Скачать epub pdf Слово на второй день Св. Пасхи «Небеса убо достойно да веселятся, земля оке да радуется: да празднует же мир, видимый же весь и невидимый: Христос бо воста, веселие вечное» Что это за веселие вечное, ради которого св. Церковь словами прп. Иоанна Дамаскина , составителя пасхального канона, призывает праздновать и ликовать весь мир, видимый и невидимый. Это веселие есть наше будущее вечное райское блаженство Небесного Царства Христова, наследниками коего являются все истинно верующие христиане. Оно есть самая высшая и последняя цель всех наших трудов, всей нашей жизни. Это вечное небесное веселие началось на земле со времени воскресения Христа в жизни самых близких к Нему лиц. Первая из всех людей испытала это веселие как небывалую, несказанную и бесподобную божественную радость Пречистая Божия Матерь, и притом – в самый момент этого воскресения. Не раз Господь говорил ученикам и даже прочим лицам, что Он после своей смерти в третий день воскреснет. Мог ли Господь не сказать этого Своей возлюбленной Пречистой Матери и оставить ее без утешения в Ее величайших сердечных муках, когда Она более всех других страдала у креста, взирая на Него, распятого и истекавшего кровью? По свидетельству церковного предания, Божия Матерь, зная, что Божественный сын Ее воскреснет в третий день, не отходила от Его гроба и потому была свидетельницей самого воскресения Христа. «Надлежало, – говорит св. Иоанн Златоуст , – Той, которая больше всех любила Господа и больше всех страдала от Его распятия, первой быть обрадованной от лицезрения Христа воскресшего». После Нее это вечное веселие, или небесное блаженство, испытали жены мироносицы, апостолы и все прочие ученики Христовы, причем и им Господь являлся в течение сорока дней после своего Воскресения, исполняя их божественною радостью. Трудно и даже невозможно нам представить всего блаженства от этих дивных явлений. Из евангельского повествования о явлении воскресшего Господа двум эмаусским спутникам, Луке и Клеопе, видно, что их сердца горели, таяли от этого блаженства даже тогда, когда явившийся им Христос не был еще узнан ими, а только передавал им свидетельства Свящ. Писания о том, что Ему надлежало пострадать, умереть и в третий день воскреснуть. Какое же блаженство эмаусские спутники в себе почувствовали, когда Господь, приглашенный к ним на вечерню, был узнан ими в преломлении хлеба, а затем стал невидим. От небесной радости они позабыли о своей усталости и, несмотря на поздний час, тут же бросились бежать обратно в Иерусалим к апостолам, чтобы возвестить им сию великую радость. Войдя к апостолам с этой вестью, они услышали из их уст восклицание: «...воистину воста Господь иявися Симону» ( Лк. 24,34– 35 ). Когда эмаусские спутники передавали апостолам о случившемся с ними, то вдруг всем им предстал Господь Воскресший, исполнив их Своею божественною радостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

1. Как слово Божие вообще изображает вечность праведников? В «науке наук», какова наука о догматах православной веры, мы дошли до самого последнего урока. Это – блаженная вечность праведников. Собеседования наши об этом предмете однако будут менее продолжительными, чем следовали о противоположном (т. е. о злополучной вечности грешников), – не потому, чтоб мы не имели усердия со всею подробностью изложить этого предмета, но по той причине, что в настоящем случае суетная мысль человеческая почти не представляет возражений. Как слово Божие изображает нам в общих чертах вечную жизнь праведников? Различные названия ее здесь дают нам видеть ее, как состояние полнейшего довольства и неизъяснимых благ. Так, например, она называется «царством небесным»: приближибося царствие небесное ( Мф.3:2 ), и царством Божиим: внити в царствие Божие ( Мк.9:47 ). Понятие о царстве здесь исходит от царя-Христа, который изображается в ветхозаветных пророчествах царем и действительно, спасая нас, принял на земле царское служение. Первее всего царством Божиим называется Его-то Церковь , как царство благодатное. Но вечность праведников будет уже в другом царстве, которому имя будет царство славы и которое принадлежит также Господу-Христу и всей пресвятой Троице. В вечной жизни и все праведники сделаются царями: и сотворил есть нас цари, сказано ( Откр.1:6 ). Рассудите, какое может быть вышевеличественнее состояние для человека, как быть царемповелителем! И вот под этим-то образом первее всего слово Божие представляет нам вечное блаженство праведников! Подобное изображение вечного блаженства находим в следующих словах Спасителя: в дому Отца моего обители многи суть ( Ин.14:2 ). Спаситель берет для примера один из самых обширных и великолепных дворцов на востоке. Надобно сказать, что и вся обетованная земля, в которой жили по благоволению Божию потомки Авраама, могла считаться предызображением вечного блаженства праведников: это была земля, «текущая медом и млеком» ( Исх.33:3 ). О богатстве же и просторе тех домов, в которых помещались цари ее, знаем, например, такое сказание: в одном из дворцов Соломоновых одного лишь золота было 207 пудов, и – где же, или на каком употреблении? Только для укрепления и украшения военных щитов. Чего же после этого не будет доставать для блаженства праведников в дому Отца небесного!

