Показательно, с какими словами обратился Великий Князь Александр Невский к освобожденным псковичам: «Не простила бы Русь ни вам, ни нам маломужества. Так о том и помните. Детям и внукам накажите. А забудете - вторыми Иудами станете, Иудами земли русской». Это – страшное предупреждение современникам, склонных торговать Россией и оптом и в розницу, как это делал Твердила Иванкович. Своей мудрой политикой святой Князь Александр Невский неоднократно спасал Россию от татарских нашествий. Когда его призвал к себе Батый, Александр поклонился ему как царю, которому Бог даровал власть над многими землями, но отказался кланяться кусту и огню даже под угрозой мучительной смерти. И Бог его уберег: Батый подивился его смелости и отпустил живым. Последнее свое путешествие в орду Князь Александр Невский совершил в 1262 году, чтобы отмолить Русь от татарского нашествия, за всенародное восстание против нетерпимого ордынского ига. Это ему удалось, но, возвращаясь из Орды, он заболел и умер в Городце 24 ноября (6 декабря по н.ст.) Существует мнение, что Князь был отравлен в Орде. Если это так, то он увенчался и мученическим венцом. Перед кончиной он принял монашеский постриг с именем Алексий, присоединяясь к тем самым ангельским силам, которые даровали ему победу на Чудском озере. Святой благоверный Великий Князь Александр Невский являет нам пример воинского предстояния перед Господом, защиты земного Отечества. В то же время он являет собой пример мудрого и сострадательного правителя, который делал, что мог для залечивания ран Русской Земли после монгольского нашествия. Он являет собой образ мудрого дипломата, достойно отвечавшего на вызовы своего лукавого времени. Он являет образ великого молитвенника и печальника за Землю Русскую. Он являет нам великий и высокий пример духовного мужества, человеколюбия, дерзновенной молитвы ко Христу Вседержителю. Святой благоверный Великий Князь Александр Невский недавно был провозглашен Именем России. Сказать этого мало. Имя Александра Невского укрепляет, просветляет и преображает душу русского человека. Это один из стержней нашего национального самосознания, один из наших проводников по пути в Царствие Небесное.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/9/11/svy...

Фильм «Александр Невский», по их твердому убеждению, это «сталинская пропаганда», «сталинский миф», раздувание шовинизма и ненависти к Западу. Несколько лет назад в передаче Сванидзе «Суд времени» мы имели возможность наблюдать, как историки либеральных взглядов выплескивали свои обиды не только на «рабский народ» и «тысячелетнюю традицию деспотического правления» в «этой стране», но и нашли виновника всех русских бед и несчастий. Российские либералы, наконец, определили того, кто мешает им осчастливить «этот» народ. Виновником провала всех либеральных проектов в России оказался св. блгв. князь Александр Невский. Именно благоверный князь, по мнению российских либералов, основал «полицейское государство», с которым им, бедным, приходится бороться и в XXI веке. Действительно Российское государство построено на том духовно-нравственном основании, которое завещал потомкам святой князь Александр. Русская цивилизация, Русский мир стоит и будет стоять на завете Александра Невского: «Не в силе Бог, а в Правде». Пожалуй, самое выдающееся открытие из всех устроивших суд над святым Александром Невским сделал профессор Пивоваров. Мы услышали настоящий шедевр либеральной мысли: «Богомерзкий Сталин создал отвратительный культ Александра Невского и лживый миф о нем. До революции этого не было». Пивоваров, а вместе с ним и прочие обвинители дружно утверждали : «Именно Невский и заложил основы самодержавия, деспотизма, полицейского государства… Именно Невский виноват, что к власти в стране пришли большевички». Пивоваров с комиссарским напором, будто на митинге, вбивал в сознание зрителей: «Невский - это идеал Сталина. Выбрав именем России Александра Невского, Россия выбрала ставленника Сталина». Когда же попытались напомнить этим либеральным «судьям», что в создании «мифа о Александре Невском», по их же словам, произнесенным в первой части передачи, виноваты «русские тираны» царь Иоанн Грозный и Петр Первый, а также императрица Екатерина, Пивоваров смутился ровно на секунду: «Да, виноваты и они. Они соучастники» . Но не дал себя сбить с мысли: «Повторяю, этот ложный отвратительный миф об Александре Невском навязал нашему народу богомерзкий Сталин». По мнению Пивоварова, «соучастники (!) Сталина», Иоанн Грозный и Петр I, как и диктатор, создавали культ Невского, так как были исполнены ненависти к Западу». Т.е. вся Русская история – это сплошная ксенофобия, отсутствие толерантности и братской любви к западным христианам.

