Что касается соборных и приходских храмов, то в них раз-даяния благословенных хлебов не было. В Новгороде благословенные хлебы рассылались по домам согласно указанию архиепископа. «И по благословении пшеница всыплется паки в житницы, а хлебы по благословению святительскому розда-ются в домы на благословение» 747 , – говорит по этому поводу чиновник. Чиновники московского Успенского собора, за исключением позднейшего из них («Книга записная»), относящегося ко времени патриарха Никона , также не говорят о раздаянии и вкушении благословенных хлебов в храме. Сообщение «Книги записной» о том, что патриарх на праздник Благовещения на всенощном «хлебов в то время не раздавал против прошлых лет, а те благословенные хлебы раздавал после литоргии не разоблачаясь» 748 , может быть объяснено как попытка патриарха-реформатора в ряде лет служения его ввести в московских храмах раздаяние хлебов как указуемое Иерусалимским уставом. Это подтверждается пометками на поле рукописи «Указа о звону и о чину»: «В 169 году был государь у празника, у Благовещения, и звон ему, государю, бывает. А на всенощном постав-ляютца хлебы болшие благодарные; пекут на дворце и приносят ключники сами, а скатерть стелет сам дворецкой под хлебы. И после обедни роздает владыка государю и куски потом бояром» 749 . «А накануне празника приказывают ключари на дворец для благодарных хлебов болших, а роздают с антидором» 750 , и «163 году государь патриарх указал благословенные хлебы печь болшие на дворце и впред о том докладывать» 751 . Сами по себе эти приписки на поле памятника, из коих две последние относятся к одному и тому же празднику, говорят о том, что до известного времени в том же московском Успенском соборе раздаяния благословенных хлебов не было. Попытка патриарха ввести раздаяние хлебов в практику вызвала специальные его распоряжения («благословенные хлебы печь болшие»), а иногда просто заменять их «благодарными», т. е. хлебами, которые употреблялись для антидора и, разумеется, по величине были больше обычных просфор. Половинчатость же действий патриарха, впоследствии отказавшегося от раздачи хлеба за всенощным и перенесшего таковую на конец литургии, объясняется тем обстоятельством, что само хлебоблагословение при начале чина всенощного бдения около полуночи оказывалось запоздалым для вкушения этого хлеба в духе устава, предписывающего «в вечер же, по приятии хлеба и вина по черпании, от того часа, да никтоже уже дерзнет вкусити потом что, причащения ради Святых пречистых Христовых Тайн».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

История обряда    Груз. ркп.:    «келарь полагает на столе три хлеба, какие обыкновенно употребляем в пищу, поблизости к ним, или на том же аналое, и вино»    и затем об осенении хлебом, как ныне. Греч. ркп. Сев. и 381:    «келарь (381: кандиловжигатель) полагает на аналое 3 (381: хлебов 5), от которых едим на трапезе (381 нет), а также блюдо (σταμνν, 381: αγγεον), полное вина самого хорошего (и в молитве только о хлебе и вине) (381: † пшеницу из зрелой ωραου и елей); иерей же выходит из алтаря с кадильницей и кадит крестовидно, затем предстоятеля только».    Печ. греч. как Сев., только хлебов 5 и † «и немного елея в сосуде (αγγος) каком-либо». Все эти ркп. о благословении одним хлебом прочих как нынешний Типикон.    Слав. ркп. 328 и 678:    «келарь же (параекклисиарх) предложит на налои хлебов 5 (блюдо на немже пшеницы мало и вверху ея хлебов 5), от нихже ямы на трапезе (на то устроенных кождо по литре весит), такоже и сосуд полон питья и пшеницу от житницы и масло (и оба полы блюда два сосудца вина и масла)».    Старообр. устав, как 678, но в начале:    «есть же налой в церкви иже на [то] устроеный; поставляет его параеклисиарх, келарь же -»;    говорит и о благословении одним хлебом прочих пред молитвою.    Об этом благословении согласно с нынешним большинство ркп. и изд., но некоторые, например Моск. Син. библ. 332/385 XVI в.:    «прием левою рукою хлеб, правою творит на нем крест».    Из «Чина» патр. Филофея буквально заимствует нынешний Типикон, оканчивая местонахождением елея, и далее там:    «иерей с диаконом становятся вне красных дверей»; о каждении, как нынешний Типикон, но: «кругом хлебов крестовидно, затем игумена, и опять хлебы, спереди только; когда же иерей приблизится, становится по правую сторону его диакон, держа левой рукой кадило, тремя же перстами правой орарь и по исполнении тропаря, показывая орарем пять хлебов, говорит: «Господу помолимся», иерей же молитву».    Так и в Служ. Петра Могилы, но после «Господу помолимся» †    «иерей же, взем един верху лежащий хлеб в десную руку глаголет с умилением: Господи Иисусе Христе — -насытивый. И полагает хлеб на место свое верху четырех и превращ руку дланию горе, показует на хлебы глаголя: благослови хлебы сия»

