34. 2Кор.10:5. 35. Прит.23:1-2. Букв. перевод: " Когда сядешь вкушать пищу с властелином, то духовно наблюдай подаваемое тебе и наложи руку свою, зная, что ты должен приготовить такое же " . 36. По мнению преп. Никиты Стифата, рай был насажден после окончания всего творения, в этом он следует св. Симеону Новому Богослову, говорящему, например, в 45 Слове, что Бог " рай насадил после тех семи дней, да будет во образ будущего века " (Преп. Симеон Новый Богослов. Творения. Т.1.С.370). 37. Быт. 2:8. 38. - " полный пир " , эсхатологический. 39. Прем.13:5. 40. Быт.2:9. 41. υε - " с разумением " , наречие, означающее духовную мудрость и способность чистого (целомудренного) мышления человека. 42. Пс.45:6. 43. - переведение, отведение. Дионисий Ареопагит и преп. Максим Исповедник обозначают акт творения мира глаголом 44. Пс.1:3. 45. 2Пет.3:13. 46. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах//Восточные отцы и учители Церкви V века. Антология. М., 2000. С.265. 47. Быт.2:16-17. 48. ο υο - " таинство, тайна " 49. В синодальном переводе утеряно это различие лиц в греческом тексте стихов Быт.2:16 и Быт.2:17. 50. Быт.2:15 51. Быт.2:16-17 52. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение.. Кн.2. Гл.11(25). C.149(PG94. 916С, 917B). 53. ε - " изменчивый " ; в христианско письменности прилагательное ε служило одной из устойчивых характеристик тварного мира. 54. ο οεο - ходатай - виновник, причина Часто употребляемый богословский термин. В положительном смысле см примеч. 4. 55. Быт.3:6. 56. Рим.1:20. 57. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.11(25). C.148(PG94. 916C). 58. Пс.54:23. 59. Мф.6:25. 60. Мф.6:33. В тексте заменено ищите (εε) на " просите " (εε) и после этого опущено ε ο. 61. Лк.10:41-42 62. ε - причастие, у преп. Никиты встречаются три термина - εου, ε и ε, которые используются как синонимы. 63. Кол.1:17. Ср.: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2 Гл.11(25). C.148(PG94. 916C). 64. Цитата из св. Иоанна Дамаскина: " Древо же познание и добра, и зла есть рассмотрение многоразличного зрелища, то есть познание собственной природы " (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.11(25). С.149).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/585/...

384 Целомудрие в браке выражается в том, чтобы воздерживаться от брачного общения в те дни, когда Церковь предписывает воздержание, например, в посты. Об этом Григорий говорит в «Увещании Олимпиаде»: «Не предавайся безудержной плотской любви, не всегда наслаждайся брачным ложем; убеди супруга оказывать уважение священным дням (masin hagnotatoisi)». 385 Недопустима измена брачному ложу и нарушение супружеской верности, – подчеркивает Григорий. 386 Второй брак разрешен Церковью из снисхождения, но третий недопустим: «Первый (брак) есть закон, второй – снисхождение, третий – беззаконие. А что сверх этого, то является скотством (букв. жизнью свиньи)...» 387 Таким образом, целомудрие является принадлежностью и девства, и христианского брака. В восточно-христианской традиции с понятием целомудрия (sphrosyn) связана не только идея преодоления плотского влечения, будь то полное воздержание или особая дисциплина супружеской жизни, но и достижение совокупности совершенств, свойственных «целостной мудрости», которая заключается в постоянном пребывании человека с Богом. 388 Именно в этом смысле забвение Бога, нарушение верности Богу и идолослужение в Ветхом Завете сравнивалось с " блудом» (Ср. Ос. 1:2 , 3и др). Необходимо не только телесное, но и духовное целомудрие, – подчеркивает Григорий: ...(Нужно) быть целомудренным и по отношению к Божеству. Ибо блудом и прелюбодеянием называется не только грех по отношению к телу, но и всякий грех , особенно же беззаконие по отношению к Богу. Чем докажем это?– спросишь, может быть. «Соблудили, – сказано, – в начинания х своих» ( Пс. 105:39 ). Видишь ли бесстыдное дело блуда? Сказано также: «Соблудили с... древом» (Иерем. 3:9). Видишь, что есть и некая религия прелюбодейная? Итак, не прелюбодействуй душой, сохраняя телесное целомудрие. 389 Сравнивая брак и девство, Григорий ставит последнее выше первого. В этом он следует традиции, восходящей к апостолу Павлу (Ср. 1Кор. 7:32–35 и др). «Брак – хорошее дело, – говорит Григорий, – но не могу сказать, чтобы он был выше девства».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

