Разделы портала «Азбука веры» Православные молитвы Составитель: Е.В. Тростникова Оглавление Об этой книге Эта книга составлена на основании многих трудов православных богословов и просветителей, с опорой на святоотеческие творения, и не содержит ничего «нового» по отношению к принятым Церковью толкованиям, объяснениям и поучениям. Цель ее — помочь читателю понять молитвы, которыми он молится дома: молитвы утренние, вечерние, в продолжение дня, каноны и молитвы ко Святому Причащению, благодарственные молитвы по Святом Причащении, тропари воскресные, дневные, праздничные. Она предназначена тем, кто молится или хотя бы собирается начать молиться, а не ищет отвлеченного знания. Поэтому в ней не только объясняются слова и выражения молитв и богословские понятия, стоящие за ними, но и предлагается некоторое начальное научение о том, как следует строить свою молитвенную жизнь. Соединение двух целей — объяснить молитвы и помочь молиться — в полном объеме произошло впервые, поэтому книга во многом отличается от своих предшественниц. Впервые в книге, обращенной к широким кругам православных читателей, объясняются все молитвы обычного келейного употребления, в полном объеме. Даже наиболее полные дореволюционные пособия ориентировались на самый краткий вариант утреннего и вечернего правила и довольно узкий круг прочих молитвословий. Но от нас требуется осмысленное и сознательное произношение всех наших молитв. Помочь в этом начинающему (да и не начинающему) молитвеннику было долгом составителей книги. Впервые книга, объясняющая молитвы, по мере возможности приспособлена для деятельного освоения молитвенного правила, а не просто рассудочного анализа. Когда мы молимся — мы ведь не читаем объяснений встреченного непонятного нам слова (а если кинемся читать — молитва наша будет разрушена); объяснения мы читаем вне правила. Но читаем мы их для того, чтобы знание, почерпнутое из книги, вошло в плоть, в душу нашей молитвы. Как этого достигнуть? Путь к этому найден еще великими молитвенниками древности, он и предлагается на первых страницах книги, а весь ее состав, все построение направлены на то, чтобы позволить беспрепятственно двигаться этим путем.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kak-nauchit...

Глава II О порядках при общественном богослужении (1–15). 1Тим.2:1 .  Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, В первой главе апостол поставил в обязанность Тимофею, как доброму воину Христову, распространение здравого учения евангельского. Но не один Тимофей обязан заботиться об утверждении Евангелия, а и вся христианская община. Во всей своей жизни она должна пролагать пути к распространению Евангелия, и прежде всего она должна иметь это в виду при совершении общественного богослужения. Что здесь речь идет именно об общественном богослужении – это видно из того, что участниками или совершителями богослужения здесь представляются одни мужчины ( 1Тим.2:8 .) Таким образом, вторая глава имеет тесную связь с наставлениями, содержащимися в первой главе и поэтому апостол начинает свою речь выражением: « итак – Прежде всего» – т. е. из всех увещаний, с какими хочет обратиться к Тимофею апостол, он на первом месте считает нужным поставить увещание о надлежащем совершении общественных молитв. « Молитвы» – ( δεσεις) – это просьба вообще. « Прошения» ( προσευχς) – всякая молитва и просительная, и благодарственная, даже обет. « Моления» ( ντεξεις) – просьба по отдельному какому-либо случаю. « Благодарения» ( ευχαριστας) – молитвы благодарственные, в противоположность всем молитвам, обозначенным тремя предыдущими выражениями. Чтобы разъяснить смысл всех этих наименований, возьмем во внимание молитву Господню. Вся она может быть названа « молитвою» ( προσευχ), но в ней находятся отдельные прошения ( δεσεις). Как скоро эти прошения обращены на отдельные предметы, получается заступление ( ντεξεις – по-русски неточно: « моление»). « Благодарение» же представляет собою, например, славословие, находящееся в конце молитвы Господней. 