Послушайте, до чего доходит пустота у эллинов, — вы, которые говорите, что мы занимаемся пустяками среди женщин и юношей, среди девиц и старух, и насмехаетесь над нами за то, что мы не с вами. Произведения искусств заключают в себе много вздора, хотя уважают их более богов ваших; относительно женщин вы ведете себя непристойно. Что за прекрасное учение произвела вам Главкиппа, родившая чудовище, как показывает ее медная статуя, сделанная Никератом афинянином, сыном Авктемона? Пракситель и Геродот сделали вам статую распутной Фрины, а Эвтикрат — Пантевхиды, сделавшейся беременной от прелюбодея. Геродот Олинфский изобразил Гликеру, блудницу и Аргосскую музыкантшу. Вриаксис поставил статую Пазифее; воспоминая ее распутство, вы едва не желаете, чтобы и ныне были подобные женщины. Сапфо была блудница, бесстыдная женщина, и сама воспевала свое распутство; а у нас все женщины целомудренны, и девицы, сидящие за прялками, поют божественные песни гораздо лучше, чем эта девица ваша. Посему вы должны стыдиться того, что вы ученики презренных женщин, а смеетесь над женщинами, преданными нашему учению, и над общественными собраниями, которые они посещают (гл. 33).    Думаю, что теперь кстати доказать, что наша философия древнее учений эллинских. Пределами у нас будут Моисей и Гомер, потому что они оба жили в древнейшие времена; последний древнее всех поэтов и историков, а первый — родоначальник всей мудрости у варваров. Итак, возьмем их для сравнения, и мы найдем, что наше учение древнее не только образованности эллинов, но и самого изобретения письмен. Самое раннее время жизни Гомера, по Кратесу, определяется спустя 80 лет после взятия Трои, а самое позднее — в пятисотых годах по взятии Трои (гл. 31).    Пусть даже Гомер был не позже троянской войны, а современником ее; пусть думают, что он жил прежде изобретения букв. Окажется, что вышеупомянутый Моисей на много лет древнее взятия Трои и времен Троя и Дардана (гл. 36). Египетский историк Птоломей говорит, что иудеи при царе египетском Амазисе вышли из Египта под предводительством Моисея в те страны, которые они заняли. По словам его, Амазис был современником царя Инаха; а время, которое протекло от Инаха до разрушения Трои, заключает в себе двадцать поколений (400 лет) (гл. 38).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

– Не нравится мне мисс Моллисон. Девушке не следует показываться в театре со своим хозяином. – Вечная ему память, он был верен своим принципам, маленький осколок Англии. Энтони писал, что нужно поставить камень, я ответила: «от верных детей» – это очень ответственно, а Энтони настоял, что «верные» – короче и дешевле, во всяком случае вполне прилично. А чему – «верные»? Не выдавай своих чувств. Не теряй голову в любви. Будь целомудрен, благоразумен, возвращай долги. Ничего не покупай в кредит «Верные» ко многому обязывает Сам он не пожалел лишних букв, стараясь быть точным, и на могиле матери написал – «от безутешного супруга». Он читал Шекспира, Скотта, Диккенса, сочинял акростихи. Маленький осколок Англии. Слуги его недолюбливали. Кристальной честности человек. У него были теплые руки, как у меня. Может быть, он по-своему любил Энтони. Почему же я его не любила? Было за что. Надо все честно вспомнить. Это в его духе, он не обидится. Сейчас глухая ночь, когда могилы отдают своих мертвых. Ему не нравилась «Ламмермурская невеста». Говорил, что там все преувеличено, что книгу написал больной человек. Был убежден, что «Троил и Крессида» не принадлежат