святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский Содержание    1. Возлюбленные! Когда общий наш Спаситель Иисус Христос имел родиться, от кесаря Августа выходит общее повеление, касающееся вселенной. Так как всеобщая благодать должна была воссиять на всю землю, то некоторым образом и дело общественное соприкасается с религией, и, при рождении Спасителя, происходит одно повеление во всей вселенной. Итак, «изыде повеление от кесаря Августа», чтоб была сделана перепись всей вселенной для приготовления единения религии, для приготовления пути евангельской проповеди, для приготовления пути учению. Прежде было, конечно, много местных начальственных учреждений; не было кесарева повеления, касавшегося того всеобщего объявления; а когда при посредстве проповеди вера благочестия должна была распространиться по всей вселенной, вселенная соединяется под одним лозунгом; и не только вселенная, но и земное — с небесным, и к пользе для людей благочестие доводится до общего сведения, чтобы божественная истина ни от кого не осталась скрытой. Кесарь Август повелевает — и Иосиф повинуется и берет Деву. Когда ты спросишь эллина или даже самого иудея о том, почему Август удостоился чести много времени царствовать (а он царствовал пятьдесят шесть лет и четыре месяца), то они ничего не отвечают, но, не зная причины вещей и не веря Божией благодати, думают, что весьма продолжительное время выпало ему на долю по некоторому жребию.    При нем родился Иисус Христос. Поэтому, если Август был римским императором и, притом, первым, то Христос естественно воспринял на Себя исполнение домостроительства Божия об Его воплощении при основании римской империи. Должен был быть введен жезл железный, жезл, о котором говорит Давид: «будешь пасти их жезлом железным»; и: «проси у Меня, и дам Тебе народы в наследие Твое, и концы земли во владение Твое» (Пс.2:9, 8), как будто бы Отец беседовал с Сыном и говорил: иудеи отреклись от Твоего царства и оскорбили Твою власть; это — народ презренный, немного таких, которые обратились.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3954...

Слово XIII, в котором речь идет об обязанности христиан соблюдать все заповеди Господа и о том, какие блага получают соблюдающие заповеди и какой вред и великие несчастья причиняют себе нарушители Христовых повелений Введение Воины, советники и рабы земного царя хвалятся не столько красивым поясом, плащом и другими царскими знаками отличия и даже не столько званием царевых людей, сколько своим беспрекословным соблюдением всех царских повелений. Вот так же должны и христиане, воины, советники и рабы Небесного Царя Христа, гордиться не только своей верой в Него и крещением в Его смерть и честью называться по Его имени христианами, но непоколебимым исполнением всех заповедей и повелений своего Небесного Царя Христа. Ну какая польза от того, что христиане верят в Христа, а заповедей Его не соблюдают? Как говорит божественный Иоанн Златоуст , нет нам никакой пользы от веры, если мы ведем жизнь порочную (Беседа 84 на Евангелие от Иоанна). Какой толк хвалиться, что они любят Христа, а сами преступают Его заветы? Какая выгода быть только по имени христианами, а на деле вести жизнь антихристианскую? «Нет нам никакой пользы, если мы только по имени называемся христианами, а не являемся ими на деле», – говорит божественный Кирилл Иерусалимский . Ведь от имен мало пользы, если за ними не стоят добрые дела. И наоборот, славные дела создают славные имена. В Священном Писании, как в Ветхом Завете, так и в Новом, людям даны имена по их делам и обычаям. Так, Авраам получил свое имя, потому что ему предстояло стать отцом народов. Исаак получил имя «смех» за ту радость, которую он доставил родителям своим рождением. Так Иаков и дети Иакова получили имена по своим делам и поступкам. Господь нарек одного из Своих учеников Петром за твердость веры. Так и Иакова с Иоанном Он назвал Воанергес, то есть «сыновьями грома», ибо они громогласно возвестили миру евангельскую проповедь и великое богословие Святой Троицы. Таким образом, христиане должны носить свое великое и драгоценное имя не ложно и подтверждать его христианскими делами и поступками, ибо никакая вещь не обретает бытие по имени своем, но природа вещи, какой бы она ни была, проявляется через имя. Божественный святой Григорий Нисский говорит: «Поскольку благим Владыкою дано нам быть общниками величайшего, божественнейшего и первого из имен, так что, будучи почтены именем Христовым, мы называемся христианами, то необходимо, чтобы усматривались в нас и все прочие изъясняющие это имя значения, чтобы это звание не было у нас лжеименным, но свидетельствовалось жизнью» (К Олимпию о совершенстве).