IV. Св. Исаак Сирин говорит: «Если вожделеваешь добродетели, то предай себя на всякую скорбь» (Сл. 34). Он же: «Предай себя на то, чтобы умирать в подвигах и не жить в нерадении, ибо не только те мученики, которые прияли смерть за веру во Христа, но и те, которые умирают за соблюдение заповедей Христовых» (Сл. 5). V. Марк Подвижник говорит: «Добродетель одна, но многообразные имеет действия» («О дух. законе», гл. 199). VI. Авва Антоний говорил: «Кузнец, взяв кусок железа, наперед смотрит, что ему делать: косу, меч или топор; так и мы сначала должны подумать, к какой нам приступить добродетели, чтобы не напрасно трудиться» («Сказ. О подвижн. св. отц.», стр. 14). VII. Авва Диодор каждый год начинал какой-нибудь добродетелью. «В этот год, – говорил он, – я не стану ни с кем говорить или не буду есть яблок либо овощей». Так подвизался он в постепенном самоотвержении каждый год (там же, стр. 83). VIII. «Как стяжать добродетель?» – спросили однажды посетители подвижника Иоанна. Старец отвечал: «Если кто хочет стяжать добродетель, то не прежде может стяжать ее, как когда возненавидит противный ей порок; итак, если ты хочешь иметь плач, должен возненавидеть смех; хочешь ли иметь смирение – возненавидь гордость; хочешь ли быть воздержанным – возненавидь пресыщение; хочешь ли быть целомудренным – возненавидь сладострастие; хочешь ли быть милостивым – возненавидь сребролюбие; желающий быть незлопамятным, пусть возненавидит злословие; желающий не развлекаться, пусть пребывает в уединении; желающий удержать язык, пусть заградит уши свои, чтобы не слышать многого; желающий всегда иметь страх Божий, пусть возненавидит телесный покой, возлюбит скорбь и тесноту, и тогда искренно может служить Богу» (Луг дух., гл. 195). IX. Св. Иоанн Златоуст советует в деле спасения начинать с легкого, чтобы постепенно дойти до совершенства. «Подражайте в этом случае, – говорил он, – хоть прилежанию юных детей: они прежде всего заучивают начертание букв, потом стараются узнать их в сложении, и наконец этим путем доходят и до чтения. Будем и мы поступать так же: разделивши добродетель на части, прежде всего научимся не клясться, не преступать клятвы, не злословить; потом, переходя к другой букве, научимся не завидовать, не любить плоти, не угождать чреву, не упиваться, не быть жестокими и нерадивыми, дабы от сих добродетелей опять перейдя к духовным, старались о воздержании, целомудрии, правде, презрении славы, о кротости и сердечном сокрушении, и все это совокупляли вместе и написывали в душе нашей. И во всем этом мы можем упражняться дома со своими друзьями, с женою с детьми» (Бес. 1 на Ев. Мф.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

 — калька с еврейского и, соответственно, аллюзия на Быт. 1:2 как составляющая противопоставления неба и земли. В оригинале мар Иаков использует глагол , основное значение которого — «покидать», «оставлять». Примечательно то, что данная глагольная порода образована от корня со значением «быть слабым, мягким» (); — за счёт этого автор проводит параллель между смертью Христа как «Силы Отца» ( ) и Его смертью как исчезновением силы, которая поддерживает землю. В критическом издании П. Беджан отмечает, что некоторые рукописи имеют в этом месте разночтения, которые в то же время существенно не влияют на смысл высказывания. Предлагаемое ими прочтение:   , букв.: «[город] дал руку Его могуществу/отваге» (т. е. покорился), имеет альтернативный вариант:  — «дал место Его могуществу/отваге», что, по сути, одно и то же. Примечательно, что у мар Иакова слово «завеса» ( ) некорректно употребляется в мужском роде и единственном числе, тогда как в сирийских переводах Четвероевангелия оно употребляется в женском роде и множественном числе, как и требует того морфология слова . Объективно утверждение о том, что Ковчег Завета во времена Господа Иисуса Христа находился в Святом Святых Иерусалимского храма, является довольно спорным и не разделяется многими современными библеистами. Последнее библейское упоминание о Ковчеге Завета в Иерусалимском храме встречается в 2 Пар. 35:3, т. е. чуть менее чем за 700 лет до Рождества Христова. На Востоке покрытая голова женщины была указанием на её целомудренность вне брака либо супружескую верность законному мужу. В предписании Чис. 5:12–31, которое содержит описание обряда дознания в супружеской измене, говорится о том, что священник должен обнажить голову подозреваемой в прелюбодеянии ( - ). О значении покрытой головы женщины, в частности, пишет и Филон Александрийский, который называет платок (τ πκρανον) «символом благопристойности… который по обычаю должны носить совершенно невинные женщины» (τ τς αδος… σμβολον, τας ες παν ναιτοις θος χρσθαι) — Philo. Vol. VII, Ed. and trans. Francis Henry Colson, LCL 320 (Cambridge, MA: Harvard University Press, 1937), P. 510.

