Оттого-то и тоскует здесь душа христианина и воздыхает по нему и вечности. «Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище» ( 2Кор.5:2 ). Но Апостол предостерегает от того, чтобы нам, явившись в то вожделенное отечество, «и одетыми не оказаться нагими» ( 2Кор.5:3 ) («хотя всякий человек облечется в одежду нетления, однако же не все станут причастниками божеской славы; этих он и называет «нагими» (бл. Феодорит, цит. по еп. Феофану, Толк. 2-го посл. к Коринф., 77). «Облечение», «одеяние» здесь есть образ получения нового духовного тела после смерти. Итак, тело – не только жилище души, но и её одеяние), т. е. без добрых дел, недостойными стать его наследниками. Апостол не предпочитает жизни смерть, хотя она и ведет к большему познанию Христа. Забота его – «облечение в небесное», что начинается уже здесь на земле, в процессе духовной жизни: «Не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью. На сие самое и создал нас Бог, и дал нам залог Духа» ( 2Кор.5:4–5 ). Но пока мы в теле, мы удалены от Господа, духовное видим не непосредственно, как видели его первые люди до грехопадения, но опосредствованно, – очами веры: «ходим верою, а не видением» ( 2Кор.5:7 ). И если земному телу предлежит все равно распадение и смерть, то мы ревнуем о вечности уже сейчас: «желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» ( 2Кор.5:8 ). История мучеников подтверждает это ревнование о встрече с Богом. Но так как независимо от времени жизни и смерти нас ожидает суд Христов ( 2Кор.5:10 ), то главное, с чем мы всегда должны заботиться, – это благоугождение Богу: «ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными» ( 2Кор.5:9 ). 3. Обязанность христианина по отношению к апостольскому благовестию (2Кор.5:11–7, 1) а) «Кто во Христе, тот новая тварь» ( 2Кор.5:11–6, 2 ) Для лучшего успеха проповеди, а также с тем, чтобы заградить уста клеветников, ап. Павел показывает чистоту своей совести и верность свою перед Богом ( 2Кор.5:11 ). Во всех своих поступках он движим любовью ко Христу: и свои откровения и восхищения, и свою скромность и уничижение он приписывает Богу и переносит все ради Бога ( 2Кор.5:11–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

216 Вот что напр. говорит бл. Феодорит: «что настоящий псалом ни мало не приличествует Соломону, это, я думаю, признают Иудеи, желающие сказать правду, тем более питомцы веры. Ибо во 1-х Соломон не обладал пределами земли, не собирал дани с восточных и западных народов; притом как человек, пожив соразмерное природе время, приял конец, и даже неславный. А псалом показывает, что Тот, о Котором он пророчествует, древнее солнца и луны». (См. Толк. на псалмы бл. Феодорита. Русск. пер. 1856 г. Москва). 218 Это можно видеть из Таргума, где 1-й ст. 71 псалма читается следующим образом: «Боже, дай Твой суд царю Мессии»; из Мидраш Тигиллим; Талмуда, халдейского парафраза; из свидетельств: Кимхи и Раши. Последний прямо утверждает, что древние раввины относили 71 псалом к Мессии. 221 Так думают: Калмет, Баде и др. Генгстенберг относит составление 117 псалма к основанию 2-го храпа, во 2 месяц 2-го года, по возвращении Евреев из плена ( Ездр. 3:8 ) (Comm, ип Ps. 118 . S. 117. Т. IV); Эвальд- к празднику кущей после плена, когда только что был воздвигнут жертвенник ( Ездр. 3:1–4 ) (Poet. Bücher). Деличь (Comm. Ps. S. 118. T. II) и Бунзен относят составление 117 псалма к освящению 2-го храма, в 6-й год царствования Дария ( Ездр. 6:15 ; Bibel-Werk. Т. III. Ps. 118 ). Также трактует о происхождении 117 псалма и о. Вишняков, подобно немецким экзегетам понимающий слова о камне буквально об одном из камней, оставшихся от первого храма, и, потом, так же неверно переносящий этот образ одного камня не на одно лицо, а на весь еврейский народ. Доводы о. Вишнякова уже не новы. Он даже сам ссылается на Делича, Куртца и т. п. см. стр. 472–5). 222 Так делают: Венема, Розеимюллер, Де-Ветте (Comm. in Ps. 118, S. 484), Гитциг (Die Psal. 2. Band. 2 Heft. S. 344) Последний находит, что под 10 ст. можно, будто бы, разуметь людей всякого рода, а не всех вообще, и частнее он видит здесь указание на разных людей, выступивших против Иудеев во время Маккавеев. 