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Глава VII. Чин, бываемый на освящении храма (Требник гл. 105). §1. Основание церкви полагается с молитвословием На основание храма. Обычай полагать основание храма с молитвословием утвержден древностию. Бароний (под 61 годом) говорит: «от храма св. Ирины к тому месту, где разрушено было идольское капище, называемое марна, учинен был ход со крестом и псалмопением; и на пространстве, назначенном от создателя Руфина, св. епископ, совершив молитву и преклонив колена, повелел народу копать основание. Тогда все единодушно и с одинаковым усердием принялись за работу, восклицая: победи, Христос! победи, Христос! – После сего епископ, собрав христолюбивый народ и совершив на месте многие молитвы и псалмопения, препоясался и сам первый начал носить и полагать основание; за ним благочестивые клирики и все мирские люди с веселием и громким гласом продолжали работу, воспевая псалмы и вознося молитвы. Построение этого храма продолжалось около пяти лет». §2. С дозволения архиерея Приходит тамо архиерей. Как церковные правила, так и гражданские древние законы, предписывают строителям полагать начало созидания храма с благословения и повеления архиерея. Матфей Властарь (под буквою Е, гл. 12) приводит следующий гражданский закон о построении храмов: «кто хочет построить молитвенный дом или церковь , тот должен подробно объяснить свое намерение местному епископу и наперед даровать все, потребное к освящению храма и к совершенно священной литургии, к содержанию его и к обеспечению служителей, принадлежащих к храму». Симеон Солунский (в гл. 101) говорит: «намеревающийся создать Божественный храм приходит к архиерею и испрашивает у него дозволение исполнить свое намерение. И не должно никому начинать строение без архиерейского повеления. Ибо богоугодные дела требуют Божественного повеления и содействия, и в делах Божественных должен быть един Бог Началовождем и Совершителем, Который есть Иисус Христос, а на престоле Христовом, по милости Его, сидит архиерей». §3. Каждение на основании храма

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

V. Здания обители Святые храмы Как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль! Расстилаются они как долины, как сады при реке, как алойные дерева, насажденные Господом, как кедры при водах… ( Чис. 24:5,6 ) 1. Введенский Собор После, так называемого, Литовского разорения, коснувшегося и Оптиной Пустыни, в ней была воздвигнута только одна церковь и, притом, деревянная. Это видно из Козельских писцовых книг 1629, 1630 и 1631 годов, в которых читаем: «Государево, Царево и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Руссии богомолье, монастырь Оптин Макарьевы Пустыни на реке на Жиздре, а в нем церковь Введения Пречистыя Богородицы древяна клецка, а в Церкве образы книги и ризы, сосуды церковные и колокола, строенье мирское и монастырское черного священника Феодорита с братиею и т. д.». Церковь эта выстояла почти целое столетие. В 1689 году, (как видно из старинной вкладной книги), она была сломана, и начато на месте ее, строение первого каменного соборного храма, во имя Введения Пресвятой Богородицы, с приделом преподобного Пафнутия Боровского чудотворца в теплой трапезе. Храм создан разными вкладчиками и мирским подаянием; более же всех способствовали сему благочестивому делу окольничий Иван Афанасьевич Желябужский, да стольники Андрей и Иван Петровичи Шепелевы. Первый пожертвовал на церковное строение «сто рублей денег и всякого припасу каменьщикам довольно»; а последние доставили, по обещанию, святые местные иконы: «Спасителев