Если человек действует согласно с благодатью, то он действует с полной свободой и поэтому его деятельность вменяется ему в заслугу. Слово Божие о праведниках говорит весьма часто и им обещается награда; а если бы их действия не были свободными, то не могло бы быть им никакой награды. Хотя человек может противиться благодати, но это нисколько не противоречит Божию мироправлению, потому что Бог, по Своему всеведению, предвидит, при каких обстоятельствах и при какой благодати свободная воля человека будет согласно действовать с благодатью и сообразно с этим подается человеку и благодать. Так как Бог всем людям, во всех положениях жизни подает достаточную благодать для достижения вечного блаженства, не стесняя свободной человеческой воли, то из этого легко можно понять неправильность учения о предопределении одних к блаженству, других к мучениям без всякого внимания к их свободе и действиям. Такое учение недостойно Бога, ибо оно любвеобильного Отца Небесного обращает в тирана. Если говорится о предопределении Божием, то правильно понимать его можно таким образом: Бог от вечности знает, как человек воспользуется своей свободной волею, будет ли он жить хорошо или худо, значит, Бог предвидит, заслужит ли человек вечное блаженство или вечное мучение и сообразно с этим Он предопределяет ему по его заслугам вечную участь. Таким образом, кто осуждается к вечным мучениям, тот сам был причиною этого. Неправильно протестантское учение и о том, будто бы человек может лишиться благодати только через неверие. Нет, он лишается благодати через всякий грех . Это видно из всех тех мест Слова Божия, в которых увещается добродетельный человек к бодрствованию и сохранению себя от грехов: «Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в царство небесное, но исполняющей волю Отца Моего небесного... тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие ( Мф.7:21, 23 ; 1Кор.10:12 ; 1Кор.6:9–10 ). Несправедливо также протестантское учение и в том случае, когда оно признает, что для сохранения и увеличения Божественной благодати в человеке не имеют никакого значения добрые дела. Из Слова Божия мы видим, что добродетельный человек, исполняющий волю Божию, получает еще большее благодати, а потому благодать в нем сохраняется и приумножается. В притче о талантах Иисус Христос сказал: «ибо всякому имеющему дастся и приумножится; а у неимеющего отнимется и то, что имеет» ( Мф.25:29 ). Добрые дела, совершаемые человеком при содействии Божественной благодати, имеют величайшее значение не только для сохранения благодати, но и для спасения человека, ибо за них Господь воздает человеку своими вечными благами. «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» ( Мф.5:12 ). «Каждый получит свою награду по своему труду» ( 1Кор.3:8 ). «А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судья, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его». ( 2Тим.4:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

Жажду, Господи, жажду Тебя Бога живого. О, когда приду и явлюсь лицу Твоему, Господи? Увижу ли день тот, день радости и веселия, «Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный»( Пс.117, 24 )? День пресветлый, незнающий вечера, не имеющий запада, в который услышу глас хвалы, глас радования и исповедания, услышу: «в радость господина твоего» ( Мф.25, 21 ), войди в радость вечную, в дом Господа Бога твоего, где творятся «дела великие и неисследимые, чудные без числа» ( Иов. 5, 9 ); войди в радость беспечальную, заключающую в себе вечное веселие, где будет всякое благо и не будет никакого зла; где будет все, что вожделенно, и не будет того, что не таково; где будет жизнь живоносная, сладостная и вожделенная и приснопамятная; где не будет ни врага нападающего, ни обольщений, но высочайшая и несомненная безопасность, безопасная тишина, тихая приятность, приятное счастье, счастливая вечность, вечное блаженство и блаженная Троица, и троичное единство, и единое Божество, и блаженное созерцание Божества, – в этом-то и состоит радость Господа моею. О радость радостей, радость превосходящая всякую радость, вне которой нет и радости! Когда войду в тебя, чтоб видеть мне Господа моего, обитающего в тебе? Приду и увижу «сие великое явление» ( Исх. 3, 3 ). Что же меня удерживает? «Увы мне, яко пришелствие мое продолжися» ( Пс.119, 5 )! Долго ли будут говорить мне: «где есть Бог твой» ( Пс.41, 4 )? Долго ли будут говорить мне: " терпя потерпи» ( Пс. 39:2 )? И ныне не Ты ли, о Господи, ожидание мое? Ждем «ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» ( Филип.3, 20, 21 ); ожидаем Господа, когда возвратится Он от брака, чтобы нас ввести на вечерю Свою. Приди, Господи, и не умедли; приди, Господи Иисусе Христе, приди и посети нас миром; приди и изведи сего связанного из темницы; да возвеселится пред Тобою сердцем совершенным; приди, Спаситель наш; приди, чаяние всех языков, яви лице Твое, и спасемся.