Мы сейчас вспоминаем о сорока мирных послевоенных годах как о явном свидетельстве благодати Божией над Россией, - а ведь благодать эта была явлена в ответ на человеческие усилия. И Патриарх Пимен не последнюю скрипку сыграл в советском миротворческом движении - кажется, не было такой мирной конференции в 70-80-е годы, в которой он не принял бы участия. И внутри Церкви он ратовал за покой, сдерживая властною рукою и почитателей инославия, и ревнителей не по разуму. ...Говоря о Святейшем Пимене, нельзя не вспомнить о том, что он воевал. А он воевал, да ещё как! И что особенно интересно: будучи монахом, отсидев в лагере, он, тем не менее, попал на фронт, да ещё и стал старшим лейтенантом Красной Армии. Где ещё такое видано: монах - и старший лейтенант!.. Ему не повезло: почти вся его война прошла возле Харькова, в тех гибельных, неудачных боях, которые никому славы не принесли, - там он был тяжело ранен, попал в госпиталь, а затем его комиссовали... О службе офицера-иеромонаха рассказывают много легенд - теперь не знаешь, чему и верить. Говорили, что по его молитвам полк выходил из окружения. Говорили, что отцу Пимену являлась на фронте Сама Матерь Божия. Кто знает? Сам он очень не любил рассказывать о себе. Но вот случай, записанный с его собственных слов. Однажды послали лейтенанта Извекова с донесением к командованию. Он сел на лошадь и тронулся в путь. Кличка у лошади была необычная - Судьба. Отец Пимен решил полностью довериться этой Судьбе и отпустил поводья - едет шагом, читает про себя молитвы... Прибыл благополучно в штаб, там его спрашивают: «Какой дорогой следовали?» - «Через лес...» А в ответ смеются: «Такого быть не может! В лесу всё заминировано, там и тропинки безопасной нет!» Выходит, вывезла Судьба. Тут, как на ладони, виден весь жизненный путь Святейшего: потихоньку, шагом, углубясь в молитву, - да по минному полю, где никто бы пройти не смог! Каким он запомнился своей пастве? Спокойным и властным, без тени показного фанатизма, но с уверенной твёрдостью во взгляде. Вспоминают о том, каким великим молитвенником он был, даже говорят, что главная его деятельность на посту Патриарха заключалась не столько в явных глазу делах, сколько в тайной и сугубой молитве. Вспоминают богослужения с его участием: как он читал, отчётливо произнося каждое слово, - да не просто отчётливо, а так, чтобы оно ложилось на душу всем в храме. Он весьма славился своим чтением - до сих пор православные с пользой для души слушают записи Великого Покаянного канона, прочитанного Патриархом Пименом.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

При посольстве РФ в Китае прошли великопостные богослужения первой седмицы 26 февраля 2007 г. 09:40 В православной общине храма Успения Пресвятой Богородицы на территории Посольства Российской Федерации в КНР в Пекине всю первую седмицу Великого поста проходили службы в здании Красной фанзы. По просьбе прихожан специально из Шанхая прилетел священник Алексий Киселевич. 19-22 февраля — в течение понедельника, вторника, среды и четверга первой седмицы — вечером совершалось великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. На службах присутствовали сотрудники Посольства РФ в КНР и православные верующие, проживающие в Пекине. На этой неделе в Китае проходит массовое празднование китайского нового года, поэтому вечерние службы в Красной фанзе совершались под непрекращающиеся выстрелы петард и хлопушек. Во вторник первой седмицы прошло очередное занятие воскресной школы для взрослых, специально посвященное Великому посту. На занятие был приглашен отец Алексий, который ответил на разнообразные вопросы учащихся воскресной школы о значении поста в жизни верующих. Вечером в пятницу первой седмицы отец Алексий провел исповедь. В субботу, 24 февраля, в день памяти великомученика Феодора Тирона и Иверской иконы Божией Матери, была совершена Божественная литургия, за которой причастилось около шестидесяти человек. На этой недели на богослужениях было особенно много детей. В течение первой седмицы отец Алексий совершил Таинство Крещения над двумя детьми сотрудников Посольства Российской Федерации. После совместного богослужения в субботу верующим подарили красочные издания детской Библии. После службы прошло чаепитие с постными пирогами. К сожалению, православные китайцы лишены возможности полноценнрй церковной молитвы за неимением храма в Пекине. В ознаменовании начала Великого поста, в течение которого принято совершать добрые дела, в православной общине Пекина на этой недели начинается сбор благотворительной помощи для детского приюта Московской области. «Православие в Китае» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/203557.htm...

