В день тезоименитства Государя императора. Вчера (29-го августа) мы вспоминали празднественно Усекновение главы и нисшествие во ад для проповеди сущим во аде о Боге, явльшемся плотию, Иоанна, Предтечи Господня, больше коего, по свидетельству Самого Спасителя, не воставало ни одного человека между рожденными от жен; а ныне торжественно празднуем день тезоименитства благочестивого Государя нашего, больше коего в гражданском мире в настоящее время также нет, потому что он есть глава всего обширного и могущественного в свете государства, отец миллионов православных и неправославных, правоверных и неправоверных подданных. Но, как ни велик был на земле еще живой Предтеча, а меньший в Царстве Небесном был больше его, по свидетельству Самого же Господа; так и о тезоименитом ныне Государе следует сказать, что меньший в Царствии Небесном больше его: двенадцатилетний отрок, сын простого поселянина, праведный Артемий Веркольский или такой же отрок Иаков Боровицкий – больше его; соименный царствующему Государю святой благоверный князь Александр Невский – также болий его. А это располагает нас говорить о небесном величии и славе святых Божиих, которая вечна и повсеместна, о едином истинном величии веры, добродетели и святости – и о преходящем величии и славе мира сего: всякая слава человеческая – как цвет на траве [ 1Пет. 1,24 ]. Но мы не опасаемся, что величие и слава православного Государя нашего есть только величие и слава мира сего – величие и слава преходящая, потому что ныне царствующий Государь православной христианской державы есть первый сын и покровитель Церкви, зиждущий благо христиан. Испросим же молитвою у Господа, чтобы величие и слава его не прешли с его земною жизнью, но последовали за ним и в вечность; чтобы Господь укрепил христианскую душу его в царственных добродетелях и на страшном и праведном испытании всех человеков дал ему с дерзновением сказать о своих бывших подданных: вот я и дети, которых дал мне Господь [ Ис. 8,18 ]. Помолимся и благоверному князю Александру, чтобы он молитвенным предстательством своим у Царя царей укреплял его в тяжелом подвиге народоправления и в подвигах веры и добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Загробное воздаяние . Поучение в неделю 22-ю по Пятидесятнице Отче Аврааме, помилуй мя и посли Лазаря, да омочит конец перста своего в воде и устудит язык мой, яко стражду в пламени сем ( Лк.16:24 ). В притче о богатом и Лазаре, предложенной сегодня в евангельском чтении, содержится учение о загробной жизни и решается смущающий многих вопрос: почему одним хорошо живется на этом свете, хотя они ведут жизнь беззаконную и нечестивую, другие, напротив, бедствуют и страдают, хотя стараются угодить Господу Богу подвигами благочестия и добродетели. Успокоительным ответом на сей вопрос служит судьба богатого и Лазаря. Оба они, как сыны избранного народа, происходили от Авраама по плоти, но только Лазарь сроден был Аврааму по духу, и однако же этот Лазарь был великим страдальцем, не имел приюта, покрыт был ранами и струпьями, терпел голод, жажду, холод. Ему худо жилось на свете, зато в загробной жизни он сподобился блаженства, которое состояло в том, что, как истинный сын Авраама по духу, он удостоился чести быть на лоне его, т. е. достигнуть утешения и радости в теснейшем общении с ним. Не такова была участь богатого. Тот, который непрерывно проводил жизнь в пирах и веселии, по смерти попал в ад и мучился в адском пламени. И поделом. По закону правды Божией, воздающий каждому по делам, ему надлежало подвергнуться казни, заслуженной им за нечестие. Он избежал ее в жизни настоящей, зато она постигла его в жизни загробной. Напрасно он, увидев Лазаря на лоне Авраамовом, возопил ему: «отче Аврааме, умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучусь в пламени сем». Отцу свойственно любить своих детей; но богатый был таким сыном Авраама, который не заслуживал его любви, ибо будучи сродным ему по плоти, он не был сроден ему по духу. Иудеи вообще любили хвалиться происхождением своим по плоти от Авраама и называть себя чадами его. К сожалению, они не были истинными его чадами, ибо Христос так сказал им однажды: аще, чада Авраамля бысте были, дела Авраамля бысте творили ( Ин.8:40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Можете верить мне и следовать за мною, можете и совсем покинуть меня. Тогда Симон Петр один за всех отвечал Ему: « Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы жизни вечной. И мы уверовали и