А по некоторому во оном Синоде уведомлению значится, что по указам Царского Величества многие отставные от службы офицеры, и драгуны, и солдаты посланы из Военной и из Адмиралтейской Коллегий для препитания и довольства по архиерейским епархиям и по монастырям; токмо подлинного о них кто именно, какого звания, из которой Коллегии куда отправлены, ведения в Синоде не обретается. И Правительствующий Духовный Синод о вышеписанном что определит? Святейший Правительствующий Синод приговорили: требовать в Синод из Военной и из Адмиралтейской Коллегий подлинных ведомостей о том, что в которых годах, месяцах и числах, кто именно и из каких званий офицеры, и драгуны, и солдаты, и прочие, которые от полковой службы отставлены, в которые епархии и монастыри для прокормления и довольства отправлены. И о том во оные Коллегии послать Его Великого Государя указы, и по получении оных ведомостей, справяся с архиерейскими домами и с монастыри, где из помянутых отставных годные к делам обретаются, взять таких вышеобъявленное число, колико от Военной Коллегии по востребованию не получено, и то взятье учинить из ближних к Санкт-Питербурху мест неотложно. 34 (23). – 15 Марта. Об определении протоинквизиторами в С.-Петербург Макария Хворостина, а в Москве иеродиакона Пафнутия. Под выпискою, которая учинена о протоинквизиторах, которые при Синоде и в Москве по епархиям быть по Духовному Регламенту довелись, чего для и имена достойных тому монахов означены, подписан следующий приговор. Святейший Правительствующий Синод приказали: в протоинквизиторы и в инквизиторы определить, а именно: протоинквизиторами при Синоде Макария Хворостина, в Москву иеродиакона Пафнутия, и о отправлении дать им инструкции, а о высылке оных достальных в Правительствующий Синод к кому надлежит послать указы; а кто в которую епархию в инквизиторы надлежит до определения, о таковых повеление произведено будет впредь, как оные в Правительствующем Синоде явятся. 35 (24). – 15 Марта. О правах и обязанностях иеромонахов и обер-иеромонахов, состоящих при флоте 74 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

203 (182). – 4 Сентября. Об учинении Правительствующим Сенатом распоряжений как о присылке в Святейший Синод хранящихся в бывшей патриаршей ризнице Соборного Изложения 1667 года и других статей и указов, относящихся к церковным делам, так и об отдаче всего, подлежащего синодальному ведению и находящегося под присмотром светских начальников, лицам, которые будут назначены Синодом. Полковники князь Одоевский и Плещеев 12 Августа 1721 года донесли Святейшему Синоду следующее: В прошлом 720 году Мая от 27 дня в указе Великого Государя из Санкт-Питербурха из Канцелярии Правительствующего Сената к нам, нижеименованным, писано: по именному Его Царского Величества указу велено нам в Москве в его государевой Мастерской Палате короны, державы, скипетры, диадимы и прочая всё, что тамо обретается, на казённом дворе, в Приказе Большой Казны и в Монастырском, с присутствующими, патриаршу ризницу и прочую патриарша дома казну, да ризницы ж, что в Верху, Спасскую, Воскресенскую, Распятскую и в прочих местах, везде, что было под ведением боярина князя Петра Ивановича Прозоровского, взяв прежние описные книги, осмотреть и описать: всё ли оное в целости, а буде чего против прежних описей не явится, о том тех людей, кому оные вещи от него, боярина, поручены были, расспрашивать подлинно; а буде что сверх прежних описей явится в лишке, и то переписать вновь. Да прошедшего Сентября от 30 дня в указе ж Великого Государя из Сената писано к нам: прошедшего ж Августа 17 дня Великий Государь указал по именному своему Царского Величества указу: из приказов тех, которые были под ведением боярина князя Петра Ивановича Прозоровского, Монастырскому Приказу не быть, и Монастырского, и Казённого патриарша и Приказу Большой Казны о всяких настоящих и доимочных сборах дела, разобрав и описав, отослать с дьяками и с подьячими, которые при тех делах были, под ведением Камер-Коллегии, кому по указу из оной Коллегии принять будет отправлено; а государственные вещи, которые обретаются в его государевой казне, и в Мастерской Палате, и в патриарше Казённом (Приказе), отдать в сохранение в Штатс-Контор Коллегию, кому оная их принять повелит; а челобитчиковы судебные и гражданские из помянутых Приказов дела с дьяками ж и с подьячими, у тех дел будучими, отослать в Юстиц-Коллегию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И, будучи в Москве, оный старец от преосвященного Игнатия митрополита прислан в Приказ Церковных Дел для разговоров о вере с записными раскольники, и для тех разговоров