В статье рассматриваются свидетельства об особенном отношении к четвергу перед христианской Пасхой, к службам Великого Четверга в данном случае относим утреню, часы (включая изобразительны) и вечерню с Божественной литургией этого дня, а также несколько дополнительных чинопоследований: освящения мира, омовения св. престола, умовения ног, общего Елеосвящения, заготовления запасных Святых Даров. Содержание Иерусалим Константинополь Особые чины Великого Четверга     Четверг Страстной седмицы (по-церковнославянски – Великий Четверток) в современной богослужебной традиции Православной Церкви, без сомнения, является одним из важнейших дней года. Утром в этот день, согласно сложившейся практике, совершается воспоминание Тайной Вечери Господа Иисуса Христа с Его учениками в преддверии Его спасительных Страстей. А вечером совершается уникальное последование Двенадцати Евангелий, посвященное самим Страстям. Настоящая статья содержит очерк того, как развивалось богослужение Великого Четверга в православной традиции 1 . Первые бесспорные свидетельства об особенном отношении к четвергу перед христианской Пасхой, празднуемой в воскресенье, относятся к IV веку 2 . Но до IV века, в свете известных разногласий в доникейской Церкви о дне празднования Пасхи и самом содержании праздника 3 , почитание предпасхального четверга если и существовало, то не было повсеместным 4 . В любом случае, после IV века во всем христианском мире Великий Четверг становится днем обязательного совершения полной евхаристической литургии (чем резко выделяется среди будних дней предпасхального поста) и занимает свое особое место в кругу литургических памятей. Иерусалим В частности, в Иерусалиме уже в конце IV века, по свидетельству знаменитого «Паломничества» Эгерии 5 , в Великий Четверг совершались не только обычные ежедневные службы ранним утром («с первого пения петухов до утра») и в третий и шестой часы дня, но и полная литургия 6 вместо вечерни в главном храме, Мартириуме, а сразу после нее – еще одна литургия 7 , по несколько сокращенному чину 8 , за которой «причащаются все (communicant omnes)». Эта вторая литургия совершалась на престоле, устроенном за Голгофой 9 , причем там, по словам Эгерии, литургию служили только раз в году, и именно в Великий Четверг 10 . После литургии все переходили в ротонду Воскресения, там возносилась молитва , и епископ преподавал благословение оглашенным и затем верным. Народ расходился по домам вкусить пищу, но ненадолго: спустя непродолжительное время начиналось особое богослужение, во время которого вся христианская община города последовательно обходила места Страстей Христовых – с пением гимнов по дороге и чтением соответствующих евангельских отрывков на этих местах. Это богослужение продолжалось всю ночь, именно оно лежит в основе позднейшего последования Двенадцати Евангелий.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

В четверг первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл молился за великопостным богослужением в Иоанно-Предтеченском монастыре Москвы Москва, 5 марта 2009 г. 5 марта 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за богослужением в Иоанно-Предтеченском монастыре Москвы. По завершении утрени, часов и вечерни Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к молившимся за богослужением с Первосвятительским словом, сообщает Служба коммуникации ОВЦС . «Для того, чтобы идти по пути духовного совершенствования, а именно к этому призывает нас Господь, необходимо воспитывать свой ум, свою волю, свои чувства, – напомнил Святейший Патриарх Кирилл. – Воспитание ума имеет очень большое значение в наше время, когда человек подвергается огромному воздействию извне. Это воздействие несет в себе информацию как полезную, так и вредную. Способность отличать одно от другого свидетельствует о мудрости человека. Противостоять же злой и разрушительной информации мы можем, воспитывая свой ум и, в первую очередь, проникая в смысл Священного Писания, святоотеческих творений, житий святых, другой литературы, которая призвана воспитывать ум по закону Божию». Святейший Владыка подчеркнул, что очень важно также и воспитание воли. Святые отцы-аскеты и подвижники, среди которых – святители Тихон Задонский и Феофан, Затворник Вышенский – размышляя на эту тему, учат, что воспитать волю означает запечатлеть в ней добродетель. «Если у человека есть какая-либо добродетель, ее надо взращивать. Например, если имеется навык помогать другим людям, нужно поддерживать этот навык, даже когда прийти на помощь другому трудно в силу различных жизненных обстоятельств или когда для этого не хватает сил и средств. Нужно стремиться к тому, чтобы добродетели, которые присутствуют в нашей душе, нисколько не умалялись, а, наоборот, взращивались», – отметил Предстоятель Русской Православной Церкви. Его Святейшество подчеркнул важность утверждения вместо искореняемого порока противоположной ему добродетели: «Когда мы говорим о том, что воспитать волю означает запечатлеть добродетель, то в первую очередь имеем в виду изгнание пороков из своей души, потому что противоположное пороку и будет добродетель. Если человек лжеречив, то борьба с лжеречием будет означать стяжание добродетели молчания и мудрости. Если человек осуждает другого, то борьба с этим пороком должна быть в стяжании очень важной добродетели смиренномудрия, то есть способности словом своим не ранить другого человека, а лечить, использовать слова не для разрушения своего внутреннего мира, а для созидания».

