keyboard_arrow_right 00:00 00:00 playlist_play chevron_left volume_up chevron_left Go to album Победа над шведами на реке Неве 1240 года 8 декабря, 2021 Фрагмент росписи Храма благоверного князя Александра Невского в Сормове Анимированный комикс «Александр Невский». Вопросы Веры и Фомы Летом 1240 года Шведское королевство нанесло удар по северной части земель Новгородской вечевой республики. Борьба между шведами и Русью за Карелию, Южную Финляндию, Приладожье и землю Ижорскую велась давно. Противники обменялись многими ударами. Да и в будущем предстояло им сразиться многое множество раз. В 1240 году упорного и энергичного противника должен был отбивать юный князь Александр Невский. Его «поставил» на Новгород отец, Ярослав Всеволодович. Сам он занят был в ту пору делом мучительным: наводил порядок на землях Руси, разорённых нашествием монголо-татар, строил новые крепости и храмы на месте старых, сожжённых, сдерживал литвинов, пытавшихся оторвать от Руси то одну область, то другую. На новгородские дела ему не хватало времени. Отец нуждался в человеке, который, приняв Новгород, не подведёт великого князя, не пропустит сюда никакого врага. Соседи видели слабость Руси, получившей от Батыя тяжёлые раны. Эта слабость внушала им надежды, что князья русские не сумеют защитить своей земли. А значит, можно надеяться на приращение собственных владений за счёт Руси. Александр Ярославич оказался незаменимым помощником для отца. В 1240 году ему исполнилось всего лишь девятнадцать лет. По меркам нашего времени, правитель громадной области, столкнувшийся с беспощадным и сильным врагом, — совсем молодой парень. Что он знает о жизни? Что умеет? Как оборонит подвластную ему Новгородчину? Но в ту пору люди взрослели рано, рано шли на войну, рано вступали в брак. Для забот княжеских, для войны, суда и иных державных дел Александр Ярославич, по обычаям своего времени, считался вполне взрослым. Взрослым безо всякого сомнения, безо всяких скидок. Как взрослый человек, он держал в уме историю столкновений Новгорода Великого и шведов. В 1164 году шведы ходили с большими силами на Ладогу и были разгромлены наголову. В 1198-м новгородцы разрушили шведский оплот на землях финнов — город Або. Отец Александра, князь Ярослав Всеволодович, в 1220-х годах ходил на союзников Швеции — народ емь, затем сама емь ударила по Ладожской земле, но потерпела поражение. Десятилетием позднее та же емь выступила союзницей Руси, восстала против шведских завоевателей и изрядно их разорила. Народ емь колебался, выбирая в качестве своих врагов то Русь, то шведов. Часть историков считает, что во второй половине 1230-х, незадолго до похода на Неву, шведы одолели емь и поставили её под свою власть. Другие специалисты возражают: нет, емь оказалась завоёвана шведами окончательно лишь в 1250-м. По всей видимости, к 1240 году Шведская корона поставила под контроль народ емь лишь частично и мечтала о большем. Другой финский народ, сумь, к тому времени давно пребывал под властью шведских завоевателей.

http://veraifoma.ru/famblog/pobeda-nad-s...