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Жизнь плотская, греховная делает человека неспособным к восприятию благодати Божией и к посещению души его Христом — Солнцем Правды. Святитель Тихон Задонский так говорит об этом: «Солнце ясно видится в чистой и тихой воде, и подобие его изображается в ней; так и Бог, Вечное Солнце, показывается в тихой, непорочной и чистой душе, и изображает в ней образ Свой. Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием ,— увещевает нас апостол (2 Кор. 7, 1), да и в нас вселится Бог — Вечное Солнце, и изобразится в душе нашей святой образ Его!» 178 К сказанному прибавим следующие слова святого праведного Иоанна Кронштадского. «Для очищения сердца,— говорит один великий молитвенник,— нужны великие труды и скорби, частые слезы, непрестанная молитва внутренняя, воздержание, чтение Слова Божия, писаний и житий святых угодников Божиих, но, главное — частое покаяние и Причащение Пречистых Таин». 179 175. Икос 2. 176. Авва Дорофей. 177. Преподобный Исаак Сирин. 178 . Сокровище духовное, от мира собираемое. Подробнее об этом см. в книге священника Григория Дьяченко. Уроки и примеры христианской любви. Изд. 3. С. 725. 179 . Полное собрание сочинений. Т. I. С. 203  Седьмая заповедь блаженства Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф. 5, 9). Не враждовал ли ты с кем-либо? Не старался ли вместо примирения враждующих еще более поссорить их? Господь от нас требует, чтобы мы не только не враждовали с другими и тотчас мирились в случае возникших ссор, но и других склоняли к миру. Мир имейте между собою ,— говорит Он (Мк. 9, 50). Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе (1 Кор. 1, 10). Будьте в мире между собою (Кол. 5, 13). Держись мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца (2 Тим. 2, 22). Будьте единомысленны, мирны, и Бог любви и мира будет с вами (2 Кор. 13, 11). Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф. 5, 9). «Кто примиряет враждующих, тот оказывает величайшее благодеяние, и справедливо может называться блаженным; тот творит дело силы Божией, уничтожая в природе человеческой злое и вместо этого вводя в общение добра,— учит святитель Григорий Нисский.— Господь потому и называет миротворца сыном Божиим, что доставляющий такое спокойствие человеческому обществу делается подражателем Истинному Богу. Податель и Господь благ совершенно уничтожает и истребляет все противоестественное и чуждое добру.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2327...

Зач. 51-е. (Окончание). Читается в субботу 27-й недели по Пятидесятнице. Лк.10:19 . Сé, даю вáм влáсть наступáти на змию и на скорпию и на всю силу врáжию: и ничесóже вáс вредит. (се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам;) Се, даю вам власть и пр. В этих словах Иисус Христос объясняет Апостолам, почему злые духи повинуются им, – потому что Он, как Господь и победитель злой силы, дает, или, лучше, уже дал и им, как Своим ученикам и сотрудникам, власть над этою злою силою. Змиями и скорпионами, как можно заключить из дальнейших слов: на всю силу вражью, здесь называются злые духи и все вредоносное с их стороны для спасения душ человеческих. Наступать на змей и скорпионов нельзя, чтобы не быть смертельно ужаленными от них; и если Господь дает Апостолам поступать так с ними без вреда, то это значит, что Он дает им особенный чудотворный дар. Лк.10:20 . Обáче о сéм не рáдуйтеся, яко дýси вáм повинýются: рáдуйтеся же, яко именá вáша написана сýть на небесех. (однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.) Обаче (однакож) о сем не радуйтеся, т. е. меньше радуйтесь: в Свящ. писании нередко полное отрицание употребляется в смысле ограничения ( Мф.6:25, 34 и др.). Но больше радуйтесь тому, что (яко) имена ваши написаны на небесах, т. е. что вы получите вечное блаженство на небе; так как вечное спасение дороже всяких чудотворений. Выражение быть записанным заимствовано от записей городских или сельских жителей. Быть записанным на небесах значит быть гражданином небесного царства, т. е. получить царство небесное. В Священ, писании Господь представляется иногда с книгою пред лицем Его, в которой записываются имена и дела верных рабов Его ( Исх.32:32, 33 ; Откр. 3:5 и др. (Мих.). Лк.10:21 . В тóй чáс возрáдовася дýхом Иисýс и речé: исповедаютися, óтче, Гóсподи небесé и земли, яко утаил еси сия от премýдрых и разýмных, и открыл еси тá младéнцем: éй, óтче, яко тáко бысть благоволéние пред тобóю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

