Когда-то, на заре своей христианской жизни, я прочла у митрополита Антония Сурожского такую мысль: твоя вера не может быть полной до тех пор, пока ты не встретишь человека, очевидно излучающего святость. И вот, я считаю, мне очень повезло. Я действительно встретила на своем жизненном пути по крайней мере два таких человека: первым был - в период, когда я готовилась к крещению, - о. Николай Педашенко, а вторым – незабвенная Вера Васильевна Ловзанская (1904 – 2000), в постриге инокиня Серафима, или, как многие ее называли, просто матушка. И сейчас, в день празднования ее именин, мне хочется рассказать о ней тем, кому не посчастливилось ее знать.    Между прочим, она любила отмечать свои именины и как Веры, и – дважды в год – как Серафимы. Причем празднование, как правило, заключалось в том, что она заранее готовила много-много вкусных вещей (а уж готовить она была большая мастерица!) и потом разносила эти вкусности по своим соседям и другим знакомым, себе практически ничего не оставляя. И в этом еще раз проявлялся абсолютно самоотверженный характер всей ее жизни. Она всю свою долгую жизнь провела в труде и получала крошечную пенсию. И при этом так устраивала свой быт, что, оплатив квартиру и коммунальные услуги, все остальное отдавала на служение Богу и людям. При одном взгляде на ее лицо почти всякий понимал, что перед ним не простой человек, а ангел, готовый откликнуться на призыв о помощи. Все, что ей приносили, она старалась незаметно и поскорее раздать: гостям, соседям, нищим. Если у нее была страсть, то она заключалась в постоянном желании все отдать окружающим. В старости она жила в «хрущобах». Это был район Нивки в Киеве. Она жила уединенно и при этом всегда готовая отворить двери любому стучащему в них. Все вокруг знали, что эта старушка верующая и к ней можно прийти, побеседовать, получить гостинец, доброе слово, книгу для души. Она с благодарностью принимала скромные подарки, которые ей приносили, чтобы тут же отдать их следующему посетителю. Я познакомилась с ней, когда ей было уже 80 лет.

http://pravoslavie.ru/64541.html

Кризис скуки Путешествие брака - это смена пейзажей, это череда кризисов, за каждым из которых наступает период новой стабильности и покоя. Иногда спокойные периоды кажутся тихим счастьем. Действительно, слишком трудно жить в постоянном риске, в неуверенности, неустойчивости и хаосе. Однако житейская рутина нередко тоже вызывает особое страдание, которое принято звать " скукой " . В самой по себе рутине нет ничего плохого. В конце концов, из нее состоит большая часть жизни. Каждое утро " рутинно " встает солнце, каждый год снова и снова наступает зима и весна, а на Литургии мы каждое воскресенье слышим одни и те же знакомые слова. Сам человек склонен порождать привычки, стереотипы и ритуалы - они быстро возникают между любыми двумя людьми, которые живут вместе или регулярно общаются. Привычки и стереотипы позволяют нам экономить ресурсы. Когда " руки помнят " , куда нажать, чтобы включить свет, или как достать и расставить тарелки, это не требует труда и человек свободен думать или разговаривать о чем-то еще. Человек так устроен, что привычное становится у него неосознанным. Мы забыли, как научились ходить или говорить - это стало автоматизмом. Иначе мы бы по минуте думали, какую куда поставить ногу или как построить согласованную фразу: мы бы не смогли нормально двигаться и общаться. В любой семье существуют накатанные до автоматизма ходы и процедуры, когда всем ясно, куда ехать в отпуск, чем кормить гостей или кто заполняет коммунальные счета. Эта рутина нисколько не мешает полноценно жить и любить. Однако привычка таит в себе опасность. Жизнь без новизны легко превращается в жизнь, где нет места удивлению и благодарности. Рядом с тобой обитают вроде бы любимые люди, но они неинтересны - про них все известно: что они сейчас скажут или с каким выражением на лице встретят такую-то новость. Пресная жизнь без интереса - это на самом деле отчуждение, отъединенность от окружающих, неучастие в жизни. При этом, хотя скучающий страдает, чувство скуки нередко сопровождает апатия: все безрадостно и уныло, но мне ничего не хочется с этим делать. Часто в браке этим мучается кто-то один, потому что разные люди по-разному переносят скуку.