Ах, под этим взглядом нераскаянные грешники должны вопить: «Горы, падите на нас, скалы, скройте нас от лица Правосудного Бога» (ср. Откр. 6, 16 ). Один генерал был посажен в тюрьму по какому-то недоразумению. Сидя в тюрьме, он заметил, что в двери его камеры проделано маленькое отверстие, и через это отверстие постоянно был устремлён на него глаз часового, следящий за каждым его движением. Мысль об этом глазе не давала ему покоя ни днём, ни ночью. Он знал, что на него постоянно смотрят, за каждым его движением следят. Взгляд этот давил его, как кошмар. А между тем, генерал не сделал ничего такого, что могло бы заставить его бояться присутствия свидетеля. Нет! Сила Божия Всемогущая, Всеведущая, а сила человеческая – ничто. Итак, культ силы человеческой и даже силы бесовской должен пасть, разбиться, упраздниться пред Великой силой Божества. Слава долготерпению Твоему, Господи! Слава силе Твоей, Господи! Слава Тебе, Боже, во веки. Аминь. Иисусе мой прелюбезный, сердцу сладосте, Едина Ты в скорбех утеха, моя радосте, Рцы души моей: «Твое есмь Аз спасение, Очищение грехов и в рай вселение». Мне же Тебе Богу благо прилеплятися, От Тебе милосердия надеятися, Никто мне в моих грехах грешному поможет, Аде не Ты, о, преблагий Иисусе мой Боже! Хотение мне едино с Тобой быти, Даждь ми Тебе, Христе, в сердце носити, Изволь во мне обитати, благ мне являйся, Мною грешным и недостойным не возгнушайся. Исчезе в болезни живот мой без Тебе, Бога, Ты мне крепость, здравие и слава многа, Радуюся аз о Тебе и веселюся, И Тобою во вся веки, Боже, хвалюся». 41 «Бог не в силе, а в правде», – воскликнул однажды великий русский полководец святой князь Александр Невский. Пред лицом смертельной угрозы, когда немецкие рыцари стальной лавиной двигались на русских, Александр Невский надеялся на то, что правда должна непременно победить. Ведь они начали эту кровавую бойню. Ведь русские совсем им плохого ничего не сделали, так что же они своей немецкой «свиньёй» лезут на святую Русь?! Благоверный князь с небольшим, плохо вооружённым войском, выступил на защиту родной земли. Он знал, что немцы вмиг его «сотрут» в порошок сталью, огнём и железом. И от русских не останется ни одного солдата. Но здесь вот и решила исход битвы не сила оружия и воинства человеческого, а Правда Божия и всесильная Небесная помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

За Синодального з козацтвом у виставка на 24 листопада 2021 р. 15:35 23 ноября 2021 года в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) прошла научная конференция «Герои-казаки на службе Отечества», а также состоялось открытие одноименной историко-документальной выставки. Организаторами выступили РГАСПИ, Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством , Федеральное архивное агентство, федеральные и региональные архивы при поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы. Целью выставки является экспонирование документов, раскрывающих роль казачества в войнах, которые вела Россия в XIX — первой половине XX вв. Наибольшее внимание уделяется событиям, имевшим переломное значение для истории России: Отечественной войне 1812 года, русско-турецким войнам XIX века, Русско-японской войне 1904-1905 гг., Первой мировой войне 1914-1918 гг., Польско-советской войне 1919-1921 гг., Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Одной из главных задач научных мероприятий стало сохранение и популяризация героического наследия предков-казаков. «Детей необходимо воспитывать на образах героев. Среди наших предков мы можем встретить немало легендарных имен: Дмитрий Донской, Александр Невский, атаман Матвей Иванович Платов. Для казаков издревле героическими примерами становились святые люди — преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, благоверный князь Александр Невский и многие другие. Нам важно популяризировать героизм и жертвенность, особенно подрастающему поколению», — отметил председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл . С приветственными словами и докладами в рамках научной конференции выступили около 30 общественных деятелей, священнослужителей и ученых, предлагая участникам взглянуть на события истории казачества с разных точек зрения. Среди участников: верховный атаман «Союза казаков-воинов России и Зарубежья» Николай Дьяконов, ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством иерей Тимофей Чайкин, представители научного сообщества, казачества, студенты столичных и региональных учебных заведений.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5866022...

#lx_718112 #lx_718112 .lx_home_button #lx_718112 .lx_home_button svg #lx_718112 .lx_home_button svg path #lx_718112 .lx_home_button:hover #lx_718112 #lx_718112 .lx_close_button #lx_718112 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_718112 .lx_no_click #lx_718112[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Пресветлый княже Александре, моли Бога о нас... Память 23 ноября/6 декабря Марина Михайлова   21:15 06.12.2023 1327 Время на чтение 7 минут Есть имена-символы. Случается порой, что имена известных личностей утрачивают связь со своими великими носителями и начинают жить своей собственной жизнью. Одно из таких имен русской истории - Александр Невский. Это имя русской славы, символ мужества и мудрости. Благоверный князь Александр Невский по праву считается одним из лучших правителей Руси. Он был не только горячо любим своим народом, им восхищались и враги. Рыцарь, пришедший с запада специально для того, чтобы посмотреть на Александра Невского, рассказывал, что прошел много стран и народов, но нигде не видал такого " ни в царях царя, ни в князьях князя " . Летописец свидетельствует, что хан Батый, увидавши князя Александра, сказал своим вельможам: " Все, что мне ни говорили о нем, все правда: нет подобного этому князю " .

http://ruskline.ru/analitika/2007/09/12/...