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Груз. ркп.: «келарь полагает на столе три хлеба, какие обыкновенно употребляем в пищу, поблизости к ним, или на том же аналое, и вино» и затем об осенении хлебом, как ныне. Греч. ркп. Сев. и «келарь (381: кандиловжигатель) полагает на аналое 3 (381: хлебов 5), от которых едим на трапезе (381 нет), а также блюдо (σταμνν, 381: γγεον), полное вина самого хорошего (и в молитве только о хлебе и вине) [ 531 ] (381: + пшеницу из зрелой ωραου и елей); иерей же выходит из алтаря с кадильницей и кадит крестовидно, затем предстоятеля только». Печ. греч. как Сев., только хлебов 5 и + «и немного елея в сосуде (γγος) каком-либо». Все эти ркп. о благословении одним хлебом прочих как нынешний Типикон. Слав. ркп. и 678: «келарь же (параекклисиарх) предложит на налои хлебов 5 (блюдо на немже пшеницы мало и вверху ея хлебов 5), от нихже ямы на трапезе (на то устроенных кождо по литре весит), такоже и сосуд полон питья и пшеницу от житницы и масло (и оба полы блюда два сосудца вина и масла)». Старообр. устав, как но в начале: «есть же налой в церкви иже на [то] устроеный; поставляет его параеклисиарх, келарь же —»; говорит и о благословении одним хлебом прочих пред молитвою. Об этом благословении согласно с нынешним большинство ркп. и изд., но некоторые, например Моск. Син. библ. XVI b.: «прием левою рукою хлеб, правою творит на нем крест». Из «Чина» патр. Филофея буквально заимствует нынешний Типикон, оканчивая местонахождением елея, и далее там: «иерей с диаконом становятся вне красных дверей»; о каждении, как нынешний Типикон, но: «кругом хлебов крестовидно, затем игумена, и опять хлебы, спереди только; когда же иерей приблизится, становится по правую сторону его диакон, держа левой рукой кадило, тремя же перстами правой орарь и по исполнении тропаря, показывая орарем пять хлебов, говорит: «Господу помолимся», иерей же молитву». Так и в Служ. Петра Могилы, но после «Господу помолимся» + «иерей же, взем един верху лежащий хлеб в десную руку глаголет с умилением: Господи Иисусе Христе — -насытивый. И полагает хлеб на место свое верху четырех и превращъ руку дланию горе, показует на хлебы глаголя: благослови хлебы сия»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

После пения «Богородице Дево» по всем рассматриваемым памятникам предписывается благословение хлебов и их вкушение. Памятники о каждении благословляемых хлебов ничего не говорят, отсюда хлебоблагословение оказывается вне связи с пением отпустительного тропаря и представляет собой обряд вполне самостоятельный от чина вечерни. Памятники в заниях хлебоблагословения отражают прежде всего практическое значение его как освящения пищи для вкушения ее ввиду целонощного богослужения. Так, рукопись Шио-Мгвимского монастыря указывает благословение только хлеба и вина, продуктов, могущих быть употребляемыми в пищу сразу после их благословения, без того предварительного приготовления, какого требуют, например, елей и пшеница. Из этих же практических соображений сами хлебы указаны к освящению из обычно подаваемых на трапезе: «Келарь полагает на столе три хлеба, какие обыкновенно употребляем в пищу; по близости с ними или на том же аналое – и вино» 340 . По рукописи Иерусалимской патриаршей, библиотеки 311, для благословения полагают пять хлебов из обычно подаваемых на трапезе и вино 341 . Это практическое соображение еще яснее выступает в рукописи 1096 Синайской библиотеки, отражающей особенности агрипнии лавры Саввы Освященного. Здесь не указано количество хлебов, но сказано, что они приносятся в корзине разрезанными на куски: «Кандилапт же приготовляет нарезанные на куски хлебы и аккуратный кусочек от братских в корзине полагает на аналое» 342 . Рукопись 1097 той же библиотеки, излагающая агрипнию Синайского монастыря великомученицы Екатерины, указывает благословлять три хлеба, какие вкушает братия, но при этом отмечает, что это поставление хлебов кандилапт делает в корзине наверху в библиотеке 343 . Это странное на первый взгляд указание устава, в смысле связи благословляемых хлебов с библиотекой, становится понятным в свете описания Синайского монастыря архимандритом Антонином: «Я повторил желание, – пишет отец архимандрит, – видеть библиотеку, на что отец скевофилакс отвечал, что она отперта и к нашим услугам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