образ, Введения Пресвятыя Богородицы, Пафнутия Боровского Чудотворца, образ Пресвятыя Богородицы «Что тя наречем», царские врата, северные и южные двери, образ Георгия страстотерпца, в древних летех, перенесена (сия икона) из села Мормыжева». Во время упразднения Оптиной Пустыни, в 1724 году, по указу Святейшего Правительствующего Синода, Введенский храм был обращен в приходскую церковь . Святые иконы, ризница, сосуды, книги и колокола, словом, вся церковная утварь, вместе с иконами упраздненной Пустыни, поступили в степенный Белевский Спасо-Преображенский монастырь. В церкви остался лишь один иконостас с неокладными иконами, оловянные сосуды, необходимые богослужебные книги, да одна или две ветхие ризы; а для исправления божественной службы оставлен белый священник Федор Григорьев, да дьячок, которым повелено было иметь пропитание от церковного подаяния. Строитель Авраамий, управлявший восстановленной обителью в 1731 году, упоминая во вкладной книге о ее упразднении, говорит, что в это время и самый храм был разорен. Этими словами он хотел выразить то обстоятельство, что храм этот, будучи обращен в приходскую церковь , в течение двух лет оставался без всякой поддержки и пришел, наконец, в такое состояние, что, когда повелено по-прежнему быть обители (1726 года), то его надобно было перестраивать почти заново.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Глава 1 Ос.1:1 . Слово Господне, еже бысть ко Осии, сыну Веириину, во днех Озии и Иоафама, и Ахаза, и Иезекии царей Иудиных, и во дни Иеровоама сына Иоасова, царя Израилева. Сим Осия ясно показал нам, что был он поставлен Пророком для тех и других; потому что упомянул не только о царях иудейских, но и о Иеровоаме, который был сын Иоаса, внук Иоахаза и правнук Ииуя, и которого по Божию мановению помазал богомудрый Елиссей, чтобы воздать за Навуфея и наказать мерзкую Иезавель. А таким образом, означив время и царей, в правление которых поставлен был, Пророк продолжает: Ос.1:2 . Начало словесе Господня ко Осии, то есть, прежде сего Владыка ничего не повелевал мне, но как скоро начал слово Свое ко мне, дал повеление взять «жену блужения» и родить «чада блужения». Присовокупляет же и причину: «Понеже блудящи соблудит земля от Господа». К сему присоединяет, что не мало не колеблясь исполнил повеленное; сказывает же и имя блудницы, и кем она рождена, и как он вступил в союз с нею, и какой был плод союза, и какое имя рожденному дано самим Повелевшим вступить в сей брак. Ос.1:4 . И рече Господь: прозови имя ему Иезраель. А я крайне дивлюсь тем, которые осмелились говорить, будто бы слова сии не были исполнены на деле, и хотя Бог всяческих повелел, но Пророк не принял повеления; и слова произнесены, но в действие не приведены. Предприемлющим утверждать это надлежит принять во внимание, что Бог часто повелевал многое сему подобное. Так Исаии велел снять вретище с чресл, ходить нагим и без обуви, и в таком виде пророчествовать, а Иеремии повелевал то деревянные, то железные клади возлагать на выю, и Иезекиилю дал повеление лежать сто пятьдесят дней на левом и сорок на правом боку, есть хлеб «в лайне мотыл человечих» ( Иез.4:12 ), взять «сосуды пленнически» ( Иез.12:3 ), прокопать стену, написать изображение бегущих, и тем предвозвестить бегство Седекии. Много и иного подобного найдем в божественном Писании; и кто не знает цели, тот назовет сие недостойным добродетели Пророков; знающее же Божие человеколюбие, ведущие, что Бог направляет все ко спасению людей, в этом наипаче находят для себя повод к божественному песнословию, и удивляются богомудрым Пророкам, которые готовы во всем повиноваться Владыке.