Александро-Невская лавра подарила книги Старорусской библиотеке апреля 2019 К участникам акции " Городу Достоевского - книга в подарок " присоединилась Александро-Невская лавра . Наместник монастыря епископ Кронштадтский Назарий встретился 1 апреля с директором Северо-Западного филиала " Российской газеты " Анжеликой Гурской и передал ей трехтомный альбом-энциклопедию " Во имя святого князя " , автором-составителем которого является, а также трехтомник Михаила Шкаровского " Александро-Невская лавра, 1713-2013 " . Издания будут подарены Старорусской библиотеке имени Федора Достоевского. Владыка с благодарностью отметил давние партнерские отношения между старейшим монастырем Санкт-Петербурга и " Российской газетой " . Принять участие в акции, организованной изданием, - большая честь, возможность еще раз рассказать о лавре и благоверном великом князе, о глубоком почитании святого, выраженном в огромном количестве посвященных ему храмов по всему миру. " Монастыри и библиотеки всегда имели тесную связь, сохраняя сокровища знаний, обогащая духовный и интеллектуальный мир. Александро-Невская лавра - колыбель ученого монашества, откуда вышли, к примеру, просветители Сибири и Дальнего Востока. Просвещение - одна из ее исторических задач. В наше время бурного развития технологий, когда практически любой текст можно найти в Интернете, сохраняется любовь к настоящей книге. Мне кажется, она никогда не прейдет. Когда человечество очнется от виртуального мира, ему будет куда обратиться, где черпать информацию о себе, своей истории, о действительно важных вещах " , - сказал владыка. Он рассказал о своем многолетнем труде, посвященном храмам, часовням, приделам и другим молитвенным местам в честь святого Александра Невского в России и зарубежье. Владыка трудился над альбомом-энциклопедией " Во имя святого князя " с 2008 года. В нем около 1800 фотографий с кратким описанием более 1600 объектов, названных в честь великого князя. Издание может быть полезно не только исследователям, историкам, паломникам и путешественникам, но и всем, кто чтит имя святого.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Афон (θως). Монастырь Ставроникита. Μον Σταυρονικτα /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Монастырь Ставроникита (основан в конце X века). Это, пожалуй, самый скромный своими размерами монастырь на Святой Горе. Он посвящён Святителю Николаю и построен на скале на берегу моря. Основателем обители, по всей видимости, был некий монах Никита, у которого были проблемы со зрением («стравос» по-гречески – кривой, плохо видящий). В честь него и был назван монастырь. Позднее произошла транслитерация и для благозвучия он был переименован из «Стравоникита» в «Ставроникита» («ставрос» по-гречески крест). Некоторые учёные говорят, однако, о двух ктиторах – монахах Ставросе и Никите. Первоначально монастырь был посвящён Пресвятой Богородице. В XIII веке обитель пришла в запустение и была преобразована в келью. Её возрождение связано с именем Константинопольского патриарха Иеремии I. В 1536 он вернул Ставрониките статус обители. В благодарность за его помощь братия изобразила патриарха на западной стене кафоликона. На фреске он изображён с небольшой копией построенного им собора Святителя Николая. В последующие годы обитель несколько раз горела и восстанавливалась. После очередного бедствия в 1607 году она стала особножительной. В дальнейшем монастырь не избежал запустения в период греческого освободительного восстания. Осложнила ситуацию конфискация монастырских владений за пределами Афона в конце XIX – начале XX веков. К 1967 году в Ставрониките оставалось всего четыре монаха, но в 1968 году обитель пополнилась новой братией молодых и образованных монахов и преобразовалась в общежительную. Это стало началом возрождения монастыря. В 1990 году игумен обители Василий перешёл с частью братии в Иверский монастырь и немало способствовал возрождению ещё одной обители. Собор монастыря (самый маленький на Афоне) освящён в честь Святителя Николая; здесь хранится мозаичная чудотворная икона угодника Божия. В 1545 году рыбаки вытащили этот образ из моря. Считается, что его бросили в водную пучину иконоборцы в 830 году (по другим данным это икона XIII века). Более чем за семьсот лет икона не пострадала, только к лику Святителя приросла большая перламутровая раковина, от неё осталась глубокая язвина. Из одной половины раковины патриарх Иеремия повелел сделать блюдце для части Богородичной просфоры, а из другой – драгоценную панагию, которой впоследствии он благословил Московского патриарха Иова. Собор расписан в XVI веке знаменитым изографом Феофаном Критским, его фрески сохранились и в трапезной.