— Расскажите, пожалуйста, о лекторах, которые у вас выступят. — Лекторы у нас выступят очень интересные, среди них доктор исторических наук Р.А. Соколов, который является директором Института истории и социальных наук Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург) и специализируется именно на личности Александра Невского, является одним из лучших специалистов по этой теме в исторической науке сегодняшней России. Также выступят два замечательных лектора из Московского государственного университета — кандидаты исторических наук А.В. Лаушкин и А.Е. Тарасов. Все они принимали участие в создании интернет-сайта, посвященного Александру Невскому, презентация которого состоится в мае. — В своем интервью сайту Богослов.ru Вы рассказали о том, что интернет-сайт «Александр Невский» будет интересен молодежи, кроме текстового, фото- и видео-форматов будет много интерактива. Расскажете поподробнее? — Разделы сайта «Александр Невский» будут очень оригинальными и нестандартными. Посетители смогут увидеть географические объекты времен Александра Невского и сопоставить их с нынешними, проследить линию жизни князя, увидеть события мировой истории XIII века. Всю информацию будет дополнять серия инфографики, которую можно будет свободно скачать и использовать даже в учебных целях. Один из блоков — своего рода интерактивный музей с изображениями вещей, сохранившихся с эпохи XIII столетия, которые можно будет приблизить и рассмотреть детально. На сайте будет много интерактивных тестов. Также пользователи смогут принять участие в историческом квесте, им будет предложено одеть русского и других воинов в соответствующую амуницию XIII века. И это далеко не все. Не хочется раскрывать все подробности, пусть что-то останется сюрпризом. — На чем следует молодым людям, студентам делать акцент, знакомясь с жизнью святого Александра Невского? — В Вашем вопросе прозвучало фраза «святого Александра Невского». В этой связи я бы хотел отметить, что наш сайт ориентирован на широкую аудиторию, не только на православных людей. Мы рассматриваем личность благоверного князя Александра Невского с разных сторон, есть конечно и тема святости, но это лишь часть. Личность Александра Невского уникальна и в некотором смысле универсальна, поэтому она — для всех жителей России, вне зависимости от национальной или религиозной принадлежности. Князь был выдающимся государственным деятелем XIII века. В его время было принято решать вопросы силой, огнем и мечом преодолевать государственные проблемы, он же проявлял удивительное миролюбие. Хотя, как мы знаем, ему приходилось сражаться, и он не проиграл не одной битвы, но акцент в своей политике он делал все-таки не на войне, а на мире. Это очень важный опыт для нас сегодня.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Рейтинг: 10 Голосов: 9 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Олег 12 ноября 2013, 15:29 Всё зло человеку преподносится под видом добра.Очень сложно отличить одно от другого.Ярость путают с гневом,злобою,раздражением,ненавистью и т.д . На самом деле яростью обладали и обладают русские войны.Ярость- это отвага,мужество,смелость. Чтобы было если бы Благоверный Князь Александр Невский и его войны стали плакать перед Ливонскими рыцарями? Наши предки пользовались этим даром ,непосредственно в бою,против иноземных захватчиков,которые хотели навязать нам Римско Католическую веру. Сердце человека это то самое Ледовое побоище,где сатана и его полчище хотят склонить нас ко греху.И мы перед каждым боем (искушением)в пламенной молитве со слезами просим Бога Живого Единого нашего о даровании нам сил.После же мы благодарим Его за помощь, любовь к нам и радуемся победе в месте с Ним.А у нас всё происходит наоборот,мы с начало совершим грех потом молимся, плачем,каемся.Чтобы было сейчас с нами ,если бы тогда, Александр Невский проиграл сражение.А с таким миропониманием он бы проиграл,а потом пришёл к своему народу и сказал " Простите меня люди добрые,плачу ,молюсь, каюсь " . Однако мы хорошо помним его знаменитые слова- " Сила в правде " " Кто к нам с мечом придёт тот от меча и погибнет " . И мы войны Христовы,подобно этому примеру,любим ближнего и яростно сражаемся со грехом и " Пусть ярость благородная вскипает как волна " ... Спаси Господи люди твоя и благослови достояние Твое,победы на сопротивныя даруя,и Твоё сохраняя Крестом Твоим жительство. Герг 5 ноября 2013, 21:04 Гневаться , и вообще проявлять какие либо эмоции плохо . Эмоциональность искажает мышление . Виктор 10 сентября 2013, 16:09 Согласен с автором в отношении того, что бесполезно гневаться сидя у монитора - реального результата ноль. Вместе с тем, не понятно, что конкретно предлагает автор в отношении конкретных событий (например, на прошлой неделе в Санкт-Петербурге проходил митинг содомитов).