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава II. Духовно-нравственная природа человека 1. Высокое достоинство человека Высокое достоинство человека: особенности сотворения мира и человека, главный момент в сотворении человека – совет Святой Троицы и наделение его Своим образом; получение человеком «дыхания жизни» и право владычествовать над сотворенным миром и его обитателями; духовно-телесный состав человека; дух – средоточие «образа Божия» и одухотворение им сил души – ума, чувства и воли Какие особенности Священное Писание указывает в деле сотворения человека? Будучи особым творением Божиим, человек наделен высоким достоинством. На это указывают первые страницы Библии . Они начинаются с описания творения мира и человека. Согласно им, человек творится иначе, чем весь остальной мир. Весь мир и все остальные виды жизни на земле созидаются творческим повелением Бога: «да будет». Так сказано о творении света ( Быт. 1, 3 ), тверди (ст. 6), небесных светил (ст. 14). Божественным словом: " да произрастит земля» – дано было начало жизни зелени, кустарникам, деревьям (ст. 11–12). Повелением: " да произведет вода» – положено было начало существования всех живых душ, населивших воду, пресмыкающихся по земле и живых существ, живущих на земле и в воздухе. Этими живыми существами явились рыбы, птицы и разнообразное множество других животных (ст. 20–21). Творение самого человека было выделено в особый ряд творческих действий Бога. Главным моментом здесь был предваряющий совет Святой Троицы. Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» ( Быт. 1, 26 ). Вслед за таким намерением Бог действительно «сотворил человека по образу Своему... мужчину и женщину сотворил их» (ст. 27). Какие главные мысли Писания подчеркивают достоинство человека? Из факта особого творения человека возникают для нас три главные мысли о достоинстве человека. Во-первых, человек творится по образу Божию. Во-вторых, он творится по телу из земли и получает от Бога дыхание жизни. Сразу после сотворения человек вводится в соприкосновение с окружающим миром и с правом владычествовать над ним и над его обитателями. И в-третьих, человек в результате своего положения в мире становится посредником между Богом и сотворенным миром. Что свидетельствует о духовно-телесном составе человека?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Московский собор 1666–1667 г., которому суждено было произнести окончательный суд об исправленных при патриархе Никоне и «после его отшествия» книгах и обрядах, определивши «аллилуйя в божественном пении во учиненных местех глаголати трижды: сиречь аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава тебе Боже», заметил между прочим, что о трегубой аллилуйи с прибавлением слов: слава тебе Боже, как о древнем обычае церкви, «писано во многих греческих и славенороссийских древних рукописных харатейных книгах» 1 . Это замечание отцев собора скоро обратило на себя внимание православной полемики против раскола. Уже патриарх Иоаким в своем «Увете духовном», не ограничиваясь общими рассуждениями о том, что таинство св. Троицы и единства естества трех божественных Лиц «совершеннее изображается» трегубою, нежели сугубою аллилуйей, указал три греческих книги – триод цветную, писанную в 1344 году, требник старописанный и часослов харатейный, в которых находится трегубая аллилуйя. Но, понимая вероятно, что для ревнителей сугубой аллилуйи указание на греческие книги, содержащие в себе трегубую аллилуйю, не могло иметь никакого практического значения вследствие незнания или греческого языка 2 , патр. Иоаким в подтверждение правильности и древности трегубой аллилуйи сослался еще и на некоторые славянские древние книги. «Еще в четиях-минеях, писал он, во иунии и во августе месяцах, иже писаны повелением Макария митрополита московского, во дни царя Иоанна Васильевича, в лето 7061-е, в конце книг с толкованием о трегубой аллилуйи, пространно писано, такожде повелено глаголати трижды аллилуйя, а в четвертое слава тебе Боже» 3 . Это последнее свидетельство в пользу трегубой аллилуйи было особенно важно как для православных обличителей раскола, которые приобретали теперь документальное основание утверждать, что введенная собором 1666–1667 г. во всеобщее употребление трегубая аллилуйя не составляет не только ереси, но даже и простого «новшества» в церковной практике, так и для глаголемых старообрядцев, которые в доказательство правильности сугубой аллилуйи ссылались главным образом на определение стоглавого собора, бывшего под председательством того самого митрополита Макария, повелением которого писаны были «чети-минеи».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/k...

