Псалом 64 Пс.64:1 . В конец, псалом песни Давиду, песнь Иеремиева и Иезекиилева, людий преселения, егда хотяху исходити. НАДПИСАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ Надпись показывает, что сей псалом сочинен Давидом о исходе народа Израильскаго из плена, но приписывается Иеремии и Иезекиилю не потому, аки бы сии Пророки сочинили его в то время, когда Израильтяне выходили из Вавилона. Ибо пророк Иеремиа никогда не был в Вавилоне (смотри Иер. 39:11 и след.), и без сомнения в живых уже не находился, когда скончавалося время пленения. Известно также, что и пророк Иезекииль прежде возвращения народа из плена скончался, как свидетельствует святый Епифаний в житии пророка Иезекииля. Итак, приписывается псалом сей Иеремии и Иезекиилю того ради, понеже оба сии Пророка были предвозвестниками о возвращении народа Израильскаго из Вавилона во Иерусалим. На сем основании, многие толкуют псалом сей о возвращении сынов Израилевых из плена во отечество, и полагают в числе благодарственных за оказанныя к народу Израильскому благодеяния. В смысле духовном, описывается здесь отеческая Божия любовь к церкви, и оттуду ниспосылаемое на всю землю благословение. Пс.64:2 . Тебе подобает песнь, Боже, в Сионе, и тебе воздастся молитва во Иерусалиме. Пророк в лице народа Божия начинает псалом от такого начала, из котораго выводит, что народ Израильский имеет весьма справедливую причину желать возвращения во отечество. Чего ради? Понеже де имеет долг хвалить Бога, и приносить молитвы Ему во Иерусалиме. Аки бы сказал: ежели де всякому благу подобает похвала, то кольми паче Благу верховному, каков есть Бог, но сия похвала должна воздаваема быть там, где хвалимое благо ведомо есть. Бог же не в Вавилоне ведом есть, но во Иерусалиме: сего ради тамо и хвалим быть долженствует. Равным образом и молитвы и жертвы там приносить должно, где обретается храм и олтарь: а храм Божий и олтарь во Иерусалиме есть, убо во Иерусалиме надлежит народу Божию приносить свои молитвы. Там прилично ему воспевать хвалы Твои, о Боже, идеже ведомо есть величество Твое, а не в земли чуждей, идеже восхваляются боги древяные и каменные, златые и сребряные. И паки, там прилично воздавать Тебе молитвы и благодарения, идеже ведомы суть благодеяния Твои, идеже есть храм и олтарь посвященный имени Твоему, а не в Вавилоне, где и благодеяния Твои неизвестны, и храмов нет, ни олтарей, и где почитаются одни токмо идолы и беси; ибо вси бози язык бесове суть ( Пс. 95:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Святитель Григорий Палама и молитва Во второе воскресенье Великого поста Церковь вспоминает святителя Григория Паламу. Он был защитником традиции исихазма (исихия — молчания), внутренней молитвы и сторонником мнения, что человек может духовными очами увидеть Бога. Не дерзая на такую духовную высоту, мы решили поговорить о молитве в жизни современного жителя мегаполиса. Опираться при этом мы будем на труды святителя Феофана Затворника и митр. Антония Сурожского. Что такое молитва? Молитва — это сердечное общение с Богом. Если угодно — разговор. Общение — это не только слова. Оно включает в себя и мысли, и чувства и предполагает обмен ими. Если человек говорит одно, а мысли и чувства его где-то далеко — полноценного общения не получится. Не получится его и в случае сосредоточенности исключительно на себе, а не на собеседнике. Не будет его и в случае невнимательного отношения к собеседнику и размышления о своих проблемах или возможных возражениях. Всё это верно не только для общения людей друг с другом, но и для молитвы. Подготовка к молитве Во время молитвы, чтобы она стала подлинным общением с Богом, надо сосредоточиться на Нем. На это направлены советы в молитвослове постоять молча, пока все мысли и чувства не улягутся и не появится сознание Божьего Присутствия. Святитель Феофан Затворник говорит, что молитва заключается в первую очередь не в словах, а в чувствах к Богу: благоговении, смирении, благодарности, преданности в Его волю. Цель молитвы — оказаться в присутствии Божием, «ходить перед Богом». Молитвенное чтение Писания Молитва - это разговор. И начат он не нами, а Богом. Бог обращается к нам через Свое Откровение, записанное в Священном Писании. Чтение Священного Писания - это разговор с Богом. Т.е. - молитва. И к нему надо готовиться так же, как и к молитве - отвести на это время, сосредоточиться и быть внимательным к тому, что Бог хочет сказать. Стараться услышать Его, а не собственные мысли. А дальше можно уже размышлять над этим. Требует ли сказанное чего-то от нас? К чему это нас побуждает (может быть, к благодарственной или покаянной молитве?). Как я сам отношусь к сказанному — вызывает оно у меня принятие или протест? Митрополит Антоний Сурожский советует обращать особое внимание на то в Писании, от чего наше сердце горит — и именно в соответствии с этим в первую очередь жить.

