Иноку Никодиму следовало доказать, что такие еретические лжеучения не суть лжеучения и что напрасно за оные порицается Стоглавый собор в книге «Обличение». Но этого он не сделал и сделать не мог, а хочет только оправдать Стоглавый собор тем, что на нем присутствовали царь Иван Васильевич, митрополит Макарий и прочие. Но присутствие даже и действительно святых отцев на каком-либо соборе не может служить оправданием неправильных постановлений, если таковые были на нем допущены. На соборе в Новой Кесарии присутствовал св. священномученик Василий епископ Амасийский (Кормч. гл. 7, л. 52); но за пятое на десять правило собор сей подвергся порицанию шестого вселенского собора, – о нем сказано: «не добре рекоша того собора отцы» (Кормч. в толк. 16-го пр. 6-го всел. соб.). Так точно и об отцах Стоглавого собора, за постановление об аллилуия и некоторые другие, большой Московский собор имел законное право сказать, что они действовали «нерассудно, простотою и невежеством», каковое суждение о них повторил и сочинитель книги «Обличение», только в выражениях неумеренно резких. И как за порицание оного святого собора, на котором присутствовал св. священномученик Василий, ни шестый вселенский собор, ни сама вселенская церковь не обвиняются в неправославии: так и за поречение Стоглавого собора, на коем присутствовали митрополит Макарий и прочие, несправедливо обвинять большой Московский собор и последовавшего ему писателя книги «Обличение», а тем паче обвинять православную церковь в неправославии. Несправедливо инок Никодим обвиняет писателя книги «Обличение» и за то, что он, последуя тому же собору 1667 г., признал «недостойным приятия» собор Стоглавый, как незнаемый церкви восточной. Инок Никодим и сам не отрицает того, что постановления Стоглавого собора восточной церкви неизвестны и что российские пастыри, состоявшие в зависимости от Константинопольскаго патриарха, составили его без ведома сего патриарха; он утверждает только, что они действовали на основании соборных правил, повелевающих каждый год собираться епископам области для обсуждения местных церковных дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Москва. Златоустовский мужской монастырь. Собор Иоанна Златоуста. /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Иоанна Златоуста Год постройки:Между 1660 и 1663. Год утраты:1933 Адрес: Москва, Большой Златоустинский пер., 5, стр. 2 Координаты: 55.759046, 37.63314 Проезд:метро Китай-Город, метро Лубянка Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью В 1478 году по приказу князя была построена новая каменная церковь на месте старой деревянной. Всего за один год псковские зодчие построили новый пятиглавый собор во имя св. Иоанна Златоуста. Храм был освящен 27 января в день ангела князя. Последний по времени собор возведен в 1660-63 гг, сильно перестроен в 1700 году. Большое 5-главое крестовокупольное трехнефное здание, с трех сторон окруженное галереей. Отдельная колокольня постройки 1746 году. Снесен в 1933 году. Иоанна Златоуста, святителя, в Златоустовском монастыре собор Между современными улицами Мясницкой и Маросейкой проходит Большой Златоустовский переулок. Это название было дано по древнему монастырю во имя архиепископа Константинопольского Иоанна Златоуста, одного из величайших отцов Церкви. Монастырь был поставлен на довольно плоском месте вдали от реки, но на развилке дорог, на границе города. Он располагался на дороге, идущей от Ильинских ворот Китай-города на северо-восток к Сретенским воротам и далее в Троице-Сергиеву лавру и на Ростов и Ярославль. Около обители дорога раздваивалась, второй путь вел к царским селам Красному и Преображенскому. Монастырь был основан московскими «гостями» (купцами), и впервые упоминается в 1412 г., когда в нем был погребен Иоаким, архидиакон новгородского митрополита Иоанна. Великий князь Иван III в 1479 г. построил в обители вместо деревянной каменную церковь во имя святого Иоанна Златоуста, своего небесного покровителя. Он же возобновил монастырь, приходивший к концу XV века в упадок. Его игумен был поставлен Иваном III «выше всех соборных попов», – говорится в летописи. Иван III построил здесь и вторую каменную церковь – святого Тимофея, в день памяти которого он родился. Работы производили псковские мастера, строившие в Кремле Благовещенский собор. Оба храма были соединены в один ансамбль.