1Тим.2:2 .  за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, « Дабы проводить нам жизнь тихую»… Это является не целью молитвымолитва совершается, собственно, о спасении царей и начальников, в этом именно ее прямая цель, – а результатом, плодом такой молитвы. Но во всяком случае апостол не запрещает христианам иметь в виду при совершении означенной молитвы и такой благоприятный результат ее для них самих. И пятая заповедь требует почитания родителей между прочим и ввиду того, что от этого будет польза самому почитающему: « да благо тебе будет» (ср. 1Пет 3:9 ). « Во всяком благочестии и чистоте». Христиане должны не только достигать жизни тихой, спокойной, но и стремиться к тому, чтобы жизнь их была благочестивая и достойная их высокого звания (чистота – в достоинстве, с достоинством – σεμντης).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» Прошение и молитва для благодарственного молебна по случаю успешного совершения хирургической операции В Избранное Текст прошения и молитвы утвержден к общецерковному богослужебному употреблению решением Священного Синода от 24 марта 2022 года (журнал На мирной ектении: Миром Господу помолимся. В мире Господу помолимся. О еже милостивно нынешнее благодарение и мольбу нас, недостойных рабов Своих в пренебесный Свой жертвенник прияти и благоутробно помиловати нас, Господу помолимся. О том, чтобы нынешнее благодарение и мольба нас, недостойных рабов Его были милостиво приняты Им на превысший небес Его жертвенник, а мы благосклонно помилованы Им, Господу помолимся. О еже не возгнушатися благодарением нашим, во смирении сердца приносимем, о исцелении посредством хирургического врачевания тяжко болящаго раба Своего (болящия рабы Своея) ( имярек ), Господу помолимся. О том, чтобы не погнушался Он благодарением нашим, которое мы во смирении сердца приносим за исцеление путём хирургического врачевания тяжело болящего раба Его (болящей рабы Его) (имя), Господу помолимся. О еже ныне услышати глас моления нас, недостойных рабов Своих, и благодатию Своею неотменно споспешествовати врачем, в трудех добротворных подвизающимся, Господу помолимся. О том, чтобы и ныне услышал Он глас моления нас, недостойных рабов Его, и благодатью Его непременно помогал врачам, устремлённым делать добрые дела, Господу помолимся. О избавитися нам от всякия скорби: Об избавлении нас от всякой скорби: Заступи, спаси, помилуй: Защити, спаси, помилуй: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. Возглас: Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну, и Святому Духу ныне, и присно, и во веки веков.

http://azbyka.ru/molitvoslov/proshenie-i...

Содержание 1. Предварительные замечания Согласно современным официальным изданиям Служебника, непосредственно перед принятием Св. Тела священнослужители должны читать молитву Врю, гди, и исповдю, ко ты воистин хртосъ, снъ бга живаг:, тропарь Вечери твое тайны днесь: и краткую молитву Да не въ сдъ ил во бдетъ мн на практике указанные три молитвословия также читаются во всеуслышание непосредственно перед причащением мирян. Однако в древнейших рукописях византийского Евхология не только эти, но и вообще какие-либо подобные молитвословия непосредственно во время причащения отсутствуют – в этих рукописях причащение обрамляется молитвой перед «Отче наш», которая посвящена молению о достойном принятии Св. Таин, и благодарственной молитвой после причащения, которая читается во время благодарственной ектении в конце литургии 1 (каждая из молитв хорошо известна и доныне входит в состав чинопоследования литургии), но непосредственный момент причащения отмечен лишь краткой рубрикой. Как показал Р. Тафт в своей статье «Byzantine Communion Rites II: Later Formulas and Rubrics in the Ritual of Clergy Communion» 2 , в рамках византийской богослужебной традиции те или иные молитвословия, предназначенные для чтения непосредственно перед