Впрочем, милосердие Божие не спешит оставлять человека даже в состоянии греховного падения. «Господь долготерпелив и многомилостив. . . Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» ( Пс. 102:8, 13 ). Дадим ли мы возможность исполниться тому, чего хочет Сам Господь, сказавший: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» ( Ин. 14:23 )? – Или Божественная благодать лишь на короткие мгновения осветит наше сердце и, не найдя благоприятных себе условий, вскоре снова покинет нас? Это во многом зависит от нас самих, от того, будет ли наше сердце проникнуто смирением и искренней скорбью о грехах или мы позволим себе опуститься до состояния беспечности и самодовольства. Приступая к святой Чаше, полезно осознать и то, что великая беда наша состоит не только в том, что «все мы много согрешаем» ( Иак. 3:2 ). Она состоит еще и в том, что мы или вовсе не приносим или приносим слишком мало плодов добродетели, без которых немыслима подлинная христианская жизнь. «Истратив в греховной жизни все свое душевное богатство, я пуст добродетелей благочестивых»,– взывает как бы от лица каждого из нас в своем Великом каноне дивный учитель покаяния святой Андрей Критский . Вот эта пустота души, отсутствие украшающих ее добродетелей, все то, что мы должны были сделать как христиане за многие годы жизни и не сделали – может оказаться пагубнее и страшнее всего, что совершили греховного, поддавшись соблазнам и обольщениям, будучи обмануты временной греха сладостью... А между тем, сколько доброго, прекрасного мог бы сделать в своей жизни каждый из нас, или – правильнее сказать – сколько доброго и прекрасного могла бы совершить чрез нас Божественная благодать, если бы только мы раскрывали для нее свое сердце, если бы не противились ей несчетное число раз своим непослушанием, прекословием или холодным равнодушием к ее внушениям и призывам! В древности христиане имели обыкновение причащаться святых Таин ежедневно или, во всяком случае, как можно чаще. Причащались обычно все присутствовавшие при совершении Божественной Литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Таинство Евхаристии в том, что хлеб и вино здесь силою преложения суть Тело и Кровь Христовы, в них пребывает Христос в полноте Своего Боговоплощения и Вочеловечения. Это чудо любви Божьей совершается на Божественной литургии, которая через это и становится местом пребывания Христа на земле. И перед Чашей не соединяемся ли мы во Христе? О первохристианской Церкви, образ которой является руководящим, так говорится: И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах ( Деян. 2:42 ). Об их единодушии и взаимной любви даже сказано: У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа ( Деян.4:32 ), и: Из посторонних же никто не смел пристать к ним ( Деян.5:13 ). И наше общение в Евхаристии должно также иметь последствием внутреннее сближение, в котором преодолевается взаимная отчужденность. Если нами утеряно чувство такого единения, то к нему всё-таки ведёт нас литургийное общение. Сердце наше невольно расширяется через участие в жертвоприношении " о всех и за вся«, как в широте его беспредельной, так и в определённом устремлении, в памяти любящего сердца о живых и отшедших. Отблеск радости такого единства подаётся и нам во дни общего причащения, в недели Великого поста, в Великий Четверток, в день самого установления Христом святейшего таинства. Эти чувства должны в нас воспитываться непрестанно, возрастая вместе с разумением всей силы великого таинства. Аминь. 3. «Мир вам!» Тьма сгущается над миром, и на сердце ложится чёрная тоска. Таков вопль беззвучный, который стелется над землёй, такова слёзная жалоба, плач человека о самом себе перед лицом происходящих бедствий. И кажется ему, что совершающееся в судьбах мира происходит нежданно, по чьей-то ошибке и злобе. Пусть это в частных случаях будет даже и так, но не забывается ли общее предварение Христово, обращённое, без обозначения времени, ко всем, по крайней мере, указующее такую возможность? Господь так говорил ученикам на горе Елеонской о «кончине века», иначе сказать, о всех временах человеческой жизни без ограничения, до самого её окончания: Также услышите о войнах и военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это ещё не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это – начало болезней ( Мф.24:6–8 ). Главным же бедствием будет оскудение любви в людях: и возненавидят друг друга ... и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь ( Мф.24:10, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Признак Царства Божия Одним из существенных признаков этого Царства является его универсальный характер, то есть мир небесный и земной составляют Царство Бога во Святой Троице (Там же, с.387). Когда особенно ярко раскрывалось Царство Божие Особенно ярко это Царство Триединого Бога