http://sobory.ru/article/?object=34968

Никоном не самовольно, а по совету греческих патриархов и с согласия собора русских архиереев, по греческим и славянским книгам. Затем отцы собора коснулись тех обрядов, которые наиболее подвергались порицаниям со стороны расколоучителей, именно: печати на просфорах, троеперстия, молитвы Иисусовой, аллилуии и именословного перстосложения; но говорили о них без прещений, наравне с другими предметами. Так, они заповедали печатать просфоры четырёхконечным крестом, крестное знамение совершать тремя первыми перстами, молитву Иисусову произносить со словами: «Боже наш», аллилуию говорить трижды, а не дважды, с возглашением: «слава Тебе, Боже», при благословении священникам употреблять именословное перстосложение, и тут же дали несколько правил относительно благоповедения духовенства и церковного благочиния, напр., как хранить миро, употреблять и хранить запасные Дары и т.п. Этим собор давал ясно понять, что обряды, как «старые», так и исправленные – не догматы веры, а только предметы церковного благочиния. Поэтому он не изрёк в своём общем определении никакого проклятия и осуждения ни на старопечатные книги, ни на двуперстие, ни на сугубую аллилуию, ни на другие, излюбленные старообрядцами, обряды: об этих предметах в «Наставлении» даже не упоминается. Не положил собор проклятия и на тех лиц, которые не будут исполнять предписанного в «Наставлении». «Если кто не послушает нас, говорят отцы собора, хотя в одном чём, повелеваемом теперь, или начнет прекословить, мы таких накажем духовно, а если духовное наше наказание начнут презирать, мы к таким приложим и телесное озлобление». Не довольствуясь сделанным, отцы собора признали необходимым составить для верующих особую книгу, где бы опровергались все основные положения раскола, как они изложены в челобитных Никиты п Лазаря, и поручили это дело иеромонаху Симеону Полоцкому . б) Большой Московский собор 1667 года. Большой Московский собор 1667 года представляет собою выдающееся явление в истории русской церкви. Созванный повелением царя Алексея Михайловича, он имел в числе своих членов 29 святителей (17 русских и 12 восточных) и множество архимандритов, игуменов и других духовных лиц, русских и иноземных, во главе с тремя патриархами: русским Иоасафом, Антиохийским Макарием и Александрийским Паисием, потому вполне справедливо и называется Большим Московским собором.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

