Для такого поклонения можем мы войти к Господу во внутреннейший чертог сердца, но исполнять это должно с чистым сердцем и доброй совестью, а не с мнимой верою. Кратко сказать, человек должен совершенно отвлечься от всех прочих вещей, быть им чуждым и забыть их. Более того, горячее желание духа своего должно открывать Богу тихими устами, но с крепкою надеждой, и все стремление любви, со всеми силами, всеискреннейше и совершеннейше излить, погрузить, расширить, воспалить и растопить. Глава II. Как человек должен презирать все и прилепляться единственно ко Христу Кто старается прийти в такое состояние, тому весьма нужно иметь чувства затворенными ко всему вещественному, чтобы не иметь попечения ни о чем постороннем, но отвергать все вещи мира сего как не нужные, его не касающиеся, бесполезные и вредные. Тогда должен он войти совершенно во внутреннее, и не помышлять, не желать и не прилепляться ни к чему иному, как только к изъязвленному Христу, чтобы через Него и в Нем, через язвы сего Человека стремиться прилепиться со всею прилежностью, серьезностью и верностью ко внутреннейшему Божеству Его. Также все прочие обстоятельства свои, не ожидая совета и помощи от собственного рассуждения и сил, должен он предать совершенно Господу, по совету Божественному: возложу заботы свои на Господа ( Пс.54:23 ). Не заботьтесь (см. Мф.6:25, 31 ). Возложи помышления твои на Господа, и Он не оставит тебя. А мне благо соединяться с Богом ( Пс.72:28 ). Всегда нужно иметь Господа пред лицом своим. Как говорит невеста о таковом прилеплении: «Обрела любезного души моей; ибо вместе с Ним пришло ко мне все благое» (см. Песн.3:4 ; Прем.7:11 ). Это есть сокровенное небесное сокровище и драгоценнейший бисер, которого должно искать с уничиженным упованием, беспрестанным прилежанием, покойным молчанием и отложением всякой наружной пользы, хвалы и других выгод, и должно искать его в крепости духа. Что же без этого принесет пользу человеку, а особенно духовному, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит ( Мф.16:26 )? Внешнее состояние его и жизнь, познания в духовном не могут сделать его блаженным, если Христос чрез веру, украшенную любовью, не обитает в нем. Сего-то ради говорит Сам Господь: «Царство Божие в вас и между вами, еже есть Христос» (см. Лк.17:21 ). Глава III. К какому совершенству в жизни сей должно стремиться

http://azbyka.ru/zlataya-knizhica-o-pril...

Итак, подобало и образованию руки, благословляющей благословенных во Христе Иисусе, не что иное означать, как имя Того Самого, в Котором благословляемся. Посему же думаю, что и Божественным Промыслом, Самим Творцом всяческих так изначала персты человеческой длани повешены – ни больше, ни меньше, – чтобы не излишне, не недостаточно, но достаточно их было для такого знаменования». Благоразумно сказано, что Божий Промысл и в числе, и в расположении перстов назначил имя возлюбленного Сына Своего. Все благое в творении вещей и в их употреблении видимое праведно приписывай Премудрому и все предвидевшему предопределению Бога, Источника всех благ. Одно зло – от отца зол, дьявола. Спасайся.   X. Ответ просившему совета, где ему удобнее для спасения жить Требуешь ты от меня ответа в том, отчего неизвестный конец последует. Я, рассуждая о немощи человеческой и кознях беса, который часто подкладывает зло под видом добра, как яд под медом, не могу дать тебе совета в неизвестных вещах, чтобы после и с тобой чего противного не приключилось, и мне из-за этого не было бы печали. Лучше все наперед предвидеть и молчать, нежели говорить, советовать и после каяться. В доме родителей тебе быть опасно по известной причине, а в любом монастыре, где бы ты ни был, человеку богобоязненному, ищущему