принятием Св. Таин, во время принятия и сразу после него, впервые появляются не в Евхологиях, а в различных сборниках для частного использования 3 . Около X в. некоторые из этих молитвословий начали проникать в Евхологии, причём поначалу только на периферии византийского мира (среди греков Южной Италии, Палестины) – центральная константинопольская традиция дольше сопротивлялась проникновению заимствованных элементов в официальный литургийный формуляр 4 . В позднейших греческих Евхологиях, происходящих из «византийской литургической провинции», встречается большой спектр подобных молитвословии (Р. Тафт насчитывает 28 различных единиц), но строгие константинопольские формуляры литургии приняли в свой состав лишь небольшое число таких молитв (в том числе те, с указания на которые и началась настоящая статья), причём далеко не сразу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Наследница древней агапы 29.11.2007 389 Время на чтение 10 минут Для Грузин сохранение виноделия приравнивается к сохранению верности христианству. Грузинская культура и вино неразделимы. Слова " тамада " и " алаверды " у всех на слуху, но мало кто знает, что грузинское застолье - это форма совместной молитвы. Вместе с грузинами возносили молитвы наши корреспонденты Анна ПАЛЬЧЕВА и Евгений ГЛОБЕНКО. За одним столом с царем Традиционное грузинское застолье - супра, как его здесь называют, - это продолжение молитвы. По сути супра - наследница древней агапы, когда верующие после богослужения собирались на общую трапезу. Поэтому каждый тост на супре - это предложение помолиться. О здравии ближних, об умерших, о матерях и т. д. Начинается супра с того, что старейший человек за столом выбирает тамаду. Он предлагает в качестве тамады человека всем известного и уважаемого. Нет такого грузина, который в своей жизни ни разу не был бы тамадой. Хотя бы среди друзей. Происходящее далее зависит от того, в каком регионе Грузии вы находитесь. На западе супра - это театральное действо. Человек, которому предложили стать тамадой, по этикету должен сначала отказаться, сказав, что он недостоин. Его принято уговаривать. В Восточной Грузии жеманиться не принято. И если, не дай Бог, перепутать традиции и не уловить настрой стола, тамадой могут выбрать другого. Такие случаи бывали даже с признанными тамадами. Часто на больших праздниках случается, что тамада известен заранее. Например, на свадьбе. Тамада должен знать всех приглашенных со стороны жениха и невесты, чтобы показать свое уважение к каждому из собравшихся. Поэтому тамаде приходится готовиться заранее, заучивая наизусть имена, продумывая тосты. Итак, старший, подняв бокал, благословляет тамаду и тут же просит собравшихся выпить за своего избранника. Тамада встает и произносит ответный тост - так называемый самадлобели, благодарственный тост от тостуемого. Какой бы вы думали? Он говорит: " Дидеба Упалс! " - " Слава Господу! " . Так и только так открывается супра.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Предварительные сведения. Амвросий, знатный и богатый уроженец Александрии, сам любивший учение и покровительствовавший ученым, исправлявший при императорском дворе значительные и высокие должности и разные от него поручения, имел большое влияние на писательскую деятельность учителя Церкви Оригена . Обязанный Оригену и самым обращением своим в христианство , он доставлял своему духовному отцу и верному до самой смерти другу не только богатые материальные средства для издания его ученых трудов, но постоянно он и поводы давал и побуждал своего учителя к писанию различных сочинений. Такому же побуждению и требованию со стороны Амвросия обязано своим происхождением и творение Оригена « περ εχς» «О молитве». К какому времени относится написание Оригеном сего творения, в точности это определить нет способов; во всяком случае, оно писано было не в Александрии, следовательно, написано не ранее 231 г. по Р. Хр. А) Содержание этого, бесспорно