовествуя на пути правду Божию, уча людей жить в мире со всеми, переносить терпеливо всякие житейские невзгоды, побеждать добро злом...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1762-м году учитель, иеромонах Арсений объявил, что, по слабости его здоровья, без других в его кельи окончин, в сильные морозы жить очень трудно». Ему сделаны были вторые окончины 3661 . Учитель Русской Школы Федор Шелковников имел от Монастыря квартиру в Набережной слободе с 1741-го года. В 1743-м году он писал об отведенном ему доме «и живу в нем поныне, токмо с великою нуждой и утеснением, ибо кровля вся весьма ветха, отчего в чулане и в сенях и в избе от дождей и снегов великая бывает теча, и как платья, хлебных и съестных припасов, так и домашней рухляди положить негде, но напрасно гниет и тратится. В том же строении в сенях хотя имеются 2 чулана, из которых 1 живущей в моиастырском же дворе Киевского пехотного полка полковницей занят, а другой у меня, нижайшего, на всякую поклажу, в котором и с случающимся солдатским постоем изворачиваемся с великой нуждой и хлопотами, да на двор места шириной только, колико строение хоромное заняло, не более сажени, чего для мне не токмо скотинишку или кур содержать, но и дров полусажени положить негде, и, как обыкновенно все жители имеют огороды для всяких овощей, того я не имею». Он просил отвести ему от соседнего свободного места огород и продать двор в собственность, с рассрочкой вычета из жалованья, – так как, в виду необходимости капитального ремонта, делать крупную затрату на монастырское строение было непосильно 3662 . Хотя по штату 1732-го года на содержание Семинарии была положена «сумма особливая», но в действительности на Семинарию «всякие расходы содержаны не разделяя из общей монастырской суммы». Особой отчетности не было. Деньги и припасы были выдаваемы по требованию расходчика Семинарии. Когда преосвященный Никодим вскоре после своего назначения потребовал от монастырской Канцелярии справку о расходах на Семинарию с 1732-го года, Канцелярия могла представить только примерную отчетную ведомость 3663 . Но затем заведена была особая отчетность и в 1753-м году уже имеются расходные книги продуктов и припасов на семинаристов 3664 . В 1754-м году имеется особая тетрадь – «для записи в расход хлебных припасов, употребляемых на содержание семинаристов» 3665 . С течением времени дело упорядочивалось и Семинария уже могла «требовать от Александро-Невской Канцелярии из монастырских доходов денежной и хлебной суммы против прежнего положения в свои времена без умаления» 3666 . А потом употребляется уже и термин: положенное по штату число денег 3667 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

И вот растворилась тоска. Обители двор переполнился храмом – Теперь ему стены – весь мip. Когда люди вместе, под силу ли драмам Сорвать этот дружеский пир? Едиными славим мы Бога устами И сердце рыдает навзрыд – Еще бы немного побыть в этом храме, Где сердцу путь к небу открыт. В едином порыве застыли все люди, Кто к Богу на подвиг пришел. Стар, млад или тот, кто подвижником будет И ринется ввысь, как орел. И просят у Бога о мире духовном, Кто в битве жестокой погряз. Чтоб к Божьему Царству спокойно и ровно Мы шли, исполняя приказ. Какое прекрасное чудное время! А там за порогом война, Где Бог принимает страданья и бремя, Спускаясь в стремнину до дна. Здесь, в Лавре, сегодня собрались народы. И, может быть, дар языков Всем будет преподан. Глубокие воды Напоят, кто нынче готов. Не в яствах, не в сценах победная сила. Но чтобы почуять, какой Миг счастья, душа его в мире вкусила, Вступив в heomмiphый покой О, Сергий! Воистину был бы доволен, Увидев здесь столько даров. Над мipoм, который всегда обездолен, Сияет небесный Покров! И после речей и приветствий с амвона Вдруг слышится: «Славим тебя!», Как гром, грохотавший у горнего трона, С которым ликуем, любя. Великая нынче пора наступила – Россия склонилась к мощам. И всех укрепила нездешняя сила – Сам Сергий пришел с нами в храм! 18 .07.2014 Молитва паломников Служба под открытым небом Столь неспешно шла, Люди приобщались Хлебу С царского стола. Юбилей настал немалый – Семь сполна веков. Наберется сил усталый – Больше нет оков. Семь веков, как ты родился, Сергий. Ныне здесь Людям ты раскрылся. Mip ликует днесь. Патриарх служил с отцами. Был небесный свод, Словно купол в древнем храме, А кругом народ. Люди плещутся, как море, Трепеща душой, Постигают на просторе Смысл пути большой. Вдохновенно и свободно Все молились тут. Праздник ширится народный – Ангелы поют. Все подходит к завершенью – Чреда забот Прекратилась. И к спасенью Колокол зовет. 18.07.2014 Академическая тетрадь Покров и Академия Гимн Покрову Покров вспоминается снова –

http://azbyka.ru/fiction/moskovskaja-duh...

