Дидим Слепец, Александрийский Догматическое богословие Дидим Слепец, Александрийский Христианский писатель, богослов, экзегет, представитель александрийской богословской школы. Был защитником учения Оригена, которого называл «величайшим учителем Церкви после апостолов». Биография Дидим Слепец (греч. Δδυμος ο Τυφλς) родился около 313 года в Александрии. Ослеп в детском возрасте. Научился читать пальцами с дощечек и достиг высокого уровня образования через слушание книг, которые ему читались. Дидим на слух дословно выучил все книги Ветхого и Нового заветов, знал наизусть все церковные догматы. О его феноменальной памяти и трудолюбии ходили легенды. Этот его дар главным образом и вызывал изумление современников, которые называли его «Дидим зрячий» (Иероним. De viris illustribus, 109), хотя это наименование относилось больше к его духовной просвещенности. Еще в молодости Дидим удалился в уединение и жил в небольшой келье возле Александрии. Он не принадлежал ни к одному из известных крупных монастырей Египта и, видимо, поэтому в своих творениях ничего не говорит о современном ему монашестве. Вскоре слава о Дидиме распространилась настолько широко, что в 40-х годах IV в. он был назначен преподавателем, а затем и руководителем (дидаскалом) знаменитого катехизаторского училища в Александрии, где трудился до самой смерти. В числе его учеников были Иероним Блаженный , Руфин Аквилейский , прп. Палладий Еленопольский , Евагрий Понтийский и, возможно, свт. Григорий Богослов . Дидим Слепец скончался около 398 года в мире с Церковью. С V в. до 1-й пол. VI в. авторитет Дидима в христианском мире был высок. Историк Сократ Схоластик называл его наряду со святителями Василием Великим и Григорием Богословом «мерилом Православия» (Socr. Schol. Hist. eccl. IV 26), блж. Феодорит Кирский ставил его рядом с Ефремом Сириным. Однако после смерти имя Дидима Слепца было вовлечено в оригенитские споры, что и привело к тому, что в 553-м году отцами V Вселенского Собора были осуждены некоторые его воззрения как еретические.

http://azbyka.ru/otechnik/Didim_Aleksand...

