Часть 5 1. Частные Богослужения Кроме богослужения общественного, совершающегося в определенные времена для всех верующих, есть еще разные виды богослужения частного. Это молитвословия и священнодействия, которые совершаются особо, в различные времена, по требованию и частным нуждам отдельных верующих. Эти виды богослужения в просторечии носят обыкновенно название треб. Чинопоследования их собраны в богослужебных книгах, которые носят названия: «Требник», «Дополнительный требник», «Великий требник», «Книга молебных пений». Некоторые из этих чинопоследований изданы отдельными книгами, а также помещены особым отделом в конце так называемого «Иерейского молитвослова». К числу таких богослужебных чинопоследований относятся последования всех таинств, кроме, конечно, Евхаристии, которая совершается за – божественной литургией, и которая является средоточием всего общественного богослужения, также сюда относятся чины погребений усопших, молебные пения и молитвы на самые разнообразные случаи. В этих молитвословиях и священнодействиях (кроме Евхаристии и священства), входящих в книгу Требник, или более правильно Потребник, как она называлась в древности на Руси, как показывает и самое наименование ее, в ней содержится все, что потребно каждому чаду Православной Церкви. И в этом особенно ярко выразилась материнская забота св. Церкви о ее чадах – всех верующих христианах. Требы эти охватывают все течение жизни человека, начиная от появления его на свет и кончая преданием его земле после кончины. По замыслу св. Церкви, буквально каждый шаг христианина, каждое его начинание или предприятие, все должно освящаться молитвой, призыванием благодати Божией и благословением. Истинный христианин ничего не делает без благословения Божия, твердо зная, что только в этом благословении надежный залог его успеха. Св. Церковь и идет в этом отношении ему навстречу, предлагая соответствующие по содержанию богослужебные чины и молитвы на все случаи жизни. Все эти чинопоследования изложены в Требнике приблизительно в таком порядке, в каком является в них потребность в жизни христианина, начиная от его рождения: поэтому и мы в таком же порядке и будем их рассматривать. 2. Требник, часть первая

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл совершил богослужение на белградском подворье Русской Православной Церкви Операторы: Р. Самсонов, П. Конухов. Звукооператор: А. Бригадов 15 ноября 2014 г. 22:30 Вечером 15 ноября 2014 года, в канун Недели 23-й по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил утреню всенощного бдения в Свято-Троицком храме — подворье Русской Православной Церкви в Белграде. Его Святейшеству сослужили:  митрополит Волоколамский Иларион , председатель  Отдела внешних церковных связей ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии;  протоиерей Николай Балашов , заместитель председателя ОВЦС; протоиерей Виталий Тарасьев, настоятель подворья Русской Православной Церкви в Белграде; протоиерей Игорь Якимчук, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям. В алтаре храма молились  митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий ,  архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил , представитель Патриарха Сербского при Московском Патриаршем престоле  епископ Моравичский Антоний . За богослужением Святейший Патриарх Кирилл совершил помазание елеем многочисленных прихожан храма Святой Троицы. По окончании богослужения Святейшего Владыку тепло приветствовал протоиерей Виталий Тарасьев. Настоятель подворья отметил большое значение визита Предстоятеля Русской Православной Церкви в Белград и выразил радость в связи с освящением Иверской часовни на Русском кладбище. Отец Виталий преподнес Его Святейшеству факсимильное издание, в котором воспроизведены некоторые страницы мемориальной книги, заполнявшейся со времени основания Русского некрополя, а также список Иверской иконы Божией Матери. Предстоятель Русской Церкви обратился к молящимся с Первосвятительским словом: «Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимый отец Виталий, уважаемые господа послы, представители государственных властей, братья и сестры! Всякий раз, переступая порог этого храма, я чувствую некую духовную сопричастность четырем поколениям русских людей, которые покинули родину в годы страшного лихолетья и приехали сюда, на гостеприимную сербскую землю. Этот храм был свидетелем и слез, и радости тысяч и тысяч людей. Для многих русских людей именно этот храм был частицей Руси. Можно себе представить, с каким чувством они взирали на святые иконы, которые так напоминали им иконы, находившиеся там, на далекой родине, перед которыми они с детства молились. Что чувствовали они, слыша знакомые песнопения? Как воспринимали они саму возможность стоять рядом, рука об руку, являя некий образ той Руси, которую они покинули? 

http://patriarchia.ru/db/text/3842951.ht...