По Божию Промыслу, очевидцам Господня Вознесения надлежало быть и свидетелями восшествия на Небо Пречистой Матери Господа. 28 августа. ПРАВМИР. Сегодня Православная Церковь празднует Успение Пресвятой Богородицы. Извещение о дне Своего преставления получила в откровении Пресвятая Богородица. Ей, по Божию повелению, явился Архангел Гавриил и возвестил о времени Ее успения. Получив откровение, Божия Матерь пребывала в обычных молитвах и посте и ожидала наступления дня отшествия в загробный мир с радостью. В один из дней Божественная сила, по Христову повелению, вдруг единовременно восхитила апостолов на воздух в местах их проповеди и по воздушной широте на легких облаках перенесла к Иерусалимскому дому апостола Иоанна Богослова, где жила Божия Матерь. По Божию Промыслу, очевидцам Господня Вознесения надлежало быть и свидетелями восшествия на Небо Пречистой Матери Господа. Собравшиеся Христовы ученики после благоговейнейшего приветствия Богоматери узнали от Нее о цели их собрания в Иерусалиме и горько плакали. При последней беседе Божией Матери с апостолами не могли удержаться от плача также святой апостол Иоанн Богослов и многие честные жены, собравшиеся к этому дню в его доме. Исполненный скорби, апостол Иоанн говорил Пречистой: «Куда отходишь, Мати? Возьми к Твоему Божественному Сыну и меня, Твое чадо. После Твоего преставления преставь и меня к Родив­шемуся от Тебя, чтобы мы вместе предстояли Господу во славе, как и при Кресте страданий». Подобным образом, проливая слезы, и жены восклицали: «Матерь Вышнего Бога! Как перенесем болезнь разлуки с Тобой? Не оставь нас сиротами без Твоей Матерней любви и попечения. Твое отшествие — нам скорбный плач». Пресвятая Богородица всех утешала, обещая быть их всегдашней Молитвенницей и по успении. Но вот настало возвещенное свыше время отшествия Ее из этого мира болезней и печали. Апостолы и многие из иерусалимских христиан окружили одр, на котором Она благолепно возлежала. Лик Всесвятой Госпожи блистал светом и радостью. Вдруг кровля дома святого Иоанна Богослова от нестерпимых лучей небесного света как бы раскрылась. Перед одром Богоматери явился Сам Господь Спаситель, окруженный многочисленными Ангельскими силами и сопровождаемый душами святых праотцев, пророков и праведников.

http://pravmir.ru/pravoslavnye-prazdnuyu...