http://pravoslavie.ru/29529.html

Archive Пн Положение о Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви Новая редакция Положения о Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви утверждена на заседании Священного Синода 11 марта 2020 года ( журнал 2 ). Полнота власти в Церкви принадлежит собору епископов. Собор епископов принимает решения в силу полномочий, данных от Бога архиереям как преемникам апостолов: «Епископу вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их» (39-е Апостольское правило). Осуществляя церковное управление, епископы пребывают в единении с клиром и возглавляемым ими народом Божиим: «Где является епископ, там да будет народ». Святитель Киприан Карфагенский утверждал: «Епископ в Церкви, и Церковь в епископе, и кто не с епископом, тот и не в Церкви». Он же подчеркивал, что «Церковь заключается в епископе, клире и всех стоящих в вере», а своим пресвитерам свидетельствовал о принятом им правиле «ничего не делать по одному своему усмотрению, без совета вашего и без согласия народа». «Смиренномудрие, и учение, и самая жизнь наша, — говорил святитель, — требуют, чтобы предстоятели, собравшись с клиром в присутствии народа... могли распорядиться во всем по общему соглашению». Таким образом, Предание Церкви свидетельствует о важном значении соборности и советования епископата с полнотой церковной, ибо «кто слушает совета, тот мудр» (Притч. 12:15; 24:6). Одной из форм такого советования в Русской Православной Церкви является Межсоборное присутствие. I. Цели и задачи Межсоборного присутствия I.1. Межсоборное присутствие является совещательным органом, содействующим высшей церковной власти Русской Православной Церкви в подготовке решений, касающихся наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви. I.2. Межсоборное присутствие призвано к обсуждению актуальных вопросов церковного бытия, в частности, относящихся к сфере богословия, церковного управления, церковного права, богослужения, пастырства, миссии, духовного образования, религиозного просвещения, диаконии, взаимоотношений Церкви и общества, Церкви и государства, Церкви и иных конфессий и религий.

http://patriarchia.ru/en/db/intersobor/u...

Добрые вести Православия: первая половина мая 2008 г. Митрополит Иларион (Капрал). Фото: synod.com Самой важной новостью первой половины мая стало, конечно же, избрание нового первоиерарха Русской Православной Церкви за рубежом. Другие вести касались возведения новых и реконструкции старых храмов, миссионерского служения Русской Православной Церкви, в том числе и в таких важных формах миссии, как кинематограф. Избран новый глава РПЦЗ Собор епископов Русской Зарубежной Церкви, действуя в соответствии с Положением о Русской Православной Церкви Заграницей, 12 мая 2008 года избрал архиепископа Сиднейского и Австралийско-Новозеландского Илариона первоиерархом Русской Зарубежной Церкви. 14 мая Священный Синод Русской Православной Церкви постановил утвердить решение Собора епископов Русской Зарубежной Церкви об избрании архиепископа Сиднейского и Австралийско-Новозеландского Илариона первоиерархом РПЦЗ. Указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 12 мая 2008 года архиепископ Иларион, в связи с избранием первоиерархом Русской Православной Церкви за границей, возведен в сан митрополита. В Венеции у мощей апостола и евангелиста Марка состоялось православное богослужение Совершение Божественной литургии в день памяти апостола и евангелиста Марка на его мощах, хранящихся в базилике святого Марка в Венеции, стало доброй традицией для священства и верующих Русской Православной Церкви. С разрешения католических властей города 8 мая, как и в предыдущие четыре года, православные из разных стран и континентов собрались в крипте базилики святого Марка, чтобы вознести молитвы у мощей ученика святых первоверховных апостолов Петра и Павла евангелиста и мученика святого Марка. В православном богослужении приняли участие девять священников и два диакона. Среди них были священнослужители из Германии, Италии, России. Впервые у мощей святого Марка служили вместе представители Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церквей. Общее число молящихся превысило 150 человек. По окончании литургии духовенство и верующие поднялись из крипты в верхнюю церковь и совершили там краткий молебен и поклонение мощам святого апостола и евангелиста Марка. Праздник завершился паломничеством по святым местам Венеции. Паломники посетили греческую церковь великомученика Георгия, где поклонились деснице святителя Василия Великого; церковь святого Иоанна Предтечи, где находятся мощи святителя Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского, и крест преподобного Саввы Освященного; церковь праведного Захарии, где поклонились мощам праведного Захарии, отца Иоанна Предтечи, и святителя Афанасия Великого, Патриарха Александрийского, исповедника.

