А после Смутного времени собор совсем пришёл в упадок. В 1622 году, во время поновления, вместо выгоревшей и содранной кровли собор покрыли двускатной тесовой крышей – как обычною избу, построили подпорную стенку – храм вот-вот мог рухнуть. В 1634 году на средства, пожертвованные царём Михаилом Фёдоровечем, начался основательный ремонт храма. Работами руководил известный московский зодчий Иван Неверов. Он заново переложил верх собора. Храм стал пятикупольным, с двумя приделами. Но пожары 1636 и 1661 годов свели на нет его усилия… В конце 1680-х годов древний «Спас Златоверхий» был разобран до основания. В 1689-1696 годах на средства архиепископа тверского Сергия из старицкого белого камня был выстроен новый Спасо-Преображенский собор. При этом за образец был взят Успенский собор в Москве. Несмотря на то что в эти годы уже процветал пышный стиль московского барокко, тверской собор выглядел очень скромно. Что особенно ощущается при сравнении его с другими значительными храмами, построенными в те же годы – например, с соборами в Рязани или в Астрахани. Тем не менее тверичи очень гордились своим светлым храмом, увенчанным пятью голубыми, усыпанными золотыми звёздами куполами. Собор украшал золочёный пятиярусный иконостас. Главной ценностью храма была рака с мощами св. благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, почитаемого небесным покровителем Тверской земли. Здесь же, в соборе, были похоронены почти все Тверские князья и многие епископы. В их числе и первый князь Тверской – Ярослав Ярославич, и один из основателей собора – епископ Симеон. Стены собора украшали росписи, выполненные в 18-19 веках, среди которых выделялись сцены из жития Михаила Тверского. В 1826 году в ночь с 11 на 12 февраля в соборе находилось тело умершего в Таганроге Александра I Павловича. К собору примыкала колокольня в три яруса, построенная в 1748-1755 годах архитектором И.Я. Шумахером. В её среднем пролёте висели 13 колоколов. Самый большой из них весил 1025 пудов. Он был отлит на заводе московского купца Дмитрия Николаевича Самгина в 1853 году.

http://sobory.ru/article/?object=21415

Колокольня была построена одновременно с собором в 1537–1542 годах. Примыкала она к северо-западному углу. Эту колокольню вскоре разобрали. Новая, ныне существующая, была построена между 1639 и 1654 годами. В 1736 году на новой колокольне было восемнадцать колоколов. Большой колокол, весом 357 пудов 30 фунтов, и вестовой колокол, весом 55 пудов, с изображением князей Димитрия и Иоанна Угличских, отлиты в 1736–1738 годах белозерским посадским человеком Иоанном Калиновичем Коркуцким. В верхнем восьмерике, над звоном, были установлены большие колесные боевые часы. Помещения мощного нижнего четверика были отданы под келии и церковь. Над звоном были сооружены два последовательно уменьшающихся восьмерика с главкой в завершении. Килевидные арки и узорные карнизы колокольни находят отклик в декоративных поясках монастырских церквей. Крытыми переходами Спасский собор связан с комплексом построек, одной из которых является Введенская церковь. Церковь одноглавая, двухэтажная, с примыкающей к ней трапезой. Время постройки точно неизвестно: в монастырской описи 1623 года она значится уже каменной. В нижнем этаже прежде был храм, который ныне не существует. В 1876 году в трапезе этой церкви был встроен придел во имя святой великомученицы Варвары. Сразу же можно отметить, что своим завершением в виде трех ярусов кокошников и декором она созвучна Спасскому собору и надвратной Вознесенской церкви. Кокошники и декоративные пояски из нишек, балясинок и поребрика придают церкви более нарядный облик. Источник: Спасский собор Спасо-Прилуцкого монастыря, построенный в 1537-42 годах является первым каменным храмом не только в самом монастыре, но и во всей Вологде (знаменитый Софийский собор строился несколькими десятилетиями позже, в 1568-70 годах). До 1537 года на месте нынешнего Спасского собора стоял одноимённый деревянный собор. Деревянный храм во имя Всемилостивого Спаса и праздника Происхождения Честных Древ Животворящего Креста возвёл на месте, выбранном им для устройства монастыря, ещё прп. Димитрий Прилуцкий. Когда деревянный собор сгорел, решено было, с благословения митрополита Московского Даниила, построить каменный. Строительство двигалось довольно быстро благодаря той поддержке, которую оказывали монастырю из Москвы. Так, в 1541 году великий князь-отрок Иоанн (впоследствии Грозный) освободил обитель от пошлин, чтобы возведение соборного храма могло быть окончено как можно скорее. После завершения строительства Иоанн посетил Спасо-Прилуцкий монастырь и одобрил новый собор.