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

Вера, благочестие и патриотизм 25 Дорогие братья и дети мои! Многие говорят – Николай всегда говорит о смерти. Но все, кто так говорит, забывают истину о том, что только благочестивые люди всегда помнят о смерти во всех делах своих, ибо только думая о смерти, можно быть справедливым ко всем, творя добро, уклоняться от зла. Только такие люди могут назваться благочестивыми людьми. Помня о смерти, мы день и ночь спешим сделать добро, чтобы в любой миг мы могли предстать перед лицом Спасителя и отчитаться Ему о своих делах. Да не забудет никто из вас, что только добро, сделанное в этой жизни, соединенное с покаянием, помогают человеку обрести вечное блаженство. После смерти будет поздно каяться, поздно будет делать добро! Человек постоянно должен иметь перед собой три великие и важные вещи – Бога, душу и смерть. Беги от неверующего, беги от безбожника, беги от душегубца, беги от человека, не думающего о смерти, о Страшном Суде, ибо такой способен сделать любое зло и человеку, и обществу, и государству. Нам ли не думать о смерти, если Сам Бог через пророков говорит нам, что Сын Человеческий будет убит, умрет за нас и нашего ради спасения, но в третий день воскреснет и так победит саму смерть. Есть люди, которые утверждают, что они веруют, но не постятся, не молятся, не вспоминают о смерти. Это не вера. И бесы веруют и трепещут перед Господом. Многие говорят, что веруют, но презирают постящихся, стыдятся молящихся, не думают о смерти и не боятся Страшного Суда, не творят добро, – такие равны бесам. Верить в Бога недостаточно, надо верить Богу, Его откровениям, ибо от Того, от Кого зависит наша посмертная жизнь, зависит и вечное блаженство. Когда настанет смертный час, когда душа будет разлучаться с телом, человеку не придет в голову мысль о культуре и знании, но попросит он зажечь лампадку, попросит крест, это святое знамение Божественности Христа, спросит, что делать, чтобы спасти свою душу. Поэтому нам всем Святая Церковь говорит – покайся! Верь Богу, а не в Бога! Верящий во все откровения Христа спасен будет, а тот, кто лишь говорит о вере, погибнет, ибо слов недостаточно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

С. Успенский Четвертая Заповедь Блаженства Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся ( Мф. 5, 6 ). К святой правде Когда звездою путеводной Тебе чуть истина блеснет, С душою смелой и свободной Спеши, куда она зовет! О, знай, мой брат: нет выше доли Ее искать и ей служить, С ее могучей вечной волей Всю жизнь свою стараться слить! Лишь тот живет, чей ум горит Бессонной жаждой Правды Божьей И, отыскав ее, спешит Навек порвать с житейской ложью. И. Посадов Вечная Правда Тихо, безлюдно на морском берегу... Необъятное водное пространство сливается вдали с синим небом... Шум городской не долетает сюда, чуть слышится плеск волны. Спокойно и величаво разлита здесь красота Божия мира!.. Какой-то человек в глубоком раздумье бродит по морскому берегу. Видно, что его занимает особенно важный вопрос. Кто же это? Это некий Иустин, муж знатный и образованный. Хорошо усвоил он мудрость языческих школ, но не удовлетворилась, не успокоилась тем его ищущая истины душа, ибо своим светлым разумом он понял, что язычество полно грубых заблуждений. С детства учили его поклоняться языческим богам-идолам, однако он, даровитый юноша, хотя и смутно, но сознавал, что есть другой Бог – Единое, Высшее, Вечное Существо, – и усердно искал Его... И вот в эти часы уединения на