http://pravoslavie.ru/37688.html

Нюта Федермессер, хоспис в Поречье и необезболенная Россия Первый раз мне так стыдно, что физически стыд чувствую… 15 июня, 2018 Первый раз мне так стыдно, что физически стыд чувствую… В больнице нет онколога, поликлиника закрыта на замок – что получится, если пройти путь паллиативного больного в российском селе, как помочь умирающему в системе, где врач не знает, что делать, и что будет с домом милосердия в Поречье-Рыбном – рассказывает Нюта Федермессер. У меня есть страница в Facebook, и мне каждый день приходит множество писем от разных людей. Недавно написала русскоязычная девушка из Камбоджи о том, что надо бы помочь в Камбодже сделать паллиативную помощь, у нее были вопросы. Есть родственники умерших пациентов, вот недавно Александр написал: «Нюта, у моей жены Лены будет 40 дней, я бы хотел, чтобы вы выпустили в память о ней белые шары в небо». Но среди подобных просьб или благодарностей, и вообще среди писем б о льшая часть — просьбы о помощи. В основном это просьбы о помощи не из Москвы. А если из Москвы, то получается, что люди почему-то даже не знают, куда обращаться, или им не сказали, что надо обращаться к нам. Но я давно уже не получаю писем, где в существующей системе оказания паллиативной помощи в Москве люди наткнулись бы на отказ. Система, в которой врач не знает, что делать Одно из писем пришло от журналистки Веры Костамо, она волонтер хосписа в Поречье-Рыбном (Ростовский район Ярославской области). Она писала, что там есть мужчина не обезболенный, и надо как-то помочь. Я говорю: «Волонтер? Странно, дайте мой телефон доктору — доктор пусть позвонит и сам расскажет». У меня сейчас есть личный номер, который мало кто знает, и есть номер, который знают практически все: но он теперь коммутаторный, там берет трубку Дима — он и помощник, и водитель в одном лице — очень преданный делу и любимейший мой человек. Большая часть звонков теперь приходит к нему, он уже многие пациентские истории разруливает сам, ему совершенно не нужна моя помощь. И вот он мне сообщает: «Звонила доктор Анастасия из Поречья. Она говорит, что там пациент». Я говорю: «Хорошо. И что? Здесь главный специалист, здесь то. Пускай выпишут, назначат». Я не понимаю, что не срабатывает. Когда тебе звонит родственник, ты можешь понять, чего он не знает, куда ему обратиться, если его несправедливо послали, а тут звонит доктор…

http://pravmir.ru/nyuta-federmesser-popr...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Псалтырь (перевод под ред. Кулакова М.П.) Псалтырь Название книги в оригинале: «Техиллим» — хваления ; в греческом переводе (LXX) она называлась «Псалмой» — псалмы .   Псалтырь, собрание отдельных псалмов, — самая большая книга во всей Библии. На еврейском языке она называется Техиллим, то есть «песни хвалы», или гимны; более полное название: Сефер Техиллим — «Книга Хвалений». Слово «псалом» пришло к нам из греческого перевода этой книги и означает «музыка на струнных инструментах» или «песни, положенные на такую музыку». Псалмы представляют собой священные стихи, сложенные в традициях древней литературной формы Ближнего Востока. Они исполнялись как религиозное песнопение или читались как молитвы одним молящимся или группой лиц, собравшихся для поклонения Богу. В этой книге 150 псалмов, и в заголовках многих из них (фактически семидесяти трех) сказано, что они написаны Давидом. В целом это творческий труд многих свыше вдохновленных авторов. В своем окончательном виде псалмы, возможно, были собраны вместе выдающимися иудейскими деятелями Ездрой, Неемией (вторая половина V в. до Р.