Невозможно было мириться с тем, чтобы в наше время, когда возрождаются и во множестве созидаются монастыри, славная своей историей Андреевская обитель Первопрестольного града продолжала нести на себе печать той самой борьбы с монашеством, о которой я сейчас сказал. Поэтому и принято было решение возродить здесь монастырскую жизнь.  Благодарю Вас, владыка, за те труды, которые Вы понесли. Конечно, это самые первые шаги, но мы будем делать все для того, чтобы здесь укрепилась монашеская жизнь. Кроме того, на территории Андреевского монастыря находятся очень важные синодальные учреждения — Синодальная библиотека, Учебный комитет, Синодальный информационный отдел, а также некоторые другие учреждения либо церковные, либо связанные с Церковью, которые работают, в том числе для просвещения людей. Дай Бог, чтобы эта обитель сегодня реально служила духовному просвещению нашего народа, укреплению веры православной не только в сердцах москвичей, но и всех тех, кто будет соприкасаться со святынями и с духовной жизнью этого монастыря». В дар обители Святейший Патриарх Кирилл передал икону святого равноапостольного Кирилла, насельникам монастыря — Священное Писание. Верующим были розданы иконки Спаса Нерукотворного с Патриаршим благословением. После богослужения Предстоятель Русской Церкви осмотрел в сопровождении архиепископа Верейского Евгения помещения Учебного комитета и в сопровождении В.Р. Легойды — помещения Синодального информационного отдела, располагающиеся на территории Андреевского монастыря. Завтра, 26 февраля, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл утром будет молиться за уставным богослужением в Зосимовой пустыни, а вечером совершит великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Покровском Хотькове ставропигиальном монастыре . Андреевский монастырь. Предание относит возникновение мужской обители «у Воробьевых круч, в Пленницах» к XIII веку, но ранние документальные свидетельства о ней относятся лишь к середине XVI века. До конца XVI века обитель называлась Преображенской пустынью. Чудесное избавление Москвы от нашествия крымского хана Кызы-Гирея в 1591 году, случившееся в день памяти мученика Андрея Стратилата, подвигло москвичей соорудить в обители сначала деревянный, а затем в 1675 году — каменный надвратный храм во имя святого мученика Андрея Стратилата.

http://patriarchia.ru/db/text/4002340.ht...