Шекспиру, Потому что Шекспир не был циником. Питал глубокое доверие к человеческой природе. Главное – быть целомудренным, благоразумным, возвращать долги, быть сдержанным в любви. Было за что не любить. Порка в детской, слезы перед отправкой в интернат – Энтони учится выдержке. Порка в кабинете, когда он притащил домой неприличную книжку с красивыми картинками, – Энтони учится уважать чужих сестер. Энтони учится сдержанности в любви. Энтони в Адене, в Шанхае, наконец совсем отдалившийся от меня, словно в отместку; да, он любил Энтони и погубил его, и Энтони мучил его до самой смерти. Телеграммы, телефонные звонки, улыбающееся лицо над спинкой кровати: – Я уволился. Ночью нельзя кривить душой. Эрик спит, холодная рука у меня на боку; все улажено, между нами только набережная, полоска воды и улица, и ночь темнее той темноты, в которую хватило сил не заглянуть. Он повторил за мной:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

«Град сей, которому назначено господствовать над многими народами, будет необорим для иноплеменников... Но идет молва, что он откроет внутренний доступ к себе роду агарянскому и тот великое множество народа мечом убьет. Я же говорю, что явится и светловолосый род, чье имя заключено в осьмнадцатой из двадцати четырех букв, соединенных в правильный порядок, и ноги грешников ступят на полы устланные. Горе им от двух отраслей, чьи мечи подобны ветру, а серпы, посекающие колос медно-красный в жатву, не обращаются вспять и позади себя ничего не оставляют... В последние же дни восставит Господь Бог царя из нищеты, и тот вступит [во град] с правдой великой. И будет мир по подобию мира, бывшего во дни Ноевы, ибо не станут более воевать. И оттого что не будет войны на земле, перекуют свои мечи на плуги, серпы и [прочие] земледельческие орудия. И обратит [царь] лицо свое на восток и смирит сынов Агари, ибо прогневается на них Господь наш Иисус Христос за беззаконие содомское, которое они творят. Из них многие примут Святое Крещение и у благочестивого царя того в почете окажутся, прочих же он истребит, огнем сожжет и [всякой иной] насильственной смерти предаст. В те времена все восстановится, и Иллирик [станет частью державы] ромеев, и Египет обретет врата свои. И наложит [царь] десницу свою на окрестные народы, и покорит светловолосый род, и ненавистников своих победит. И царство удержит в течение тридцати двух лет, подати же и дары двенадцать лет взиматься не будут. Восстановит разоренные сокровищницы и храмы святые отстроит. Не будет в те дни ни тяжб, ни неправедного с беззаконником, ибо устрашится лица [царского] вся земля, и всех сынов человеческих понудит он из страха пред ним быть целомудренными, и среди вельмож своих всякого законопреступника истребит... Тогда настанут радость и веселье, и множество благ от земли и моря произыдет. И будет, как было во дни Ноевы... Когда же минет владычество его, придет начало зол.»   Итак, здесь предсказано отвоевание Константинополя христианами и, что особенно важно, правление благочестивого царя, действующего Божиим повелением и полагающего конец всемирной смуте. Вкратце описано временное торжество христианской веры и дарование мира многострадальным народам, дабы и они успели подготовиться к великой брани с грядущим антихристом. Ибо, согласно отцам, мы не ускоряем пришествие антихриста лишь тогда, когда не участвуем в грехах и беззакониях своего времени делом или сочувственным помыслом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3415...