http://predanie.ru/velikijpost/kak-molit...

В мире молитвы Молитва наедине и с Церковью Бог с нами всюду. На каждом месте владычество Его. Им мы живем, движимся и существуем. «Близ еси Ты, Господи» (Пс. 118:151). Если бы мы не были рассеяны вниманием, сознание вездеприсутствия Божия было бы в нас постоянно, где бы мы не находились. Всегда с Богом значит всегда в молитве. Так и заповедано нам. «Говорил же притчу к ним, что подобает всегда молиться и не унывать» , повествует евангелист о наставлениях Господа Своим ученикам (Лк.18:1). «Непрестанно молитесь» , заповедует апостол Павел (1Сол.5:17). В такой почти непрестанной молитве и возношении к Богу (прерываемых иногда лишь по необходимости) жили святые подвижники, и может быть и теперь живут очень немногочисленные Божии люди. В древности существовали так называемые монастыри неусыпающих, в которых богослужение, совершаемое сменами иноков или инокинь, ни на час не прекращалось. Нас рассеивают заботы дня. Широкий мир живет своей жизнью, беспокойной, полной земных интересов, суетливой, захватывая и нас. Житейские привязанности и необходимый труд поглощают внимание большинства. Нужно отрешиться от мира и суеты дня хоть на короткое время, чтобы сосредоточить свою мысль о Боге и вознестись к Нему умом и сердцем в молитве. На языке Церкви это называется «войти в клеть свою» , в клеть своей души по словам Спасителя: «Ты же, когда молишься, войди в клеть свою и, затворив двери за собой, помолись Отцу своему, Который в тайне» (Мф.6:6). Каждому из нас необходима своя личная молитва, частная, домашняя. Такой может быть и обычно бывает молитва утренняя и молитва вечерняя: утренняя — благодарственная, хвалебная, просительная; вечерняя: — покаянная и напутственная ко сну. Но кроме личной, молитва человека жаждет молитвы общей с другими людьми, участия в общественном богослужении. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди их» , сказал Господь (Мф.18:20). Он молился Своему Отцу: «Да будут едины,... как Мы есть едины» (Ин.17:21). Наше единство достигается прославлением Бога едиными устами и единым сердцем. «Прославлю Тебя в собрании великом, среди народа многочисленного восхвалю Тебя» , молился ветхозаветный псалмопевец (Пс.34:18, 21:26); его слова воспроизводит и христианская Церковь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3674...