- Великим постом есть можно один раз в день - вечером; в субботу и воскресенье - два раза. В понедельник, среду, пятницу - холодная пища без масла. Это в наших-то северных широтах? - Пища сама по себе не приближает нас к Богу и не удаляет от Бога. Но если мы воздержание превращаем в молитву, то тогда наш пост приобретает духовное качество. Через добровольное воздержание в пище мы приходим к Богу, а не теряем Его, как Адам. Мы ведь не социальное животное, которое только потребляет, а ещё и личность, которая связана с Богом. К тому же мы, миряне, ведь не постимся, как монахи. Где монахи едят сырую пищу - мы варим, где едят всухомятку - мы добавляем маслица, где они добавляют маслице - мы позволяем себе рыбку. Слава Богу, хотя бы мяса в пост не едим. Есть у нас и всякие послабления в посте - для стариков, болящих, кормящих матерей, путешествующих... - Почему Великий покаянный канон св.Андрея Критского читается именно в Великий пост? - В своём Великом покаянном каноне св.Андрей Критский раскрыл всю душу человеческую, все её чувства, наклонности, страсти и указал на то, что ей делать, чтобы она стала чистой пред своим Небесным Судиёй. Не многие из нас понимают, как должно, эту службу; мы отбываем её телесными поклонами, а глубокого смысла не постигаем. По мнению о.Александра Шмемана, канон - это « покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой ». Он повествует о подвигах святых и о падениях человека времён Ветхого и Нового Заветов в сострадательных примерах к нашему избавлению. В середине канона есть кондак, где верующий обращается к самому себе: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй». Великий покаянный канон - самый длинный канон из существующих, состоит из 250 тропарей (строф), и на каждый положено совершать по три земных поклона. На великом повечерии понедельника, вторника, среды и четверга 1-й седмицы Великого поста он поётся и читается по частям; на утрени четверга 5-й седмицы Великого поста - в полном составе. Великое повечерие с чтением канона Андрея Критского именуется в просторечии ефимон , что в переводе с греческого означает «с нами Бог». Богослужение утрени четверга 5-й седмицы Великого поста получило в народе название « Мариино стояние », ибо за этой службой читается житие прп.Марии Египетской, разделяемое пением Великого канона. Прежде христиане целыми ночами читали этот канон с умилением.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Как отмечает «Интерфакс», «традиция Великого поста возникла в древней, еще неразделенной, христианской церкви, а сегодня сохранилась в основном у православных» . «Информационное агентство Екатеринбургской епархии» отмечает , что «Великий Пост - важнейший и самым древний из многодневных постов, время исправления, духовного и телесного подвига. Он напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне; он же вводит нас в Страстную седмицу и затем к радостям Праздника праздников - Светлого Христова Воскресения». «24 февраля, во вторник 1-й седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Великое повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в Богоявленском Кафедральном соборе и обратился с проповедью к прихожанам», - сообщает сайт «Епархия» . В своем слове Предстоятель Русской Православной Церкви сказал: «Великий пост – это совершенно особое время. Святые отцы называли время Великого поста весной духовной . Как весной обновляется природа, так должна обновляться и душа человека в период поста, который готовит нас к великим спасительным дням, когда мы будем вспоминать искупительный подвиг Господа Спасителя нашего Иисуса Христа, Его Крестные страдания за спасение мира, Его искупительный подвиг. Обновлению наших душ способствуют покаянные богослужения Великого поста… Пост – это не только воздержание в пище. Главное – надо поститься духовно... Если мы достойно постом и покаянной молитвой очистим себя от скверны грехов, которые творим словом, делом и помышлением, то воистину чистые сердцем Бога узрим и станем причастниками той ни с чем не сравнимой радости и торжества, которые в Пасхальную ночь вселяет в сердце каждого православного христианина праздник Воскресения Христова». «Великопостное послание к пастве» Первоиерарха Русской Православной Церкви заграницей митрополита Лавра можно прочитать на официальном сайте РПЦЗ. На сайте «Известий» опубликована расшифровка онлайн-конференции с начальником кухни Даниловского монастыря отцом Гермогеном. В начале материала отмечено, что «основной смысл поста - это очищение души человека от грехов, от страстей и духовная подготовка к встрече Пасхи». Далее же в основном речь идет о кулинарных особенностях постной кухни.