морском берегу, когда, под влиянием красоты Божия мира, он особенно напряженно размышлял о том, как бы познать святую истину о Боге, Господь Сам, устами чудного старца, вещает ему истину о Себе... Иустину встречается почтенный старец. Между ними неожиданно начинается беседа. Иустин хвалит учение языческих мудрецов, а старец замечает ему: «Ум человеческий, не наставляемый Духом Святым и не просвещенный верой, не может познать Истинного Бога». «Где же я могу найти истину, – спрашивает Иустин старца, – если ее нет в книгах наших великих мудрецов?..» Упомянув в ответ о пророках и христианских святых, правдиво возвещавших людям Христову истину, по откровению от Духа Святого, старец указал Иустину на Священное Писание как на источник и хранилище истинной мудрости. «Молись Богу Истинному, – закончил старец свою беседу, – и да отверзет Он для тебя двери правды и света, ибо никто не может уразуметь Бога, если Сам Бог не поможет ему в том». «И в душе моей, – говорил потом сам Иустин, – после этой встречи возгорелся огонь любви к библейским пророкам и святым мужам. Я начал изучать священные книги пророков и апостолов и наконец сделался настоящим мудрецом, то есть христианином».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Двадцать четвертый день. Поучение 2-ое. Препод. Арефа печерский. (Современное идолопоклонство). I. В день преподобного ныне прославляемого Арефы печерского, некогда страдавшего скупостию и сделавшего себе из своего богатства идола, пока благодать Божия не поставила его в правильные отношения к земным стяжаниям, уместно будет, братие мои возлюбленные, побеседовать с вами о нашем идолопоклонстве – не языческим божествам, но разным страстям и порокам. II. Древние, не знавшие истинного Бога народы, поклонялись ложным богам. К ним по временам присоединялись даже евреи – знавшие истинного Бога. Не поклонялись ли они божествам: «Астарте, мерзости сидонской, и Хамосу, мерзости моавитской, и Милхому, мерзости аммонитской»? (IV царь. XXIII, 13). Последнему поклонники приносили в жертву даже своих детей. И эти божества были воплощением и обоготворением телесных похотей и естественных сил природы; они представляли собою образцы страстей и приводили ко всеобщему нечестию и распущенности нравов. Люди поклонялись Молоху, потому что страх преступных сердец делал их кро вожадными и жестокими. Они боготворили Ваал-Фегора (Числ. XXV, 3), потому что сами себя развращали, жертвуя в честь его своим целомудрием. Они поклонялись Маммоне ( Лk. XVI, 13 ), потому что больше любили золото, нежели Бога. Без сомнения, далеко не ко всем богатым относится сказанное, но только к некоторым, пристрастившимся к нему до безумия и изгнавшим из своего сердца всякое человеческое сострадание. Есть и такие богатые, которые почитают за величайшее наслаждение расточать свое богатство на дела человеколюбия и на такие учреждения, которые служат ко славе Божией. Честь, слава и вечное блаженство им, – стыд, позор и вечное горе себялюбивым богачам. а) К сожалению, в наше время есть много поклонников Маммоне, богу богатств, которые совершенно равнодушны к страданиям своих ближних. Им все равно: орошено ли золото слезами вдовиц, или окрашено человеческою кровью, лишь бы забрать его и запрятать в и свои ломящиеся, переполненные сундуки. Разве это идолопоклонство безвреднее другого? Разве святой апостол Павел не говорит о «любостяжании, которое есть идолослужение» ( Koл. III; 5 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