" Если хочешь быть целомудренным, поучает преп. Нил, избегай встреч с женщинами и не допускай им когда бы то ни было тебе доверяться, потому что они поначалу тебя уважают, а затем бесстыдно наталкивают на все. При первой встрече они потупляют взор долу, говорят кротко, с чувством проливают слезы, благопристойно одеты, печально воздыхают, спрашивают о чистоте и внимательно слушают. Когда же ты видишь их во второй раз, их взгляд немного выше (более вознесен), а в третий раз они уже смотрят с бессовестной усмешкой и даже более того громко смеются. Напоследок приходят они принаряженными и становятся в такую позу, которая ясно предвещает страсть: воздвигают брови, не оставляют в покое ресниц, обнажают шею, всем своим телом выражают нежность, произносят ласковые слова, увлекающие в страсть и самим образом речи пытаются обольстить слух, пока всеми силами не охватят душу. И это для тебя приманка, которая искусно сплетенным силком завлекает тебя в смерть и низвергает в погибель. Храни же себя, чтобы не ввели они тебя в соблазн даже скромными словами, ибо в них сокрыт смертоносный зверский яд " . Для побеждения блудной страсти преп. Нил рекомендует, в первую очередь, умеренность в пище и тотчас после этого уединение как отличное средство для устранения внешних причин соблазнов и страстных вожделений. " Целомудренная душа, говорит преп. Нил, стремится к уединению в пустыне, подобно тому как корабль во время бури спешит к пристани " . Насколько опасна для души жизнь в обычных условиях, то есть среди людей, и насколько дает она пищу разнообразным соблазнам и блудным искушениям, видно из письма силенциарию Никарету, в котором преп. Нил, в частности, говорит: " Кого через уши и глаза очаровывает и услаждает срамное пожелание, тот, хотел ли он того или нет, уже в полном смысле прелюбодей " Впрочем, устранение внешних условий еще не обеспечивает полного успеха в борьбе с этой страстью, потому что " вожделение, похоть " может воспаляться и помыслами. Поэтому преп. Нил и дает монахам совет не предаваться " воспоминаниям о женщинах " и " не медлить в помыслах, понуждающих к собеседованию с женским образом (букв.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=882...

История церкви до самых последних времен полна примеров падения в созерцании – всякая ересь и сектантство выростают на почве ложного, фантастического созерцания, в котором мистическое прельщение играет главную роль. Древний мифологизм и политеизм вырос на этой же почве. Истинное в начале созерцание может перейти в ложное, если ум в процессе созерцания не сумел удержаться от образности и фантазирования, и тогда он теряет и то, что приобрел с таким трудом. Отсюда – все значение древнецерковной аскезы трезвения и хранения ума, затвор фантазии и чувств в медитации и вне ее. Необходимым условием духовного, чистого созерцания являются катарсис всех сил тримерий, освобождение от страстей, в том числе и от ментально-магической страсти, молитвенность, полное безволие ума в молитве и пруспеяние в любви, то есть в религиозной практике. Только очищенный ум принимает «мысли Божьи» (Григорий Синайский,Ратг. М. 150, 1245), неочищенный ум становится жертвой энантности, а Любовь является, по Исааку, «естественной дверью», ведущей к самым высоким видам откровений, знания созерцания (Сл. 55, 266–267). Духовное созерцание ума становится вершиной духовной жизни, когда зрение ума становится невещественным, сверхсубстанциальным, когда ум выводится за положенные ему человеческие пределы, живым своим умным чувством ощущая бесконечность, вечность и жизнь. Исаак называет его «молитвенным созерцанием» и дает следующее определение созерцанию: «Созерцание есть духовное воззрение ума для того, чтобы постигать, что было и что будет, и от всего приходит в изумление. Созерцание есть видение ума, приводимого в уединение домостроительством Божьим, во всяком роде и ряде, при чем сокрушается и обновляется сердце» (Сл. 55,263–264). Евагрий Монах (Понтийский) говорит: «Целомудренное сердце есть пристанище созерцания» (Добр, 1,62). Умная аскеза делает сердце целомудренным и открывает двери пристанища. Каллист партиарх говорит: «Покушение тех, которые прежде времени изыскивают того, что бывает в свое время, и тщатся насильно протесниться в пристань бесстрастия, без должного к тому приготовления, святые отцы называли умоисступлением. Ибо не зная букв, невозможно читать книги» (Добр. 5,458). Любовь (Аганичность)

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/l...