познали, что Ты Христос Сын Бога живого» ( Ин.6:66–69 ). Были минуты, когда и они все разбежались и оставили Его в руках врагов, пришедших в сад Гефсиманский схватить Его по указанию Иуды предателя, и до самого Его воскресения скрывались от опасности попасть в руки Его врагов; а один из них самый ревностный ученик Его даже отрекся от Него. Но все это произошло не потому, чтобы они перестали любить Его, а единственно по временному малодушию, ибо в них еще не умер ветхий человек с его самолюбием. Тем паче их нельзя было строго обвинять за бегство от Него, что это произошло не без соизволения самого Христа. Когда пришли воины схватить Его, Он, не желая, чтобы подверглись той же участи бывшие при Нем апостолы, сказал воинам: составьте их, пусть идут» ( Ин.18:8 ). Один Иуда окончательно покинул Его и с отчаяния погиб самоубийством. Призванные к делу служения Христу, апостолы все, что было для них дорого в мире, оставили для Христа. Потребно было для сего великое самоотвержение; но и великая награда уготована была им за это самоотвержение. Однажды апостол Петр сказал Иисусу: се мы оставихом вся, и в след Тебе идохом: что убо будет нам? Иисус же рече им: аминь глаголю вам, яко вы шедший по Мне, в паки бытие, егда сядет Сын человеческий на престоле славы своее, сядете и вы на двоюнадесяти престолу, судяще обеманадесяте коленома Израилево ма ( Мф.19: 27, 28 ). Какая великая награда обещается апостолам! Можно ли было ожидать, чтобы эти люди, бывшие некогда рыбарями, вделались судиями двенадцати колен Израилевых и притом не на земле, а на небесах, не во время земной жизни, а в пакибытие, т. е. в день второго пришествия Христова, когда последует воскресение мертвых и весь мир примет новый образ бытия? Можно ли было ожидать, чтобы те, которые, живя на земле, подвергались всякого рода уничижению, хулениям, терпели побои, раны, голод, жажду, наготу и кончили жизнь мученическою смертью, достигнут такой славы, что будут превыше всех царей земных, сядут близ престола Всемирного Судий Христа и изрекут свой суд не только над избранным народом, разделенным на двенадцать колен по числу родоначальников, двенадцати сыновей Израилевых, но и над всеми христианами, новозаветными верующими, новыми Израильтянами в духовном смысле, новоизбранным народом? Но по неложному слову Христа Спасителя непременно должно исполниться то, чего по обыкновенному человеческому суду нельзя было ожидать.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Святитель Иоанн Златоуст так истолковал данный текст: «Кто этот один, урезавший ухо? Евангелист Иоанн говорит, что это Петр ( Ин.18:10 ). Такой поступок был делом его пылкости. Но нужно исследовать, для чего ученики Иисуса носили ножи... и когда они… отвечали: “вот, здесь два меча”, тогда Он сказал им: “довольно” ( Лк.22:38 ). Итак, для чего же Он позволил им иметь мечи? Чтобы уверить их, что Он будет предан» 537 . А где возможно предательство, там нужно и оружие. Сказано: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно, и проклят, кто удерживает меч Его от крови!» ( Иер.48:10 ) С другой стороны, словами: « взявшие меч, мечом погибнут » – Господь разрешил и самооборону, и ведение войны с напавшими оккупантами. Ибо этими словами – « взявшие меч » – обрекается Господом на смерть начавший войну агрессор, а словами: « мечом погибнут » – благословляется защита Отечества с оружием в руках. Именно так и понимал их, эти слова, святой благоверный князь Александр Невский. Перефразируя эти слова Христа, он однажды изрек: «Кто на Русь с мечом, пойдет от меча и погибнет» . То есть: не нападай – и останешься жив! В Послании к Римлянам апостол Павел признает право за светской властью иметь армию и надзирающим за порядком органам власти носить (то есть и применять) оружие. При этом они, представители власти, называются Божьими слугами. Сказано: «Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» ( Рим.13:3–4 ). И далее мы читаем: Мф.26:53–54 . «или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть?». Действия апостола Петра осуждаются как несвоевременные, но не как преступные. В связи с чем святитель Иоанн Златоуст и пишет: «Поэтому-то Христос и упрекает Петра, и притом со страшной угрозой, за то, что он употребил меч в отмщение пришедшему рабу, хотя он поступил так горячо в защиту не самого себя, а своего Учителя» 538 . Словами: « или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? » – Христос поясняет, что Бог не нуждается в защите человеческой, но скорее наоборот…