ЛИТУРГИЯ по чину святых Иоанна Златоуста и Василия Великого Литургия условно разделяется на три части: проскомидию, литургию оглашенных и литургию верных. Совершению проскомидии предшествуют входные молитвы и облачение священнослужителей. Входные молитвы Перед началом литургии, утром в назначенное время священнослужители, подготовившиеся накануне к совершению Божественной литургии, приходят в храм и, став пред царскими вратами, трижды осеняют себя крестным знамением, совершая три поклона, и читают входные, то есть приготовительные к совершению литургии, молитвы (стоя с покрытой головой, в скуфье или камилавке,– до чтения тропаря «Пречистому Твоему образу...»). [По сложившейся практике приготовившийся литургисать священнослужитель входит в алтарь, совершает по Уставу два земных или поясных поклона пред престолом, целует его, совершает третий поклон, возлагает на себя епитрахиль, снимает покрывало с престола и северной дверью выходит из алтаря на солею для совершения входных молитв. Если совершают литургию несколько священнослужителей, то старший надевает епитрахиль, остальные – в рясах.] Диакон: Благослови, владыко. Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Диакон: Аминь. Царю Небесный... Трисвятое по «Отче наш». Священник: Яко Твое есть Царство... Диакон: Аминь. Далее оба читают: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, всякаго бо ответа недоумéюще, сию Ти молитву, яко Владыце, грешнии приносим: помилуй нас. Слава: Господи, помилуй нас, на Тя бо уповáхом, не прогневайся на ны зело, нижé помяни беззаконий наших, но призри и ныне, яко Благоутробен, и избави ны от враг наших. Ты бо еси Бог наш, и мы – людие Твои, вси – делá руку Твоею, и имя Твое призываем. И ныне: Милосердия двéри отвéрзи нам, Благословенная Богородице, надéющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед, Ты бо еси спасение рода христианскаго. Потом, подойдя к иконе Христа Спасителя, молятся, читая тропарь: Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избáвиши, яже создáл еси, от работы врáжия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришéдый спасти мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Молебен 6 апреля, 2012 Содержание статьи Молебен В трудные времена или, наоборот, в то время, когда благодарить Бога легко, люди заказывают молебен. Молебен — это особое богослужение. Верующие вместе просят о ниспослании милости, славят Господа, благодарят. От простой молитвы молебен отличает то, что он обычно касается какого-то определенного дела или начинания. В Русской Православной Церкви молебны называют «требами» — то есть потребностью обратиться к Богу, Богородице, святым с просьбой или благодарением. Помимо келейной, домашней молитвы, верующим важно собираться вместе для молитвы именно в храме, чтобы явить друг другу христианскую любовь, преодолеть обиды и ссоры, если они были. Незримо, рядом с теми, кто молятся, присутствуют святые, к которым обращаются молящиеся, среди святых сложно сохранять вражду. преодолевают взаимные обиды, если они были. Призываемые святые невидимо становятся рядом с молящимися. Божия благодать снисходит на тех, кто искренне молится, а такая молитва угодна Богу. Молебен иногда называют «молитвой о малом», потому что молебен обычно — прошение или благодарение о чем-то конкретном. Читайте также — Молебен на Васильевском перед Иверской — ЛИЦА (ФОТО, ВИДЕО) Какие бывают молебны Один молебен может отличаться от другого по назначению: Также молебны бывают: Простой молебен совершается в честь святых. Обязательная часть такого богослужения: в честь Богородицы и святого и произносится ектения -серия прошений с припевом «Господи, помилуй». На ектении поминаются имена заказавших молебен и их сродников (родственников). Затем читается молитва святому. Простой молебен можно заказать в день именин или за болящего. Молебен с акафистом чаще служится перед чудотворными или чтимыми иконами, в дни празднования великих святых. Обычно служение проводится еженедельно, в определенное время, точное расписание лучше узнать в храме или монастыре, куда вы собираетесь пойти помолиться. Благодарственные общецерковные молебны служат по большим праздникам. Но и верующий может заказать благодарственный молебен Господу по своему желанию.

http://pravmir.ru/moleben/

поиск:   разделы   рассылка Иеромонах Никодим (Шматько) Учить на крепкой основе православных традиций Источник:  Православие.Ru Православная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского – единственная православная гимназия в Сергиевом Посаде и одна из крупнейших в России по числу учеников. Учредителями гимназии являются Троице-Сергиева лавра, Московская духовная академия и администрация Сергиево-Посадского района. В 2008 году гимназия отметила свой десятилетний юбилей. За это время она достигла определенных успехов в образовательной деятельности. Это и передовые позиции в рейтингах школ, и победы на международных и всероссийских олимпиадах. Среди выпускников гимназии – золотые медалисты, стипендиаты губернатора, студенты престижных вузов. О радостях и трудностях, которыми гимназия живет сегодня, беседа с иеромонахом Никодимом (Шматько), духовником гимназии,проректором Высших богословских курсов при МДА. Иеромонах Никодим (Шматько) Иеромонах Никодим (Шматько) – Отец Никодим, вы являетесь духовным руководителем православной гимназии. Объясните, чем различается учебно-воспитательный процесс в гимназии и обычной школе. – Воспитание предполагает питание благодатью Духа Святого. А если более конкретно, то отличается сам процесс организации обучения учащихся. Например, 1 сентября весь состав гимназии, а это более 600 человек, был на молитве у раки преподобного Сергия Радонежского в лавре перед началом учебного года. И завершается учебный год благодарственным молебном в стенах гимназии. Каждый день в гимназии начинается с молитвы. Мы собираемся в нашем храме, где прочитываем утренние молитвы, во время которых желающие могут исповедоваться. После молитвы начинаются занятия. Начало и конец урока учащиеся тоже обозначают краткой молитвой: " Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа " . Если в этот день есть какой-либо праздник, то перед началом уроков может быть спет тропарь праздника. Один раз в месяц, как правило, в день какого-то праздника, до занятий совершается общая гимназическая литургия, на которой сами учащиеся поют, читают и несут послушание пономаря, а преподаватели и остальная часть учащихся молятся.