Х.) или вскоре после них учеными-писцами. Книга Псалмов разделена на пять частей, или «книг»: Книга I (1–41); Книга II (42–72); Книга III (73–89); Книга IV (90–106); Книга V (107–150). Многие из библейских идей нашли свое отражение в псалмах. Здесь очень выразительно представлены такие понятия, как: прославление Бога, благодарность, вера, надежда, сокрушение о грехе, Божья верность и Его помощь. Главная же идея псалмов — глубокое доверие Богу. Авторы псалмов всегда выражают свои подлинные чувства: прославляют ли они Бога за Его благодеяния или жалуются Ему во время бедствия. Псалмы являют собой наиболее совершенные образцы лирической поэзии. По глубине чувств и возвышенности устремлений, по полноте раскрытия помыслов и чаяний человеческой души, по красоте и утонченности и, в ряде случаев, по силе и величию речений они остаются непревзойденными и в самых возвышенных выражениях лирики светской. Ибо какая другая поэзия может подняться до высот той поэзии, тема которой — поиск душой человеческой вечного Бога? Как духовное и вечное превосходит земное и эфемерное, так и поэзия псалмов возвышается над великими сокровищами мировой лирики.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) София-Логос. Словарь В каком то смысле «София-Логос. Словарь» самая показательная книга Аверинцева, представляет как бы квинтэссенцию его творчества. В своё время «Философская энциклопедия», значительная часть которой была написана Аверинцевым, стала событием в советской культурной жизни. Аверинцеву и его коллегам удалось протащить в советскую печать «Философскую энциклопедию», освобожденную от «научного атеизма», «марксизма-ленинизма» и т. п. Она реабилитировала главных представителей русской религиозной философии, и, главное, саму религию. в перваю часть предлагаемой книги — «Словарь», вошли все наиболее значительные статьи С. С. Аверинцева, написанные для энциклопедий и словарей («Фило­софская энциклопедия», 1964-70 гг., и «Новая философская энциклопедия», 2000-2001, «Мифы народов мира», «Большая советская энциклопедия», «Христианство» и др.). Энциклопедические статьи Аверинцева — это что-то совершенно особенное: великолепное сочетание фактологичности и научной строгости с живым, ярким изложением. Вторая часть книги — «София-Логос» открывается знаменитой статьёй «К уяснению смысла надписи над конхой центральной апсиды Софии Киевской», в свою очередь тоже ставшей событием в советской культуре (этот небольшой шедевр прослеживает движение символа Софии через века и культуры). Часть «София-Логос» содержит исследовательские статьи Аверинцева, подобранные и редактированные им самим:  статьи о Премудрости Божьей, святоотеческом наследии, русской мысли, судьбе христианства в современном мире, разным актуальным вопросам. Сергей Аверинцев София–Логос ПРЕДИСЛОВИЕ К ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ Прежде всего иного спешу низким поклоном выразить мою благодарность издательству «Дух и Литера» и всем киевским друзьям, без которых ни первое, ни нынешнее издание не были бы возможны. А propos святого града Киева: как не поддаться искушению и не вспомнить самое начало тех моих трудов, плоды коих вошли в эту, не где–нибудь, а именно в Киеве напечатанную книжку? Тридцать пять лет без малого тому назад я первый раз в моей жизни оказался в Киеве, первый раз вошел под своды Св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Патриарх Кирилл поздравил с Рождеством детей — пациентов Филатовской больницы 7 января, 2011. Редакция " Правмира " 7 января Святейший Патриарх Кирилл посетил психоневрологический корпус для детей-сирот в столичной детской больнице им. Филатова. Особую благодарность Патриарх Кирилл выразил добровольцам православной службы «Милосердие», которые помогают персоналу больницы с апреля прошлого года. 7 января Святейший Патриарх Кирилл посетил психоневрологический корпус для детей-сирот в столичной детской больнице им. Филатова, сообщает сайт Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению . Поблагодарив персонал больницы и православных добровольцев, которые ухаживают за