http://pravoslavie.ru/4879.html

Наверное, невозможно представить более трудное испытание в сравнении с тем, какое Господь послал нам в минувшее время. Поэтому возблагодарим Его за то, что Он дал нам силы любить Его, служить Ему так, как Он заповедал. Думаю, особенности этого учебного года не повлияют на качество обучения наших студентов, а, напротив, помогут им еще больше оценить путь, по которому направил их Господь. Хочется пожелать всем — и учащим, и учащимся — помощи Божией, здоровья и во всем благого поспешения. Чтобы не зря проходили годы в стенах духовной школы, чтобы учащиеся приобрели здесь и знания, и опыт, и понесли это своей будущей пастве. Дай Бог всем нам, возлюбленные, пройти спасительный путь Великого поста в покаянии, любви, исправлении нашей греховной жизни и в радости достигнуть праздника Светлого Христова Воскресения!» В актовом зале семинарии состоялась встреча митрополита Ювеналия с преподавателями и студентами, в ходе которой архиерей рассказал о жизни Московской епархии и ответил на вопросы учащихся. Вечером в Тихвинском храме Коломны владыка Ювеналий совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. За богослужением молились епископ Петр, коломенское духовенство, настоятельница Ново-Голутвина женского монастыря игумения Ксения (Зайцева) и настоятельница Успенского Брусенского монастыря игумения Екатерина (Варфоломеева). По окончании богослужения Патриарший наместник произнес проповедь: «Ваше Преосвященство, дорогой владыка Петр! Всечестные отцы, дорогие матушки-игумении! Возлюбленные и дорогие братья и сестры! Я очень рад, что Господь привел меня сегодня в мой любимый град Коломну, чтобы вместе с вами совершить молитву. С утра я служил в семинарии, общался с преподавателями и студентами, а сегодня вечером имею счастье молиться с вами, и мне хочется поделиться своими мыслями в связи с наступившим Великим постом. Господь дает нам время на покаяние, возлюбленные братья и сестры! Во время Святой Четыредесятницы мы открываем душу перед Господом и получаем от Него духовное исцеление, если задумываемся о своих грехах и приносим покаяние. Но иногда мы так привыкаем к событиям поста, что для нас он проходит как обычное явление, почти не касаясь души. Мы забываем о постной пище, о посещении храмов, об исповеди, о причащении Святых Христовых Таин. И тогда Господь посылает нам Свои знаки, чтобы мы духовно бодрствовали, чтобы проснулись от греховного сна и обратились к Нему с покаянием, чтобы Он помог нам исправить нашу жизнь. По всему миру в прошлом году прошла эпидемия, которая коснулась почти всех: кто-то болел, у кого-то болели близкие и знакомые, о которых нужно было заботиться. Это была духовная встряска для каждого из нас. В нашей Московской епархии болели 343 священнослужителя, все они выздоровели, а восемь, Царство им Небесное, скончались. Все это началось в прошлом году перед Великим постом, и мы должны понять, что Господь разными путями призывает нас к покаянию и исправлению греховной жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/5789590.ht...

Я пользуюсь этим случаем, чтобы выразить Вам, дорогой владыка Константин, и профессорско-преподавательскому составу сердечную благодарность за ваше усердное служение, за воспитание будущих пастырей. И хочу приветствовать и вас, дорогие воспитанники, желая видеть в вас и монашествующих, и пастырей, и, может быть, святителей Божиих, но для этого нужно каждый день, не теряя времени, готовить свою душу и ум к тому, чтобы воспринять это великое, небесное служение. И да поможет вам Пастыреначальник Господь наш Иисус Христос. Я поздравляю вас с началом подвига Великого поста, причастников и причастниц поздравляю с принятием Святых Христовых Таин и на всех вас призываю Божие благословение». В актовом зале семинарии состоялась встреча владыки Ювеналия с преподавателями и студентами, в ходе которой архиерей рассказал о жизни Московской епархии и ответил на вопросы учащихся. Вечером в Тихвинском храме Коломны митрополит Ювеналий совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. За богослужением молились епископ Луховицкий Петр и коломенское духовенство. По окончании богослужения епископ Петр обратился с приветственным словом к митрополиту Ювеналию. Патриарший наместник Московской епархии обратился к прихожанам с архипастырским словом: «Ваше Преосвященство, возлюбленные отцы, дорогие братья и сестры! Я очень рад, что в начале Святой Четыредесятницы, как и в прошлые годы, нахожусь с вами, воздавая Богу благодарение за то, что Господь дарует нам Свою небесную помощь воссоздавать церковную жизнь и содействовать духовному обновлению народа Божиего. Сегодня утром я совершил Божественную литургию в нашей духовной семинарии и общался с будущими пастырями Церкви, которые готовятся быть нашими преемниками в несении Слова Божиего и в духовном попечении о народе Божием. Я радуюсь, что благодаря хорошему ректору и профессорско-преподавательскому составу дела в нашей духовной семинарии идут хорошо. Много радости приносит мне и то, что и в наших храмах народ Божий пребывает в молитве, покаянии и исправлении своей греховной жизни.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Мы сейчас вспоминаем о сорока мирных послевоенных годах как о явном свидетельстве благодати Божией над Россией, - а ведь благодать эта была явлена в ответ на человеческие усилия. И Патриарх Пимен не последнюю скрипку сыграл в советском миротворческом движении - кажется, не было такой мирной конференции в 70-80-е годы, в которой он не принял бы участия. И внутри Церкви он ратовал за покой, сдерживая властною рукою и почитателей инославия, и ревнителей не по разуму. ...Говоря о Святейшем Пимене, нельзя не вспомнить о том, что он воевал. А он воевал, да ещё как! И что особенно интересно: будучи монахом, отсидев в лагере, он, тем не менее, попал на фронт, да ещё и стал старшим лейтенантом Красной Армии. Где ещё такое видано: монах - и старший лейтенант!.. Ему не повезло: почти вся его война прошла возле Харькова, в тех гибельных, неудачных боях, которые никому славы не принесли, - там он был тяжело ранен, попал в госпиталь, а затем его комиссовали... О службе офицера-иеромонаха рассказывают много легенд - теперь не знаешь, чему и верить. Говорили, что по его молитвам полк выходил из окружения. Говорили, что отцу Пимену являлась на фронте Сама Матерь Божия. Кто знает? Сам он очень не любил рассказывать о себе. Но вот случай, записанный с его собственных слов. Однажды послали лейтенанта Извекова с донесением к командованию. Он сел на лошадь и тронулся в путь. Кличка у лошади была необычная - Судьба. Отец Пимен решил полностью довериться этой Судьбе и отпустил поводья - едет шагом, читает про себя молитвы... Прибыл благополучно в штаб, там его спрашивают: «Какой дорогой следовали?» - «Через лес...» А в ответ смеются: «Такого быть не может! В лесу всё заминировано, там и тропинки безопасной нет!» Выходит, вывезла Судьба. Тут, как на ладони, виден весь жизненный путь Святейшего: потихоньку, шагом, углубясь в молитву, - да по минному полю, где никто бы пройти не смог! Каким он запомнился своей пастве? Спокойным и властным, без тени показного фанатизма, но с уверенной твёрдостью во взгляде. Вспоминают о том, каким великим молитвенником он был, даже говорят, что главная его деятельность на посту Патриарха заключалась не столько в явных глазу делах, сколько в тайной и сугубой молитве. Вспоминают богослужения с его участием: как он читал, отчётливо произнося каждое слово, - да не просто отчётливо, а так, чтобы оно ложилось на душу всем в храме. Он весьма славился своим чтением - до сих пор православные с пользой для души слушают записи Великого Покаянного канона, прочитанного Патриархом Пименом.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