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

На той самой реке Неве, на берегах которой некогда подвизался св. Александр, потому и называемый Невским, красуется теперь Петербург, столица нашего Государя, и там возвышается трон его. Таким образом, где один (Александр Невский) подвизался, там другой, его потомок, царствует. Один положил основание, а другой на этом основании воздвигает высокое здание народного могущества, свободы и величия. б) После поражения шведов на реке Неве святый Александр Невский одержал блистательную победу над немцами. Немцы уже овладели было многими русскими областями на западе, поставили своих наместников в русских городах. Но, вот, является князь Александр Ярославич, сначала нападает на немецкие области, а потом и на главную немецкую рать. Господь и здесь благословил оружие Своего избранника; Невский герой нанес немцам решительное поражение, выгнал их наместников из русских городов и так доставил русскому народу торжество, а у немецкого надолго отбил охоту нападать на русские земли. Эти немцы со всеми своими владениями входят теперь в состав русского государства и находятся под державою нашего Государя. в) Но святый Александр Невский не был только героем на поле брани... В то тяжелое время свирепые татары опустошили и подчинили себе Русь. Что же делает св. Александр, победитель шведов, немцев и литовцев, полный любви к отечеству и юношеских сил! Если бы в нем была только отвага, то он, конечно, бросился бы на татар, как и на немцев. Но в нем было еще и разумение воли Божией и смирение пред карающей десницей Господней. Татарское нашествие и татарское владычество – это были такие бедствия, которых нельзя было отвратить человеческими силами. «Это гнев Божий. С Богом никто не в силах спорить. Если Он восхотел покарать, то кто может избавить, кроме Его Самого? Сохраним в непорочности святую веру, и тогда Он умилосердится и после времен уничижения и стыда пошлет нам дни величия и славы». Так рассуждал святый Александр Невский и после славных побед над шведами, немцами и литовцами отправился на поклон к татарскому хану. Он склонил пред ханом свою славную главу и уничижил себя за свой народ, отрекся от своего геройства, отложил свою доблесть воинскую и явил высочайшие добродетели христианские – самоотречение, смирение, покорность воле Божией. Невозможно сказать, как труден, велик и свят был этот подвиг!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Виктор Саулкин: «История о том, как святой благоверный князь Александр российского либерала обидел» 20.03.2013 11:20:32 Виктор Саулкин Запись передачи на радио «Радонеж»   Основатель «полицейского государства» Еще в XIX веке было замечено, что российский либерал от либерала европейского отличается, прежде всего, ненавистью к своей стране и редкой глупостью. Если английский, немецкий или французский либерал, несмотря на свои политические пристрастия, любит свою родину, то российский либерал свое Отечество презирает и желает все в нем «перестроить». С молотком, мастерком и циркулем в руках. В ХХ столетии, в феврале 17-го года, российский либерал получил возможность осчастливить Россию. Но тут же подтвердил свою непроходимую глупость и ненависть к родной стране. Доказав, что он при этом еще и невероятно труслив и, как каждый трус, склонен к мелким пакостям. Либералы, получив власть над Россией в феврале 17-го года, так допекли всех, что народ уже в октябре не стал защищать их от большевиков. Многие решили, пусть будет все, что угодно, лишь бы не видеть больше у власти этих проходимцев. С тех пор либералы упорно жалуются на Русский народ, который по своей «темноте и рабской природе» оказался не готов, да и недостоин того счастья, которое свалилось на его голову в лице «просвещенной и европейски образованной» либеральной власти. В конце ХХ века либералы вновь захватили власть над Россией. И выяснилось, что либерал к тому же необыкновенно мстителен и злопамятен. Ненависть и презрение к «темному народу», который вечно мешает либералу перестроить Россию, не становятся меньше, несмотря на тот жестокий и беспощадный погром Российской государственности, который они неутомимо продолжают уже в XXI веке. В передаче Сванидзе «Суд времени» мы имели возможность наблюдать , как историки либеральных взглядов выплескивали свои обиды не только на «рабский народ» и «тысячелетнюю традицию деспотического правления» в «этой стране», но и нашли виновника всех русских бед и несчастий. Либералы, наконец, определили того, кто мешает им осчастливить «этот» народ. Виновником провала всех либеральных проектов в России оказался св. блгв. князь Александр Невский. Именно благоверный князь, по мнению российских либералов, основал «полицейское государство», с которым им, бедным, приходиться бороться и в XXI веке.

http://radonezh.ru/text/viktor-saulkin-i...

