В руках ваших да будет всегда Священное Писание, в сердцах же воспоминание о Господе! Не переставайте молиться и продолжайте заниматься своим спасением, чтобы враг при искушении всегда находил ваши сердца огражденными и вооруженными. Святой Киприан Карфагенский (113, 48). Как царь, когда намерен кому-нибудь даровать свободу и помилование, обнародует свое повеление: придите ко мне и получите помилование. Если же они не хотят прийти к нему и воспользоваться даруемой им милостью, то бесполезно для них читать это повеление. Тем не менее они повинны смертной казни, потому что отказываются прийти и получить помилование от руки своего царя. И Священное Писаниеп подобная грамота Бога людям, в которой повелевает Он любящим Его, молящимся Ему с преданностью принять из божественной Его десницы небесное благо... Если же человек не приходит, не просит, не приемлет, то чтение Священного Писания не принесет ему никакой пользы. И он остается виновным, ибо не хочет принять от Царя Небесного даруемого блага (духовной) жизни, без которой невозможно быть причастником бессмертной жизни. Преподобный Макарий Египетский (113, 48). Священное Писание боговдохновенно и полезно и написано; содействием Святого Духа с тем намерением, чтобы каждая ищущая спасения душа могла во всякое время выбирать себе из него, как из общего хранилища лекарств, нужные для нее целебные средства. Святитель Василий Великий (113, 48). Упражняйся всегда и сердцем и устами в Священном Писании: Бог не забудет вознаградить этот твой труд. Некий тайный свет воссияет в твоей душе. И более того, благодаря этому устремится от преходящего к вечному. Святитель Григорий Назианзин (113, 48). Надо заботливо наблюдать, чтобы ложное толкование Священного Писания, подделываясь под чистое золото, не обмануло нас. Так, диавол старался искусить и Господа Спасителя, как простого человека, когда ...говорил: " Ангелам Своим заповедает о тебе- охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею " (Пс. 90, 11-12). Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (Авва Моисей 53, 184).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Глава II. Духовно-нравственная природа человека 1. Высокое достоинство человека Высокое достоинство человека: особенности сотворения мира и человека, главный момент в сотворении человека – совет Святой Троицы и наделение его Своим образом; получение человеком «дыхания жизни» и право владычествовать над сотворенным миром и его обитателями; духовно-телесный состав человека; дух – средоточие «образа Божия» и одухотворение им сил души – ума, чувства и воли Какие особенности Священное Писание указывает в деле сотворения человека? Будучи особым творением Божиим, человек наделен высоким достоинством. На это указывают первые страницы Библии . Они начинаются с описания творения мира и человека. Согласно им, человек творится иначе, чем весь остальной мир. Весь мир и все остальные виды жизни на земле созидаются творческим повелением Бога: «да будет». Так сказано о творении света ( Быт. 1, 3 ), тверди (ст. 6), небесных светил (ст. 14). Божественным словом: " да произрастит земля» – дано было начало жизни зелени, кустарникам, деревьям (ст. 11–12). Повелением: " да произведет вода» – положено было начало существования всех живых душ, населивших воду, пресмыкающихся по земле и живых существ, живущих на земле и в воздухе. Этими живыми существами явились рыбы, птицы и разнообразное множество других животных (ст. 20–21). Творение самого человека было выделено в особый ряд творческих действий Бога. Главным моментом здесь был предваряющий совет Святой Троицы. Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» ( Быт. 1, 26 ). Вслед за таким намерением Бог действительно «сотворил человека по образу Своему... мужчину и женщину сотворил их» (ст. 27). Какие главные мысли Писания подчеркивают достоинство человека? Из факта особого творения человека возникают для нас три главные мысли о достоинстве человека. Во-первых, человек творится по образу Божию. Во-вторых, он творится по телу из земли и получает от Бога дыхание жизни. Сразу после сотворения человек вводится в соприкосновение с окружающим миром и с правом владычествовать над ним и над его обитателями. И в-третьих, человек в результате своего положения в мире становится посредником между Богом и сотворенным миром. Что свидетельствует о духовно-телесном составе человека?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Господь зовет нас всех к Себе, выше, ближе к Нему, и хочет поднять нас от земного к небесному. 