3.                   Согласно 16-му правилу Халкидонского Собора, 44-му правилу Трулльского Собора, 5-му правилу Константинопольского Двукратного Собора, 18 и 19-му правилам святого Василия Вели­кого, монахам и монахиням запрещается вступать в брак после принесения ими обетов. 4.                   В соответствии с церковным законом, вдовство по­сле третьего брака считается абсолютным препятствием к новому браку. Иначе это правило можно сформулировать таким образом: «Возбраняется вступление в четвертый церковный брак». Церковь также не может одобрять и благословлять супружеские союзы, которые заключаются хотя и в соответствии с действующим гражданским законодательством, но с нарушением канонических предписаний. Т.е. не может быть совершено Таинство венчания над теми, кто хочет вступить пусть и в первый церковный, но уже в четвертый гражданский брак. Однако это не стоит понимать, что Церковь одобрительно смотрит на второбрачие или троебрачие. Церковь не одобряет ни одного, ни другого, а настаивает на пожизненной верности друг другу, основываясь на словах Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает… Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19. 6, 9). Церковь видит во втором браке предосудительную уступку чувственности, однако, допускает его, ибо, по слову апостола Павла, «жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия» (1 Кор. 7, 39-40). А на третий брак взирает как на при­нимаемое послабление, на лучшее, чем открытый блуд, основываясь на 50-м правиле святого Василия Великого: «на троебрачие нет закона; по­сему третий брак не составляется по закону. На таковые дела взи­раем как на нечистоты в Церкви, но всенародному осуждению оных не подвергаем, как лучшие нежели распутное любодеяние». 5.                   Препятствием к вступлению в брак является винов­ность в расторжении предыдущего брака. Виновный в прелюбоде­янии, из-за которого расторгнут первый брак, не может вступать в новый брак. Это положение вытекает из евангельского нравст­венного учения и практики Древней Церкви. Данная норма отра­жена и в церковном законодательстве («Номоканон» 11, 1, 13, 5; «Кормчая», гл. 48; «Прохирон», гл. 49. Эта же норма повторена в 253-й статье устава Духовных Консисторий). Однако не только прелюбодеяние может послужить причиной для распадения брака.

http://pravmir.ru/venchanie-chast-2-komu...

Вот — норма отношений пастырей и паствы; все сказано. Каждый духовник, я считаю, должен выписать эти слова большими буквами, и ежедневно их прочитывать. И еще одно место из Нового Завета: Не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья. И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится (Мф. 23, 8 — 12), говорит Господь. — Эти слова Спасителя вовсе не противоречат установленному Им же церковному пастырству, а указывают на тот дух, в котором оно должно осуществляться. Вот его характеристические признаки, как об этом говорит Священное Писание: 1) Пастырь — не начальник человеку, не властитель, а слуга; 2) Отношения пастыря и паствы строятся исключительно на основании любви и взаимного уважения; 3) Наконец, самое главное: пастырь не от самого себя осуществляет пастырство. Оно — не его, оно — Христово (в этом — смысл слов Спасителя, приведенных выше). Следовательно, пастырь обязан — и здесь и проявляется пастырское искусство — до каждой относящейся к нему души донести Христа и Его Церковь, помочь христианину прийти в меру возраста Христова. Искусство заключается в том, что все люди разные, каждой душе Господь открывается по–особому; отношения человека и Бога — великая тайна; и пастырь, при помощи Божией, должен подобрать ключ к сердцу каждого человека, чтобы именно ему, в именно его конкретной внешней и внутренней ситуации дать то, что Сам Господь хочет дать душе, — а не встроить человека в общую схему, не навязать ему то, что, может быть, теоретически хорошо и правильно, но на данный момент ему не подходит. Такова норма. В свете ее сразу видны и искажения ее. Давайте отметим самые характерные. Со стороны пастырей это могут быть две вещи: 1. Непонимание, нечувствование, незнание указанного выше обстоятельства, что пастырь — не нечто самодовлеющее, самостоятельное: он — слуга Христов, гибкий и тактичный приставник к благодати Его. И, следовательно, он должен руководить людей, только и исключительно донося до них учение Христа и Церкви. К сожалению, нередко пастыри учат людей не христианству, а тому, что они понимают под христианством, — т. е. происходит подмена Бога и Церкви ее служителями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=824...