протоиерей Ростислав Снигирёв 9. Экзегетический разбор важнейших мест книги Чисел Приготовление к переходу через пустыню и первое исчисление народа (Числ. 1:1 – 10:10) Этот раздел повествует об исчислении народа Божия (см.: Числ. 1:1 – 54 ), о порядке расположения колен в стане (см.: Числ. 2:1 – 34 ), об исчислении левитов и их обязанностях (см.: Числ. 3:1 – 4:49 ), об удалении оскверненных из стана (см.: Числ. 5:1 – 4 ), о возмездии за грехи против ближних (см.: Числ. 5:5 – 31 ), о назореях (см.: Числ. 6:1 – 21 ), об устроении скинии и служении в пустыне (см.: Числ. 6:22 – 9:14 ), о водительстве Божием (см.: Числ. 9:15 – 10:10 ). В прообразовательном плане для нас важно повеление Божие о расположении каждого колена в стане – еще блаженный Феодорит Кирский указывал, что Моисей колену Иудину прообразовательно «уделил восток, потому что и о Владыке Христе взывают божественные пророки, именуя Его Востоком» 272 . Кроме того, расположение колен Израилевых по четырем сторонам света обретается и в Церкви торжествующей – Небесном Иерусалиме (см.: Откр. 21, 16 ). Особое внимание толкователи обращают и на повеление о назореях (евр.: назир – «отдельный, особый»), Назорей должен был воздерживаться от всего охмеляющего, не стричь волос и не прикасаться к мертвым, хотя бы те были ближние родственники (прикосновение к мертвым в Ветхом Завете считалось осквернением, ибо смерть – следствие греха). Ветхозаветные назореи отчасти подобны новозаветным инокам, также ограничивающим свои потребности и стремящимся к чистоте и святости. Главное отличие состоит в том, что обет назорейства мог приниматься на определенный срок, хотя известны и пожизненные назореи – пророк Самуил, судия Самсон, за которых обет дали еще их родители. Многие из толкователей к пожизненным назореям относят и святого Иоанна Предтечу. Святитель Кирилл Александрийский обращает внимание на то, что при возобновлении назорейства посвящаемый должен был принести в жертву двух птиц и агнца. Святитель Кирилл видит в такой двоякой жертве указание на двоякую природу Христову: о Божественной говорят взятые от небес птицы, о человеческой – агнец 273 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 71. На стихиры «Прежде даже до конца не погибну, спаси мя». В среду 5й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров Согреших, согреших, преступив повеления Твоя, Христе Боже, милостив буди ми, Благодетелю, да прозрю внутреннима очима, и убегну тьмы, и со страхом возопию: Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя. Стихира вечерни Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! На сегодняшней вечерне, предваряющей благодатную Литургию Преждеосвященных Даров, мы с вами сподобились слышать 24 покаянных стихиры «по алфавиту», творение преподобного Андрея Критского. Это песнопение наводит на многие важные мысли, а запев, повторяющийся неоднократно: «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя», наполняет душу трепетом, страхом Божиим и стремлением к покаянному очищению. Каждая стихира несет особый по значимости смысл, готовит нас к величайшему таинству – достойному принятию Святых Даров на Божественной Литургии. Сегодня хочется остановиться на той стихире, которая представляет собой благословенное стенание души, вопиющей ко Господу в надежде спасения и наследования жизни вечной. Слова ее хоть и написаны очень давно, но и ныне близки и понятны каждому христианскому сердцу. Разве во дни святого поста мы не готовы с сокрушением сердечным воскликнуть: «Согреших, согреших, преступив повеления Твоя, Христе Боже, милостив буди ми, Благодетелю» ?! Разве это не наши с вами покаянные мысли?! Церковное Богослужение тем и благодатно, что позволяет каждому ощутить собственную сопричастность всему происходящему, позволяет пропустить молитвенные воздыхания через свою собственную душу. Мы приходим в храм для встречи с Богом, для сотворения теплой общей молитвы, которая так угодна Небесному Отцу. Мы приходим восславить Господа, воздать хвалу Творцу неба и земли, воспеть неизреченную Его благость. Но главное – мы несем в храм Божий, к Милосердному Создателю нашему, осознанное и пережитое всей глубиной души покаяние в совершенных беззакониях и прегрешениях, приходим, чтобы покаяться, духовно очиститься и опять приблизиться к Богу. Ведь творимыми грехами мы непрестанно предаем Его любовь, удаляемся от Него. Так невыносимо для верующего человека быть в отдалении от Возлюбленного Господа! А кто, спрашивается, виноват? Мы сами! Не Спаситель отступает от нас, а мы, скверные и грешные, предаем Его доверие и любовь, Его вечную искупительную жертву.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010