И. «Поминай последняя твоя» (Сир.7:39) 1. Чаще размышляй о муке вечной и животе вечном (Из творений св. Тихона Задонского ) «Как вечное блаженство от временного благополучия, так и вечное злополучие от временного несколько познавается и ощущается. Нет такого великого в мире сем бедствия, которое бы не имело какого утешения и прохлаждения. Скучна нищета, но получаешь утешение от Христова имени и милости добрых людей; мучительна жестокая болезнь, но прохлаждается врачевством или другим чем. За великое бедствие и злополучие поставляется не только чести, имения, жены, детей лишиться, но и ввержену быть в темницу: однако ж тако бедствующий не без утешения, света и воздуха всем общего наслаждается, хотя и неравно, как свободные; пищей и питьем прохлаждается, скуку спящи забывает, посещением добрых людей утешается, надеждой свобождения питается; может быть, что ран и биения не терпит: когда неправедно страждет, надеждой небесной мзды увеселяется; когда праведно, – смиряется пред Богом и признает грех , кается, и тако надеждой милости Божия прохлаждается, говоря: «Благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданиям Твоим» ( Пс.118:71 ). Сверх того, смерть все то кончит. Но коль тяжко, коль нестерпимо лишиться той славы, перед которой вся слава мира сего собранная, как гной! Лишиться зрения того прекрасного Лица, Которого красота, любезность и благоприятие, все сердце и дух весь в желание и любовь претворяет; Которого блаженные духи от начала насытиться не могут и вовеки без сытости насыщаться будут! Отринуться от Царя славы, Христа, Которого красота солнечное сияние превосходит, Которого сладости мало вкусив на горе, св. Петр возопил: «Добро нам зде быти» ( Мф.17:4 ). Удалиться от града оного прекрасного, Небесного Иерусалима, который не требует «солнца и луны, да светят в нем, слава бо Божия просвети его, и светилник его Агнец» ( Откр.21:23 ). Изгнаться от славной и сладкой оной Вечери, на которой от начала мира до конца звании и избраннии Божии пети, веселитися, и от радости восклицати будут! Отчуждиться любезного дружества блаженных духов и всех святых; сверх того причислиться темным и лукавым духам; заключену быть в темницу, света непричастную; страдать без ослабления в геенском огне, который жжет, но не сожигает, мучит, но не умерщвляет!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Письма к мирянам (продолжение) Письмо 268. Христианин – храм Божий. – Евангелие – правило жизни. – Любовь к Богу – исполнение евангельских заповедей. – Молитвенное правило; Путь к совершенству (К некоторой девице, желавшем заняться подробным и деятельным изучением Христианства) Новый Завет всюду именует Христианина храмом, домом, сосудом. Цель этого храма, с которою создал его Создатель, цель этого сосуда, с которою устроил его Великий Художник, в том, чтобы он был жилищем Бога, вместилищем даров Святаго Духа. Бог, по неизреченным – Любви Своей и Смирению, не восхотел быть насильственным обладателем храма, сооруженнаго Им для Себя. Он даровал словесному храму свободу, власть принадлежать или не принадлежать своему Зиждителю, чтоб пребывание Бога в человеке было единственно по любви человека к Богу. Но храм этот, сосуд, удалив из себя Бога, не может не быть тем, чем он создан, то есть храмом, сосудом. Тогда, по словам Писания, он принимает в себя грех, – яд, ввергнутый в естество наше диаволом, – соделывается вместилищем страстей. Если же Христианин опять захочет быть обителию Бога; то покаянием изгоняет из себя грех, а хранением заповедей опять привлекает к себе