раскрылось в этом мире с пришествием Христа Спасителя. Предтеча Господень, приготовляя людей к принятию Небесного Посланника, возвещал грядущим к Нему: «Покайтесь, потому что приблизилось Царство Небесное». И далее он говорит: «Идущий за мною сильнее меня Он будет крестить вас Духом Святым» ( Мф.3,11 ). И действительно, все это исполнилось тогда, когда Спаситель открыто вышел на общественное служение роду человеческому. Проповедуя везде по городам и селам, Он говорил: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» ( Мф.11,28 ) (Там же). Как многие народы получили Царство Небесное Многие племена и народы, получили Царство Небесное через веру в Иисуса Христа. Призыв к покаянию и к приобретению Царства Небесного раздается и сейчас во время Божественной литургии, побуждая людей к теснейшему единению со Христом через вкушение Святой Евхаристии (Там же). Когда наступит благодатное Царство Окончательно благодатное Царство наступит тогда, когда будет упразднен грех, то есть после Второго пришествия Христова. Тогда будет Бог всяческая во всем (Там же). Что представляет собой Царство Божие Прославляемое священнослужителем в начале Литургии Царство Триединого Бога представляет собой Царство вечной Божественной жизни, Царство, объемлющее весь мир, Царство, утверждающееся в людях, чистых сердцем, исповедующих Иисуса Христа Сыном Божиим (Там же, с.387–388). Пополнение Царства Небесного В течение более семи тысячелетий в ангельский мир влилось большое число сынов рода человеческого. Это пополнение духовного мира будет осущест­вляться до скончания века (Там же, с.434). Кто войдет в Царство Небесное Всем, желающим войти в это благодатное Царство, открыта дверь. Не существует никаких преград национального или классового характера. В вечности каждый человек получит по своим заслугам. Как звезда от звезды разнствует в своей славе, так и для подвизающихся различные обители уготованы Богом. Все будет зависеть от добродетельной жизни человека. И если ангельские силы исчисляются Священным Писанием как тысячи тысяч и тьмы тем ( Дан.7,10 ; Апок.5,11 ), то о человеке Господь сказал, что Он пришел взыскать одну овцу погибшую, оставив в горах девяносто девять. Но это не значит, что земных свободно-разумных существ войдет в царство славы малое число. Апостол Иоанн Богослов говорит, что «взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов, и языков стояло пред Престолом и пред Агнцем в белых одеждах…» ( Апок.7,9 ). Значит, из этих слов можно сделать вывод, что всем тем, которые будут исполнять волю Божию, уготована вечная жизнь с Агнцем, закланным от сложения мира (Там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

И вот первое признание: Иисус – Христос. Но Христос должен быть распят. Христос должен быть распят, чтобы стать Спасителем. Он должен пострадать; Он должен быть унижен, отвергнут, осмеян, побит, оплеван и убит, чтобы войти в Божественную Славу и исполнить Свою миссию. Это из ряда вон выходящее христианское учение, к которому мы относим себя начиная с первого века. Вернемся к Евангелию от Матвея. Иисус спрашивает : «А вы за кого почитаете Меня?», сначала Он спросил «За кого почитает Меня народ?», они давали различные ответы, тогда Он сказал: «А вы за кого почитаете Меня?» В Евангелии от Матфея признание более длинное: «Ты Христос» – как и у Марка и Луки – «Сын Бога Живого». Сын Бога Живого. Толкование этого предложения таково: Он Единородный Сын; и нет другого. И Бог – единственный, истинный, Бог Живой, бог Авраама, Исаака, Иакова, Моисея и всех пророков – буквально является Его Отцом. И об этом говорится в Евангелии от Иоанна, в самой первой главе Апостол называет Иисуса Словом Божиим – Devar Yahweh. В Прологе Евангелия от Иоанна, которое… Между прочим, некоторые из присутствующих здесь – неправославные – должны знать, это Евангелие читается в православной церкви на Пасху. Если вы придете на Литургию в Пасху, на службу, на главную церковную службу, Божественную Литургию в Пасхальную ночь, то читаться будет не отрывок из Евангелия о Воскресении Христовом. Его будут читать на утрене, всю неделю, снова и снова, но не в этот конкретный момент. Что же читается? Начало Евангелия от Иоанна. «В начале (так же начинается текст Библии , это первые слова из Книги Бытия): «В начале». Так Апостол Иоанн начинает: «В начале – он пишет, – было Слово», Логос, Verbum по-латыни, на древнееврейском Devar. «И Слово было у Бога» или вокруг Бога, pros ton Theon. И далее он пишет: «И слово было Бог, Theos ». Затем он продолжает: «В начале было Слово. И Слово было у Бога. И слово было Бог. Оно было в начале у Бога», далее: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». Все было создано Им, и Апостол Павел скажет, не только Им, но и через Него, в Нем, для Него и ради Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/pon...