http://bogoslov.ru/article/6172491

Б. Места служения богам и поклонения идолам (у даосов, буддистов, конфуциан) суть «тхан», «мяо», или кумирная; по отделениям устрояемым в храме в два, три, называются «тянь», также – »мянь», в отличие от храма, как места изучения священных книг (у буддистов и даосов) «цзин-тхан», «шэн-цзин-тхан». Известны вообще следующие главные храмы: 1) Храм предков «цзу-тхан»; 2) Храм Неба, «хуан-цзю-тянь» (букв. «девять царственных областей, отделений» неба и земли, т. е. китайской империи); 3) «ли-дай-вэнь-мяо», мудрых государей всех династий или «храм мудрецов»; 4) »вэнь-мяо« хр. ученых; 5) «цзин-чжун-мяо» хр. отечественных героев; 6) »фо-цзяо« или »фу-мяо« хр. Будды, буддийский; 7) »дао-мяо« хр. даосский, или Лаоцзы, «Дао-цзяо-мяо»; 8) «гуан-ди-мяо» хр. Гуан-ди; 9) «гуан-инь-мяо» хр. богини Гуан-инь; 10) «сяо-ци-мяо» хр. богини хлебного плодородия; 11) «ци-нянь-тянь» хр. семи хлебных начатков, их освящения; 12) »ву-го-мяо« хр. пяти хлебных растений. Каждый храм должен иметь и следующие жертвенники или алтари, посвященные богам – духам (шэнь) или лицам прославившимся в истории Китая: 1) алтарь гению или духу земли, «гэ-цин-тянь»; 2) »фын-юн-лэй-ю-вань-шань-тянь» алт. ветра, дождя, грома, гор, рек; 3) «шэнь-гун» алт. первого земледельца; 4) «вэнь-мяо» алт. ученых; 5) «гуан-ди-мянь» алт. древних императоров; 6) «мин гуан-цзы» алт. знаменитых государственных министров; 7) «сян-янь-цзы» алт. городских и деревенских мудрецов; 8) чжун-и сяо-ди-цзы» алт. образцовых личностей, прославившихся благочестием, справедливостью, строгостью жизни, добродетелью; 9) «лэ-нюй-цзи-фу-цзы» алт. целомудренных дев и стыдливых женщин; 10) «чэнь-хуан-мяо» алт. духа хранителя городов; 11) «вэнь-чан-ди-цюн-мяо» – созвездия большой медведицы, покровительницы ученых и бога словесности. В частности о названиях «тхан» и «мяо» приводим следующие отличия и комбинации, дающие особое понимание: 1) «тхан» знач. вообще почетное помещение, дворец, зал собраний, игр, церемоний, ученых; и-цзянь-тхан или и-цзуо-тхан, одна зала, одна палата, крыло, чуан-тхан, аудиенц-зал, фо-тхан, аудитория Будды, или место хранения его мощей, ковчега с книгами; гун-тхан, двор храма, фан-тхан фын-кхай, разделенный или открытый зал, освещенный окнами, ли-бай-тхан – церковь , синагога. 2) «мяо», «цзя-мяо» или цзу-мяо, храм предков, тхан-мяо, императорский храм предков, шэнь-мяо, храм в честь известного духа, с его идолом, сян-хуо-мяо, народный храм, часто посещаемый поклонниками, гун-ши-цзун-мяо, императорские дворцы и храмы, мяо-юй храмы всякого рода, построенные в кучу в честь разных богов и разных религий; мяо-чжу, куратор храма, заведующий храмом, цзи-цзу, храмовые сторожа, прислуга, особливо при жертвоприношениях и церемониях наблюдающие за порядком и сохранностью вещей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Желаю вам всего наилучшего, — пишет Григорий новобрачным. — А одно из благ — чтобы Христос присутствовал на браке, ибо где Христос, там благолепие (eukosmia), и чтобы вода стала вином, то есть, все превратилось в лучшее. Если девство есть полное воздержание от половой жизни, то и