Вечные мысли Бога о мире святой Иоанн Дамаскин называет " предвечным и всегда неизменяемым Божиим Советом " " Ибо Бог, - говорит он, - созерцал все вещи прежде бытия их от вечности, представляя их в Уме Своем; и каждая вещь получает бытие свое в определенное время, согласно с Его вечной, соединенной с хотением, мыслью, которая есть предопределение, и образ, и план " В отличие от мыслей несовершенного человека Божественные идеи непременно осуществляются. " Бог творит мыслью, - пишет святой Иоанн Дамаскин, - и эта мысль... становится делом " Предвечный Совет Божий, то есть замысел и изволение Бога о мире, следует со всей строгостью отличать как от Сущности Самого Бога, так и от тварных сущностей. По мысли греческих отцов, идеи, или изволения, Бога о мире находятся не в Сущности Божией, а в том, что ей последствует, - в Божественных энергиях. Эти идеи являются прообразами, согласно которым Бог " и предопределил, и произвел все существующее " Вместе с тем, Вечные Божественные идеи остаются всегда вне тварного мира. Мир творится согласно этим идеям, но не сами идеи становятся тварными существами. Прообразы мира есть норма и задание для тварных существ. Это Божественный замысел о бытии твари и о той цели, которой она должна достигнуть. Можно сказать еще, что предвечные идеи определяют различные образы приобщения тварей к Божественным энергиям. Но расстояние между идеями и тварью никогда не исчезает. Если замысел о мире вечен, то сам мир только во времени получает бытие. " Вещи, пока они не стали, как бы не были, - говорит Блаженный Августин, - и были и не были, прежде чем стали; были в ведении Божием и не были в их собственной природе " В творении Бог осуществляет, изводит к реальному бытию то, что от вечности находилось в Его мысли. И только в творении Бог создает субстрат, или состав, тварного. По словам святителя Василия Великого, Бог " не изобретатель только образов, но Зиждитель самого естества существ " 4. Божественный Логос и логосы тварей Учение о предвечных Божественных идеях, согласно которым творится мир, наиболее подробно разработано преподобным Максимом Исповедником. Он называет эти идеи " логосами " , то есть " словами " , имея в виду, что это те божественные силы и творческие слова, о которых возвещают нам 1 глава книги Бытия и Псалтирь. Небеса проповедуют славу Божию, о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу... (Пс. 18:2-5).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/7/fb...

Воздушные мытарства. Мытарство четырнадцатое: «Не убий» Цикл «Путь всей земли». Беседа 16-я Протоиерей Олег Стеняев «Пока я беседовала таким образом со святыми Ангелами, мы вошли в мытарство, называемое мытарством убийства . Здесь истязуется не одно только разбойничество, но требуют отчета за всякую причиненную кому-либо кару, за всякий удар по плечам или по голове, по щеке или по шее, или когда кто с гневом отталкивает от себя ближнего. Злые духи все это испытывают здесь с подробностями и взвешивают; мы же прошли это мытарство беспрепятственно, оставив малую часть добрых дел на покрытие моих грехов ». Обычно думают, что первый запрет на убийство человека человеком появился на Синае. Но впервые запрет на убийство появился не в Декалоге, а в законах Ноаха (Ноя). Читаем: кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека : ибо человек создан по образу Божию (Быт. 9, 6). Так как сыны Ноя, получившие вместе с отцом эту заповедь, были родоначальниками человеческих рас, то эта заповедь обязательна для всех сынов человеческих, произошедших от сыновей Ноя — Сима, Хама и Иафета . Здесь же содержится и норма наказания за убийство: кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека — и говорится о достоинстве человека, усугубляющем данное преступление: ибо человек создан по образу Божию . Святитель Иоанн Златоуст учит: «Подумай, как этим изречением Он (т. е. Господь — О. С.) усилил страх. Если, говорит, ни одинаковость происхождения не останавливает тебя, ни единство природы не удерживает от злого предприятия; если ты, отвергнув братское сочувствие, весь предаешься этому гнусному замыслу, то подумай, что он (человек) создан по образу Божию, удостоен от Бога столь высокого преимущества и получил власть над всею природою, — и оставь злое намерение. Что же, скажешь, если кто совершит бесчисленные убийства и прольет множество крови, — будет ли такой человек достойно наказан, если будет пролита только кровь его одного? Не рассуждай так, любезный, но подумай о том, что этот человек, недолго спустя, получит нетленное тело, которое будет в состоянии терпеть непрестанное и вечное мучение» . — То есть не полагай его (убийцы) убийство пределом для его возможного покаяния .