В день праздника Собора Архангела Гавриила митрополит Волоколамский Иларион и представители Поместных Православных Церквей совершили богослужение на подворье Антиохийской Православной Церкви в Москве 27 июля 2014 г. 11:52 26 июля 2014 года, в праздник Собора Архангела Гавриила, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион возглавил Божественную литургию на московском подворье Антиохийской Православной Церкви  — в храме во имя святого Архангела Гавриила. Владыке Илариону сослужили настоятель Подворья, представитель Патриарха Великой Антиохии и всего Востока митрополит Филиппопольский Нифон , архиереи Антиохийской Церкви: митрополит Тирский и Сидонский Илия и епископ Селевкийский Ефрем; представитель Патриарха Иерусалимского при Московском Патриаршем престоле архимандрит Стефан (Диспиракис), представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Феоктист (Димитров), представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Московском Патриаршем престоле архимандрит Серафим (Шемятовский), представитель Православной Церкви в Америке при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Александр (Пихач), заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов , благочинный храмов Богоявленского округа Москвы архимандрит Дионисий (Шишигин), помощник председателя ОВЦС протодиакон Владимир Назаркин, клирики храма. На праздничном богослужении присутствовали первый заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ А.П. Торшин; член Императорского православного палестинского общества , вице-президент ОАО «РЖД» А.В. Салтанов; министр-советник, заместитель главы Представительства Европейского Союза в Российской Федерации Свен-Олов Карлссон; послы Колумбии, Чили, Сербии, Голландии, Пакистана, Кот-д’Ивуар, представители дипломатического корпуса Франции и других стран. После сугубой ектении была прочитана молитва о мире на Украине. По окончании Божественной литургии у храма был отслужен молебен перед иконой Архистратига Гавриила.

http://patriarchia.ru/db/text/3696396.ht...

