Очень немногие из нас достигнут непоколебимого безмолвия, но все мы можем вкусить его, если будем посещать церковные богослужения и, прежде всего, участвовать в Божественной литургии и принимать Тело и Кровь Христову в таинстве Евхаристии. Ибо нигде присутствие Бога так явно не ощущается, как во время Божественной литургии. В присутствии Бога мы призваны хранить тишину, чтобы услышать «тихое веяние ветра» (3Царств. 19:12) Духа Святого и узнать Его волю: «Остановитесь и познайте, что Я – Бог» ( Пс. 45:11 ). Ступень 28. Молитва «Молитва, по своему свойству, есть пребывание и соединение человека с Богом; по действию же, она есть утверждение мира, примирение с Богом,… умилостивление о грехах, мост для перехождения искушений,… будущее веселие, бесконечное делание, источник добродетелей, виновница дарований, невидимое преуспеяние, пища души, просвещение ума, секира отчаянию, указание надежды, уничтожение печали». Для большинства христиан молитва есть то, что мы делаем в определенное время дня, и она является неотъемлемой частью христианской жизни. Но для святых молитва – не просто часть жизни, а сама жизнь: она пронизывает все их существо и сопровождает каждое их деяние. Многие думают, что молитва – это речь, обращенная к Богу, однако св. Иоанн указывает на то, что она – не монолог, а диалог. Как молиться Как же нам научиться разговаривать с Богом? Иными словами, как нам научиться молиться? Вопрос этот отнюдь не новый. Когда ученики Христа попросили Его: «Научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих» ( Лк. 11:1 ), Он ответил: «Когда молитесь, говорите: Отче наш , сущий на небесах! да святится имя Твое; да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» ( Лк. 11:2 – 4 ). И с тех пор молитва Господня занимает центральное место в христианском богослужении. Она научает нас молиться, не только дав нам слова, которые следует произносить, но показывает, как мы должны подходить к совершению молитвы и о чем должно просить.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

В Церкви все верные уды (члены) тела Христова – от плоти и костей Его, ибо верой, Крещением, Евхаристией – одним словом, спасением стали сотелесниками Христа и общниками (причастниками) Его. Учение апостола о Христе как Главе и Первенце Церкви, о Церкви как Теле и Полноте Его и о верующих как удах (членах) Христа и друг друга, выражает самое тесное соединение и единство, существующее между Христом и Церковью. Поэтому апостол часто говорит о взаимном проникновении, вселении, обитании Христа в Церкви и Церкви во Христе – и таким образом подчёркивает тайну теснейшего соединения и единства Христа и Церкви. Следовательно, учение апостола о Церкви как Теле Христовом преимущественно имеет христологическое значение и смысл. То есть, тайна Церкви находится не в «теле» и не в «общении» (коллективе), но заключается и объясняется « ν τ Χριστ» – «во Христе», в «причастии Единородного» и «Перворождённого среди многих братьев». Понятие и название Церкви как «народа Божьего» входит также в это понятие и название «тела» и «полноты». Экклесиология апостола Павла достигает своей вершины в Евхаристологии (учении о Святой Евхаристии). Тайна Церкви как «Тела» Христова содержится и наиболее полно выражается в тайне Божественной Евхаристии как «причастии тела и крови» Богочеловека Христа. Эту истину (реальность) апостол очень лаконично выражает в словах: Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение ( κοινωνα) Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение ( κοινωνα) Тела Христова? Один хлеб, и мы, многие, одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба. Святая Евхаристия – Литургия есть истинное тело Христово, тайна Евхаристии заключается в том, что она сама есть Богочеловек Христос, подаваемый (самоприносящийся) Церкви в Литургии, как Её истинное существо, пища жизни и вечная жизнь; в этом причастии Церковь становится «сотелесником» Христовым, становится самым конкретным телом от тела и крови Его. «Ибо что такое хлеб? – Тело Христово. А чем становятся причастники? – Телом Христовым. Не многими телами, но одним» 964 . Христос в Евхаристии даёт нам Своё Тело и делает нас Своим телом. Поэтому, по святому Златоусту, «так же как Он имеет нас в Себе, так и мы имеем Его в нас». Кроме такого Богочеловеческого перихорисиса (взаимопроникновения), для рода человеческого нет более тесного соединения и большего единства с Богом Живым и Истинным. Следовательно, вся тайна существа и жизни Церкви заключается в Её соединении со Христом и во Христе, Боге Спасителе и Обожителе человека и всего творения, а это соединение и единство самым конкретным образом осуществляется в Божественной Евхаристии – Литургии Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

