Если же разуметь под вечностью все время, пока мир существует, значит, до второго пришествия Христова, то рассматриваемые ветхозаветные обетования и доселе продолжают исполняться, только на других предметах. Ветхий Завет был сению грядущих благ, а не самым образом вещей ( Евр. 11:1 ); как тень (сень) вещей, он должен был прекратиться с появлением самых вещей, тенью, отображением которых служил. Отсюда ясно, что в указанном, более широком смысле, вечность и не могла принадлежать предметам ветхозаветным. Поэтому вполне справедливо в Кирилловой книге Аароново священство названо временным, в противоположность вечному Христову священству (Кир. кн. л. 77). То, что говорится в писании о вечном существовании ветхозаветных предметов, не к ним относится, а к тем предметам, которые они прообразовали, как это видно из слов бл. Августина. В своем сочинении «О граде Божием» он пишет, что священство по чину Ааронову, как тень будущего вечного священства установлено: и потому, когда оному обещана вечность, то не тени обещается и образу, по «прообразуемому и прознаменуемому» (О граде Бож. ч. III, кн. 19, гл. 6). 75 в) Напрасно безпоповцы ссылаются на обетование и о престоле Давидове. По их мнению, под этим престолом разумеется земной престол Давида царя, между тем, по объяснению св. оо. и уу. Церкви под ним разумеется престол Христа Спасителя, родившегося по плоти из рода Давидова. «Престол Христов, говорит св. Кирилл Иерусалим., в объяснении 88 пс., есть церковь , ибо Он упокоевается на нем». «Как невозможно дню сделаться ночью и ночи днем так невозможно разориться царству Давидову, говорит бл. Феодорит. И сего пророчества исполнение явно, потому что от Давида сущий по плоти Христов не долу имеет престол, но всем правит, совосседает со Отцом» (Твор. бл. Феодор., ч. 6, толк. на Иерем.). 2) В доказательство условности Господних обетований безпоповцы ссылаются затем на грамоту царя Константина римскому папе Сильвестру, помещенную в конце Кормчей, и говорят: «Риму и епископу римскому обещано вечное пребывание в благочестии, между тем это благочестие давно уже прекратилось».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

При этом толковник дошел до такого совершенства, что «постиг все таинства книги и вошел в ложницу царя». Но от комментария Оригена сохранились некоторые отделы, пролог и первые четыре книги ([на Песн.] 1:1 – 2:15) в переводе Руфина 12 . Преимущественно Ориген выяснял в книге мысль о союзе Христа с Церковью и благочестивою душою 13 . Затем у Оригена были схолии на эту книгу, но от них сохранились очень небольшие отрывки 14 . Были также гомилии, из коих сохранились лишь две ([на Песн.] 1:1 – 2:14) в переводе бл. Иеронима 15 . Упоминаемые бл. Феодоритом толкования свт. Ипполита, свт. Афанасия и Диодора совершенно не сохранились 16 . Наиболее обстоятельные толкования сохранились от свт. Григория Нисского 17 и бл. Феодорита 18 . У обоих отцов книга изъяснена аллегорически. Есть толкования Филона Карпафийского 19 также аллегорического характера. В катенах у Прокопия Газского 20 сохранились, иногда сомнительные, отрывки толкований еще свт. Кирилла Александрийского 21 , прп. Нила Синайского 22 и др. 23 В западной Церкви, в отеческий период, толкований не было 24 . В русской литературе существует библиографическая монография, очень ценная, преимущественно по истории толкования книги, профессора Α. [Α.] Олесницкого 25 . Монографии Пархомовича 26 мы не нашли. У Вигуру ничего нет. В Толк. Библ. есть краткое изъяснение, коим мы иногда пользовались. [У] Эфроса 27 [приведен] перевод с еврейского, сделаны филологические примечания и собраны все русские переводы книги в отрывках: Феофана (Прокоповича) «Рассуждение о книге Песнь песней Соломона» (1730 г. ) 28 ; Олесницкого (Песнь песней и ее критики); стихотворения на темы из Песни песней: Державина, Пушкина, Фета, Мея, Фуга, Фофанова, Бутурлина, Зарина, Яффе, Лохвицкой, Брюсова, Чулкова, С. Соловьева , и даже музыкальные произведения: Корсакова, Мусоргского, Рубинштейна. Но еврейско-рационалистический дух всего сочинения сделал его малопригодным для нас. Были у нас под руками также русские переводы с еврейского архим. Макария (Глухарева) 29 и с греческого архим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