спасения, всегда помышляющему о вечной муке и будущей жизни и в молчании себе самому внимающему – безопасно. И знаю, что лучше от родителей и сродников удалиться хотящему спастись. Одно только предполагаю, что скука немалая тебе будет в монастыре, если далеко отлучишься. Посему надобно терпеть и преодолевать себя. А от сатаны и злых людей нигде не уйдешь, где ни будешь. Как тень телу во время солнечного сияния, так гонение и ненависть злых людей ищущему Бога последует. Мне кажется, что лучше отдаться на волю Божию и быть в каком-нибудь монастыре, только чтобы в доме родительском не быть, и в том монастыре крепко себя утвердить, хотя и скучно будет, а в скуке себя утешать тем, что смерть все прекратит, вечная сладость, радость и слава подвизающегося примет вскоре, часто Богу молиться, просить у Него помощи, трудиться и ни малейшего времени не пропускать без дела какого-нибудь, и так скука минуется.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

«Печаль не пребывает ли до смерти, приятель и друг претворяяйся во врага», говорит сын Сирахов (37, 2). Тем-то более должны мы блюсти мир и единомыслие с ближайшими к нам, чем нужнее согласие с ними для взаимнаго блага жизни. Если мы будем уметь мирно жить в домах наших с ближайшими к нам: то будем уметь мирно жить с соседями нашими и со всеми ближними и дальними. Как же нам блюсти ненарушимо мир сперва с ближайшими сообщниками жизни и дел наших? Кроме обыкновеннаго христианскаго средства и непобедимаго оружия к миру – в молчании принимать, терпеть, сносить встречающиеся неудовольствия и уклоняться от всякаго неполезнаго разногласия и прекословия, дабы лучше нам успеть соблюдать мир, надлежит тщательно приспособляться к нравам живущих с нами. Для сего надобно знать свойства их, расположения, склонности, знать даже слабую, раздражительную сторону, или то, что особенно составляет и может составлять для них оскорбление, дабы избегать случаев к оскорблениям. Посему вовсе должны быть удалены от нас и от взаимнаго между нами обращения не только всякая досада, ярость, гнев, крик, злоречие и всякая злоба, но должны быть устранены и всякие неприличные слова, неосторожные поступки, дабы и ненамеренно не оскорбить нашего ближнего, так как часто и ненамеренное оскорбление сопровождается весьма неприятными последствиями. Так, Христиане, нам повелено со всяким смиренномудрием, кротостию, великодушием снисходить друг другу из любви; повелено не себе угождать, но угождать ближнему во благое к созиданию; ибо и Христос не себе угоди, но, как сказал Сам Он о Своих поношениях, претерпенных Им для славы Небеснаго Своего Отца: «злословия злословящих Тебя пали на меня» ( Рим. 15:2,3 ). Почему на всех нас лежит непременная обязанность приспособляться взаимно друг к другу: высшие должны приспособляться христианским благоснисхождением к низшим, сильнейшие к немощным, старшие к младшим, а низшие с своей стороны должны приспособляться чувствованиями почтения и покорности к высшим, подчиненные к начальствующим, младшие к старшим.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

— Позвольте: как же это вы опять про войну говорите? — Да-с. — Стало быть, вам «Благое молчание» не помогло? — Не могу знать-с: усиливаюсь, молчу, а дух одолевает. — Что же он? — Все свое внушает: «ополчайся». — Разве вы и сами собираетесь идти воевать? — А как же-с? Непременно-с: мне за народ очень помереть хочется. — Как же вы: в клобуке и в рясе пойдете воевать? — Нет-с; я тогда клобучок сниму, а амуничку надену. Проговорив это, очарованный странник как бы вновь ощутил на себе наитие вещательного духа и впал в тихую сосредоточенность, которой никто из собеседников не позволил себе прервать