За пением канона, после стиха: «Всякое дыхание да хвалит Господа», священник воздает славу Господу Богу за появившийся свет дня: «Слава Тебе, показавшему нам свет!» На его возглас певчие поют «великое славословье, или утреннюю песнь Богу при начале дня: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение. Славим Тебя, величаем Тебя, поклоняемся Тебе, превозносим Тебя, благодарим Тебя, потому что велика слава Твоя, Господи!... Всякий день славлю Тебя и превозношу имя Твое во веки, в вечные веки... Да будет на нас милость Твоя, Господи, так как мы надеялись на Тебя! Господи, Ты наше прибежище из рода в род. И потому я говорю: Господи, помилуй меня, исцели душу мою, потому что я грешен пред Тобою. Господи, к Тебе прибегаю, научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой, у Тебя источник жизни, во свете Твоем мы видим свет. Продли милость Твою к знающим Тебя». К великому славословию присоединяется славословие серафимов. «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас», чтобы показать, что и Ангелы вместе с людьми воспевают славу Божию. После «Слава в вышних Богу» поется тропарь, в котором прославляется спасение людей чрез воскресение Господа, и затем, после двух ектений, следует окончание утрени. Священник, обратившись к народу, говорит: «Христос, истинный Бог наш, молитвами пречистые Своея Матери и святого (память которого празднуется в тот день) и всех святых, помилует и спасет нас, потому что Он благ и человеколюбец». После утрени следует первый час. Он служить благодарением за наступление нового дня, который посылается нам от Господа. Сначала читаются три псалма Давида. В первом из них представлена молитва человека праведного, в которой он просит у Господа милости и наставления. Во втором сравнивается ничтожество и кратковременность нашей жизни с вечностью и славою Божией. В третьем выставлен для нас пример жизни праведного человека, которому мы должны стараться подражать для того, чтобы заслужить милости от Господа. Далее мы слышим чтение тропаря, т. е. песни, в которой рассказывается содержание предстоящего праздника и чтение молитв самых употребительных, которые по большей части известны даже детям: «Святый Боже», «Отче наш», «Честнейшую Херувим» и молитву «Иже на всякое время, и на всякий час на небеси и на земли поклоняемый и славимый Христе Боже», в которой мы просим, чтобы Господь Иисус Христос принял молитвы наши и направил жизнь нашу к исполнению заповедей Своих. Первый час оканчивается молитвой ко Пресвятой Богородице: «Тебе, Богородица, избранной воеводе (военачальнице) мы, рабы твои, за то, что избавились от несчатия, приносим благодарственные песни победы. А Ты, как имеющая неодолимую силу, избавляй нас от всяких бед, чтобы мы взывали Тебе: радуйся, невеста неневестная!». Эта песнь была, составлена греками, когда, с помощью Божией Матери, они победили врагов своих – персов и в благодарность Ей за эту помощь воспели Ее в этой хвалебной песни. ΙΙ. Божественная Литургия