224 О принадлежности этой формы псалмопений Давиду см. в Mess. Psalm. Bohl, im excurs. zu Psal 118 S. 231–235.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Ведение патриархов о Втором Лице Святой Троицы – Сыне Божием, по разумению святых отцов, было довольно подробное и определенное. Пред очами веры патриархов довольно ясно предносилась идея Богочеловечества Спасителя, Его бессеменное рождение в потомстве патриархов, состояние унижения, страдания, крестная смерть и воскресение, сделавшиеся источником благословений. Не умаляли патриархи и значения искупительной жертвы Спасителя, не приурочивали заслуг Искупителя только к своему потомству; но твердо верили, что благодать искупления будет дарована всем людям, всему миру, что Спаситель будет источником благословений для всех народов земли и на все времена, как вечный Первосвященник, по чину Мелхиседекову. Пророческим духом патриархов предуказано даже отношение к благодатному царству Мессии Израильтян и язычников, из которых последние первыми войдут в царство Мессии; упорствующий же Израиль только в «конце времен» спасется. По разумению некоторых святых отцов, напр. бл. Феодорита, бл. Августина, пророческому ведению патриархов не чужды были и некоторые обстоятельства из конечной судьбы царства благодати. Патриархи предугадывали явление антихриста, кончину мира и страшный суд. 413 Св. Иоан. Злат. Бес. на кн. Быт. ч. III, стр. 226–228, Бес. 54; ср. Твор. св. Кирил. Алекс, т. IV, стр. 197–198; Твор. б.т. Феодорита Кирск., т. 1 стр. 78, Толк, на кн. Быт; вопр. 84. 426 Тв. св. Афан. Алекс, ч. II, стр. 404, «На ариан слово третье», ср. там же стр. 398; Тв. св. Кир. Алек. т. IV, стр. 200; св. Иустина Фил. и Мучен., Разговор с Трифон. Иуд. 86 : Тв. св. Иоан. Злат., Бес. к Ант. нар. ч. I. стр. 37, Бес. о Лазаре. 1. 430 Твор. св. Ефр. Сирин, т. VIII, стр. 357, Толк, на кн. Быт. гл. XXVIII; ср. св. Амвросия Мед. «De Iacob et vita beata», lib. II, cap. V, 20. 446 Твор. св. Ефр.      Сир. т. VIII. стр. 360–361, Толк. на кн. Быт. гл. XXX. По слав. Библии, русск. переводу и еврейск. тексту 2-я половика 24 ст. XXX гл. Быт. читается иначе: «приложит мне Господь еще другого (сына)». 448 Тв. бл. Феодорита т. I, стр, 80, Тол. на кн. Быт., вопр. 86. В этом же смысле, говорят в пользу Иакова и др. с в. отцы; см. Тв. св. Ефр. Сир. т. VII, стр. 247, Толк на кн. Быт., предисл.; св. Иоан. Злат. Бес. на кн. Быт ч. III, стр. 258, Бес. 56; св. Кир. Алек. т. IV, стр. 216; бл. Август. «0 граде Бож.» кн. XVI, гл. XXXVIII.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2. Древний и средневековый периоды. Исагогические взгляды иудейских книжников суммированы в древнем трактате Бава-Батра (15а): «Моисей написал свою книгу и отдел о Валааме и Иове. Иисус Навин написал свою книгу и восемь стихов Пятикнижия. Самуил написал свою книгу и книги Судей и Руфь. Давид написал Псалмы при содействии десяти старейшин. Иеремия написал свою книгу, Книги Царств и Плач. Иезекииль и его собратья написали Исайю, Притчи, Песнь Песней и Екклезиаст. Мужи Великого Собора написали Иезекииля, двенадцать пророков, Даниила и Ездру . Ездра написал свою книгу и родословия В Паралипоменона до своего времени». Отцы Церкви во многом опирались на это предание об авторах Ветхого Завета. Но единый взгляд на происхождение библейских книг в патристике выработан не был. Нижеследующая таблица суммирует наиболее распространенные исагогические воззрения св. Отцов. Пятикнижие Целиком написано Моисеем, за исключением Втор 34, которая была составлена предположительно Ездрою, «собирателем» Моисеевых книг (бл. Иероним). Кн. Иисуса Навина По мнению большинства Отцов, могла быть написана самим Иисусом. Однако бл. Феодорит убедительно показал, что автор — «некто другой, из живших позже» (Толк. на Ис Нав, в. 14). Кн. Судей Написана «после того времени, которое она изображает» (бл. Феодорит. Толк. на Суд, в. 2). Многие Отцы приписывали ее пр. Самуилу. Кн. Руфь Автор — неизвестен. Возможно — пр. Самуил. Кн. Царств Предположительные авторы: пр. Самуил и пророки, жившие после него. 1-2 Кн. Паралипоменон Одни Отцы приписывали эти книги неизвестным авторам, другие — Ездре. 