ни одним новым вопросом. Да и о чем было его еще больше расспрашивать? повествования своего минувшего он исповедал со всею откровенностью своей простой души, а провещания его остаются до времени в руке сокрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам. Примечания В настоящий том входят роман-хроника «Соборяне» (1872), «Запечатленный ангел» (1873) и «Очарованный странник» (1873). В этих произведениях Лесков во многом преодолел реакционные влияния, искажавшие его творчество 1860-х годов и определил круг новых тем и героев. «Соборянами» Лесков открыл собрание своих сочинений (1889–1890), поместив их в первом томе и тем самым подчеркнув значение, которое он придавал этому произведению. Народные художники и знатоки искусства в «Запечатленном ангеле», как и герой «Очарованного странника», богатырь, человек эпической силы, действуют во многом под влиянием традиционных верований и представлений; но это уже не пассивно «чающие движения воды», как представлял себе людей из народа Лесков в пору наибольшего увлечения реакционными политическими идеями, в период работы над первой редакцией «Соборян», когда его любимый герой, Савелий Туберозов, с горечью писал в своем дневнике: «Омнепотенский (так именовался тогда нигилист Препотенский. — И. С.) и все ему подобные уверяют, что народ и днесь и мудр и силен. Не знаю, откуда они берут это. Что народ силен, сему не противоречу, но что он мудр — в сие не верую, ибо сего ни в чем не вижу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

87) Сама божественная благодать обучает людей, особенно монахов, тому, как действовать по воле Божией. – Как кто-либо, обучая плавать малолетное дитя, держит его поверх воды на руках своих, и приподнимает, как скоро оно начинает погружаться, говоря ему: будь смел, не бойся, я поддерживаю тебя; или как мать, обучая ходить малое дитя свое, отдаляется от него немного и зовет к себе, и если дитя, идя к матери своей, начинает дрожать, по слабости тела, и бывает готово упасть, то мать поспешно подбегает к нему, берет к себе на руки, обнимает и целует: так и божественная благодать носит терпящих в безмолвии ради имени Божия, и мало-помалу обучает их путям спасения. – Напиши сии немногия слова в сердце своем, и да будут они там неизгладимы во все дни жизни твоей. 88) Безмолвие спасительно, – ибо оно упраздняет всякое зло. Если же чрез молитву оно стяжет в помощь себе следующия четыре добродетели: терпение, смирение, бдение и воздержание, то нет кратчайшего пути ко спасению. Добро и весьма добро молчание; это – матерь святых помышлений. Дух Святый бегает многословия, суетливости и разсеяния. – Добро безмолвие; ибо оно есть матерь всех добродетелей, кои оно ограждает посредством непрестанной и неразвлеченной к Богу молитвы. Безмолвнолюбивый монах бывает любим Богом, потому что и он, любя Бога, безмолвствует и молчит, и с единым Богом ревнует беседовать чистою молитвою. – Пребывая на земле, он горняя мудрствует, и ум его всегда занят одним – как угодить Богу, и сделаться храмом Св. Духа. – Таковый с усердием подклоняет выю свою под легкое и благое иго Сладчайшаго Иисуса, и, презирая все видимое, стремится к невидимому, или паче – Самого невидимаго Бога, яко видя, чает. Таковый подвизается быть подобным Ангелам, и, сидя всегда в келлии своей и неотступая памятию от Бога, соделывает ум свой чистым, подобно зеркалу. Блажен таковый человек на земле и на небе. 89) Внимай речениям Господним, пророческим и апостольским, содержи их в сердце как руководство, и преуспевай в добродетелях, да близ будешь св. Ангелов, долготерпя в келлии своей, упражняясь в чтении, подвизаясь в бдении, смиренномудрии, целомудрии, посте, сердечной молитве и молчании, не дни или месяцы, но все время жизни твоей до последняго издыхания, песнословя Владыку день и ночь. Если так начала ты, добрая госпожа моя и сестра, так и до кончишь, шествуя прискорбным путем в краткое время подвига своего, – и внидешь, благодатию Христовою, в рай, чтобы веселиться со Христом во веки.