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

  Как все это можно выразить кратко? – Чтобы освятить человека целиком, его душу и его тело, чтобы стал он святым, как свят Бог.   Правильно ли совершать Таинство Миропомазания сразу после Крещения? – Правильно, ибо так сказано и в Священном Писании, и в Священном Предании. Крещение водой символизирует очищение, а миропомазание означает освящение Духом Святым (см.: 1 Ин. 2, 20–27; 2 Кор. 1, 21–22; Исх. 29, 4–7). Из Библии следует, что одно Таинство от другого не отделяется.   Кто совершает Таинство Миропомазания? – Священник, но не без участия в этом Таинстве епископа. Епископы подготавливают и освещают святое миро, без которого священник не может совершить таинство Миропомазания.   Говорится ли в Ветхом Завете о помазании, ставшем прообразом Таинства Миропомазания? – Да, говорится. В древности цари помазывались на царство. Об этом сказано в 1-й книге Царств 10, 1; 16, 13. В настоящее время все христиане миропомазаны, ибо Христос нас соделал царями и священниками Богу и Отцу Своему (Откр. 1, 6).   СВЯТОЕ ТАИНСТВО ПРИЧАЩЕНИЯ Что такое Причащение? – Причащение есть Таинство, в котором верующий христианин под видом хлеба и вина принимает Самое Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа.   Кто установил Таинство Причащения? – Иисус Христос впервые совершил причащение учеников Своих на Тайной вечери, накануне Своего страдания и смерти. Как Иисус Христос причащал Апостолов? – Об этом говорится в Евангелии: И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 26–28).   Во время какого богослужения в церкви совершается Таинство Причащения? – Во время самого важного церковного богослужения, которое называется Божественная Литургия.   Почему Божественная Литургия важнее всех других церковных служб? – Потому, что она открывает всю драму жизни Иисуса Христа от Его Рождества до Его Вознесения на небеса.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

В Священном Писании говорится о том, что пророки Божии тоже являются учителями и наставниками в вере. В Книге пророка Иеремии сказано: Они оборотились ко Мне спиною, а не лицем; и когда Я учил их, с раннего утра учил, они не хотели принять наставления ( Иер.32:33 ). Здесь пророк Иеремия сетует на то, что его пророческие наставления, пророческие уроки не были восприняты этими странными учениками – его современниками, которые не хотели слушать поучений пророка Божия. В Священном Писании сказано, что многие люди находят себе учителей и наставников по сердцу, чтобы наставники льстили им. Вот и я всю неделю болел и искал себе наставников, которые бы мне объяснили, что у меня там происходит внутри. Ко мне приходили врачи, медсестра, знакомый батюшка, который разбирается во многих болезнях. У меня были проблемы, и я искал себе наставников, которые могли бы их разрешить. Но, разумеется, проблемы здоровья и спасение души – это совершенно разные вещи! Поэтому, конечно, мы всегда найдем себе наставника, который научит нас водить машину, если нам нужно сдавать экзамены на водительские права; мы можем найти себе и наставника, который научит нас, как правильно заботиться о своем здоровье, как правильно пеленать маленьких детей (это тоже очень важно: когда в семье новорожденный, многие не знают, что с ним делать; не умеют его пеленать, ухаживать за ним и кто-то должен обязательно объяснить). Но самое главное наставление для человека – это наставление в вере, когда мы учимся познавать волю Творца. Братия и сестры, мы имеем великое счастье быть избранниками Божиими: мы – православные христиане! Православных христиан не так много в России, как может показаться. Мы можем ходить в храм Божий, слушать духовные наставления, читать святых отцов. Мы слышим Святое Евангелие, когда оно читается во время Божественной литургии, а святые отцы говорят, что когда мы своими ушами слышим Евангелие, читаемое во время Божественной литургии, – мы слышим голос Самого Иисуса Христа! Поэтому, прежде всего, давайте искать себе наставления в вере, как и сказано в Евангелии: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все (сдать на права, разобраться со здоровьем, научиться пеленать ребенка) приложится вам ( Мф.6:33 ). Это слова Самого Господа!