прошедшего Декабря 8-го дня того ж году из оных записных раскольников призваны были Хамовой слободы Иван Дубовской, Панкрат Анисимов, Санкт-Питербурхского жителя Луки Мыльникова племянник Иван Степанов, раскольнический дьячок Алексей Никитин, и при таком сборе сказкою с приложением рук объявили, что-де они с оным старцем Иосифом без именного Царского Величества указу разговоров ни о чём иметь не будут; и из них означенный Дубовской паки в той же сказке подтвердил, что-де им в раскольнической вере уволил быть Царское Величество и о том публиковано было и указами по градским вратам; и за оным спором разговоров с теми раскольники у него, старца, не было. А ныне оный старец Иосиф паки явился в Москве за некоторыми делами, определённых ему от преосвященного Питирима епископа. А прошедшего Мая 20 числа сего 721 году по присланному ко мне Великого Государя указу из Святейшего Правительствующего Синода велено в город Калугу для искоренения и изыскивания раскольнической ереси послать из архимандритов или из игуменов или иеромонаха доброго и умного и учительного человека, который бы мог раскольщиков от раскольнической их прелести учением своим к Православной Восточной церкви обратить. И таковых людей, ко оному делу искусных, в Москве никого не обретается, понеже которые хотя от книг Божественного Писания и весьма довольно имеют, но токмо их раскольнических падениев в тонкость познать и ними разговоров иметь вдаль не могут; а означенный монах Иосиф их раскольнические падежи все знает и снести оное дело может без нужды, понеже он доволен чтения книг и других языков. И ежели указом Царского Величества повелено будет в помянутый город Калугу, такоже и в другие города, а именно: в Вязники, во Ржеву Володимерову, во Тверь, в Торжок и в другие таковые же места, а паче в Москве для обращения и искоренения раскольников определить оного старца Иосифа, то дабы посланы были во оные во все места их Святейшего Правительствующего Синода Великого Государя указы: в Москву к вице-губернатору, а в показанные города к воеводам и от Юстиц-Коллегии судиям, чтобы оные раскольщики как записные, так и не записные во всём были послушны и в том отговоров нимало не чинили.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Понеже Нашими указы в прошлых в 1719, 720 годах повелено, дабы в губерниях и провинциях как духовные, так и светские всяких чинов люди и дворцовых волостей, и патриарших, и архиерейских, и монастырских, и помещиковых вотчин приказчики, и старосты, и выборные, и ясашные люди, и однодворцы и прочие и о душах мужеска полу сказки подавали без всякой утайки, а собрав оные, присылать в Санкт-Питербурх к бригадиру Зотову, чему дан был срок: первым Генваря до первого числа 720, а пополнительным Июля до 20 дня того ж 720 году, а ежели кто в тех своих сказках учинят утайку, таким показаны жестокие казни и штрафы; однако ж и за теми указы в тех присланных сказках явилась многая утайка, которой доношениями самих помещиков и прочих доносителей и в пополнительных сказках объявлено более двадцати тысяч человек, про которую утайку указано помянутому бригадиру Зотову разыскивать и пытать накрепко, что и чинится, а для подлинного свидетельства по тем поданным сказкам для расположения армейских, драгунского и пехотного полков уже в Новгородский уезд генерал-майор Волков и отправлен. И дабы впадшие тою утайкою в погрешение могли все исправитись, того ради как духовным, так и светским всякого чина людям повелеваем сим последним указом, ежели оные кто сами или приказчики, и старосты, и крестьяне, и однодворцы, и ясашные люди, и прочие всякого звания в помянутых сказках чинили утайку или прописку, а поныне о той утайке не объявили, те б все о тех утаенных объявляли доношениями своими без всякого страху самою сущею правдою, описывая именами, кто были в утайке, и те доношения подавать в губерниях губернаторам, а в провинциях воеводам, а им, оные собирая, присылать немедленно к бригадиру ж Зотову, а вина за тое утайку всех отпущена будет без всякого истязания и штрафа, и из деревень их тех утаенных имано не будет, чему даётся срок Сентября до первого числа 721 году, и на которых о той утайке были посторонние доношения, и те доношения отставить. А буде кто, презрев сей Наш милосердный указ, как духовные, так и светские, сами которые живут в домах своих, также приказчики и старосты, которые таили по письмам помещиков своих, о той утайке до оного сроку не объявят, а по том сроке от кого подлинно обличены или при раскладке полков освидетельствованы будут, у таковых все те деревни, в которых та утайка явится, взять на Нас, из которых четвёртая часть отдастся тому, от кого в том обличён будет. А ежели от приказчиков и старост, кроме вотчинниковых писем о той утайке, во оном сроке объявлено не будет, то таковым по розыску чинить по прежним указам. И сей указ в губерниях и провинциях, в городах и уездах публиковать.