III. Св. Кирилл Александрийский : а) «Будучи один и тот же, Он (Христос) многоразлично изображаем был в оном приношении князей; как и ныне Христос приносится в жертву являющимися по порядку времен Вождями, многообразно мыслимый и различными именами чтимый. Приношение было ежедневное: это обстоятельство указывает как бы на непрерывность и непрекращаемость жертвы Христовой на всякий день и на плодоприношение оправданных верою; ибо не превратятся поклонники и не будет оскудения в дароприношениях; но будет приноситься Христос нами и за нас, таинственно священнодействуемый в святых скиниях» (т. II, изд. 1882 г., стр. 243). V. стр. 52–53, изд. 1887 г., см. выше стр. 159–160). VI. Св. Ефрем Сирин : а) «Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог отец наш, Который возлюбил нас и дал нам утешение вечное, то есть вместо временных жертв, кои даны прежним (древним поколениям) и прочим. Утешение же вместо жертв даст нам в вечном служении: ибо хотя первое пришествие упразднило прежние жертвы, однако ваше жертвоприношение, которое есть и само утешение наше, не прекратится и в самом втором пришествии, но само это пришествие заставит оное даже изобиловать более, чем есть (теперь)» (т. VII, стр. 251), толк, на 2 гл. 2-го посл, к Солунянам. б) «Жертва Христова, которую Он установил в церкви Своей до скончания века; ибо сия уже не пременяется» (т. VIII, стр. 77, изд. 1896 г.). IV. Бл. Феодорит: а) В толк. 4 ст. 3 гл. пр. Малахии: «И угодна будет Господеви жертва Иудова и Иерусалимова, яко же дние века, и яко же лета прежняя; потому что она не временная, но вечная» (т. V. стр. 169, по изд. 1857 г.). б) «Аз бо приях от Господа, еже и предах вам, яко Господь Иисус в нощь, в нюже предан бываше, преем хлеб, и благодарив преломи и рече: приимите ядите: сие есть тело Мое, еже за вы ломимое: сие творите в Мое воспоминание. Такожде и чашу, по вечери, глаголях: сия чаша Новый Завет есть в Моей крови: сие творите, елижды аще пиете, в Мое воспоминание. Апостол напоминает Коринфянам о той священной н всесвятой ночи, в которую Господь положил конец пасхи преобразовательной, показал первообраз прообраза, отверз двери спасительному таинству, и не только одиннадцати апостолам, но и предателю преподал честное тело и честную кровь. Апостол же учит, что всегда можно пользоваться благами оной ночи. Елижды бо аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете дондеже приидет. Ибо по пришествии Его не будет уже потребности в назнаменующем тело, потому что явится самое тело. Поэтому сказал апостол: дондеже приидет» (т. VII, стр. 248, изд. 1861. г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Притом здесь по объяснению бл. Феодорита, приведенному у Евфимия Зигабена (Толк. Псалтирь на 36 пс. ст. 19, стр. 288, подстр.), разумеется глад слышания слова Господня, а не уничтожение причащения. Афанасий Великий в той же части, откуда читают и беспоповцы, о нечестивых говорит, что они постыждены по неимению священства и жертвы: «Прокленут тин и Ты благословиши: востающии на Мя да постыдятся. Ибо все постыждены, потому что нет у них ни священника, ни жертвы, ни священства, ни слова судного по слову пророка» (ч. стр. 350, на 108 псал., ст. 28). В той же части, на 156 стр., в толк. 45 пс., ст. 6: «Бог посреде его, и не подвижится; т. е. Бог посреде церкви. Поможет ему Бог утро заутра, т. е. с самого раннего утра. И здесь в словах: поможет ему – под лицом Церкви можно разуметь святых апостолов и по преемству вождей церкви, которых Господь укрепляет в силах. чтобы могли споспешествовать проповеди». А до какого времени? – «Воспойте Господеви песнь нову. Дух повелевает апостолам петь новую песнь, т. е. народам целой вселенной возвестить новый завет. Воспойте Господеви вся земля... благовестите день от дне спасение Его: потому что до скончания мира не престанут возвещать нам тайны нового завета» (ч. 4, стр. 314, на 95 пс., ст. 1–2). 