Азбучный предметный указатель к первому тому Полного собрания постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи Цифры крупного шрифта 144 показывают номера постановлений. А АКАДЕМИИ . Правила, которые следует в случае утверждения академии наблюдать касательно испытания учителей (пункт 3–4 стр. 18), лучшего способа преподавания (п. 5 стр. 18), выбора учебных пособий (п. 6 стр. 18), устроения библиотеки (п. 8 стр. 19), выбора предметов преподавания (п. 7, 9 и 10 стр. 18–20), обязанностей ректора и префекта (п. 11 стр. 20), увольнения учителей за неисполнение устава и предписаний ректора (п. 12 стр. 20), определения в случаях надобности фискалов (п. 13 стр. 20), обязанность протопопов и священников присылать своих детей в академию (п. 14 стр. 20); заявление, что обучавшийся в академии при получении духовной или гражданской должности будет предпочитаем не обучавшемуся в ней (п. 16 стр. 20); учреждение академии преимущественно за городом (п. 19 стр. 21); объяснение вреда, происходящего от безразборного принятия учеников на счёт Государя, и необходимости брать с учеников подписку в том, что они окончат в академии учение (п. 21 стр. 21). 1 . В Российских академиях преподавать латинский язык на языке русском; в некоторых академиях и только в исключительных случаях преподавать оный на польском языке; академиям не дозволяется печатать без предварительного рассмотрения Св. Синода богословские и философские конклюзии. 191 . АКТУАРИУС . Определение его должности. 281 . АЛЕБАСТР . Назначение работников с архиерейских и монастырских вотчин Казанской епархии для ломки оного на царские палаты. 219 . АМБАРЫ . Приказание строить оные в патриарших, архиерейских и монастырских вотчинах, если для провианта, сбираемого на пристанях, не будет места в казённых помещениях. 157 . АНАФЕМА . Правила, как поступать епископу, подвергая кого-либо отлучению от церкви и анафеме; образец анафемы для нераскаивающихся (стр. 13), запрещение епископу предавать по недружбе другого епископа анафеме (п. 13 стр. 16); помещиков за укрывательство раскольников в своих вотчинах предавать анафеме (мирские особы п. 5 стр. 26–27). 1 . Предание оной по приложенной форме Стефана Глебова. 179 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Остальные скончавшиеся преосвященные: Гавриил, епископ Имеретинский (скончался 25 января 1896 г.), Николай (сконч. 29 октября 1896 г.) и Тихон (сконч. 5 декабря 1896 г.), епископы Оренбургские, Никон, епископ Туркестанский (сконч. 19 июня 1897 г.), и Макарий, епископ Камчатский (сконч. 7 сентября 1897 г.), оставили по себе память ревностными заботами о благоустроении разных сторон в епархиальном управлении. Из них преосвященный Гавриил приобрел себе известность ревностной миссионерской деятельностью среди диких племен Абхазии и Сванетии и своим проповедническим дарованием; проповеди его выдержали на родном ему грузинском языке 3 издания и были переведены на русский и английский языки. Преосвященные Николай и Макарий обратили на себя внимание миссионерскими трудами: первый – в православной миссии в Китае и последний – среди сибирских инородцев. Из преосвященных, удалившихся от управления епархиального и проживавших на покое, скончались Донат, бывший архиепископ Литовский (сконч. 16 апреля 1896 г.), и Евгений, бывший епископ Могилевский (сконч. 22 апреля 1897 г.). Перемены в центральном управлении ведомства православного исповедания В центральном управлении ведомства православного исповедания произошли следующие перемены: 1) По высочайше утвержденному 26 февраля 1896 г. мнению Государственного Совета образован по особому штату, в виде отдельного учреждения в центральном управлении ведомства, Училищный Совет при Святейшем Синоде, предназначенный, под высшим управлением Святейшего Синода, для ближайшего заведования церковноприходскими школами и школами грамоты. Состав Училищного Совета определен в числе следующих лиц: председателя, его помощника, наблюдателя церковноприходских школ с 2 помощниками, 9 постоянных членов, врача и архитектора. Для делопроизводства в Училищном Совете учреждены при нем канцелярия под заведованием одного из