В-к 1897 г. Позволительно ли, для помазыванию предстоящих на всенощном бдении, употреблять елей, освещенный в предшествующий праздник? Существует обыкновение некоторых священников пользоваться преждеосвященным елеем для помазывания предстоящих в храме. В этом обыкновении нет ничего противного учению веры, но оно может казаться отступлением от церковной практики. В Служебнике сделано на счет употребления благословенного елея указание — «на целование образа люди знаменай», и потом прибавлено: «можем и в брашнах снести». Это последнее замечание сделано, очевидно, про случай остатка елея после помазывания: вот назначение оставшемуся елею. Если же у нас нет обыкновения употреблять в пищу елей, зато не редко прихожане обращаются к священнику с просьбой уделить им оставшийся освященный елей для больных. Но. Кроме того, в указанном обыкновении есть погрешность против церковного устава довольно крупного свойства. Помазывание преждеосвященным елеем показывает, что на всенощном бдении не было литии и благословения хлебов, что не согласно с правилами устав, и не может быть оправдано никаким расчетом. Недостаток елея не может служить причиной к опущению литии и благословения хлебов: устав дозволяет «вельми мало» предлагает для благословения. Если же елея для благословения наливается в таком количестве (при соразмерной величине хлебов) что он остается до следующего праздника, то причиною опущения литии и благословения хлебов будет уже не отсутствие потребного для этой цели вещества в церкви. А леность ее служителей (Р.д.С.П. 1877 г. т. 1). Можно ли помазывать елеем молящихся на утрене, когда не бывает всенощного бдения, или когда всенощное бдение совершается без благословения хлебов и освещения елея? Из устава церковного мы узнаем, что елеопомазание надобно совершать 1) «святым елеем от святого кандила, еже пред праздничною иконою», и при том 2) по окончании всенощного бдения, «поющим нам стихиру самогласну праздника и час первый». В Служебнике же говорится, что для елеопомазания надобно употреблять «елей», благословенный на всенощном бдении, при чем, согласно принятому обычаю, самое елеопомазание это совершается на каноне, после возгласа: «милостию и щедротами»… Первый способ древнее и проще обставлен.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

«Ныне отпущаеши», «Отче наш» и отпустительный тропарь звучат на каждой вечерне. А следующее священнодействие – благословение хлебов – совершается только тогда, когда на вечерне была лития. Среди храма поставляется тетрапод, или четвероножец, то есть столик на четырех ножках, на котором стоит блюдо с пятью хлебами и с сосудами с вином и елеем и с пшеницею. Окончив литию, священнослужители из притвора входят внутрь храма и останавливаются посреди него перед тетраподом. Иерей читает молитву: «Господи Иисусе Христе Боже наш, благословивый пять хлебов и пять тысящ насытивый…» в которой просит Господа благословить хлебы сия, пшеницу, вино и елей, умножить их во всем мире, и верных, вкушающих от них, освятить. Перед чтением этой молитвы иерей поднимает один хлеб, начертывая им крест над прочими хлебами, а при чтении молитвы, на словах «Сам благослови и хлебы сия, пшеницу, вино и елеи» указывает правой рукой на каждое из этих веществ, творя таким образом ею крест. Пять хлебов берется в память о насыщении Господом пяти тысяч человек пятью хлебами ( Мф.14:15-21 ) (2, с. 66–67). Благословение хлебов было установлено для подкрепления сил молящихся. Во 2 главе Типикона сказано, что, по окончании вечерни, бывает чтение из Деяний, Посланий свв. Апостолов или Апокалипсиса, во время которого все садятся, «кождо на своих местах»; келарь же, раздробив на блюде благословенные хлебы, раздает братии и почерпает всем, находящимся в храме, по единой чаше вина. После этого вкушения хлеба и вина в тот вечер никто уже не смеет больше ничего вкушать, «причащения ради пречистых Христовых Таин» (2, с. 67). Окончание великой вечерни. После благословения хлебов хор поет трижды: «Буди Имя Господне благословенно от ныне и да века» и часть 33й псалма: «Благословлю Господа на всякое время» до слов «не лишатся всякого блага». Иерей становится перед царскими вратами и благословляет молящихся рукой, говоря: «Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне, и присно, и во веки веков». Лик поет: «Аминь». Так заканчивается великая вечерня в составе Всенощного бдения (2, с. 65–67). Отпуста в этом случае нет. После «Благословение Господне на вас…» начинается утреня.

