Народные иконы были распространены в основном в сельской местности, они не соответствовали церковным канонам и требованиям, соблюдаемым профессиональными иконописцами. Самые ранние известные народные иконы относятся к XVI в., напр. «Богоматерь с пророками» из монастыря Пынгэраци (XVI в., Национальный художественный музей Румынии) - асимметричный рисунок ликов Пресв. Богородицы и фигур пророков не встречается в средневек. иконографии. В более традиц. манере написана икона «Богоматерь Одигитрия» из Вэлени (XVI-XVII вв., Румыния) с изображениями 2 ангелов симметрично по обе стороны Пресв. Богородицы с Младенцем на руках. Многочисленны народные иконы XVII в., напр. «Благовещение» (апокрифическое) из старой церкви в с. Тырнова (Национальный художественный музей Молдовы), неоднократно переписанная и частично очищенная от поздних наслоений икона, к-рая написана на грубо вытесанной топором доске ( Ciobanu, Stavil . 2000. P. 211); парные иконы из с. Петрушены - «Христос Пантократор» и «Богоматерь с Младенцем» (XVII в., Национальный художественный музей Молдовы, Кишинёв). В XVII в. наблюдается тенденция к обновлению сюжетов: «Христос Пантократор» из с. Ротунда, цикл праздничных икон, написанных для мон-ря Кэприана, напр. «Рождество Богоматери», «Крещение», «Вход Господень в Иерусалим» и «Тайная вечеря» (Национальный художественный музей Молдовы, Кишинёв). Для народных икон XIX в. характерно разнообразие сюжетов, стилистических приемов; чрезвычайно распространены изображения свт. Николая, архиеп. Мирликийского, Марии Магдалины, Христа Доброго Пастыря, св. Иакова, вмч. Георгия, мч. Иоанна Воина, вмц. Варвары. Как показывают совр. исследования, на территории Вост. Молдавии не существовало школ иконописи, большинство иконописцев были самоучками, напр. Иоанн Яворский. Сохранились его работы, созданные в разное время. Самая ранняя - роспись наружной части ризницы церкви в с. Иванча р-на Орхей, законченная в 1807 г., близка к работам других народных мастеров. Две иконы - «Христос Пантократор на троне» и «Богоматерь с Младенцем на троне» (1813) из ц.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

ХХ в. являлся Пискарёв, автор монументальных росписей в ц. вмц. Параскевы Пятницы в Кишинёве (1906), кафедральных соборов в Измаиле (1912), Болграде (1914), Рени и Белгороде-Днестровском ( Stavil . 2000. P. 35). его живопись носит отпечаток творчества худож. В. М. Васнецова. В 1906-1907 гг. Ф. А. Малявин (1869-1940) писал иконы и делал росписи в ц. св. апостолов Петра и Павла в Каушанах. Иконы Христос Пантократор. Икона. XVIII в. (Национальный художественный музей, Кишинёв) Христос Пантократор. Икона. XVIII в. (Национальный художественный музей, Кишинёв) Иконы XIX - нач. XX в. изучены учеными в меньшей степени. Курдиновский описал неск. икон в церкви из Аккермана (Четатя-Албэ, ныне Белгород-Днестровский), которые он относил ко времени ранее XVI в. ( Курдиновский. 1918. С. 97); лаконичны сведения об иконах в статьях Ш. Чобану, Берекета, Константинеску-Яшя и др. Большая часть памятников утрачена в советский период, когда были закрыты и разграблены большинство монастырей и церквей. Единственная икона из Вост. Молдавии, несомненно созданная в XVI в.,- «Богоматерь Одигитрия» (Национальный художественный музей Молдовы, Кишинёв), большого размера, написанная под влиянием критских икон XV-XVI вв. Арх. Михаил. Икона. 1702 г. (Национальный художественный музей, Кишинёв) Арх. Михаил. Икона. 1702 г. (Национальный художественный музей, Кишинёв) Иконостасы появились в Молдавии в кон. XVI в. (мон-рь Хумор) и окончательно сформировались в XVII в. в виде комплекса икон из 5 регистров (иконостасы ц. вмч. Георгия в Яссах, храмов в мон-рях Воронец и Молдовица) ( Nicolescu. 1976. P. 58). Один из самых старых сохранившихся в Республике Молдова - иконостас 1791 г. в соборе во имя свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в г. Бэлць (Бельцы). Сон Иакова. Икона. Кон. XVIII в.— 1822 г. (Национальный художественный музей, Кишинёв) Сон Иакова. Икона. Кон. XVIII в.— 1822 г. (Национальный художественный музей, Кишинёв) В XVI-XIX вв. на территории совр. Республики Молдова существовало 2 вида икон - монастырские и народные.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