1 Ездры Кн. Неемии Автор — Неемия. Кн. Товита Автор, предположительно, — Товит. Кн. Иудифь Единого мнения об авторе нет (предполагались: сама Иудифь, Елиаким, Ахиор и др.). Кн. Есфирь Автор неизвестен. Некоторые приписывали книгу Мардохею. Кн. Иова Автор неизвестен. Бл. Иероним считал его Моисеем, а Ориген относил книгу к домоисеевой эпохе. Псалтирь Написана Давидом и другими псалмопевцами, имена которых указаны в книге.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

872 Св. Златоуст: «Молитвы святых имеют очень великую силу». Св. Григорий нисский : «Молитвы многих праведников испросят отпущение грехов обществам и народам». Св. Иоанн дамаскин : «Какой помощи не доставляло нам их (апостолов в мучеников) умилостивительное ходатайство? Сколько раз они помогали в войнах с варварами, и прогоняли их вспять, или истребляли! Сколько случаев, угрожавших нам смертию, они предотвращали своим призрением! От коликих доныне мы избавляемся опасностей их молитвами!» Св. Злат. Бес. на Матф. 5 : ч. 1 с. 96. М. 1846. Св. Григ. н. Слов. в. похв. св. м. Феодору: тв. т. 3 с. 747. Пар. 1858. Св. Иоан. д. Слов. об иконах: тв. т. 2 с. 339. Пар. 1860. 873 Св. Амвросий: «Случай с тещею Петра ( Лк. 4:38,39 ) показывает, что обремененный грехами не способен молить за себя, и что за него должны молить Врача другие, так как и больные не сами приглашают врача, но другие просят его за них». Иларий: «В предстательстве ангелов имеет нужду не естество Божие, но немощь наша; ибо они посланы для хотящих наследовать спасение ( Евр. 1:14 ), тогда как Бог знает все дела наши, а немощь наша нуждается в служении для испрошения и заслуги духовного предстательства». Бл. Августин: «Самого Господа мы должны просить, чтобы Он дал нам возможность угодить Ему; но если мы недостойны получить от Него просимое, то должны просить чрез посредство друзей Его, которые, но благодати Его, угодили Ему. Они молятся за нас, чтобы Он даровал нам возможность угодить Ему». Св. Амв. м. О вдов. гл. 9: вос. чт. IX, 67. Илар. п. Толк. на ис. 129: тв. с. 303. Кельн, 1617. Бл. Авг. Слов. 332: воскр. чт. IX, 68. 874 «Если бы вам прилучилось идти завтра на суд к судие строгому; то, я думаю, вы бы сегодня позаботились о том, чтобы приготовить ответ, постарались бы немедленно сыскать защитников и покровителей, которые бы ходатайствовали за вас у грозного судии. Смотрите же, вот скоро придет на суд грозный судия Иисус Христос, со множеством ангелов и архангелов. Если мы теперь не найдем себе покровителей; то кто нас защитит тогда? У нас есть св. мученики; в них мы имеем защитников и помощников себе; они всегда готовы помогать нам и желают быть нашими ходатаями. Их-то теперь просите; их умоляйте, их молите о помощи. Господь примет их ходатайство; потому что хотя Он правосуден, но вместе долготерпелив и многомилостив. Если после сего мы вознерадим о таковой благодати; то вечно погибнем от своей беспечности». Св. Григ. дв. О необх. молит. святым: вос. чт. IX, 9.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

V. Бл. Феодорит Кипрский: В толк. 7 гл. 7 ст. посл, к Евреям: «Без всякого ли прекословия меньшее от большего благословляется. Неоспоримо и крайне несомненно, что обыкновенно болышие благословляют меньших» (т. VII, стр. 601, по изд. 1861 г.). VI. Правила св. Апостол и Соборов: а) 39 пр. св. Апостол – см. выше стр. 103. б) 6-е, 7-е и 52 пр. Карфагенского собора и толк, на оныя – см. выше стр. 104–107. VII. Матвей Властарь: а) «Забота и попечение о всех митрополиях и епископиях, монастырях и церквах, а также суд и предание суду и освобождение от суда принадлежат местному патриарху...; равным образом, сам он и один только поставлен посредником и судьею покаяния и обращения от грехов и ересей» (Синтагма, б. «П», гл. 