http://sobory.ru/article/?object=30432

Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил поклонился святыням Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря 29 мая 2013 г. 10:01 28 мая 2013 года по прибытии в Валаамскую обитель Блаженнейший Патриарх Иерусалимский и всей Палестины Феофил III , совершающий официальный визит в Русскую Православную Церковь, и сопровождающие его лица посетили Спасо-Преображенский собор. Под звон колоколов Блаженнейшего Владыку встречала монастырская братия. Предстоятель Иерусалимской Православной Церкви поклонился святыням собора: мощам преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, основателей Валаамского монастыря, Валаамской иконе Божией Матери, мощам преподобного Антипы Валаамского. С приветственным словом к Блаженнейшему Патриарху Феофилу обратился наместник Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий : «Мы сердечно приветствуем Вас здесь, в Валаамской обители, в древней обители Русской земли. Мы всегда молимся о Вас, особенно, в Великую субботу. Совсем недавно вспоминали о Вас, о Вашей Церкви, молились о мире Иерусалима». Епископ Панкратий отметил, что Святая Земля — сосредоточие всех великих мировых святынь, то место, где проповедовал Господь, где Он ступал Своими ногами, где была Пречистая Его Матерь, где началась апостольская проповедь. «Конечно, мы очень рады тому, что Вы смогли приехать. Сердечно благодарим и надеемся, что пребывание здесь порадует Ваше сердце и оставит доброе воспоминание и Вы будете молиться о нас», — выразил надежду наместник монастыря. На молитвенную память епископ Панкратий преподнес Предстоятелю Иерусалимской Церкви икону Спасителя. Блаженнейший Владыка поблагодарил за дар и обратился к наместнику обители и всем собравшимся в храме: «Христос воскресе! Для нас большая радость, что сейчас мы находимся среди вас в праздничный пасхальный период. Благодать святого Гроба Господня привела нас в освященную кровью тысяч мучеников Русскую землю. В рамках нашего мирного визита, который мы сейчас совершаем, мы имели возможность общения с нашим собратом Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Не скрою от вас, что как я, так и мои спутники, Преосвященные владыки, отцы, архидиакон, очень хотели посетить Валаамский монастырь. Наше желание отчасти связано с тем, что несколько лет назад мы посетили Ново-Валаамский монастырь. Будучи на Новом Валааме мы услышали о древнем Валааме, и как елень бежит на источники воды, мы пришли сюда, чтобы напитаться от святых вод вашей обители. Наше желание исполнил Святейший Патриарх Кирилл, благодаря которому в программу визита было включено посещение Валаама. Мы снова хотим выразить нашу благодарность и глубокую признательность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, а также поблагодарить Вас лично, владыка, за теплый братолюбивый прием.

http://patriarchia.ru/db/text/3003077.ht...

Большая часть жизни отца Кирилла была связана с Троице-Сергиевой лаврой, где он нес многотрудное и ответственное служение духовника. А это требовало особого подвига. Учителя и наставники духовной жизни, начиная с подвижников древних времен и до наших дней, всегда опирались не на теоретические рассуждения, а на опыт жизни достославных предшественников, а также на свой личный духовный опыт. Такой же практики придерживался и архимандрит Кирилл. Впервые мне довелось встретиться с ним в уже далеком 1966 году. Тогда у отца Кирилла еще не было славы всероссийского духовника — он был сравнительно молод, крепок и подвижен. На вопрос, заданный своему духовному наставнику митрополиту Никодиму , «к кому из братии мне пойти исповедаться?», я услышал спокойный и уверенный ответ: «Иди к отцу Кириллу». С тех пор прошло немало лет, но я доныне с благодарностью храню в своем сердце память о той встрече. Поистине, пастырское призвание отца Кирилла было особым. То было служение умудренного духовника очень многим, наипаче же тем, кто нуждался в его совете, молитвенной поддержке и участии. Радостно видеть сегодня людей, во множестве приходящих на его могилу в Троице-Сергиеву лавру за утешением, и это является убедительным свидетельством того, что отец Кирилл продолжает оставаться образцом подлинно христианской жизни для наших современников, алчущих и жаждущих евангельской правды, взыскующих спасения. «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7), — призывает нас святой апостол Павел. Надеюсь, что и нынешний вечер, посвященный наследию отца Кирилла, принесет духовную пользу всем его участникам. Вечная память верному и ревностному служителю алтаря Господня архимандриту Кириллу. +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ за темою ЖУРНАЛ Священного Синода от 10 апреля 2024 года [Документи] Пензенская епархия доставила помощь беженцам в два пункта временного размещения. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-8 апреля 2024 года) [Стаття] Кирил благословив повернутися до До питання про час та обставини заснування монастиря [Стаття] Голова Синодального з чернецтва звершив на Кирила (Павлова) У пройшли читання У Христа Спасителя «Православне та федерального округу провели круглий «Вшанування благочестя, Церкви в монастирях» з ключовими словами життя – подвижники благочестя   Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла главе Республики Ингушетия М.М.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5509034...

