Прихожанка. И как же надо поступать? Пресвитер. Если вы соблюдаете все установленные посты: Великий, Рождественский, Успенский, Петров, среду, пятницу и другие, то вам не нужно дополнительно еще держать пост перед причащением, за исключением евхаристического, состоящего в том, чтобы не вкушать еду после полуночи. Так что приходите причащаться, чтобы мне не пришлось говорить вместе со святителем Иоанном Златоустом , что опять напрасно приносилась Жертва, и напрасно мы предстояли пред алтарем Господним! 221 Прихожанка. Вы хотите сказать, что это может быть из-за меня? Пресвитер. Из-за вас и всех тех, кто только будет присутствовать на Литургии, а не участвовать в ней… Прихожанка. Да как же это возможно, чтобы не было пользы от совершения Божественной Литургии? Ведь на Литургии совершается сугубое поминовение и молитва за весь мир, а приносимая Жертва освящает все вокруг и особенно нас, присутствующих при Ее приношении! Пресвитер. Все это так и в то же время не так! Вы знаете, что Литургия – это общее дело? Прихожанка. Да, так и переводится слово «литургия». Пресвитер. И знаете, какое это дело? Прихожанка. Прежде всего молитва! Пресвитер. Нет. Господь Сам объявил цель Литургии, сказав: «Сие творите в Мое воспоминание» ( Лук. 22, 19 ). А именно: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» и «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф. 26, 26–28 ). Никакой другой цели Им больше не было указано. На эту же цель как единственную указывает и Святая Церковь через чин Божественной Литургии, установленные правила и высказывания своих учителей. Прихожанка. Простите, а какие правила вы имеете в виду? Пресвитер. Например, правило святых апостолов гласит: «Если епископ, пресвитер, или диакон, или кто другой из священного списка при совершении приношения не причастится, пусть представит причину, и, если она благословна, да будет извинен. Если же не представит, то да будет отлучен от церковного общения, как ставший причиной вреда народу и наведший подозрение на совершавшего, что тот как бы неправильно совершал Приношение» 222 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Слова эти означают, что под видом хлеба и вина Спаситель преподал Своим ученикам то самое Тело и ту самую Кровь, которые на другой день после этого Он предал на страдания и смерть за наши грехи. Как хлеб и вино стали Телом и Кровью Господа – это тайна, непостижимая даже для ангелов, почему и называется Таинством. Причастив Апостолов, Господь дал заповедь всегда совершать это Таинство, Он сказал: « Сие творите в Мое воспоминание » (Лк.22:19). Согласно заповеди Христовой, Таинство Причащения постоянно совершается в Церкви Христовой, и будет совершаться до скончания века. К Таинству св. Причащения христиане готовятся говением , которое состоит в посте, молитве, примирении со всеми, а затем – исповедью , т. е. очищением своей совести в Таинстве Покаяния. В дни говения верующие обычно прочитывают каноны ко Господу, Божией Матери и Ангелу-Хранителю, а также Правило ко Святому Причащению. Совершение Таинства Евхаристии во время Божественной Литургии Божественная Литургияэто служба, во время которой совершается Таинство Евхаристии, установленное Господом нашим Иисусом Христом. На Литургии хлеб и вино, силою и действием Духа Святого, прелагаются (пресуществляются), в истинное Тело и в истинную Кровь Христову. Слово «литургия» греческое, оно означает «общее дело». На Литургии христиане все вместе (соборно) возносят молитвы Богу друг за друга и за весь мир. На этой службе приносится бескровная Жертва за спасение всех людей. На Литургии, причащаясь от одного Хлеба и из общей Чаши в единении духа, все верующие соединяются в единое тело с Единым Главой – Иисусом Христом; таким образом, Божественная Литургия есть осуществление молитвы Спасителя к Отцу после Тайной Вечери: « Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино » (Ин.17:21). Литургию иногда называют «обедней», потому что ее положено совершать в полуденное (обеденное) время. В настоящее время в Православной Церкви большую часть года совершается Литургия по чину свт. Иоанна Златоуста . Литургия по чину свт. Василия Великого совершается всего 10 раз в год. Литургия свт. Иоанна Златоуста отличается от Литургии свт. Василия Великого более краткими молитвами священника во время преложения Святых Даров, а также иным текстом некоторых других тайных (негромко произносимых в алтаре) молитв священника.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