брошенными детьми, Предстоятель Русской Церкви предложил приводить старшеклассников в подобные корпуса для воспитания в них ответственного отношения к рождению детей. «Для меня большая радость посетить такое учреждение, — сказал Святейший Патриарх, обращаясь к персоналу больницы и православным добровольцам. — С одной стороны, тяжело видеть детей, многие из которых лишены надежды на выздоровление. С другой стороны, забота и профессионализм тех, кто с ними работает, помощь Божия могут из этих детей сделать людей, способных жить в обществе». Предстоятель подчеркнул проблему безответственного отношения многих людей к собственным детям. «Большинство несчастных детей — жертвы алкоголизма, наркомании, половой распущенности, — отметил Патриарх Кирилл. — Как видишь этих несчастных детей, то понимаешь страшные последствия такого страшного образа жизни. Я бы проводил через эти отделения нашу молодежь, старшеклассников, вот этих самых, про которых сериал «Школа», — заявил Первосвятитель. Он призвал всех молодых людей, желающих создать собственную семью, сохранять целомудрие как «непременное условие человеческого устройства». Святейший Патриарх посетил два отделения лечебного корпуса, предназначенного для обследования и лечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, первого года жизни с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики. В Москве — это единственное лечебно-профилактическое учреждение такого профиля.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-pozdra...

Предисловие Древние и старинные города Северной Руси, принадлежавшие к составу Великого Княжения Юрия Долгорукого и его потомства, богаты древними Святынями и памятниками, из которых большая часть еще не описана. А между тем многие из драгоценных остатков старины приходят в совершенное разрушение (как Ростовский Кремль), или время от времени возобновляются людьми усердными, но часто неискусными, предпочитающими все новое старому. Предлагая теперь внимание читателей описать древних святынь Ростова Великого, я надеюсь сообщить вскоре сведение о древностях Переяславля-Залесского. Считаю приятным для себя долгом изъявить мою искреннюю благодарность почтенному Отцу Протоиерею Ростовского Успенского Собора, А. Т. Тихвинскому, доставившему мне многие сведения об этом древнем и величественном храме, также вид и план бывшего Архиерейского дома в Ростове и молодому любителю отечественной старины Н. Д. Панову, который сообщил мне некоторые материалы для описания Ростовских обителей и рисунки, снятые с натуры Г. Шапошниковым. Граф М. Толстой Глава I. Взгляд на историю Ростова и Ростовского Княжества В глуши дремучих лесов, между непроходимыми дебрями и болотами Севера, издревле существовал одинокий город – Ростов Великий 1 , существовал еще тогда, когда на берегах озера Каово или Неро (что ныне Ростовское озеро) и на берегах озера Клещина (где возник в последствии Переславль-Залесский), обитала Меря, народ Финского племени, о котором упоминает Иорнанд в числе народов, покоренных Готским Царем, Эрманариком, в IV веке 2 . Поступив, вместе с другими древними городами Руси, во владение Рюрика и его преемников 3 , обогащаемый укладами или данью Цареградскою при Олеге 4 , просвещенный Св. Крещением при Владимире Равноапостольном, Ростов был уделом сына его, Св. Бориса 5 , а по смерти его, в 1015 году 6 причислен к Великому княжению. Во время рассылки детей Ярославовых по уделам, отдаленный Ростов утратил свое место между старшими уделами и причислен был к области Южного-Переславля, уделу Всеволода, пятого сына Ярославова 7 . Явление, весьма естественное в нашей Истории: Князья стремились ближе к престольному Киеву, старейшему и богатейшему из городов Русских, облеченному правом старшинства над прочими уделами, домогались уделов, соседних с ним, не любили свободного Новгорода, пренебрегали