Закрыть itemscope itemtype="" > В защиту Святыни Союз Православных братств Украины провел молитвенный Крестный ход вокруг Киево-Печерской Лавры 09.10.2018 737 7 октября с.г. по призыву Священноначалия Украинс кой Православной Церкви (УПЦ) Союз Православных братств Украины (СПБУ) провел молитвенный Крестный ход вокруг Киево-Печерской Лавры. В нем приняли участие в основном православные активисты Киева. Как известно, в Православии Крестные молитвенные ходы верующих традиционно поводятся во время всяких напастей, бедствий и катастроф, которые угрожают православному народу, Церкви. В нынешнее время нашей Церкви реальные угрозы исходят, прежде всего, от раскольников и радикалов, которые уже заявляли, что после получения так наз. томаса от Константинопольской Церкви они вправе отобрать у УПЦ самые главные Православные Святыни – Киево-Печерскую и Почаевскую Лавры. Начался Крестный ход традиционно от Свято-Успенского собора Лавры. Верующие вышли через центральные врата Лавры и прошли по улице Лаврская, а затем спустились вдоль лаврской стены до нижнего входа у Антониевых и Феодосиевых источников. Здесь была сделана молитвенная остановка, во время которой были прочитаны молитвы в честь основателей Киево-Печерского монастыря – Святых преподобных Антония и Феодосия Печерских. Затем крестоходцы поднялись вдоль Лаврской стены до храма Спаса на Берестове и вышли на улицу Лаврская. Во время нынешнего Крестного хода произошло одно радостное для всех крестоходцев событие. В строй наконец-то после тяжелой травмы вернулась Людмила – участница многих предыдущих Крестных ходов. Людмила перенесла операцию по замене тазобедренного сустава после перелома шейки бедра в конце прошлого года. Она прошла вместе со всеми полный маршрут нынешнего Крестного хода без посторонней помощи и даже палочки. Людмила поблагодарила всех верующих, прежде всего, читателей и редакцию газеты «Мир» за помощь в организации сбора средств на операцию и последующую реабилитацию после нее. Завершился Крестный ход у главного входа в Лавру благодарственной молитвой. Председатель СПБУ В.Лукияник призвал всех православных принять участие в последующих Крестных ходах в защиту главных Православных Святынь нашей Церкви.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/10/09/v_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Забытый юбилей 260 лет со дня освящения первого православного храма Кенигсберга 16.09.2020 736 Время на чтение 17 минут 15 сентября 1760 года (4 сентября по ст.ст.) - в этот день прошло торжественное освящение в Кенигсберге первого православного храма во имя Воскресения Христова. Известно, что православная община была официально зарегистрирована в Кенигсберге ещё в 1656 году. В последующие годы власти города неоднократно подтверждали её права, определяли ей места для богослужений. Однако собственного здания храма у православных не было. Василию Квасовскому удалось построить только часовню. Первый православный храм в Кенигсберге был освящён во время Семилетней войны, когда Восточная Пруссия фактически стала на несколько лет российской губернией, а в Кенигсберге находился российский губернатор. Русская армия взяла Кенигсберг 22 января 1758 года. Её командующий генерал-аншеф Виллим Фермор сообщил императрице Елизавете Петровне: «Я за поздним временем не успел, всех благ подателю, должные благодарительные молитвы по вступлении моем сегодня принести, но отложить принужден до завтра, чего ради приказано удобную палату в шлосе очистить и церковь Божию в оной поставить, а генералитету, штаб и обер-офицерам для того завтра поутру у гаупт-квартиры собраться повестка учинена». Русская армия того времени была православной. В каждом полку по штату существовала полковая церковь и священник при ней. Он мог совершать для военнослужащих все необходимые богослужения. Такая полковая церковь и была поставлена в «удобной палате» в «шлосе» (орденском замке) Кенигсберга для совершения благодарственного молебна. После занятия Восточной Пруссии русская армия двинулась дальше, но в Кенигсберге был оставлен гарнизон С марта 1758 года в Кенигсберге стояли Азовский и Архангелогородский пехотные полки. Походные полковые церкви попеременно развёртывались в орденском замке и считались гарнизонной церковью. Довольно быстро Кенигсберг стал тыловым городом. При этом потребность в проведении в Кенигсберге постоянных богослужений постоянно увеличилась. В городе появилось довольно много русских чиновников и членов их семей. Число русских купцов из-за войны также увеличилось: они снабжали действующую армию всем необходимым, а коммуникации проходили через Восточную Пруссию. Между тем русская армия под командованием генерал-аншефа Фермора вела боевые действия против прусаков.