11 Февраля Устремлюсь путем повелений Твоих, когда Ты расширишь сердце мое. Буду ходить свободно, потому что я взыскал повелений Твоих (Пс. 118, 32, 45) Когда сердце расширено, то легче повиноваться Божественному закону, а когда исполняешь послушание, то тем самым сердце расширяется. В этом нет противоречия, и каждый может убедиться в том на собственном опыте. Исполняя волю Божию, узнаете истину, и истина освободит вас. Соблюдая заповеди Его, пребудете в Его любви, а пребывая в Нем, принесете много плода (Ин. 8, 15). Хорошо, когда сердце расширено, не так ли? Вместо того, чтобы чувствовать себя в каком-то заключении и вечно мучиться бесплодными сожалениями. Когда сердце расширяется, дышишь свободно, идешь прямо и скоро, не чувствуя усталости и видя ясно цель перед собою. Но ни один человек в мире не может расширить мое сердце, даже если он в состоянии поставить меня властелином громадного царства. Сколько я ни буду повторять: «Я свободен», мое сердце все же будет в тесном заключении и в порабощении греху, пока Господь не расширит его и не освободит меня от греха и соблазна. По нашей природе мы — рабы, но Господь в Своем милосердии дал нам свободу Он купил нас ценою Своей Крови, Он повелел нам прикоснуться с верою к спасительному Кресту Иисуса Христа и сказал нам: «Ты свободен». Слышал ли ты этот Голос? И не почувствовал ли ты, как спали с тебя оковы и как сердце твое расширилось? Ты не мог двинуться, а теперь можешь и должен следовать внутреннему стремлению. Послушание стало для тебя возможным, легким, радостным. Перед тобой открывается огромное пространство, и ты чувствуешь в себе силу его перешагнуть, потому что ты сознаешь себя свободным и спасенным. Ты можешь творить свое дело, потому что в тебе уже совершилось дело Господа твоего, и ты испытал истину этих слов: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8, 36). 12 Февраля Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом

http://pravmir.ru/hochesh-polyubit-zhizn...

Даже до дне в онже заповеди Апостолам Духом Святым их же избра вознесеся. Здесь св. Лука показывает предел, которым ограничиваются дела Господа Иисуса, описанные им в первой книге его, т. е. в Евангелии. Это – вознесение Господа на небо. To есть, Евангелие от Луки, по словам самого св. Луки, говорит о всем, что Иисус Христос делал и чему учил, от начала, или от явления Его на земле, «до того дня, в который Он вознесся па небо, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал». Заповедав Апостолам Духом Святым, ихже избра, или «дав Святым Духом повеления Апостолам, которых избрал», и указав на предел событий, описанных им в Евангелии, Апостол, особенное внимание обращает на те дела Господа Спасителя, которые составляют основание событий, о которых он хочет говорить в этой книге – Деяний Апостольских, и о которых повествование составляет существенную связь его первой книги, или Евангелия, с другою книгою, т. е. Деяний Апостольских. Дух Святый преисполнял человеческое естество Господа Иисуса, как об этом было предсказано Пророком: Помаза Тя, Боже, Бог твой елеем радости паче причастник Твоих ( Пс.44:8 ); или, как сам Господь, чрез Пророка, говорил о Себе: Дух Господень на Мне, ею же ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя ( Ис. 61:1 ; Лк.4:18 ); Дух Господень действовал в воспринятии Сыном Божиим нашего человечества ( Лк.1:31 ). Дух Божий сошел на Иисуса Христа во время Его крещения на Иордане, в виде голубя, – и исполненный Духа Святого. Он возвратился от Иордана, и поведен был Духом в пустыню ( Лк.4:1 ). Все дела и чудеса, какие совершал Он, совершал Духом Святым ( Мф.12:28 ). О своем Божественном учении Господь говорит: Дух есть, иже оживляет, плоть не пользует ничтоже; глаголы яже Аз глаголах вам, дух суть и живот суть ( Ин.6:63 ). И Своим избранным ученикам и Апостолам Иисус Христос неоднократно обещал ниспослать от Отца Святого Духа. Он говорил: Утешитель же. Дух Святый, Его же послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему, и, воспомянет вам вся, яже рех вам ( Ин. 14, 26 ). Егда, же приидет Утешитель, Его же Аз послю вам от Отца. Дух истины, иже от Отца, исходит. Той свидетельствует о Мне (15, 26). Егдаже приидет Он. Дух истины, наставит вы на всяку истину: не от себе бо глаголати имать, но елика аще услышит, глаголати имать, и грядущая возвестит вам. Он Мя прославит, яко от Моего приимет, и возвестит вам (16,13:14).