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7 . Если епископ похощет звать к себе гостей, то весь бы тот трактамент своею казною отправлял, а не налагал бы побору на священство или на монастыри. И не может извинитися убожеством своим, ибо не по долгу, но по свободной своей воле звать гостей или не звать будет. 8 . Иные дела и поступки как священства, так и приходских людей могут быть утаиваемые пред епископом, хотя и явные народу суть; и о таковых тайно и искусно проведывать. А сие не может утаитися, читает ли священник во дни праздничные наставительные книжицы, о которые выше слово было: и если который не читает за леностию, того при прочих священниках накажет по рассуждению. 9 . Спросит же епископ священства и прочих человек, не делаются ли где суеверия, не обретаются ли кликуши, не проявляет ли кто для скверноприбытства ложные чудес при иконах, при кладезях, источниках и прочая? И таковые безделия запретить со угрожением клятвы на противляющихся упрямцев. 10 . О правлении и поведении близких (аще где суть) монастырей лучше спрашивать в градах и сёлах от священства и мирян, нежели в самых монастырях о том же проискивать мощно. 11 . А чтоб епископ не запомнил, чего должен наблюдать в посещаемых церквах и монастырях, того ради имел бы с собою списанные должности монашеские и священнические, которые зде ниже и следуют. 12 . Крепко же заповедать епископ должен служителям своим, чтоб в посещаемых городах и монастырях благочинно и трезво пребывали и не творили б соблазна, наипаче же не домогались бы у мнихов и у попов кушанья и питья и конского корму лишнего, кольми паче не дерзали б грабить под виною жестокого наказания, ибо слуги архиерейские обычно бывают лакомые скотины и где видит власть своего владыки, там с великою гордостию и бесстудием, как Татаре, на похищение устремляются. 13 . Да весть же всяк епископ, каковый он ни есть степенем, просто ли епископ, или архиепископ, или митрополит, что он Духовному Коллегиум, яко верховной власти, подчинён есть, указов оного слушать, суду подлежать и определением его доволятся 35 должен; и того ради, аще что имать на брата своего, другого епископа, обидим от оного, подобает ему не самому мститися, ниже клеветами, ниже повестьми, хотя бы и истинные были, грехов его, ниже поущением сильных некиих лиц духовных или мирских, наипаче да не дерзает недруга своего епископа предавать анафеме; но обиды свои да предлагает доношением Духовному Коллегиум и тамо суда себе да просит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Понеже по содержанию Духовного Регламента у надсмотрения всякого духовного действия, какого б звания оное ни было, во всех епархиях всего Великороссийского государства надлежит быть духовным фискалам, того ради по приговору Святейшего Правительствующего Синода у вышепомянутого правления определено быть протоинквизитором ему, Пафнутию, и надлежащие по сей инструкции действа чинить во всём государстве по примеру обретающегося у гражданских дел обер-фискала. А по епархиям у таких дел быть в каждой по одному человеку провинциал-инквизитору, которых из монашеского чина избирать доброжелательных и в таком звании действительными быть могущих, паче же чистосовестных и правдивых людей избирая для отправления во оные епархии, присутствующим тамо, где синодальная сессия бывает, представлять в Святейшем Синоде самолично, а о присутствующих, которые в дальности усмотрены будут, объявлять Синоду письменными доношениями, а от Синода отправлены об них будут ко архиереям указы и инструкции. И тамо будучи оным провинциал-инквизиторам, по монастырям и в подчинённых им городах и заказах избирая инквизиторов, представлять архиереям, тех выбранных инквизиторов во епархию посылать от себя с указами и инструкциями, дабы все о них были известны и никто б от нижайших судей без самого архиерея тех инквизиторов судить не дерзал, но архиерей бы судил при провинциал-инквизиторе, а провинциала-инквизитора и архиерей судить ни в чём не дерзал бы, но писал бы на него доношение в Святейший Синод по обыкновению. Смотрел бы протоинквизитор беспорочных человек и из тех в провинциал-инквизиторы избирал; тож смотрели бы и провинциал-инквизиторы во избирании инквизиторов, а наипаче всего смотреть над оными, которые сами на инквизиторство набиваются, каковых за тем до такого звания допущать отнюдь не надлежит. Пред вступлением же в действо в-первых ему, протоинквизитору, и подчинённых ему провинциал-инквизиторам учинить пред Святым Евангелием каждому присягу, как приложенная к сей инструкции форма показует, и потом в действие своё по сей инструкции вступать.