Каждый оставим вожделеть имущества ближнего, чтобы таким образом отступив от всякой неправды, нам возыметь Божию Правду, помогающей нам, повергающей под ноги наши нечестивых и делающее их достояние нашим. Удержимся от ужасных клятв, которыми думая скрепить наши дела, мы сводим на нет Божественное повеление, от чего неустанно и терпим неудачи, сами от себя удаляя Божию защиту. Если мы обуздаем склонность к клятвам, то Сам Бог будет среди нас, укрепляя на пользу всякое наше полезное предприятие. Изменим образ нашей жизни на более благородный и более целомудренный, чтобы Отец непорочности, Бог, любил нас словно Своих чад и поставил нас выше всякого бесчестия и тления, во всем содействуя нам и поборствуя против наших врагов. Упорядочим всякое наше дело и слово и мысль к угождению Богу, и таким образом во всем чисто (честно) обратившись, припадем и восплачем пред Господом Богом нашим, испрашивая себе отпущение прежних наших грехов. 1. С давних пор мне весьма милого Феодора, как бы испытывая неким пробным камнем  именно, взыскательностью науки, — я заметил те же вещи, о которых возвещалось раньше, как я не вполне желал бы этого. Говоря истину, я не сделаю вам послабления, по закону любви, которую имею к вам, надеясь на все, как говорит Апостол (1 Кор. 13:7); любви, которая и меня отсутствующего соединяет с вами, хорошо знаю, любящими меня, сопутствуя со мною и укрепляясь вместе с временем, хотя мое недолгое молчание создало у вас иное представление. Потому что представляющееся по мнению монахов как нечто неприемлемое (или: неприятное) я не стал бы объяснять мужам мудрым, а также знаменитым и сильным мыслительной частью души постигнуть многое, а также сочетать это с превосходным образом жизни, как и зорко видящее око различает и вещи сущие под небом. То, что при первом впечатлении выглядит одним образом, может иначе представиться при последующем внимательном изучении предмета  . Потому что вы, конечно, знаете, что и Сам Христос не просто, но и в повелениях (Своих) отменил ветхозаветный Закон, и тем, что представляется, что будто Он отменил его, Он, в действительности, установил его более прочным и непревратным  ; так и «безумие»  , проповедью в Него разрушившее еллинскую (языческую) премудрость, явила удостоенных чудесным образом более премудрыми (чем еллинские мудрецы), вложив в них истинное знание божественных и человеческих истин, сведши на нет мудрость построенную на слове (слове, имущем свое бытие в исчезновении, хотя мы и сохраняем его, и то на время, в бытии, путем сочетания некоего сцепления букв и слогов)  , даровало нам истинное Слово, Оное Слово, «Иже бысть нам Премудрость от Бога» (1 Кор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Однако похвалы мистера Брасса и недовольство мисс Салли не произвели ни малейшего впечатления на Ричарда Свивеллера, ибо, переложив всю ответственность как за этот, так и за дальнейшие свои поступки и действия на судьбу, он окончательно махнул на все рукой и успокоился, готовый претерпеть любые несчастия и с философским равнодушием принять любые блага, которые могли ждать его впереди. — С добрым утром, мистер Ричард, — сказал Брасс на другой день после поступления Свивеллера на службу. — Салли разыскала вам подержанную табуретку в Уайтчепле . Вот у кого поучиться покупать все по дешевке, мистер Ричард! Прекрасная табуретка, сэр! Поверьте моему слову. — Мне на нее что-то и смотреть не хочется, — сказал Дик. — А вы не смотрите, а садитесь, — возразил мистер Брасс. — Салли купила эту табуретку на улице возле больницы. Она стояла там месяца два и несколько запылилась и порыжела на солнце — вот и все. — Надо надеяться, я не заражусь от нее лихорадкой или какой-нибудь другой гадостью, — сказал Дик, с недовольным видом усаживаясь между мистером