подлинного, богатого мыслями, а по форме развитого строго логически, творения Оригена , вкратце можно передать в таких чертах. Вступление. Многое человеку, если он будет опираться только на свои естественные силы, невозможно; но, при содействии благодати Божией и невозможное делается для него возможным. (§ 1). Это же самое нужно сказать и о правом роде и образе молитвы и о написании такого рассуждения о сем, которое соответствовало бы достоинству предмета (§ 2). Б) Первая часть творения. После обстоятельного разбора, что значит слово «молитва» (§§ 3 и 4), производятся возражения некоторых псевдо-спиритуалистов и предестинациан того времени против полезности и необходимости молитвы (§ 5) и дельно опровергаются (§§ 6 и 7). После этого излагаются мысли о том, как должно приготовляться к молитве; какой образ мыслей и расположений должен быть признаваем правым при молитве; это: предварительное прощение всех обид, страх Божий и вера (§§ 8–10). При соблюдении этих условий, говорит Ориген , наша молитва тем легче может быть услышана, что вместе с нами и за нас тогда молятся и Христос, и ангелы, и святые, в особенности же наш св. ангел-хранитель (§§ 10 и 11). Далее излагается, как часто следует молиться (§ 12); как необходима молитва и как она полезна; каких земных и сверхъестественных благ участниками мы делаемся через молитву (§ 13). Еще далее излагаются четыре рода молитвы, а именно: молитва просительная, молитва смиренного преклонения перед Божеством, ходатайственная и благодарственная (§ 14); при этом излагается, что обожение, благоговейное поклонение должно быть воздаваемо единому Богу Отцу (§ 15). Наконец, в выражениях теплых и убедительных, рекомендуется просить Бога преимущественно о сверхъестественных дарах и благах духовных потому, что блага и дары земные и телесные по сравнению с теми гораздо меньшую имеют ценность и по мере нужды сами собою подаются Богом (§§ 16 и 17).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/o-molit...

2-я часть вечерни Дальнейшее последование вечерни, как сказано, более молитвенного, чем хвалебного содержания. Эта вторая и главная часть вечерни имеет много общего с литургией: те же (а на праздничной, древнейшей, вечерне и в том же порядке) ектении; в древней вечерне и утрене сходство это увеличивалось еще присутствием молитв за оглашенных, просвещаемых, кающихся и т. п. У вечерни сходство это еще более, чем в утрене: конец вечерни – Ныне отпущаеши, Трисвятое и тропарь – вполне совпадает с концом литургии, концом, который, впрочем, совершается священником уже про себя, после благодарственных за причащение молитв. Итак, вторая часть вечерни, как и конец утрени 2259 , – это, собственно, литургия без Даров, но не лишенная вполне молитвенной благодати настоящей литургии, так как священник здесь (после входа) приступает к тому же престолу благодати. И заключает она молитвы уже об одних верных. Сугубая ектения Ее содержание Начинается эта часть вечерни (как и утрени) с одного из самых усердных, какие знает устав, молений, называемого в просторечии сугубой ектенией 2260 , а в богослужебных книгах «прилежным молением» ( εκτενς δησις) 2261 . Вознесенные до сих пор короткие молитвы на нескольких ектениях в 12 (считая с возгласом) прошениях настоящей ектении возвышаются в своей силе: верующие приглашаются вознести их от всей души и всего помышления и начинают моление свое прошением об услышании и помиловании вообще. Сугубая ектения – это молитва об одних верных, как и определяет ее содержание св. Симеон Солунский : «о верных царях, о местном иерархе, о предстоятеле монастыря, о попечителях храма, о предстоящих православных и повсюду верных» 2262 . С особенною раздельностью ектения молится о царе, именно о 10 нуждах его: о силе власти его («державе», κρτους), победе (в сражениях), долголетии («пребывании», διαμονς), мире, здравии, спасении (вечном), еще большем («наипаче», επιπλον) содействии («пособити», συνεργσαι) Божием ему и полном