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

Перед пением тропаря среди храма поставляется тетрапод, ( τατραποδιον) или четвероножец, то есть столик на четырех ножках, на котором стоит блюдо с пятью хлебами и с сосудами с вином и елеем и с пшеницею. Окончив литию, священнослужители из притвора входят внутрь храма и останавливаются посреди него перед этим тетраподом, который заранее уготовляется. Когда запоют тропарь, то диакон, взяв благословение у иерея, кадит окрест стола (трижды) и служащих токмо. Также возглашает: «Господу помолимся», а иерей читает молитву: «Господи Иисусе Христе Боже наш, благословивый пять хлебов и пять тысящ насытивый», в которой просит Господа благословить хлебы сия, пшеницу, вино и елей, умножить их во всем мире, и верных, вкушающих от них, освятить. Перед чтением этой молитвы иерей подъемлет один хлеб, начертывая им крест над прочими хлебами, а при чтении молитвы, на словах: «Сам благослови и хлебы сия, пшеницу, вино и елей» указывает правой рукой на каждое из этих веществ, творя таким образом ею крест. Однако, у проф. М. Скабаллановича имеется следующее указание, которое немного разнится от вышеприведенной практики, которая теперь утвердилась. Он говорит, что священнослужитель в «молитве просит Спасителя, показавшего в чуде насыщения 5 тысяч всю силу благословения Своего, о таком же благословении и (подобном чудесному) умножении предложенных веществ, а также об освящении вкушающих от них… Пред словами молитвы: «Сам благослови» священник крестообразно осеняет вещества, но не рукою только, а одним из хлебов, знаменующим небесный Хлеб, «чем (также) показывает, что то же совершил Христос, взяв в Свои руки подобным образом пять хлебов» 13 . После благословения хлебов лик поет трижды: «Буди Имя Господне благословенно от ныне и до века», а чтец читает псалом 33-й: «Благословлю Господа на всякое время...», но не весь целиком, а только до слов: «не лишатся всякого блага». Иерей, шед от места, где совершал благословение хлебов, становится перед царскими вратами, «зря к западом» (см. Тип. гл. 2), и благословляет молящихся рукой, говоря: «Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне, и присно, и во веки веков». Лик поет: «Аминь», и этим первая часть всенощного бдения, состоящая из великой вечерни, заканчивается.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