Вот – норма отношений пастырей и паствы; все сказано. Каждый духовник, я считаю, должен выписать эти слова большими буквами, и ежедневно их прочитывать. И еще одно место из Нового Завета: Не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья. И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится ( Мф.23:8-12 ), говорит Господь. – Эти слова Спасителя вовсе не противоречат установленному Им же церковному пастырству, а указывают на тот дух, в котором оно должно осуществляться. Вот его характеристические признаки, как об этом говорит Священное Писание: Такова норма. В свете ее сразу видны и искажения ее. Давайте отметим самые характерные. Со стороны пастырей это могут быть две вещи: На это нужно сказать следующее. В Церкви нет ничего автоматического . Любое Таинство предполагает сотворчество Бога и человека, и раскрывается в зависимости от его нравственных усилий. Не является исключением и Таинство Священства. Вот мы сказали, что задача пастыря – преподание людям учения Церкви – вовсе не своих о нем представлений; приобщение людей к жизни во Христе. Это возможно только в одном случае – когда сам пастырь понуждает себя к усвоению церковного учения, не только знанием, но и жизнью; когда он сам имеет опытное представление о духовной христианской церковной жизни. Тогда благодать священства раскрывается, в нем и приносит обильный плод. Без нравственного же труда благодать сама по себе ничего делать не будет; она не сделает «автоматически» невежду – мудрецом, тщеславного – смиренным, жадного – щедрым. Да, Таинства будут совершаться – в силу уполномочивания Церкви; но чтобы нравственно руководить людей, нужно самому очень потрудиться в нравственном устроении своей жизни; чтобы преподавать учение Церкви, нужно самому усвоить его как должно. К сожалению, объективные условия нашего времени явились причиной рукоположения многих не вполне готовых к этому людей, может быть, не «доросших» еще до понимания того, что за служение им вверено, и чего оно требует от них.

http://azbyka.ru/duxovnichestvo-oshiboch...