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По моему мнению, ни я, со своей стороны, не тружусь вотще (см. Флп. 2:16 ) в своей смиренной проповеди , оглашая вас, ни вы не теряете времени даром, когда слушаете меня. Наш труд не затянется навеки, ибо скоро, скоро придет час совершенного молчания. Мы ведь не бессмертны, еще немного, как это определила воля Божия, и я, равно и вы все, отойдем отсюда. От нас только требуется, чтобы наш исход совершился с благим дорожным запасом, с исполнением заповедей и угождением Господу нашему Иисусу Христу. Так о чем же говорят нам оглашения, дабы нам услышать, узнать и взяться за эти дела? Да, конечно, о том, что в нашем многочисленном братстве приходится постоянно быть в движении. Ибо я знаю, чада, как вы постоянно трудитесь на своих послушаниях: кто не спит за приготовлением хлеба, мучает там свои руки над валяньем его и жарится на печном огне, кто бедствует в пути, кто занимается различными работами – шитьем, перепиской, мытьем, приготовлением пищи, накрываньем стола, кузнечным делом, кто занят келарскими хлопотами или трудами по больницам, затем все вы неопустительно посещаете утреню, первый, третий, шестой и девятый часы, вечерню и повечерие, стоите там, поете, молитесь, и все это не леностно или кое-как, потому что за это грозит наказание, – словом, всюду и везде я вижу ваши труды и те стеснения и те тяготы, которые приходится переносить вам. Монастырские труды и богослужение Но не падайте духом, ибо во всех сих, говорит апостол, мы препобеждаем за возлюбльшаго ны Господа ( Рим. 8:37 ). Ввиду этого, хотя вам и приходится терпеть такие труды, но так как из них вам воссияет вечная радость и бесконечное спасение, вы должны ликовать, веселиться, предаваться еще большим подвигам и страдать в мученичестве общежительного не падая в этом, не обращаясь вспять и не уставая от его огорчений и трудностей. Усердно прошу вас, чада мои: стойте, приступайте и бросайтесь на всякое благое и добродетельное дело и, по слову Господню, в терпении вашем созидайте души ваша ( Лк. 21:19 ). Помня постоянно о смерти, ежедневно обновляйтесь и, ради любви Господней, считайте все делом второстепенным, соблюдая себя в благочинии, в разумении ( σνεσις ) и духовной, отрешенной от пагубного бесстыдства любви, чтобы вам быть послушными друг ко другу, безропотными, свободными от ненависти, зависти и соперничества, чтобы каждый из вас усваивал себе благо своего ближнего, при случае переносил возникшее по какому-либо поводу со стороны брата нерасположение, принимал также постигающие его наказания, как лекарства для души, исполнял все пред лицом бессмертного нашего Владыки кротко, весело, с откровенностью во всем, без тщеславия и спокойно.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Он выше всех категорий, в которых вращается человеческая мысль: Он не только выше места и времени, но и не род, и не вид, и не индивидуум, не акциденция и не то, к чему что-либо относится, как акциденция, не часть и не целое 267 ; Он бесконечен не потому, что таким Он представляется для человеческого разума, а потому, что, действительно, не имеет предела 268 . В нем нет ни вида, ни отношений. Словом, Он всегда как бы ускользает от человеческого познания, и люди не могут надеяться рассеять своими средствами тот таинственный мрак, который Его окружает 269 . Он выше имени и выше мысли. Его должно чтить в