Однако совершенно уникальный статус Афону придают его библиотеки. Это – крупнейшее собрание греческих рукописей и первопечатных книг в мире, с которым не могут поспорить ни библиотека Ватикана, ни тем более библиотека Конгресса. Древнейшие из кодексов относятся к IX – X вв., то есть фактически к началу известной нам рукописной традиции греческого средневековья (безусловно, в библиотеках мира есть отдельные более древние рукописи, однако, имея в виду массовую рукописную традицию, можно условно сказать, что между временем написания греческих папирусов в Египте и IX в. находится период, рукописи которого практически не дошли до нас). Многие из этих рукописей являются дарами императоров Византии и иных богатых и знатных христиан, поэтому очень часто эти кодексы бывали роскошно иллюстрированы. В наше время им посвящен один из самых красочных многотомников, изданных в Греции, который так и называется: «Сокровища Святой Горы». Наиболее богатые собрания представлены в монастырях Великая Лавра, Ватопед и Ивирон, хотя другие монастыри (и в том числе Пантелеимонов) также обладают бесценными коллекциями. Наконец, в сокровищницах афонских монастырей хранится множество произведений прикладного искусства, резных икон, вышивок, которые невозможно упомянуть в нашем кратком очерке. Природа Афона Афон по праву является одним из объектов Всемирного наследия не только из-за своего уклада жизни, не только древних сокровищ, но и еще благодаря уникальности своей природы. В Греции практически в любом книжном магазине можно увидеть атлас растений Афона. И это не удивительно. Даже поднимаясь на автобусе из Дафни к вершине хребта, чтобы потом спуститься к Карее, можно заметить, как с подъемом меняется растительность. Говорят, особо дотошные исследователи насчитывали здесь до 5 климатических зон. Кроме того, не испытывая потребности в мясе, монахи-святогорцы уже около тысячи лет назад отказались от присутствия на полуострове прожорливых овец, что самым благотворным образом отразилось на состоянии его флоры и фауны. Кроме того, уже в Х веке вышел особый императорский указ об ограничении использования лесных ресурсов Афона. В результате сегодня на Святой Горе сохранились такие виды растений и животных, которые благодаря деятельности человека вымерли во всей остальной Греции. Всего же ученые насчитывают здесь до 5000 видов растений – богатство, которым не может похвастать ни одна другая сравнимая по площади с Афоном область Греции. Из них достаточно много видов являются эндемичными, то есть не встречаются более нигде в мире. Немало этому способствует и сложный рельеф местности с его расщелинами, небольшими пещерками, равнинами и самыми густыми на Балканах лесами. О красоте же всего этого многообразия природы Афона говорить бессмысленно – чтобы понять ее, надо там побывать.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=912

В 1399 г., в период, когда турки вели длительную блокаду К-поля и положение Византии казалось безнадежным, Мануил II согласился передать престол И. П. как ставленнику султана Баязида, а сам уехал в Зап. Европу просить помощи. Соглашение между императорами было заключено 4 дек. 1399 г. Став формально соправителем Мануила, И. П. самостоятельно правил в К-поле до его возвращения в 1403 г. В этот период турки под угрозой вторжения Тимура прекратили давление на К-поль, но И. П. был вынужден заключить с ними союз против монголов. После разгрома войсками Тимура в битве при Анкире (20 июля 1402) Византия в сент. 1402 г. признала себя вассалом державы Тимура и согласилась выплачивать победителю ту же дань, что ранее платила османам. После ухода войск Тимура из М. Азии 3 июня 1403 г. в Галлиполи был заключен мирный договор между Византией (И. П.), Османским султанатом (Сулейман Челеби), представителями Венеции, Генуи, Родоса и герц-ства Навплион. Турки отказывались от получения дани с К-поля, возвращали Византии ряд владений, в т. ч. Фессалонику, часть территорий в Македонии, побережье Чёрного м. от Босфора до Варны, о-ва Эгейского м. Скопелос, Скирос, Скиатос и др. (RegImp, N 3201). Положение Византии на некоторое время стабилизировалось. И. П. старался информировать Мануила II и Зап. Европу о ситуации в К-поле, отправлял письма в Венецию, ко дворам королей Франции и Англии, неизменно прося их о помощи (сохр. копия письма И. П. кор. Генриху IV Английскому от 1 июня 1402 - Lond. Brit. Lib. Harl. 431). По возвращении Мануила в июне 1403 г. реальная власть вновь перешла к нему, а И. П. сохранил имп. титул, статус соправителя и получил во владение Фессалонику и о-в Лемнос. Последние годы жизни И. П. провел в Фессалонике, он собрался передать власть в своем уделе малолетнему сыну Андронику V (1400-1407) и короновал его в соправители, но тот умер раньше И. П. Поддерживал тесные отношения с мон-рями Св. Горы Афон ; в архивах мон-рей Великая Лавра, Ватопед, св. Павла, Ксиропотам, Дионисиат сохранилось несколько его хрисовулов (RegImp, N 3202-3211). Перед смертью И. П. принял монашеский постриг с именем Иоасаф. После смерти И. П. Ирина Гаттилузи жила на Лемносе, приняла монашеский постриг с именем Евгения († 1440).