Календарь Материалы 25 февраля 2015 г. [Встреча с Православием/Богослужение] 12/25 февраля 2015 г. Среда Первой седмицы Великого Поста. Сретенский монастырь. Великое повечерие с чтением великого покаянного канона прп. Андрея Критского. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:34:13 мин. Размер 67.9 Mb) [Встреча с Православием/Богослужение] 12/25 февраля 2015 г. Среда 1-й седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Полунощница, утреня, 1-й, 3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны, вечерня с Литугией Преждеосвященных Даров. Хор Сретенской Духовной Семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 5:24:45 мин. Размер 233.9 Mb) [Интернет-журнал/Общество] Илья Кашицын Плодом преступного вмешательства Запада и аравийских монархий в суверенные дела Ливии стало практически полное искоренение христианства в этой стране. Протоиерей Андрей Ткачев Среди нравственных наставлений, рассыпанных в текстах богослужений и поучениях учителей Церкви, есть много слов о духовном смысле поста. О том, что пост требует языка обуздания, с ближними примирения, сердца сокрушения, творения добрых дел усердного и проч. Протоиерей Сергий Стаценко Портал «Богослов.Ru» продолжает проект, посвященный обсуждению вопросов жизнедеятельности приходов. Своим мнением об организации общины делится председатель просветительского отдела Ташкентской и Узбекистанской епархии протоиерей Сергий Стаценко. Взгляды автора на общину выражены в форме положения, что позволяет не только остановиться на определении, целях и задачах общины, но и максимально подробно описать ее структуру, внутреннюю жизнь и схему управления ею. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 24 февраля 2015 года, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за уставным богослужением в Зачатьевском монастыре г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Марина Рахманова Наш постоянный автор доктор искусствоведения Марина Рахманова рассказывает о человеке подлинной веры и высокого христианского духа; единое на потребу (Лк. 10, 42) определило и творческий путь композитора, и крестный путь мученика.

http://pravoslavie.ru/archive/150225.htm

В первую великопостную седмицу Патриарх Кирилл будет ежедневно служить в храмах Москвы 6 марта, 2011. Редакция " Правмира " Богослужения с участием Его Святейшества пройдут в Храме Христа Спасителя, Донском, Даниловом и Новоспасском монастырях Москвы, в храме Успения Божией Матери в Печатниках, а также Троице-Сергиевой лавре По традиции, в первую седмицу Великого поста Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл будет молиться за уставными богослужениями в храмах и монастырях Москвы, сообщает patriarchia.ru . Вечером 6 марта, в Прощеное воскресенье, Предстоятель Русской Церкви возглавит вечерню с чином прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. В первые четыре дня Великого поста Святейший Патриарх Кирилл будет совершать великое повечерие с чтением покаянного канона прп. Андрея Критского. В среду, 9 марта, и в пятницу, 11 марта, Святейший Владыка совершит Литургию Преждеосвященных Даров. В субботу, 12 марта, Предстоятель возглавит служение Божественной литургии святителя Иоана Златоуста. В воскресенье, 13 марта, Святейший Патриарх Кирилл совершит Божественную литургию святителя Василия Великого и чин Торжества Православия. Богослужения с участием Его Святейшества пройдут в Храме Христа Спасителя, Донском, Даниловом и Новоспасском монастырях Москвы, в храме Успения Божией Матери в Печатниках, а также Троице-Сергиевой лавре. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-pervuyu-velikopostnu...