Богородицы (1722) и мощевик с частицами мощей мн. святых. На территории К. м. находится 3 родника, воду к-рых жители близлежащих сел считают целебной. Монастырю принадлежат 8 га земельных угодий, на к-рых выращиваются различные сельскохозяйственные культуры, имеются 8 коров, 15 быков, конь, куры, гуси, утки, индейки. Обитель располагает 3 тракторами, грузовыми и легковыми автомобилями, плугом, сеялкой и др. сельскохозяйственным инвентарем. Часть продуктов, получаемых от работы в монастырском хозяйстве, передается в дом престарелых с. Кэлэрэшеука и в др. мон-ри. Арх.: НАРМ. Ф. 3046. Оп. 1. Д. 15. Л. 20, 94, 95; Д. 26. Л. 48, 155; Д. 29. Л. 123, 166; Д. 75. Л. 69; Д. 101. Л. 50, 51; Оп. 2. Д. 349. Л. 1, 25, 26 об., 41, 42, 55-57, 61, 109 об., 141. Лит.: Халиппа И. Н. Роспись землевладения и сословного строя населения Бессарабии по данным переписи 1817 г.//Тр. Бессарабской губ. УАК. Кишинёв, 1907. Т. 3. С. 73; Visarion (Puiu), arhim. Mnstirile din Basarabia. Chiinu, 1919. P. 63-65; Сымботяну К. И. Социально-экон. развитие монастырских вотчин Бессарабии в 1812-1873 гг.: АКД. Кишинёв, 1969. С. 27; он же. Сельское хозяйство на монастырских землях Бессарабии в 1812-1868 гг.//Социально-экон. развитие Бессарабии в XIX в. Кишинёв, 1977. С. 49, 51; Mãnãstiri Basarabene. Chiinãu, 1995. P. 226, 227, 231; Locauri sfinte din Basarabia. Chiinu, 2001. P. 16-18; Трагира В. П., Трофэилэ В. М. Отачь - Атаки: Страницы истории. Кишинёв, 2002. С. 164-168; Иосиф (Павлинчук), иером. Кишинёвско-Молдавская епархия в период с 1944 по 1989 гг. Ново-Нямецкий мон-рь, 2004. С. 221, 228; Содоль В. А. Молдавские мон-ри и монашество после окончания Великой Отечественной войны//Общественная мысль Приднестровья. Тирасполь, 2006. 2(3). С. 49; он же. Мон-ри Молдавской ССР в 1945-1948 гг.: Экон. деятельность//Славяноведение. 2009. 5. С. 61, 66; он же. Правосл. мон-ри Молдавии и советская власть: Экономическое взаимодействие//Русин. Кишинёв, 2010. 2(20). С. 103, 104, 107; Православие в Молдавии: власть, Церковь, верующие, 1940-1991: Собр.