Иероним хотел действовать по ревности против неосновательных мнений Оригена 1327 , но не удержался в пределах умеренности, оглашая теперь Оригена самым злым еретиком, которого прежде называл первым после апостолов, учителем церквей. Руфин, не выдавая ложных мнений за справедливые, слишком настойчиво защищал Оригена и доказывал, что не все ложные мнения, приписываемые Оригену , принадлежат ему 1328 . Личные отзывы одного о другом еще более были несправедливы. «Какой друг, писал блж. Августин к Иерониму, не устрашится того, как бы не стать врагом, если между Иеронимом и Руфином происходит то, чтò мы оплакиваем? О участь бедная и достойная жалости! Несчастный я, который не могу найти вас где-либо вкупе, я пал бы к ногам вашим, стал бы плакать, сколько могу, просить, сколько люблю, – просить того и другого для себя, для каждого из вас, за других и особенно для немощных, за которых Христос умер» 1329 . Иероним сознался в человеческой своей слабости: он принимал участие в споре Епифания с Иоанном Иерусалимским об оригенизме (399 – 404); но он решительно отказался от участия в низких делах Феофила против св. Иоанна Златоустог о и сильно скорбел о делах Феофила 1330 . Занятия Свящ. Писанием, прерванные беспокойными событиями, возобновлены были Иеронимом в начале 396 г. Тогда написано было толкование на пророка Иону, и окончено толкование на Авдию 1331 . Запад, скудный отечественными проповедниками евангельского учения, жаждал и настойчиво требовал от Иеронима и переводов учителей греческих и сочинений самого Иеронима. Шесть писцов было прислано из Испании к Иерониму для переписки трудов его; и епископ Кремонский в обители самого Иеронима дожидался толкования его на Евангелие Матфея. Едва окончил он пересмотр того, чтò списано было испанскими писцами, как начал диктовать и продиктовал в две недели толкование. Это было в Великий пост 397 г. 1332 . При множестве писем, писанных на Запад, в 406 г. окончены были толкования на остальные книги пророческие и точно также поспешно вытребованы были на Запад 1333 ; в том же году, по требованию же Запада, написано было опровержение против книги Вигилянция 1334 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Прп. Мелания Римлянина. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 93) Прп. Мелания Римлянина. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 93) Во 2-й пол. IV в. новые условия для развития монашества были созданы растущим количеством паломников. Ряд мон-рей возник усилиями образованных паломников, представителей элиты позднерим. общества. В 60-х гг. IV в. некий Иннокентий, бывший сановником при дворе имп. Констанция II, оставивший службу, основал мон-рь на Елеонской горе под Иерусалимом при храме-реликварии мощей св. Иоанна Предтечи ( Rufin. Hist. eccl. II 28; Palladius. Lausiac. 44). В 375 г., когда арианин Лукий захватил Александрийский архиепископский престол, из Египта в Палестину были высланы 12 правосл. епископов и более 100 монахов из различных мон-рей. Многие из них осели в Св. земле навсегда, и, по-видимому, эти события повлияли на развитие монашеского движения в этом регионе. В 378 г. жен. мон-рь на Елеонской горе основала знатная рим. матрона прп. Мелания Римляныня Старшая , к-рая неск. лет провела среди паломников егип. обителей и отправилась в Палестину за высланными правосл. отцами. В 380 г. в Иерусалим из Египта прибыл Руфин Аквилейский и поселился в уже существовавшем мон-ре на Елеонской горе. Ок. 383 г. в этом мон-ре принял монашество Евагрий Понтийский , но вскоре после этого он ушел в знаменитый Скит в Египте ( Palladius. Lausiac. 38). В 386 г. в Палестине поселился блж. Иероним, к-рый основал мон-рь при базилике Рождества Христова в Вифлееме. Рим. паломницы прп. Павла и прп. Евстохия создали там же жен. мон-рь. Об истории этих паломнических мон-рей на рубеже IV и V вв. сохранилось больше сведений, чем о др. обителях, благодаря сочинениям блж. Иеронима и «Лавсаику» Палладия, еп. Еленопольского ( Hieron. Ep. 108; I dem. Adv. Rufin. III 22; Palladius. Lausiac. 37, 44, 46, 54). Одними из основных направлений деятельности этих общин, состоявших гл. обр. из благочестивых чужестранцев, на рубеже IV и V вв. были размещение и духовное окормление растущего числа паломников, прибывавших в Св. землю. Возможно, этим объясняется и сосуществование рядом муж. и жен. обителей.