http://pravoslavie.ru/5083.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Сейчас решается судьба Латвийской Православной Церкви» Православные жители Латвии призвали священнослужителей не нарушать церковное единство и возобновить поминовение Святейшего Патриарха Кирилла 31.08.2023 700 Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид в своем Telegram-kahaлe разместил текст обращения прихожан латвийских православных храмов к священнослужителям Латвийской Православной Церкви с просьбой не нарушать церковное единство и возобновить поминовение Патриарха Московского и всея Руси за богослужениями, передаёт ТАСС. «В связи с состоявшимся 24 августа 2023 года заседанием Священного Синода Русской Православной Церкви со смирением и любовью во Христе просим вас сохранить в целостности и единстве вверенную вам Богом паству. Просим с уважением относиться к Уставу нашей Церкви, не допускать нарушений канонов и возобновить поминовение Святейшего Патриарха Просим вас безбоязненно возвышать свой голос в защиту единства Церкви», - говорится в обращении. Прихожане указали, что готовы возвратиться в храмы, которые опустели после прекращения поминовения Патриарха. В обращении подчеркивается, что «сейчас настало время, когда решается судьба Латвийской Православной Церкви - сохранить ее законный статус или совершить раскол». Авторы послания при этом напомнили слова святителя Иоанна Златоуста о том, что «грех раскола не смывается даже мученической кровью». Напомним , Священный Синод Русской Православной Церкви 24 августа принял постановление, осуждающее действия митрополита Рижского и всея Латвии Александра, который неоднократно уклонялся от канонического порядка богослужебного поминовения предстоятеля Русской Церкви, а также требовал от священнослужителей отказаться от канонического поминовения Патриарха Московского и всея Руси. Напомним , что 13 августа 2023 года в рижском кафедральном соборе Рождества Христова митрополит Рижский и всея Латвии Александр возглавил чин хиротонии архимандрита Иоанна (Липшанса) во епископа Валмиерского.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/31/se...

Архив Пн Предстоятель Болгарской Православной Церкви совершил молебен в крестовом храме резиденции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси 23 мая 2014 г. 21:17 23 мая 2014 года  Святейший Патриарх Болгарский Неофит ,  прибывший  с визитом в пределы Русской Православной Церкви, посетил резиденцию Патриарха Московского и всея Руси в  Даниловом монастыре . Святейшего Патриарха Неофита сопровождает делегация в составе митрополита Видинского Дометиана, митрополита Ловчанского Гавриила, митрополита Варненского и Великопреславского Иоанна, митрополита Русенского Наума, начальника Синодального богослужебного отдела архимандрита Дионисия (Мишева), представителя Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси  архимандрита Феоктиста (Димитрова) , диакона Иоанна Петкова, начальника канцелярии Святейшего Патриарха Болгарского Теодора Русева Атанасова, начальника отдела по связям с общественностью при Священном Синоде  Болгарской Православной Церкви  Александра Иванова Карамихалева. В резиденции в Даниловом монастыре Предстоятеля Болгарской Церкви приветствовал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Святейший Патриарх Неофит совершил в крестовом храме во имя Всех святых Церкви Русской благодарственный молебен, во время которого Святейший Патриарх Кирилл молился в алтаре. Также за богослужением молились председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии  епископ Солнечногорский Сергий , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии  епископ Воскресенский Савва , наместник Данилова ставропигиального монастыря  архимандрит Алексий (Поликарпов) , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве  протоиерей Владимир Диваков , заместитель председателя ОВЦС  протоиерей Николай Балашов , настоятель Подворья Русской Православной Церкви в Софии  архимандрит Филипп (Васильцев) , настоятель  Подворья Болгарской Православной Церкви в Москве  архимандрит Феоктист (Димитров), секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, помощник председателя ОВЦС протодиакон Владимир Назаркин.

http://patriarchia.ru/db/text/3659055.ht...