в браке необходимы чистота и целомудрие. " Да будет брак чист и без примеси скверных страстей " " , — говорит Григорий. По его мнению, хорош тот брак, который " " есть только брак и супружество, и желание оставить после себя детей " " , а не тот, который " " разжигает материальное (тело) " . Целомудрие в браке выражается в том, чтобы воздерживаться от брачного общения в те дни, когда Церковь предписывает воздержание, например, в посты. Об этом Григорий говорит в " " Увещании Олимпиаде " " : " Не предавайся безудержной плотской любви, не всегда наслаждайся брачным ложем; убеди супруга оказывать уважение священным дням (emasin hagnotatoisi) " . Недопустима измена брачному ложу и нарушение супружеской верности, — подчеркивает Григорий. Второй брак разрешен Церковью из снисхождения, но третий недопустим: " Первый (брак) есть закон, второй — снисхождение, третий — беззаконие. А что сверх этого, то является скотством (букв. жизнью свиньи)… " Таким образом, целомудрие является принадлежностью и девства, и христианского брака. В восточно–христианской традиции с понятием целомудрия (sophrosyne) связана не только идея преодоления плотского влечения, будь то полное воздержание или особая дисциплина супружеской жизни, но и достижение совокупности совершенств, свойственных " " целостной мудрости " " , которая заключается в постоянном пребывании человека с Богом. Именно в этом смысле забвение Бога, нарушение верности Богу и идолослужение в Ветхом Завете сравнивалось с блудом. Необходимо не только телесное, но и духовное целомудрие, — подчеркивает Григорий: …(Нужно) быть целомудренным и по отношению к Божеству. Ибо блудом и прелюбодеянием называется не только грех по отношению к телу, но и всякий грех, особенно же беззаконие по отношению к Богу. Чем докажем это? — спросишь, может быть. Соблудили, — сказано, — в начинаниях своих. Видишь ли бесстыдное дело блуда? Сказано также: Соблудили с древом. Видишь, что есть и некая религия прелюбодейная? Итак, не прелюбодействуй душой, сохраняя телесное целомудрие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Благоволивший родиться из утробы Твоей, Богоневеста, весь есть желание и сладость и свет незаходный. Греч. печ. и ркп. и слав, в каноне 21-го января. Греч. ркп. 290/448 чит. γλυκασμς στ τε κα... Слав.одни: все (?) желание, др. правильно: весь желание. Слав. и сладость есть и свете незаходимый. Пречистая Богородица, сверхъестественно родившая воплотившееся вечное и пребожественное Слово, воспеваем Тебя! Греч. печ. 12 авг. и Слав ркп. тип. 125–128; Пречстая Бце, яже воплщеного присно существенного др. сущного (греч. τν διον) и прибожественного Слова паче естества порожьши, поем Тя. Поим Гви от Две извольумоу вплтися бесемене на спсние наше и избавление. Ркп. тип. 99. Песнь III Кровь каплет из честной твоей руки и догматы текут с целомудренного языка твоего, который после отсечения его ясно возвещает Христа в двух природах. Греч. ркп. 290/448 вм. ουσι чит. βρουσι – брызжет, бьет ключом. Слав. букв: крови каплют честные твоея руки и учения текут целомудренного, известно вопиюща по отсечении его Христа во двою естеству. Рука твоя писменами