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Дек. 23, жизнь Пр. Нифонта). Итак, братие, какое счастье присутствовать в храме при совершении бескровной жертвы? И какая великая, невознаградимая потеря лишение литургии? Но понимаем ли мы это? Если бы Божественная литургия была совершаема однажды в год и в одном месте, отдаленном от нас, и мы вполне знали важность и силу совершающегося во время оной таинства, то с какой бы радостью и с каким бы глубоким благоговением присутствовали при совершении оной? Но теперь потому, что Божественная литургия совершается ежедневно и что нам так удобно бывать в церкви, мы без всякой нужды лишаем себя счастья присутствовать при литургии, или присутствуем без внимания и без благоговения, рассеянно, носимся мыслями по миру, блуждаем взорами и туда и сюда; многие не стыдятся и не страшатся топотом ног и шумом праздных разговоров возмущать священное безмолвие сего собрания не человеков только, но и Ангелов с великим трепетом и безмолвием здесь присутствующих. Какому осуждению мы подвергаем себя за это? Проклят всяк творяй дело Божие с небрежением ( Иер. 48:10 ). Братие! Устрашимся сего, и с верой, страхом и благоговением будем предстоять во храме, как на небе; погружаясь молитвенно в воспоминание страданий и смерти Господа Иисуса Христа, будем соединяться духом с совершающими Божественное таинство, которое есть величайшее сокровище, дарованное Иисусом Христом Его Церкви. Как вожделенны жилища Твои, Господи сил! Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому. Аминь. Слово по освящении придельного храма в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы при Сретенской кладбищенской церкви г. Кинешмы 1858 г. Сентября 16 дня Блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих ( Апок. 14:13 ). Исполненный утешения о совершившемся, благодатью и действием Всесвятого Духа, освящении храма сего, я желал бы теперь, среди сей церкви, говорить многое в похвалу веры вашей и благочестия вашего, любящие благолепие дома Божия, обитатели града сего.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

Считали за великую пользу даже только то, чтобы к нему приблизиться: ибо сей дивный муж был сладостен словом, премудр разумом и украшен всеми добродетелями. Когда блаженный лежал в постели и весьма изнемогал от предсмертной болезни, он, тем не менее, насколько было возможно, вёл с учениками душеполезные беседы. Но из речей его можно было расслышать лишь немногое, потому что язык пересыхал у него от болезненного жара. Поэтому один из скорописцев, сидя вблизи и слушая, записывал его слова, дабы все, кто пожелал бы узнать их, могли бы прочесть, для своей пользы душевной, наставления блаженного. Во время беседы преподобному стало легче, так что он даже встал на ноги и начал ходить. В воскресный день, придя в церковь, он совершил Божественную литургию, сказал братии поучение и вкусил вместе с нею от трапезы. Равно также и утром шестого ноября, — в день памяти святого отца нашего Павла Исповедника, — он совершил в церкви Божественную литургию, сказал братии поучение и был в тот же день на вечерне; затем, войдя в келлию, он лёг на постель и снова сильно заболел. Он болел в продолжение четырех дней, а на пятый — наступил конец его болезни, — а безболезненной жизни — начало. Когда преподобный приближался к преставлению, к нему собралось множество братии, и они плакали о нем, как о своем отце и учителе. Взглянув на них, он немного прослезился и сказал: — Отцы и братия! вот приспел конец моей жизни. Мы все должны испить сию общую чашу: одни раньше, а другие позже, а всё же мы не минем того часа. И вот я ухожу путем, коим отошли наши отцы, туда — где жизнь вечная, а наипаче, где Господь и Бог, Которого возлюбила душа моя. Его я от всего сердца возжелал, Его я назвался рабом, хотя и не исполнил своего Ему служения. Вы же, братия моя и любимые чада, оставайтесь верны словам моим, которые я предал вам, содержа правую веру и благочестивую жизнь. Вы знаете, что я не переставал возвещать вам Слово Божие и наедине и в собрании всех. Ныне же я усердно умоляю вас: имейте его в вашем уме и сохраняйте, потому что у меня есть забота о вас, как у желающего дать о вас отчет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010