успехе («поспешити», κατευοδσοα) 2263 во всем, совершенном («под нозе») покорении ему врагов внутренних ( χθρν) и внешних («супостата» πολμιον); затем отдельное прошение за царицу и отдельное о наследнике и царствующем доме (без соединения первого с прошением о царе, а второго с прошением о палате и воинстве, как на великой ектении), о духовной власти (Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Глава XIII. Молитвы по святом причащении Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Молитва благодарственная первая Благодарю Тя, Господи Боже мой, яко не отринул мя еси грешнаго, но общника мя быти святынь Твоих сподобил еси. Благодарю Тя, яко мене недостойнаго, причаститися пречистых Твоих и небесных Даров сподобил еси. Но Владыко Человеколюбче, нас ради умерый же и воскресый, и даровавый нам страшная сия и животворящая Таинства, во благодеяние и освящение душ и телес наших, даждь быти сим и мне во исцеление души же и тела, во отгнание всякаго сопротивнаго, в просвещение очию сердца моего, в мир душевных моих сил, в веру непостыдну, в любовь нелицемерну, во исполнение премудрости, в соблюдение заповедей Твоих, в приложение Божественныя Твоея благодати, и Твоего Царствия присвоение, да во святыни 440 Твоей теми сохраняемь, Твою благодать поминаю всегда, и не ктому себе живу, но Тебе, нашему Владыце и Благодетелю; и тако сего жития изшед о надежди живота вечнаго, в присносущный достигну покой, идеже празднующих глас непрестанный, и безконечная сладость зрящих Твоего лица доброту неизреченную. Ты бо еси истинное желание 441 и неизреченное веселие любящих Тя, Христе Боже наш, и Тя поет вся тварь во веки. Аминь. Благодарю Тебя, Господи, Боже мой, что Ты не отверг меня грешника, но сподобил приобщиться Твоих Святынь. Благодарю Тебя, что Ты сподобил меня, недостойного, причаститься пречистых небесных Даров Твоих. Но, Владыка-Человеколюбец, умерший за нас и воскресший и даровавший нам эти страшные оживляющие Тайны в благодеяние и освящение душ и тел наших, дай, чтобы они были и мне в исцеление души и тела, в отражение всякого врага, в просвещение очей сердца моего, в мир моих душевных сил, в веру твердую, в любовь нелицемерную, в наполнение мудростью, в соблюдение заповедей Твоих, в умножение божественной Твоей благодати и в приобретение Царства Твоего; чтобы, будучи сохраняем ими в чистоте перед Тобою, я всегда помнил милость Твою и жил уже не для себя, а для Тебя, нашего Владыки и Благодетеля, и таким образом, ушедши из здешней жизни в надежде на жизнь вечную, я приду в место вечного покоя, где не умолкают голоса торжествующих и где бесконечна радость взирающих на несказанную красоту лица Твоего. Ибо Ты – истинная цель стремления и неизъяснимая радость любящих Тебя, Христе Боже наш, и Тебя воспевает все творение во веки. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

Двадцать седьмой день. Поучение 1-е. Св. муч. Каллистрат. (Уроки из его жизни: а) увещание совершать ночные молитвы и б) любить Господа превыше всего). I. Св. Каллистрат, память коего празднуется ныне, имел дедом своим некоего воина, по имени Неокора, который служил при Понтийском Пилате и был свидетелем страдания и смерти Спасителя. Неокор видел чудеса, сопровождавшие смерть и воскресение Спасителя, уверовал в Него и был крещен апостолами. Возвратившись в родной город Карфаген, Неокор рассказывал всем о Христе, как очевидец, и утвердил в семье своей веру Христову. Подражая деду и отцу своему, Каллистрат учил вере Христовой своих сотоварищей воинов и передавал им то, что унаследовал от отца и деда. Но такая деятельность не могла укрыться от язычников, тем более, что она сопровождалась благочестивою жизнию. На св. Каллистрата было донесено, «что он проводит ночи в молитве, при которой с любовию воспоминает имя Христа Спасителя», за Которого он с радостью всегда был готов пострадать. Он был призван к допросу, на котором, непоколебимо исповедав себя христианином, пострадал вместе с 49 