Святитель Василий Великий в своей Божественной литургии объясняет нам, кто именно стоит у Престола: «Помяни, Господи, пресвитерство, во Христе диаконство и весь священнический чин, и ни единаго от нас посрами, окрест стоящих святаго Твоего Жертвенника». Служение священника – проповедь, наставление, священнодействие и наставничество. То есть священник – пастырь стаду Христову. Но благодать при рукоположении он получает от Бога. Архиепископ Иларион, цитируя святого Амвросия Медиоланского, пишет: «Крещает не Дамасий, не Петр, не Амвросий и не Григорий. Мы исполняем свое дело как служители, но действенность таинств зависит от Тебя. Не в человеческих силах сообщать Божественные блага – это Твой дар, Господи». Таким образом, все мы, те, кто составляет видимую Церковь на земле, зависим от Божией благодати. Как говорит апостол Павел: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех» (1 Кор. 12:4-6). Священник должен задуматься над этими словами и разъяснить прихожанам их смысл: «По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил. Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования» (Рим. 12:3-6). Служение мирян, крещенных в «царственное священство», состоит в том, чтобы во время Божественной литургии молиться вместе со священником, принося жертву хваления, а также применять свои таланты на службу Церкви Христовой. Донести позицию, не навязывая своего мнения Настойчивость – это честная и искренняя передача истинных чувств в социально приемлемой манере. При разговоре начинайте с наименее давящих фраз, используя самые мягкие слова по смыслу и самый мягкий тон голоса. Затем начинайте говорить более твердо, по-прежнему по-христиански милосердно выбирая слова и интонации. Развивая эти психологические когнитивно-поведенческие навыки, священник сможет донести свою позицию, не навязывая своего мнения.

http://pravmir.ru/taym-menedzhment-dlya-...

В молитве Херувимской песни Царем славы назван Иисус Христос, чем подчеркивается Его божественное достоинство. Образ Царя славы, входящего в двери вечные, соответствует тому моменту священнодействия, когда хлеб и вино, приготовленные для того, чтобы стать Телом и Кровью Христа, вносятся через царские врата в алтарь, чтобы быть положенными на престоле. Литургия («Иже херувимы»). Икона. 1570-е гг. (Третьяковская галерея, Москва) Божественное достоинство Христа и Его равенство с Отцом подчеркиваются целым рядом других наименований, заимствованных из ветхозаветного каталога имен Божиих: Господь Бог наш; Господь серафимов; Царь Израилев; единственный Святой; почивающий во святилище. Вот лишь несколько примеров: Господь, царь Израилев, посреди тебя… Господь Бог твой среди тебя… ( Соф. 3:15, 17 ). Ты же во святилище живешь, хвала Израиля ( Пс.21:3 ) 749 . Страшен Ты, Боже, во святилище Твоем. Бог Израилев – Он дает силу и крепость народу [Своему] ( Пс.67:36 ). Буду воспевать Тебя на гуслях, Святый Израилев! ( Пс.70:22 ). Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на Херувимах, яви Себя ( Пс.79:2 ). Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, – Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище… ( Ис.57:15 ). Литургия святителя Василия Великого и Иоанна Здатоуста. Фреска церкви Богородицы Евергетиды (Радославова капелла) монастыря Студеница. 1235 г. Молитва «Никтоже достоин» засвидетельствована в самом раннем дошедшем до нас списке византийской Литургии Василия Великого – Барбериновском Евхологии VIII века. Предполагают, что она вошла в чин Литургии Златоуста достаточно поздно в качестве вставки в уже существовавший литургический чин 750 . В то же время можно предположить, что рассматриваемая молитва сложилась уже в V веке, когда Церковь испытывала особую потребность в том, чтобы применять к Иисусу Христу ветхозаветные имена Божии. Молитва стала итогом догматических споров, колебавших христианский Восток на протяжении более полутора столетий: с начала IV по середину V века. В ходе этих споров были последовательно опровергнуты арианство, несторианство и монофизитство; и было провозглашено, что Сын Божий равен Богу Отцу, что Он имеет две природы – божественную и человеческую. Став человеком, Он не перестал быть Богом: на это указывают слова «непреложно и неизменно был еси Человек».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