http://pravenc.ru/text/293788.html

Община аскетов, основанная П. и Теразией, была одним из первых монашеских объединений на Западе. П. переписывался со мн. влиятельными церковными деятелями, богословами и аскетами; нек-рые из них приезжали в Нолу, чтобы встретиться с ним. Среди его корреспондентов были блж. Августин , свт. Виктриций Ротомагский (Руанский), свт. Евхерий Лугдунский (Лионский), блж. Иероним Стридонский , прп. Мелания Старшая , свт. Никита Ремесианский, Руфин Аквилейский, Сульпиций Север . Многие из них не ладили друг с другом, однако П. стремился поддерживать дружеские отношения со всеми, кто разделяли его аскетические убеждения. В 409 или 410 г. П. был возведен на епископскую кафедру Нолы (вероятно, после смерти Теразии). Вскоре Нола была разграблена вестготами под предводительством Алариха. Предположительно, об этом событии идет речь в предании, изложенном свт. Григорием I Великим : во время вторжения вандалов П. истратил все церковные средства на выкуп пленных и предложил заменить собой единственного сына вдовы, захваченного варварами. Долгое время он работал огородником у некоего знатного вандала, к-рый уважал его за мудрые суждения. Узнав, кем был П., варвар вернул ему свободу, позволив взять с собой всех пленных жителей Нолы ( Greg. Magn. Dial. 3. 1; ср.: Flodoardus Remensis. De Christi triumphis apud Italiam. XIII 10//PL. 135. Col. 843-844). Благодаря аскетическому образу жизни, щедрой благотворительности и лит. дарованиям П. приобрел безупречную репутацию и пользовался большим уважением среди современников ( Hydat. Chron. 81; Eucherius Lugdunensis. De contemptu mundi//PL. 50. Col. 718-719). Впосл. свт. Григорий Турский восхвалял П. за отречение от мирской славы и богатства и за его стремление помогать нуждающимся ( Greg. Turon. Glor. conf. 108). Сочинения Эпистолярные (CPL, N 203) и поэтические (CPL, N 202) произведения П. написаны изысканным стилем с обилием риторических отступлений, что делает их сложными для восприятия. Из ранних поэтических работ П. известен панегирик имп. Феодосию I Великому в честь победы над узурпатором Евгением (не сохр.). После обращения к аскезе П. писал только на религ. темы, воспринимая поэтическое творчество как служение Богу («литературная аскеза»). Опираясь на античное наследие (Овидий, Вергилий, Лукан, Катулл) и на творчество своего учителя Авзония, П. использовал светские лит. жанры, наполняя их христ. содержанием. Т. о., христ. идеи выражались при помощи античных художественных средств. В пространных письмах П. изложены его представления о всемирном сообществе аскетов, связанных узами братской любви. Среди сочинений, к-рые приписывались П.,- стихотворное Житие св. Мартина, к-рое в действительности составил галльский поэт Павлин из Петрокорики (CPL, N 1474). Почитание

http://pravenc.ru/text/2756798.html

1983. P. 174-182). Обращаясь к «нашему тяжелому и опасному времени, когда необыкновенное зло осквернило Церкви и все привело в беспорядок» ( Sulp. Sev. Chron. II 46. 1), в повествовании об осуждении и о казни еретика Присциллиана Сульпиций приводит важные подробности, связанные с позицией М., который подвергся обвинениям в ереси и не смог предотвратить «лютое и неслыханное нечестие, чтобы светский судья вершил суд по церковному делу». В заключительной части Хроники Сульпиций объясняет связь между делом Присциллиана и церковными конфликтами в Галлии, когда праведники, к к-рым автор причисляет М. и себя, подвергались гонениям (Ibid. II 49. 2-51. 5). Хроника позволяет определить последовательность событий и поместить их в исторический контекст, которому Сульпиций уделил недостаточно внимания в «Жизни Мартина» и «Диалогах». Первоначально сочинения Сульпиция Севера распространялись среди аскетов: с ними были знакомы Павлин Ноланский, Мелания Старшая, блж. Иероним и др. подвижники. По свидетельству пресв. Урания, перед кончиной Павлину явился «Мартин, человек во всем подобный апостолам (uir per omnia apostolicus), описание жизни которого теперь все читают и [который] был епископом в Галлии» ( Uranius. De obitu S. Paulini ad Pacatum. 3//PL. 53. Col. 861). Однако в сочинениях мн. представителей раннего зап. монашества нет упоминаний о М., что скорее всего было связано с их критическим отношением к трудам Сульпиция. Среди таких авторов - Руфин Аквилейский, блж. Августин и Иоанн Кассиан, а также выходцы из Леринского мон-ря (см. Лерен ). Так, Иларий Арелатский не упоминал о М., хотя он был знаком с произведениями Сульпиция и использовал их при написании «Слова о жизни св. Гонората» (CPL, N 501). Высказывалось мнение, что Иоанн Кассиан и леринские авторы не одобряли позицию Сульпиция, к-рый акцентировал внешние проявления святости М., эффектно описывая его чудеса, но уделил недостаточно внимания духовному пути святого и становлению его личности (см.: Delehaye. 1920. P. 130-136; Harper.