http://pravoslavie.ru/63976.html

Святой благоверный князь, полководец Александр Ярославич Невский за свою жизнь не проиграл ни одного сражения и смог сохранить Русскую землю в условиях татаро-монгольского нашествия. Он канонизирован русской православной церковью как святой. Жизнь и деятельность великого князя служит прекрасным образцом глубокой государственной мудрости, труда, энергии и самопожертвования. Для подготовки вопросов квиз-турнира Президентская библиотека предоставила документы и материалы, посвящённые князю Александру Невскому. Электронные копии печатных изданий и видеолекции представлены на портале Президентской библиотеки в коллекции Александр Невский (1221–1263) , куда также вошли исследования, очерки, биографии, жития, речи, архивные и изобразительные материалы. Основная цель квиз-турнира – вовлечение участников в активную поисковую деятельность, развитие навыков самостоятельной исследовательской работы, побуждение к изучению исторической литературы и расширение знаний об отечественной и мировой истории. Мероприятие направлено на повышение уровня знаний учащихся благодаря знакомству с малоизвестными фактами и редкими документами, а также осмыслению найденного материала и поиску правильного ответа на поставленные вопросы. Квиз-турнир позволит выявить и поддержать одарённых и талантливых учащихся. К участию в квиз-турнире приглашаются школьники 7–11-х классов, учащиеся колледжей, студенты 1–2 курсов высших учебных заведений, а также воспитанники кадетских корпусов и кадетских классов, суворовцы, юнармейцы, члены спортивных и творческих коллективов, неформальных объединений города Москвы и других регионов России. Возраст участников – от 14 до 21 года. Количество команд от одной организации не ограничено, численность команды – до 5 человек. Награждение победителей пройдёт в очном формате. Организаторы квиз-турнира: Всероссийское общественное движение наставников детей и молодежи «Наставники России», Президентская библиотека, Фонд «Правопорядок-Щит» и Ассоциация руководителей служб информационной безопасности при поддержке Московского центра «Патриот.Спорт», Международной Академии связи и Координационного центра доменов .RU/.РФ

http://ruskline.ru/politnews/2024/04/17/...