http://pravoslavie.ru/102317.html

Вот почему вне Церкви нет, и не может быть христианства, нет подлинной, живой жизни с Богом!   Церковь составляют люди, которых Бог призвал для выполнения конкретной миссии. Первых христиан объединяли не какие-то отвлеченные принципы или ценности – их всех объединяла верность призыву Христа. Апостол Пётр говорит о них, как об услышавших призыв Господа ко спасению и последовавших этому призыву, а потому составляющих «род избранный» (1 Пет. 2: 9). В послании к Коринфянам апостол Павел называет христианскую общину «строением», себя – «строителем», а основанием – Христа: «ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Христос» (1 Кор. 3:11). При этом, Церковь Христова созидается не учением, не повелением и даже не внешним действием Божественного всемогущества, но созидается из Самого Господа Иисуса Христа. Часто именуемая в Писании «Невестой Христовой», «Новая Ева, Церковь, возникает из отверстого бока Христа – подобно тому, как Ева возникла из ребра Адама. Из пронзённых рёбер Христа истекли вода и кровь (Ин. 19, 34): вода крещения и кровь Евхаристии» (проф. Оливье-Морис Клеман. Истоки. Богословие Отцов Церкви). Господь Иисус Христос создал одну Церковь: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф.16:18). Обратите внимание: Своей целью Господь называет создание ОДНОЙ (т.е. ЕДИНСТВЕННОЙ) Церкви, а не церквей. В притчах Спасителя, которые относятся к Церкви, всегда подчеркивается её единство: «единое стадо» (Ин. 10:16), единая виноградная лоза (Ин.15:1-7) и пр. Ап. Павел также говорит о Церкви в единственном числе: «Мы, многие, составляем одно тело во Христе» (Рим.12:5); «все мы одним Духом крестились в одно тело» (1 Кор.12:13); «один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4:5). Сообщение благодати человеку, его освящение и преображение – цель бытия Церкви. Святость – призвание каждого христианина. Это – не идеал, это именно НОРМА для подлинного христианина, соответствующего замыслу Божию о нём. Во Христе человек вновь обретает то, что потерял при грехопадении.

http://ruskline.ru/analitika/2022/01/12/...

Все вышеизложенное имело целью показать, что христианская этика, или лучше — христианская аксиология, вырастает и раскрывается не иначе как в противопоставлении закона — и Царства Божия, закона — и благодати, закона — и Духа, закона — и веры, закона — и любви, закона — и свободного творчества. Так обосновано в Евангелии, так раскрыто в Посланиях ап. Павла. Закон как императивная норма, регулирующая внешние деяния, как заповедь «плотская» и человеческая — противополагается свободному преображению сердца, пребыванию в Духе и в любви, творчеству, вытекающему из веры, из непосредственной интуиции Божества и полученной благодати. Между этими двумя системами ценностей существует как будто антиномическое отношение взаимного исключения: если Закон достаточен для спасения — Христос–Спаситель не нужен. Если только Христос спасает и есть абсолютная «полнота» (???????) — закон не нужен. «Если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал. 2:21) Но Законом спастись нельзя, «делами закона не оправдается См. филологическое толкование слова «За–кон» у о. П. Флоренского «Столп и утверждение истины». «Если бы первый завет был без недостатка, не было бы нужды в другом» (Евр. 8:6,7). никакая плоть» Закон убивает, осуждает, ставит под проклятие: «все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою» (Гал. 3:10). Проклятие Закона снимает только Христос; мы спасаемся верою во Христа, а не делами Закона, «человек оправдывается верою независимо от дел Закона», получает оправдание «независимо от Закона», «даром, по благодати». Вера уничтожает и упраздняет все то, чем хвалится и чем надеется спастись исполнитель закона (Рим. 3:20—28). Деяния стоят на той же точке зрения: «законом Моисеевым оправдаться нельзя, а Христом оправдывается всякий верующий, ибо прощается» (Деян. 13:39). Итак, существуют два пути, противоположных и взаимно исключающих друг друга: путь закона, как путь проклятия и осуждения, — и путь веры во Христа и обновления Святым Духом, как путь, снимающий «клятву» и дающий спасение; «служение осуждения» противополагается «служению оправдания», «служение смертоносным буквам» противополагается «служению духа», ибо «буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3:6-—9).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=738...