протоиерей Василий Заев Скачать epub pdf 14. Православная Церковь в Америке 14.1. Краткий очерк истории Православной Церкви в Америке 14.1.1. История основания Православной Церкви в Америке Происхождение Православной Церкви в Америке было обусловлено миссионерской деятельностью Русской Церкви. Распространение Православия на Американском континенте связано с освоением русскими людьми Аляски и Западного побережья США. Одним из первых, кто основал русские поселения на этой земле и начал здесь строительство православных храмов, был Григорий Шелихов (1748–1795). По его инициативе в 1793–1794 г.г. на остров Кадьяк была направлена миссия, составленная из иноков Валаамского монастыря во главе с архимандритом Иоасафом (Болотовым). Среди членов миссии был священномученик иеромонах Ювеналий и преподобный Герман Аляскинский, ныне почитаемые православные святые. Уже к концу 1796 г. число просвещенных в Америке достигло двенадцати тысяч. Успех миссии поставил вопрос о назначении на Аляску самостоятельного епископа, которым стал с титулом «Кадьякский» в 1799 г. архимандрит Иоасаф. Трагическая гибель не позволила ему приступить к архипастырским обязанностям. В 1811 г. в результате конфликта с Российско-Американской промысловой компанией кафедра была закрыта, и ее возрождение связано со священником Иоанном Вениаминовым, ставшим впоследствии митрополитом Московским Иннокентием (1879), и за свои миссионерские труды причисленным к лику святых. Отец Иоанн прибыл на остров Уналашку в 1823 г. и не только перевел на алеутский язык Священное Писание и богослужение, но и активно изучил местную культуру и быт. Он начал с открытия православной школы для детей, создал алеутам письменность, которой у них до этого не было, перевел множество библейских текстов. Это быстро принесло свои плоды. В 1840 г. на острове Ситке в Новоархангельске открылась епископская кафедра, и принявший монашество с именем Иннокентий, отец Иоанн в 1849 г. стал ее первым епископом. В 1867 г. император Александр II продал Аляску США, однако договор оставлял все храмы и часовни в собственности Русской Церкви. В 1870 г. была создана Алеутская и Аляскинская епархия. Одним из ее выдающихся епископов стал будущий Патриарх Московский Тихон (1925), причисленный к лику святых, который управлял кафедрой с 1899 по 1907 г.г. В 1872 г. епископская кафедра была переведена из Новоархангельска в Сан-Франциско, тогда же в церковное богослужение был введен английский язык.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Богослужение в воскресные дни Богослужение в воскресные дни в изменяемой части своей совершается по октоиху и триоди; но для песнопений октоиха не указывается гласа, на какой их петь; потому что гласы определяются предшествующими Великому посту неделями и потому каждый год подвержены изменению. Песнопения же и молитвословия минеи (если не случится особого праздника с полиелеем или бдением) оставляются и восполняются песнопениями и молитвословиями из триоди в память особых священных событий и лиц, представляющих в жизни своей высокие примеры поста и молитвы. А именно: а) Воскресенье 1-й недели поста называется неделею православия по случаю совершаемого в сей день торжества православия, установленного в Греции в IX веке, в память победы православной веры и церкви над всеми ересями, возмущавшими церковь Христову, п особенно в память восстановления при Имп. Ирине (797–802) почитания св. икон после продолжительного на них гонения со стороны иконоборцев. В кафедральных храмах при архиерейском служении совершается особый обряд, называемый чином православия. Обряд сей состоит в пении благодарного молебна пред возлежащими на аналое среди храма иконами Спасителя и Божией Матери. В конце молебна, после молитвы об укреплении верных в православной вере и очищении православной церкви от ересей и расколов, возглашается: Кто Бог велий 3-жды, читается весь символ веры и произносится 12 анафематствований, т.-е. отлучений от церкви лжеучителей и на каждое сонм священно-служителей отвечает трижды: анафема! После отлучений возглашается вечная память всем защитникам православия и многолетие защитнику и покровителю православной церкви Государю Императору, Государынь Императрице, Наследнику Цесаревичу и всему Царствующему Дому. Оканчивается чин православия пением: «Тебе Бога хвалим» и целованием икон. б) В воскресенье 2-й недели прославляются подвиги св. Григория Паламы , сперва инока Афонской горы, а потом Архиепископа Фессалонитского (XIV века), «иже, поется в службе ему, православия догматы насадил и веры семя умножил добре».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Закрыть itemscope itemtype="" > Украинская Православная Церковь: приближается время духовного подвига и особых искушений 10.03.2021 685 Время на чтение 6 минут Источник: Православие.Ru Глава Синодального информационно-просветительского отдела Украинс кой Православной Церкви, митрополит Нежинский и Прилукский Климент рассказал, чем жила Украинская Православная Церковь зимой 2021 года. Киев Новостную повестку Православной Церкви вот уже почти две тысячи лет формирует церковный календарь. Поэтому главные события первых месяцев года связаны с христианскими праздниками. В первую очередь это, конечно, Рождество Христово, на праздновании которого сказалась эпидемиологическая ситуация в стране. И в этом году более шести миллионов зрителей смотрели онлайн-трансляцию праздничного богослужения из Киево-Печерской лавры, которое возглавил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Такую величину можно объяснить тем, что многие люди еще боятся посещать людные места и потому решили посмотреть богослужения онлайн. Сейчас на Украине стартовала вакцинация от COVID-19, но общественный резонанс по этому поводу существовал еще с конца прошлого года. На эту тему в своих проповедях не раз высказывался Блаженнейший Митрополит Онуфрий, обращая внимание на важность правильного отношения к своей жизни и здоровью и подчеркивая, что верующие не должны забывать о «вакцине вечности» — покаянии. Ведь зачастую люди допускают подмену понятий, и вместо страха перед грехом и опасения оказаться в ситуации, когда Бог у них стоит не на первом месте в жизни, боятся каких-то вещей, которые на самом деле совершенно неочевидны и не имеют никакого подтверждения в Священном Писании. С заявлениями по поводу вакцинации не раз выступали управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварский Антоний, а также глава Представительства Украинской Православной Церкви при европейских международных организациях епископ Барышевский Виктор. Последний в своем комментарии отметил, что международное сообщество настаивает на добровольности процесса вакцинации, который должен исключать любые принудительные меры по принятию или непринятию этой медицинской процедуры.