молчании, соединенном со священным ужасом 270 . Человеческая мысль приписывает, конечно, Богу различные названия, например, единое, благое, ум, самосущее, Отец, Бог, Господь, творец, но это не имена Божии в собственном смысле, а лишь названия, лучше которых ничего не знает мысль человека и потому на них останавливается; и все они вместе указывают лишь на силу Вседержителя 271 . Но то, чего не может достигнуть человек своими средствами, подает ему Бог, открывая Себя чрез Слово. Слово-Сын есть премудрость, ведение, истина, идея, мысль Божия 272 . В характеристике Слова есть одна черта, которою Климент, по-видимому, пытается объяснить, почему Оно может быть предметом познания, тогда как Бог непознаваем: в Слове нет той безусловной простоты, какою характеризуется Отец. В Сыне приводятся к единству все силы духа. Поэтому Сын не есть ни безусловно единое, ни многое в смысле сложенного из частей, но Он есть «все единое» и потому «все». Ибо Он – круг всех объединенных в Нем сил, и потому альфа и омега, начало и конец 273 . Процесс познания Климент описывает таким образом: представим себе какой-нибудь материальный предмет и отвлечем от него как физические его свойства, так и геометрические (три пространственные измерения). Оставшаяся после этого точка есть единица, но – так сказать – имеющая положение. Отвлечем от нее это положение, и мы будем мыслить единицу (в безусловном смысле).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Разделы портала «Азбука веры» Допустим, я подал нищему монету, а матери на вопрос “На что потратил?” отвечаю “Шоколадку купил”. Совесть подсказывает скрыть свои добрые дела. Правильно ли я поступаю? Похожие вопросы 7 Ответов На конкретный вопрос, если не получается от него уклониться, лучше ответить честно, особенно маме как в данном случае. Можно пояснить почему деньги были отданы нищему, а также и самому подумать из каких побуждений был этот поступок — чтобы помочь нуждающемуся, или для того чтобы добавить в свою копилку милосердия еще одну заслугу? И при этом если об этом никому не рассказывать, то она имеет большее значение, а если тайна будет раскрыта – то и поступок обесценится? Конечно же это заблуждение, добрые дела милосердия творят от чистого сердца не ожидая награды, они постепенно преобразуют человека в доброго и сострадательного к другим. Милосердие — есть любовь, спешащая на помощь, вытекающая из сердца, преисполненного сострадания ( Библейский словарь ). Но если к этому процессу пристраиваются греховные помыслы — лукавство, обман или тщеславие, то человек не сможет приобрести навык настоящего милосердия. Любая ложь это не от Господа. Нет лжи во спасение. Можно пытаться молчать, и это лучшее. Даже если молчание открывает ответ, не “ставьте подпись”, не кивайте, не вздыхайте, оставляйте недосказанность, чтоб не имелось возможности сослаться на ваш ответ. Мне представляется это неуместным в данном случае. Раз мама требует отчет, значит это её деньги, следовательно надо правдиво рассказать куда они потрачены. Если же это нами заработанные деньги, то на вопрос можно ответить уклончиво, например, “мне бы не хотелось это раскрывать” или “они пошли на благое дело”. Прямая ложь в данном случае неоправданна на мой взгляд. Вот что про ложь говорит св. Ефрем Сирин : «Лжец для всех гнусен и отвратителен. Бегай лжи как змия и войдешь в рай. Если говорит с тобою лжец, а ты преклоняешь к нему слух свой, то из’ уст его течет смерть и переливается в недра слуха твоего, смертоносный яд говорящего сообщается и слушающему, подобно тому, как перешла смерть от змия, говорившего с Евою. Змея, поедая сладкую пищу, превращает ее в горечь, и когда изблюет».

http://azbyka.ru/vopros/umestna-li-lozh-...