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Далее св. Тайновидец увидел Ангела, стоящего на солнце, который, призывая всех радоваться о наказании грешных и пресечении греха, возопил: " Собирайтесь на великую вечерю Божию, чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных... " — это обращение Ангела к хищным птицам символически обозначает, что поражение врагов Божиих предстоит самое ужасное, как в кровопролитном сражении, когда тела убитых, вследствие их множества, остаются непогребенными, и птицы пожирают их. " И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою " — таков результат происшедшего сражения. " Быть может, — говорит св. Андрей, — что они не подвергнутся общей смерти, но, умерщвленные во мгновение ока, будут осуждены на вторую смерть в озере огненном. Как пойдут на суд те, о которых сказал апостол, что они, будучи живы, вдруг, во мгновение ока, изменятся (1 Кор. 15:52), так, напротив, сии два противника Бога перейдут не на суд, но на осуждение. Основываясь на словах апостола, что " антихрист будет убит духом Божественных уст " (2 Сол. 2:8), и на сказании некоего учителя, что живые будут и по убиении антихриста, некоторые толкуют сие иначе; мы же утверждаем, что живые суть ублажаемые Давидом и что сии два, по пресечении Богом их власти, в неистлевающих телах ввержены будут в огонь гееннский, который и составит для них смерть и убиение Божественным Христовым повелением " . Как жизнь блаженная еще в этой жизни начинается, так и ад ожесточенных и терзаемых злою совестью начинается еще в этой жизни, продолжается и усиливается в высшей степени в жизни будущей. " А прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его; и все птицы напитались их трупами " , — " Две есть смерти, — поясняет св. Андрей, — одна — разлучение души с телом, другая же — ввержение в геенну. Применяя сие к воинствующим вместе с антихристом, не без основания предполагаем, что мечом или повелением Божиим им нанесена будет первая — телесная, а уже за нею последует вторая; и сие правильно. Если же это не так, то и они вместе с прельстившими их будут участниками второй смерти — вечной муки " (ст. 17-21).

http://sedmitza.ru/lib/text/430718/

Евреи попросили Моисея быть посредником между ними и Богом: « говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть » (Исх.20:19). Тогда Моисей распустил все собрание по шатрам, а сам еще раз поднялся на вершину святой горы, где Господь помимо десяти заповедей дал ему еще другие законы, касающиеся как гражданской, так и религиозной жизни (Исх.21:1–23.19). Сойдя с горы, Моисей ночью записал все заповеди в Книгу Завета. Утром по повелению Божию он у горы Синай построил жертвенник из двенадцати камней и созвал весь народ для жертвоприношения. Во время жертвоприношения Моисей прочитал перед народом Книгу Завета. Весь народ в один голос обещал ревностно исполнять волю Божию. Тогда Моисей налил в чашу жертвенной крови и окропил ею жертвенник, Книгу Завета и всех людей (Исх.24:4–8). Таким образом, Завет между Богом и израильским народом был скреплен жертвенной кровью. И этот Завет стал прообразом того нового Завета между Богом и всем человечеством, который был скреплен Пречистой Кровью Самого Господа Иисуса Христа. Предположительно, в честь события дарования Закона установлен праздник еврейской Пятидесятницы, так как это событие произошло в пятидесятый день после выхода евреев из Египта, хотя в Библии об этом конкретно не говорится. После жертвоприношения, поручив Аарону управление народом, Моисей с Иисусом Навином по повелению Божию поднялись на святую гору, где пробыли сорок дней и ночей. В течение этого времени Господь являлся Моисею и дал ему подробный план построения походного храма – скинии (Исх.25:8–27.21). На сороковой же день Господь вручил Моисею две каменные скрижали (доски), на которых Божественным перстом были написаны десять заповедей Завета. Золотой телец Пока Моисей с Иисусом Навином были на горе, среди евреев началось волнение, что показывает их духовную слабость и маловерие, ничем не отличающие евреев от других племен. « Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось » (Исх.32:1).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Если кто отвергает Христово строение – Церковь Его святую, то хотя «и подвизается, не увенчивается», говорит ап. Павел ( 2Тим. 2:5 ). 