“Вземлется от земли жизнь” Христова, ибо “так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного... чтобы мир спасен был чрез Него” (Ин. 3, 16). Через смерть Христову — жизнь человечества. “Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо (крестное. — С. Ф .), дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились” (1 Пет. 2, 24). Медленно произносит священник священные слова (они взяты из 53-й главы книги пророка Исайи), и мы опять слышим: “Жрется (приносится в жертву. — С. Ф .) Агнец Божий, вземляй (взявший. — С. Ф .) грех мира за мирский живот и спасение (за жизнь и спасение мира. — С. Ф .)”. Эти слова бесконечно повторяются по их смыслу в различных древних христианских литургиях, в творениях отцов и в молитвах. “Ты сочетал, о Господи, Твое Божественное с нашим человеческим и наше человеческое с Твоим Божественным, Твою жизнь с нашей смертностью и нашу смертность с Твоею жизнью. Ты принял то, что было наше, и дал нам Твое” (Сирийская литургия Иакова) . Но Бог сделался не только человеком, но человеком распинаемым, Бог стал закалаемым Агнцем. Вот почему св. Киприан Карфагенский, говоря о литургии, писал: “При всякой жертве мы воспоминаем страдания Господа, ибо жертва, приносимая нами, есть Его страдание” . Все преображение человека и мира причиной своей имеет только одно: страдания и смерть Христову. Вот почему апостол Павел, говоря о литургии, пишет: “Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет” (1 Кор. 11, 26). Как поется в молитве Великого поста, заменяющей на литургии Херувимскую, “Царь бо царствующих и Господь Господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным”. “Приходит (сейчас. — С. Ф.) заклатися”... Так в молитве перед причастием: “Присно (вечно. — С. Ф .) закалаемый”. Или как в древней сирийской литургии Иакова: “Небесные силы стоят вместе с нами в святилище и совершают службу у Тела Сына Божия, закалаемого в нашем присутствии” . Архимандрит Киприан пишет, что в воспоминании “Христовых страданий творит-с я самое действие страстей (страданий. — С. Ф .) Господних” .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1017...

Вопрос: Разъясните, пожалуйста, за кого молится Церковь во время Литургии: за всех вообще людей или за всех Православных Христиан (имея в виду полноту Церкви). Я также встречался с мнением, что на Литургии Оглашенных, якобы, можно молиться за всех вообще людей и что только на Литургии Верных под всеми подразумеваются лишь Верные Православные Христиане. Не знаю, выдерживает ли критику такой взгляд с канонической точки зрения. Поставлю вопрос еще шире. Когда (и можно ли) в Церковной молитве поминаются неправославные. С одной стороны, за инославных нельзя молиться в храме. Но с другой стороны, Церковь же молится за весь мир. Когда имеет место такая молитва? Если можно, приведите мнения авторитетных толкователей Божественной Литургии. Говорит ли кто-нибудь из свв. Отцов именно по этому вопросу. Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:   Церковь как чадолюбивая мать имеет сугубое попечение о своих детях. Она их родила, она заботится о их благе (земном и небесном). Это совершенно естественно. Можно применить и другое сравнение, которое часто встречается в христианской литературе. Церковь – корабль спасения в бурном и опасном житейском море, доступный всем. Кто доверился ему, кто взошел на него, должны непременно достичь желанной пристани. Кормчий, команда и все  совершающие это необычное плавание, отдают этому все свои силы. Трудно спасать того, кого нет на спасительной палубе, нелегко помочь тому, кто не просит о помощи. Но все же Церковь молится и о тех, кого нет в ее ограде. Она молится о мире и живущих в нем. К этому призывает святой апостол Павел: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим.2:1-4). Это моление содержится в 3-м прошении Великой (мирной) ектении: «о мире всего мipa». Продолжением и расширением этой молитвы является 8-е прошение: «о благорастворении воздухов, о избили плодов земных и временех мiphыx». Затем на литии во время великой вечерни молитвенное ходатайство за мир усугубляется: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое, посети мip Твой милостями и щедротами». Только после этого идет прошение за верных: «возвыси рог христиан православных».