http://pravenc.ru/text/2562414.html

Ап. Павлу атрибутируют Е. П. мн. греч. отцы III-V вв. (сщмч. Дионисий Александрийский ( Euseb. Hist. eccl. VI 41. 6), свт. Петр Александрийский ( Petrus Alexandrinus. Ep. canonica 9//PG. 18. Col. 485), Александр Александрийский ( Alexandrus Alexandrinus. Ep. de Ariana haeresi deque Arii depositione. 2. 4//PG. 18. Col. 576), Евсевий ( Euseb. Hist. eccl. III 3. 4-5), святители Афанасий ( Athanas. Alex. Or. contr. arian. 2. 1//PG. 26. Col. 148), Василий ( Basil. Magn. Hom. in Ps. 14. 1//PG. 29b. Col. 253), Кирилл Иерусалимский ( Cyr. Hieros. Catech. 4. 36), Григорий Богослов ( Greg. Nazianz. Carm. I 12. 35//PG. 37. Col. 474), Епифаний Кипрский ( Epiph. Adv. haer. [Panarion] 69. 37), Кирилл Александрийский ( Cyr. Alex. Thesaurus 3//PG. 75. Col. 37, 40), а также Дидим ( Did. Alex. De Trinit. I 15. 12a//PG. 39. Col. 317)). Помещение Е. П. среди Посланий ап. Павла в древнейшем папирусе ( ¸ 46, нач. III в.) также говорит о том, что оно признавалось Павловым, по крайней мере на Востоке. Во множестве др. древних рукописей Послание помещается среди Павловых между Посланиями церквам и Посланиями частным лицам. Евсевий говорит, что в авторстве ап. Павла сомневался рим. пресв. Гаий ( Euseb. Hist. eccl. VI 20. 3). Однако уже с IV в. мн. лат. авторы начинают цитировать Послание, признавая его автором ап. Павла (свт. Иларий Пиктавийский ( Hilar. Pict. De Trinit. IV 11//PL. 10. Col. 104), блж. Иероним Стридонский ( Hieron. De vir. illustr. 59//PL. 23. Col. 669), Луцифер Калаританский ( Lucifer Calaritanus. De non conveniendo cum haereticis//PL. 13. Col. 782), свт. Амвросий Медиоланский ( Ambros. Mediol. De fuga sec. 3. 16//PL. 14. Col. 577; Idem. De Patriarch. 4. 16//PL. 14. Col. 678), Гауденций ( Gaud. Tract. 1//PL. 20. Col. 848), Руфин Аквилейский ( Rufin. Comm. in Symb. Apost. 37//PL. 21. Col. 374), Марий Викторин ( Mar. Vict. Adv. Ar. I 38//PL. 8. Col. 1070)). Блж. Августин хотя и признавал его каноническим, но цитировал без указания на авторство ап. Павла ( Aug. De civ. Dei. XVI 22//PL. 41. Col. 500). Датировка и адресаты Е. П.

http://pravenc.ru/text/187302.html

Городских и сельских монашеских поселений было гораздо больше, чем мон-рей в пустыне. Прп. Кириак Отшельник. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Прп. Кириак Отшельник. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. В Иерусалиме и Вифлееме в IV и V вв. появились 2 лат. монашеские колонии городского типа, основанные знатными римлянками: прп. Меланией Старшей и прп. Павлой. В 1-й нек-рое время подвизался Руфин Аквилейский, во 2-й - блж. Иероним Стридонский. Мелания Старшая прибыла в Иерусалим ок. 373-374 гг. и основала на Елеонской горе жен. монашескую общину, рядом с которой впосл. была создана муж. община во главе с Руфином. В странноприимном доме для паломников, построенном рядом с обителями, некоторое время жил Евагрий Понтийский. Такой же двойной монастырь с гостиницей возник ок. 389 г. в Вифлееме. Жен. община, основанная Павлой, находилась рядом с базиликой Рождества Христова, муж. община во главе с блж. Иеронимом располагалась за городской чертой, недалеко от гробницы Рахили. Жен. мон-рь был разделен на 3 группы насельниц в зависимости от их социального происхождения, управляли монастырем 3 игумении ( Hieron. Ep. 108. 20). Прп. Мелания Младшая, внучка Мелании Старшей, основала 2 киновии, мужскую и женскую (в к-рой были также затворницы), на Елеонской горе, где она поселилась в 413 г. вместе с мужем Апинианом и матерью Альбиной ( Gerontius. Vie de sainte Mélanie/Ed. D. Gorce. P., 1962. P. 205-207. (SC; 90)). На членов этих 2 монашеских общин была возложена обязанность совершать псалмопение в ц. Вознесения и Елеонской базилике. В период т. н. первых оригенистских споров (393-402) латинские монашеские общины Иерусалима и Вифлеема заняли противоположные позиции: иерусалимские общины выступили за учение Оригена, вифлеемские - против него. Часть монахов уклонилась в раскол, порвав общение с Иерусалимским архиеп. Иоанном ( Pallad. Hist. Laus. (Bartelink). 46. 5). После смерти Мелании Младшей управление мон-рем перешло к ее ученику и биографу Геронтию († 485). Св. Павла Византийская. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