патриарх, его, государя, благословлял; а пошел государь патриарх в олтарь и стал пред престолом, а власти округ престола по чину. И тако диакон говорил ектению пред царскими дверями: «Миром Господу помолимся», и приготовленным убо иконам всем ити во вход в то время: и по ектенье возглас: и говорил государь патриарх пред престолом молитвы в потребнике Киприяновском (Патр. вых. Дубровского, стр. 8, 9). В 1688 году в четверть дни был благовест в новой большой и в валовые по обычаю, как святейший пришел в четвертом часу, и начали благовестить в Воскресной, а как государи пришли, и начали благовестить в Успенской, и по обычаю, со образы пошли в пятьдесятый псалом (т. е. когда на молебне начали читать 50 псалом) с фонарем, с рипиды и со кресты и с запрестольным и потом московских чудотворцев и приносные, а хоругви наперед гораздо посылать, ради утеснения, и в то время благовест все в новой большой, а с Влахернскою идут ключари пред патриархом, по правую сторону несут евангелие греческое, по левую крест на мисе да евангелие малое, и идут со образы до Троицы (Вивл. ч. XI. стр. 64, 65). В 1693 году действо было после литургии, и крестный ход из Успенского собора был таким образом: как отпустили литургию и святейший патриарх переоблачился: облачение, в котором служил, все снял, а в ход облачили в малое облаченье, в епитрахиль, с поручи, во омофор и в митру, а не во все облачение. И потом благочестивые государи пришли в собор, а звону им не было; как пошли от Красного крыльца, так перестали позванивать и благовестить в большой колокол один без престатку. И как пришли государи в собор и знаменались у св. икон, и святейший патриарх благословлял их рукою без креста; и возшед среди церкви, ста на место свое и царии на место свое царьское стали. И велел архидиакону начать к молебну, и архидиакон возглашал: «Благослови Владыко», и святейший патриарх начал: «Благословен Бог наш», и конархист говорил: «Аминь. Слава тебе Боже наш, слава Тебе, Царю Небесный», и прочая, и возглас. «Аминь» и «Придите поклонимся Господу» (не ошибка ли писца?) и: «Господи услыши молитву мою» и сказы вал: «Бог Господь» и пели тропарь: «Общее воскресение», трижды, по крылосам, певчие, и говорил подъдиак конархист: «Помилуй мя Боже», и пошли из церкви со кресты и со образы, и святейший патриарх, и по сторонам несли соборные диаконы св.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН (сер. XVI в. (?), Вологда - 3.07.1589, Москва), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Московский, Большой Колпак. Основным источником сведений об И. является его Житие, состоящее из 3 самостоятельных по времени появления частей: бедного событиями жизнеописания святого, подробного сказания о погребении и описания чудес (от 18 до 20 чудотворений, из них одно прижизненное). Прот. И. И. Кузнецов, исследовавший рукописную традицию Жития И., не без оснований предположил, что первоначально было составлено сказание о погребении И., позднее - жизнеописание. По гипотезе В. О. Ключевского , тексты о чудесах блаженного за 1589-1590 гг. входили в памятную книгу московского Покровского на Рву собора, «в которую записаны были вскоре по смерти Иоанна в 1589/90 г., по-видимому, тогдашним протопопом собора Димитрием» ( Ключевский. Древнерус. жития. С. 330). Возможно, прот. Димитрий был также автором сказания о погребении святого. Блаженные Василий и Иоанн Большой Колпак. XIX в. (XVII в. с поновлениями?) (ГИМ, музей «Покровский собор») Блаженные Василий и Иоанн Большой Колпак. XIX в. (XVII в. с поновлениями?) (ГИМ, музей «Покровский собор») Прот. Кузнецов выделял 4 группы списков Жития. К 1-й группе относится текст, включающий жизнеописание и сказание о погребении И. без рассказа о посмертных чудесах: ГИМ. Син. 850. Л. 289-292 об., 815-818 об., XVII в. В конце этой версии Жития есть помета: «Списано и сложено в самом царствующем граде Москве в лето 7155 (1647) году рукою многогрешнаго простаго монаха, а не ермонаха» ( Кузнецов. 1910. С. 417). Ключевский полагал, что Житие данного вида составлено на основе рассказов современников И. Ко 2-й группе относится список из той же рукописи ГИМ. Син. 850. Л. 928-933, к-рый содержит повествование о преставлении, погребении и о посмертных чудесах И. Списки 3-й группы - это краткий вид жизнеописания блаженного, в к-ром отсутствуют сведения о жизни святого в Ростове: РГАДА. Ф. 181. Оп. 1. 1067, XVII в.; ГИМ. Увар. 1216 (424) (128), XVIII в.; РНБ. КазДА. 654 (888), XVIII в.; ГИМ. Муз. 29 (28297), нач. XIX в.; ГИМ. Симон. 57, 1834 г.; ГИМ. Хлуд. 245, XIX в. В списке РНБ. КазДА. 654 (888) на л. 137 имеется запись: «Покровскаго что на Рву собора священником Михаилом Григорьевым Смольяниновым в лето 7182 (1674) генваря в 5 день». Сведения об И. содержатся также в ряде списков Жития прп. Иринарха Ростовского, которые Кузнецов отнес к 4-й группе житийных текстов, связанных с И.: ГИМ. Чуд. 360, XVII в.; РГБ. Унд. 314, XVII в.; РГБ. Больш. 391, 1710 г.