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святейший Правительствующий Синод, усмотря по поданным в Синод из разных епархий доношениям, челобитным и ведомостям нанесённые и наносимые подчинённым синодальной команде всякого звания людям от светских управителей обиды и рассудив за благо требовать от Правительствующего Сената сатисфакции, приговорили согласно: во всех епархиях всем синодальным подчинённым объявить: понеже духовное правительство о таком на светских управителей в обидах и в неумеренных их поступках сатисфакции требовании намерение имеет, того ради свою паче мерность содержать и от несвойственных и неумеренных поступок блюстися оное должно, дабы светские команды не возмогли изобрести причины такова на духовную команду нарекания, что и сама оная неумеренно поступает, которое нарекание, паче же не содержание мерности важным будет в получении оной сатисфакции препятием, чему наипаче причиною есть дерзостное обид своих собою отмстительство. А терпеливое в том содержание получению надлежащей сатисфакции беспрепятственные даёт способы, как в Его Царского Величества правах, а именно: в воинских 147-м и 153-м артикулах видно есть, о чём предостерегательно оным Синоду подчинённым подтвердить, дабы они во звании своём поступали умеренно, со всякою осторожностию, не дая светским командам назирательных ими к нареканию причин и способов. Но ежели что от светских команд к стороне духовного правительства и не по содержанию звания их будет поступление, однако ж от стороны духовного правительства право своё было б не потеряно, и в свойственных званию оного поступках мерность беспогрешно б была содержана, токмо происходящие от светских команд противности, и обиды, и отягощения и тем подобное в коейждо Святейшему Правительствующему Синоду подчинённой команде записывать обстоятельно и требовать сатисфакции от начальствующих их, а в чём оной получить от них будет невозможно, о том присылать в Синод подлинное и документальное уведомление, по которому будет уже такое сатисфакции требование предлагаться от Синода; и те озлобленные и прочие в синодальной команде содержащиеся без охранения оставлены не будут, точию сами б они собою никаких отмстительных действий отнюдь не употребляли, опасаяся беспощадного по мере дерзости штрафования. И о том из Святейшего Правительствующего Синода во все епархии ко архиереям и к прочим, кому надлежит, также и в Монастырский Приказ к судье господину Ершову послать указы немедленно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Доклад. По именному Царского Пресветлого Величества указу и по собственноручному Его Величества на предложенном от Синода Февраля 14 числа нынешнего 721 года реестре подписанию велено потребных ко отправлению дел секретарей и подьячих определить, как в синодском требовании показано. И потом на других синодальных пунктах, Марта 15-го дня поданных, собственною Его Величества высокомонаршею рукою такая о оных в Синод требуемых секретаре и подьячих подписана резолюция: которые ни в Сенате, ни в Коллегиях, но у других дел, и таковых без спору в Синод отдать. Но по тем Его Царского Величества именным указам оные в Синоде и доныне не получены. А который секретарь Корнышев по силе оных Его Царского Величества именных указов был в Синоде к делам и определён, и тот в малых по том определении днях взят без объявления Синоду на Котлин остров, откуду и доныне в Синод не возвращён. И за тем в нужнейших синодальных, до секретарской должности касающихся отправах многая была и ныне есть многая нужда. По Его Великого Государя указу и по приказу Святейшего Правительствующего Синода определён был для новозаводства с синодского состояния вышеозначенного Февраля 15 числа на время в канцеляристы того Святейшего Правительствующего Синода вице-президента преосвященного Феодосия, архиепископа Великоновгородского и Великолукского и архимандрита Александро-Невского, старый подьячий Герасим Семёнов, который у синодальных дел в канцеляристах был Марта до 17-го числа; а Марта 17-го числа по требованию помянутого преосвященного архиепископа, паки к его архиерейству из Синода он, Герасим, взят и определён его архиерейским секретарём. Однако ж и после оной из канцеляристов отлучки с его архиерейского позволения оный секретарь до секретарской должности в синодальных нужнейших делах усердные и помоществительные отправы чинил и ныне