постоянных членов в составе 8 штатных чинов и Статистический отдел под управлением наблюдателя церковноприходских школ в составе 2 чинов. Вместе с тем установлены должности чинов инспекции церковноприходских школ в епархиях и других местных служебных лиц по управлению школами. Расход, вызываемый образованием этих учреждений и должностей, в сумме 82.200 руб., отнесен на счет отпущенных из Государственного Казначейства с начала 1896 г. вообще на содержание церковноприходских школ и школ грамоты 3.279.145 руб. Тем же мнением Государственного Совета утверждено положение об управлении означенными школами, определяющее устройство этого управления, а также права и обязанности должностных лиц по управлению. Таким образом великое дело народного образования на основах церковных, возрожденное в 1884 г. державной волей в Бозе почивающего родителя вашего императорского величества, получило прочное устройство, при котором для него открылась полная возможность усовершаться и развиваться к истинному благу нашего отечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Таблица, показывающая, кем из членов Святейшего Синода подписаны состоявшиеся в 1738–1741 гг. по ведомству православного исповедания законодательные и другие акты, напечатанные в этом томе АМВРОСИЙ (Юшкевич), епископ Вологодский, с 29 мая 1740 г. Новгородский; с 14 марта 1738 г. первоприсутствующий в Св. Синоде; с 3 августа 1740 г. архиепископ. 3169–3173, 3175–3180, 3183–3185, 3188–3193, 3195–3197, 3199–3203, 3206–3215, 3217–3219, 3221, 3222, 3224–3232, 3234–3248, 3250–3260, 3262–3276, 3279–3283, 3286–3280, 3291–3295, 3297–3303, 3305, 3306, 3208–3323, 3325–3336, 3339, 3340, 3342, 3344–3350, 3352–3361, 3364–3383, 3385–3397, 3399–3400, 3403–3411, 3413–3425, 3427–3487, 3489–3505, 3508–3511, 3513, 3516, 3518–3528, 3530, 3531, 3535, 3539–3541, 3543, 3544, 3549, 3551–3553, 3555, 3556, 3558, 3562, 3565–3567, 3569, 3570, 3572, 3575, 3577, 3578, 3580, 3581, 3584–3588, 3596, 3600, 3605, 3606, 3611–3616, 3618–3625, 3629–3644, 3646–3654, 3656–3658, 3660–3666, 3668–3673, 3675–3693, 3698–3700, 3703, 3704, 3706–3711, 3716–3724, 3726–3744, 3746–3755, 3758–3761, 3763–3764. ВАРЛААМ (Скамницкий), архимандрит Чудовский, после епископ Вятский, с 3 октября 1740 г. член Св. Синода. 3618–3625, 3629–3644, 3647–3654, 3656–3658, 3660–3666, 3668–3673, 3675–3693, 3698–3700, 3703, 3704, 3706, 3707, 3709–3711, 3716–3724, 3726–3744, 3746–3748, 3750–3755, 3757–3765. ВАРСОНОФИЙ , архимандрит Соловецкий, с 13 июля 1740 г. епископ Архангелогородский, с 8 января 1741 г. архиепископ, с 6 июля 1737 г. член Св. Синода. 3169–3173, 3175, 3180, 3183–3185, 3188–3193, 3195–3197, 3199–3203, 3206–3213, 3215, 3217–3219, 3221, 3222, 3224–3232, 3235–3248, 3250–3260, 3262–3276, 3279–3283, 3286–3289, 3291–3295, 3297–3303, 3305–3306, 3308–3336, 3339, 3340, 3342, 3344–3350, 3352–3362, 3364–3383, 3385–3397, 3399, 3400, 3403–3411, 3413–3425, 3427–3487, 3489–3505, 3508–3541, 3543, 3544, 3549, 3551–3553, 3555, 3556, 3558, 3562, 3575, 3577, 3578, 3580, 3581, 3584–3588, 3590, 3597. КИПРИАН (Скрипицын), епископ Вятский, с 4 марта 1739 г. член Св. Синода, с 18 мая 1739 г. Коломенский († 16 июня 1740 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поскольку комиссия по народному образованию не пожелала встать на почву споров о том, какая школа лучше в отношении общеобразовательных предметов, то Львов также не стал рассматривать этот вопрос, по его мнению, весьма неясный и противоречивый. Львов отверг также довод о том, что объединение школ необходимо ввиду соперничества на местах между земством и духовенством в школьном вопросе, отметив, что соперничество за последнее время значительно ослабело, а там, где оно еще сохранилось, его легко устранить. Львов привел авторитетное мнение проф. Чичерина, который еще в 1890-х годах, когда положение было гораздо более конфликтным, писал, отнюдь не будучи сторонником церковноприходской школы в принципе: «В этой области размежеваться немудрено и ничто не мешает жить в мире, когда на то есть добрая воля. Между местным духовенством и земством нет даже никакого соперничества и если бы их оставили в