6. Об иерархии Но такое учение не согласно ни с историей истинного богопочтения, ни со Св. Писанием. Уже в период патриархальный, когда истинное богопочтение хранилось в среде патриарших семейств, были законные руководители в деле богопознания–патриархи, поставляемые на это Самим Богом. Затем, когда был дан Синайский закон, Господь избрал особое сословие людей, которым и вверил духовное руководство и совершенствование общества: «возьми,–сказал Он Моисею,–Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтобы он был священником Мне» ( Исх. 28:1–2 ), «и поручи Аарону и сынам его скинию откровения, чтобы они наблюдали священническую должность свою: а если приступит кто посторонний, предан будет смерти» (Час. 3:6–10). Согласно этому повелению Господа, Аарон и был поставлен первосвященником, сыновья его–священниками, а остальные из его колена– левитами, т. е. служителями при скинии. С пришествием на землю Сына Божия установлено было, по воле Божией, новое священство. Начало этому священству положил Господь Иисус Христос, Который явился первым и вечным первосвященником не по чину Аарона, а по чину Мелхиседекову ( Пс. 109:4 ; Евр. 6:20; 7:11–22 ) и, по Его собственным словам, «не Сам от Себя пришел», по был послан Богом Отцом ( Ин. 8:42 ). Подобно Иисусу Христу, и всякий другой священник, из человеков поставляемый, должен получить право на служение Богу и власть приносить дары и жертвы о грехах людских не самопроизвольно, а по воле Божией. «Никто сам собой не приемлет этой чести, –говорит ап. Павел, –но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященняком; но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» ( Евр. 5:1, 4–5 ). Действительно, первые иерархи в Церкви Христовой, поставленные из людей, –апостолы, как свидетельствует Св. Писание, были поставлены на служение Господом Иисусом Христом. Из числа многих Своих учеников Он «позвал» к Себе, кого Сам хотел, – говорит св. Марк, – и пришли к Нему. И поставил из них двенадцатъ, чтобы с ним были, и чтобы посылать их на проповедь» ... ( Мк. 3:13–14 ), а «наименовал, – замечаете св. Лука, – апостолами» ( Лк. 6:13 ). Ап. Павел, говоря о различных служениях в Церкви, как установлениях Божественных, виновником их называет Бога: «иных Бог поставил в Церкви во-первых Апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями» ... ( 1Кор. 12:28 ). А в другом месте тот же апостол говорит, что все новозаветные пастыри поставлены Господом Иисусом Христом: «Он» поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, для создания тела Христова» ( Еф. 4:11–12 ), почему и себя называет «апостолом Иисуса Христа, по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей» ( 1Тим. 1:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Здесь пророк, дополняя предыдущую речь свою, говорит, что Господь Бог, благодетельствуя народу, вновь населившему город Иерусалим, не только содействовал благосостоянию сего города укреплением стен и ворот его и дарованием благословения на благоуспешную и счастливую жизнь его, но и оградил его миром, т.е. даровал ему мир с соседними народами, поставил его в такое положение, чтобы у него не было врагов, что и выразил словами: полагаяй мир, – или, как выражено в переводе с еврейского: «Утверждает в пределах твоих мир; туком пшеницы насыщает тебя». Мир есть одно из величайших благ на земле, потому-то вместе с пришествием Спасителя на землю, ангелы воспели эту радостную песнь: «Слава в вышних Богу, и на земле мир» ( Лк. 2:14 ). И Христос Спаситель, преподавая людям разные блага жизни временной и вечной, весьма часто говорил о мире. И нет ничего хуже вражды, которая стала известна на земле с тех пор, как Господь Бог положил ее как одно из первых наказаний для первой жены на земле и для змия, соблазнившего ее на грех непослушания воле Божией ( Быт. 3:15 ). Возвратившиеся из плена иудеи более ста лет не пользовались благами мира, и вот теперь пророк воспевает в псалме, что они будут пользоваться миром, и, сверх того, Господь, говорит пророк, подаст тебе, Иерусалим, обилие благ земных, в виде пшеничного тука, которым Он насыщает тебя. Так толкует эти слова и блж. Феодорит: «Пролил, говорит, на тебя блага земные: ибо туком пшеницы назвал изобилие плодов, так как греческое слово означает пшеницу, а тук пшеницы есть самый лучший хлеб. А сим выразил и прочие плоды. Но таковым попечением пользовались иудеи в древности, и когда безумно восстали на Спасителя, тогда лишились всех сих благ. Потому-то и сие пророчество, содержа о них такие слова, предсказывает о спасении язычников» с. 1143). Следующие речения стихов 4, 5 и 6 по переводу с еврейского выражены так: «Посылает слово Свое на землю; быстро течет слово Его. Дает снег, как волну; сыплет иней, как пепел. Бросает град Свой кусками; перед морозом Его кто устоит?» Под словом разумеется здесь промыслительное Божественное повеление, которое посылает (дающаго) снег, подобно