http://pravenc.ru/text/1319921.html

Лит.: Скальковский А. А. Некрасовцы, живущие в Бессарабии//ЖМВД. 1844. Вып. 8. С. 61-82; Малай К., свящ. Приход Чок-Мейдан, Бендерского у.//Кишинёвские ЕВ. 1875. Отд. неофиц. 20. С. 734-746; 22. С. 830-834; 24. С. 908-912; Козак И., свящ. Дезгинже, болгарский приход Бендерского у.//Кишинёвские ЕВ. 1878. Отд. неофиц. 6. С. 233-254; Фрацман И. С. К вопросу о епархиях в Бессарабии. Кишинёв, 1901; Пархомович И. Краткий ист. очерк противораскольнической миссии в Кишинёвской епархии с 1813 до 1910 г.//Кишинёвские ЕВ. 1909. Отд. неофиц. 33/34. С. 1328-1363; 35/36. С. 1403-1443; 37/38. С. 1499-1544; он же. Прибавление к статье «Краткий исторический очерк противораскольнической миссии в Кишиневской епархии с 1813 до 1910 года»//Там же. 39/40. Отд. неофиц. С. 1576-1578; Справочная книга Кишинёвской епархии на 1915 г. Кишинёв, 1915; Anuarul istoric al Seminarului «Melchisedec Episcopul» din Ismail: (Cinci ani de coal romneasc în Basarabia)/Ed. Gh. Leu. Ismail, 1923; Ceachir M., prot. Religiozitatea gguzilor//Viaa Basarabiei. Chiinu, 1934. N 3. P. 21-28; idem. Obiceiurile religioase ale gguzilor//Ibid. N 6. P. 4-8; idem. Basarabieal Gagauzlarân istorieac. Chiinu, 1934; Anuarul Episcopiei Cetii Albe. Ismail, 1936; Таранец С. В. Состояние веры у старообрядцев Юж. Бессарабии (XIX - нач. XX в.)//Старообрядчество: История, культура, современность. М., 2000. С. 103-112; Enache G. Represiunea religioas în România comunist: Studiu de Caz: «Rugul aprins»//Analele Universiii Dunrea de Jos. Ser. 19: Istorie. Galai, 2004. Т. 3. P. 135-152; idem. Ierarhi, preoi, monahi i teologi de la Dunrea de Jos, victime ale represiunii comuniste//Credin, istorie i cultur la Dunrea de Jos. Galai, 2005. P. 533-587; idem. Church, State and Society in Romania in Interwar Period//Peлiriя i Церква в icmopiï Украïни. Полтава, 2006. С. 119-132; idem. NKVD-ul sovietic i preotii din sudul Basarabie//Lumina de duminic: Ziarul. 2011. 26 Iunie; Страницы истории и литературы гагаузов XIX - нач. ХХ в. Кишинёв, 2005; Михайлуца М. I. Peлiriйha noлimuka румунськоï okynaцiйhoï влади в Nibдehhiй Бeccapaбiï i Tpahchicmpiï (kih. 1930-х - 1944 рр.). Од., 2006; Булгар С. Гагаузские просветители, писатели, ученые XIX - нач. XX в. и роль рус. языка в духовном развитии гагаузов//Русин. 2007. 2(8). С. 138-155; он же. Гагаузия. Кишинёв; Комрат, 2009; Смилянская Е. Б., Денисов Н. Г. Старообрядчество Бессарабии: Книжность и певческая культура. М., 2007; Martirologiarul Mitropoliei Basarabiei//Flux: Ziarul. 2007. 12 ian. N 2(581). Р. 4; Курдогло К. История Свято-Никольской церкви с. Баурчи. Кишинёв, 2008; Православие в Молдавии: Власть, Церковь, верующие/Отв. ред., сост.: В. И. Пасат. М., 2009-2011. Т. 1-3; Любич П. А. Краткая история кагульских старообрядцев//Липоване: История и культура русских старобрядцев. Одесса; Измаил, 2010. Вып. 7. С. 118-128.