покое, они никогда не враждовали бы друг с другом. Соперничество существует не внизу, а наверху между двумя ведомствами, из которых каждое стремится по возможности расширить свое управление и забрать себе как можно больше дела. Однако эта бюрократическая борьба легко может окончиться миром, нужно только, чтобы одно ведомство не вступало в область другого» 191 . Львов далее высказал мнение, что после 1880-х годов приближение школ земских и министерских к церковно-приходским в связи с усилением религиозного элемента в преподавании вызвано главным образом наличием большого числа церковно-приходских школ, служащих как бы примером тесной связи с Церковью для школ всех типов. Заверения комиссии по народному образованию, что самобытность церковно-приходских школ сохранится и после передачи их в ведение Министерства, необоснованны, так как по этому проекту составление школьных программ будет передано уездному училищному совету и окончательно ускользнет от ведомства православного исповедания. Отрыв церковно-приходских школ от епархиального архиерея и Св. Синода не приведет к единству управления, т. к. сохраняются юридические права ведомства православного исповедания, и фактически в этих школах возникнет двоевластие. Львов указал на непоследовательность комиссии по народному образованию, которая, например, по отношению к школам, находящимся на железнодорожном пути, не изъяла их из ведомства Министерства путей сообщения, но лишь установила над ними контроль со стороны Министерства народного образования. Почему же этот принцип нарушен в отношении школ, находящихся в ведомстве православного исповедания?

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Засим я полагаю: по первому предмету, чтобы консистория Могилёвская возвратила на место список прихожан Острожанского костёла для подписания оного священником Гродзиской церкви, как подписан уже священником церкви Дрогичинской, и тогда только считала бы конченным разбор прихожан того костёла; – по второму предмету, чтобы в консисторию Литовскую прислан был список прихожан Клещелевского костёла, составленный при разборе, и если в нём записан Игнатий Радованский, то будет он тогда оставлен уже безвозвратно в Римско-католическом исповедании – из духовного ж ведомства он уже исключён. Предположения эти столь законны и умеренны, что Ваше Высокопреосвященство, надеюсь, отдадите им полную справедливость и сделаете со своей стороны соответственные распоряжения к исполнению оных, с уведомлением меня о таковых. При сем случае неизлишним считаю обратить внимание Вашего Высокопреосвященства на следующее обстоятельство: оба ваши отношения ко мне написаны с такою положительностью о противозаконных якобы действиях Православного духовенства, что нельзя не полагать о полной уверенности вашей в справедливости обвинений, поступивших от подчинённого вам духовенства. Между тем, видите сами, как мало они основательны – виновны сами обвинители. К несчастью, подобные обвинения слишком часто мною замечаются; и они, могу вас уверить, происходят не столько от пастырской ревности, сколько от влияния местного вредного духа, которого многие Римско-католические священники делаются орудиями с сознанием или без сознания. От сего то производились и производятся столь часто дела против тех священников о совращении и преподавании духовных треб лицам Православного ведомства, равно о других противозаконных поступках в отношении сего ведомства. Довольно указать на один пример. В консистории Литовской производится дело о нескольких лицах Антолептского Православного прихода в Новоалександровском уезде, совращённых в Римско-католическое исповедание – и в деле сем обнаружено, что совращение это одобрено и утверждено Вашим Высокопреосвященством посредством миропомазания тех лиц во время посещения вами оных мест в 1847 году. Если священники вашего ведомства осмелились и сумели ввести своего главного начальника в действие, к уголовным преступлениям относящееся, то на что не дерзнут они, когда действия их не имеют такой гласности и закрываются местным покровительством.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