Бога. Впрочем, возможность этих изменений продолжается только во время земной жизни, по окончании которой тот, кто был последним владетелем храма, остается его владетелем на всю вечность, и Бог составляет Собою вечное блаженство Своего жилища, а грех – вечное мучение своего логовища. Судьба наша в вечности зависит от того образа жизни, который будем проводить во время нашего краткаго на ней пребывания. Хотите ли быть храмом Божиим? – Желаете ли, чтоб сердце Ваше было сосудом даров Благодати? – Вручаю Вам Евангелие, пусть оно будет правилом Вашей жизни. Веруйте в него Вашими делами, Вашею жизнию, – не только мыслию, сердцем и устами. – Когда читаете эту Божественную книгу, книгу жизни, – представляйте себе, что невидимо стоит пред Вами Сам Христос и говорит Вам глаголы, которые «Дух суть и Живот суть!» ( Ин. 6:63 ) – Не должно начертывать в воображении вида Христова, – нет, должно лишь живо и благоговейно ощущать Его всесвятое присутствие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Вопросы эсхатологии составляют неотъемлемую часть православного мировоззрения. Одним из таких важных и трудных вопросов является вопрос о всеобщем спасении (восстановлении) или апокатастасисе. Проблема всеобщего восстановления и сегодня выступает как одна из труднейших в богословии. Основной вопрос, который связан с этой проблемой и который всегда обсуждался с особой остротой и болью, это вопрос о том, как любовь Божия согласуется с вечными муками грешников. Если Бог есть Любовь ( 1Ин.4:8 ), если Он милосерд и хочет спасения грешников ( Иез.33:11 ), то неужели Он допустит не просто страдания, а вечные, безысходные муки Своих созданий, бесконечное наказание за грехи, совершенные в короткий период земной жизни? Какой смысл в творении, если оно, допустив ошибку в свободном выборе, обрекается на вечные муки? Может быть, сами загробные муки — всего лишь педагогический прием, устрашающий любителей греха и временно наказывающий тех, кто грешил слишком много? В душе каждого человека живет неистребимое желание — не исчезнуть, не погибнуть, иметь полноту благ и радости. Человеческое естество ориентировано на вечное бытие, и не просто вечное, а такое, в котором мы приобщались бы благам Небесного Царства. Если же эту душевную потребность вечного блаженства перевести в область философской, рациональной мысли, появляется соблазн придумать учение, в котором проблема вечных мучений может быть снята. И такое учение было создано в III веке Оригеном . Далее оно трансформируется, переосмысливается в трудах богословов, христианских писателей последующих веков. Идея апокатастасиса доживает до XXI века и пропагандируется в трудах некоторых современных религиозных философов, богословов. Аргументация этой идеи проста: любовь Божия превышает все наши грехи, и Его милосердие преизобильно покроет грехи человечества и остудит безжалостное пламя геенского огня. Да и собственно сам адский огонь, согласно таким представлениям, для того и создан, чтобы переплавлять людей грешных в святых, очищать их от примеси страстей и грехов, подобно как земной огонь очищает золото от посторонних примесей. Высказывается также мысль, что во время Второго пришествия Христова и Страшного Суда люди всех времен и народов, всех верований и безверья, едва увидят грядущего во славе Господа, как несомненно преклонятся пред Ним, примут Его своими душами и навеки спасутся. Исходя из благости Божией, сторонники апокатастасиса делают скоропалительный вывод: всё должно стать таким же благим, каким оно было когда-то.