не престала возглашать и язык догматами трубить веру твою, богоглаголивый, —238— треблаженный, ибо Бог двигал обоими и давал речь. Слав: не преста вопия – βοσα вм. βον, – и: учении вм. догматами – τος δγμασι, Бог бо бе обоя движя, слагая (оп. и) глаголати. Греч. 290448 λαλεν вм. λαλ С и М. [С земли на небеса духовно перенесши свое житие, преподобные, вы водворились там во свете вечном, посему и небесный венец получили]. Этого стиха нет в греч. и слав., вместо того в греч. ркп. 290/450 и слав. 12 авг. читается нижеследующий: Τρισ μν τος σμασιν ν μι δ τ ψυχ μοφρνως ντστητε, πατρες ϑεδπσιοι, τος κακς συναιροσι Χριστο τ παϑματα κα τν διπλν νργειαν. Тремя телами, но в одной душе единомысленно противостали вы, отцы богоглаголивые, злостно отнимающим у Христа страдания и двойное действие. Слав. Треми убо телесы, во единой же души единомудренно сопротивистеся (105: противистеся), отцы чуднии (ϑεσπσιος=ϑες и επον), зле отъемлющим Христовы страсти и сугубое действо.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Душевная (ψυχικ) – в противоположность духовной мудрости, эта, душевная, основывается на поврежденном в грехопадении естестве человеческом 211 . Такая мудрость присуща и животным. Бесовская (δαιμονιδης) – это уже откровенно демоническая мудрость, исходящая непосредственно от дьявола. Плоды такой лжемудрости – неустройство (καταστασα) – беспорядок, волнение, которые проявляются как в душах христиан, доверившихся лжеучителям, так и вообще в жизни Церкви. В крайнем своем выражении – это анархия, вызванная лжеучителями, которые, утверждая свою власть, сеют раздоры, раскалывают общество верующих. От этих лжеучителей в Церкви всё худое (κα πν φαλον πργμα) – букв.: всякие дурные, злые, подлые дела (вещи). 3:17 17 δ νωθεν σοφα πρτον μν γν στιν, πειτα ερηνικ, πιεικς, επειθς, μεστ λους κα καρπν γαθν, δικριτος, νυπκριτος· 17 Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Далее апостол Иаков описывает образ истинной мудрости, сходящей свыше ( δ νωθεν σοφα) 212 . Во-первых, чиста (πρτον 213 μν γν). Слово «πρτον» делает акцент на происхождении такой мудрости от Бога, т.к. слово «γν» можно понимать двояко: это не только 1) чистый, невинный, целомудренный в нравственном отношении; но и 2) святой, непорочный (т.е. храмовая жертва без порока), посвященный Богу. Мирна (ερηνικ) – миролюбива; подлинная мудрость сближает людей, водворяет среди них мир 214 . Скромна (πιεικς) – мягкое, уступчивое и, в то же время, стойкое терпение при скорбях, разного рода несправедливостях. Послушлива (επειθς) – так говорят о человеке, который с готовностью слушается (в добром деле); о верном в послушании Богу. Полна милосердия и добрых плодов (μεστ λους κα καρπν γαθ) – эти качества, противоположные неустройству и всему худому лжемудрости в 16 стихе. Добрые плоды – это конкретная помощь ближнему; помощь от сердца, полного милосердия 215 . Беспристрастна (δικριτος) – букв.: чужда разделениям. Подлинная христианская мудрость не колеблется в выбранном пути (в решении каких-то проблем), поскольку этот путь (это решение) основан на заповедях Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ekzeget...