— Мир убыстряется, становится все динамичнее, и у начинающих чтецов не хватает времени на практику (тем более на учебную подготовку к непосредственному чтению за богослужением). А в нашем послушании исполнительское качество напрямую зависит от опыта. Больше читаешь, совершенствуешься в чтении — делаешь меньше ошибок. Помарок не надо бояться, их надо исправлять, чтобы в дальнейшем не повторять. Чего греха таить: даже у священников, особенно за чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, бывают недочеты (например, в слове «Дева» не замечают титло и произносят «два», вместо «единица» проскальзывает «единица»). Поэтому чтецам-новичкам посоветовал бы в первую очередь не лениться, а уже приобретшим некоторый опыт — обращать внимание на советы опытных коллег. Подмечено: как только начинаешь гордиться сделанным — тут же ошибешься буквально на ровном месте. — А какие фрагменты в текстах коварнее всего? — Как ни странно, самые знакомые. Чаще всего ошибки обусловлены невнимательностью, когда автоматически начинаешь читать знакомые места наизусть. Нередко забывают контролировать дыхание, «теряют» знаки препинания — в результате слова произносят, но смысл их улетучивается, что вызывает недоумение у присутствующих. Например, читая Шестопсалмие, чтецы часто торопятся и сливают воедино разные фразы либо же, наоборот, разбивают фразу в неподобающем месте. Еще один серьезный корпус ошибок связан с плохим знанием правил орфоэпии. Например, до сих пор многие почему-то имя Алексий любят произносить как Алексий! Поэтому человек, без помарок читающий ежедневные утреннее и вечернее правила, невольно воспитывает в себе культуру церковной речи и уже на подсознательном уровне начинает избегать неверного произношения. — На приходах все чаще читать за богослужением доверяют женщинам. На ваш взгляд, это нормальная практика? — Конечно. Многим она привычна, и можно вести речь о сформировавшейся традиции. Некоторое неудобство тут может быть связано лишь с тем, что почти все написанные от первого лица богослужебные тексты исходят от персонажа мужского рода. Но это обстоятельство можно воспринимать как присущую озвучиванию священного слова символичность, дискомфорта оно с собой не привносит. Разумеется, один чтец, даже самый ответственный и опытный, не «закроет» все богослужения. Именно поэтому ему нужны партнеры, ученики, преемники. Слава Богу, мужчин, в том числе молодых, в храмах теперь достаточно, и недостатка в чтецах среди представителей сильного пола нет.