В Московских духовных школах состоялся выпускной акт 12 июня 2009 г. 14:43 11 июня в Московских духовных школах состоялся выпускной акт. Утром студенты и преподаватели молились за Божественной литургией в Покровском академическом храме и в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. После Литургии в Покровском храме был совершен благодарственный молебен, который возглавил ректор Московской духовной академии и семинарии архиепископ Верейский Евгений , сообщает пресс-служба МДА . После завтрака выпускники, учащиеся и преподаватели крестным ходом отправились в Троицкий собор лавры для совершения молебна преподобному Сергию Радонежскому. С напутственным словом к выпускникам обратился заведующий регентской школой архимандрит Макарий (Веретенников). Приложившись к мощам преподобного Сергия, выпускники отправились к Трапезному храму, где была сделана общая фотография на память. Затем у памятника почившим наставникам была отслужена заупокойная лития, после которой все направились в большой актовый зал Московской духовной академии, где состоялся торжественный акт с вручением дипломов. Открылся акт докладом об итогах учебного года, с которым выступил проректор по учебной работе профессор М.С. Иванов. После него с благодарственными словами выступили представители выпускников академии, семинарии, сектора заочного обучения, иконописной и регентской школ. В ответном слове владыка ректор, отметив, что отдельные слова благодарности выпускники адресовали почившему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II , при котором прошла большая часть их обучения, предложил пропеть «Вечная память». Почетным гостем на торжественном акте был архиепископ Орехово-Зуевский Алексий , викарий Московской епархии . Он зачитал послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла выпускникам Московских духовных школ. Ректор МДА архиепископ Евгений просил архиепископа Алексия передать Святейшему Патриарху сердечную благодарность за то внимание и заботу, которую он оказывает Московским духовным школам.

http://patriarchia.ru/db/text/673056.htm...

В Сан-Франциско пройдет благотворительный фестиваль «День русского ребенка» Сан-Франциско, 13 мая 2005 г. Общество помощи русским детям приглашает на 74-й ежегодный благотворительный фестиваль «День русского ребенка» в воскресенье, 22 мая 2005 г.в Русском Центре Сан-Франциско 2460 Sutter St., San Francisco. Все собранные средства будут направлены в помощь нуждающимся русским детям (в том числе в 10 детских домов и приютов в России, а также больным, обездоленным, детям-инвалидам). Любые пожертвования будут приняты с благодарностью В программе праздника: концерт юных исполнителей, большая благотворительная лотерея и беспроигрышная детская лотерея, все призы для которых были пожертвованы в пользу Дня русского ребенка. В фойе состоится немой аукцион – распродажа рисунков и поделок детей из 2 детских приютов – в Ярославской и Иркутской области. Сборы от аукциона будут отправлены в эти приюты. С 12.00 - открыт буфет, где будут предложены блюда русской кухни домашнего приготовления. В фойе будет представлена информация о тех, кому Общество направляет свою помощь – письма, фотографии, детские рисунки. Можно будет также познакомиться с историей Общества помощи русским детям. В числе подопечных Общества: Дошкольный детский дом для детей с нарушениями речи (г.Киров) – 97 детей 4 до 7 лет; Школа-интернат для глухих детей (г.Иркутск) – 138 детей от 7 до 15 лет; Краснополянский специализированный Дом ребенка для больных детей (Московская обл.) – 65 детей от рождения до 4 лет; Детский дом г.Кяхта (Бурятия) – 54 ребенка; Детский дом в пос.Семибратово Ярославской обл. – 20 детей; Печорская школа-интернат (Псковская обл.) – 285 детей; Свято-Софийский детский дом (Москва) – 20 детей; Екатерининский приют при Княгинином монастыре (Владимир) – 15 детей; Детский дом-школа г.Шуя Ивановской обл. – 150 детей; Детский приют в пос.Юрты Иркутской обл. – 13 детей. Кроме этого, Общество направляет индивидуальную помощь более чем 150 больным и обездоленным детям (в их числе около 40 детей-инвалидов).