А мы, оставшиеся, не порабощены ли горьким рабством от иноплеменников?.. Мы и хлеба не можем есть в сладость. От воздыханий и печали сохнут кости наши. Что же довело нас до этого? – Наши беззакония и наши грехи, наше непослушание, наша нераскаянность». «Господь навел на нас народ немилостивый, народ лютый, народ, не щадящий ни юной красоты, ни немощи старцев, ни младости детей, ибо мы подвигли на себя гнев Бога нашего... Разрушены Божии церкви, осквернены священные сосуды, попрана святыня, святители сделались добычею меча; тела преподобных иноков брошены в добычу птицам; кровь отцов и братьев наших, как вода обильная, напоила землю. Исчезла крепость наших князей, военачальников; храбрые наши бежали, исполненные страха, а еще более братьев и чад наших отведено в плен. Поля наши поросли травою, и величие наше смирилось, красота наша погибла, богатство наше досталось в удел других, труды наши достались неверным. Земля наша стала достоянием иноплеменников... Свели мы на себя гнев Господа, как дождь с неба, подвигли на себя ярость Его, отвратили от себя великую Его милость... Отступим от всех злых дел, от разбоя, грабительства, пьянства, скупости, обиды, воровства, лжи, клеветы, резоимания (ростовщичества)» 315 . Так смотрели наши лучшие люди того времени на постигавшие русскую землю бедствия, такими же мыслями руководился, без сомнения, и благоверный князь, стоявший во главе русского народа в то тяжкое время, смиренно признавая в грозных испытаниях проявление Высшей Воли и лишь заботясь о том, чтобы тяжкие удары окончательно не сломили народных сил. В числе земель, подвергшихся исчислению, не упомянуты северные области: Новгород и Псков. Но перепись и там, как увидим ниже, была уже решена и только отложена до поры до времени. Приднепровье оставлено без исчисления, вероятно, по его запустелости, вследствие татарских погромов и непрестанных литовских набегов. «Жителей везде мало, – писал папский посол, проезжая близ Киева, – они истреблены монголами или отведены в плен». Из общего исчисления исключалось православное духовенство.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Но еще немного об этом чудном тексте. Автор «Повести» явно любуется Александром: князь — красивый, сильный, храбрый, но и плачущий при молитве. «Повесть», разумеется, совсем не милитаристская, война описывается в ней как эффект «опьянения безумием и гордостью», хотя и отмечает автор, что сердца Александровых воинов были как «сердца львов». Автор радуется и «великой славе» Александра и богатству его земли — упоминая, конечно, что тот «любил нищих». И при красоте, силе, храбрости, славе Александр ставится «монахом, ибо имел безмерное желание принять ангельский образ» — и это его высшее достижение, венец его жизни. Да, Александр воюет с немцами, шведами, литовцами и одновременно подчиняется Орде — но это лишь случайные исторические факты, сами по себе ничего не говорящие — важные лишь мотивацией Александра (как ее описывает «Повесть»): князь все делает, чтобы избавить «людей своих от беды». «Избавить людей от беды» — вот принцип, вот логика христианского политика (а не, скажем, «слава Отечества» и т. п.), применяемая в каждом случае по-своему, по-разному: в одном случае обороняться, в другом — признать власть захватчиков: лишь бы уберечь людей от беды. Все это сливается в один цельный, многомерный образ: радость и любование молодостью, силой, красотой, отвагой — молитвенностью, смирением, кротостью, плачем — нищелюбием, милосердием, действенной активной политикой помощи людям. Образ и не манихейски-мироотрицающий и не военно-государственнически- мирской, а совершенно чудесный, обаятельный образ жизнелюбивого, активного, действенного — и без противоречия — смиренного, кроткого, молитвенного человека. Много было в истории разных правителей, которые делали то и это; и спорить об этом — скука смертная. Сами по себе факты бессмысленны, ничего нам не говорят. Гораздо интереснее и душеполезнее прочитать этот текст не как скучный «исторический источник», а как послание, обращенное к нам, ко мне, разглядеть его смысл для нас здесь и сейчас. Хорошо, красиво, благочестиво (!) быть молодым, отважным, «удалым», деятельным, активным — и все это не мешает, совсем не противоречит — вот главное — кротости, смирению, тихости, милости, но, напротив, при синтезе того и другого мы получаем православно-христианский идеал «мирского» служения людям, народу, «сиротам и вдовам», активного преобразования жизни вокруг, борьбы с опьяненными безумием и гордыней. Вот чему нас учит благоверный князь Александр.

http://blog.predanie.ru/article/aleksand...

Александр Невский в полном смысле слова аристократ — благородство, мужество, высочайший профессионализм. И главное, мы прославляем его не просто как политика, дипломата, воина, государственного деятеля, а как святого, для которого жизнь здесь была служением Христу, а главной целью — стяжание Царствия Небесного. Господь говорит о Себе: «Я кроток и смирен сердцем», и указывает, что Он «путь и истина и жизнь», значит, только кроткий унаследует обетованную землю — Царствие Небесное. Александр Невский был кротким и смиренным человеком, так как смирение –это мир с Богом, даже в самом пекле боя. Он бился без ненависти, без злого чувства, без желания отомстить — вот есть враг, его нужно отбить. Сегодня ситуация в мире не простая, многие говорят о том, что тучи сгущаются, грядет война. Но в действительности война идет уже давным-давно. Это война, прежде всего, в информационном пространстве. Война за души и за умы. Удивительно, сколь многое сегодня может изменить грамотная пропаганда. Как говорил Геббельс, многократно повторенная ложь воспринимается как правда. Наша история, особенно история последних веков показала, что с русскими связываться не стоит: Карл Шведский, Наполеон, Гитлер, все они были разбиты. Но вот что русских могут победить только русские, это факт, о котором мы забываем. Поэтому мы должны хранить единство подобно тому, как наши великие предки верою и любовию преодолевали тяжелейшие испытания. Если мы разделимся, если мы не сможем быть едины, мы не устоим. И развал произойдёт не под влиянием внешних сил, а из-за нашей внутренней расслабленности и разделенности. Вот это самое страшное. От этого святой благоверный князь Александр наш народ в свое время удержал. Будем молиться, чтобы он не оставил нас и сегодня. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/aleksandr-zashhitnik-l...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010