Именно христианство призывает идти по линии наибольшего сопротивления миру и требует героических усилий... Именно христианство восстало против рабьей психологии обиды. Именно христианство хочет вырвать из человеческой души ressentiment 476 , излечить человека от больного самолюбия и зависти. Только христианство и знает средство против больного самолюбия. У Ницше было слишком внешнее и поверхностное представление о силе и слабости. Христианская мораль, если ее понимать не законнически, а внутренне и духовно, есть стяжание себе духовной силы во всем. Христианская добродетель совсем не есть долженствование и норма, а мощь, сила. Нормативный идеализм бессилен, он не знает, откуда взять силу для осуществления нормы добра, закона добра. Норма и закон бессильны, так как безблагодатны. Христианство же возводит всякое добро к источнику всякой силы, то есть к Богу. Греховный человек бессилен вне Христа, но силен во Христе. Ибо Христос победил мир 477 . Христианство – отнюдь не религия рабства. Представлять христианство религией какого бы то ни было класса, какой-либо категории людей, в том числе рабов, значит клеветать на христианство. Свобода – важнейшая категория христианской нравственности. Уверовавшим в Него иудеям Иисус говорил: Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными. Слушатели не поняли Его слов: Мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Но Иисус ответил им: Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете ( Ин. 8:31–36 ). Христианство – это религия свободы. Она освобождает человека от фарисейского представления о нравственности как сумме законов и предписаний, скрупулезное исполнение которых приводит человека к Богу. Она освобождает от любых форм зависимости – в том числе от зависимости от греха. Она учит, что свобода определяется не происхождением и не социальным положением.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Но когда истина и правда Божия приходит к ним просвещением Духа Святого, и люди отвергают их, они ставят себя вне прощения. Непрощаемым грехом может быть попытка приписать дело Духа Святого сатане, и это уже нельзя назвать случайным преткновением. Это состояние постоянного предпочтения греха правде, это – грех как норма, то, что насаждается сегодня у нас. Грех как норма – атмосфера, благоприятная для прихода «человека беззакония», превозносящегося «выше всего, называемого Богом или святыней». Разум и совесть человека настолько ожесточаются по отношению к истине и правде, что внушения Духа Святого не достигают их. Вне прощения оказываются те, кто отказывается слышать зов прощения. Так глубоко может исказиться отношение человека к Богу, что он навсегда поставит себя вне прощения. Те, кто думает, что они совершили непрощаемый грех, должны знать, что сам факт сокрушения их об этом грехе – свидетельство слышания ими Духа Святого. Нет греха непрощенного, кроме греха нераскаянного. Непрощаемый грех – это совершенное отвержение Духа Святого, отказ от приведения Им нашей души к покаянию и прощению. Непрощаемый грех имеет вечные последствия. Фарисеи произносят ужасную хулу на Господа и Его дело, и Господь говорит о нашей страшной ответственности за слова. Он показывает, каким образом слова выражают внутреннюю суть человека. «От избытка сердца говорят уста». Человека можно определить по тому, что и как он говорит, по его словам, отражающим его внутреннюю жизнь. В конечном счете, суд над нами будет совершаться на основании наших собственных слов – по словам мы осудимся или оправдаемся. Целостность личности определяется словами и делами. «Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду». Сердце – корень дерева нашей жизни, а слово – его плод. Пока не будет у человека чистого сердца, не может быть у него чистых уст. «Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы?» Люди смотрели на фарисеев как на святых, но Христос называет их порождениями ехидниными.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Осудишь, хотя бы мысленно, и Бог оставит тебя за гордость, попустит быть падению твоему! Господи, сохрани нас от великого и страшного искушения! Охрани Своею благодатью, а всех согрешивших, если к Тебе обратятся, покрой Своей безмерною милостью, ибо Ты благ и многомилостив и простил уже многим блудникам и блудницам и ввел их в Царство Твое Небесное, после их плача горького о грехах и доброй жизни после грехопадения, как сие было с преподобной Марией Египетскою и другими святыми! «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? (Иов. 2:10).»    Когда у нас внешне все благополучно, мы благодарим Бога, чувствуем себя спокойно, а когда случается горе, унываем и ропщем на Бога. Мудрость и состоит в том, чтобы спокойно принимать и скорби от Господа. В настоящее время Господь благоволил всем своим последователям пить чашу страданий, имени Его ради. Многие из нас знали прежде радостные и спокойные дни. Благодаря за сие Бога, примем с покорностью и выпавшие испытания, потому что и здесь и там воля одна — Божия. «Человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх (Иов. 5:7).»    Страдания — необходимый удел человека на земле. Но страдания человек принимает с принуждением, как некое насилие. Значит, они не являются нормою для нас, а норма есть счастье. Отсюда прямой вывод: на земле человек не может иметь счастья для себя, и в то же время счастье есть норма человеческой жизни, следовательно, оно будет лишь в жизни будущей, ибо иначе вся наша жизнь бессмысленна... И христианская вера учит, что человеческая жизнь вовсе не кончается смертью, а только начинается, что после скорбей земли будет вечная радостная жизнь, лишь бы люди не шли против Бога, Который блаженство вечное приготовил еще от создания мира всем идущим к Нему — верующим и исполняющим Его заповеди. «И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое (Пс. 1:3).»    Добрые дела наши зависят не только от доброй воли нашей, а и от Божией воли.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Осудишь, хотя бы мысленно, и Бог оставит тебя за гордость, попустит быть падению твоему! Господи, сохрани нас от великого и страшного искушения! Охрани Своею благодатью, а всех согрешивших, если к Тебе обратятся, покрой Своей безмерною милостью, ибо Ты благ и многомилостив и простил уже многим блудникам и блудницам и ввел их в Царство Твое Небесное, после их плача горького о грехах и доброй жизни после грехопадения, как сие было с преподобной Марией Египетскою и другими святыми! «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? (Иов. 2:10).» Когда у нас внешне все благополучно, мы благодарим Бога, чувствуем себя спокойно, а когда случается горе, унываем и ропщем на Бога. Мудрость и состоит в том, чтобы спокойно принимать и скорби от Господа. В настоящее время Господь благоволил всем своим последователям пить чашу страданий, имени Его ради. Многие из нас знали прежде радостные и спокойные дни. Благодаря за сие Бога, примем с покорностью и выпавшие испытания, потому что и здесь и там воля одна — Божия. «Человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх (Иов. 5:7).» Страдания — необходимый удел человека на земле. Но страдания человек принимает с принуждением, как некое насилие. Значит, они не являются нормою для нас, а норма есть счастье. Отсюда прямой вывод: на земле человек не может иметь счастья для себя, и в то же время счастье есть норма человеческой жизни, следовательно, оно будет лишь в жизни будущей, ибо иначе вся наша жизнь бессмысленна... И христианская вера учит, что человеческая жизнь вовсе не кончается смертью, а только начинается, что после скорбей земли будет вечная радостная жизнь, лишь бы люди не шли против Бога, Который блаженство вечное приготовил еще от создания мира всем идущим к Нему — верующим и исполняющим Его заповеди. «И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое (Пс. 1:3).» Добрые дела наши зависят не только от доброй воли нашей, а и от Божией воли. Господь так устрояет нашу жизнь, что в тот или иной момент Он предлагает нам совершить определенное дело.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3774...