http://sobory.ru/article/?object=05128

По резонному замечанию архиепископа Петра (Л’Юилье) , «отцы Вселенских Соборов никогда не считали, что действительность принятых решений зависит от какой бы то ни было последующей ратификации… Меры, принятые на Соборе, становились обязательными немедленно после окончания Собора и считались неотменными» 278 . Исторически окончательное признание Собора Вселенским принадлежало последующему Собору, а 7 Собор признан Вселенским на Поместном Константинопольском Соборе 879 г. История Церкви знает семь Вселенских Соборов. В церковном народе бытует мнение, согласно которому Соборов не может быть более семи, а значит, с одной стороны, нельзя впредь признать Вселенским еще один из прежде состоявшихся Соборов, с другой – в будущем невозможен созыв нового Вселенского Собора. Великий князь Московский Василий Темный заявил митрополиту Исидору, изменившему Православию на Флорентийском Соборе, что все уже было сказано на семи Вселенских Соборах и мысль о восьмом Соборе нечестива 279 . Профессор А. С. Павлов в конце 19 в. на эту тему рассуждал иначе: «В настоящее время, когда отдельные части Вселенской Церкви находятся в различных государствах, иногда враждебно друг к другу относящихся, Вселенский Собор представляется почти невозможным по политическим обстоятельствам» 280 . В православной богословской литературе нашего времени почти невозможно встретить точку зрения, догматизирующую седмеричное число Вселенских Соборов. Архиепископ Василий (Кривошеин) утверждает, что Константинопольский Собор 879 г. «как по своему составу, так и по характеру своих постановлений… носит все признаки Вселенского Собора. На нем были представлены все пять Патриархатов тогдашней Церкви, в том числе и Римской, так что этот Собор является последним Собором, общим как для Восточной, так и Западной Церквей. На нем участвовало 383 отца, то есть это был самый большой Собор со времени Халкидона. Он был созван как Вселенский Собор и называет себя в своих актах и великим, и Вселенским Собором. И хотя он не был официально признан Церковью Вселенским, ибо обыкновенно такое признание делалось на последующем Соборе, а его не было, ряд видных церковных деятелей на протяжении веков называли его 8 Вселенским Собором, например, знаменитый канонист 12 в. Феодор Вальсамон, Нил Фессалоникийский (14 в.), Нил Родосский (14 в.), Симеон Фессалоникийский (15 в.), святой Марк Ефесский , Геннадий Схоларий , Досифей Иерусалимский (17 в.). По характеру своей деятельности Собор 879–880 гг. также имеет черты Вселенского Собора. Подобно Вселенским Соборам, он вынес ряд постановлений догматико-канонического характера. Так, он провозгласил неизменность текста Символа веры без Filioque и анафематствовал всех, кто его изменяет» 281 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Грузино. Собор Андрея Первозванного. /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Андрея Первозванного , Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, святителей Московских , Петра и Павла Архитектурный стиль: Ампир Год постройки:Между 1805 и 1822. Год утраты:приблизительно 1943 (разрушен в ходе боевых действий) Архитектор:Ф.И. Демерцов, В.П. Стасов Адрес: Новгородская область, Чудовский район, Грузино Координаты: 59.145557, 31.881482 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Граф Алексей Андреевич Аракчеев справедливо заслужил ненависть своих современников и нынешняго поколения людей за свою небывалую жестокость и кровожадность, но и его можно помянуть добром, если вспомнить о построенном им «Андреевском Соборе» в его имении «Грузино», ныне село того же имени по Тихвинскому тракту Новгородского уезда и губернии, в 13 верстах от станции Николаевской железной дороги «Чудово». Собор этот замечателен красотой и оригинальностью своего внутренняго убранства и особенно тем, что в нем граф Аракчеев всячески постарался увековечить память о своих благодетелях, Императорах Павле 1 и Александре 1, а также и различныя события из своей жизни. Разсматривая собор и его достопримечательности, восхищаешься их красотой, оригинальностью и изяществом их работы и невольно забываешь о тех грубых и пошлых расчетах, по которым создались некоторые памятники и произведения искусства. Собор заложен графом Аракчеевым 5 мая 1805 года (в это число в 1799 году Аракчеев получил графский титул) на месте древней деревянной (?) церкви, построенной 6 июня 1793 года, освящен 20 сентября 1806 года, в день рождения Императора Павла 1 (в 1754 году) и назван Андреевским, в честь апостола Андрея Первозваннаго, который, по преданию, посетил это место, водрузил на нем крест, отчего будто бы это место и называется «Грузино», и предсказал, что здесь будет христианство процветать. Строителем собора был тот же архитектор, какой строил Аракчееву в Грузине дом («Аракчеевский дворец»), Феодор Иванович Демерцов. Он построил собор в виде продолговатаго, широкаго, одноэтажнаго здания простой архитектуры ранняго «empire» с двускатной крышей, с треугольными римскими фронтонами на все стороны храма, при чем восточный и западный фронтоны поддерживают 8 ионических колонн (по 4 колонны на каждой стороне); средняя часть храма увенчана массивным двойным куполом в виде высокой шапки с полукруглым верхом, заканчивающимся другим куполом, продолговатым, меньшаго размера, с крестом и шаром наверху; кроме того, большой купол украшен 14 ионическими колоннами. Колокольня построена отдельно от храма, на запад.