http://bogoslov.ru/event/5863322

В первую неделю Великого поста я пришла домой после богослужения с чтением «Великого покаянного канона» святителя Андрея Критского. Мы сели ужинать, ребенок попросил чаю, и я вдруг завелась на тему: «Почему это почти 15-летний мальчик ничего не хочет сделать сам — только «подай» да «принеси», «налей чаю», «отрежь хлеба», «подай нож»…Сколько же можно?» Упреки были справедливыми, все это понимали. Но, пока я высказывалась, мой муж молча встал и налил сыну, «почти 15-летнему мальчику», чай. Он, муж то есть, после работы не пошел на покаянную службу, а банально сидел за компьютером — изучал последние новости; да и в храм не так часто ходит, и причащается всего 2–3 раза в год. В общем, не такой «православный», как я. Но, честно говоря, мне было стыдно и перед мужем, и перед детьми. И вдруг вспомнилось, как один невидимый собеседник на православном сайте, неправильно поняв мою реплику о том, что наши кресты легкие (я-то имела в виду: даны нам по нашей немощи), эмоционально ответил мне, что, если я считаю свой крест легким, значит, я сама — чей-то крест. Надо же, я — чей-то крест! Никогда о себе в таком ключе не думала. А ведь, действительно, крест — и для мужа, и для детей. Но мы ведь чаще думаем, что это они — наш крест, разве не так? Может, именно в осознании этого и лежит ключ к преодолению конфликтов в семье? …А в целом, наверное, все не так уж безнадежно. Потому что, воцерковляясь, мы вряд ли будем «не разговаривать друг с другом» по три дня; не ляжем спать, не примирившись; первыми попросим прощения. Мы прибегаем к молитве, учимся нерешаемые проблемы воспринимать как волю Господа. Смиряемся перед тем, что дети не такие, как нам хотелось бы. Учимся доверять Богу больше, чем себе. И даже, если случаются шумные выяснения отношений, они не ожесточенные и больше похожи на старое доброе итальянское кино, чем на постперестроечный боевик. И это хороший признак, особенно, если сравнить с тем, что было раньше. Газета " Православная вера " , 10 (438), май, 2011 г. Tue, 25 Sep 2012 23:33:44 GMT