http://ruskline.ru/analitika/2020/09/16/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Каноны, канонада и кому надо 10.06.2011 946 Время на чтение 3 минуты «Ссылаясь на одни лишь «каноны», можно создать столь убийственную «канонаду», что приведет лишь к разорениям, если эти призывы углубляют рану раскола Тела Православной Церкви Христовой. Ибо такие призывы к «канонам» свидетельствуют о том, что утрачен основной дух Святых Канонов - любовь и мир в Духе Святом, созидание Церкви, а не продолжение раздоров и расколов без существенных причин, вопросы которых не стоили того, чтобы доводить до того, до чего, во всяком случае, не смело бы доходить...». Эти слова принадлежат бывшему владыке Захолмско-Герцеговинскому Афанасию (Евтичу). Трудно поспорить с этим. Если, конечно же, рассуждать не с т.зрения ревнителя не по разуму, окопавшегося в своем кабинете. Речь, понятное дело, идет не о синкретическом всесмешении или же вульгарной форме экуменизма, но о таких вопросах, как наши внутриправославные расколы. Вопрос границ Церкви не так однозначен, как может показаться ревностным «антимодернистам», борцам с «сергианством», гонителям старообрядчества, обличителям «карловчан» и многим другим. Каково нынче преподавателям семинарий, которые, в числе прочего, десятилетиями учили своих бурсаков совершенно партийному отношению к РПЦЗ? Проблема эта актуальна для всех православных народов, разделённых церковными расколами. Актуальна она и для сербов. Тот же самый владыка Афанасий, в бытность свою иеромонахом, церковно общался с македонскими церковнослужителями, несмотря на то, что Македонская церковь в расколе с СПЦ. «Что касается меня лично, я часто бываю в Македонии. Часто проезжаю через нее. Знаю множество молодых людей по всей Македонии, как священников, так и монахов. И мы дружим и церковно общаемся...». Мне, живущему в старообрядческом краю, такое отношение вполне понятно. У нас тоже негласно практикуется такой вот «экуменизм», когда обсуждаются книги о.Серафима (Роуза), лекции проф. А.И.Осипова, когда обсуждается тот, мягко говоря, мало объективный взгляд на трагедию семнадцатого века, взгляд, который поборники «школьного богословия» до сих пор преподносят в качестве безальтернативного. Во время совместных трапез мы тоже «вступаем в церковное общение», вознося соответствующие молитвы. Кстати, у старообрядцев формула благодарственных молитв отличается от привычной нам, поэтому порою случается так, что по окончании трапезы поминаются через запятую как Патриарх Кирилл, так и предстоятели двух старообрядческих церквей.