http://radonezh.ru/2023/09/12/aleksandr-...

Итак, Империя преобразует образ Александра из православного святого в свой военно-политический символ. Эта национализация продолжается и углубляется — вплоть до окончательного вытеснения всего православно-христианского в эпоху Сталина. Александр Невский становится вполне тем, кем мы его представляем именно в 30-е гг. XX века. И тут все понятно: по мере того как Российское государство отказывалась от православия, оно все больше трансформировало образ Александра: от первых конфликтов московских правителей с Церковью через секуляризацию при Империи и вплоть до гонений при Сталине: все меньше христианского и все больше националистического во всей жизни страны и в частности — в образе князя-монаха Александра. Лекция филолога и культуролога Александра Ужанкова «Святой благоверный князь Александр Невский» из курса «Древнерусская литература» помогает нам вернуться к первоначальному образу Александра, до имперско-советской подмены святости на национализм. Ужанков, в частности, говорит: «Ратный и духовный подвиг. Древнерусская история — лишь фон, где происходит главное — спасение души. Особенно явно это видно в «Повести о житии Александра Невского». Александр Невский — еще один пример (из многих в древнерусской истории/литературе), когда князь, пребывая в земной славе, отказывается от нее, принимая схиму: ибо самое главное — спасение души» . Вот, пожалуй, главное: да, «Повесть о житии» (первичный источник о Александре, написанный сразу после его смерти) рассказывает о политике и войне, но они совсем не главный ее предмет. Главный ее предмет — спасение души, святость, никак не государство и война. Венец жизни Александра — отказ от славы и власти, принятие схимы. Углубить наше понимание аутентичного христианского образа Александра и его националистической подмены помогут тексты выдающегося историка, исследователя русской святости Георгия Федотова. В статье «Н. А. Клепинин. “Святой и благоверный великий князь Александр Невский”» Федотов затрагивает евразийско-белогвардейско- националистическое изращения образа Александра. Но самое интересное: эта белогвардейская подмена самым удивительным образом схожа со сталинистской подменой, которую Федотов живописует в статьях «Как Сталин видит историю России?» , «Александр Невский и Карл Маркс: два советских случая» . Эти статьи и, следовательно, процессы, ими описываемые, относятся еще к 30-м гг. — то есть еще до Великой Отечественной: национализация русской истории, включая Александра Невского, и в ее сталинистском варианте и в ее антибольшевистском варианте происходит не как патриотическая мобилизация против нацистов, но напротив — как один из случаев общего тренда на фашизацию, охватившего тогда все Европу.

http://blog.predanie.ru/article/aleksand...