Святой благоверный князь Александр умер рано, в сорок с небольшим, но, как я сказал, уже в двадцать он стал блестящим полководцем, причем не только умевшим водить войска, но и не боявшимся обнажать свой меч. Именно так на реке Неве исход битвы был предрешен моральной победой над врагом, ибо юный Александр в единоборстве схватился с предводителем шведов, могучим рыцарем, закованным в латы, и победил его. Вот эта доблесть, вера в Бога, двигавшая им, беспредельная верность Отечеству своему и стала причиной того, что сегодня Александр Невский признан нашими людьми, отделенными от него многими столетиями истории, именем России. И очень важно, чтобы здесь, в Балтийске, на западном порубежье страны нашей, главной базе Балтийского флота, был храм, посвященный этому великому святому и герою земли Русской. Верю, что здесь будут молиться военные моряки-балтийцы — молиться по примеру своих благочестивых предков, впитывая в сознание свое, в сердце свое величайший пример любви к Отечеству, беззаветного служения, жертвенности, мудрости и силы, явленный Александром Невским. Но Александр Невский является также примером для любого человека — не только во власти пребывающего и не только защищающего Родину, ведь его молитвами сохраняется земля Русская. Мы и называем его святым благоверным князем, потому что ныне он предстоит Лицу Божиему и молится за всех нас. Обращаясь сегодня к святому благоверному великому князю Александру Невскому, мы просили его, чтобы он защитил землю Русскую от нашествия иноплеменных, от междоусобной брани, от внутренних конфликтов и разделений, преодолению которых он отдавал всю свою жизнь, понимая, что только в единстве — сила страны, сила народа, сила государства. Пусть святой благоверный князь Александр Невский приклонит и к нашей Калининградской земле свою милость, поможет людям преодолеть взаимное отчуждение, конфронтацию, объединиться, стать сильными, — потому что не может быть слабым народ наш, живущий на этом порубежье. И верю, что его молитвами после освящения сего благолепного святого храма мало-помалу будет изменяться и жизнь Балтийска, который достоин лучшей участи — и не только потому, что это центр и база Военно-морского флота, не только потому, что это самая западная точка на нашей карте, где расположены значительные социальные и промышленные объекты, но в первую очередь потому, что не может быть слабым и неразвитым регион, который является лицом нашего Отечества. А потому я призываю всех вас, дорогие балтийцы, трудиться, созидать свой город, чтобы своей красотой, развитой промышленностью, инфраструктурой, комфортными условиями жизни он являл пример благополучия нашего народа.

http://patriarchia.ru/db/text/1646308.ht...

Святой благоверный князь Александр Невский был именно таким правителем, и Господь споспешествовал ему. Имея горячую веру, твердую надежду на помощь Божию, он не побоялся, будучи 20 с небольшим лет отроду, возглавить дружину, которая должна была остановить шведские войска, вошедшие в устье реки Невы и угрожавшие всей Новгородской земле. Он не побоялся встретить грозного врага, во много превосходящего по силе, на льду Чудского озера, — ливонских рыцарей, закованных в броню. И на Неве, и на Чудском озере он победил, хотя было мало надежд и никто не верил, что этот совсем молодой человек, неопытный, не владеющий полководческим искусством, не имеющий надежного войска, сумеет победить. Но, отправляясь на рать, святой благоверный князь Александр, выходя из Софийского собора Новгорода, сказал слова, вошедшие в историю: «Не в силе Бог, а в правде». Защищая правду своего народа, он победил; и не только управлял войсками, но и сам, взяв в руки меч, шел впереди войска своего, участвовал в единоборствах и одолел грозного предводителя шведского воинства — не только в переносном смысле, как полководец, но и в прямом — в открытом бою. Затем святой благоверный великий князь должен был решить самую главную задачу — не допустить нового вторжения монгольских завоевателей на Русскую землю, особенно на север Руси, который местами оставался свободным от оккупации. Александр, несомненно, понимал всю стратегическую важность этих территорий, куда устремился народ из центральной, южной, юго-западной и западной Руси — из тех мест, которые мы сейчас называем Беларусью, Украиной, югом России. Люди устремлялись на север, зная, что там безопасность. В этих местах созревала мощь нашего народа и нашего государства, и нужно было всеми силами предотвратить преждевременное нашествие врага. И Александр смиренно идет в Орду, склоняется перед ханом, принимает его волю и, возвращаясь, продолжает ему служить, вызывая нарекания и обвинения со стороны своего народа. Многие называли его предателем, многие считали, что настало время дать битву. Но Александр, зная военное и экономическое состояние Северной Руси, понимал, что этого делать нельзя: нужно было время для накопления материальных средств, для создания войска, для воспитания людей, которые были деморализованы поражениями, падением Киева и других великих русских городов.

http://patriarchia.ru/db/text/2635938.ht...