http://ruskline.ru/analitika/2011/06/11/...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Не зря все было " Страстная седмица 18.04.2006 401 Время на чтение 9 минут Дни Великой седмицы издревле посвящены Церковью каждый особому воспоминанию, и каждый называется Великим. В Богослужении Святая Церковь приглашает верующих сопутствовать Христу, распяться с Ним, умереть для жизненных наслаждений ради Него, чтобы пожить с Ним. Все страстные события умещаются в три дня: Великий Четверг, Великая Пятница и Великая Суббота, и есть один важный контекст трагических событий последних дней Господа на земле, он связан с работой сатаны. Информационная служба Псковской епархии разговаривала о Страстной седмице с одним из старейших священнослужителей Епархии, настоятелем храма Святой великомученицы Варвары в Печерах протоиереем Евгением Пелешевым: " В то время ведь не было никаких репортеров и журналистов, и мы верим тому, что написано в Евангелие. Я его хорошенечко просмотрел снова, и там повествуется, что после Входа в Иерусалим Господь учил народ в Храме, к Нему приходили люди, рядом были и ученики. Церковь призывает нас подготовиться к страстным дням: со среды начинают поносить Иуду. Он в среду сходил к первосвященникам и сказал, что вы мне дадите, и я вам Его предам. Договорились о цене предательства Иисуса Христа тридцать сребреников. Великая Среда - день предания на страдания и смерть Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. В понедельник и вторник служится Литургия Преждеосвященных Даров, последняя - в среду, и читается в последний раз великопостная молитва: " Господи и Владыка живота моего... " Самый важный день, можно сказать, для спасения человечества - Великий Четверток, Чистый Четверг, потому что Господь в этот день установил Таинство Евхаристии и оставил себя Церкви на все времена: " ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает и Аз в нем " . В этом Таинстве мы со Спасителем соединяемся самым теснейшим образом через причащение. Для нас, как верующих людей, для Церкви этот Четверг является самым спасительным. Господь воскрес, а потом вознесся, оставив землю, но Себя Он оставил в Таинстве Причащения. Великий Четверг сугубо почитается в Церкви, и люди к этому дню особенно приготавливаются и причащаются. Я ребенком жил в Эстонии и ходил в эстонскую школу, тогда там не было советской власти, и учительница нас готовила к этому дню. Мы шли маршем в церковь нашу деревенскую, исповедовались и причащались в Великий Четверг. У нас и урок начинался с молитвы " Царю Небесный " , а заканчивалось учение благодарственной молитвой.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > По святым местам Калужской области с Луганской иконой Божией Матери (день первый) 24.01.2017 423 Время на чтение 9 минут Сборы Детский православный театр «Отрок» Духовно-просветительского центра «Фавор» при Свято-Вознесенском храме г. Луганска получил приглашение наместника мужского монастыря Спаса Нерукотворного пустыни Священноигумена Михаила посетить святые места Калужской области. Это обрадовало творческий коллектив, но на осуществление поездки нужны были немалые средства, которые не могли себе позволить ни детвора, ни преподаватели центра. Руководитель центра Наталия Александровна Заика в телефонном режиме обратилась в благотворительный фонд «Добротолюбие» с просьбой хотя бы частично оплатить затраты на поездку. Председатель благотворительного фонда «Добротолюбие» Ада Ивановна Чужба с уважением отнеслась к просьбе дать возможность увидеть детям знаменитые монастыри России и уже на следующий день пригласили ее для оформления договора об оплате транспортных услуг, который и был подписан. Вот так невозможное стало возможным. Обрадованные дети и руководители православного театра тут же начали сборы в дорогу. Первым делом они наварили абрикосового варенья для трапезных монастырей, которые собирались посетить. Кроме детей и преподавателей в состав группы паломников в приказ по министерству Образования и Науки Луганской Народной Республики были включены два сотрудника благотворительного фонда «Добротолюбие». Ехали они с особой миссией: от всего народа Луганской Народной Республики поблагодарить скромных молитвенников монастырей за ежедневные сугубые молитвы о мире в Донбассе, о возрождении и процветании Русской Державы. В коробках лежали красиво оформленные благодарственные письма и, что особо волновало, три большие иконы Божией Матери «Луганская», написанные в иконописной мастерской Свято-Вознесенского мужского монастыря с. Хорошее. Удивительно было узнать от наместника монастыря архимандрита Иоанна (Сухины), что как раз к этому времени в Синод УПЦ были отправлены документы на всецерковное прославление Луганской иконы Божией Матери.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