«Все мне позволительно» – говорит ап. Павел. – «но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» ( 1Кор.6:12 ). Обладать человеком может и должен только Бог. Таким образом сам собою намечается путь, который христианин свободно выбирает, чтобы выполнить свое высокое в мире назначение, а именно – путь воли Божьей. Один Бог может нам указать путь к истинному благу, потому что Он Один только знает – что есть для нас истинное и наивысшее благо и какой путь ведет к нему. Бог не только знает несоизмеримо больше, чем человек, но и любит человека несоизмеримо больше, чем может любить себя сам человек. Поняв это – христианин не может не любить Бога больше, чем самого себя. Это и есть основная истина христианской нравственности: следует любить Бога больше чем себя (первая, большая заповедь Христа); тогда сможешь любить ближнего – как себя (вторая заповедь Христа, подобная первой). «На сих двух заповедях утверждаются закон и пророки» – сказал Спаситель ( Мф.22:39 ). Все остальные заповеди и призывы Божьи – только изъяснения и уточнения основных. Рабство Богу – есть истинная и величайшая для человека свобода. Бог есть Любовь, Истина, Добро, Красота и Свобода . Рабство Богу – есть «рабство» (т.е. полная преданность) Любви, Истине, Красоте и Свободе. Свобода же от Бога (т.е. свобода от свободы) – есть величайшее рабство. «Все зло происходит от того,» – говорит св. Василий Великий , – «что оставляют великого и истинного Царя всех и Бога... и хотят лучше властвовать вопреки Господу, нежели сами быть под властью у Господа». Источник всякого нечестия, согласно неложному Слову Божию, есть богозабвение и отступление от Бога (Второзак.32:15–18). Полная отдача своей свободы Богу – есть жертва, самая большая, какую только может принести человек и самая угодная Богу. Памятуя, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы, всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ), – христианин, в безконечной ответной благодарной любви к Богу, в ответ на Его жертву, приносит свою жертву, «лепту вдовицы», – все что он имеет: свою свободу. НОРМА НРАВСТВЕННОЙ ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Andreevsk...

Все, что имеет Отец, Мое есть; Святой Дух получает от принадлежащего Отцу; Следовательно Св. Дух получает от Моего (совершенно правильная норма первого модуса первой фигуры категорического силлогизма). При таком восполнении силлогизма Христа отнюдь не может быть выводима из него мысль об исхождении Св. Духа от Сына. Силлогизм латинян: «·все, что имеет Отеи, Мое есть; Отец имеет произведение Св. Духа, – следовательно и Я имею произведение Св. Духа» совершенно произволен: к евангельской большей посылке они присоединяют заключение, которого в Евангелии нет, и потому силлогизм их совершенно неевангельский (§ 173). 175 В опровержеше этого доказательства Феофан доказывает, что после слов: «что услышит» следует подразумевать не выражение «от Меня», но выражение «от Отца» (§§ 179 – 180). На вопросе: что «слышал» Св. Дух, латиняне отвечают, что Св. Дух «слышал», т. е. получал свое бытие. По объяснению же Феофана, Св. Дух слышал именно то, что говорил (§ 182). То, что Он слышал, суть «тайны домостроительства Христова», различные происшествия, – словом, все то, что Св. Дух говорил и совершал в церкви во славу Божию (§ 181). «Слышать», в сущности, значит тоже, что «·быть посылаемым» – mitti. В этом выражении, подобно некоторым другим выражениям, в которых Христос говорит о Себе самом («учение Мое не есть Мое», «Я ничего не могу творить Сам от Себя», «как слышу, так и сужу» – Иоан. 5, 30 ; «пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю» и пр. ) выражается «обязанность посланника» (legati munus), каковым может быть и Дух Святой, так как для посланничества не требуется непременно вочеловечение (§ 183). 176 Haec duo sint praecipua vestra argumenta, говорит Феофан об этих доказательствах в «Apologia fidei» (р. 30). 177 Et haec satis sint ad vulgatissimum latinorum argumentum (здесь говорится о четвертом доказательств), quod vel solum esse video, cur Protestantes Theologi articulum hunc, non reformarint, ut facile collitur ex eorum scriptis (Theol. Procop. p. 1052, § 169).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