Предстоятель Болгарской Православной Церкви совершил молебен в крестовом храме резиденции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси 23 мая 2014 г. 20:18 23 мая 2014 года Святейший Патриарх Болгарский Неофит , прибывший с визитом в пределы Русской Православной Церкви, посетил резиденцию Патриарха Московского и всея Руси в Даниловом монастыре . Святейшего Патриарха Неофита сопровождает делегация в составе митрополита Видинского Дометиана, митрополита Ловчанского Гавриила, митрополита Варненского и Великопреславского Иоанна, митрополита Русенского Наума, начальника Синодального богослужебного отдела архимандрита Дионисия (Мишева), представителя Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси архимандрита Феоктиста (Димитрова) , диакона Иоанна Петкова, начальника канцелярии Святейшего Патриарха Болгарского Теодора Русева Атанасова, начальника отдела по связям с общественностью при Священном Синоде Болгарской Православной Церкви  Александра Иванова Карамихалева. В резиденции в Даниловом монастыре Предстоятеля Болгарской Церкви приветствовал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Святейший Патриарх Неофит совершил в крестовом храме во имя Всех святых Церкви Русской благодарственный молебен, во время которого Святейший Патриарх Кирилл молился в алтаре. Также за богослужением молились председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Воскресенский Савва , наместник Данилова ставропигиального монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов) , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве протоиерей Владимир Диваков , заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов , настоятель Подворья Русской Православной Церкви в Софии архимандрит Филипп (Васильцев) , настоятель Подворья Болгарской Православной Церкви в Москве архимандрит Феоктист (Димитров), секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, помощник председателя ОВЦС протодиакон Владимир Назаркин.

http://patriarchia.ru/db/text/3654540.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Благочестивый шантаж В Абхазии закрылись храмы вплоть до определения Патриархом Кириллом статуса «Абхазской православной церкви» 22.02.2021 2345 Время на чтение 7 минут Глава православных приходов в Абхазии, которые себя неформально называют «Абхазской православной церковью» (АПЦ), иерей Виссарион Аплиа заявил в эфире абхазского телевидения о прекращении богослужений в храмах Абхазии вплоть до определения статуса АПЦ. При этом храмы остаются открытыми для прихожан, передаёт РИА Новости. «Сегодняшние священнослужители, которые были отпущены в свои определённые епархии, пускай они там поставят вопрос перед своими архиереями, чтобы архиереи поставили вопрос перед Святейшим Патриархом Кириллом, как дальше быть. Тридцать лет вот так находиться в какой-то такой ситуации – это невозможно... Поэтому я сейчас приостановил (службы в храмах - ред.)», - заявил священнослужитель. При этом отец Виссарион отметил, что не стал приостанавливать богослужения в главном соборе в Сухуме. «Я в нём служил и до войны, и после войны, поэтому каноническое право имеет кафедральный собор», - добавил он. Глава «Абхазской православной церкви» считает, что во время Великой Отечественной войны, когда Русская Православная Церковь, после встречи Священноначалия с лидером страны И.В. Сталиным, признала автокефалию Грузинской, местные грузинские власти присоединили АПЦ к Грузинской Православной Церкви без соборного и канонического решения. Он выразил надежду на то, что Московский Патриархат решит церковную ситуацию в Абхазии, определив статус АПЦ. «Канонический статус этих священников (рукоположенных РПЦ - ред.) должен быть определён. Самое главное, что они должны сюда вернуться со статусом для Абхазской Православной Церкви. Мы не можем быть частью Грузинской Церкви, мы не были частью Грузинской Церкви и не будем», - решительно заявил иерей Виссарион Аплиа. Руководитель религиозной редакции «Царьграда» Михаил Тюренков считает, что глава АПЦ просто пошёл ва-банк. «И лично я его могу понять: вот уже почти тридцать лет абхазская церковная проблема не решена, - подчеркнул эксперт. - Формально Абхазия остаётся канонической территорией Грузинской Православной Церкви, однако после кровопролитной войны 1992-1993 годов, в которой Грузинский Патриархат занял одну воюющую сторону, духовное окормление Абхазии Грузинской Церковью просто невозможно».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/22/bl...