И вот тут мы зададимся главным вопросом - почему в мировоззрении таких людей - материальный аспект является основополагающим их жизни. Духовные причины этого явления мне видятся в следующем. Священное Писание много говорит о богатстве и правильном к нему отношении со стороны человека, указывая на то, что при неправильном отношении к материальном благам, человека может постичь духовно-нравственная и жизненная катастрофа. В Евангельской истории, связанной с тремя искушениями Христа, Бог как бы показывает людям три основных порока, которые будут сопровождать всю человеческую историю, задавать вектор ее развития и лежать в основе всех существующих мировых социально-политических катаклизмов - сребролюбие, сластолюбие и славолюбие и важность духовного сопротивления именно этим страстям, поскольку именно они могут нанести душе человека непоправимый вред. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Вот верх искушения сребролюбием - все сокровища мира могут быть даны человеку, нужно только одно - поклонение сатане. Что же отвечает Христос? «Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Ин. 4: 10). Яркой иллюстрацией гибельной привязанности к земным материальным благом евангелист Матфей показывает случай, произошедший с Христом, когда к Нему подошел юноша и спросил: «что нужно, чтобы наследовать жизнь вечную?» Господь ему отвечает: «Разве ты не знаешь? Соблюди заповеди, которые дал вам Бог - возлюби Бога, почитай отца и мать, не убивай, не кради, не прелюбодействуй». Юноша отвечает: «я это сохранил от юности моей». Тогда Господь говорит: «Иди, продай все имение свое и раздай нищим, следуй за Мной, и будешь иметь жизнь вечную». И юноша отошел от Него весьма опечаленный (Мф. 19:21). Кончено, тут Господь не призывает нас бежать тут же и продавать имение и раздавать нищим, как многие могут подумать. Он просто показывает, насколько человек прилепляется к материальному, к достатку, к комфорту, что даже, когда Сам Господь ему говорит, и дает гарантии, что он 100% будет иметь Царствие Небесное и вечное пребывание с Богом в жизни вечной, человек выбирает земное! Иными словами он променивает временное, бренное тленное на вечное блаженство пребывание с Богом в Царствии Божием.

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: " что Ты сделал? " (ст. 31, 32) Возвел , говорит, глаза мои к небу , т.е. он обратился к Богу и молился Ему, и у Него просил помощи. Хотя время вполне прошло, но он не полагался на это. Как сам он был властен не допу­стить исполнение события, так и теперь, если бы по истечении определенного времени он остался неисправимым, это опре­деление не принесло бы ему никакой пользы, потому что опре­деление Божие исполняется не по необходимости, но примени­тельно к нашему состоянию. Так и Даниил, хотя время уже исполнилось, не напрасно молится, чтобы с продолжением нечестия и оно не продолжилось (Дан.9:4). Как бывает это при помиловании, например Езекии (4Цар. гл. 20), так и при наказании, например иудеев: Бог хотел скоро ввести их в Палестину, а они своим нечестием прибавили себе сорок лет. Посмотри, как царь прибегает к Богу. Я воззрел, говорит он, на небо, и стал опять человеком. И разум мой возвратился ко мне . Как человеческий вид его изменился, но не превратился в звериный, так и ум. Что же далее? Восхвалил и прославил . В каких выражениях? Всевышнего , гово­рит, восхвалил и прославил Присносущего . Ни что так не считается достойным Бога, как постоянное бытие. Которого владычество — владычество вечное, и Которого царство — в роды и роды . Этим особенно человек отличается от Него, и это считалось у людей высшим блаженством. Которого владычество — владычество вечное , существует во всякое время. Без пищи, гово­рит, Он питал меня; без одежды и без всего прочего не погибло мое тело. Представь, каким он стал, возвратившись из пустыни на царство. В то время возвратился ко мне разум мой, и к славе царства моего возвратились ко мне сановитость и прежний вид мой; тогда взыскали меня советники мои и вельможи мои, и я восстановлен на царство мое, и величие мое еще более возвысилось (ст. 33). Тогда взыскали меня , говорит, советники мои и вельможи мои , прогнавшие властителя и царя, — впрочем по распоряжению Божию.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