http://ruskline.ru/opp/2021/03/10/ukrain...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie В день памяти святителя Николая Чудотворца митрополит Иларион совершил богослужение на московском Подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии 19 декабря 2016 года, в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме святителя Николая в Котельниках – на Патриаршем Подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии в Москве. В этот день отмечалось 17-летие со дня основания московского Подворья Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Председателю ОВЦС сослужили представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Филиппопольский Нифон, архиепископ Пражский и Чешских земель Михаил, викарий Видинской митрополии епископ Белоградчишский Поликарп (Болгарская Православная Церковь), представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Серафим (Шемятовский), клирики храма. На богослужении присутствовали Чрезвычайный и Полномочный посол Чешской Республики в Российской Федерации В. Ремек, советник Посольства Словацкой Республики в Российской Федерации И. Дерцо, президент Фонда единства православных народов В.А. Алексеев. После сугубой ектеньи митрополит Иларион вознес молитву о мире на Украине. По окончании Литургии было совершено славление перед чудотворной иконой святителя Николая. Затем настоятель храма архимандрит Серафим (Шемятовский) обратился к митрополиту Илариону со словами приветствия. «В этот торжественный день, престольный праздник нашего храма и 17-летие со дня основания подворья при Патриархе Московском и всея Руси, хотел бы, прежде всего, поблагодарить Святейшего Патриарха Кирилла, который благословил Вашему Высокопреосвященству совершить сегодня Божественную литургию, доставив нам большую радость молиться вместе с Вами перед престолом Божиим», – в частности, отметил он.

http://mospat.ru/ru/news/48865/

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Предварительные сведения 1. Понятие о Богослужении Богослужением Православной Христианской Церкви называется соединение молитвословий, песнопений, чтений слова Божия и священнодействий, совершаемых по определенному, установленному Церковью, чину или порядку чрез посредство пастырей Церкви. Богослужение, как внешняя сторона религии, служит средством для выражения христианами внутренней религиозной веры и благоговейных чувств к Богу, а равно и средством для таинственного общения с Богом. Отсюда и цель установленного Православною Церковью Богослужения заключается: (Знаменский. Учение о Богослужении Православной Церкви.) 2. Разделение Богослужения на общественное и частное Богослужение, которое совершается от лица всей Церкви и по потребностям, общим для всех христиан, называется общественным: оно выражает общение всей Церкви со Христом; а Богослужение, совершаемое по нуждам и желаниям отдельных лиц, называется частным: оно выражает общение отдельных членов с Церковью и чрез нее со Христом. 3. Разделение церковных служб на постоянные и особенные Православное Богослужение состоит из многоразличных церковных служб. Сообразно с делением христианского Богослужения на общественное и частное, и церковные службы делятся на два главных вида: 4. Понятие о кругах Богослужения Службы общественного Богослужения слагаются из троякого рода молитвословий и песнопений: Молитвословия и песнопения, приспособленные к определенным часам дня, образуют из себя службы дневные, суточные. На каждый день эти службы неизменны и составляют как бы основание общественного Богослужения, так что и самое название свое получают от времени их совершения (служба, совершаемая вечером, называется вечерней, и т. д.). Суточные (дневные) службы, изменяясь в течение дня, по прошествии дня снова начинаются и следуют в том же порядке как и в прежний день. Весь ряд служб дня и называется кругом Богослужения суточным или дневным. Молитвословия и песнопения, приспособленные к дням седмицы, образуют из себя службы седмичные. Службы эти, изменяясь с каждым днем седмицы, по прошествии ее снова начинаются и следуют в том же порядке как и в прежнюю седмицу. Весь ряд служб седмицы и называется кругом Богослужения седмичным.

http://azbyka.ru/rukovodstvo-k-izucheniy...