«И сыном света Твоего соделай служителя» Благодарственная молитва по Причащении преподобного Симеона Метафраста Диакон Владимир Василик Сегодня — Великий Четверг , день Тайной Вечери и установления Евхаристии . Нынешний день побуждает нас к размышлениям о Таинстве Таинств и о связанных с ним молитвах, в том числе и благодарственных. Причащение. Фото: А. Горяинов/Православие.Ru      Православный читатель постоянно слышит благодарственную молитву преподобного Симеона Метафраста . Однако, вряд ли многие знают или же догадываются, что это — стихи, правда, не совсем обычные для русского читателя. Ведь в них нет рифмы. Но зато есть ясный и четкий размер. А главное — глубокое богословие. Русский читатель знает преподобного Симеона Метафраста (940–1020) как агиографа. Ведь он создал подлинно энциклопедический свод — Жития святых на каждый день. Эти жития начиная с ΧΙ в. стали обязательным чтением в греческих, а затем в славянских и грузинских монастырях. Преп. Симеон собрал практически все доступные ему жития, очистил их язык, переработал их и риторически украсил. Его деятельность явилась подлинным переворотом в агиографии . Труд преп. Симеона имел огромное значение и для Руси и России. Наши русские Жития святых , написанные свт. Димитрием Ростовским, во многом зависят от свода, созданного преп. Симеоном Метафрастом. Удивительно, что столь глубокие духовные труды и исследования преп. Симеон сочетал с делами государственными, ведь он был высокопоставленным чиновником при дворе византийского императора Василия ΙΙ Болгаробойцы. Менее известной стороной творчества преп. Симеона является церковная поэзия. Он явился создателем целого ряда канонов и стихир. Кроме того, им был написан Гимн к Троице, опубликованный Кодером . Гимнографические творения преп. Симеона характеризуются ясностью, яркостью и глубиной. Особенно это касается публикуемой ниже молитвы. Преподобный Симеон Метафраст В начале преп. Симеон исповедует добровольность дарования Христом Своей Плоти каждому верующему и косвенно свидетельствует о добровольности страданий Христа, без которых Евхаристия оказалось бы невозможной.

http://pravoslavie.ru/70030.html

Игумения София: Мы воздаем честь святыням В очереди к Дарам волхвов не повредит молитва о ближнем. 13 января, 2014 В очереди к Дарам волхвов не повредит молитва о ближнем. С 14 по 17 января в Петербург впервые будет принесена священная христианская реликвия Афона – Дары волхвов. Святыню доставят в Казанский храм Воскресенского Новодевичьего монастыря на Московском пр., 100. Настоятельница обители игумения София рассказала «Петербургскому дневнику», как будет проходить поклонение святыне, как будет организован доступ к ковчегу со святыней и на что паломникам стоит обратить внимание. Дары волхвов прибудут в монастырь 14 января ориентировочно в 16.00. Святыня будет доступна для поклонения сразу после окончания благодарственного молебна. — Как лично вы, матушка игумения, относитесь к принесению этой реликвии в Новодевичий монастырь? —  С большой духовной радостью, потому что для нас, монашествующих, это еще и повод к духовному подвигу, к молитве сугубой обо всем мире. К чему призвано наше монашество – к молитве о мире. Вот люди идут страждущие, надеющиеся на помощь Божию, кто-то воцерковленный, кто-то не воцерковленный. Мы имеем возможность молитвы в храме Божием, участия в церковных таинствах, участия в богослужениях, и мы надеемся, что люди, пришедшие к Дарам, тоже хотя бы отчасти будут иметь возможность приобщиться к церковной жизни. — Как правильно поклониться святыне? И что вообще означает «поклонение»? — В период иконоборчества, когда шли дискуссии о поклонении иконам, вставал вопрос, чему и как мы поклоняемся. Иконоборцы утверж­дали, что поклонение иконам – поклонение идолам, некоей доске с каким-то изображением или, может быть, краскам каким-то. И вот отцы седьмого вселенского собора и великий духовный писатель Иоанн Дамаскин выразили учение церкви. Мы поклоняемся не иконам, не доскам, мы поклоняемся Господу, Божией Матери, тем святыням, которые связаны с жизнью или, может быть, являются неким свидетельством жизни Господа. Этим святыням мы воз­даем честь. Хотя для современного человека между поклонением и воздаванием чести не чувствуется разницы. Когда мы воздаем честь, например Дарам волхвов, мы вспоминаем в молитве и поклоняемся Господу или Богомладенцу, мы чтим Божию Матерь, волхвов, мощи которых тоже находятся в одном из храмов.