35) «О правдивой единости» Зах. Копист. гл. 37. л. 114 об. (Пом. Изд.): «Если убо тем способом пресвятых тайн причащение правоверный не могл имети, или под час преследования, или в недостатку православного иерея, а помененыи иноверныи налягали (настаивали) бы, и до своих сокраментов намолвляли (уговаривали), или приводили, тако кождым способом не дающися оным прельстити изводити в покаянии юже за грехи и во искусе, в слезах и молитвах на он час, сами себе будем помощи сподобити, беспечне умирати. И в руки Божии душу свою поручати, имеюще при том зауполную волю и теплое от сердца пожелание (желание) и прагнение (жажду) исповедатися, и тело и кровь Христову приемлюще, глаголюще в сердци своем, где бы им на тот час правоверный иерей Божий святой церкви восточной приспел... волю такую избавленное жедание Бог не презрит, но яко самую речь приимет».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Св. Иоанн дамаскин : «Что апостолы предали весьма много не писанного, о сем свидетельствует Павел, апостол языков, говоря: хвалю же вы, братие, яко вся моя помните, и, якоже предах вам, предания держите». ( 1Кор. 11:2 ). Св. Васил. вел. О Свят. Духе гл. 29: твор. ч. 3, стр. 341. Москва, 1846 г. Св. Епиф. О ереси 61, гл. 6: твор. т. 1, стр. 511. Кельн, 1682 г. Св. Иоан. дам. Точн. излож. прав. Вер. кн. 4, гл. 16, стр. 269. Москва, 1844 г. 288 Св. Василий великий : «Почитаю правилом апостольским держаться и не изложенных в писании преданий. Ибо сказано: держите предания, имже научистеся, или словом, или посланием нашим». Св. Златоуст: «Отсюда ( 2Сол. 2:15 ) очевидно вытекает, что (апостолы) не все предали верующим чрез послания, но многое сообщали и без письмени». Бл. Феодорит: «Темже, братие, стойте, и держите предания, имже научистеся, или словом, или посланием нашим. Правилом (κανων) учения признавайте, что нами преподано, что мы проповедали вам, когда были у вас, и что написали, когда оставили вас». Св. Иоанн дамаскин : «Что апостолы предали весьма много не писанного, о сем свидетельствует Павел, апостол языков, говоря: темже убо, братие, стойте и держите предания, имже научистеся, или словом, или посланием нашим». Св. Васил. вел. О Свят. Духе, гл. 29: твор. ч. 3, стр. 341–342. Москва, 1846 г. Св. Злат. Бесед. 4 на 2 посл. к фессал. стр. 56. Спб. 1859 г. Бл. Феодорит. Толк. на 2 посл. к фессал.: твор. ч. 7, стр. 550. Москва, 1861 г. Св. Иоанн. дам. Точн. излож. прав. Веры кн. 4, гл. 16, стр. 269. Москва, 1844 г. 289 «Восклицание О означает (здесь) и предведенис и вместе любовь; ибо апостол наперед видел имевшие быть заблуждения и наперед оплакал их. Кто ныне Тимофей, если не вся вообще Церковь , или не все в частности общество предстоятелей, которые или сами должны иметь или другим должны сообщать неиспорченное знание божественной Веры? Что значит: предание сохрани? Значит: сторожи, потому что есть воры, есть враги, чтобы между добрым семенем пшеницы, которое посеял на селе своем Сын человеческий, не посеяли они, когда спят люди, плевел ( Мф. 13:37–39 )… Что такое предание? То, что тебе вверено, а не то, что тобою изобретено, то, что ты принял, а не то, что ты выдумал, дело не ума, но учения, не частного обладания, но всенародной передачи, дело, до тебя дошедшее, а не тобою открытое, в отношении к которому ты должен быть не изобретателем, но стражем, не учредителем, но последователем, не вождем, но ведомым.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