Ростовом, страною бедною, дикою и суровою 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Приветствую Вас с пожеланием физической бодрости, в которой Вы так нуждаетесь. Не сердитесь на мое послание, я знаю, что Вы не любите, чтобы Вас обременяли письмами, но я не могу молчать, не высказав глубокой благодарности за все, что Вы сделали и делаете для меня. Большое, большое сердечное спасибо. Я чувствую себя, слава Богу, пока ничего, хотя слабость тоже одолевает, но я пытаюсь иногда доходить до мостика и подкрепляю себя всякой аптекарской дрянью. Переселился в Вашу бывшую комнату, где много теплее, и занимаю место Чес[лава] Ив[ановича] – пока хорошо, но амнистия много изменит, так как уедет около 100 ч[еловек], в том числе из моей комнаты Фронтов, Вайно и Юнгус, впрочем, последнему некуда ехать. Как тогда устроюсь, не знаю, а в нашей обстановке иметь хороших сожителей самое главное, а старых знакомых осталось мало – все новые люди. Мало утешительного для меня и в том, что нашел свою семью – так трудна переписка – а в этом одно утешение. Вот с начала августа не имею ни одного письма. Видимо, письма пропадают, – но ничего не поделаешь, такова судьба – быть одиноким. В остальном сейчас живется лучше после событий, которые у нас произошли. Дело в том, что до сентября месяца нас кормили отвратительно, была полная бесхозяйственность, не было культ[урно]-быт[овой] комиссии, санитарное и медиц[инское] обслуживание плохое. И вот нашлись люди, которые об этом написали в газ[ету] «Правда». Та передала в Москве в Министерство. Случайно приехал чиновник из Саранска, и вот в его присутствии было общее собрание, продолжавшееся с 10 ч[асов] утра до 9 веч[ера] с перерывом на обед и на другой день с 10 ч[асов] до обеда. Было высказано много неприятностей по адресу дирек[тора], Ив[ана] Степ[ановича], Мирры Наум[овны], Алек[сандра] Иван[овича]. Потребовали увольнения стар[шего] повара, который крал немилосердно, и его уволили. Выбрали культ[урно]-быт[овую] комиссию, которая оказалась очень дельной; каждый член комиссии наблюдает за отдельной отраслью хозяйства. И теперь у нас полный порядок, и кормят несравненно лучше, и белье у каждого свое, и в помещениях порядок. Дома все оштукатурены, и даже в столовой и в комнатах занавески на окнах. Вообще перемена большая с тех пор, как Вы уехали. Как результат письма в «Правду», приехал Зам[еститель] Министра из Саранска, который убедился в справедливости всего написанного и, пробыв 6 дней, тоже навел порядок. Затем приехала комиссия даже со следователем и пробыла 7 дней, проверяя все хозяйство. Результата ее деятельности не знаем, но думаем, что администрации будет много неприятностей. И теперь и доктор, и Ал[ександр] Ив[анович] ходят больше чем любезные. Вот наши дела и наша жизнь. Написал Вам, думая, что это Вам не без интереса, так как Вы прожили долго с нами и имели тоже неприятности. Вот хотя бы с кухней – запрещалось готовить и даже директор разрушил так называемую «китайскую кухню». А теперь построили настоящую кухню с плитой и духовкой. Наши старушки блаженствуют – пекут и жарят.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Разделы портала «Азбука веры» ( 19  голосов:  4.6 из  5) Глава LXX. Переговоры Прежде чем начать переговоры, мы все шестеро обменялись дружеским рукопожатием. Оцеола крепко сжал мне руку и сказал с какой-то особой, ему одному свойственной улыбкою: – Ах, Рэндольф! Друзья иногда встречаются во время войны, так же как и в мирное время. Я понял, что он имеет в виду, и ответил ему только взором, полным благодарности. В это время мы увидели, что к нам из укрепления идет вестовой, посланный командующим. В ту же минуту из лесу вышел индейский воин и подошел к нам одновременно с солдатом. Индейцы тщательно следили за тем, чтобы нас на поляне было не больше, чем их. Как только ординарец