8-я, стр. 340). б) «Кающихся помыслы приимати, и решати и вязати согрешения епископом дадеся, по повелению же сих, и пресвитером. Шестое иже в Карфагене собора правило, еже помазания святого, рекше мира творение, и еже церкви освиящение, по некоем ветхом бывшем обычаи, и еже кающихся примирение, еже есть помыслов исповедание, и душевных язв врачба... вся сия пресвитером отрече (не дозволяет) бывати. Архиереям бо сих возложено есть строение, яко вязати и решити могущими., образ имушим Апостолов, ниже область еда Христос вручи. Тем же иже кроме повеления епископова приемлюще помыслы человеческие священницы в иноцы зле творят и великим казнем достойны» (Состав «М», гл. 9-я). в) Синтагма, б. «Е», гл. 31-я, стр. 219; см. выше стр. 107. г) Тамже, букв. «М, гл. 9-я, стр. 291, см. выше стр. 107. VIII. Деяния Вселенских соборов: а) Епископы отвечали: «если бы рассуждения велись законно, то не было бы нужды ни в каких гражданских судьях..., что одним епископам вверена Богом власть судить епископов» (т. III, стр. 10, изд. 2-е, 1879 г.). б) «Да будет известно и то, что если кто без соизволения митрополита сделается епископом, Тому – великий собор определил – не должно быть епископом» (16-е Деян. Халкид. соб., т. IV, стр. 166, изд. 2-е, 1878 г.). IX. Симеон Солунский . а) «Священннк не имеет благодати преподаяния священства и не может совершать другое какое-либо действие совершительное, или просветительное; но может совершать только таинства (миропомазания, покаяния, причащения, брака и елеосвящения) и крещение» (т. II, стр. 208).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Когда и кем написана книга Судей? По словам бл. Феодорита " книга Судей написана после того времени, которое она изображает, потому что в ней упоминается имя: Иерусалим, а сие наименование город получил впоследствии, вместо древнего имени Иевус " (Толк. на кн. Судей. Вопр.2). На основании Суд.18:31; 1:21; 17:6 точное время написания книги Судей положить можно между пленением ковчега или постановлением царя и завоеванием Иерусалима Давидом. Писателем же книги, по ветхозаветному преданию, был Самуил пророк. §17. " Восьмая книга Ветхаго Завета, Руфь, называется так потому, что содержит историю Руфи. Руфь была родом Моавитянка; но отказавшись от родства и отеческого суеверия, она обратилась к истинному богопочитанию, и переселилась в Вифлеем иудейский; там сочеталась браком с Возом, из колена Иудина. От нея производится родство Давида таким образом: Вооз от Руфи родил Овида, Овид - Иессея, Иессей - Давида " (Синопсис Афанасия). По такому содержанию книги Руфь бл. Августин (Христ. Наука. Кн.2. Гл.13) называет ее началом или преддверием к книгам Царств, изображающим историю Чарского дома Давида, и это тем более справедливо, что в книгах Царств нет других известий о предках Давида, а Иоанн Златоуст, в своем Синопсисе, причисляя псалмы Давида к пророческим книгам, рядом с псалмами помещает и книгу Руфь (пророческие книги суть: шестнадцать пророков, Руфь и Давид). Другие же отцы Церкви (св. Епифаний, Кирилл Иерус.), по примеру древней синагоги, соединяют книгу Руфь в одно с книгой Судей на том основании, что описанное в книге происшествие относится ко времени судей (Руф.1:1). Все это показывает, что книга Руфь, при небольшом своем объеме, имеет важное значение в общем составе Св. Писания, что она явилась не случайно и что она правильно занимает в греческой Библии и нашей славянской восьмое от начала место в числе священных книг (в еврейском каноне она занимает место между учительными книгами). " Не ради самого Давида написана книга, а ради Владыки Христа, потому что и Он произошел от Руфи по плоти " . " Божественный Моисей, пиша книгу родства Иисуса Христа, упомянул Руфь Маовитянку, миновав знаменитых добродетелью жен, Сару, Ревекку и других, вразумляя сим, что единородный Сын Божий вочеловечился ради всех человеков, и иудеев и прочих народов, и грешных и праведных " (Феодорит. Толков. на кн. Руфь. Вопрос 1).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1119...