волне падающий на землю, которое сыплет (посыпающаго мглу) иней, как пеплом покрывающий поверхность земли, которое бросает (метающаго голоть) град Свой, наподобие кусков, или крошек хлеба, падающих с неба на землю. И всякое божественное повеление быстро исполняется: до скорости течет слово Его. Большая часть людей, присмотревшись к этим столь обычным явлениям природы, как они называют их, не видят в них столь очевидных проявлений всемогущей и премудрой силы Божией, в которых исполняется слово Его, или воля Божественного Промысла Его. Разве только сильный мороз, который бывает иногда так губителен для жизни людей, что прекращает их дыхание и жизнь, заставит некоторых из них признать эту силу Божию и вместе с пророком сказать: противу лица мраза Его кто постоит?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.  Иисус повиновался родителям, давая и нам образец, чтобы мы повиновались своим родителям. - Дева соблюдала все это; ибо дела и слова Отрока были божественны и являли в Нем не двенадцатилетнего отрока, но человека совершенно зрелого. Для объяснения того, что значит " преуспевать в премудрости " , евангелист присовокупляет: " и возрасте " , ибо преуспевание в возрасте называет успехом в премудрости. " И в любви у Бога и у человеков " , то есть творил угодное Богу и достохвальное от людей; но прежде был приятен пред Богом, а потом пред людьми; ибо прежде должно угождать Богу, а потом людям. Глава третья В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.  Справедливо упомянуто о времени и о властителях, чтобы показать, что при Христе прекратилось преемство начальников иудейских; поскольку игемоном был Пилат, человек из другого народа, четвертовластники - сыновья Ирода аскалонитянина, и чтобы потому за верное было принято, что пришел Христос, по пророчеству Иаковлеву (Быт, 49, 10)! " Был, - сказано, - глагол Божий к Иоанну " , чтобы ты знал, что он пришел свидетельствовать о Христе не как самозванец, но потому, что был движим Духом Божиим. Под " глаголом " разумей или Духа Святого, или повеление Божие. Слово Божие к Иоанну было " в пустыне " . Поскольку дети оставленной (по церковно-славянски - пустой), то есть церкви из язычников, имели быть многочисленнее детей имеющей мужа (Ис. 54, 1), то есть церкви иудейской, то слово и повеление Божие прилично было к Иоанну, когда он находился в пустыне.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

«И оплакал Давид Саула и сына его, Ионафана, сею плачевною песнью:.... Горы Гелвуйские! Да не сойдёт ни роса, ни дождь на вас, и да не будет на вас полей с плодами; ибо там повержен щит сильных, щит Саула, как бы не был он помазан елеем...» 737 . Давид заклял Гелвуйские горы. «Сие показывает чрезмерность скорби (его). Как те, у которых болит какая-либо часть тела, ударяют руками в стену, или в кровать, по причине сильной боли; так и сей божественный муж, воспаляясь от сильной горести, заклял неодушевлённые горы» 738 . Давид Ещё при жизни Саула Господь повелел Самуилу помазать на царство Давида. Услышав такое повеление, пророк сильно смутился, боясь гнева отверженного царя 739 , «потому что был не только пророк, но и человек» 740 ; однако же исполнил повеление Господне 741 . «И почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после» 742 . Все предприятия его увенчивались успехом. – Военные успехи Давида и со дня на день возраставшая к нему любовь народа стали беспокоить Саула, и он старался погубить его. Заметив, что юноша любит его младшую дочь, Мелхолу, царь, в виде вена, заставлял его убить 100 филистимлян, втайне надеясь, что и сам Давид погибнет при исполнении этого порученя. Но Давид убил 200 филистимлян, остался жив, и царь должен был сделать его своим зятем 743 . Это супружество не доставило Давиду безопасности. Саул ещё более начал бояться его; и по мере успехов, какие имел Давид над Филистимлянами, возрастала ненависть к нему Саула. Вскоре Давид одержал новую победу над Филистимлянами, и Саула начала опять давить тоска; дух лукавый встревожил его. Давид взял арфу и стал играть, чтобы успокоить его; между тем как царь думал, как бы убить своего мнимого врага. В то время, как Давид играл, Саул бросил в него копьё, чтобы пронзить его; но Давид уклонился, и копьё ударилось в стену. Была ночь. Давид бежал и скрылся в своём доме. Саул поставил стражу вокруг дома, приказавши, с наступлением утра, захватить и умертвить Давида. Мелхола, узнавши об этом, спустила Давида через окно, и таким образом он спасся.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010