http://sobory.ru/article/?object=35059

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ХЕЛЬСИНКСКИЙ УСПЕНСКИЙ СОБОР Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Успенский собор, Хельсинки Находится на острове Катаянокка. Это второе по величине здание в центре Хельсинки . Строительство собора завершилось в 1868 . Архитектор собора, академик Александр Горностаев изъездил всю Россию в поисках истинно русского стиля, и собор в столице Великого княжества несет в себе отпечаток деревянного зодчества Русского Севера, возведенного в кирпиче. Этот кирпич привезли с Аландских островов. Именно из него была построена шведская крепость Бомарсунд, разбитая во время Крымской войны. Собор выстроен в византийском стиле, вокруг главного купола располагаются четыре поменьше, вокруг них - еще восемь. Всего тринадцать. Интерьер собора богато украшен. Своды опираются на четыре гигантские колонны из отполированного куска гранита. Храм стоит на скале, где по первоначальному замыслу должна была быть построена императорская резиденция - нынешний Президентский дворец, однако остров Катаянокка имел дурную славу - здесь жили рыбаки да портовые. Строили собор всем миром – на храм пожертвовал каждый русский купец в Хельсинки, 11 тысяч рублей собрали по всей России, 15 тысяч выделил Священный Синод, 20 - сам император Александр II . Щедрым жертвователем оказался московский мануфактурщик Хлудов. Он подарил собору восемь колоколов для звонницы, самый большой из которых весил аж 300 пудов (около 5 тонн). Когда колокол не поместился в колокольне, ее пришлось перестраивать… за счёт дарителя. 1 января 2018 года, с перенесением предстоятельской кафедры Финляндской Православной Церкви в Хельсинки, собор стал главным кафедральным собором Церкви. Использованные материалы Редакция текста от: 09.01.2018 06:39:48 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/5958.html

Якутск. Собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор Карта и ближайшие объекты В 1708 году было завершено строительство Троицкого собора, здание которого перестраивалось несколько раз. Этот собор видел многих знаменитых людей того времени, посещавших Якутск, в частности, будущий академик С. Крашенинников венчался здесь со своей супругой. В этом соборе 19 июля 1859 года архиепископ Иннокентий (Вениаминов) впервые совершил литургию на якутском языке. После революции храм был ликвидирован, в помещении размещался Якутский музыкально-драматический театр. В настоящее время в величественном здании работает музыкальный салон «Чароит» и Театр эстрады РС (Я).  С сайта  http://dnevniki.ykt.ru/alex02/493921  В 1708 году на месте сгоревшего двухэтажного семиглавого Троицкого собора (1641) в Якутске начали строительство нового – каменного. Трудились над ним московские мастера, присланные из Тобольска. Кирпич для кладки стен производился поштучно, поэтому сооружение новой церкви растянулось на двадцать лет. В 1727–1728 годах, когда стройка была завершена, собор во имя Пресвятой и Живоначальной Троицы стал духовным средоточием города. Собор представлял собой распространённый в северных областях России кубообразный храм с низким куполом, увенчанным одной главой. Освещение давали два яруса окон, украшенных по фасаду нарядными наличниками. Позже с восточной стороны, перед алтарём, возвели отдельно стоящую каменную колокольню, и все последующие годы храм не единожды расширяли. Летняя половина отличалась «богатым иконостасом под золото». Иконы были «писаны лёгкою цветистою кистью иркутского живописца Мурзина». Стены и купол «раскрашены красками» якутским художником, казаком Дониным. Священник Иоанн Вениаминов (будущий святитель Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский), проезжая через областную столицу в начале XIX века, писал: «Особенную красоту Якутску придают монастырь и церкви… На юго-западном краю Якутска, близ Большой и Иркутской улиц, красуется Свято-Троицкий собор о пяти позолоченных главах, с такими же небольшими на двух алтарях и на палатке ризничной» (теперь Большая и Иркутская улицы – это проспект Ленина и ул. Каландаришвили).