  Chemin de la Croix Пятый дар — богослужебный. Чин литургии Преждеосвященных даров, совершаемой по средам и пятницам в течение всего Великого поста, а также в первые три дня Страстной седмицы, не случайно носит имя святителя Григория Двоеслова, папы Римского. Пассии, которые служатся воскресными вечерами Великого поста и представляют собой малое повечерие или в современной практике вечерню с чтением одного из евангельских рассказов о страстях Христовых, тоже появились под влиянием римского обряда. В богослужебном уставе пассий нет, а само слово это латинское (passio — страсть). Впервые указания на то, как следует служить пассии, появляются в Цветной Триоди, напечатанной в 1702 году в Киево-Печерской Лавре. Первоначально они совершались по пятницам, то есть именно в те дни, когда согласно римскому обряду положен Крестный путь — Via Crucis, или Chemin de la Croix. Примечательно, что появляются пассии в XVIII beka, именно в ту эпоху, когда обычай совершать Chemin de la Croix получает распространение в католической Церкви повсеместно. Бeheдukm XIV, избранный папой в 1741 году, в течение первого года своего понтификата опубликовал 10 документов по вопросу о «Крестном пути» и рекомендовал приходским священникам совершать его повсюду. Нет нужды сегодня решать, появились пассии в подражание службам, установленным у католиков, или же в противовес им, именно чтобы отвлечь православных от полюбившегося им нового чина прославления Св. Страстей в польских костелах, которые они начали из-за этого посещать по пятницам (именно так трактовался этот вопрос в литературе XIX beka). Пассии ныне совершаются по всей России в каждом православном храме, множество людей стекаются на эти богослужения, и, наверное, вообще невозможно теперь представить себе пост без пассий, как невозможно представить себе его без Великого Покаянного канона Андрея Критского. О существовании же такого ритуала, как «Крестный путь», 99 процентов православных людей просто ничего не знают. Поэтому даже если некогда при Петре Могиле пассии и были введены в противовес «Крестному пути», то роль «отвлекающего маневра» они переросли давным-давно — за последние сто с лишним лет они приобрели самостоятельную ценность и стали неотъемлемой частью нашего богослужения. Достаточно вспомнить пассии, совершавшиеся о. Всеволодом Шлиллером в храме св. Николая в Кузнецах, на которые в 60-е и 70-е голы стекалось без преувеличения пол православной Москвы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

В 1999 году по благословению Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия храм был передан Свято-Смоленской Зосимовой мужской Пустыни для организации Подворья означенной обители. Так с 19.10.1999 года еженедельно по воскресным дням в Приходе стали совершаться Литургии, проводимые священниками из мужского монастыря. На клиросе пели солдаты воинской части, на территории которой расположена Свято-Смоленская Зосимова мужская Пустынь. С 11.07.2002 года по благословению правящего архиерея Приход перестает быть подворьем Свято-Смоленской Зосимовой мужской Пустыни и определяется Подворьем Свято-Благовещенского Киржачского женского монастыря. 12.03.2002 года Фурина Татьяна Дмитриевна дарит дом, в котором совершаются службы, своему родному брату иноку Михею (Ерёмину Николаю Дмитриевичу) – насельнику Свято-Смоленской Зосимовой Пустыни. 10.12.2002 года инок Михей, принявший к тому времени монашеский постриг с именем Трофим, передает принадлежащий ему дом с земельным участком 1660 кв.м в пользование Приходу. С 2003 года по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия Приход перестаёт быть Подворьем Свято-Благовещенского Киржачского женского монастыря и переводится в Александрово-Киржачское благочиние. В этом же году настоятелем Прихода в честь Владимирской иконы Божией Матери в посёлке Першино становится иерей Николай Мишин. Богослужения стали совершатся в Молельном доме во все воскресные дни, двунадесятые, особо чтимые Богородичные и почитаемые праздники в честь святых. Накануне совершается Всенощное бдение (в 16.00) и, в самый праздник, Часы и Божественная Литургия (в 8.30). По окончании литургии служится молебен, заупокойная лития и по просьбе прихожан панихида. Великим Постом каждую пятницу служится Божественная литургия Преждеосвященных Даров, утреней, часами и изобразительными. Кроме того, на первой седмице Великого Поста (понедельник, вторник, среда, четверг) совершаются богослужения с чтением Великого Покаянного канона преп. Андрея Критского. Молельный дом открыт ежедневно с 10.00 до 13.00. Регулярного дежурства священника в Молельной доме нет. Установлено дежурство из числа прихожан. На Приходе действует Воскресная школа.