http://pravenc.ru/text/1319764.html

Погребен в правом приделе кафедрального собора г. Кишинёва. Общавшийся с Д. митр. Иринопольский Григорий поставил мраморную надгробную плиту и позолоченную ограду, а с вост. стороны собора - киот с образом Спасителя и архиерейской митрой. Известен портрет Д. на литографии 2-й четв. XIX в. (ГИМ), где он изображен погрудно, в рясе и клобуке, с панагией, наградным крестом в память войны 1812 г., 2 орденами и 3 звездами, внизу - факсимиле автографа Д., гриф мастера «Rey» ( Адарюков, Обольянинов. Словарь портретов. С. 287). Соч.: Письма...//Письма духовных и светских лиц к митр. Моск. Филарету (с 1812 по 1867 гг.)/Сост., примеч.: А. Н. Львов. СПб., 1900. С. 201-204; Слова, произнесенные за время епископского служения на Кишинёвской кафедре//Тр. Бессарабского церк. ист.-археол. об-ва. Кишинёв, 1910. Вып. 5. 2-я паг. С. 54-73; Инструкция для приходских священников. Толкование законов о метриках//Там же. С. 73-76; Неск. замечаний об оказавшихся неверностях в молдав. синод. переводе кн. «Пространный христ. катехизис Правосл. Кафолич. Вост. Церкви»//Там же. С. 80-91; Формуляр главного сотрудника высокопреосв. Димитрия, архим. Иоанникия (Шикова)//Там же. С. 91-93. Ист.: Из заметок и бумаг преосв. Димитрия, архиеп. Кишинёвского и Хотинского//Кишинёвские ЕВ. 1884. Ч. неофиц. 15. С. 521-530; 17. С. 559-578; Пархомович А. Преосв. Димитрий [Сулима], еп.-викарий Бендерский и Аккеманский//Тр. Бессарабского церк. ист.-археол. об-ва. Кишинёв, 1909. Вып. 2. С. 230-244. Лит.: НЭС. Т. 16. Стб. 164; Мурзакевич Н. Н. Димитрий (Сулима), архиеп. Кишинёвский и Хотинский: [Некролог]//Зап. Одесского ОИДР. 1850. Т. 2. Отд. 3. С. 796-798; Арсений (Стадницкий), митр. Гавриил Банулеско-Бодони, экзарх Молдо-Влахийский (1808-1812 гг.) и митр. Кишинёвский (1813-1821 гг.). Кишинёв, 1894; Халиппа И. Н. Восточные святители, нашедшие пристанище в пределах Кишинёвской епархии среди смут греч. восстания 1821-1828 гг.//Тр. Бессарабской губ. УАК. Кишинёв, 1900. Т. 1. С. 27-68; он же. Очерк истории нар. образования в Бессарабии в 1-й пол. XIX в.//Там же. 1902. Т. 2. С. 119-180; Пархомович И. М. Кр. очерк жизни и деятельности высокопреосв. Гавриила Банулеско-Бодони, Экзарха Св. Синода, митр. Кишинёвского и Хотинского (1813-1821 гг.)//Тр. Бессарабского церк. ист.-археол. об-ва. 1910. Вып. 5. 2-я паг. С. 1-55; Севастиан (Вести), архим. Жизнь и деятельность преосв. Димитрия (Сулимы) за время самостоятельного управления его Кишинёвской епархией (1821-1844 гг.)//Там же. 2-я. паг. С. 1-53; Филадельф [Пузына], архим. Слово на погребение высокопреосв. Димитрия//Там же. С. 93-97; Bezviconi Gh. Vechi carturari basarabeni//Fapte trecute i basarabeni uitati. Chiinu, 1992; Mihail P. Mrturii de spiritualitate româneasc din Basarabia. Chiinu, 1993; Popovschi N. Istoria Bisericii din Basarabia în veacul al XIX-lea sub rusi. Chiinu, 2000.