В некоторых приходах укрепился обычай петь «Ныне отпущаеши» на всякой вечерне, но это неправильно. Оно поется только на всенощном бдении. Благословение хлебов Благословение хлебов бывает только на всенощном бдении. После стихир на стиховне, поется: «Ныне отпущаеши», «Трисвятое» и «Отче наш» и поется тропарь. Тогда диакон, взяв благословение от священника, кадит трижды вокруг стола, на котором на блюде лежат пять хлебов и сосуды с пшеницею, вином и елеем, также священника и, наконец, снова кадит стол только спереди (Служебник). Протоиерей К. Никольский указывает после троекратного каждения столика, кадить икону праздника на аналое среди церкви, потом иерея и, наконец, опять стол спереди (Никольский, стр. 227). В монастырях, по Типикону, каждение бывает так: «Диакон кадит окрест стола, таже предстоятеля токмо, на месте его (т.е. стоящого на своем игуменском месте), и иерея, и паки хлебы спреди токмо» (гл. 2). При словах: «Сам благослови хлебы сия, пшеницу, вино и елей», священник только указывает правою рукою на каждое из этих веществ, но не благословляет их: причем, т.к. хлебы лежат вверху, пшеница внизу, вино слева, а елей справа, то рука иерея, делая указания на означенные предметы, движется крестообразно (Булгаков, стр. 852; Ц.В. 1897 г., Освящаются 5 хлебов в воспоминание чуда, совершенного Спасителем. Если собралось много богомольцев, то хлебы следует делать больших размеров. Пение 33-го псалма После благословения хлебов, священник (при соборном служении — первенствующий) идет к алтарю и становится перед царскими вратами, зря на запад, ожидая окончания пения «Буди имя Господе» (или 33-го псалма «Благословлю Господа на всякое время», который поется не весь, как на литургии, а только до слов: «Не лишатся всякого блага») благословляет народ, говоря: «Благословение Господне на вас …» (При произнесении этих слов священник благословляет народ с солеи одинажды, а не на три страны, что делается только архиереем). После этого. Настоятель и служащие священнослужители уходят чинно в алтарь, приложившись к краю Св. Престола, и отдав взаимный друг другу поклон, каждый служащий иерей читает тихо светильничные молитвы «со всяким умилением и сокрушением сердца, — яко самому собеседующу Христу Богу нашему невидимо, и моляще о гресех наших.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй (трижды) . Слава, и ныне. Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Иерей: Яко Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Аминь. Богородице Дево, радуйся,/Благодатная Марие, Господь с Тобою:/Благословена Ты в женах, и Благословен Плод чрева Твоего,/яко Спаса родила еси душ наших (трижды) . Диакон: Господу помолимся. Вслед за литией совершается благословение и освящение пяти хлебов, пшеницы, вина и елея, в память также древнего обычая раздавать пищу молящимся, приходившим иногда издалека, чтобы они могли подкрепиться во время продолжительного Богослужения. Пять хлебов благословляются в воспоминание насыщения Спасителем пяти тысяч пятью хлебами. Благословение хлебов бывает только на всенощном бдении. Освященным елеем священник во время утрени помазывает молящихся. После благословения хлебов священнослужители заходят в алтарь, а первенствующий священник становится перед Царскими вратами, ожидая окончания пения 33-го псалма, который поется до слов: «Не лишатся всякаго блага», благословляет народ, говоря: «Благословение Господне на вас …» (При произнесении этих слов священник благословляет народ с солеи одинажды, архиерей — на три страны). После этого заходит в алтарь. Царские врата затворяются, а чтец, заблаговременно испросив благословения у священника, выходит в храм для чтения Шестопсалмия Господи, помилуй. Иерей: Господи Иисусе Христе, Боже наш, благословивый пять хлебов и пять тысящ насытивый, Сам благослови и хлебы сия, пшеницу, вино и елей, и умножи сия во граде сем (или в веси сей, или во святей обители сей ) , и во всем мipe Твоем, и вкушающыя от них верныя освяти. Яко Ты еси благословляяй и освящаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и всесвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.

http://azbyka.ru/vsenoshhnoe-bdenie-2

105 . Лик поет: Аминь. Начинается пение воскресных стихир на стиховне из Октоиха, сначала без припева, потом с припевами: Господь воцарися... Дому твоему подобает святыня... Слава, и ныне, богородичен воскресный, находящийся в Октоихе наряду 106 . Предстоятель (по 7 гл. Типикона) или чтец (по вышеуказ. изд. Киево-Печер. лавры, л. 2 на об.): Ныне отпущаеши... Чтец (и по 7 гл. Типик.) – Трисвятое с прочими молитвословиями. Священник внутри алтаря – возглас: Яко твое есть царство. Чтец – отпустительные тропари. В 7 гл. Типикона сказано именно так: «Отпустительные тропари по обычаю», но какие именно, не объяснено. Между тем, во 2 гл. Типикона указан один отпустительный тропарь: «Богородице Дево, радуйся... 3». Для того, чтобы правильно произносить тропари, надобно иметь в виду следующее. Типикон отличает вечерню, совершаемую на всенощном бдении в соединении с утренею и оканчивающуюся благословением хлебов, от вечерни, отправляемой отдельно от утрени и не имеющей благословения хлебов, и в одном случае назначает одни тропари, а в другом другие. Это видно из многих мест Типикона и других книг, напр., в Месяцеслове Типикона под 13 ноября сказано: «На благогловении хлебов тропарь глас 8-й: Уст твоих... 2-жды, и Богородице Дево 1. А идеже всенощного бдения не бывает, по тропаре Слава, и ныне, богородичен». В Минее за месяц ноябрь, в 20 день, сказано:«На благословении хлебов тропарь: Богородице Дево, радуйся 3. Аще ли несть бдения, глаголем тропарь воскресен». 2-я глава Типикона говорит о той именно вечерни, на которой бывает благословение хлебов и которая соединяется с утренею; на вечерни же, совершаемой отдельно от утрени, тропари надобно произносить по 52 гл. Типикона: «Об отпустптельных тропарях и кондаках...» Здесь же указаны: тропарь воскресен гласа, Слава, и ныне, богородичен его. Если есть тропарь святому, то тропарь воскресен гласа. Слава – святого, т. е. тропарь. И ныне, богородичен воскресен по гласу тропаря святого. Если есть два святых с тропарями, то также тропарь воскресен гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010