прот. ер. 5, гл. 29). В этом смысле св. Златоуст и выражается, что апостол «антихриста называет отступлением» (Твор. Злат. т. XI, стр. 592), хотя отступление не есть антихрист. Слова: человек беззакония, сын погибели, противник, поставленные в греческом языке с членом, указывают также на определенное лицо, каков и есть антихрист, потому что греческие члены, по замечанию св. Епифания, придают предмету определенное значение. 92 Это лицо, по своим свойствам, будет составлять полную противоположность Христу. Христос совершено не знал греха ( 2Кор. 5:21 ), а антихрист будет человек беззакония, греха, т. е. как бы воплощение беззакония, источник всех грехов; в противоположность Господу славы ( 1Кор. 2:8 ) он будет сын погибели, потому что не только сам погибнет, но и других погубит (Феодор.); Господь уничижил Себя даже до смерти ( Флп. 2:8 ), а антихрист будет превозноситься паче всякаго глаголемаго бога или чтилища ( 2Сол. 2:4 ): наконец, Христос сошел на землю по воле Отца, а антихрист придет по действу сатаны ( 2Сол. 2:9 ). Следовательно, как Христос есть истинный человек, так и антихрист будет истинный человек, а не диавол воплотившийся, как думают раскольники-старообрядцы. Справедливость этого вывода подтверждается многими свидетельствами св. отцов и учителей Церкви, которые в словах ап. Павла также видят ясное указание на антихриста, как определенную личность. Так, св. И. Златоуст говорит: «открыется человек греха, сын погибели ( 2Сол. 2:3 )... об антихристе зде беседует... Кто же есть сей? Убо ли сатана? Никакоже: но человек некий, всякое егово приемляй действо»... (Бес. на 14 посл. ст. 2333–2334; сн. Толк. Апост., л. 892). Выражение «человек некий», т. е. один из людей, ясно показывает, что антихрист не дух времени, не еретическое состояние Церкви и не последовательный ряд личностей, а одно определенное лицо. Слова же: «всякое егово, т. е. сатаны, приемляй действо» показывают, что он – не диавол воплотившийся, а человек со всею силою диавола. Бл. Иероним в толк. на 7 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

д. – все четвероконечные; восьмиконечного же креста нет ни одного. 371 В Киево-Печерской лавре хранится византийской работы медный крест четвероконечный преп. Марка Пещерника (XI в.). На Успенском соборе во Владимире (на Клязьме), построенном в 1158–60 г., крест четвероконечный, а внутри его есть фресковые изображения одного креста восьмиконечного, одного шестиконечного и двух четвероконечных. В том же Владимире на Дмитриевском соборе (постр. в 1194 г.) крест четвероконечный, а на трех наружных стенах (западной, южной и северной) находятся выпуклые изображения святых, в десницах которых изображены кресты четвероконечные. На новгородском Софийском соборе и на многих других древних храмах новгородских кресты четвероконечные. На московском Благовещенском соборе, построенном при Иоанне Васильевиче в 1488 г., крест четвероконечный. (Другие свидетельства см. в Вып. Озер. 2, 301–307 и в брош. Арсеньева). Так. обр. как в Греции, так и у нас в России, употреблялись различные кресты; всем этим крестам воздавалось одинаковое почитание и поклонение. Поэтому и в настоящее время следует поклоняться кресту Христову во всех его видах, пот. что каждый из них одинаково напоминает о страданиях Спасителя и имеет в себе такую же благодатную силу, как и тот крест, на котором был распят Иисус Христос (Кормч., л. 15). Но старообрядцы с этим выводом не соглашаются и, чтобы доказать исключительную правильность и почитание восьмиконечного креста, утверждают, что крест Христов должен состоять из трех древ: певга, кипариса и кедра, как свидетельствует пр. Исаия, говоря: слава Ливанова к тебе приидет с певгом и кипарисом и кедром прославити место святое мое ( Ис. 60:13 ), и св. И. Дамаскин словами: «изволил еси на кипарисе, на певге и кедре плотию совозвышаем» (Окт. гл. 2, воскр. кан. песнь 5-я). – а) Некоторые из отцов и учителей Церкви, напр., бл. Феодорит Кирский (Толк. на 60 гл. пр. Исаии), св. И. Златоуст (Сл. в 3 нед. поста), св. Герман константинопольский (Сл. в 1 нед. вел. поста) и др., действительно, прилагали слова Исаии ко кресту Христову; но другие видели в них указание на славу и неодолимость Христовой Церкви, – таковы, напр., бл.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Затем остаются псалмы, ненадписанные по именам: 91. 104. 105. 106. 110. 111. 112. 113. 