И нам не нужно тогда отказываться от сего послушания. А врываться со своими планами, непременно требовать от Бога помощи в своем деле, настаивать на чуде Божьем — никак нельзя нам, а смиренно и терпеливо ожидать о себе воли Божьей. Ибо только то дело успешно и полезно всем, где есть Божие благословение! «Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности (Пс. 4:9).» Как может чувствовать себя человек неверующий; если для него нет Бога, а все держится слепым случаем, то где гарантия того, что через минуту все не может закончиться катастрофой. Если бы право было неверие, тогда кругом стоял бы сплошной страх и ужас и апатия: к чему все эти здания, работы, когда нет надежного фундамента, ибо слепой случай есть надежный фундамент? А между тем атеисты усиленно строят и работают. Как объяснить это? А объясняется просто: неверующие живут, в сущности, той же верой, что и христиане, именно — что все содержится всемогущим Существом, а отрицают Бога только по особым своим расчетам. А вернее, атеисты совершенно и не задумываются над абсурдностью ложного неверия, живя, так сказать, за счет других, то есть верующих, бессознательно пользуясь от христиан их непобедимой верой в бытие личного, премудрого и всеблагого и всемогущего Бога, Творца и Промыслителя мира, без Которого ничто не совершается в мире, даже волос с головы нашей не пропадет (Лк. 21:18). «Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек (Пс. 15:11).» Без Бога нет смысла в жизни. Мы не можем жить, не задавая себе вопроса: зачем жить? И только христианская религия дает самое верное, светлое, глубокое решение этого основного вопроса: жить для Бога. А в жизни для Бога и лежит наша постоянная радость, счастье вечное. Именно — вечное, так как счастье мыслится не кратким, даже не долгим, а только вечным... И семейное счастье, и утехи юности, и слава, и богатство, и наука, и наслаждение искусством — все это, помимо того что не может дать полного удовлетворения людям, — еще и не вечно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3774...

Ибо никто не может, как Господь Сам говорит, служить двум господам, – противным друг другу в требовании, каковы Бог и богатство: – или одного будет любить, а другого ненавидеть, одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Так и вы, – говорит нам Господь, – не можете служить Богу и мамоне ( Мф.6:24 ), стараться, как угодить Богу, и вместе заботиться о стяжании благ земных. При этом не бесполезно заметить слова пророка: видите, яко вси ослепоша: вси путем своим последоваша, кийждо уклонишася в лихоимство, от первого до последнего ( Пс.56:10, 11 ). И, действительно, все сыны века сего гоняются за видимыми благами, как бы за неотъемлемым своим достоянием; одни только те, которые составляют малое стадо ( Лк.12:32 ), смотря на все временное прозорливыми очами, видят одну пустоту и потому взывают: суета суетствий, и всяческая суета. Все они молятся Богу, так и Давид, который просил: отврати очи мои, еже не видети суеты; приклони сердце мое к откровениям Твоим, а не к корысти ( Пс.118:37, 36 ). Один же из таких (блаженный Архип) молился Богу так: «да не внидут благая мира сего пред очи мои, не буди ми веселитися о коей-либо вещи временной в сем животе моем»... Какого же старания не должны приложить и мы, особенно когда окружены земными благами со всех сторон, чтобы проложить себе путь и достигнуть Небесного блаженства? И горе будет, если мы не потрудимся ныне сделаться верными Господу своему! Ибо он возвещает: если вы в неправедном имении не были верны; кто даст вам ваше ( Лк.16:11, 12 )? Неправедным, т. е. не истинным и чужим для нас, Господь называет всякое здесь приобретение наше, и при этом дает знать, что, если мы не верим слову Господню и не поступаем со своим имением так, как Он учит нас, то и не получим тех благ, которые уготованы любящим Бога на вечное время. Презрение видимых благ есть средство, которым испытывается наша вера и через которое достигается вечное блаженство. Потому и Господь говорит: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или отца, или матерь, или жену, или детей, или земли ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие во сто крат более, а в веке грядущем жизни вечной ( Мк.10:30 ). Кто действительно возжелает жизни вечной, для того воистину не бывают дороги дом и братья, ни во что становит он и земные приобретения. Один только Господь близок его сердцу и потому он говорит, как и Давид: с Тобою ничего не хочу на земле ( Пс.72:25 ), – и поступает во всем, как Павел, который все вменял за ничто, чтобы приобресть Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Иная слава (свет, блеск) солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится во славе. Так и при воскресении мертвых. Здесь различие между степенями блаженства святых уподобляется различию яркости света, исходящего от разных светил. Вечное мучение неверующих и беззаконников . Что же касается