Крупнейшие русские историки Н.М. Карамзин, Н.И. Костомаров, С.М. Соловьев уделили значительное внимание личности князя и при этом воздали должное уважение его деятельности. Н.М. Карамзин называет Александра «героем Невским» ; Н.И. Костомаров отмечает его мудрую политику с Ордой и православный дух его княжения; С.М. Соловьев пишет: «Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского» . В целом же историки конца XVIII – начала XIX веков на основании тщательного изучения источников об Александре Невском в основном установили те данные о нем, которыми располагает современная наука. При этом в русской дореволюционной историографии, в отличие от более позднего времени, не было слишком резких разногласий и полемики в оценке деятельности Александра Невского . Трудами советских историков была закреплена и поддержана традиционная трактовка, согласно которой Александр Невский сыграл исключительную роль в драматический период русской истории, когда Русь подверглась удару с трех сторон: католического Запада, монголо-татар и Литвы. Александр Невский, за всю жизнь не проигравший ни одной битвы, проявил талант полководца и дипломата, отразив нападение немцев и, подчинившись неизбежному владычеству Орды, предотвратил разорительные походы монголо-татар на Русь . Скептически же настроенные современные историки делают выводы о том, что традиционный образ Александра Невского – гениального полководца и патриота – преувеличен. Они считают, что объективно он сыграл отрицательную роль в истории Руси и России. При этом они акцентируют внимание на свидетельствах, в которых Александр Невский выступает властолюбивым и жестоким человеком. Также ими высказываются сомнения насчет масштаба ливонской угрозы для Руси и реального военного значения столкновений на Неве и Чудском озере . Заметки, касающиеся собственно истории почитании князя Александра в качестве святого, встречаются в трудах многих исследователей. Однако пока нет ни одной монографии, непосредственно посвященной исследованию истории почитания благоверного князя Александра. Тем не менее, можно выделить следующие работы: Регинская Н.В., Цветков С.В. «Благоверный князь православной Руси – святой воин Александр Невский» ; Сурмина И.О. «Александр Невский в русской дореволюционной историографии» , а также статью Фритьона Беньямина Шенка «Русский герой или миф?» .

http://pravoslavie.ru/48583.html

Ректор ПсковГУ Юрий Анатольевич Демьяненко пожелал конференции плодотворной работы. «Александр Невский – особая личность в истории России. Вся жизнь благоверного князя была посвящена служению своему Отечеству. Он стал для нас настоящим нравственным ориентиром», - подчеркнул ректор. На пленарном заседании Чтений прозвучали 9 докладов. Председатель пленарного заседания – Голышев Александр Иванович, доктор культурологии, профессор, заведующий кафедрой культурологии ПсковГУ, руководитель регионального отделения Всероссийского военно-патриотического общества. Сопредседатель – митрофорный протоиерей Олег Тэор, настоятель воинского храма св. Александра Невского. 16 июня проходила работа секций Чтений: Секция 1. Героическая история России: от Александра Невского до наших дней (руководители: Митрофорный протоиерей Олег Тэор, настоятель воинского храма св. Александра Невского г. Пскова; Панин Юрий Иванович, заместитель начальника академии-начальник Псковского филиала Академии ФСИН России, полковник внутренней службы, кандидат юридических наук, доцент; Иваняков Роман Игоревич, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Псковского филиала Академии ФСИН России, кандидат исторических наук, подполковник внутренней службы.) Секция 2. Александр Невский в истории Отечества (руководитель: Филимонов Анатолий Васильевич, кандидат исторических наук, профессор, заведующий кафедрой русской истории ПсковГУ) Секция 3. Александр Невский в мировой культуре (руководитель: Рыжова Татьяна Семеновна , кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой английского языка ПсковГУ, Почётный работник высшего образования РФ, член Союза писателей России) Секция 4. Александр Невский: духовность, образование, современность (руководитель: Кабинетская Татьяна Николаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и методики гуманитарного образования) Секция 5. Образ Александра Невского в искусстве как пример для воспитания подрастающего поколения (руководитель: Наконечный Юрий Васильевич, директор МОУ ДОД «Детская музыкальная школа 2 им. М.П. Мусоргского» г. Пскова)

http://ruskline.ru/news_rl/2016/06/17/sv...