http://pravenc.ru/text/469764.html

Владыка всегда был настроен на воссоединение Какое значение для владыки имела Россия? Он был священником и архиереем Зарубежной Церкви периода до воссоединения и после воссоединения. Он видел, как менялось отношение в Зарубежной Церкви к Церкви в отечестве. Вначале это отношение было осторожным, с сомнениями, а потом все более и более открытым. В то же время у владыки это отношение всегда было ровно позитивным. Я в этом уверен, потому что много разговаривал об этом с владыкой, писал магистерскую работу на тему воссоединения двух ветвей Русской Церкви. И я пришел к выводу, что перед воссоединением владыка не метался. У него не было сомнений, воссоединяться или нет. Он всегда был настроен на воссоединение. Он мне много рассказывал, как открылась граница и он наконец-то смог посещать Россию и родину своих родителей – Украину, насколько это было необходимо для него. И, приобщаясь к святыням Русской Церкви, неудивительно, что он брал с собой паломников. Куда бы мы ни приезжали, даже если были очень уставшие, везде владыка служил Куда бы мы ни приезжали, даже если были очень уставшие, везде владыка служил. И везде обращался к людям с проповедью. И когда проповедовал, никогда не забывал сказать, какая это великая радость, что после воссоединения представители Зарубежной Церкви – духовенство и прихожане – могут посещать святые места в России, участвовать в богослужениях и причащаться Святых Христовых Таин. Промыслом Божиим он был поставлен на послушание (после митрополита Лавра) первым первоиерархом Зарубежной Церкви уже как самоуправляемой части единой Русской Православной Церкви. И он после воссоединения своей любовью, своим смирением, кротким нравом как бы залечивал те раны, которые накопились за годы разделения, были нанесены обоим ветвям Русской Церкви на протяжении десятилетий советской власти и жизни в рассеянии. Читал владыка взахлеб Владыка был очень начитанным человеком. Он читал много: литературу и духовную, и художественную, и историческую. Читал взахлеб, по несколько книг в день, и за неделю через него проходило очень много книг. У него была потребность постоянно иметь свежую литературу. Особенно он любил читать новости, касающиеся библейской археологии. Читал и мне рассказывал. Периодические журналы у него всегда были на столе. Ходовая его книга – календарь – всегда была при нем. В квадратике каждого дня владыка записывал юбилеи храмов, где он должен служить, с кем встретиться. У него на год вперед уже были планы.