114. 115. 116. 117. 118. 119. 120. 121. 122. 123. 124. 125. 126. 127. 128. 129. 130 131. 132. 133. 134. 135. 146. 149. 150. Некоторые из сих псалмов носят такие надписания: аллилуиа: 104 – 118. 134. 135. 146. 149. 150. Песнь степеней: 119. 133. Один из толковников относят все сии псалмы, или некоторые из них, ко временам Давида и ему их приписывают. Действительно, часть сих псалмов носит на себе имя Давида, но только в Еврейском тексте, а не в Греческом у LXX, напр. 122. 124. 131 и 133. Другие относят ко временам плена Вавилонского и приписывают их Ездре, Аггею, Захарии, Малахии и другим 12 . Надписания псалмов Кроме общего названия (т. е. псалом, или песнь), и кроме имен авторов, псалмы имеют свои особые надписания и, должно признаться, представляют не малые трудности к их объяснению. Доселе не известно достоверно 13 , кто сделал сии надписания. Можно думать, что надписания сделаны были в разные времена и разными лицами, потому что некоторые из них находятся только в Еврейской библии, другие в одной Греческой, или только в Славянской 14 , что само собою указывает на разных надписателей в разные времена. Но что большая часть из них весьма древни, – это не подлежит ни малейшему сомнению; поскольку встречаются в самых древних изданиях Еврейской и Греческой библии, в древнейших переводах Халдейском и Ефиопском, в Вульгате и в других; находятся в творениях св. Отцов и учителей первых веков христианства, напр. у Оригена , Илария, Златоуста, Василия Великого , св. Афанасия Ал. и других. «Мне смелым кажется делом, говорит бл. Феодорит (IV в.), отвергать надписания, которые существовали издавна, еще при Птоломее, царствовавшем в Египте после Александра, и которые, как и все прочее Бож. Писание, переложены на Греческий язык всеми LXX старцами. А до сего перевода за 150 лет чудный Ездра, исполнившись Бож. благодати, составил исправный список Свящ. книг, поврежденных в древности по нерадению Иудеев и злочестию Вавилонян. Если же и Ездра, при содействии Всесвятого Духа, возобновил память сих книг и старцы (т. е. LXX толк.) не без Божия вдохновения так согласно переложили их на Греческий язык, кроме же других Бож. писаний перевели и сии надписания: то смелым и крайне дерзким почитаю назвать их ложными». С неменьшим уважением относятся к надписаниям и Отцы церкви – св. Афанасий Ал., Григорий Нисский , занимавшиеся объяснением сих надписаний. С. Златоуст сравнивает надписания с памятниками, воздвигнутыми в память победы или в честь каких-нибудь торжеств; бл. Иероним называет ключом псалмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

прор. Даниила пишет: «мы не должны считать его, как полагают некоторые, за диавола или демона, но за одного из людей, в котором весь сатана будет жить телесно» (Твор. ч. XII, стр. 62–63). То же говорят бл. Феодорит и бл. Феофилакт Болгарский (Толк. 2 посл. к Сол.), св. Ириней (Кн. прот. ерес. 5, гл. 25 и 28), св. Ефрем Сирин (105 сл. л. 300) и др. св. оо. и уу. Церкви (см. свидетельства их в Вып. Алекс. стр. 226–260). В Книге о вере также говорится: «А той антихрист человек будут беззакония сын, и родится, яко же глаголет Ипполит римский , от девицы нечистые, жидовки сущия, от колена Данова» (л. 270). Вопреки столь ясному и определенному учению о лице антихриста, безпоповцы утверждают, что антихрист будет нечто мысленное, отвлеченное (совокупность ересей) или даже сам диавол. В доказательство этого они ссылаются преимущественно на следующие слова св. Ипполита: в скончание века явится сын погибельный, т. е. антихрист, «родитжеся по привидению от девицы... сопротивник аще и плоть приимет, но все в привидении... Непщую бо, возлюбленнии, яко мечтательну плоть своему существу восприимет сосуд» (Б. Собор. л. 128 об.). Но слова эти не подтверждают учения безпоповцев. 1) В них говорится только, что рождение антихриста будет «в привидении», т. е. в мечте, воображении людей, что плоть его будет мечтательна, а не то, что будет нечто мысленное, отвлеченное. 