чинит. А без секретаря синодальные многие дела остановляются, в чём необходимая Синоду есть нужда. И Святейший Правительствующий Синод что о том указом Царского Величества определит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но в нерассудном своём пребывая упрямстве, придают причину, как всем ведомо есть, признавать их раскольниками, которые по такой причине довелись ловить и допрашивать в том, чего ради они вышеозначенных Его Царского Величества именных указов не исполняют и в каком рассуждении оное брад ношение содержат, а паче не имеют ли к расколу приклонности и не по рассудной ли своей к Святой Церкви противности в непокорном пребывают упрямстве, о чём всякими обстоятельствы изыскивать и известными свидетельствы следовать, да познана будет непокорения их причина. И по тому свидетельству и исследованию познанных раскольников увещевать и к должному ко Святой Церкви обращению приводить учением Священного Писания, и которые обратятся, тех ко Святой Церкви принимать по обыкновению, и о укреплении их в непреложном церковного послушания содержании поступать по прежним и по новосостоятельным о таковых Его Царского Величества указам, и по Духовному Регламенту, и по предложенному во оной инструкции определению. А которые по жестокости своей и непокаянному сердцу явятся ко увещанию не склонны и покажут себя упорными противники, и помянутым Его Царского Величества указам познаются презиратели и преслушники, таковых отсылать с показанием оных причин к градской суд, куда Его Царского Величества указы повелевают. А в Тиунской Палате свыше преднаписанного повеления ничего по оному от помянутой инструкции 17-му пункту не повеленного не чинить и в брадобритие, яко духовному правительству не свойственное действо, не вступать, но токмо повеленные допросы и исследования чинить. А ежели кто от подчинённых оной Тиунской Палате, какого звания ни есть, в такое не порученное им действо (как в Святейшем Правительствующем Синоде происходит слух) вступить когда дерзнул или впредь дерзнёт, такого, яко дерзкого самовольника и бесстрашника и на духовное правительство нарекание наносящего, жестоко по мере вины наказать, да и прочие страх возымеют и неповеленных чинить не дерзнут. И о том из Святейшего Правительствующего Синода послать ко оному тиуну подтвердительный Его Царского Величества указ немедленно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А коликое число тез излишних сборов на которые годы и с кого именно доправлено, о том-де ведомо в тех комиссарствах подлинно. А в других-де епархиях таких сборов с церковников не сбирается, понеже-де по именному Его Царского Величества вышеобъявленному указу вышеписанные канальные и другие против канального расположения деньги велено собрать с церковных крестьянских и бобыльских дворов, за которыми церквами есть крестьяне и бобыли, а не с них, церковников. А они-де, церковники, и кроме оных денежных излишних податей платят против других епархий церковную дань и Козловский оклад, с бань оброчные деньги, которых бывает в сборе немалое же число. И чтоб указом Царского Величества вышеозначенные доправленные с помянутых церковников деньги повелено было зачесть за них же, церковников, в вышепомянутый Козловский оклад и с бань в оброк на предбудущие годы, и впредь таких неуказных сборов с домовых служителей и с помянутых церковников не имать, и о зачёте им тех денег во оные платежи и о неимании впредь тех излишних податей в Нижегородскую и Алаторскую провинции к комиссарам послать Его Великого Государя указы, дабы епархия его против других епархий не была во отягчении и церковники б от таких излишних неуказных сборов от всеконечной своей скудости и маломощства от святых церквей не разбрелись. Святейший Правительствующий Синод, поданного Питирима, епископа Нижегородского, доношения и учинённой в Святейшем Правительствующем Синоде выписки слушав, согласно приговорили: в Правительствующий Сенат сообщить ведением с таким объявлением: Нижегородской епархии с певчих и с церковников на канальное дело деньги по какому Его Великого Государя указу сбирать повелено, а другие сборы напредь сего и ныне с церковников равно со крестьяны указами сбирать не предложено и не сбираются. А в состоявшемся Царского Величества именном указе прошлого 718 году Ноября 26 дня на канальное дело деньги сбирать повелено с дворцовых, с патриарших, с монастырских, с церковных и прочих с крестьянства, а не с церковников, також и в других состоявшихся указах напечатано: сбирать сборы против канального расположения с крестьянства, а церковников не упоминается.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010