http://pravoslavie.ru/6327.html

Господь наш Иисус Христос , по сказанию св. евангелистов Матфея, Марка и Луки и св. апостола Павла, установил, в основанной Им церкви, таинство евхаристии или причащения и новозаветную бескровную жертву. Св. евангелист Матфей ( Мф.26:26 и сл.; снес. Мк.14:22 и сл.) так повествует: «Иисус взял хлеб, и благословив, преломил, и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите; сие есть тело Мое. И взяв чашу, и благодарив, подал им, и сказал: пейте из нея все; ибо сие есть кровь Моя новаго завета, за многих изливаемая, во оставление грехов»; или, как пишет св. апостол Павел к Коринфянам ( 1Кор.11:23 и сл.; снес. Лк.22:19 и сл.), «Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб, и возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша новый завет в Моей крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание». По этой заповеди Христовой, со времен апостольских таинство евхаристии совершалось во всех церквах христианских, на Востоке и на Западе, ……. и, что хлеб и вино н:……. божественной……. тело и кровь Христову но никто из …….. вопроса: когда, в какой именно момент ……… пресуществляются? К этому вопросу пр……. стические богословы на Западе в средние ве……….. к измыслили учение о св. таинствах церковных. …….умозрению, каждое таинство должно иметь материю или вещество и форму или слова посредством которых совершается таинство, или, по выражению Тридентского собора 1 , «слова, совершающие то, что ими означается»; сверх сего, от священнодействующего, для действенности таинства, требуется, чтобы он, совершая таинство изъявлял намерение (intentio) сделать то, что делает церковь . Материей или веществом в таинстве евхаристии, как всем известно, служат хлеб и вино. Что же составляет форму этого таинства, иначе сказать, какими словами пресуществляются св. дары на литургии? В римской литургии схоластические богословы латинские 2 не нашли других слов, кроме слов Христовых: «сие есть тело Мое, сие есть кровь Моя» которым исключительно и усвоили тайнодейственную силу в пресуществлении св. даров на литургии, и которые поэтому в римском служебнике 3 (около XIII века) названы «словами освящения» и «формою таинства евхаристии». Ко времени произнесения этих слов на литургии они приурочили и изъявление священником намерения совершить это таинство.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

О литургии в Евангелии подлинно написано. Затем священные апостолы установили молитвы, а святые отцы – как литургию творить. Или мнишь, будто это просто хлеб и вино? Как же поминать смерть Господню, если литургии не творить? Апостол Павел, обращаясь к коринфянам, пишет: «Ибо я принял от Господа и передал вам, как Господь Иисус в ту ночь, в которую был предан, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: „Примите и ешьте. Это тело мое, за вас преломляемое. Творите сие в мое воспоминание“. Также и чашу после вечери, говоря: „Сия чаша есть Новый Завет , мою кровь. Творите сие, когда станете пить, в мое воспоминание. Когда едите хлеб сей и чашу сию пьете, о смерти Господней возвещаете“». И Господь наш Иисус Христос говорил, когда в божественном своем страдании возлег с двенадцатью своими учениками и сказал им: «И, взяв хлеб и воздав хвалу, преломил и дал им, сказав: „Это тело мое, за вас предаваемое; творите сие в мое воспоминание“. Также и чашу после вечери, говоря: „Сия чаша есть Новый Завет, мою кровь, которая за вас проливается“». Это у Луки. Матфей и Марк говорят: «Сие есть кровь моя Нового Завета, за многих проливаемая ради оставления грехов». Смотри, как воспоминание Господне творить, если литургии нет? Тем более что сам учил своих учеников и апостолов творить молитву, сам воздавал хвалу Богу и Отцу, как при Лазаре, так и здесь. И потому, если кто литургии не совершает, тот не возвещает о смерти Господней, он – антихрист и извратитель веры Христовой. Избранный сосуд, апостол Павел говорит: «Все по закону очищается кровью, и без кровопролития не бывает прощения. Ими (т. е. жертвами) каждый год напоминается о грехах, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов искупала грехи». Тогда сказал: «Вот, иду исполнить волю твою, Боже. Отменяет первое, когда постановит второе. Благодаря этой воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа». Видишь ли, как, о литургии говоря, пишет, как подобает ее творить и слушать? А не хотящим сего творить такое наказание налагает, говоря: «Если мы, восприняв разумение истины, своею волею грешим, то не найти более жертвы за грехи. Страшно ожидание суда и ярости огня, готового пожрать супротивных. Кто отвергся Закона Моисеева, без милосердия при двух или трех свидетелях предается смерти. Но какой же, думается, горчайшей муки предстоит сподобиться тому, кто попирает Сына Божия и простою считает кровь Завета, которою освящен, и Дух благодати оскорбляет? Мы знаем сказавшего: „У меня отмщение, и я воздам“, – говорит Господь». На том и .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