http://pravoslavie.ru/146380.html

Повторюсь: писать в Интернете против глобализации - это как на стадионе говорить против спорта :) Никакую культуру своим рабским окраинам Запад не несет. (с) есет вообще-то. К сожалению, перед культурой нес страдания и лишения. Инфраструктуру создает минимальную (с) Настолько минимальную, что в Индии и Кении до сих пор используют преимущественно британские колониальные ж-д. И про Россию Маргарет Тетчер сказала просто и отчетливо: достаточно и 15 миллионов населения. Кому достаточно? Западу, чтобы добывать природные ресурсы и отдавать их Западу. (с) Опять 25. Да не говорила она этого? Сколько можно эту цитату повторять и распространять? Язычники с уважением относились ко всем богам (на всякий случай!), в том числе и к русскому Христу. И не трогали монастыри и монастырские земли. (с) С историей как-то не очень... Лавра в Киеве была разграблена в 1240 году. Вот ссылка: А вот цитата из книги доктора исторических наук Нефедова: Зимой года 6745 от сотворения пришли из восточных стран на рязанскую землю лесом безбожные татары и взяли всё Рязанское княжество, и сожгли город, и князя убили. А пленников одних распинали, других расстреливали стрелами, а иным связывали сзади руки. Много святых церквей предали они огню, и монастыри сожгли, и сёла, и взяли отовсюду немалую добычу; потом татары пошли к Коломне. В ту же зиму выступил Всеволод, сын князя Юрия, против татар. И встретились они у Коломны, и была битва великая. И убили воеводу Всеволодова Еремея Глебовича, и многих других мужей Всеволода убили, а Всеволод прибежал во Владимир с малой дружиной. А татары пошли к Москве. В ту же зиму взяли татары Москву. А людей избили от старца до грудного младенца, а город и церкви святые огню предали, и все монастыри и сёла сожгли, и, захватив много добра, ушли. Ссылка: Все самые мощные каналы, радиостанции, самые посещаемые сайты, самые тиражные газеты в руках глобалистов-либералов. Они слишком хорошо знают, какое это оружие. (с) Вообще-то ВГТРК принадлежит правительству РФ. А ВГТРК - это куча каналов, сайтов и радиостанций. Ссылка: http://vgtrk.com/#page/221 А самое главное - причем тут глобализация? Этот процесс неизбежен и более или менее монотонен на протяжении всей человеческой истории. Приход Православия к славянам - это тоже следствие глобализации в общем-то. Как можно оценивать это отрицательно, если это просто факт, если это фактически режим человеческого существования?.. Резюме: не самого высокого уровня статья с достаточно заурядным (и вряд ли верным) посылом и многочисленными логическими и фактическими ошибками.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/11/01/gl...

Рубрики Коллекции Журнал ФОМА - Авторы - СОКОЛОВ Алексей СОКОЛОВ Алексей Исполнительный директор фонда «Фома-центр». Окончил филологический факультет Московского педагогического государственного университета. В журналистике — с начала 2000-х. Сотрудничал с изданиями «Аргументы и факты», «Большой город», «Независимая газета», «Литературная газета» и рядом других. В качестве консультанта по развитию медиа работал с проектами Радио «Акртика», группой компаний «Кардос», ФГУП «Московская городская радиотрансляционная сеть» и др. В православных СМИ с 2005 года. Консультант Синодального информационного отдела Московского Патриархата, заместитель директора Радио ВЕРА. Преподавал в Российском Православном Университете. Автор Telegram-kahaлa «Соколов и медиа» . Властелин колец: что упустили фильмы Джексона и сериал Amazon «Это не литература» — кричат одни про «Властелин колец». «Это великая книга!» — оспаривают другие. Ясно одно: вселенная Толкина не оставляет равнодушным никого. 12.12.2023 Духовный отец: обязательство или необходимость? Является ли духовный отец прямым проводником воли Бога и имеется ли у него особый дар? С какими вопросами обращаться к духовнику, а какими все же не стоит? Сегодгя в Райсовет мы выясняем, где искать духовного отца и какую роль он играет в жизни верующего христианина. Священники делятся своим опытом духовничества и рассказывают о труднотсях, возникающих… 25.06.2023 Киево-Печерская Лавра и ее святые Внизу, под высокими днепровскими холмами скрывается лабиринт из узких (не разминуться и двум людям) коридоров. Зайти сюда может любой желающий. Правда, стоит прихватить с собою свечку. 31.03.2023 В ожидании принца. Что делать, если ты так и не встретил свой идеал? У каждого человека должен быть свой спутник жизни, “своя половинка”. Или это не так? Что делать – если ты так и не встретил свой идеал? Ждать и надеяться? Или рискнуть связать свою жизнь с хорошим, понимающим тебя человеком, к которому не испытываешь ни сильных чувств, ни привязанности? 23.11.2022