http://pravenc.ru/text/178175.html

– И Пальмов, Памяти высокопреосвященнейшего Михаила, архиепископа белградского и митр. сербского (СПб., 1898 г.); – Л. Березин, Хорватия, Славония, Далмация и Военная Граница, в 2 томах (СПб. 1879 г.); – Ст. Павловин, Срби у Yropckoj, еихова повесница, повластнце, црква, и пр. (У Новом Саду, 1883 г.); – Еп. Никодим Милаш , Православна Дaлмaцuja (Нови Сад, 1901 г.), и др. сочинения, поименованные в вышеназванных. Для истории церкви в XIX веке в Боснии и Герцеговина – кроме трудов. Голубинского, Дучича и др. – можно находить сведения и указания на специальные сочинения и статьи в новейшем труде – Ал. Харузина, «Босния Герцеговина» (СПб., 1901 г.), и также и в ранее вышедшем труде – Н. Овсяного, «Сербия и Сербы» (СПб., 1898 г.). Приложение IV. Главные источники и пособия по истории румынской церкви в XIX веке: – Istoria rumînilar. Xenopol Jassi, т. e. «История румын», соч. Ксенопола, Яссы, 1888 г. – Экзарх Гавриил Банулееку, Бодони, экзарх молдовлахийский соч. Стадницкого. Кишинёв, 1894 г. – Его же. Румыны, получившие образование в русских духовно-учебных заведениях. Кишинёв, 1894 г. – Его же. Положение православного духовенства в Румынии. Кишинёв, 1890 г. – Колокольцев. Устройство управления румынской православной церкви (со времени автокефальности). Историко-каноническое наследование. Казань, 1897 г. – Из истории румынской церкви, статья Курганова, помещённая в Учёных записках Казанского университета за 1899, 1900 и 1901 годы. – Многочисленные статьи Г.П. Самуряна, плодовитого румынского церковного историка, помещённые им в разное время в «Церковном Вестнике», «Христианском Чтении», «Востоке», «Русском Паломнике», «Страннике», «Моск. Церк. Ведомостях» и других повременных изданиях. – Е.Е. Голубинский. Краткий очерк истории православных церквей: болгарской, сербской и румынской или молдованской (Москва, 1876 г.). – Лашков. Тёмный период в истории Румынии (Кишинёв, ст. ведомость 1886 года) и другие. Приложение V. Источники и пособия по Истории Русской Церкви указаны в самом тексте

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Для колокольни нужны были и колокола. Об этом по-серьёзному задумались с 1833 г. Довольно простая, на первый взгляд, необходимость в них обернулась целой эпопеей с неожиданной концовкой, в результате которой появился один из главных символов Кишинёва. Для колоколов нужна была медь. Много меди. А много меди в те дни было у военного министерства в виде захваченных старых турецких пушек. Снова на помощь пришёл граф Воронцов. Его ходатайство перед императором оказалось успешным и было выдано разрешение получить 1000 пудов меди (1 пуд составлял примерно 16 кг) из турецких пушек, доставленных из Силистрии и Измаила. Итак, медь найдена. Но где отливать колокола? Колокола должны быть совсем немаленькими - один весом в 400 пудов, второй - 200 пудов, третий - 100 пудов, четвёртый - 50 пудов, и пятый, самый маленький - в 25 пудов. По совету губернатора Бессарабии Павла Фёдорова их решено было отлить в Измаиле, где как раз в это время собирались отливать колокола и для местной соборной церкви. Из чистой меди хорошие колокола не вышли бы, поэтому на каждый пуд меди добавили 5 фунтов олова, чтобы получить более привычный и прочный сплав - бронзу. Оставшуюся медь позже продали по 23 рубля за пуд, что позволило финансировать из этих денег работы по отливке и расходы по транспортировке в Кишинёв. Выливал колокола литейный колокольный мастер Василий Лосенко, мещанин Киевской губернии. На колоколах были вылиты следующие слова: «От щедрот Императора Николая I 1838 г.», а по краям – «для Кишиневского Кафедрального Собора». Теперь колокола готовы. Следующий важный и сложный этап - доставка их в Кишинёв. Дороги и сейчас у нас в стране не выделяются своим качеством, а в те времена дела обстояли намного хуже. Подсчитали, что расходы на транспортировку такого крупногабаритного груза поднимутся до 13 000 рублей. Дорогу от Измаила до Кишинёва нужно было привести в порядок, мосты необходимо было починить. По просьбе архиепископа Димитрия графом Воронцовым был назначен чиновник особых поручений Андреевский для осмотра пути и сопровождения обоза с колоколами. Колокола были отправлены 11 июня 1839 г. из Измаильской крепости и спустя две недели и около 200 км дорог они были доставлены в Кишинёв.