О литургии в Евангелии подлинно написано. Затем священные апостолы установили молитвы, а святые отцы – как литургию творить. Или мнишь, будто это просто хлеб и вино? Как же поминать смерть Господню, если литургии не творить? Апостол Павел, обращаясь к коринфянам, пишет: «Ибо я принял от Господа и передал вам, как Господь Иисус в ту ночь, в которую был предан, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: «Примите и ешьте. Это тело мое, за вас преломляемое. Творите сие в мое воспоминание». Также и чашу после вечери, говоря: «Сия чаша есть Новый Завет , мою кровь. Творите сие, когда станете пить, в мое воспоминание. Когда едите хлеб сей и чашу сию пьете, о смерти Господней возвещаете»«. И Господь наш Иисус Христос говорил, когда в божественном своем страдании возлег с двенадцатью своими учениками и сказал им: «И, взяв хлеб и воздав хвалу, преломил и дал им, сказав: «Это тело мое, за вас предаваемое; творите сие в мое воспоминание». Также и чашу после вечери, говоря: «Сия чаша есть Новый Завет, мою кровь, которая за вас проливается»«. Это у Луки. Матфей и Марк говорят: «Сие есть кровь моя Нового Завета, за многих проливаемая ради оставления грехов». Смотри, как воспоминание Господне творить, если литургии нет? Тем более, что сам учил своих учеников и апостолов творить молитву, сам воздавал хвалу Богу и Отцу, как при Лазаре, так и здесь. И потому, если кто литургии не совершает, тот не возвещает о смерти Господней, он – антихрист и извратитель веры Христовой. Избранный сосуд, апостол Павел говорит: «Все по закону очищается кровью, и без кровопролития не бывает прощения. Ими (т.е. жертвами) каждый год напоминается о грехах, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов искупала грехи». Тогда сказал: «Вот, иду исполнить волю твою, Боже. Отменяет первое, когда постановит второе. Благодаря этой воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа». Видишь ли, как, о литургии говоря, пишет, как подобает ее творить и слушать? А не хотящим сего творить такое наказание налагает, говоря: «Если мы, восприняв разумение истины, своею волею грешим, то не найти более жертвы за грехи. Страшно ожидание суда и ярости огня, готового пожрать супротивных. Кто отвергся Закона Моисеева, без милосердия при двух или трех свидетелях предается смерти. Но какой же, думается, горчайшей муки предстоит сподобиться тому, кто попирает Сына Божия и простою считает кровь Завета, которою освящен, и Дух благодати оскорбляет? Мы знаем сказавшего: «У меня отмщение, и я воздам», – говорит Господь». На том и .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пожелаю же благочестивым читателям этой книги духовной пользы, глубокого понимания православной Божественной литургии и духовного преуспеяния для стяжания себе Царства Божия и вечной жизни. Епископ Феодор, б. Аргентинский 27–VI–1975 г. Ответ на письмо монахини Боголюбивейшая матушка Д.! Получил твое столь признательное письмо, в котором усердно благодаришь меня за исчерпывающие ответы на свои вопросы, касающиеся монашествующих. Слава Богу! Ты идешь по пути трудному, но спасительному. Господь утешает тебя на этом пути, и неудивительно... Посвятивший Ему свою жизнь не может быть неутешенным от Него. А теперь еще больше будешь получать утешений. Вот как пишешь в этом письме, так и делай. Это благочестиво и богоугодно. Подражай св. пророчице Анне, которая от раннего вдовства своего до глубокой старости неопустительно посещала храм Божий и ежедневно возносила в нем Господу Богу молитвословия. Преклонный возраст и болезнь законно объясняют твое благочестивое стремление всегда пребывать в храме Божием. В нем отдыхает душа, умиляется и насыщается духовной пищей, к тому же соборная 1 молитва выше келейной, домашней. Христос сказал: Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо где Двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф.18:19–20 ). Ты хорошо сделала, что обратилась ко мне с такой просьбой: «Отец, если Богу угодно, объясните нам с К. значение всех священнодействий на Божественной литургии». Это нужно знать не только тебе с племянницей твоей К., но и каждый православный христианин должен хорошо знать значение Божественной литургии в целом и значение каждого священнодействия в отдельности. В сжатом виде постараюсь с Божией помощью исполнить и эту просьбу, чтобы молитва твоя в храме была всегда горячей, искренней и не развлеченной. Отец Иоанн С. 2 так говорил: «Многие не любят быть у богослужения, потому что не знают его хорошо во всем его богатстве величия, мудрости, сладости, животворности, а узнают – не расстанутся никогда, так оно привлекательно, питательно, сладко для души».