http://pravoslavie.ru/13451.html

Кирилл I, епископ Ростовский, Ярославский и Угличский (в схиме Кириак) Монашество принял в Суздальском Дмитриевском монастыре. С 1216 по 1229 год занимал Ростовскую епископскую кафедру. В 1218 году епископ Кирилл освящал церковь Бориса и Глеба в Ростове, в 1224 году – церковь Спаса в Ярославле, в 1225 году – церковь во имя Преображения Господня в Ярославле. В 1228 году епископ Кирилл заболел. В это же время епископ Кирилл имел с кем-то тяжбу перед князем Ярославом Всеволодовичем. По решению княжеского суда, владыка Кирилл был лишен всего своего имущества, а до этого он был так богат, как ни один из его предшественников на Ростовской кафедре. С благодарностью Богу перенес владыка Кирилл судебный приговор и, оставив кафедру, 16 сентября 1229 года постригся в схиму с именем Кириак в Дмитриевском монастыре, где начинал свои монашеские труды. Оставшееся имущество епископ Кирилл роздал нищим. Скончался 17 апреля 1230 года и был погребен в Дмитриевском монастыре в Суздале. С именем епископа Кирилла исследователи связывают оживленную книгописную деятельность в Ростове в начале XIII века; предполагают, что владыкой Кириллом была составлена большая библиотека и что по его инициативе был осуществлен перевод полной редакции Жития Нифонта Констанцского, рукопись с текстом которого сохранилась до наших дней. Труды: Житие Нифонта Констанцского (Российская государственная библиотека, собрание Троице- Сергиевой Лавры, 35). Литература: Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. Толстой М. В. Древние святыни Ростова Великого. – 2-е изд. – М., 1860. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 1. – С.1269–1306. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. – 2-е изд. – М., 1903. – С. 359. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1417. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 330. Эдинг Б. Н. Ростов Великий, Углич. Памятники художественной старины. – М., изд. Кнебель, – С. 52.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Комментарии Женевской Библии на 3-е послание Иоанна Введение Автор Данное послание написано тем же автором, что и Второе послание Иоанна; об этом свидетельствуют значительные совпадения и в стиле, и в структуре обоих посланий. Традиционное приписывание этого послания апостолу Иоанну не может вызывать сколько-нибудь серьезных возражений. Все иные предположения представляются малоосновательными. Время и обстоятельства написания В то время как Первое и Второе послания Иоанна свидетельствуют о радости их автора за всех христиан, которых объединяет Истина, Третье послание выражает скорбь по поводу тех пустых раздоров, которые настраивают христиан друг против друга. В частности, послание было вызвано каким-то острым конфликтом между Диотрефом (по-видимому, пресвитером в общине, находившейся на попечении Иоанна) и другими членами этой церкви из-за гостеприимства, оказываемого странствующим благовестникам. По всей вероятности, рекомендуемый в этом послании Гаию Димитрий был как раз таким странствующим проповедником, который нуждался во временном пристанище. В Третьем послании Иоанна нет никаких следов тех христологических споров, которым посвящена большая часть Первого и Второго посланий Иоанна, поэтому возможно, что Третье послание было написано раньше тех, которые известны как Первое и Второе, вероятно, в восьмидесятых годах I в. Характерные особенности и темы Обращение автора к конкретному лицу, а также приветствия в начале и в конце послания говорят о том, что это письмо, в котором Димитрий рекомендуется адресату послания, Гаию. Содержание I. Приветствия и благопожелания (1,1.2) II. Верность истине (1,3.4) III. Значение добродетели странноприимства (1,5–10) А. Одобрение и благодарность за уже сделанное (1,5–8) Б. Отрицательный пример (1,9.10) В. Заключение: противопоставление добра и зла (1,11) IV. Рекомендация Димитрия (1,12) V. Заключение и завершающие приветствия (1,13–15) Глава 1 1:1 Автор именует себя «старцем», как и во Втором послании. Он обращается к своему возлюбленному другу Гаию, хваля его за странноприимство, и обсуждает с ним положение, сложившееся в общине, членом которой был Гаий.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Жертвоприношение составляло сердцевину всякой религии с первых дней человечества. В минуты скорби или радости, опасности или благоденствия человек, возвышаясь духом, стремился поделиться с Богом самым дорогим: так выражались и благодарность, и просьба об избавлении, так восстанавливалось общение с Богом. История донесла до нас и страшные примеры - вплоть до принесения в жертву людей и даже своих детей. И только приход Христа, добровольная жертва Бога, принесшего и принявшего ее, показал людям: жертвовать можно лишь самим собой. Бескровная жертва на Евхаристии и есть воспоминание о той единственной Жертве, которая была принесена Христом на Голгофе. Оно составляет суть Литургии верных и начинается с торжественного перенесения Даров - хлеба и вина, приготовленных заранее, еще до начала Литургии - с жертвенника на престол. В старые времена жертвенник находился не в алтаре, а отдельном помещении, часто даже вне церкви. Все члены общины приносили туда каждый свои «дары», т. е. пищу, из которой диаконы перед службой отбирали самое лучшее и подходящее для совершения Евхаристии. В ранней Церкви диаконское служение было служением деятельной любви: диаконы «пеклись о столах» (Деян. 6, 2-3) - следили за тем, чтобы все члены Церкви были одеты, обуты и не нуждались в самом необходимом. Поэтому именно диаконы занимались отбором приношений для Евхаристии. Позже, когда большая часть Византийской империи была христианизирована, традиция принесения продуктов в храм постепенно отмерла, а процесс отбора лучшего из принесенного трансформировался в проскомидию - приготовление хлеба и вина для совершения Таинства. Причем примерно до XIV века проскомидия по-прежнему совершалась диаконами. Позже было соборно принято решение о том, что «диакон да не дерзнет совершать священнодействие». На проскомидии сам процесс приготовления агнца выглядит как символическое жертвоприношение: приготовление евхаристического хлеба - как заклание Агнца; вливание вина в чашу - как излияние крови и воды из ребер Господа.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/10/2...