Всю свою обязательную силу для христиан сохранило и Десятисловие Моисея. Суть этих заповедей Господь в беседе с законником изложил так: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки ( Мф. 22:37–40 ). Но свое значение для христиан сохранило не только богословие Ветхого Завета и его нравственное учение. Ветхозаветные правовые нормы оказали влияние на каноническое право христианской Церкви. Некоторые из них признаются действующими в Церкви, например, требование показаний двух или трех свидетелей для установления истины на суде. Отдельные ветхозаветные правовые институты существовали в Церкви в определенные эпохи ее истории, например, десятина, запрещение взимать проценты, впрочем, в Ветхом Завете ограниченное лишь единоплеменниками: Иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост ( Втор. 23:20 ). Полную силу сохранило и ветхозаветное запрещение кровосмесительных браков. В канонах часто встречаются ссылки на ветхозаветные тексты. В 21-м правиле свт. Василия цитируется пророк Иеремия (3:1) и книга Притчей (18:23): «Аще муж, сожительствуя жене, и потом не довольствуяся браком, впадет в блуд, таковаго почитаем блудником, и надолго оставляем его под епитимиею. Впрочем, не имеем правила подвергати его вине прелюбодеяния, аще грех соделан с свободною от брака. Ибо речено: прелюбодейца сквернящися осквернится, и к мужу своему не возвратится. Такожде: держащий прелюбодейцу безумен и нечестив». На эти же места из Иеремии и Притчей ссылаются и отцы Трулльского Собора в 87-м правиле. В 16-м правиле 7 Вселенского Собора цитируется книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова: «Исполнилось в них написанное: мерзость… грешнику богочестие ( Сир. 1:25 ), то аще обрящутся некие, посмевающиеся носящим простое и скромное одеяние, епитимиею да исправляются…». Некоторые канонические нормы основаны на ветхозаветных текстах, которые сами по себе не содержат соответствующих юридических формул по их буквальному смыслу, но в которых заключены мысли, используемые для их обоснования, и эти места из Ветхого Завета цитируются в канонах. Так, в церковной судебной практике за свои преступления и грехи клирики не подлежат наравне с мирянами отлучению от Причастия, а только извержению из сана на основании общего принципа, не допускающего налагать двойное наказание за одно и то же преступление. Эта норма сформулирована в 25-м апостольском правиле, которое содержит в себе ссылку на книгу пророка Наума: «Епископ, или пресвитер, или диакон, в блудодеянии, или в клятвопреступлении, или в татьбе обличенный, да будет извержен от священнаго чина, но да не будет отлучен от общения церковнаго. Ибо Писание гласит: Не отмстиши дважды за едино (1:9)».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