Самсоном и целомудренной Салли. — Хромает, одна ножка длиннее. — Ну что ж, лишек пойдет на дрова, сэр! — воскликнул Брасс. — Ха-ха-ха! Тут тебе и табуретка, тут и дрова, сэр! Вот что значит посылать за покупками мою сестрицу! Верьте моему слову, мистер Ричард, мисс Брасс… — Замолчишь ты или нет! — осадил стряпчего очаровательный предмет его восторгов. — Попробуй тут заниматься делом под такую болтовню! — Ну и фрукт у меня сестрица! — воскликнул стряпчий. — То сама рада поболтать, а то вдруг работать ей приспичило. Вот поди угадай, в каком она настроении! — Сейчас у меня настроение деловое, — сказала мисс Салли, — так что прошу мне не мешать. И его тоже не отвлекай. — Мисс Салли ткнула пером в сторону Ричарда. — Он и без того не слишком старается. Мистеру Брассу, вероятно, очень хотелось огрызнуться, но благоразумие, а может быть, трусость одержала в нем верх над злобой, и он только пробормотал что-то насчет «наглецов» и «прохвостов», ни к кому, в частности, не адресуясь и употребляя эти термины в связи с какими-то отвлеченными идеями, возникшими у него в мозгу. Вслед за тем все трое заскрипели перьями и писали долго, храня молчание, такое тягостное, что мистер Свивеллер (который не мог обходиться без развлечений), то и дело клюя носом, с закрытыми глазами выводил на бумаге какие-то странные слова, составленные из несуществующих букв, как вдруг мисс Салли нарушила царившую в конторе скуку, шумно втянув носом понюшку табаку из маленькой табакерки и заметив во всеуслышанье, что мистер Ричард Свивеллер «наделал дел».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

Тема преобразования ума – одна из ведущих в размышлениях преп. Никиты. Отсюда часто встречающееся в письмах и трактате вводное предложение «внемли разумно» (например, гл.9), συνετως – «с разумением», наречие, означающее духовную мудрость и способность чистого (целомудренного) мышления человека. «Понятие σνεσις (букв, «понятливость, смышленость, сообразительность») согласно, например, Оригену , означает то высшее начало в человеке, которое и отличает его от животных. Оно было дано изначально Богом для преуспеяния в добродетелях человека, и само такое духовное разумение также является добродетелью. Это «разумение», омраченное грехопадением, вновь обретается, согласно св. Мефодию, через таинство возрождения во Христе: «Подлинно для тех людей, которые еще не чувствуют многоразличной Премудрости Божией, Христос еще не родился, т.е. еще не познан, еще не открылся, еще не явился. Если же и они восчувствуют таинство благодати, то и для них. когда они обратятся и уверуют, Он рождается через ведение и разумение». По мысли же Евагрия, именно такое «духовное разумение», вкупе с «мудростью» и «рассудительностью» является подлинным «стяжанием праведника " " 51 . 4.7. О теле При рассмотрении человека двойственным, состоящим из души и тела, вторая составляющая – тело, разумеется, мыслится более низкой из них. Тело считается состоящим из стихий мира. В этом проявляется его низменность относительно души, которая и удерживает тело от распада на составляющие его простые элементы. Телу также свойственна изменчивость, характерная для этого тварного мира. О свойствах тела преп. Никита Стифат говорит в письме Никите Коронидскому: «То же, что тройственными являются свойства тела, я говорю о рассечении, истечении и изменчивости; истечение и изменчивость я уже истолковал, рассечение же оставил без внимания, оно ускользнуло, когда речь зашла о мыслях. Знай, что рассечение тела действительно есть такое (рассечение) от жизни к смерти, которое разделяет его (тело) от единения из стихий, посредством которых оно было соединено, и в тление отсылает после удаления духа» (письмо 4.7).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Stifat/...