И оправдалась в них предсмертная молитва Спасителя нашего: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и я в Тебе, так и они да будут в Нас едино; да уверует мир, что Ты послал Меня. Я в них, и Ты во Мне: да будут совершены во едино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» ( Ин. 17:21, 23 ). И увидел, и познал мир, что эти безмолвные и безответные страдальцы – избранники, любимцы Божии, и, склонившись перед их проповедью, уверовали в голгофского страдальца. Литургия В христианской православной Церкви приняты и навсегда усвоены две божественные литургии: « Василия Великого и Иоанна Златоустог о». Из выше приведенных слов св. Прокла видно, что литургии не сочинены этими великими мужами, а в существе своем те же самые божественные вечери, которые, по примеру первой Тайной вечери, были совершаемы апостолами и их ближайшими преемниками. Высокая заслуга этих святых мужей состоит в том, что они навсегда установили внешний порядок совершения этого таинства, величайшего из христианских таинств, и представили божественную литургию в таком совершенном виде, что после них самые богомудрые, богопросвещенные мужи не нашли иоты, подлежащей какому-либо изменению. Явный признак, что их действиями руководил не обыкновенный человеческий разум, а тот высший ум, который, где положит свою печать, то уж там всем умам и разумам человеческим делать нечего. Поэтому название божественная литургия, кроме самого таинства, принадлежит ей вполне всей – от первого и до последнего слова. Она вся божественная – в существе и во внешнем составе. Св. Василий родился в Кесарии, столице каппадокийской области (в Малой Азии). Год его рождения не известен. Родители его – Василий и Емилия – были строго христианской жизни (римская Церковь чтит их святыми и празднует 30 мая). Отсюда и вся семья вышла великих угодников Божиих. Братья Василия: св. Григорий, епископ Нисский (супруга его блаженная Феозва, диаконисса, память обоих 10 января), преп. Навкратий и св. Петр, епископ Севастийский (9 января), и сестра – пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Голгофе предшествует Вифлеем, как Божественной Литургии предшествует проскомидия Говоря иначе, Голгофе предшествует Вифлеем, как евхаристическому канону Божественной Литургии предшествует проскомидия. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис. 53, 4, 5). Но волхвы (символизирующие собой также уверовавшие в Сына Божия народы) приходят ко Христу не с пустыми руками, принося ему дары: золото, ладан и смирну. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою (Откр. 21, 24). Неужели Младенец Христос нуждался тогда в подобном приношении? Святитель Григорий Великий, Папа Римский, настаивает на том, что предложенные волхвами дары соответствовали величию Христа-Царя, Иисуса-Бога и Истинного Человека: «Золото было предложено как великому Царю; ладан был предложен как Богу, поскольку его используют при богослужении; мирра, которая нужна для бальзамирования умерших, была предложена Ему как имеющему умереть ради спасения всех». Поэтому, свидетельствует Папа Григорий (Великий), нам преподано, что мы предлагаем золото, «которое означает мудрость, новорожденному Царю, если наша мудрость сияет пред Его очами». Мы приносим Богу ладан, «который означает молитвенный пыл, если наши постоянные молитвы возносят к Богу свой сладостный аромат». Мы предлагаем мирру, «которая означает умерщвление плоти, если умерщвляем дурные дела плоти, воздерживаясь от них» . Да не придем и мы в эти праздничные дни ко Христу с пустыми руками, но почтим Младенца усердием веры, надежды и любви как Бога, Царя и Человека. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии С 12 января 2017, 11:10 С праздником Рождества! Многая благая лета.Помолитесь за сына Давида,сломал коленную чашечку и металлическая пластина не приживается. Павел З. 8 января 2017, 19:37 Спаси Господи! Очень понравилось. С Рождеством Христовым!