http://religare.ru/2_69050.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 57  голосов:  4.2 из  5) Дивная кончина христианского отрока В городе Твери отцем диаконом Николаем Орловым рассказан следующий случай: в сентябре 1860 года были тяжело больны скарлатиной дети тверского мещанина Сергея Павловича Блинова. 15-го числа умер от этого маленький сын его Арсений, одного года; потом, через неделю, умерла дочь Мария, трех лет; наконец, дня через три, 25 сентября, стал умирать и двенадцатилетний сын его Николай. Нужно заметить, что этот сын был старший в семействе и очень полезный помощник отцу в его торговых занятиях, а главное – с быстрым умом не по летам он соединял доброту сердца, искреннюю любовь и нежность к родителям, сестрам и братьям и привлекательную сладкоречивость и почтительность в обращении со всеми посторонними, особенно старшими по возрасту. За это особенно любили его все: и родители, и родные, и знакомые. Очень горько было отцу и матери видеть своего дорогого сына при последних минутах жизни; но они, сколько возможно, скрывали от умирающего горькие свои слезы и усердно молили Господа за жизнь его. По его желанию поскорее исповедаться и приобщиться Святых Тайн призван был священник. При его приходе больной встал с постели и, стоя на ногах, со всем чистосердечием и умилением исповедался и потом внимательно слушал краткие молитвы перед приобщением и усердно молился. Когда священник велел ему повторять за собой: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистинну Христос, Сын Бога живаго…» и «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…», тогда больной, осенив себя крестным знамением и воодушевившись, произнес эти молитвы с таким жаром любви и веры в Сына Божия Иисуса Христа, с таким сильным желанием вечной жизни и единения с Богом, что удивил священника. По принятии Святых Тайн, он с глубоким чувством благодарности обратился к иконе Спасителя и сказал: «Слава Тебе, Боже. Слава Тебе!». После благодарственной причастной молитвы священник пожелал ему здравия души и тела и сказал: «Многие больные, принимающие Святые Тайны с верою, скоро выздоравливают от своей болезни. И ты теперь по своей вере получишь здоровье. Дай Бог тебе выздороветь. Тебе надобно жить. Ты еще молод». Но юный избранник Божий, поблагодарив духовного отца за пожелание, сказал ему:

http://azbyka.ru/fiction/tajny-zagrobnog...

Утреня Утреня начинается чтением шести псалмов, или шестопсалмием, во время которого священник читает про себя утренние молитвы. После шестопсалмия произносится великая ектения, а затем поется: «Бог Господь и явися нам; благословен грядый во имя Господне». Этим напоминается нам явление Христа на проповедь спасения. Поется молитва празднику; читаются псалмы царя Давида (кафизмы). Открываются царские врата, и раздается пение молитв: «Хвалите имя Господне, хвалите, раби, Господа. Аллилуиа (т.е. хвалите Бога). Благословен Господь от Сиона (Гора в Иерусалиме), живый во Иерусалиме. Аллилуиа. Исповедайтеся Господеви (прославляйте Господа), яко благ, яко в век милость Его. Аллилуиа. Исповедайтеся Богу (славьте Бога) Небесному, яко в век милость Его. Аллилуиа. Во время пения этих стихов священник с кадилом, а диакон со свечей походят весь храм для каждения. Читается Евангелие, и в воскресную утреню выносится на середину храма для поклонения верующих. Певчие поют в это время песнь: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу. Единому безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве (кроме) Тебе иного не знаем, имя Твое именум (призываем). Приидите, вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо – (потому что) прииде крестом (через крест) радость всему миру, всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распитие бо претерпев, «смертию смерть разруши». Затем следует пение канонов или ряда песнопений в честь Господа, Его Пресвятой Матери и святых (Каноны состоят из девяти священных песней; некоторые из них взяты из ветхозаветных песнопений: например, первая песнь канона взята из торжественной песни евреев после перехода через Красное море (§ 30). Третья – из благодарственной песни Анны, матери Самуила (§ 37), шестая – из молитвы пророка Ионы, когда он был в рыбе (§ 52), седьмая и восьмая – из молитвы трех юношей и Вавилонской печи (§ 56), в том числе песни Богородицы: «Величит (прославляет) душа моя Господа – и возрадовася дух Иой Мой о Бозе Спасе моем» (§ 66) с прибавлением к каждой части песни: «Честнейшую Херувим»...