Увеличьте молитовки свои, ведь Боженька для нас весь мир создал, жизнь подарил........подарил вам друг друга ( о супругах) а вам для Него жалко и 40 дней....... выбор за вами...... идти сквозь тернии к Богу или сквозь удовольствия к лукавому :) свящ.Игорь Новохатько 11 марта 2009, 20:20 Полностью согласен с мнением о.Федора.От себя позволю добавит,что в том и состоит дело духовника ,что бы взрастит в людях целомудрие,а не пытаться его насадить,привести супругов к тому чтобы они как раз по слову апостола уклонялись друг друга на время «для упражнения в посте и молитве.Есть еще очень тонкий аспект -когда супруг или супруга не церковные люди,и не воздерживается во время поста,а его половинка пост то держит ,и причащаться хочет-вот что тогда-лишить ее причастия-пост то несовершенный получается.К сожалению именно так и поступают.И еще одно, по всем вопросы такого рода, мы можем только очертить границы дозволенного и разумного,а вот конкретно как поступить в каждом случае,решать каждому священнику и мирянину лично придется исходя из очень многих факторов,которые как раз ни под один закон не подгониш. p.s. Думаю ,что для священника пост и воздержание супружеское абсолютная норма и обсуждению не подлежит . Всеволод 11 марта 2009, 19:53 Спаси Господи, Алексей! Вот впечатление выстраданное, вынесенное из опыта семейной христианской жизни. Вызывает недоумение, когда монах высказывается в столь спорных вопросах о том, что допустимо и что нет в семейной жизни, и обращается не к своим духовным чадам, а ко всей вселенной. Что, если чья-то семья распадётся? свящ. Федор Людоговский 11 марта 2009, 16:22 В целом готов согласиться с выводами автора. Но не все аргументы здесь имеют одинаковую силу. 1) Процитированные общеизвестные слова ап. Павла ясно указывают, что супружеская близость - это норма, а уклонение друг от друга - исключение. Более широкий контекст дает основание заключить, что упражнение в посте и молитве должно совершаться по взаимному согласию: " Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим " (1 Кор 7:4-5).