http://sobory.ru/article/?object=56445

Для верующего человека, для человека церковного самым лучшим способом воздействовать на свои чувства является жизнь в соответствии с церковным уставом, ибо богослужения, освящающие часы суток, освящающие дни недели и месяцы, освящающие годы жизни, способны влиять на все наши чувства: и на зрение, и на вкус, и на обоняние, и на осязание, и на слух. 5 марта 2009 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил великое повечерие с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры. Его Святейшеству сослужил наместник обители епископ Сергиево-Посадский Феогност. По окончании богослужения, за которым пел объединенный хор Троице-Сергиевой Лавры и Московских Духовных школ под управлением архимандрита Матфея (Мормыля), Первосвятитель Русской Церкви обратился к молящимся со словами проповеди: «На пути духовной жизни, к которому призывает нас Церковь и святоотеческое наследие, мы должны научиться образовывать свой ум, свою волю и свое сердце. Ум образовывается для того, чтобы изгнать из него помыслы, ибо с помыслов начинается грех. Воля же образовывается для того, чтобы в ней запечатлелись добродетели. Но, может быть, самым важным является образование сердца человека, потому что в нем сосредотачивается духовная жизнь. Целью воспитания человеческого сердца является его чистота, ибо блаженны чистые сердцем, они Бога узрят (см. Мф. 5. 8)». «Размышляя на тему чистоты сердца, святой Симеон Новый Богослов говорил: «Чистое сердце – это сердце, не подверженное воздействию помыслов. Чистое сердце – это сердце, свободное от страстей». Исаак Сирин утверждает, что чистое сердце не подвластно страстям. Он учит, что именно в чистоте сердца является нам первозданная красота человеческой природы. Тот же Симеон Новый Богослов, рассуждая о чистоте сердца, отмечал, что в чистоте сердца проявляются добродетели – не одна, не две, не три, не десять, а все добродетели вместе, как одна», – сказал далее Его Святейшество и привел слова праведного Иоанна Кронштадского, который причислял к добродетелям незлобие, кротость, смирение, доброту.

http://pravmir.ru/chto-takoe-chistoe-ser...

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после великого повечерия в понедельник первой седмицы Великого поста в Храме Христа Спасителя г. Москвы 3 марта 2014 г. 23:02 Вечером 3 марта 2014 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель обратился к верующим с проповедью. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. В течение Великого поста каждому христианину, сознательно относящемуся к своей вере, надлежит особым образом подвергать осмыслению, анализу свою внутреннюю жизнь. Святые отцы предлагают нам положить это самоиспытание в центр нашей жизни, особенно в то время, когда и внешние обстоятельства способствуют такому самососредоточению. Пост и является таким обстоятельством. Несомненно, подвергая себя внутреннему испытанию, задавая себе нелицеприятные вопросы, мы прикоснемся ко многим трудным сторонам нашей внутренней жизни. Вот об одной из таких сторон мне и хотелось бы сегодня сказать — не столько от себя, сколько от святых отцов. Этой стороной являются стрессы, через которые современный человек проходит, в той или иной мере, практически каждый день своей жизни. У некоторых стрессы связаны с исполнением профессиональных обязанностей, другие просто не выдерживают общего информационного фона, который обрушивается на человека и несет очень большое количество негатива, воздействуя, вольно или невольно, на наше сознание. Во времена святых отцов слово «стресс» не использовалось, но было другое слово, которое почему-то практически вышло из нашего обихода, — слово «печаль». Вот о печали в святоотеческой письменности сказано очень много. Святой Григорий Нисский говорит, что печаль иссушает человеческое сердце. А замечательный церковный писатель-аскет преподобный Иоанн Кассиан Римлянин проводит такое сравнение: как моль вредна для одежды, как червь для дерева, так печаль вредна для человеческого сердца.

http://patriarchia.ru/db/text/3590528.ht...