http://sobory.ru/article/?object=23529

Белая Криница. Белокриницкий Успенский женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Белокриницкий старообрядческий Свято-Успенский собор Карта и ближайшие объекты Настоящим и непревзойденным шедевром культового зодчества всей Буковины является старообрядческий Свято-Успенский собор, построенный в период 1900-1908 годов, как главный храм женского монастыря в селе Белая Криница. Храм строился на средства богатой семьи московских староверов Глеба и Ольги Овсянниковых. В память о погибшем сыне Александре родители выделили на возведение храма солидную сумму - 500 тысяч карбованцев золотом. Официально автором собора считается австриец В. Клик, а среди инженеров-консультантов значится русский архитектор Александр Кузнецов, один из лучших мастеров позднего русского модерна. Думается, что это ошибка. Село Белая Криница тогда находилось на землях австрийской империи, и, вероятно, собор строил В. Клик по проекту А. Кузнецова, ведь так тонко владеть неорусским стилем мог только россиянин. Храм возводил подрядчик Тряпкин, прибывший из Москвы. Строительные материалы, гранитные детали и отделка для храма были доставлены непосредственно из Москвы. Специально были привезены две подводы русской земли под фундамент храма. Собор представляет собой грандиозный пятиглавый крестово-купольный храм. Центральный купол и четыре главы, поставленные по сторонам света, увенчаны позолоченными крестами. Мощные формы собора богато декорированы элементами неорусского стиля – кокошниками, арками, гирьками, бусинами, подзорами, выполненными из глазурованного кирпича, резного камня, майолики, прорезной позолоченной меди. Стройная многоярусная колокольня по высоте превышает собор, богато украшена и увенчана шатром, покрытым глазурованной черепицей, и маленькой главой с крестом. Западный вход в храм акцентирован перспективным порталом с мощными арками и колоннами в русском стиле. Одновременно с собором была возведена каменная ограда монастыря и арка ворот. Интерьер собора украшают большой и два малых дубовых иконостаса, выполненные во Владимире, иконы написаны мастерами Палехской иконописной школы и украшены серебряными и золотыми окладами; паникадила изготовлены по древневизантийским образцам. В соборе почивают мощи святых персидских мученников Дады, Гаведая, Каздоя и Гаргалла.

http://sobory.ru/article/?object=33573

А вот Иван Старов несколько «высвобождает» собор. На плане Екатеринослава 1792 г. собор также не является отдельно стоящим зданием, на чертеже прорисованы полукруглые переходы, соединяющие храм со зданиями архиерейского дома и консистории. Однако последние два сооружения отстоят на довольно значительном расстоянии, а соединительные колоннады (или переходы) не окружают собор с двух сторон, как на плане Геруа. Значительно уменьшив собор, И. Старов перенес место его предполагаемого строительства на единую ось с дворцом наместника, приблизительно на 85 м от центра закладки. Рядом Старов запланировал дом архиепископа и Консистории, объединенные с собором большой полукруглой колоннадой, спроектированной тоже по римскому образцу - колоннады Бернини перед храмом св. Петра в Ватикане. Касательно чертежей из московского архива: четкие критерии, по которым они были приписаны Геруа, неизвестны. Старовский собор в плане также напоминает сооружение, изображенное на архивных чертежах. Кроме того, подписи на чертежах, приписываемых Геруа, очень схожи с подписями на целом комплексе чертежей построек на Юге Украины И. Старова, опубликованных исследователями Н. Белеховым и А. Петровым в книге «Иван Старов: Материалы к изучению творчества» в 1950 году. И, все-таки, как быть с ситуацией, когда на чертежах из архива изображено отдельно стоящее здание, а на обоих планах оно заключено с другими сооружениями в единый комплекс с помощью пристроек?… Также остается тайной - почему главная композиционная ось нагорной части Екатеринослава, задуманная И. Старовым, была нарушена, а великолепный градостроительный ансамбль, один из лучших эпохи классицизма в России, не состоялся? Многие исторические вопросы еще требуют объяснения, но важным является неоспоримый факт: на сооруженном уже фундаменте Преображенского собора по проекту Геруа должна была возвыситься другая церковь - по проекту Ивана Старова. В конце екатерининской эпохи кафедральный собор в Екатеринославе так и не был сооружен, ни по проекту Геруа, ни по проекту Старова. В дальнейшем около сорока лет строительные работы не производились, а все место постепенно заросло травой посредине огромного пустого пространства на горе. После внезапной смерти Г.А. Потемкина в бессарабской степи 5 октября 1791 года процесс строительства нового Екатеринослава приобрел действительно хаотический характер. Можно согласиться с несколько риторическим высказыванием Д.И. Яворницкого: «Все сразу почувствовали, что (его) смерть есть начало конца всех широких и грандиозных его замыслов в крае».