в) В толк. 5 гл. ев. Иоанна: «Аз приидох, говорит, во имя Отца Моего, и не приемлете Мене: аще ин приидет во имя свое, того приемлете (ст. 43). Видишь ли, как Он и там и здесь говорит о Себе, что Он послан от Отца, и суд получил от Него, и ничего не может делать Сам от Себя, именно для того, чтобы отсечь всякий предлог к неправомыслию. Но о ком это он говорит: приидет во имя свое? Здесь Христос намекает на антихриста и вместе представляет неопровержимое доказательство их неблагомыслия. Если вы преследуете Меня, говорит Он, из любви к Богу, то гораздо более следовало бы так поступить с антихристом... Я, говорит Христос, пришел не так, а во имя Отца Моего. Достаточно было и этого для доказательства, что они не любят Бога, так как не приняли Того, Кто говорил им о Себе, что послан от Бога. Но в настоящем случае Он показывает бесстыдство их и с противоположной стороны, из того, что они готовы принять антихриста (т. VIII, стр. 272–273). г) т. XI, стр. 599 (см. выше в гл. 29, стр. 225). III. Св. Кирилл Александрийский : «Иудеи, которые в безумии своем надругались над фимиамом сложеным и благовонным, то есть, Христом и пребывали непричастны сего священного и истинно Божественного благоухания; иного же вместо Него примут, сына беззакония, противника и превозносящегося паче всякого глаголемого бога или чтилища, якоже ему сести в церкви Божией, по написанному, показующе себе, яко Бог есть ( 2Фес.2:4 ), который и Божественную скинию оскверняет, будучи дымом чуждым и, так сказать, диавольским зловонием» (т. II, изд. 1882 г., стр. 158). IV. Св. Ефрем Сирин : «(Антихрист) приидет притворно благоговейным, смиренным, кротким,... весьма постоянным, ко всем ласковым, уважающим особенно народ иудейский; потому что иудеи будут ожидать его пришествия... Всего более воздадут честь и обрадуются царствованию его народ убийцы – иудеи. Почему и он, как бы из предпочтения, промышляя о них, укажет им всем и место и храм» (т. III, изд. 1897 г., стр. 141). V. Бл. Феодорит Киррский: а) «Пророки, предвозвестив о Боге и Спасителе нашем Христе, и обличив упорство иудеев, справедливо вслед за сим обращает пророчество к тому противобожному Христу, которого ждут иудеи, как сами они говорят о том. То же и Господь сказал им в священном евангелии: Аз приидох во имя Отца Моего, и не приемлете Мене: ин приидет во имя свое, тому поверите ( Ин.5:43 ). Это сказал о них и блаженный Павел: зане любви истины не прияша, во еже спастися им, послет им Бог действо лсти, во еже веровати им лжи: да суд приимут вси неверовавшие истине, но благоволившие в неправде ( 2Фес.2:10–12 )» (т. V, изд. 1857 г., стр. 134).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Таким образом, Суд, в существе своём излишен как будто бы; но его апокалиптическое раскрытие и важно для определения значения человеческой свободы в загробной жизни. «В ком Бог предузнал твёрдое изволение, тех изначала предустави , а предуставив призва – потом, призвав, оправда крещением, оправдав же, прослави , наименовав сынами и даровав им благодать Всесвятаго Духа. Но никто да не утверждает, – убеждает бл. Феодорит , – что причина сего предведение, потому что не предведение делало их таковыми, но Бог издалека предусмотрел будущее, как Бог . Ибо если я, смотря на рьяного коня, который закусил удила и сбросил с себя седока, скажу, что он, приближаясь к стремнине бросится в неё, и потом, по слову моему, исполнится это, – то не я ввергнул коня в пропасть, предсказал же, что это будет, воспользовавшись, как признаком, отважною смелостью коня. Бог же всяческих издалека всё предвидит как Бог; а не доводит до необходимости одного преуспевать в добродетели, другого же делать зло» (Толк. на Рим 8:30 ). Из этого и следует, что предопределением Божиим называется Божие всеведение, поскольку оно не нарушает человеческой свободы. «Должно знать, что Бог всё наперед знает, – пишет св. Иоанн Дамаскин , – но не всё предопределяет. Ибо Он наперед знает то, что в нашей власти, но не предопределяет этого: ибо Он не желает, чтобы происходил порок, но не принуждает к добродетели силою» (Точ. изл. пр. в. Кн. 2, 30). Итак, предопределение есть то же предведение Божие . Это и есть символическая книга Апокалипсиса , в которой написаны все имена праведников и грешников ранее их земной жизни. Передача книги Агнцу обозначает символически равноведение Отца с Сыном, то есть то же, что сказал Господь словами: «всё предано мне Отцом Моим и никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» ( Мф.11:27 ). Одним словом, эта книга обозначает совершенство Божественного ведения, которое чрез пришествие Сына Божия стало известно и людям, когда многие стали читать её и умножать своё ведение ( Дан. 12:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Uhtomsk...