2) Какова бы ни была плоть антихриста, но она многим явится тогда (л. 130 об.). 3) Сам Ипполит изображает антихриста, как действительного человека. «Во образе человечи явися Господь, говорит он, и той подобне во образе человечи изыдет»; как «обрезан Спас в мире бысть», так «и той подобне обрезан будет» (л. 127). Люди будут зреть его истинно (л. 130 об.). Он будет иметь очи (л. 132), ноги (л. 130), руки (133 л.), глас крепкий (130 л.), сделается царем (129 л.), будет требовать от всех поклонения и покоряющихся знаменать печатью своею, а «не хотящих его послушати, томленьми и неисчетными муками лютыми и козньми изнурит» (л. 131 и 132 об.), убиет оружием Илию и Еноха (л. 132). В том же слове описаны свойства антихриста, которые обнаруживают в нем тоже человека. Он будет «кроток, тих, любезен, нищелюбив; людие и народ будут видеть толикия его добродетели и поставят его царя... глаголюще к себе, еда обрящется сицев благ и праведен человек в роде нашем». Евреи будут думать, «яко царство их хощет воставити. И по сих вознесется сердцем и будет уже жесток, немилостив и безчеловечен» (л. 129 об.). 4) Выражение «непщую», т. е. думаю, своим мнением полагаю, указывает на то, что св. Ипполит высказывает здесь свою частную мысль, а не общее учение св. отцов Церкви. В делах же веры следует основываться не на частном мнении какого-нибудь св. отца, которое может быть и ошибочным, а на мнении большинства св. отцов. 5) Наконец, в подлинном 93 слове Ипполитовом ничего не говорится о мечтательной плоти антихриста.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Подобно тому, как в первые времена христианства, так и в это время, таинство причащения будет совершаться в местах потаенных, в горах и вертепах, куда скроются истинные христиане. Из чего особенно ясно видно, что вышеприведенные слова св. Ефрема Сирина нужно понимать в указанном смысле, а не в смысле прекращения причащения? Из того, что св. Ефрем Сирин в другом своем слове (107) прямо говорит, что таинство причащения «всемощным Его (Спасителя) повелением бывает дондеже приидет, тако бо и глагола: дондеже прииду (Ефр. Сир. сл. 107, о преч. таин. л. 320). Как следует понимать слова прор. Даниила: в пол же седмины отимется жертва и возлияние, и во святилище мерзость запустения будет ( Дан.9:27 )? «Святилище, в нем же мерзость запустения станет, объясняет св. Иоанн Златоуст , есть храм ветхого завета, стоящий во Иерусалиме» (Маргар. л. 116); жертва, которая отимется в пол седмины, это, по объяснению бл. Феодорита, бывшая по закону жертва, имеющая упраздниться «по принесении истинныя жертвы непорочного Агнца, вземлющаго грехи мира» (толк. на пр. Дан. гл. 9, л. 94 об. Москва, 1816 г.); мерзость запустения – это, по объяснению Иоанна Златоуста и бл. Феофилакта Болгарского , «кумир, его же постави иже град низложивый внутрь во храме», потому что «всяк идол и всяко изображение человеческое от иудей мерзость нарицашеся» (Маргар. сл. 3 на иуд. л. 116 117, Благов. от Матф. зач. 99, от. Мар. зач. 60). О таинстве покаяния Что такое таинство покаяния? «Покаяние есть вторая дщица по разбиении крестительнаго корабля и нуждно потребная тайна согрешившим, в нем же оставление грехов о повинных испрашивается, от Бога же иереом даруется» (Б. Катех. л. 389 об.). Какие существенные части покаяния? Исповедание, т. е. раскрытие кающимися своих грехов, и разрешение этих грехов, «даруемое от Бога иереом». Последняя часть составляет, «видотворение тайны» (Б. Кат. л. 390), т. е. такое действие, без которого исповедь не будет таинством. Кому принадлежит власть совершать таинство покаяния? Господь Иисус Христос дал ее св. Апостолам, сказав: Якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы. И сия рек, дуну и глагола им: приимите Дух Свят, имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся ( Ин.20:2122 , зач. 65; Мф.18:18 , зач. 76). Св. Апостолы передали эту власть своим приемникам-епископам, а те чрез рукоположение – пресвитерам или священникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010