http://pravoslavie.ru/99996.html

В заключение скажем, всегда ли продолжится употребление святого Причащения в истинной Церкви христианской? Ответ на этот вопрос дается в следующих известных уже нам словах апостола Павла: «всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет». Здесь апостол говорит о таинстве Причащения. По его словам, оно будет совершаться в Церкви Христовой, доколе придет Господь. Значит, до самого второго пришествия Иисуса Христа на землю будет совершаться в Церкви таинство причащения, после чего его заменит та великая брачная вечеря, о которой написано в Откровении евангелиста Иоанна: «блаженны званные на брачную вечерю Агнца». Как называется Богослужение, в котором совершается таинство Причащения? Где совершается это Богослужение? На сколько частей разделяется оно? Что должно заметить о каждой из этих частей? Как могут участвовать в Литургии не приступающие к таинству Причащения? Какие воспоминания должно иметь при различных священнодействиях Литургии? Всегда ли продолжится употребление таинства святого Причащения в истинной Церкви Христовой? 18. Покаяние Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Мф.18:18 . Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Ин.20:22 –23. обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему. Иоиль.2:12 –13. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению. 2Кор.7:10 . И когда беззаконник обратился от беззакония своего и стал творить суд и правду, он будет за то жив. Иез.33:19 . О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его. Деян.10:43 . При изложении учения о таинстве крещения мы говорили, что в древности некоторые отлагали свое крещение до последних дней своей жизни, боясь новыми грехами после крещения прогневать Бога. Но Церковь не приняла этого обычая, ибо Господь даровал ей особенное средство очищать чад своих от грехов, совершаемых после крещения. Средство это есть Покаяние. По определению катехизиса, Покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом. В этом определении указывается как видимая сторона таинства – исповедание кающимся грехов перед священником и изъявление последним прощения, так и невидимое действие его – действительное благодатное разрешение от грехов Самим Иисусом Христом. Но при изложении учения веры о таинствах крещения, миропомазания и причащения мы прежде всего говорили о Божественном установлении их. Подобно этому и здесь мы прежде всего скажем о Божественном установлении покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

He вы Меня избрали, а Я вас избрал, – сказал Пастыреначальник Господь ( Ин.15:16 ). Как пророк Иона, и я, может быть, бежал бы в Фарсис от лица Господня, но Господь меня, немощного, призвал чрез достойного пастыря на тот самый путь, коим он идет, на то же великое пастырское служение. Целую всеблагую Десницу Божию... «Петр! когда ты был юн, то препоясывался сам и ходил, куда хотел, а когда состареешься, то другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь» ( Ин.21:18 ). Отдаюсь и я на святую волю Божию, которая приводила меня в Кронштадт и указала жизненный путь. «Да будет воля Твоя – якоже хощеши устрой о мне вещь...» Священник М. Паозерский. Впечатления первого сослужения отцу Иоанну Сергиеву (Кронштадтскому) на Божественной литургии До сих пор мне не случалось видеть вблизи досточтимого отца Иоанна Сергиева (Кронштадтского). Я встречал его несколько раз в Петербурге, но встречи эти были так неожиданны и мимолетны, что я даже хорошенько не рассмотрел его лица. Поэтому я с большим удовольствием принял приглашение причта села Путилова Шлиссельбургского уезда соучаствовать в совершении Божественной литургии отцом Иоанном 27 мая сего года (1897 г. – Ред). Признаюсь, я принял это приглашение не столько из желания разделить животворящую Трапезу страшных Христовых Таин с великим молитвенником, сколько из простого, мелкого любопытства. Каюсь, я был отчасти предубежден против него: все эти нелепые рассказы богомолок; безграмотные и бессмысленные молитвы, распространяемые от имени его; эксплуатация невежественной массы некоторыми из окружающих его лиц, всё это мало говорило моему сердцу и критически настроенному уму. Правда, я боялся осудить Божия избранника, но не в силах был открыть ему и сердце свое и говорил, как древний Фома: «Доколе не увижу – не иму веры». С такими чувствами поехал я в назначенный день и в Путилово. Я приехал к началу шестопсалмия. Отец Иоанн был уже в церкви и молился у жертвенника в главном приделе. Мне пришлось стать на правой стороне алтаря, и чтимый всей Россией пастырь был у меня пред глазами. Я жадно устремил на него взоры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010