II 8//PG. 83. Col. 393; ср.: Euseb. Hist. eccl. VII 28). Умер Г. Ч. в царствование имп. Аврелиана между 270 и 275 гг. Наименование «Чудотворец» (Θαυματουργς) утвердилось за ним с V в. До этого святитель именовался либо как Григорий Великий (святители Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, диак. Василий в «Деяниях» Эфесского Собора (431), Евсевий Дорилейский (448), Евтихий (449), Эвипп Неокесарийский (ок. 457)), либо просто как Григорий (Руфин (402), блж. Иероним (392), Сократ Схоластик (440)); Евсевий Кесарийский добавляет «знаменитый», а Созомен - «выдающийся». М. ван Эсбрук , полагая, что расцвет почитания Г. Ч. начался в аполлинарианских кругах, отмечает монофизитский контекст возникновения титула «Чудотворец»: он появляется в Опровержении Халкидонского Собора Тимофея Элура, а также засвидетельствован Захарией Митилинским и Севиром Антиохийским (письмо 507 г.); встречается в «Эктесисе» патриарха Мины и клятвенном показании Анфима Трапезундского (536) ( Esbroeck. 1989). Влияние Г. Ч. на религ. жизнь понтийской страны засвидетельствовано свт. Василием Великим, к-рый сообщает, в частности, что неокесарийцы до 2-й пол. IV в. «не прибавляли ни действия, ни слова, ни таинственного какого-либо знака сверх тех, какие он оставил» ( Basil. Magn. Ep. 210 (202)). По словам свт. Василия, место Г. Ч. - среди апостолов и пророков, ибо он «ходил в едином с ними Духе, во все время жизни шествовал по стопам святых, во все дни свои тщательно преуспевал в жизни евангельской... подобно какому-то светозарному великому светилу озарял Церковь Божию» (De Spirit. Sanct. 29. 74). Творения Лит. деятельность Г. Ч. не была обширной, что во многом объясняется характером и условиями его епископского служения. Выяснение подлинного объема наследия Г. Ч. затруднено отсутствием подробного перечня его трудов в древних памятниках (напр., у Евсевия Кесарийского), а также рукописных сборников творений. Подлинные Прощаясь с учителем, Г. Ч. произнес торжественное «Похвальное слово в честь Оригена» (Ες Ωριγνην προσφωνητικς κα πανηγυρικς λγος; In Origenem oratio panegyrica).