http://sobory.ru/article/?object=05280

восточной Церкви и совершать службы по новоисправленным книгам, – затем преподает правила о печатании просфор четвероконечным крестом, о сложении трех перстов для крестного знамения, о молитве Иисусовой, о трегубой аллилуйи и пр. Вместе с правилами, направленными против раскола, в „Наставлении“ есть также и предписания, касающиеся благоповедения духовенства и церковного благочиния, напр., как хранить св. миро, как приготовлять и хранить св. запасные дары и пр. Собор 1666 г., не ограничиваясь допросом расколоучителей и обличением их, счел нужным еще составить особую книгу и в ней опровергнуть все главные основания раскола, как они изложены были в двух наиболее обширных раскольнических челобитных того времени – попа Никиты (Пустосвята) и попа Лазаря. С этою целью собор поручил известному ученому Симеону Полоцкому написать сочинение на эти две челобитные, что тот и поспешил исполнить. Сочинение свое (в двух частях) Симеон Полоцкий представил собору, который тщательно рассмотрел его и признал на столько удовлетворительным, что положил издать от своего имени. Издана была, впрочем, эта книга только в следующем году, по благословению патриархов Паисия александрийского и Макария антиохийского, под таким заглавием: „Жезл правления, утверждения, наказания и казнения, сооруженный от всего освященного собора... в лето 7174, месяца маия, в 7 день“. б) Большой Московский собор 1667 года Собор сначала рассматривал дело патриарха Никона , вменил ему многие вины, лишил сана и сослал в Ферапонтов монастырь. Однако важнейшего из дел патр. Никона – исправления церковно-богослужебных книг – собор не осудил. Напротив, он его вполне одобрил, и исправленные книги утвердил для всеобщего употребления. Что касается раскола и расколоучителей, то отцы большого собора окончательно осудили их, повторив определения собора 1666 года и издав от себя „Изречение“, составляющее, собственно, вторую часть соборных постановлений о расколе. Засвидетельствовав полное свое согласие и единство с собором 1666 года, большой собор в своем „Изречении“ предает анафеме и отсекает от церкви всякого, кто не послушает соборного определения и не покорится св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

Между тем, как собор Московский 1654 года никем не отменен и не зазрен, а напротив утвержден собором 1666 года, и большой Московский собор никаким собором не осужден и не зазрен. А это подтверждает то, что постановления его законны и святы. Кто же старообрядцам сказал, что он незаконный? Ответа на это старообрядец тоже не даст. Теняев сослался па св. Афанасия Александрийского , который будто бы учит, что можно зазреть собор без суда, самим мирянам, и отделиться от него. Он привел следующее место: «Шествующе непрелестиый и живоносный путь, око убо извержем не чувственное, по умное»… И это свидетельство нисколько не оправдывает старообрядца и не опровергает канонического достоинства собора 1667 года. Афанасий Александрийский не говорит здесь того, что церковь может существовать известное время без епископа и без суда; из его слов ясно видно, что епископы должны быть в церкви, должен быть и суд, – не говорит он и того, что суд над епископом может принадлежать и мирянам, – он этот суд представляет епископам, а не мирянам. Не имея возможности опровергнуть канонического значения собора, собеседник наш, да и все вообще старообрядцы стали клеветать, будто рассматриваемый нами собор был еретический. Чтобы опровергнуть и эту клевету и доказать православие сего собора, мы в настоящий раз поставляем для совместного решения вопрос о том, что собор 1667 года не приложил и не отложил от догматов веры, утвержденных св. вселенскими и поместными соборами, – а потому наша церковь не содержит никаких ересей. Первый вселенский собор был на еретика Ария. Арий отметал Божество Сына Божия, не исповедовал Его единосущна Отцу. Этой ереси Грекороссийская церковь не содержит. Второй вселенский собор был составлен на Македония еретика, который хулил Духа Святаго, созданием нарицая Его, не единосущным и неравночестным Отцу и Сыну. – И этой ереси наша церковь не содержит. Третий вселенский собор составлен был на Нестория, который учил во Христе исповедовать две ипостаси, или два лица, и Богородицу не исповедовал Богородицею, а Христородицею.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/besedy...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010