(Прим. к ст. 53 Уст. Воин. Пов. по прод. 1879 г.) Окончившие курс шести классов гимназии, или реальных училищ, или второго класса духовных семинарий, или же курс учебных заведений второго разряда, равно и выдержавшие соответственное испытание состоят: на действительной службе год и шесть месяцев, и в запасе армии тринадцать лет и шесть месяцев. (Ст. 50 п. 21 Уст. Воин. Пов. изд. 1876 г.) Примечание. К заведениям второго разряда т. е. к средним учебным заведениям по духовному ведомству православного исповедания, на основании вышеупомянутого временного списка учебных заведений, отнесены духовные семинарии (для прошедших курс не ниже второго класса) с тем условием, что не окончившим курса 2-го класса предоставляются права окончивших курс в заведениях третьего разряда. (Прим. к ст. 53 по прод. 1879 г.) Окончившие курс или выдержавшие испытание в знании курса учебных заведений третьего разряда состоят на действительной службе – три года и в запасе армии – тринадцать лет. (Ст. 56 Уст. о воин. пов. 1876 г.) Примечание 1. К третьему разряду низших учебных заведений по духовному ведомству православного исповедания, на основании временного списка, отнесены духовные училища, с тем, что окончившим курс 3 класса предоставляются права окончившим курс в заведениях третьего разряда; не окончившим курса в этом классе – права окончившим курс в заведениях четвертого разряда, при условии пробыть не менее года и получить от него свидетельство о знании курса начальных народных училищ. (Прил. к ст. 53 по прод. 1879 г.) Примечание 2. По применению изложенного правила правления духовных училищ, по прошениям своих воспитанников, не окончивших курса 3 класса, но пробывших в училище не менее года, обязаны выдавать им свидетельства о знании курса народных училищ, на предмет получения такими воспитанниками, при поступлении их на военную службу, права на льготы по отбыванию воинской повинности, наравне с окончившими курс в заведениях 4 разряда. (28 Января – 26 Февраля 1877 г. 162 Ц. В. 12). Бывшие воспитанники семинарии, которые домогаются испытания для получения не приобретенных ими предшествовавшим образованием в семинарии льгот по отбыванию воинской повинности, и следовательно в качестве лиц посторонних для семинарии, находящихся вне юридической связи с нею, на точном основании ВЫСОЧАЙШЕ утвержденного 29 Мая 1876 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

В Правительствующем Духовном Синоде выписано: по именному Царского Пресветлого Величества указу, каков состоялся в Канцелярии Правительствующего Сената, велено Патриарша Духовного Приказу всякие указные книги и дела, что касается к Духовной Коллегии, с дьяками и с подьячими и при них прочих служителей выслать в Санкт-Питербурх, во оную Духовную Коллегию без мотчания, на ямских подводах, на которые из Штатс-Контор-Коллегии и прогонные деньги выдать определено; о которой выдаче и указ в тое Коллегию Генваря 29-го числа нынешнего 1721-го года из Сената послан; и в Москву к виц-губернатору Воейкову о высылке оных указ Великого Государя отправлен того ж числа. И по тому Его Великого Государя указу оный виц-губернатор помянутых дьяков и подьячих с книгами и с делами и с служительми во оный Правительствующий Синод не высылывал, за которою его невысылкою во отправлении дел немалая есть остановка. Святейший Правительствующий Духовный Синод приказали: оных бывшего Патриарша Духовного Приказу дьяков и подьячих и прочих служителей с книгами и со всеми делами по прежнему Его Царского Величества именному указу Московскому виц-губернатору с нарочно посланным за ними проводником выслать тотчас, а именно, по получении о том указа, в два дни; а ежели он того не учинит, за то на нём, виц-губернаторе, взят будет штраф. И о том к нему послать указ. 13 (10). – 27 Февраля. О переводе из Камер-Коллегии в Святейший Синод служителей Монастырского и Патриарших Дворцового и Казённого Приказов и подьячих, бывших в Камер-Коллегии при делах этих Приказов. В Правительствующем Духовном Синоде выписано: по именному Царского Пресветлого Величества указу и по подписанию на предложенных от Правительствующего Духовного Синода пунктах Его Величества