Митрополит Варсонофий стал почетным гражданином Республики Мордовии января 2015 Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий 16 января принял участие в торжествах, посвященных 85-летию Республики Мордовии.  В заседании, прошедшем в Государственном музыкальном театре Саранска, участвовали полпред президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич, глава республики Владимир Волков, митрополит Саранский и Мордовский Зиновий, государственные и общественные деятели, почетные гости из других регионов. В зачитанном поздравлении президента России подчеркнуто, что сегодня Мордовия уверенно развивается, в ней ведется большая работа по сбережению богатого исторического, культурного, духовного наследия. Глава государства пожелал жителям республики успешно решать в 2015 году стоящие перед регионом задачи. В выступлении главы республики было сказано, что в январе 1930 года произошло важнейшее событие в летописи жизни мордовского народа, получившего автономию. Он перечислил известных земляков, чьи имена вошли в историю республики. Среди них преподобный Серафим Саровский, святой адмирал Феодор Ушаков, полководец Петр Румянцев, историк Василий Ключевский, поэт Александр Полежаев, скульптор Степан Эрьзя, певица Лидия Русланова, философ Михаил Бахтин. Полпред президента и глава региона вручили памятные награды.   За выдающийся вклад в сохранение и развитие духовно-нравственных традиций, укрепление взаимодействия Церкви и государства во имя упрочения мира и общественного согласия звание " Почетный гражданин Республики Мордовии " присвоено митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Варсонофию. Во время поздравления владыки было отмечено, что благодаря его усилиям в Мордовии восстановлено и построено более трехсот храмов, действует 404 церковных прихода. " Многоуважаемые Михаил Викторович и Владимир Дмитриевич, дорогие участники торжественного собрания! - обратился к собравшимся владыка Варсонофий. - Вспоминаю, как в 1991 году приехал в Мордовию, было мне 35 лет, и решил обойти этот удел с севера на юг, с востока на запад, посмотрел эти селения, районы, и подумал - что же я буду делать? Господь сказал мне: " Не бойся, Я с тобой. Здесь очень много верных Мне людей " . И действительно, как только я начал церковную жизнь, столько появилось добрых людей, готовых оказать помощь! Эта сегодняшняя награда принадлежит всем вам. Практически все сидящие в зале участвовали в духовном возрождении Мордовии. Я благодарю Николая Ивановича Меркушкина, вас, Владимир Дмитриевич, потому что, вы тогда поняли, что прошу я не для себя, а для мордовского народа. Нужно было возродить православие, потому что народ хотел этого, верил в Бога, но не было храмов и монастырей. Благодаря вашей поддержке ситуацию удалось исправить. Выражаю вам сердечную благодарность " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010