Афинодор (букв.: «дар богини Афины»). А вот значение имени Варсонофий даже календарь не публикует. Означаете же оно молитву к египетскому богу Анубису: «Анубис, бодрствуй!», т. е храни мумию . И что же – определена ли была их судьба их именами? Должны ли мы избегать этих святых, поскольку они носят те же имена, что и языческие идолы? Если мы будем убегать от всех черных символов и знаков, – то вскоре не останется для нас места на земле. Если передо мною бежит пес и метит все столбики – из этого совсем не следует, что я должен, забыв свои дела, бегать за псом и оттирать его метки. Вот также и с «метами» кощунников. Это они грешат, расставляя повсюду «три шестерки». Это их грех, и Господь будет вразумлять их за это. Но если мы свободны, не отрекаемся от Христа, никто отнять Христа у нас не сможет. А пока от нас не требуют поклонения говорящему антихристову идолу – не стоит слишком уж вглядываться во всякие предупреждения и знаки. Не душеполезно это. Так уж устроен человек: то, на что он смотрит, то и входит в него. Если мы выискиваем всюду антихриста и его следы, то мы их в конце концов найдем – но в своей собственной душе (точнее – создадим их там) . Правила аскетики требуют: обрати ум свой к Богу и кроме Бога не принимай в душу ничего. Ибо если твой ум будет вбирать в себя мирские впечатления, все подробности и раздельности мирской суеты, – то и душа утратит целостность, потеряет целомудренность и будет перекроена из образа Божия в образ и подобие падшего мира. Поэтому и говорит апостол Павел: «Я рассудил быть… незнающим ничего, кроме Иисуса Христа» (1 Кор.2, 2). Не антихриста надо искать, а Христа. Не от антихриста мы должны защищаться, а к Христу прибегать . Искать Христа и жить Им . От болезни ведь лечатся не тем, что мнительно высматривают ее признаки, а тем, что принимают лекарство и держат себя в тепле . И если Христос будет в нас, то что нам тогда до всего остального? Потому и юродствует старец Николай с острова Залит, когда его спрашивают об ИНН: « – Что это? – По поводу этого индивидуального номера, о котором сейчас все спорят. – А какой это номер? Что это такое? – Это налоговый номер, который дается каждому человеку сейчас. – Ах, вот как?.. – Говорят, что это печать антихриста… – Нет, нет, нет, нет. – Что „нет“? – Это не печать антихриста. – Опасности для души в этом Вы не видите? – Нет.

http://predanie.ru/book/71827-hristianst...

Внимай: как верны наказания тебе в этой жизни за грехи, так верны и награды, обещанные тебе в будущем веке. Опытами временной жизни познай, как верен Обещавший. Жалкое состояние греховной человеческой природы: наказывают за грехи (Высшая) или за пороки и преступления (гражданская власть) сто, тысячу раз, – и все-таки человек грешит. Горько наказание, а грех приманчив. О, плод древа познания добра и зла, плод обманчивый, убийственный. Не смотри на красоту лица человеческого, а смотри на душу его; не смотри на одеяние его (тело – одежда временная), а смотри на того, кто ею одевается; не смотри на великолепие дома (тела), а смотри на жильца, кто живет в нем и каков, – иначе ты оскорбишь образ Божий в человеке, обесчестишь Царя, поклонившись рабу Его, а Ему не воздав ни малейшей, Ему подобающей чести. Также не смотри на красоту печатного шрифта книги, а смотри на дух книги; а есть подлинно такие люди, которые любуются красотою букв и чистотою печати известной книги, а на содержание ее весьма мало обращают внимания. Согрешают. Дух унижают, а тело возвышают, потому что буквы – тело, а содержание книги – дух. Не обольщайся вдруг мелодичными звуками инструмента или голоса, а по впечатлению их на душу или по словам узнай, каков дух их: если звуки навевают на душу твою чувства тихие, целомудренные, святые – слушай и питай ими твою душу; если же чрез них вливаются в душу твою страсти – оставь слушать, брось и тело, и дух музыки. Когда приступаешь к животворящим Тайнам, для отражения диавольской лжи в сердце твоем говори сам в себе от всего сердца: я – ложь, а здесь – чистая Истина; также не бойся ни на минуту его мечтательного смущения и страха, коими он поражает сердце пред причастием. Надеющийся на Господа, как гора Сион 118 [ Пс. 124,1 ]. Надейся и ты на Него, и нимало не колеблись. Не верь сердцу своему, когда оно злобится на брата и осуждает его; скажи себе: не верю тебе, сердце, и никогда не хочу верить, потому что знаю я и убежден, что я – ложь. Сыны человеческие – только суета; сыны мужей – ложь [ Пс. 61,10 ]. Вот на себя буду всегда гневаться, себя осуждать за гнездящуюся во мне ложь и разное зло: это будет и полезно и справедливо.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010