Закрыть itemscope itemtype="" > С надеждой на покаяние Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви отлучил от Церкви бывшего епископа Рашко-Призренского Артемия (Радосавльевича) 01.06.2015 1495 Время на чтение 4 минуты 25 мая Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви принял решение об отлучении от Церкви бывшего монаха Артемия (Радосавльевича) и бывшего иеромонаха Николая (Николича), сообщает Православие.ru. «В виду того, что Марко Радосавльевич, бывший монах Артемий и бывший епископ Рашко-Призренский, остался глух ко всем попыткам Сербской Православной Церкви вернуть его с пути раскола к единству с Матерью-Церковью, на основании статьи 69 (пункта 29) Устава Сербской Православной Церкви, а также в соответствии с 15-й статьей “Положения о церковных преступлениях”, его и Негослава Николича, бывшего иеромонаха Николая, “рукоположенного” Артемием в псевдохорепископа вымышленной Старорашской и Лозницкой епархии, бессрочно исключить из церковного единства, с надеждой и молитвой ко Господу о ниспослании им покаяния как единственного пути спасения и возвращения в Церковь Божию, всегда с радостью принимающую кающихся», – говорится в официальном сообщении Собора, опубликованном 29 мая. Собор призвал монашествующих и мирян, принимавших участие в богослужениях и оказывавших поддержку раскольничьей деятельности, вернуться к каноническому порядку и евхаристическому единству с Православной Церковью и напоминает им, что таинства, совершаемые упомянутыми лицами, не являются таковыми. В ходе работы Архиерейского Собора 25 мая бывшему епископу Артемию было направлено письмо с призывом встать на путь единства, диалога и мира. Однако последний сначала отказался принять этот акт, а после публикации его на официальном сайте Сербской Православной Церкви направил письмо на имя Святейшего Патриарха Иринея, в котором отрицал свое пребывание в расколе и перекладывал всю вину за сложившуюся ситуацию на Патриарха и Собор. Бывший епископ Артемий был окончательно отстранен от управления Рашко-Призренской епархией на заседании Архиерейского Собора 4 мая 2010 года и пребывал на покое в монастыре Шишатовац (Сремская епархия). Однако в своем письме от 13 сентября 2010 года он неожиданно отказался признавать решения Собора и Синода, после чего актом Священного Синода от 15 сентября 2010 года был запрещен в служении.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/06/01/s_...

На зарубежных приходах Русской Православной Церкви молитвенно отметили Рождество Христово 11 января 2019 г. 13:34 Праздничными богослужениями встретили Рождество Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа в храмах Русской Православной Церкви в разных странах мира. Рождественские богослужения в главном соборном храме русского православного присутствия в Святой Земле — Троицком соборе Иерусалима — возглавил начальник Русской духовной миссии архимандрит Александр (Елисов) . Вечером 6 января 2019 года в Троицком соборе было совершено праздничное всенощное бдение. Архимандриту Александру сослужили клирики Миссии игумен Никон (Головко), иеромонах Дометиан (Маркарян), диакон Вячеслав Сенин и паломники из Киевской митрополии Украинской Православной Церкви . В Троицком соборе собрались сотни богомольцев: православные верующие из Иерусалима и отдаленных городов Израиля, паломники, прибывшие в Святую Землю на праздник Рождества из пределов Русской Православной Церкви, представители российского дипломатического корпуса. В Париже в праздник Рождества Христова митрополит Корсунский и Западноевропейский Иоанн , экзарх Патриарха Московского и всея Руси, совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Троицком кафедральном соборе. Архипастырю сослужили игумен Серафим, иерей Зиновий Гомбесса, священник Георгий Шешко, протодиакон Николай Ребиндер, диакон Антоний Ивашин и диакон Роман Оника. На сугубой ектении Божественной литургии были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. По завершении праздничного богослужения, за которым Святых Христовых Таин причастилось более 170 человек, митрополит Иоанн обратился к духовенству и верующим с праздничным приветствием и словом проповеди. В ночь на 7 января архиепископ Венский и Будапештский Антоний совершил богослужения праздника Рождества Христова в Николаевском кафедральном соборе Вены. Владыке сослужили настоятель собора протоиерей Владимир Тыщук, протоиереи Хризостом Пийненбург и Радослав Ристич, иерей Вячеслав Шибанов, протодиакон Виктор Шиловский и паломники в священном сане. В храме за богослужением молились многочисленные прихожане.

http://patriarchia.ru/db/text/5340447.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010