http://sobory.ru/article/?object=17673

Орден Святого Георгия 2-го класса (25.07.1812, 42) — «за поражение французов в сражении при Клястицах 19-го июля 1812 года». Орден Святого Георгия 3-го класса (12.01.1806, 125) — «В воздаяние отличнаго мужества и храбрости, оказанных в бывшем против французских войск сражении 24-го октября при м. Этинген». Орден Святого Георгия 4-го класса (01.01.1795, 602) — «За отличное мужество, оказанное 18 октября при атаке польских мятежников при м. Остроленке, где он ударил с эскадроном на батарею и взял пушку». Орден Святого Владимира 1-й степени (16.11.1812). Орден Святого Владимира 3-й степени (29.09.1807). Орден Святого Александра Невского (29.07.1812). Алмазные знаки к Ордену Святого Александра Невского (28.03.1813). Орден Святой Анны 1-й степени (12.01.1806) — за отличие при Аустерлице. Орден Святой Анны 3-й степени (07.02.1798). Золотая шпага с алмазами и лаврами (1813) — за отличие при Лейпциге. Золотая сабля «за храбрость» с алмазами (19.09.1807). Золотой крест «За взятие Праги» (24.10.1794). Знак отличия «За XXXV лет беспорочной службы» (22.08.1828). Прусский Орден Чёрного орла (1813). Прусский Орден Красного орла 1-й степени (1813). Австрийский Военный орден Марии Терезии, командор (1813). Австрийский Военный орден Марии Терезии, рыцарь (1813). Баденский Орден Верности (1813). Источник: «Портрет Петра Христиановича Витгенштейна» — картина Джорджа Доу и его мастерской из Военной галереи Зимнего дворца. Лит.: Бантыш-Каменский Д.Н. Биографии российских генералиссимусов и генерал-фельдмаршалов. Л., 1981. С. 83-86; Ушаков С.И. Победы графа Петра Христиановича Витгенштейна, или Жизнь, свойства и военные деяния его. СПб., 1813-1815; Витгенштейн Пётр Христианович//Энциклопедический словарь/под ред. проф. И. Е. Андреевского. Т. 6а. СПб., 1892. С. 557; Департамент полиции исполнительной. Дело о перевозке тверских и новгородских запасов для продовольствия армии и об учреждении пограничных магазинов для корпуса графа Витгенштейна, и о подводах [Дело] : 2 декабря 1812 г.; Полевой Н.А. Витгенштейн Пётр Христианович//Русские полководцы, или Жизнь и подвиги российских полководцев от времен императора Петра Великого до царствования императора Николая I. СПб., 1845. С. 257-284.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/03/pa...