вы – род избранный, царственное священство, народ святый, люди (взятые) в удел».. ( 1Петр. 2, 5, 9 ). Только из начала всеобщего царственного священства, иерархизма всей Церкви можно понять и принять и различие иерархических функций и избежать того преувеличения, благодаря которому вкрадывается клерикальный абсолютизм, подрывающий самое начало церковного иерархизма, а церковь рассекается на две части: властвующих и властвуемых, учащих и учимых, повелевающих и повинующихся. Для оправдания такого именно понимания и возникают догматические фикции викариатства Христова, как и «апостольского преемства», в качестве власти и организации власти, вопреки прямому свидетельству Господа: «и они начали спрашивать друг друга, кто из них должен почитаться большим? Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий как служащий» ( Лк. 22, 24–6 ). Не чрез установление примата Петрова, или апостольского примата епископата, но чрез служение, определяемое местом каждого в Церкви, указуется Словом Божиим основная норма всеобщего священства, – в качестве подлинного «апостольского преемства» в Церкви, чем в корне подрывается клерикальный абсолютизм, или «монархический епископат», в качестве проявления церковного иерархизма. Разумеется, речь идет здесь не об отрицании или умалении прав и обязанностей иерархического священства, но о правильном его истолковании, исключающем идею какого бы то ни было «викариатства, как власти Христовой над Церковью, вместо служения Церкви в ее соборности. Ветхозаветный иерархизм, хотя и существующий в пределах избранного народа, – народа Божьего, имеет гораздо более жесткий и законнический характер, нежели новозаветный. Он и возникает, действительно, как прямое Божие установление, закон, данный на Синае. Через него установляется ветхозаветная церковь , а не он возникает в Церкви и через Церковь, как это имеет место в Новом Завете. Римское понимание иерархии, как викариатства, усвоенное и восточной Церковью, приближается своим «юридизмом» к ветхозаветному строю.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Высшая богочеловеческая реальность, дарованная этому миру Христом Спасителем и имеющая пребывать на земле до скончания века (Мф 16:18), есть Церковь — Его Тело (Кол 1:24). Церковь, будучи Полнотою Христовой (Еф 1:23), бесконечно преломляется и изображается в многообразии индивидов, в нее входящих. Не исключая из себя никого, Церковь в то же время предполагает и объединяет в своем единстве сколь угодно многие особенности верующих — как в едином организме предполагается и объединяется разнообразие свойств и функций его многочисленных членов. Это свойство Церкви именуется кафоличностью (καθλως), что, сообразно содержанию слова ολος, можно выразить как «целостность», «целокупность». «Кафолический» и означает прежде всего «всецелый», «всеединый». Славянские первоучители святые Кирилл и Мефодий перевели καθολικ словом «соборность», разумея, конечно, соборность не в смысле количества голосов, а в смысле единства бытия, цели и всей духовной жизни Христова организма, собирающего в себя всех верных, независимо от местных, этнографических, исторических и всех прочих особенностей (П. Флоренский. Понятие Церкви в Священном Писании. — «Богословские труды», сб. 12. Μ., 1974). Но Церковь, будучи не просто одной из реальностей мира, но и идеальным его завершением, указывает самой онтологической структурой своей — соборностью — на норму бытия мира и характер межчеловеческих в нем отношений. Эта норма очень наглядно преподана апостолом в образе тела, имеющего многие члены, жизненно взаимосвязанные друг с другом, «дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены». И апостол заключает: «И вы — тело Христово, а порознь — члены» (1 Кор 12: 12–27). Даже не простое согласие утверждается этим образом, но согласие наиболее совершенное — органическое, и не просто «мирное сосуществование» изображается, но полноценный мир, который является естественным состоянием каждого здорового организма. Таким образом свойство соборности (кафоличности) Церкви является своего рода энтелехией (внутренняя целеустремленность, осуществляемая действенностью цель), говоря языком Аристотеля, земных отношений людей того мира, которого жаждет человечество и к которому его направляют христианские Церкви. в) «От одной крови Он произвел весь род человеческий» (Деян 17:26)

http://blog.predanie.ru/article/bogoslov...

Галина И. 30 января 2020, 21:05 Пр. Иеремия обличал: " Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев, исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я оставлю вас жить на сем месте. Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь Храм Господень, Храм Господень, Храм Господень!» Как! Вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи, и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите, и становитесь пред лицем Моим в Доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: «мы спасены», чтобы впредь делать все эти мерзости " (7:3–4,9-10). Св.ап. Петр: " время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется,то какой конец не покоряющимся Евангелию? " " Покайся, а если не так, скоро приду к тебе " (Отк 2). Елена 30 января 2020, 19:38 Не имею права осуждать реакцию людей.Каждый из нас продукт своего времени. В начале прошлого века у людей был страх перед абортом, но революция изменила их сознание и сознание следующих поколений.Аборты легализировали в стране в ноябре 1920 года - мы были пионеры. Наши граждане уже 100 лет живут в этом кошмаре, а большинство стран, последовавших нашему примеру, не более 50 лет, но и там аборты - норма. Радоваться надо, что треть прихожан против абортов, и продолжать просветительскую деятельность! Елена 30 января 2020, 18:53 Простите. И ещё один мой комментарий. Обсуждали с коллегой тему абортов. Я говорю, хорошо бы в женской консультации с решившими сделать аборт обязательно беседовал бы психолог или тот же грамотный православный волонтёр и убеждал не убивать своё дитя. А коллега мне сказал: этого недостаточно. А если у неё сложные жизненные обстоятельства? Нужна тогда и дальнейшая помощь и сопровождение.Каждый из нас, поставивший подпись за запрет, готов чем-то РЕАЛЬНО ПОМОЧЬ? Елена 30 января 2020, 18:41 И ещё продолжу свой же комментарий. А вот подпись за выведение абортов из системы ОМС я бы первая поставила рБ Марина 30 января 2020, 18:24 СПАСИ ГОСПОДИ АНДРЕЙ ЗА СТАТЬЮ!!!Наверное не настолько это христиане.если не считают аборт УБИЙСТВОМ!ПЕЧАЛЬНО!!!

http://pravoslavie.ru/127534.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010