http://pravenc.ru/text/469402.html

Сергиев Посад. Троице-Сергиева Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры Орёл в память спасения Петра 1-го внутри Успенского собора. Фото начала ХХ века. Альбом «Виды Свято-Троицкой Сергиевой Лавры» http://andcvet.narod.ru/serg_l/SERG.html и http://andcvet.narod.ru/serg_l/sam1.html Т. ?? Карта и ближайшие объекты Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него образцом одноименному собору Московского Кремля, превосходя его по размерам. Это самый большой храм Троицкого монастыря, но поставлен он так, что его торжественное величие не подавляет собой другие, более древние и меньшие по размерам постройки монастыря. Успенский собор ограничивает соборную площадь с востока. Под стать величественному собору и фресковая живопись, покрывающая его стены, столпы и своды. Она была выполнена в 1684 г. артелью ярославских и троицких иконописцев, возглавляемых известным мастером Дмитрием Григорьевым. Особую торжественность внутреннему убранству собора придает огромный пятиярусный резной иконостас начала XVIII b. с иконами XVII b. и два прекрасных бронзовых паникадила работы Оружейной палаты (XVII b.). Главными святынями собора являются покоящиеся в нем мощи святителя Иннокентия, митрополита Московского и преподобного Максима Грека, открытые для поклонения в теплое время года, когда Успенский собор становится главным храмом, в котором совершаются монастырские богослужения. Троицкий собор – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому (†1392). В Троицком соборе в серебряной раке покоятся святые мощи преподобного Сергия – главная святыня обители. Белокаменный Троицкий собор является одним из важнейших памятников ранне-московского зодчества. С Троицкого собора началось формирование уникального архитектурного ансамбля монастыря. Древнейшая роспись внутренних стен собора, выполненная в 1425–1427 гг. преподобными иконописцами Андреем Рублевым и Даниилом Черным, к сожалению, до нас не дошла. Сохранившаяся роспись выполнена в 1635 г. и воспроизводит древнюю иконографию первоначальной росписи. Главное художественное сокровище Троицкого собора – его пятиярусный иконостас, большинство икон которого выполнено в 1-й трети XV b. преподобным Андреем Рублевым и мастерами его круга.

http://sobory.ru/article/?object=03961

Главным фасадом ансамбля является южный; сюда зодчие обратили три прекрасных четырёхгранных башни. Видимо, так же богаты были и восточные фасады стен, где между угловых квадратной и восьмигранной башен возвышалась башня святых ворот с церковью архангела Гавриила (на месте существующей с 1818 г. колокольни). Перед входившими через святые ворота в монастырь открывался сразу весь ансамбль монастырских зданий. Справа - обращённый сюда своими пятью абсидами огромный Никитский собор с тяжёлой средней главой. Слева - более лёгкая, изящная трапезная церковь Благовещения с уходящим вглубь корпусом палат, к которому примыкает высокий столп шатровой колокольни. Интереснейшим памятником монастыря является его собор. Но он не был первым каменным храмом. Иван Грозный, задумав строить большой собор, «восхоте старую церковь, построение отца его Василия Иоанновича, разобрати». К счастью, это повеление Ивана IV не было исполнено, и строители сохранили первую церковь, превратив её в южный придел существующего собора. Подобный пример соединения старой и новой построек имел место и в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале, где южный придел был первоначально отдельной церковкой, к которой в середине XVI в. пристроили большой монастырский собор. Снаружи и, особенно, в плане видно, что мастера Никитского собора разрешили эту задачу не особенно удачно: своей северной третью придел вошёл внутрь собора, нарушив его геометрическую логичность и сузив абсиду диаконика. Церковь, построенная Василием III до 1528 г. и ставшая приделом, представляет собой весьма интересный в условиях монастыря храм. Она принадлежит к хорошо известному в строительстве московского посада начала XVI в. типу маленьких бесстолпных одноабсидных церковок, крытых сомкнутым сводом с распалубками. Свод Никитской церкви, возможно, переложен в связи с надстройкой над её стенами глухого этажа с целью согласовать маленький храмик с огромным кубом собора. Первоначально свод имел нарядный трёхлопастный верх, ясно читающийся на его фасадах и теперь. Ему соответствовал старый сомкнутый свод, вероятно, с распалубками, куда выходили небольшие окна. Строитель гигантского столпа церкви Вознесения в Коломенском, московский государь в удалённом монастыре поставил интимную капеллу, наглядно показав всю сложность и противоречивость вкусов своей эпохи.