Новочеркасск. Церковь Михаила Архангела. Михайло-Архангельская церковь Карта и ближайшие объекты История Михайло-Архангельской церкви восходит к одноименной церкви в Черкасске, бывшей столице Донского казачества. Разрешение на перенос из Черкасска в Новочеркасск деревянной церкви Божия во имя Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных было получено от епископа Воронежского и Черкасского Антония в декабре 1812 г. Это было не просто, так как существовал запрет Св.Синода на перенос храмов из Черкасска в Новый Черкасск. Св. Синод также дал согласие, но с оговоркой, что как только Донские казаки вернуться с полей сражений с Наполеоном, то они должны построить каменную церковь. В первой половине 1813 г. разобранный деревянный храм и церковное имущество перевезли в Новочеркасск. По другим сведениям, этот храм " Как великую святыню православного сердца принесли ...по бревнышку, и вновь соорудили в 1805году храм, с которого положено было духовное начало Новочеркасска " . ( " Новочеркасские Ведомости " , от 28 ноября 1992 г.). Красиво сказано, но с этими утверждениями нельзя согласиться. Нет ни одного известного исторического, в т.ч. дореволюционного источника, который бы подтвердил факт перенесения Михайло-Архангельской церкви в Новочеркасск из Черкасска в 1805 г. или другие годы до 1813 г. Но в то же время есть десятки церковных и исторических источников, указывающих на то, что Михайло-Архангельская церковь была перенесена в Новочеркасск именно зимой 1812/1813 года. Так, в работе церковного историка А. Кириллова " Донская епархия в ея настоящем положении. По статистическим данным 1896г., Новочеркасск, 1896г. " подчеркивается, что " Архангельская церковь первоначально была деревянная, построенная в 1813 году " . Балуев, описывая Новочеркасск, подчеркивал: " В 1813 году также из Старочеркасска перенесена деревянная церковь во имя Св. Архистратига Михаила " . (Балуев П.С. " Историческия и статистическия описания станиц и городов, посещаемых Г. Военным Министром при объезде Его Превосходительством Области войска Донского в 1900г. " , место и год издания не указаны). Или в " Донской Церковной Старине " мы читаем: Михайло-Арх. ц. была построена деревянным зданием в 1813 году, когда все Донское казачество участвовало в ополчении против французов " (вып. 1V, 1915г.). Да и в капитальном труде " Церкви и монастыри на Дону " А. Кириллов на стр. 22 пишет: " В 1813 году из Старочеркасска перенесена в Новочеркасск Михайло-Архангельская деревянная однопрестольная церковь, освящена она в том же году " . (Новочеркасск, 1905г.). И действительно Освящение храма состоялось 9 ноября 1813 г. (ГАРО, ф. 226, оп. 1, д.1018, л.16).

http://sobory.ru/article/?object=13159

Кишинёв. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Мазаракиевская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1752 и 1757. Адрес: Республика Молдова, м. Кишинёв, ул. Мазараки, д. 3/5 Strada Mzrachi 3/5, Chiinu, Moldova Координаты: 47.031021, 28.849019 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Мазаракиевская церковь является одной из многочисленных архитектурных и культурных достопримечательностей молдавской столицы - города Кишинева. Ее официальное название – Храм Рождества Божьей матери, она была построена в 1757 г. на пожертвования городского казначея Василия Мазараки. Со дня своего основания и по сей день церковь является действующей, однако она неоднократно подвергалась перестройкам и реставрациям, а в XIX в. к основному зданию добавили колокольню. Здание сохранило свой первозданный облик, несмотря на все проводимые реконструкции. Экстерьер Мазарикиевской церкви достаточно прост и незамысловат, его портал декорирован резьбой по камню, выполненной в стиле поздней готики. Внутреннее помещение храма кажется довольно просторным благодаря удивительной игре света. Приближаясь к алтарной части, можно заметить, как значительно меняется высота сводчато-купольных перекрытий. Самая высокая часть сводов расположена над богатым иконостасом. Во дворе обители находится родник, возле которого любил отдыхать А.С. Пушкин. http://www.openarium.ru Мазаракиевская церковь - самое старое из сохранившихся зданий Кишинёва и одно из самых загадочных. Дело в том, что нам до сих пор неизвестна дата её строительства. Год 1752, который так часто упоминается, достаточно условен, документально он нигде не подтверждается. Впервые об этом упоминает П.Н. Батюшков в своём труде «Бессарабия. Историческое описание», изданном в Санкт-Петербурге в 1892 г. В этой книге он приводит историю, которую ему рассказал священник Михаил Чакир, который, в свою очередь, услышал её от одного из старцев, прихожанина Мазаракиевской церкви, а старец прочитал её на камне, который когда-то стоял у церкви, но потом пропал оттуда. Привожу этот отрывок полностью:

http://sobory.ru/article/?object=34025

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010