Архив Пн Патриаршая проповедь во вторник первой седмицы Великого поста после великого повечерия в Богоявленском соборе г. Москвы 28 февраля 2023 г. 22:43 Вечером 28 февраля 2023 года, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове г. Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Святителю Феофану Затворнику принадлежат поразительные слова. Размышляя о том, что есть религия, что есть вера в Бога, он сказал: самое главное, что мы, верующие люди, должны связывать с Богом и религией, — это простые слова, которые мы обращаем к Нему: «Господи, помилуй!» И это действительно так. Потому что наша жизнь, наше здоровье, как и жизнь и существование всего мира, — в руках Божиих. Он Творец Вселенной. Он вводит нас в жизнь, и от Него зависят и жизнь, и здоровье наше. А если сказанное распространить за границы человеческой личности, распространить на весь мир, — эти слова относятся и к миру. Действительно, творение Божие — в Его руках. Поэтому, когда человек перестает верить в Бога, отказывается от Него, тем более противопоставляет себя Богу, — он совершает безумие. В этом безумии люди нередко упорствуют, пытаясь доказать самим себе и другим, что Бога нет. А если продолжить эту фразу словами Федора Михайловича Достоевского, то и всё дозволено. В самом деле, если нет высшего Судии, если нет наказующей Силы, то всё дозволено! Ведь человеческую власть легко обмануть и человеческий суд легко ввести в заблуждение, а если нет Божественного суда, значит ложь, беззаконие — это практически нормальный способ устроения жизни, получения собственной выгоды. Вот почему и были произнесены те слова: если Бога нет, то всё дозволено. Мы с вами проходим через поприще святого Великого поста. Это особое время пребывания в молитве и принесения покаяния. Молитва действительно, реально соединяет нас с Господом, а другой силы, кроме молитвы, и нет. Как сказал святитель Феофан, всё, что есть в религиозной жизни человека, выражается в словах «Господи, помилуй!» И это действительно так. Другого слова, обращенного к Богу, у нас и не может быть.

http://patriarchia.ru/db/text/6007256.ht...

Архив Пн Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после великого повечерия во вторник первой седмицы Великого поста в Богоявленском соборе г. Москвы 28 февраля 2017 г. 23:49 Вечером 28 февраля 2017 года, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с проповедью. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Время поста — это время борьбы с нашими грехами. В круговерти повседневной жизни очень сложно сконцентрироваться на своих внутренних проблемах; иногда мы даже не успеваем подумать о том, что совершаем хорошего или плохого. Время Великого поста как раз предназначено для того, чтобы помочь нам вступить на путь борьбы с грехом. У этой борьбы есть свои правила и законы, есть своя логика. Святые отцы, подвижники и аскеты, на опыте своем познавшие, что такое преодоление греха, к великому для нас счастью оставили замечательные письменные свидетельства о внутренней духовной борьбе, и это не результат теоретических размышлений, а отображение реального духовного опыта. Хотя большинство этих писателей принадлежат глубокой древности, их творения актуальны и сейчас, потому что мир вокруг нас меняется, а природа человека неизменна. Люди сталкиваются с новыми проблемами и искушениями, но человеческая природа остается той же, что была создана по Божиему замыслу и в соответствии с Божественными законами. Среди многих аскетов и подвижников прошлого особое место занимает преподобный Ефрем Сирин, который более тщательно, а лучше сказать, более систематично, чем другие, изложил этапы духовной борьбыв своих произведениях. Согласно церковному уставу, его труды полагается читать во время великопостных утренних богослужений — в монастырях часто так и делают, в приходской практике, ввиду ограничений по времени, эти чтения обычно опускают. Однако возможность ознакомиться с творениями святого преподобного Ефрема Сирина есть у каждого из нас.Хотел бы сегодня рассказать об основных мыслях преподобного Ефрема относительно законов и логики духовной борьбы с грехом.

http://patriarchia.ru/db/text/4820134.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010