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Каноны древних литургий в данном случае, как и везде, совершенно верны духу Прощальной Беседы. Тема о любви для них – центральная. Можно сказать, что древние литургические молитвы – это целая философия любви. Здесь не только психология, но и онтология ее. Здесь вскрывается самое таинственное существо ее в своей неотделимости от существа христианства. И эта философия любви для нас тем важнее, что она представляет кристаллизацию подлинного церковного сознания, церковного религиозного опыта. Прежде всего, любовь, о которой говорят древние каноны, открывается в них как реальность сверхэмпирическая, корни ее вне мира. Мир, замкнутый в непроницаемости, не знает единосущия, и потому любовь в нем неизбежно превращается в похоть, как попытка утвердить незыблемость своей личности обязательно выступает как гордость. Ибо все, что в мире сем – «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» ( 1Ин.2:16 ). Любовь, о которой говорят древние каноны, – онтологична, она – Божественной природы, она вытекает из Божественных недр Троицы и, исполняя церковь , переливается по ее живым членам: «Соделай нас достойными небесного мира, который свойственен Божеству Твоему и который исполнен спасения, чтобы нам преподавать его взаимно в совершенной любви и лобзаться взаимно лобзанием святым» (Собрание древних литургий, восточных и западных в переводе на русский язык. В 5 т. Т. 3. Коптская литургия св. Кирилла Александрийского , стр. 52) – читаем мы в одной из древних литургий. Здесь любовь – это только субъективная форма Божественного порядка бытия, Божественного мира. Но если любовь древних литургий субъективная форма, в которой переживается нами порядок единосущия, то вражда тоже не более как субъективная форма, в которой переживается мировая непроницаемость, самозамкнутость сущего, мировой хаос, онтологическая тьма, в которую погружено все живое по отношению друг к другу: «Кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза» ( 1Ин.2:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Zhura...

Литургия начинается обращением диакона к служащему священнику: «Благослови, Владыко». И из глубины святого алтаря раздается первый возглас Литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа». Заметьте, братия, возглас этот. Не услышите вы его ни на вечернем, ни на утреннем богослужении. Как заглавие в книге, так и этот возглас определяет новозаветный, евангельский характер Литургии. Здесь нарочито подчеркивается, что с Пришествием на землю Христа Спасителя сюда спустилось Царство Святой Троицы. Отец, возлюбивший мир, послал на землю для Крестной Жертвы за людей Своего Единородного Сына. Он трижды «возгремел» во слух мира о том, что Христос есть действительно Единородный Сын Бога. Первый раз в момент Крещения Господа на Иордане: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ( Мф. 3:17 ). Второй раз на горе Преображения теми же словами свидетельствовал о Нем и повелел: Того послушайте ( Мф. 17:5 ). И, наконец, в Иерусалиме, на просьбу Сына прославить Его, подобно грому ответил: И прославих, и паки прославлю ( Ин. 12:28 ). Сын Его – Господь Иисус Христос в образе человека жил на земле тридцать три с половиной года, так что люди видели славу Его, славу, как Единородного от Отца ( Ин. 1:14 ). Тут не слух только воспринимал дивный образ Бога Человека, но, как говорит Иоанн Богослов, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни ( 1Ин. 1,1 ). Дух Святой в виде голубя осенял голову крещающегося во Иордане Спасителя. А потом, в виде огненных языков, в день Пятидесятницы сошел на головы Пречистой Матери Господа и Его учеников, зажегши в их сердцах неугасимый пламень ревности о славе Божией, покорившей весь мир Распятой Истине. Вот оно, спустившееся на землю Царство Святой Троицы, которое благословляет священник в торжественном возгласе Божественной литургии. Вполне соглашаясь с мыслью священника, что мы должны благословлять спустившееся на землю Царство Святой Троицы, народ отвечает: «Аминь». Я сказал «народ» потому, что Древняя Церковь не знала хоров, каковые теперь у нас заменяют народ. В древности все, что поет теперь хор, пел народ, как бы отвечая на возглас священника и диакона. И современные молящиеся должны знать, что клирос отвечает от их имени и что в мыслях своих они обязаны повторять за хором все, что он поет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Pravdol...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010