Во-первых, Дзержинский ненавидел русский народ, писал, что мечтает уничтожить всех «москалей», то есть великорусскую ветвь русского народа. А органы безопасности России должны быть «плоть от плоти» русского народа, инструментом православной русской силы. Во-вторых, Дзержинский как символ силовых структур России означает, что им всего чуть более ста лет, но России и её спецслужбам более тысячи лет, они старше, опытнее и сильнее, чем «гопота» из ЦРУ и им подобных. Поэтому святой благоверный князь Александр Невский является прекрасным символом силовых и аналитических служб России, как и его девиз «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет». Александр Невский сокрушил либеральную, прозападную часть русской элиты в лице новгородского боярства, похоронил идею прозападного выбора России в Невской битве и на «Ледовом побоище», развернул Россию на Восток, на реализацию собственного цивилизационного православного проекта. Святой князь Александр и его дело разрыва с Западом, спасения Руси и Крещения Орды крайне актуально в условиях агрессивной политики Байдена и глобалистов против России и колоссального роста влияния в мире «новой Орды»в лице Китая, и в этом контексте памятник святому князю именно на Лубянке приобретает особенную актуальность. Святой благоверный князь Александр Невский был опытным воином и дипломатом, небезуспешно пытался крестить и русифицировать Орду и если бы этот процесс не был сорван преждевременной смертью князя, Россия стала бы великой православной Империей намного раньше. Святой благоверный князь Александр Невский, а не Дзержинский, является также символом единства и непрерывности всей Русской истории, понимая это, Иосиф Сталин сделал Александра Невского символом советской России перед смертельной войной с нацизмом, а с помощью великого фильма Сергея Эйзенштейна создал «культ» Александра Невского в СССР . А вот либеральный троцкист и «ликвидатор» Русской Церкви Хрущев пытался предать имя и дело святого князя Александра забвению и создал «культ» русофоба Дзержинского и поставил ему известный памятник.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/24/ka...

Картина 19. Егда Священник поминает на земли, Ангел написует имя той души на небеси. Картина 20. Св. Царица Феодора, Царя Феофила, молитв ради……. Спасе. Картина 21. Видение Царицы Феодоры относительно Царя Феофила. Картина 22. Видение Патриарха Мефодия о Феофиловом разрешении. Картина 23. Юноша-пленник от уз избавился через поминовение. Картина 24. Пленный отрок возвести родителям, яже о себе. Далее: Притчи Св. Варлаама о временном сем веце. Картина 25 и самая замечательная, т.е. Родословное древо Русских Князей и Царей от Владимира до Феодора Алексеевича (включительно). На верху древа предстоит: Св. Князь Владимир Киевский. На левой стороне 11-ть фигур, на правой 9-ть. Все изображенные, лицами обращены к родоначальнику их горе и с простертыми руками; Великие Князья в Великокняжеских облачениях, а из них схимонахи в монашеских мантиях. Михаил Феодорович, Алексей Михайлович и Феодор Алексеевич – портреты, в Царском облачении. С коронами на главе, а Св. Владимир в тиаре. С лева (по порядку сверху): 1. В. К. Ярослав, 2. В. К. Владимир, 3. В. К. Всеволод Владимирский, 4. Князь Александр Невский (в схиме), 5. Князь Иван Калита (в схиме), 6. Князь Димитрий Донской, 7. Князь Василий, 8. В. К. Иоанн всея России, 9. Царь и В. К. Иоанн – инок Иона, 10. Царь и В. К. Михаил Феодорович всея России, 11. Царь и В. К. Феодор Алексеевич всея России. С права: 1. В. К. Всеволод, 2. Князь Георгий Долгогорукий, 3. Князь Ярослав Владимирский, 4. Князь Даниил Московский (в схиме), 5. Князь Иоанн, 6. Князь Василий Дмитриевич, 7. Царь Василий – инок Варлаам, 8. Царь Феодор Иоаннович, 9. Царь и В. К. Алексей Михайлович всея России. За тем начинается собственно Синодик: 1. Благоверных и Великих Князей. 2. Царей. 3. Царя и В. К. Ивана Васильевича дети. 4. Благоверных Великих Княгинь. 5. Цариц. 6. Царя и В. К. Михаила Феодоровича дети. 7. Царя и В. К. Алексея Михайловича дети. 8. Царя Феодора Алексеевича дети (Царь Илия). 9. Род Св. Патриарха Филарета Никитича. 10. Род Князя Алексея Воротынского.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Крестный ход еще тем уникален, что была пронесена Казанская икона Божией Матери по Невскому проспекту. Ее передвижение всегда носит какой-то исторический смысл: ее забирали из Казанского собора во Владимирский перед Великой Отечественной войной, потом предание, что ее обносили во время войны вокруг города, потом, в 2001 году возвращение в Казанский собор. И теперь она вышла из Казанского собора и прошла по Невскому проспекту. Матерь Божия простирает Свой Покров над нашим градом, и в нашем городе возникла такая духовная ось: Казанский собор - Александро-Невская Лавра, Матерь Божия и святой князь Александр. Невский проспект, мне кажется, вернул этим самым подлинную часть своего названия, ведь многие думают, что Невским он назван по реке Нева, а на самом деле, он назван Невским в честь Александро-Невской Лавры и самого святого князя. То есть, 12 сентября Невский был проспектом в честь святого Александра Невского. Крестный ход завершился грандиозным молебном, когда молилось около 70-и тысяч человек во главе с Патриархом и, наверное, такого великого молебна в нашем городе тоже еще никогда не было. Ни один храм никогда не вместил бы такое количество верующих. Сама площадь Александра Невского стала храмом. На молебне, совершенном у мощей святого князя, были сказаны важные слова. Патриарх Кирилл воздал должное святому князю Александру и государю Императору Петру Великому. Настоящим открытием стала мысль Патриарха о том, что Петр Первый, хотя и «прорубил окно» в Европу, но это «окно» стало частью православной Руси. Санкт-Петербург Царь основал как православную столицу православного царства. И не случайно Царь основал в городе Лавру, тогда монастырь и перенес сюда мощи святого князя Александра Невского - это был своего рода фильтр для «окна». Александр Невский может быть назван открытым антизападником, именно он положил предел экспансии Запада, именно он категорически отверг любое соглашательство, любую толерантность с латинством. Петр Первый, «прорубая окно», навесил на него такую «сетку», чтобы лишние западные комары и мошкара не залетали к нам в дом. Таким духовным фильтром стала Лавра и мощи святого Александра Невского. Именно образ князя Александра Невского уравновесил некоторые западные излишества того и последующего времен. Именно благоверный князь Александр Невский стал гарантом того, что Санкт-Петербург останется православным городом, навсегда останется твердыней Православия. И вчера мы это увидели, пережили.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/09/13/et...