http://azbyka.ru/eres-apokatastasisa-ot-...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 43. О следовании воле Божией. В пятницу 2й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров Приидите, вернии, делаим во свете дела Божия, яко во дни благообразно ходим: всякое неправедное списание от себе ближняго отымем, не полагающее претыкания сему в соблазн. Великопостная стихира Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Во дни Великого поста Святая Церковь призывает всех верных учению и слову Христову украсить жизнь свою делами Божиими, сотворенными ради Господа, ради ближних своих и неизреченной Божественной любви. Великое счастье знать и понимать, что все, что происходит в нашей жизни, подчиняется воле Отца Небесного, Который определяет целесообразность всех событий. Мы можем недоумевать, можем даже сетовать и не соглашаться с тем, что переживаем, но Бог устраивает все так, как полезнее будет для возлюбленных чад Его. И потому одних Господь удерживает от совершения тяжких грехов болезнями, других испытывает жизненными невзгодами и трудностями, третьим посылает величайшие земные блага, дабы они сумели правильно ими воспользоваться. Сегодня мы с вами слышали в церковном песнопении такие проникновенные слова: «Приидите, вернии, делаим во свете дела Божия, яко во дни благообразно ходим»… О каких делах говорится здесь? О тех, которые угодны Богу – дела любви, милосердия, сострадания и добра. Именно совершение таких дел во свете укрепляет христианскую веру, является живительным источником благообразного прохождения нами земного пути в неустанном стремлении к наследованию Царства Небесного. Ведь что есть вся наша суетная, нелегкая, полная искушений и греховных соблазнов жизнь?! Только лишь преддверие вечности . Но от того, как мы сумеем прожить этот временный, отпущенный нам Богом срок, зависит будущее – вечное блаженство или вечное мучение. Однако, братья и сестры, в каждодневных проблемах и заботах мы очень мало об этом задумываемся, нас так сильно затягивают земные страсти, наслаждения плоти. Вот уже в жизни сей мы ищем легкого и сладкого, и не желаем знать тяжелого и горького. А когда все-таки испытания обрушиваются на нас, то, как правило, не со смирением душевным мы принимаем их, а с ропотом и даже с упреком на Бога. И это происходит исключительно от нашего с вами маловерия , от нежелания полностью подчиниться воле Господа. Но посмотрите на святых отцов Церкви, на многочисленных угодников Божиих! Разве так встречали они различные трудности бытия?!

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Скачать epub pdf Слово в 22-ю неделю по Пятидесятнице О любви к ближним и о терпении скорбей Сегодня за Божественной литургией на евангельском чтении св. Церковь предлагала нашему вниманию, мои возлюбленные о Христе чада, притчу Спасителя о Богатом и Лазаре. В этой притче Господь показывает нам, какая вечная адская мука в геенне огненной ожидает тех, которые во время земной жизни не оказывали сострадания бедствующим людям, нищим и больным, несмотря на то что имели полную возможность делать это. Ясно, что сею притчею Господь призывает нас исполнять одну из самых главных Его заповедей – о любви к ближним. Всем сердцем будем внимать божественному призыву, ибо как его отвержение влечет за собою вечную адскую муку, так его принятие нами всею нашею жизнью соединяет нас навеки со Христом для вечного райского блаженства. Недаром Господь на Тайной вечере многократно умолял учеников Своих любить друг друга. На эту любовь Он даже смотрел, как на признак Его истинных последователей, когда сказал: «О сем разумеют еси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою» ( Ин. 13:35 ). О, как оправдывались всегда и неизменно данные слова Христовы в жизни св. людей и в особенности великих угодников Божиих. Эта любовь ап. Павла к ближним побудила его в Послании к филиппийцам сказать: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение... не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти важнее для вас» ( Филип. 1, 21–24 ). Движимый сею любовью, св. ап. Павел готов был лишиться вечного спасения, лишь бы спаслись его братья израильтяне. Вот почему он в Послании к римлянам говорит: «...великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, т.е. израильтян» ( Рим. 9,2–4 ). И все истинные последователи Христа самою отличительною своею чертою, подобно ап. Павлу, имели любовь к ближним. Они стремились к тому, чтобы не только им самим, но и другим наследовать самое высшее для нас благо – вечное спасение с его бесконечным будущим райским блаженством в небесном Царствии Христовом. Поэтому день и ночь эту любовь свою они изливали в непрестанных горячих молитвах, умоляя Бога о даровании нам сего спасения. Естественно, что людьми, не имеющими веры во Христа ив Его вечное блаженное Царство, ценность этой святой любви для нас не признается. Поэтому св. люди считаются ими даже эгоистами. Однако эта любовь, не всеми зримая, является самою реальною действительностью и весьма для нас спасительною, что обнаружится после нашей смерти, когда многое для нас станет ясным и понятным и что ныне кажется для многих невместимым.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010