шепотом передал нам приказ генерала, немедленно начались переговоры. Негр Абрам говорил от имени своих товарищей на ломаном английском языке. А двое других подтверждали его слова: в случае согласия – восклицанием «Хо», а отрицательный ответ выражался возгласом «Куури». – Желают ли белые заключить перемирие? – отрывисто спросил негр. – На каких условиях? – спросил офицер, возглавлявший нашу делегацию. – Условия вот какие: вы должны сложить оружие и кончить войну. Ваши солдаты должны уйти отсюда и оставаться в своих фортах. А мы, индейцы, отступим через Уитлакутчи. И пусть впредь и навсегда большая река будет между нами границей. Мы обещаем жить в мире и не ссориться с белыми соседями. Вот все, что я должен был сказать! – Братья, – ответил наш офицер, – я боюсь, что ни белый генерал, ни Великий Отец – президент – не примут этих условий. Я уполномочен передать вам, что главнокомандующий может вести с вами переговоры только в том случае, если вы полностью подчинитесь и дадите согласие на переселение. – Куури! Куури! Никогда! – в едином порыве гордо воскликнули Коа-хаджо и Оцеола. Их решительный тон подтверждал, что они и не думали сдаваться. – Почему мы должны покориться? – с удивлением спросил негр. – Мы не побеждены. Мы побеждаем вас в каждой битве. Мы разбили ваших солдат – один, два, три раза. Мы разбили вас. Черт возьми, мы тоже умеем хорошо убивать вас! Почему же мы должны покориться? Мы пришли предложить свои условия, а не выслушивать ваши.

http://azbyka.ru/fiction/oceola-vozhd-se...

Разделы портала «Азбука веры» Кризис скуки Путешествие брака — это смена пейзажей, это череда кризисов, за каждым из которых наступает период новой стабильности и покоя. Иногда спокойные периоды кажутся тихим счастьем. Действительно, слишком трудно жить в постоянном риске, в неуверенности, неустойчивости и хаосе. Однако житейская рутина нередко тоже вызывает особое страдание, которое принято звать “скукой”. В самой по себе рутине нет ничего плохого. В конце концов, из нее состоит большая часть жизни. Каждое утро “рутинно” встает солнце, каждый год снова и снова наступает зима и весна, а на Литургии мы каждое воскресенье слышим одни и те же знакомые слова. Сам человек склонен порождать привычки, стереотипы и ритуалы — они быстро возникают между любыми двумя людьми, которые живут вместе или регулярно общаются. Привычки и стереотипы позволяют нам экономить ресурсы. Когда “руки помнят”, куда нажать, чтобы включить свет, или как достать и расставить тарелки, это не требует труда и человек свободен думать или разговаривать о чем-то еще. Человек так устроен, что привычное становится у него неосознанным. Мы забыли, как научились ходить или говорить — это стало автоматизмом. Иначе мы бы по минуте думали, какую куда поставить ногу или как построить согласованную фразу: мы бы не смогли нормально двигаться и общаться. В любой семье существуют накатанные до автоматизма ходы и процедуры, когда всем ясно, куда ехать в отпуск, чем кормить гостей или кто заполняет коммунальные счета. Эта рутина нисколько не мешает полноценно жить и любить. Однако привычка таит в себе опасность. Жизнь без новизны легко превращается в жизнь, где нет места удивлению и благодарности. Рядом с тобой обитают вроде бы любимые люди, но они неинтересны — про них все известно: что они сейчас скажут или с каким выражением на лице встретят такую-то новость. Пресная жизнь без интереса — это на самом деле отчуждение, отъединенность от окружающих, неучастие в жизни. При этом, хотя скучающий страдает, чувство скуки нередко сопровождает апатия: все безрадостно и уныло, но мне ничего не хочется с этим делать. Часто в браке этим мучается кто-то один, потому что разные люди по-разному переносят скуку. Бегство в развлечения

http://azbyka.ru/skuka-vdvoem

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010