В этом Церковном свидетельстве торжественно звучит голос Матушки нашей Церкви, обращенный к нам через этот удивительный образ. Перед нами раскидывается Царственное Древо Рюриковичей и Романовых, которое исходит из Святого Равноапостольного Князя Владимира. Сам Креститель Земли Русской является глубинным корнем, от которого произрастает ствол Древа и все ветви Самодержавной Российской Власти. Он является родоначальником всех Рюриковичей и Романовых. Прямо над Великим Князем Владимиром изображён Благоверный Князь Александр Невский. По сторонам от Великого Князя АлександраБлаговерный Царь Феодор Иоаннович и Царевич Димитрий Иоаннович. Над Князем АлександромБлаговерный Царь Михаил Феодорович Романов. По сторонам от Царя Михаила – Благоверный Царь Алексий Михайлович и Царевич Алексий Алексиевич. Правее Царевича Алексия АлексиевичаБлаговерный Царь Феодор Алексеевич. Левее Царя Алексия Михайловича – Царевич Симеон Алексиевич. На самом верху изображены Святой Царь Иоанн Алексеевич и Благоверный Император Пётр I Алексеевич. Левее Царя Феодора Иоанновича – Царевич Алексий Петрович, под ним – Царевич Пётр Петрович. Правее Царевича Димитрия Иоанновича – Царевич Александр Петрович, под ним – Благоверный Император Пётр II Алексеевич (сын Царевича Алексия Петровича). Итого шестеро Рюриковичей и одиннадцать Романовых. При этом все наши Государи и Великие Князья изображены с нимбами, что указывает на Их избранничество свыше и несомненную святость у Господа. Но, в этой статье речь идёт не столько об этом, сколько об одной веточке, которая находится внизу Царственного Древа, недалеко от Святого Князя Владимира. Около неё можно прочитать надпись: «Сия ветвь плод свой даст во время свое». Господь ясно показывает нам, что плоды на этом Древе есть Православные Цари, Государи Императоры Всероссийские. Плод же одной из ветвей показан еще не раскрытым. В свое время он раскроется. И будет явлен Русский Государь по Воле Царя царствующих и Господа господствующих. Отсюда следует, что споры легитимистов и реалистов уже не имеют смысла. Эти противоречия преодолеваются действием Десницы Божьей. Пока монархисты вели полемику, кто может стать Царем в России, наш Творец уже всё определил. Он избрал Его, а не мы избрали. Царственный плод раскрывается, и этот избранный Богом человек по женской линии происходит из династии Романовых, так как Романовы породнились с Рюриковичами через Царицу Анастасию, Супругу Иоанна Васильевича Грозного. Он же будет и Рюрикович, так как Рюриковичи по женской линии Романовы. По сути, этот Царь относится к обеим династиям и родственен с ними обеими, так как Он вырос на едином Древе этих двух Царственных династий. Господь сберег Его для последних времен и всё предусмотрел, тем самым выполняя Свой Закон и Свою Правду, которые подчинены Высшей Божественной Справедливости.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/12/30/ro...