http://pravenc.ru/text/168083.html

Т. о., на основании источников, содержащих сведения о рецепции К. А. вост. отцами Церкви и церковными писателями, можно сделать следующие выводы: 1) сочинения К. А. были известны мн. греч. церковным писателям, однако значительной популярности после IV в. не имели; хотя определяющего влияния на кого-либо из отцов Церкви взгляды К. А. не оказали, отдельные методологические и богословские идеи К. А. получили рецепцию в Вост. Церкви и стали частью церковного Предания; 2) православие учения К. А. не подвергалось сомнению никем из вост. отцов Церкви, кроме свт. Фотия; при этом и он осуждал лишь отдельные мнения К. А., но не его лично; 3) по отношению к К. А. употреблялись различные хвалебные эпитеты, свидетельствующие об уважительном отношении к нему как к богослову и церковному учителю; вместе с тем церковные писатели не использовали применительно к нему слово «святой» (γιος), к-рое могло бы подтвердить наличие его общецерковного почитания; 4) в источниках нет сведений о литургическом почитании К. А. в Вост. Церкви; с его именем не связаны к.-л. агиографические, гимнографические или иконографические памятники. Климент Александрийский. Гравюра из кн.: Clementis Alexandrini Opera, quae extant. Venetiis, 1751 Климент Александрийский. Гравюра из кн.: Clementis Alexandrini Opera, quae extant. Venetiis, 1751 В Зап. Церкви первым церковным писателем, упоминавшим К. А., был блж. Иероним (см.: Hieron. De vir. illustr. 38; Idem. Ep. 70. 4); основные сведения были заимствованы им у еп. Евсевия Кесарийского, однако он был знаком и с нек-рыми сочинениями К. А., в т. ч. с «Очерками». Руфин Аквилейский упоминал о К. А. в контексте защиты предположения о том, что сочинения Оригена были интерполированы еретиками; в качестве примера еще одной интерполяции он указывал на сочинения К. А., отмечая, что в них можно встретить высказывания о тварности Сына; согласно мнению Руфина (исторически несостоятельному), невозможно допустить, что такие суждения высказал К. А., муж выдающейся образованности и исключительного правоверия (см.: Rufin.

http://pravenc.ru/text/Климента ...

Основателем Н. (исключая подвизавшегося здесь, по преданию, во II в. подвижника Фронтона , пам. зап. 14 апр.) считается прп. Аммон Нитрийский , поселившийся здесь ок. 330 г. или немногим позднее. Вычисление времени этого события основано на том, что прп. Аммон провел в пустыне 22 года, а прп. Антоний Великий ( ок. 356), по преданию, видел его душу восходящей в день смерти на небо. Единственным прямым учеником прп. Аммона, известным из источников, был Феодор, к-рый пережил своего наставника приблизительно на 10 лет и о к-ром как о добродетельном, но малоизвестном подвижнике упоминал свт. Афанасий I Великий ( Athanas. Alex. Narratio ad Ammonium episcopum et alios de fugo suo sub Juliano augusto//PG. 26. Col. 981). Др. знаменитыми нитрийскими подвижниками, непосредственными или младшими современниками прп. Аммона, были Памво (см. Памва ), Ор , Пиор , Афре , Вениамин, Нафанаил , Аполлоний Нитрийский . Уже к 338 г. число братии увеличилось настолько, что прп. Аммон вместе с прп. Антонием выбрали место для нового поселения, в котором могли бы жить подвижники, ищущие большего уединения, и которое получило известность под названием «Келлии». Можно даже говорить о том, что сложилась традиция, согласно к-рой избравшие монашескую жизнь осваивали ее азы в Н. и лишь потом уходили в глубь пустыни. Напр., Евагрий Понтийский , прежде чем обосноваться в Келлиях, провел в Н. 2 года, а его ученик - Палладий (впосл. еп. Еленопольский) - год. Также знаменитые отшельники, т. н. Долгие, или Длинные, братья ( Диоскор , еп. Гермопольский, Аммоний Долгий , Евсевий и Евфимий), вначале были учениками одного из первых нитрийских подвижников - прп. Памво. С Н. начинали знакомство с устоями монашеской жизни именитые лат. паломники Руфин Аквилейский , Мелания Старшая , блж. Иероним Стридонский , Павла , а также еп. Палладий Еленопольский, благодаря рассказам к-рых егип. мон-ри приобрели широкую известность на Западе. Возникновение Скита не связано напрямую с деятельностью прп. Аммона, но значимость Н. и авторитет ее основателя у скитских монахов подтверждаются их визитами к нему за советами. На литургии, к-рые совершал прп. Памво, из Скита приходил прп. Макарий Великий , несмотря на дальность пути и отсутствие проторенных дорог. Известны посещения Н. и насельниками Пахомиевых мон-рей (см. ст. Пахомий Великий ).

http://pravenc.ru/text/2577699.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010