Вопрос. Но и еще умоляю объяснить мне: что еще нужно таковому монаху для достижения спасения? Ответ. Необходимо ему жить в нестяжании и нищете, блюсти чистоту душевную и телесную и иметь послушание. 6. О нищете монашеской. Вопрос. Одна ли только, по имению, должна быть нищета у монаха? Ответ. Двоякая должна быть у него нищета: одна по имению – вещественная, а другая нищета духовная, то есть, сознание своего недостоинства пред Богом, худости и лишения богатства добродетелей, погубляемых от лености нашей; монахи сознающие в себе такую нищету должны иметь всегдашнюю печаль (заботливость) о том, чтобы ради этой нищеты не лишиться им милости Господней. Нищих духом ублажает Христос: «блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное; блажени плачущий, яко тии утешатся» ( Мф. 5:3–4 ). 7. О чистоте душевной и телесной. Душевная или духовная чистота в том, чтоб хранить душу от всякого любострастного греха, ибо душа, пребывающая в грехах, скверна и нечиста, и поистине именуется в св. Писании блудницею и прелюбодейцею, поскольку отпала любовию от Жениха своего Христа и отдала оную душевредным страстям, более же по причине обладающей страсти самому диаволу, князю страстей и чрез это стала невестою сатаны, как отдавшая ему любовь свою. Чистым от греха быть, значит не только от греховного дела себя сохранять, но даже и в помысле к этому делу не склоняться, по слову Господню: «блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» ( Мф. 5:8 ). Телесная чистота в том, чтобы хранить себя от всякого блудного смешения плотского. 8. О послушании. Вопрос. Что есть послушание? Ответ. Послушание есть отвержение своей воли и повиновение, во всем законном и невредном для нас, как настоятелю, так и всей во Христе братии: что повелено будет (послушнику) от кого, если оно не душевредное, то и исполнять. 9. О смирении. Вопрос: Что есть смирение? Ответ: Смирение состоит в том, чтоб не думать о себе ничего великого и высокого как пред Богом, так и пред людьми: пред Богом потому, что всегда ты грешник, хотя бы что и сделал доброе, но должен знать, что сделал это (доброе) не сам собою, а единственно при помощи Господней, по слову Апостола: «не яко довольны есмы от себе помыслити что (благое), но довольство наше от Бога» ( 2Кор. 3:5 ). Поэтому отнюдь не думай о себе что либо великое, а более всего помни слово пророческое о себе: «аз есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей» (пред Богом) ( Псал. 21:7 ). Пред людьми почитай себя последним и, живя в братстве, все последнее избирай: люби последнее между ними место, упреждай поклоном братию, одежды люби самые простые, и всякие трудные дела исправляй безропотно, и молчание храни: если что и скажешь необходимое, то и говори степенно, кротко и со смирением. Будучи укоряем и терпя досаду от других, не гневайся, а только думай, что ты самый последний и раб всем: вот в чем совершенное смирение.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

    Ноября 14-го дня, 1824 года 46. К П. И. В.    Какую жизнь вести христианину? Этому научает та самая книжка святителя Тихона, которую вы единственно для сего и имеете, чтобы с приятностью ее прочитывать и по ней жизнь вести.    Пишет святой Златоуст, что любовь та, которая бывает ради Христа, крепка, постоян-на и непреодолима, и ничто не может оную: ни клеветы, ни бедствия, ни смерти, ни иное что подобное; и хотя бы тако любящий тысящные за таковую любовь к нему приближающиеся видел печали, однако не отстал бы от нее. Любящий бо для того, чтоб его любили, если увидит какую неблагодарность, разрывает любовь; а ради Христа связанный любовью никогда не отстанет от нее; посему-то Павел говорит: «любы николиже отпадает» (1 Кор 13:18).    Поэтому сами видите, что всякое дело надобно делать с любовью и в славу Божию. Да поможет вам Господь с радостью исполнять Его святые заповеди! Они суть свет живущим на земле. 86. Е. П.    Христос воскресе!    Радостным сердцем душевно вас поздравляю со всерадостнейшим праздником...    О, с какою радостью и внутренним весельем встречала дни сии вдовствующая Анна Ивановна, любезнейшая мать моя! Родная сестра моя Надежда от радости плакала и жалела, что мы еще оставлены бедствовать в жизни сей. «Ах, когда возьмет нас Господь к Себе? " - так говорила она с сердечным чувством, и мать наша, смотря на нас, сладко обливалась слезами, видя нашу преданность Господу.    Прошу вас никогда не сомневаться в моей искренности. Искренняя любовь о Господе ничем не отягчается; кто же гневается на доброе сердце, тот — не человек.    Даруй, Господи, и мыслить, и говорить, и делать все благоугодное пред Тобою. Я ленив и слаб — вот причины моего молчания пред вами... Будем молиться Господу: «Аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, но даждь ми по благодати Твоей положити начало благое». Господи, даруй ми конец благий...    Прошу вас, не желайте мне здесь продолжения жизни, а только благоприятного окончания с должным покаянием. Простите; покойтесь в Господе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010