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

41. Совершение таинства: возбуждение к достойному предстоянию при совершении евхаристии: возгласы и ответы, предшествующие и сопровождающие евхаристическую молитву; возношение даров и освящение После пения символа веры диакон возглашает: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити». После этого диакон уходит в алтарь. Эти слова диакона означают то, что мы будем стоять хорошо, будем стоять со страхом. Будем внимательны, чтобы спокойно в мире принести святое возношение. После этого на клиросе поют: «Милость мира, жертву хваления»; этими словами обясняют что такое «святое возношение». Святое возношение – есть хвалебная и самая приятная жертва Богу. Она есть милость ближним, принесение бескровной жертвы и прославление Бога. После этого пения священник в алтаре обращается к народу и преподает ему благословение Св. Троицы такими словами: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святого Духа буди со всеми вами». На это благословение клир поет: «и со духом твоим», т.е.мы желаем того же и твоей душе. После этого священник возглашает: «Горе имеем сердца». Эти слова означают то, что мы должны обратить наши сердца от земли на небо к Богу. На это молящиеся отвечают: «Имамы ко Господу», т.е. мы уже обратили свои сердца к Господу. После Этого священник произносит: «Благ одарим Господа», т.е. принесем Господу благодарственные молитвы. В ответ на это на клиросе поют: «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней». Перевод. Достойно и праведно поклоняться Отцу и Сыну и Святому Духу Троице единосущной и нераздельной. Это время возвещается звоном для того, чтобы знали те, кто не в храме, о наступлении важных минут при совершении литургии. Священник во время этого пения молится и тайно читает первую часть благодарственной евхаристической молитвы. В этой молитве он прославляет Бога и благодарит Его за сотворение нас, за Его милости и за то, что Он принимает эту нашу службу, хотя Его окружают на небе и Ему всегда служат множество ангелов постоянно:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

8 мая в Синодальном зале Киевской Митрополии под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира состоялось очередное заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви. 8 мая в Синодальном зале Киевской Митрополии под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира состоялось очередное заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви. ЖУРНАЛ 24 На заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира — ПОСТАНОВИЛИ: 1. Вознести благодарственные молитвы Милосердному Богу за то, что Он услышал молитвы Церкви и поднял с одра болезни Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, который приступил к исполнению своих обязанностей. 2. В связи с тем, что Предстоятель Украинской Православной Церкви Его Блаженство, Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир приступил к выполнению своих обязанностей, приостановить действие постановления Священного Синода Украинской Православной Церкви, которые были приняты, исходя из ситуации, когда Митрополит Владимир не мог исполнять обязанности Предстоятеля УПЦ, а именно: 1) Журнал 73 от 23 декабря 2011 года (о временно председательствующем На заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви на период болезни Его Блаженства, Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира); 2) Журнал 74 от 23 декабря 2011 года (по управлению Киевской епархией, Свято-Успенской Киево-Печерской Лаврой, Киевскими Духовных Академии и Семинарии, ставропигиальных монастырях и монастырями Киевской епархии на период болезни Его Блаженства, Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира) ; 3) Журнал 75 от 23 декабря 2011 года (по проверке финансово-хозяйственной деятельности Киевской Митрополии Украинской Православной Церкви и Киевской епархии за 2011 год); 4) Журнал 6 от 26 января 2012 года (о временном управления Киевской епархией);

http://pravmir.ru/zhurnaly-zasedaniya-sv...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010