В докладе «Российская историческая наука XIX – начала ХХ века об Александре Невском. Значение «истинных» славянофилов для современного русского самосознания» доктор исторических наук, профессор исторического факультета Харьковского национального университета им. В.Н.Каразина, Александр Каплин отметил, что в середине XIX века образ Александра Невского в русской историографии был представлен недостаточно полно. Наиболее известные историки – Татищев, Костомаров, Соловьев и Ключевский – склонны были либо негативно оценивать правление Александра Невского, либо они считали его роль в истории Руси незначительной. В частности, многие из них осуждали политику Великого Князя в отношении Золотой Орды. Кроме того, не может не удивлять тот факт, отметил А.Каплин, что военных историков почти совсем не интересовал полководческий опыт Александра Невского. Адекватней оценивали правление князя, по мнению профессора Каплина, церковные историки, в частности, Михаил Хитров, написавший фундаментальную работу «Святой благоверный князь Александр Ярославич Невский», в которой дана объективная оценка деятельности князя. И если церковная историческая наука традиционно придавала большое значение изучению правления Александра Невского, то светская историческая наука предпочитала игнорировать эту тему. Затем с докладом «Опыт сотрудничества государства, Церкви и армии под стягом Александра Невского в Пскове» выступил настоятель храма Александра Невского в Пскове протоиерей Олег Тэор, который рассказал о патриотической и просветительской деятельности, которую ведет его приход. Руководитель цикла «Культура и искусство» Санкт-Петербургского кадетского ракетно-артиллерийского корпуса Виктория Гусакова, выступившая с докладом «Религиозно-культурологические традиции в духовно-нравственном воспитании. Образы святого Александра Невского как воспитательный идеал», рассказала о результатах реализации программы «Земное и небесное воинство». По ее словам, реализация программы показала, что примером для подражания для кадетов является не Дмитрий Донской и Александр Невский, а «Шрек» и футболист Андрей Аршавин. Среди героев, которым они хотели бы подражать, не оказалось ни одного святого человека. В ходе анонимного опроса выяснилось, что для большинства кадетов Родина – это их дом, местность, в которой они родились, Отечество - это страна, которую надо защищать и за которую они вынуждены воевать, а Россия – это просто территория. Более того, Отечество многими из них воспринимается как некий анахронизм, устаревшее понятие, потерявшее актуальность. «Будет не просто добиться того, чтобы Александр Невский стал примером для подражания подрастающего поколения. Это тяжелая и трудная работа», - заключила Виктория Гусакова.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/05/5/ale...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010