Пс.71:4 ), рассуди мена с моими гонителями и воздай каждому по правде его, – невинно-гонимому должную защиту, а гонителям заслуженное наказание. «Сам исполни, что заповедал делать другим, и подай мне помощь Твою» (бл. Феодорит). В этом обращении к правосудию Божию ясно слышится отголосок дважды высказанного Давидом Саулу желания предоставить свое дело суду Божию: да рассудить Господь между мною и тобою и да отмстить тебе Господь за меня ( 1Цар.24:13 ); да воздаст Господь каждому по правде его и по истине его, и да избавит меня от всякой беды ( – 26:23–24). 70 толк. (=лат. и слав.) слово (=против неистовства; сирск.: «против упорства») вероятно производили не от , а от =переправа, оттуда: край, граница и перевели: в концахъ, т. е. на пределах. Вознесис въ концахъ врагъ твоихъ=явись во всем величии Твоего могущества на пределах Твоих врагов, чтобы «остановить их неправедное нашествие» (бл. Феодорит). Чтение: врагъ твоихъ, вм. моихъ, соответствует Альд. и Компл. (=3лат., Вас. В. и Евс.), выражая мысль, что враги праведного Псалмопевца вместе с тем и враги Божии (ср. Пс.5:11 ). Вм.: для меня=масор. (=халд. и сирск.), 70 толк. вероятно читали= Бже мой) (=гр.-лат.). Стоящее перед этим слово Гди составляет прибавление сравнительно с евр.-халд.-сирск. т. и не читается в Синайском к. Слав. слово: (гр.-лат.: в повелении, вм.: для суда), в связи с словом: востани (ξεγρθητι ср. Числ. 10:35 ) может указывать на возглашение при шествии Божием на врагов Псалмопевца тех самых слов, какие заповедано было произносить при поднятии ковчега завета: «восстань Господа Боже мой против моих гонителей с повелением о рассеянии всех врагов Твоих, какое заповедал Ты произносить при Твоём востании в образе ковчега завета, т. в. с произнесением слов: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя ( Числ.10:35 ). и. И сонмъ быдетъ т: и томъ на высот братис. 8. Сонм людей станет вокруг Тебя; над ним поднимись на высоту. 8 . Так как Саул всенародно объявил Давида изменником и врагом своим ( 1Цар.22:6 и сл.) и открыто с войском преследовал его в глазах филистимлян, моавитян, идумеян и других народов, как величайшего злодея: то гонимый и выражает желание, чтобы суд Божий о нём произведён был также всенародно, чтобы сонм людей, т. е. все соседние народы, бывшие свидетелями его преследования, окружили престол праведного Судии и были свидетелями оправдания его и наказания гонителей, и чтобы Господь, по совершении суда Своего, в виду всего сонма, во всем Своём божественном величии, восшел на высоту (ср. Быт.17:22 ) небесного своего трона ( Пс.67:19 ) и таким образом, открыто явив Себя Господом и Судиею всего мира, торжественно убедил всех в непреложной верности Своего суда, как суда божественного. Такой суд Божий и совершился над Саулом в его позорной погибели вместе с тремя сыновьями в войне с филистимлянами ( 1Цар.31:1–10 ), над которыми он прежде неоднократно одерживал славные победы.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010