http://sobory.ru/article/?object=00441

Звонница Преображенского собора состоит из 16-ти колоколов, самый маленький из которых весит четыре килограмма. Самый большой - 8 тонн. Из звучание должно быть слышно далеко за пределами города. Новый и самый большой в арктических широтах России храм строится по благословению Патриарха Московского и Всея Руси всем миром, за счёт пожертвований строительных компаний, ТЭКа, других предприятий и организаций. Духовенство объявило о начале благотворительной акции – во всех приходах ямальских городов и поселков ямальцы могут приобрести именной кирпичик, что даст возможность стать причастным к действительно значимому событию. Стоимость такого кирпичика – 100 рублей, всего их будет 50 тысяч. В Епархии подтвердили, что каждое имя будет вписано в книгу благотворителей, которая после открытия Кафедрального собора будет храниться в его алтаре. Кроме собора на 1500 человек, храмовый комплекс включает дом причта, воскресную школу на 250 человек; также здесь расположится епархиальное управление Салехардской епархии. Кроме того, на территории храма предусмотрены специальные площадки для спортивного досуга и отдыха с детьми, парковка для автомобилей прихожан. Общая площадь строящегося собора – 3,4 тыс. кв.м. Источник: Арктика-Инфо; http://www.r89.ru/novosti/12492.php Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Начало строительства - 2012 год. Пятиглавый двухэтажный собор строится на средства прихожан и благотворителей. Закладной камень освящён 4 марта 2012 года. В 2015 году строительство заморожено из-за нехватки средств. Вновь продолжено в феврале 2016 года. Визит патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Салехард. Освящение трёх колоколов звонницы Преображенского собора. http://www.youtube.com/watch?v=GJ6NkDrx8Vw Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил строящийся в центре Салехарда Преображенский собор. http://www.youtube.com/watch?v=3_qZpIDCAJE Собор Преображения Господня высотой 57 метров по распоряжению заказчика - Правительства Ямало-Ненецкого округа - должен был был построен за минимальное время: в течение 2013-2014 гг. За время возведения долгостроя из бюджета округа выделено несколько миллиардов рублей плюс 5 млн пожертвований граждан. Правда, сроки сдачи «жемчужины Ямала» вновь перенесены на 4 квартал 2022 года без указания точной даты завершения.