Закрыть itemscope itemtype="" > Крест патриарха Кирилла О частной жизни главы Русской православной церкви читателям «АиФ» рассказал его пресс-секретарь диакон Александр Волков 26.05.2014 683 Время на чтение 12 минут Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. ©/ пресс-служба патриарха Московского и всея Руси 5 лет главой Русской православной церкви является Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. О его обширной общественной деятельности, позиции по тому или иному вопросу знают многие, а вот частная жизнь от чужих глаз скрыта. Впервые завесу тайны только для читателей «АиФ» согласился открыть глава пресс-службы патриарха диакон Александр Волков. Время, отведённое Богом Юлия Тутина, «АиФ»: Отец Александр, говорят, все великие люди мало спят. А каков распорядок дня у патриарха? Александр Волков: За десятилетия напряжённой работы в Церкви, всегда находясь в режиме абсолютной нехватки времени, патриарх выработал жёсткий график работы. И сейчас мы, люди, которые его окружают, оказываемся в таком же постоянном, почти невыносимом цейтноте. Святейший ценит каждую минуту и потому старается максимально оптимизировать своё время, заполняя все свободные интервалы. В рабочей резиденции в Москве , в Чистом переулке, за основным зданием есть небольшой старый садик, где он в последние месяцы по рекомендации врачей взял за привычку прогуливаться. Так я его там никогда не видел в одиночестве! Он всегда вызывает кого-то из сотрудников патриархии. У выхода в этот садик теперь даже висит дежурная куртка для людей, с которыми он прогуливается. Вся эта ситуация - проекция мысли, которую он часто повторяет окружающим: нам Богом отведён конкретный промежуток времени, чтобы успеть сделать что-то для изменения духовного состояния в обществе. Время это отнюдь не безгранично, поэтому мы должны в каждый день втиснуть максимальное количество дел, которые приносили бы пользу Церкви и обществу. - Так во сколько же он встаёт? - Около 7 утра. Затем молитва, завтрак, выезд на работу или в храм. В рабочую резиденцию он обычно приезжает часам к 10, а богослужение начинается раньше. Затем встречи, работа с документами до позднего вечера. Если выезжает домой в Переделкино в 9 вечера, то обязательно берёт с собой кипу документов - работает после ужина. Ложится спать каждый день глубоко за полночь. Врачи рекомендуют изменить режим, но он считает - возможности нет. Из оздоровительных мероприятий - уже упомянутые прогулки, а также не очень регулярные, но достаточно интенсивные физические нагрузки. Для священнослужителя первое место отдыха - это богослужение. Православное богослужение вообще сложное физически, а уж патриаршее - тем более. Оно всегда торжест­венное, очень эмоционально напряжённое. Но я не раз убеждался в том, что именно оно даёт патриарху силы. Если так складывается, что патриарх не имеет возможности совершать на протяжении недели богослужение, то он после перерыва во время службы просто преображается, молодеет на несколько лет.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Часть IV. Дни богослужения церковные Общие и преходящие И рече Господь к Моисею, глаголя: и ты заповеждь сыном Израилевым, глаголя: смотрите, и субботы Моя сохраните: естъ бо знамение между Мною и вами в роды ваша, да увесте, яко Аз Господь освящаяй вас ( Исх.31:12–13 ). Недели и другие дни Неделею в Церковном Уставе называется и целая седмица, и преимущественно первый день ее, в который Господь наш Иисус Христос воскрес из мертвых ( Мк.16:1–6 ) и который Церковь в продолжение всего года посвящает главным образом воспоминанию славного воскресения Христова и называет воскресным. Имя недели указывает на заповедь Божию, повелевающую шесть дней делать, а седьмый не делать, т. е. посвящать на особенное служение Богу и ближним, и следовательно это имя принадлежит всякому празднику и собственно дню воскресному, который сообразно с четвертою заповедию Божиею заступил для христиан место ветхозаветной субботы. Но принадлежа преимущественно воскресному дню, название недели принадлежит также и целой седмице. Подобно ветхозаветной Церкви, которая седмицу называла иногда субботою, – именем седьмого и главного дня седмицы ( Лев.23:15 , Лк.18:12 ), христиане называют также седмицу неделею, по имени первого и главного из седми дней ее, на которые распространяется священное воспоминание, совершаемое Церковию в день воскресный, или в неделю, и таким образом все семь дней делает как бы одним днем Богослужения, или недолею. Название всей седмицы неделею внушает, что по воскресении Иисуса Христа, избавившего нас от работы вражия, настало вечное субботство, – неисходный круг недель, т. е. не дел плотских и суетных, но св. дел веры и благочестия ( Евр.9:9 ). «Новый закон, говорит св. Иустин мученик , хочет, чтобы мы хранили непрестанную субботу» 206 . Таким образом всякая неделя, по изменению луны в каждые семь дней, образуя известное продолжение времени, и относительно Богослужения христианского составляет особый круг церковного проследования, еженедельно посвящаемого воспоминанию воскресения Христова, а вместе и иному особенному воспоминанию. Ибо многие недели в Церкви православной, кроме празднования воскресению Христову, посвящены особенным воспоминаниям, например: неделя о Фоме, неделя жен Мироносиц, Пятидесятницы и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010