http://foma.ru/authors/sokolov-aleksej

Первые два-три года Евгений на самом деле пытался жить в Великой Лавре как и все монахи. В эти годы раб Божий Евгений по недоразумению неожиданно для всех получил постриг от добрейшего и доверчивого игумена Филиппа, ныне покойного. А с постригом наш герой получил и греческое гражданство, которое стало для Евгения самым ценным подарком судьбы (имея судимость он в принципе не мог получить не только гражданство, но даже визу). Однако далее монашеская жизнь оказалась совсем не такой, как себе представлял счастливчик, получивший нежданно-негаданно официальный статус в Лавре. И вот, новоиспеченный монах Афанасий, так и не увидевший монашеской жизни, просит и получает место на никому не нужной Каруле, а затем приступает к строительству кельи. Чудеса монаха Афанасия (Усенко) Получив место под келью, монах Афанасий Карульский (Усенко) начинает и вправду творить чудеса. Он в течении кратчайшего времени наводит контакты с действующими в России видными бандитами, уголовниками, шпаной и организованными преступными группировками. Причем он это не скрывает, а даже бравирует этим. На фото: Москва, 18.12.2009, Владимир Податев и Усенко “Особенно преуспел в легализации воровских структур " смотрящий " за Хабаровском криминальный авторитет Владимир Податев по кличке Пудель.”   И деньги потекли на Афон рекой… Бандиты деньги не зарабатывают - и не считают. Так что на Каруле как гриб вырос целый дворец, навсегда разрушив исторические традиции этого девственного места. Великая Лавра было запретила такую вопиющую стройку, но получая пожертвования, которые исчислялись сотнями тысяч евро, махнули рукой: пусть делает, что хочет…   Но чем больше было денег, тем нашему герою все меньше хватало. И вот он придумывает себе «рукоделие». Заводит блог и начинает максимально эпатировать аудиторию разными глупостями, взяв за основу махровый национализм, беспроигрышную тему борьбы с жидами. Под видом патриотических тем (для простаков) жулик Усенко занялся тем же, чем занимался в России, - шантажом. Он выбирал известных богатых людей и начинал травлю: «Этот человек - поганый жид, промывает мозги русскому народу, посмотрите на его порхатое лицо…» - примерно так. Разве известному публичному человеку приятно, что с Афона начинают постоянно доноситься ругательства в его адрес?! Он приглашает Усенко в Россию, дарит ему джип. И сразу статьи или видео удаляются, а жид становится «православным исповедником, устами правды… и т.д.» - это не цитаты, примерно так. В свою очередь, человек не без гордости при случае может ввернуть фразу (и вворачивает), что «Несмотря на то, что я иудей, вот, у меня на Афоне есть друг монах Афанасий…».

http://isihazm.ru/?id=384&iid=3044

Вашего Величества нижайший Богомолец Петр, архимандрит Симоновский 4181 . XV. О дворе архимандрита Петра в Петербурге Всепресветлейшая, Державнейшая Великая Государыня Императрица Анна Иоанновна, Самодержица Всероссийская. В прошлом 1727-м году поданными мною, ниже именованным, в Полицемейстерскую Канцелярию челобитными прошение имелось, дабы к отданному мне по именному блаженные и вечно достойные памяти Ее Императорского Величества 725-го года мая 31-го дня, за подписанием Правительствующего Сената, указу, вместо разломанного от той Полицемейстерской Канцелярии купленного моего в Малой Морской улице двора, отписному за доимку и за партикулярные долги двор и с садом на Малой Неве реке Датского посольства секретаря Петря Эверсена Тилгольма, по смежности позади того двора и сада до Малой Дворянской улицы, повелено было имеющееся порознее место, на котором строения никакого не бывало и мостов не мощено, и посаженных денег никогда не плачивано, и лежит впусте, под новоприбавочнос строение измря, отдать мне и о владении дать данную, которую получая и посаженные деньги платить обещал; и августа 17-го дня того ж 1727-го года хотя по определению помянутой Полицемейстерской Канцелярии и велено по смежности к показанному моему двору и саду то порознее место отдать во владение, токмо не против моего прошения, но в такой силе, когда на то порознее место выищется хозяин и будет о том месте иметь требование, то за строение и за мощение мосту заплатить ему настоящую мне цену, и затем тое земли принять мне и строение строить и посаженных денег платить невозможно; чего ради то место мне и ненадобно. Всемилостивейшая Государыня Императрица, прошу Вашего Императорского Величества, да повелит Державство Ваше сию челобитную, записав, взять к делу. Сию челобитную, в Санкт Питербургскую Полицемейстерекую Канцелярию подать надлежащую, писал Александро-Невской Канцелярии копиист Лаврентий Шахов. Марта дня 730-го года. При подлинном рукою подписано архимандрита Петра тако: Вашего Величества ннжайший Богомолец Петр, архимандрит Александро-Невский.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010