264 Горт, Гарнак и другие исследователи придавали большое значение счету букв в том, другом, третьем символах – и сравнению между собою того и этого счета. Шмидт пошел по этой же торной дороге и дошел до артистической виртуозности в этом отношении. Цифирь пестрит пред глазами со страниц его исследования. При одном случае, он серьезно ставит на вид какому-то исследователю символа, что этот последний обчелся на: 1. Шмидт внушительно говорит: 85 (слов), а не 87 (см. S. 976). Дальше этого уж едва ли может простираться цифирное умопомрачение! Да разве наука тоже, что и отделение контрольной палаты? Да и возможна ли статистика идей? 266 Почитаем долгом оговориться, что мы будем стараться говорить языком возможно популярным, чтобы быть понятными для возможно большего круга читателей и обещаемся понести, может быть, справедливый укор и порицание за употребление языка, не соответствующего по своей простоте величию и важности предмета. 269 Голос естественного права нередко звучал сквозь среду цивильного римского права, но звучал слабо, бессильно. Напр. Bella etenim orta sunt et captivitas secuti et servitutes, quae sunt naturali juri contrariae (jure enim naturali omnes homines ab initio liberi nascebantur). Jnst. I, Tit. II, 2 . 271 Апостольские Постановления, кн. гл. 32. Эти правила можно читать и в Кормчей книге, гл. III. 280 Матфей Властарь сообщает следующие сведения о диаконисах, на основании каких-то «древних книг».   «В древних книгах, в которых подробно описан чин всяких хиротоний, говорится и о возрасте, какой должна иметь диакониса – что 40-летний, и об одежде, что в полном виде – монашескую, и о жизни, что должна подражать добродетели высоких мужей и о служении, что оно состоит в том же, в чем и служение диаконов, кроме немногого, – что она приводится к священной трапезе и покрывается омофором краями наперед и что после слов: «Божественная благодать, немощная врачующая» она не приклоняет на колена ни одной ноги, а только одну голову, и что Архиерей, возложивши на нее руку, молится о том, чтобы она, проводя целомудренную и честную жизнь, непорочно совершала дело служения и таким образом пребывала постоянно при святых храмах; но отнюдь не позволяет ей служить при пречистых тайнах, или брать в руки рипиды, что свойственно диакону, – что потом архиерей, сняв омофор, возлагает ей на выю диаконский орарь, который носится обоими концами наперед, – и о времени причащения – что она причащается божественных таин после диаконов, что потом, приняв чашу из рук архиерея, она никому не преподает (причащения, но тотчас ставит ее на святую трапезу». Ильинский: «Алфавитная синтагма М. Властаря ». Перев. с греч. Симферополь 1892, стр. 119, 120.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2.1. Посмотрим теперь, что означает «по знакам своим». Я думаю, что знаки эти суть особенности, которые отличают каждого человека; например, все люди похожи друг на друга, но у каждого есть своя особенность: либо черты лица, либо рост, либо осанка, либо одежда, которые определяют, что Павел – это Павел, а Петр – это Петр, а не Павел. Иногда этот знак даже невидим, но по голосу и манере говорить узнают того или иного человека. И каждого узнают по знаку его отличительных особенностей, даже если не видят его. Мне думается, что и у душ есть отличительные признаки. Один в душе мягкий, кроткий, спокойный, уравновешенный, иной – стремительный, пылкий, надменный, дерзкий, непреклонный. Иной – осторожный, предусмотрительный, недоверчивый, робкий, усердный, иной – вялый, ленивый, нерадивый, беспечный, и этих качеств у одного больше, у другого – меньше. Дерзну сказать, что в той мере, в какой у людей существует многоразличие черт лица, столь же многообразны и человеческие души; так, помнится, и премудрый Соломон сказал как-то: «Как не подобны лица лицам, так и сердца людей» 7 ( Прит.27:19 ). Но, как говорит Моисей, «пусть каждый войдет по знакам своим», то есть пусть тот, чьи знаки ничтожны и презренны, не входит более гордо и надменно, чем требуют свойства его души. 2.2. Для того, чтобы лучше прояснить значение многообразия знаков, добавим следующее. Каждый, кто умеет читать и писать, безусловно, знает буквы алфавита: двадцать четыре – в греческом и двадцать три – в латинском, и ими пишут все, что нужно написать. Однако, например, знак альфа (α), написанный Павлом, отличается от знака Петра; и так ты видишь, что все грамотные люди пишут знаки каждой буквы по-разному. Таким образом, почерк каждого человека можно определить по характерным знакам и особенностям. И хотя алфавит тот же самый, в самой одинаковости букв наблюдается большое разнообразие знаков. И если тебе понятен приведенный мною пример, то перейдем теперь к движениям ума и души, которые побуждают их действовать. Памятуя о почерке, представь, что, к примеру, душа Павла вознамерилась быть целомудренной и душа Петра устремляется к той же цели; но целомудрие Петра свойственно только ему, а у Павла оно свое, хотя они и кажутся одинаковыми. Ведь целомудрие одного из них требует от него усмирять и порабощать тело свое (ср. 1Кор.9:27 ), и далее Павел добавляет «дабы»; но целомудрие иного не страшится этого «дабы». Также и праведность имеет свои особенности как в Павле, так и в Петре. То же относится и к мудрости, и к прочим добродетелям.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010