неверующих и беззаконников, то они будут преданы вечной смерти, или иначе сказать, вечному огню, вечному мучению вместе с дьяволами. Сам Господь скажет им в день Страшного суда: Идите от Мене проклятии в огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его ( Мф.25:41 ). Идите от Меня, проклятые в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его 150 . И идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный ( Мф.25:46 ). И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. Ап. Иоанн говорит, что вечное осуждение ожидает тех грешников, имена которых не окажутся записанными в книге жизни у Господа Бога: Иже не обретеся в книзе животней написан, ввержен будет в езеро огненное ( Апок.20:15 ). И се есть вторая смерть ( Апок.20:14 ). Кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное (то есть был предан ужасным мучениям). Это смерть вторая (вечная) 151 . Жизнь вдали от Бога, терзания совести при воспоминании о загубленной жизни, злобное состояние при невозможности питать его соответственными делами, наконец, самая внешняя обстановка, именуемая в св. Писании геенною огненною ( Мф.5:22 ), адом ( Лк.16:23 ), – все это будет источником вечных мучений для грешников. На мучительное состояние грешников в будущей жизни указывает Спаситель, говоря: Добрее ти есть со единым оком внити в царствие Божие, неже две оце имущу ввержену быти в геенну огненную, идеже червь их не умирает и огнь не угасает ( Мк.9:4748 ). Лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие (то есть лучше отказаться на земле от всех благ мира, ведущих ко греху), чем с обоими глазами (то есть насладившись ими) быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает, и огонь не угасает 152 . Так строго будет поступлено с грешниками не потому, чтобы Бог хотел их погибели, но потому, что они сами сделали себя неспособными к добру: они погибают, по словам ап. Павла, за то, что не приняли любви истины для своего спасения ( 2Фес.2:10 ), то есть за то, что не полюбили спасительной евангельской истины, ее нет у них в сердце 153 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня Этими словами Господь показывает, что Его, как Бога и Спасителя, Своею кровию даровавшего людям вечное спасение, должно любить больше всего на свете, больше самых родителей и детей; так что, если бы когда случилось, должно жертвовать любовью к родителям и детям для любви ко Христу. Так и поступали св. мученики и подвижники: первые принимали христианскую веру, не смотря на то, что родители их стояли на том, чтобы они оставались в язычестве; а вторые оставляли родной дом и удалялись в пустыню. «Если Бог законом супружеской любви повелевает человеку оставить отца своего и мать свою, то может ли Божественный жених наших душ, Христос Спаситель предлагать меньшия требования желающим духовного с Ним обручения?» замечает блаж. Феофилакт. Недостоин Меня, т. е. недостоин называться Моим учеником, не есть христианин. 38. и иже не креста своег и вслдъ грдетъ, нсть достоинъ. и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня Брать крест свой значит быть готовым на всякие страдания и испытания и далее на самую смерть за веру Христову. Выражение взято из обычая, по которому осужденные на крестную смерть, сами должны были нести крест до места казни. Так нес свой крест Христос Спаситель. Таким образом взять нам крест свой, значит то, что мы, следуя за Ним Христом, т. е. сделавшись Его учениками, должны переносить всякия страдания и испытания, какие Господу угодно будет послать нам, чтобы умертвить в нас страсти: иначе мы не будем достойны Его. (Что значит быть достойными и недостойными Господа, см. ст. 37). 39. бртый дш свою погбитъ ю: а иже погбитъ дш свою ради, брщетъ ю. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее Эти слова значат то, что кто сбережет (обретый) душу свою для сей временной жизни, напр., посредством отречения от Христа (33 ст.) или какой измены Ему, или, наконец, посредством жизни рассеянной, греховной, тот (погубит ю) потеряет ее для жизни вечной, т. е. лишится сей вечной жизни и подвергнется вечной смерти, погибели в аду. Так губили свои души отрекавшиеся от Христа во времена, гонений на христиан; так погубил душу свою богач в притче о богатом и Лазаре. Напротив, кто потеряет (погубит) душу свою для сей временной жизни, ради меня (Христа), напр., умрет за Христа, или будет жить в строгом исполнении заповедей Христовых, тот сбережет се (обрящет ю) для жизни вечной, т. е. наследует вечное райское блаженство. Так теряли свою душу для земной, но сберегали для вечной жизни свв. апостолы, мученики и подвижники.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010