руки повелено: патриарши, архиерейские и монастырские вотчины, которые ведомы были в Монастырском Приказе, сборами и правлением ведать в одном Духовном Синоде; а по Духовному Регламенту надлежит о патриарше и о архиерейских домах и о монастырях всякому ведомству быть в одном Синоде. А ныне в Санкт-Питербурхе обретаются высланные в Камер-Коллегию с обстоятельными о патриарше и архиерейских домах и о монастырях всякому ведомству быть в одном Синоде. А ныне в Санкт-Питербурхе обретаются высланные в Камер-Коллегию с обстоятельными о патриарше и архиерейских домах и о монастырях ведомостьми Монастырского Приказу дьяк Гур Васильев и при нём подьячих 5 человек, в том числе старый подьячий Богдан Нарматцкой, которому по именному Царского Величества указу за подписанием собственной Его руки повелено в Правительствующем Духовном Синоде быть у дел, да бывшего Патриарша Дворцового Приказу дьяк же и при нём подьячих 3 человека, да Казённого Приказу подьячий Иван Кучин, также и из архиерейских домов и из монастырей разных званий служители высланы, которым со оными ведомостьми надлежит быть в Правительствующем Духовном Синоде.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2–5); причина учреждения Духовного Коллегиума, или Св. Синода, вместо единоличного самовластного правителя (стр. 3–4); на обязанности Св. Синода лежит: рассмотрение вновь сложенных и слагаемых акафистов, молебнов и иных служеб и определение, согласны ли они с Священным Писанием и какое должны иметь значение в общецерковном богослужении (п. 1–2 стр. 7); рассмотрение житий святых для определения, нет ли между ними вымышленных; исследование вредных поверий и обрядов; рассмотрение о мощах и иконах (п. 3–6 стр. 7–8); наблюдение за тем, чтобы архиереи не дозволяли для вспомоществования убогим церквам приискивать явленные иконы и выдавать их за чудотворные (п. 8 стр. 8); пресечение двоегласного и многогласного отправления церковных служб (п. 9 стр.8); пресечение посылки молитв к отсутствующим в шапках их посланных (п. 10 стр. 8); наблюдение главным образом за тем, чтобы все вообще христиане православного исповедания и служители церкви исполняли лежащие на них обязанности, а погрешающие были наставляемы и наказываемы (п. 1 стр. 28); опубликование, что каждый христианин может писать в Св. Синод о предположениях к лучшему управлению церкви (п. 2 стр. 28–29); без разрешения Св. Синода не печатать богословские книги (п. 3 стр. 29); Св. Синод должен: в случае появления нетленных телес произвести исследование (п. 4 стр. 29); судить оговоренных раскольников или изобретателей новых учений (п. 3 стр. 29); производить суд в делах совести (п. 6 стр. 29); расследовать качества лиц, возводимых в архиерейский сан (п. 7 стр. 29); производить суд по прошениям лиц, недовольных судом епископов (п. 8 стр. 29); чинить суд по делам брачным и бракоразводным, по обидам клиру и монастырям от епископов, епископам от епископов же, а также по всем делам, подлежащим суду патриарха (п. 8 стр. 29); наблюдать за правильным пользованием церковными землями и доправлять следуемое с лиц, которые неправильно воспользовались церковным имуществом (п. 9 стр. 29); защищать епископа и прочих священнослужителей от обид знатных и сильных людей (п.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По управлению имуществами церкви в настоящее время Св. Синод рассматривает и утверждает составляемую хозяйственным при нем управлением ежегодную смету доходов и расходов по специальным суммам, в непосредственном ведении Синода состоящим, а также смету ведомства православного исповедания на испрашиваемое от государства вспомоществование церкви, подлежащую внесению в общую годовую роспись государственных доходов и расходов; разрешает постройку зданий церковных установлений на счет общих и специальных сумм ведомства и на ассигнованные из казны пособия; заведывает, через состоящие при нем хозяйственное управление и контроль, всем имуществом, принадлежащим Синоду, как церковному установлению – недвижимым (синодскими зданиями «духовного ведомства»), капиталами (духовно-учебным, типографским и пр.), синодальными типографиями и книжными