http://pravmir.ru/igumeniya-sofiya-my-vo...

Как совершалась литургия или, лучше сказать, Евхаристия во времена апостолов? Исходным началом и зерном литургийной практики послужило учреждение Христом новозаветной вечери. Как установил и совершил Евхаристию Сам Господь,–общий ответ на это дают нам три первые евангелиста. Из них мы узнаем, что „в первый день опресноков, в который надлежало закалать пасхального агнца, приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим. И послал Иисус Петра и Иоанна и сказал им: пойдите в город, и встретится вам человек с кувшином воды; последуйте за ним и скажите хозяину дома, в который войдет он: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу (νγεον) большую, устланную, готовую: там приготовьте. Они пошли в город и нашли, как сказал им, и приготовили пасху. Когда настал вечер, Он пришел и возлег с двенадцатью апостолами. И когда они возлежали, Иисус сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания. Ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в царствии Божием. И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою. Ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не прийдет царствие Божие. И, взяв хлеб и благословив (ελογσας), преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите; сие есть тело Мое. И, взяв чашу и благодарив (εχαριστσας), подал им и сказал: пейте из нея все; ибо сия есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Лк. 22:7–20 ; Мк. 14:12–18, 22–24 ; Мф. 26:17–21, 23, 20–88 ). В приведенном рассказе не только изображена обстановка совершения Христом ветхозаветной пасхальной вечери, не только ясно поименованы оба вида новозаветного таинства, но содержится указание и на внешний прием их освящения. Словами: и благословив, и благодарив, означается молитвенный акт, предшествовавший преломлению хлеба и раздаянию чаши. К сожалению, евангелисты умолчали о том, как именно благословил, какую благодарственную молитву произнес Спаситель над хлебом и вином; из их повествования можно видеть только, что Иисус Христос совершил новозаветную пасху или таинство Евхаристии после ветхозаветного пасхального обряда и в связи с ним. Поэтому обряды и молитвы ветхозаветной пасхи составили как бы вступление к Евхаристии и, весьма вероятно, послужили образцом, по которому выработался канон Евхаристии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛИТУРГИЯ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО [греч. Η Θεα Λειτουργα το Μεγλου Βασιλεου], чин полной евхаристической литургии , некогда использовавшийся в византийской богослужебной традиции по воскресеньям и праздникам, а в наст. время совершаемый в правосл. Церкви 10 раз в год. Помимо византийского богослужения полная евхаристическая литургия, приписываемая свт. Василию Великому, известна в копт. традиции, а отдельные анафоры с тем же именем - в западносир., арм., эфиоп. традициях. Анафоры коптской и иных невизант. традиций имеют текстуальные параллели (в различном объеме) с анафорой визант. Л. В. В., что свидетельствует об общем происхождении. Анафора свт. Василия также послужила одним из источников при составлении восточносирийской анафоры, носящей имя Нестория ( Botte B. Les anaphores syriennes orientales//Eucharisties d " Orient et d " Occident: CSS, 1er Semaine. 1970. Vol. 2. P. 7-24. (Lex Orandi; 46); Spinks B. The Anaphora of Nestorius: Antiochene Lex Credendi through Constantinopolitan Lex Orandi?//OCP. 1996. Vol. 62. P. 273-294; Gelston A. The Origin of the Anaphora of Nestorius: Greek or Syriac?