другими воинами. Каллистрата предали жестоким мучениям и он был посечен мечем на мелкие части. Это было в царствование Диоклитиана. II. Братие-христиане! Поревнуем благочестивой жизни св. муч. Каллистрата. а) По примеру св. мученика Каллистрата, который любил проводить ночи в молитве, обращенной к Господу нашему И. Христу, что и было причиною его мученических страданий и смерти, и мы отдадим часть ночи, даже хоть несколько минут ночного сна на молитву. Среди окружающей тишины и безмолвия, когда ничто нас не развлекает, когда суета дня оставляет нас на несколько часов в покое, когда так легко заглянуть в глубь своей души, станем по пробуждении хоть на несколько мянут на молитву и вознесем свои благодарственныя, хвалебныя, просительные и покаянные молитвы к нашему небесному Отцу, Который, как Дух вездесущий и всеведущий, с высоты Своего престола милостиво услышит молитву рабов Своих, к Нему обращающихся с верою, надеждою и любовию.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕЙР-БАЛАЙЗЫ ПАПИРУС Дейр-Балайзы папирус [Deir-Balaizah Papyrus; в рус. литературе встречается устаревная форма: Дейр-Бализе], фрагменты литургической рукописи VI-VII вв. (Bodl. MS. Gr. liturg. c. 3 (P), d. 4 (P)), найденные У. Флиндерсом Питри в разрушенном мон-ре близ г. Асьюта (В. Египет), которые являются ценным источником по истории александрийского богослужения и христ. литургике в целом (также известен и др. литургический папирус из Дейр-Балайзы, содержащий фрагменты неких молитв, см.: van Haelst. 1976. N 738). Рукопись представляет собой 3 папирусных листа плохой сохранности размером примерно 26,5×17,5 см, происходящие из кодекса, вероятно являвшегося полным Евхологием . Написана по-гречески унциалом копт. типа и хранилась в мон-ре св. Аполлоса в Египте (Ibid. N 737). Содержит 2 молитвы (Fol. 1r - 1v, 2-я, вероятно, на лобзание мира), фрагменты анафоры (Fol. 1v - 2v), благодарственной молитвы после причащения (?; Fol. 3r) и Символа веры (Fol. 3v). 1-е издание Д.-Б. п. было подготовлено П. де Пунье ( Puniet. Fragments. 1909; см. также idem. Le nouveau. 1909), оно воспроизводилось в ряде работ 1-й пол. XX в. (в т. ч. с важными исправлениями в кн.: Schermann. 1912). Новое, существенно уточненное издание подготовили К. Робертс и Б. Капелль ( Roberts, Capelle. 1949), оно до наст. времени остается наиболее авторитетным. Свою реконструкцию Д.-Б. п. предложил Й. Хаммерштедт ( Hammerstaedt. 1999. S. 171-186). В Д.-Б. п. наибольший интерес представляет анафора, относящаяся к александрийскому типу. На рус. язык она переводилась в 40-х гг. XX в. ( Киприан (Керн). 1947. С. 93-96; перевод по изд. де Пунье) и в нач. XXI в. ( Желтов. 2003. С. 310-312; перевод по изд. Робертса и Капелля с учетом реконструкции Хаммерштедта). По свидетельству Робертса и Капелля, в XX в. эта анафора была одним из наиболее часто изучаемых литургических текстов христ. Египта ( Roberts, Capelle. 1949. P. 7). Она восходит к тому же источнику (или источникам), что и анафора из Серапиона Евхология : обе буквально совпадают друг с другом в Pre-Sancmus, Sanctus и Epiclesis I (в последнем случае следует говорить о совпадении начальной части Epiclesis I анафоры из Д.-Б. п. со 2-й фразой Epiclesis I анафоры из Евхология Серапиона), т. е. в тех частях, где анафора из Евхология Серапиона близка к анафоре литургии ап. Марка (главной александрийской анафоре). Но в первых 2 анафорах сохранилась такая архаическая черта, как указание на то, что серафимы, упоминаемые в рассказе о небесной литургии в Sanctus, закрывают «лик» (а не «свои лица», как в анафоре литургии ап. Марка - см.: Johnson. 1995. P. 205-206) - предположительно Божий. В обеих анафорах присутствует моление о собрании Церкви воедино, текстуально восходящее к 9-й гл. «Дидахе» (в анафоре из Евхология Серапиона оно отнесено только к хлебу; в анафоре Д.-Б. п.- и к хлебу и к чаше).

http://pravenc.ru/text/171601.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010