http://pravoslavie.ru/29586.html

Христианство заявило, что это разъединение есть греховная ложь, что основное, нормальное состояние человечества есть глубочайшее единство природы всех людей, их единосущие и основной закон человеческой жизни есть закон любви всех людей между собой. Какие же имеются в христианстве основания для того, чтобы заявить, что единосущие и взаимная любовь людей есть закон, норма? Таким основанием, по учению святых Отцев, является учение о Святой Троице. Это учение говорит, что истинное и вечное существо Бога, Его природа свободны от всякой разъединенности и взаимоисключительности что, хотя в Боге три Личности, но они не исключают друг друга, а являются полным и бесконечным единством. А так как Бог есть образец, идеал, норма для всего существующего, то это единосущие Божественных Личностей, этот закон любви должен отражаться и в жизни всего человечества, что все человеческие личности, при своей множественности, являются единым целым, и жизнь человечества должен как бы пронизывать и проникать закон взаимной любви. Эту истину выразил и Спаситель в своей молитве пред страданиями. Он молился так: «Отче Святый! соблюди их во имя Твое тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне, да будут совершены во едино» ( Ин.17:11 , Ин.17:21–23 1 ). По вопросу об отношении Бога к миру существуют разные взгляды, главнейшие из которых следующие. Атеизм учит, что Бог не имеет к миру никакого отношения, потому что и Бога нет и мир произошел сам по себе. Это учение опровергнуто уже при разборе телеологического доказательства бытия Божия (см. выше «Телеологическое доказательство бытия Божия»). Там мы указывали, что ничто самое простое не происходит само собой, тем более не появляется сама собой какая-либо сложная машина; в особенности мир, как необыкновенно великая и сложная машина, не мог произойти сам собой. И если, при взгляде на машину, наш ум необходимо предполагает ее устроителя, так и при мысли о громадном механизме мира мы необходимо должны признать существование Творца мира – иначе Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Часто люди говорят: у меня нет сил справиться с ребенком. Для того чтобы были эти силы, Господь Таинство брака и установил. Если вы заболеете, нужно собороваться, существует Таинство соборования  — таинство исцеления сил. Когда согрешишь, надо пойти на исповедь — Таинство прощения грехов. А вот чтобы получить силы для воспитания детей, нужно венчаться. Это Таинство специально для этого и существует. Мне приходилось видеть таких людей, которые говорят, мол, мы давно уже с мужем живем, у нас, вроде, все хорошо. А зачем нам венчаться? Ну, силы-то надо давать! В молитве венчания говорится, что благословение дается на весь род. В Таинстве венчания дети узакониваются. Возникают именно освящение взаимоотношений родителей и детей. …здесь та библейская норма, которая прямо регулирует отношения родителей и детей  Апостол Павел в Посланиях к Ефесянам (6, 1–4) говорит: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем». Здесь как раз та библейская норма, которая прямо регулирует отношения родителей и детей. Повинуйтесь родителям своим в Господе. Что это означает? …мы должны повиноваться родителям и учить детей — не ради вас, а ради Бога  Это значит, что мы должны повиноваться родителям и учить детей — не ради вас, а ради Бога. Ты должен слушаться меня, потому что так требует Господь — ради Него. Таким образом, сразу отождествляете себя со своими требованиями. И здесь не будет той проблемы, что, мол, мой сын против меня выступил, и мои требования не выполняет. Я могу тебе не нравиться, но я требую не своего, а заповеди Божией. При одном условии, что вы требуете исполнения заповеди Божией. Если вы требуете не этого, то, конечно, вас слушаться никто не обязан. Когда замечательные тещи разводят своих дочек с их мужьями, их слушаться нельзя совершенно, потому что заповедь Господня этого не допускает. Точно так и со свекровями. Или если муж требует от жены сделать аборт, то жена вправе отказаться, потому что одно дело муж, а другое — Господь.

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnoe-vospi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010