http://sobory.ru/article/?object=41185

Деревянная архитектура рубежа XVII и XVIII вв. также породила множество причудливых композиций. Шедевром зодчества Русского Севера является комплекс храмов погоста Кижи на Онежском оз. Летняя ц. Преображения (1714) увенчана 22 луковичными главками на изящных глухих шейках, водруженных на бочковидные кровли. 21 главка расположены ступенчато, образуя в плане крест, 22-я главка осеняет алтарь. Русская архитектура Нового времени Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы в дер. Подмоклово Московской обл. 1714–1722 гг. Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы в дер. Подмоклово Московской обл. 1714–1722 гг. Петровское барокко нач. XVIII в. привнесло тему тамбурного К. по типу собора св. Петра в Ватикане. Тамбурные К. стали воздвигать над традиц. 5-главыми соборами. Одним из первых зданий с К. нового типа (фонарики в них ложные - форма тамбурного К. сымитирована в дереве) стал новаторский 4-столпный Успенский собор в Астрахани (1700-1710; зодчий Д. М. Мякишев) с рациональной центрической композицией, выдержанный в нарышкинском стиле. Внедренные имп. Петром Великим храмы базиликального типа также имеют небольшие тамбурные К. над средокрестьем, напр., Петропавловский собор в Петербурге (1712-1733; архит. Д. Трезини), с прямоугольными окнами в стройном световом барабане и с овальными люкарнами в К. Одновременно развивался тип купольной ротонды (ц. Рождества Пресв. Богородицы в дер. Подмоклово Серпуховского р-на Московской обл., 1714-1722; архит. Л. фон Фикин; с аркадой вокруг ротонды под крупным К. с глухим фонарем, навеяна итал. проектом «Ecclesia Triumfans», архит. К. Фонтана). В 20-х гг. XVIII в. император задумывал построить в С.-Петербурге большой собор с крупным тамбурным К., к-рый стал бы доминировать в панораме города (проект Андреевского собора, архит. Н. Тессин - младший; не осуществлен). В эпоху елизаветинского и екатерининского барокко пятиглавие получило новую трактовку в центрических композициях 4-столпных соборов, часто с планом в форме квадрифолия. Центр постройки осенял тамбурный К. на высоком световом барабане, по углам - малые «лантернины», причем нередко в западной паре устраивали колокольни (Преображенский собор в С.-Петербурге, 1743-1754, архитекторы М. Г. Земцов, П. А. Трезини, перестроен В. П. Стасовым в 1825-1828; Успенский собор Свенского монастыря под Брянском, 1747-1758, архит. П. А. Трезини, не сохр., воссоздается; по его образцу построен Успенский собор Саровской пуст. в Нижегородской губ., 1769-1777, не сохр.; собор Рождества Пресв. Богородицы в Козельце Черниговской губ., 1752-1763; архитекторы А. В. Квасов, И. Г. Григорович-Барский; ц. св. Климента, папы Римского, в Москве, 1762-1777; все 5 К.- световые).

http://pravenc.ru/text/2462267.html

В соборе между тем протопоп с братией начал молебен, и с колокольни раздался благовест в малый колокол. Послы говорили патриарху данные им речи и просили его приступить к исполнению своего решения об учреждении в Москве патриаршества. Началось торжественное шествие патриарха с рязанского подворья в Успенский собор. В Кремле заблаговестили в большой колокол. Перед патриархом во все время пути шел свещеносец с большой зажженной свечой. Лишь только патриарх подъехал к углу собора, против митрополичьего двора, его встретило новое посольство из епископа, девяти архимандритов, трех игуменов и двух старцев. На соборном крыльце ему оказаны были новые почести приветствовавшими его здесь тремя епископами, двумя архимандритами и тремя игуменами. При самом входе в собор его ожидала третья и последняя встреча в лице трех архиепископов, троицкого архимандрита и соборных старцев. С небывалой честью вошел патриарх в собор, перед образом Богоматери выслушал входные молитвы и приложился к иконам и мощам чудотворцев. Став потом перед образом Владимирской Божией Матери, он сейчас же приступил к тайному совещанию об избрании кандидатов на московское патриаршество. Раньше назначенные избиратели (митрополит греческий, два архиепископа и шесть епископов) удалились в придел Похвалы Богородицы для совершения самого избрания, а патриарх с остальным духовенством остался в главном храме. Разумеется, митрополита Иова в это время совсем не было в соборе, – он оставался у себя в келье. Избиратели совершили все по предварительному наказу, и имена трех кандидатов на патриаршество были записаны в трех избирательных грамотах. Окончив свое дело, они вручили грамоты патриарху, и весь освященный собор сейчас же отправился в царские палаты, чтобы представить государю грамоты и выслушать от него имя будущего патриарха русского. Царь с почетом встретил патриарха и собор, по своему обычаю, при дверях Золотой палаты, получил благословение от патриарха и пригласил всех занять назначенные им места. После нескольких минут общего безмолвия, патриарх поднялся, объявил царю о совершившемся избрании и подал ему грамоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010