//BJRL. 1996. Vol. 78: 3. P. 73-86). Т. о., евхаристическая молитва, приписываемая свт. Василию Великому, является с учетом ее различных редакций наиболее распространенной на христ. Востоке. После II Ватиканского Собора в римо-католич. издания Миссала помимо рим. канона были включены новые евхаристические молитвы. Одна из них - евхаристическая молитва IV, согласно «Missale Romanun» 1969 г. и последующим изданиям, а также обновленному «Missale Ambrosianum» - составлена с расчетом на ее использование не только в католич. Церкви, но и в протестантских ( Houssiau. 1969; Mitchell. 1976). Впосл. ее действительно включили в свои офиц. богослужебные сборники Американская епископальная церковь (с 1979 - евхаристическая молитва D в «The Book of Common Prayer»), Американская пресвитерианская церковь (c 1984 - «большая благодарственная молитва» E в «The Service for the Lord " s Day», а с 1993 - молитва F в «The Book of Common Worship»), Церковь Англии (с 2000 - евхаристическая молитва F в «Common Worship: Services and Prayers for the Church of England») и др. Эта молитва основывается на копт. редакции анафоры свт. Василия. Ее присутствие в совр. католич., англикан. и др. богослужебных книгах фактически делает анафору свт. Василия самой общепризнанной евхаристической молитвой. Древнейшие свидетельства

http://pravenc.ru/text/литургии св ...

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий возглавил выпускной акт в Коломенской духовной семинарии 27 июня 2013 г. 15:36 24 июня 2013 года, в день Святого Духа, состоялся выпускной акт в Коломенской православной духовной семинарии. Божественную литургию и благодарственный молебен в семинарском храме Трех святителей совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий вместе с викариями  Московской епархии — епископом Балашихинским Николаем и ректором семинарии епископом Зарайским Константином . Владыкам сослужили настоятель Успенского кафедрального собора протоиерей Николай Качанкин, благочинный церквей Коломенского округа протоиерей Владимир Пахачев, настоятели коломенских монастырей — игумен Варлаам (Горбунов) и игумен Петр (Дмитриев), преподаватели семинарии и выпускники в священном сане. За богослужением митрополит Ювеналий рукоположил выпускника семинарии диакона Николая Попова во пресвитера. После Литургии Патриарший наместник обратился к преподавателям, выпускникам и гостям торжества со словами архипастырского напутствия: «Когда прощаются с людьми, принято говорить добрые пожелания и наставления. Я часто в своих проповедях обращаю внимание на то, что каждый раз за Божественной литургией, когда читается то или иное место из Священного Писания, если внимательно и вдумчиво к этому относиться, — оно обращено к сердцу каждого из нас и говорит именно о том, что нам в этот момент необходимо. И это бывает ответом на наши молитвы и духовные вопрошания. Сегодня так совпало, что и апостольское, и евангельское чтения обращены ко всем нам — " зде начальствующим, учащим и учащимся " и молящимся. Обратите внимание, как говорится в Послании апостола Павла к Ефесянам, которое мы сегодня слышали: " Братие, яка чада света ходите " (Еф. 5:8), и дальше — наставление и серьезное предупреждение. Это как любящая, строгая мать, знающая жизнь своих чад, обращает внимание на то, какими нужно нам быть, и с сожалением смотрит, какие мы есть, желая нас исправить. Так и Церковь Христова, которую мы называем Церковью-Матерью, потому что мы родились в ее купели при Святом Крещении, получили благодать Святого Духа в Таинстве Миропомазания.

http://patriarchia.ru/db/text/3068845.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010