«В современных условиях жесткого прагматизма очень важно сохранить духовную нить, дающую возможность человеку остаться нравственной личностью. Именно сейчас так важно задуматься о том, какое огромное влияние на человечество оказало христианство, — говорится в приветственном слове В. Гусакова. — В Древней Руси оно оказало влияние на различные стороны как государственно-правового, так и социального строя. Перестроило языческую семью на начала христианской нравственности, оказало определяющее влияние на культуру, просвещение и формирование мировоззрения населения. Многие исторические личности того времени оставили выдающийся след в истории христианства и судьбе славянских народов. Одним из них является святой благоверный князь Александр Невский». «Князь Александр Ярославович принадлежит к числу тех великих людей в истории, чья деятельность не просто оказала влияние на судьбы страны и народа, но во многом изменила их, предопределила ход истории на многие столетия вперед», — отметил В. Гусаков. Модератором круглого стола выступила заведующая кафедрой церковной истории и церковно-практических дисциплин кандидат исторических наук доцент Валентина Теплова. В круглом столе приняли участие представители Минской духовной семинарии и Минской духовной академии, Института истории НАН РБ, Института социологии НАН РБ, Минского государственного лингвистического университета, Республиканского института высшей школы, Витебского государственного университета им. П.М. Машерова, Брестского технического государственного университета, Российского государственного социального университета в Минске, Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова, Российской академии наук, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , Ростовского государственного медицинского университета, клирики Белорусского экзархата. В ходе заседания прозвучали доклады «Родственные, культурные и политические связи Полоцких и Владимиро-Суздальских князей», «Первый православный храм Минска по данным археологии», «Митрополит Кирилл и его усилия по возрождению церковной жизни на Руси после монголо-татарского нашествия», «Александр Невский: элиты Руси в период кризиса», «Святой благоверный князь Александр Невский и возрождение русской государственности» и др.

http://patriarchia.ru/db/text/5860779.ht...

Но в это время Руси стали грозить с запада другие враги — немцы и шведы, и борьбу с ними пришлось вести князю Александру. Дело в том, что Римский престол находил, что с татарским нашествием наступило благоприятное время для окатоличения Руси силою меча. Князь Александр предвидел неизбежность борьбы. В 1239 г. он женился на княжне Александре, дочери полоцкого князя Брячислава, земле которого грозила еще большая опасность, и начал строить крепость на границе Новгородских и Псковских земель. Но закончить ее он не успел. В 1240 г. шведский полководец Биргер вторгся в Новгородскую землю. Сопротивления он не ждал. Наскоро пополнив свою небольшую дружину, князь Александр двинулся ему навстречу. Перед походом он молился в соборе Святой Софии, призывая на помощь Матерь Божию и, наравне с новгородскими угодниками, свв. князей Бориса и Глеба, покровителей земли Русской... «Не в силе Бог, а в правде», — сказал он своим сподвижникам. 16 июля произошла битва на берегах реки Невы. На восходе солнца начальник стражи Филипп Пелгусий услышал шум плывущей лодки. Мгла окружала ее и гребцов. Видны были лишь стоявшие в лодке двое молодых витязей в латах. Старший из них ясно сказал: «Брат Глеб, прикажи грести скорее, поспешим на помощь сроднику нашему, Александру Ярославичу», и видение скрылось в тумане. Пелгусий поспешил с докладом к князю. Ободренный чудесным явлением, князь Александр в тот же день напал на шведов. До вечера длился бой. Русские творили чудеса храбрости. Сам князь все время был во главе сражавшихся и ранил Биргера копьем в лицо. Один воин подрубил его шатер, другой вбежал на вражеский корабль, все время нанося удары мечом. Всего убито русских было 20 человек. Белозерские, онежские и вологодские стрелки, которых князь Александр посадил на деревья, осыпали отступавших шведов градом стрел из луков. Летописец добавляет, что стреляли они не хуже татар. Ночью шведы окончательно ушли. Новгородцы восторженно встречали своего князя-победителя, но тут же возникло между ними их единственное недоразумение, и князь Александр уехал в Переяславль. Узнав об этом, ливонские немцы заняли Псков. Тогда новгородцы послали к вел. князю посольство с архиепископом во главе просить вернуть им их князя. С возвращением его вернулось и воодушевление, и вера в успех. Быстро подготовившись к новой войне, князь Александр освободил Псков и вторгся в Ливонию. Разгромив ее, он на обратном пути нанес немцам страшное поражение на льду Чудского озера — так называемое Ледовое побоище (1242), — и во время его вступления в Псков 50 знатных рыцарей шло за его конем, а за войском множество простых пленников. Торжественно встречал его и Новгород, и с немцами был заключен мир «на всей новгородской воле», то есть условиях.

http://sedmitza.ru/lib/text/437906/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010