складами; разрешает сверхсметные пособия на нужды духовно-учебных заведений и других установлений и учреждение свечных заводов и эмеритальных касс духовенства в епархиях; ходатайствует перед верховной властью о соизволении на приобретение церковными установлениями недвижимых имуществ и на принятие завещаемых и жертвуемых значительных сумм церквам, монастырям и другим церковным установлениям; сам от себя разрешает им принятие пожертвований на менее значительные суммы; назначает из специальных сумм пожизненные пенсии и единовременные пособия духовным и светским лицам за их службу в ведомстве и вдовам их; утверждает контракты по синодальным учреждениям в сумме свыше 15000 рублей и представления о сложении недоимок, взысканий и начетов по суммам ведомства, превышающих 3000 рублей; ходатайствует о разрешении заграничным православным церковным установлениям производить сборы в России и принимать пожертвования и распоряжается отправкой собранных сумм по назначению. Высшей руководственной власти и высшему надзору Св. Синода подлежат все церковные и ведомственные учреждения по всем сторонам, предметам и отправлениям церковного управления и религиозно-нравственное состояние православного населения России, в особенности в отношении к церкви и отечеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Из вышесказанного ясно, что в церковно-приход. школах все, без исключения, воспитанники должны, во 1-х, обучаться Закону Божию по утверждённой для сих школ программе и, во 2-х, сверх обучения, выдержать по сему предмету испытание в экзаменацион. комиссиях духовного ведомства, чтобы получить от последнего льготные по воин. повинн. свидетельства, или же удостоверения об окончании курса церк.-прих. школы. В ведомстве министер. народи, просвещ. дело обстоит иначе. Решая определённо вопрос обучения Закону Божию в своих народных школах для учеников инославных христиан. исповеданий, названное министерство совершенна не решает того же вопроса для воспитанников из раскольников и нехристиан. Далее, требуя от питомцев инославн. христ. исповеданий, желающих получить от министер. нар. просв. льготные по воин. повинн. свидетельства, прежде выдержать удовлетворительное испытание и по Зак. Божию их исповеданий в образуемых для сего экзаменац. комиссиях, то же министерство совершенно освобождает от испытания в названных комиссиях по Зак. Божию лиц нехристиан. исповеданий и раскольников. Нас интересует в данном случае положение в народных школах детей раскольников и затем сектантов, причём исключительно в их отношении к предмету Закона Божия. В церковно-приходских школах данный вопрос разрешён по отношению к детям раскольников всесторонне, т. е. дети раскольников должны в сих школах: во 1-х, обучаться Закону Божию и, во 2-х, выдержать по оному испытание в зкзаменац. комисс. духовного ведомства, если желают получить от последнего льготные по вони, повинн. свидетельства, или же удостоверения об окончании курса школы. В ведомстве же министер. народн. просвещения тот же вопрос прямо разрешён лишь с одной стороны, именно со стороны отношения детей раскольников к испытанию по Зак. Божию, от которого они освобождаются в экзаменац. комиссиях сего министерства (правила, утвержд. 16 нб. 1885 г. § 19 и § 39, примеч. а). Но так как министерство данным постановлением имело в виду, по нашему мнению, лишь облегчить условия получения льготных по воинской повинности свидетельств для детей раскольников 128 , а не изолирование последних от религиозного воздействия Церкви православной, которая числит их своими, хотя и заблудшими овцами, то оно нигде не говорит об освобождении детей раскольников от обучения, или слушания уроков Закона Божия в течение учебного времени в школе и, таким образом, уравнивает их в этом пункте с православными питомцами своих школ. Отсюда ясно, что дети раскольников, освобождаясь от испытания по Зак. Божию в экзаменационных комиссиях министер. народ. просвещения, в то же время обязаны, на равных с православными учениками основаниях, обучаться Зак. Божию во всё время своего пребывания в этих школах.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010