http://zavet.ru/a/rss_1317277054.html

В 1999 году по благословению Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия храм был передан Свято-Смоленской Зосимовой мужской Пустыни для организации Подворья означенной обители. Так с 19.10.1999 года еженедельно по воскресным дням в Приходе стали совершаться Литургии, проводимые священниками из мужского монастыря. На клиросе пели солдаты воинской части, на территории которой расположена Свято-Смоленская Зосимова мужская Пустынь. С 11.07.2002 года по благословению правящего архиерея Приход перестает быть подворьем Свято-Смоленской Зосимовой мужской Пустыни и определяется Подворьем Свято-Благовещенского Киржачского женского монастыря. 12.03.2002 года Фурина Татьяна Дмитриевна дарит дом, в котором совершаются службы, своему родному брату иноку Михею (Ерёмину Николаю Дмитриевичу) – насельнику Свято-Смоленской Зосимовой Пустыни. 10.12.2002 года инок Михей, принявший к тому времени монашеский постриг с именем Трофим, передает принадлежащий ему дом с земельным участком 1660 кв.м в пользование Приходу. С 2003 года по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия Приход перестаёт быть Подворьем Свято-Благовещенского Киржачского женского монастыря и переводится в Александрово-Киржачское благочиние. В этом же году настоятелем Прихода в честь Владимирской иконы Божией Матери в посёлке Першино становится иерей Николай Мишин. Богослужения стали совершатся в Молельном доме во все воскресные дни, двунадесятые, особо чтимые Богородичные и почитаемые праздники в честь святых. Накануне совершается Всенощное бдение (в 16.00) и, в самый праздник, Часы и Божественная Литургия (в 8.30). По окончании литургии служится молебен, заупокойная лития и по просьбе прихожан панихида. Великим Постом каждую пятницу служится Божественная литургия Преждеосвященных Даров, утреней, часами и изобразительными. Кроме того, на первой седмице Великого Поста (понедельник, вторник, среда, четверг) совершаются богослужения с чтением Великого Покаянного канона преп. Андрея Критского. Молельный дом открыт ежедневно с 10.00 до 13.00. Регулярного дежурства священника в Молельной доме нет. Установлено дежурство из числа прихожан. На Приходе действует Воскресная школа.

http://sobory.ru/article/?object=56445

И так мало нужно от нас! Просто вырваться, прийти вечером в храм и позволить своей душе, словно жаждущей земле — дождь, впитывать в себя слова критского пастыря. И решиться делать то, чего она — пробуждающаяся и оживающая душа — будет все настойчивей и настойчивей требовать от нас. Протоирей Игорь Шестаков , руководитель молодежного отдела Челябинской епархии, настоятель Свято-Троицкого храма г. Челябинска, член Общественной палаты Челябинской области, руководитель военно-патриотического клуба «Воин»: – В первые дни поста как-то особенно себя чувствуешь, окрыляешься, забываешь о суете, умиротворяешься, согреваешься сердцем. Я вспоминаю свой первый «великопостный опыт», неофитский и сумбурный, как у всех, кто приходит в Церковь, наверное. Я ощутил стройность и строгость великопостного богослужения именно в первую седмицу, сам читая на клиросе кафизмы, молясь каждый вечер за чтением Великого покаянного канона , за литургией Преждеосвященных даров. О существовании этих богослужений, проходив в храм несколько месяцев, я и не подозревал, но «познакомившись» с ними, я навсегда утвердился во мнении, что это самые торжественные и великолепные службы всего годового круга. Сейчас, уже два десятка лет прослужив алтарю Господню, великопостных напевов, канона святого Андрея Критского , трипеснцев и молитвы преподобного Ефрема Сирина ожидаю с нетерпением. Кто-то скажет: «А что еще священнику делать?» А кто-то возопит: «Нам некогда молиться и поститься, нам трудно и малопонятно все это продолжительное чтение и пение, мы живем проблемами сегодняшнего дня, мы устаем и раздражаемся, и оставьте нас с вашим постом, нам и так есть нечего!» Что ответить? Скатиться в риторику менторства, мало воспринимаемого даже воцерковленной аудиторией? Или напомнить народу о том, что он «невежда в законе»? Беда наша в том, что мы не смотрим в самую суть поста как деяния свободной воли и любви к Богу. Мы вообще очень мало говорим о свободе воли, свободе в истине и любви, неоправданно мало! Мы должны почувствовать необходимость поста, должны захотеть поститься в покаянии, смирении и воздержании, не пеняя тем, кто в эти святые дни ведет себя иначе. Тогда вдруг понятными станут слова песнопений и молитв, обращаемых к нам. Почувствовать себя человеком духовным можно, ополчаясь и воинствуя против праздности, уныния, любоначалия и празднословия. Против лености и вялости души. Против дебелости и расслабленности духа. Это пассионарное действие, и на него решаются только те, кто хочет не по имени, а по делам быть христианином. Тут нам нужно все наше христианское мужество и наша воля. И если это не так, то, значит, мы миримся с нашим порабощением привычками, наклонностями и страстями и не осмеливаемся бросить им вызов.

http://pravoslavie.ru/45090.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010