«Уж не в Киев ли собрался ты, княже», причитали владимирцы, «через эти Золотые ворота, какие ты послал было делать вместе с церковью на большом Ярославовом дворе. «Хочу», говорил ты, «создать церковь такую же златоглавую, как на Золотых воротах, в память всему моему оте­честву». 95 Князя Андрея схоронили в златоверхой церкви Успения, им созданной и украшенной. Так окончил жизнь свою св. Благов. вел. князь Андрей Боголюбский, первый собиратель Руси, первый могущественный князь ее, провозгласивший идею сильной и мудрой власти краеугольным камнем, при созидании и укреплении Руси, и первый мученик этой идеи, запечатлевший ее своею кровию. 96 Древний летописец, изобразивший яркими красками страшные картины мученической кончины князя и его трогательное погребение, заканчиваем свое сказание таким замечательным, поистине христианским размышлением о трудовой жизни Андрея и о его безвремен­ной и ужасной кончине. «Св. Благоверный князь Андрей во всю жизнь свою не давал телу покоя и очам «дремания» до тех пор», пока не достиг дома истинного, прибежища всех христиан, Царицы небесных чинов, приводящей всякого человека ко спасению многими пу­тями. Как прекрасное солнце Бог не поставил на одном месте, чтобы оно оттуда освещало всю землю, но устроил ему восток, полдень и запад; так и угодни­ка своего, князя Андрея, Бог не даром привел к Себе, но дал ему так пожить, чтобы он мог не только жизнью своею душу спасти, но и кровью своею мучениче­скою омыть свои прегрешения. И апостол учит: кого любит Господь, того и наказует. И св. отцы: где нет подвига, там нет венца, где нет страдания, там нет и воздаяния, ибо всякий держащейся добродетели не может обойтись без многих врагов. А потому-то за­служено принял от Бога победный венок, ты, князь Андрей, самое имя которого значит «мужество», ты последовал разумным святым страстотерпцам, омыв­шись страдальческою кровью своею.... Вместе с братьями своими Романом и Давидом (св. Борисом и Глебом) притек ты ко Христу Богу и, водворившись в райском неизреченном довольстве, сподобился видеть во веки блага.... уготованные Богом всем любящим Его». 97 И это убеждение в святости невинного страдальца, великого князя Андрея, и вера древнего летописца в то, что Господь увенчает эту праведную кончину своего угодника мученическим венцом, подобно Борису и Глебу, оправдались всецело впоследствии. В 1702 году мощи св. благоверного великого князя Андрея Боголюбского были обретены нетленными и тогда же октября 15 дня положены на вскрытии в соборном храме Успения в приделе Благовещения пр. Богородицы, который затем в 1768 г. по случаю реставрации собора по высочайшему рескрипту императрицы Екатерины II переименован во имя св. благоверного великого князя Андрея, а мощи были тогда переставлены и помещены между двух столбов на левой стороне в средине храма, где устроен над ракой роскошный балдахин, и где они находятся до сего времени. 98

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Предстоятель Украинской Православной Церкви с паломническим визитом посетил Владимир Владимир, 6 марта 2005 г. По случаю 850-летия явления Божией Матери святому благоверному князю Андрею Боголюбскому, Блаженнейший Митрополит Владимир посетил Владимирскую епархию, по приглашению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия. Блаженнейшего Владыку сопровождал секретарь Киевской Митрополии протоиерей Виталий Косовский - сообщает сервер " Православие в Украине " . Историческая справка. Древний город Владимир был основан около 1000 лет назад. Во время путешествия в 1155 году князя Андрея Боголюбского из Вышгорода в Ростов с Киево-Вышгородской иконой Божией Матери, неподалеку от Владимира тележка с чудотворной иконой остановилась и никто не мог ее сдвинуть с места. Князь долго молился перед иконой, и явилась ему Божия Матерь, Которая повелела на этом месте основать монашескую обитель. В память об этом событии князь заказал написать икону, которая со временем прославилась великими чудесами и исцелениями. Икону назвали Боголюбской. Это одна из древнейших чудотворных икон работы русских мастеров, которая сохранилась доныне. Икона, перед которой молился князь Андрей, осталась во Владимире в возведенном князем Успенском соборе. Теперь эту Вышгородскую икону, которая ранее прибыла в Киев из Константинополя, называют Владимирской. Она является одной из великих святынь Русской Православной Церкви и сегодня хранится в Свято-Николаевском храме Третьяковской галереи. Вечером 5 марта Блаженнейшего Митрополита Владимира в древнем Успенском соборе Владимира встречали священники Владимирской епархии и многочисленные богомольцы. Блаженнейший Митрополит Владимир совершил молебен перед древним списком Владимирской иконы Божией Матери, поклонился мощам святого благоверного князя Андрея Боголюбского, святого благоверного князя Георгия, а также частице мощей святого благоверного князя Александра Невского, который в Успенском соборе Владимира был возведен на великокняжеский престол. В Успенском соборе Предстоятеля Украинской Православной Церкви приветствовал губернатор Владимирской области Николай Виноградов и председатель Законодательного Собрания Анатолий Бобров. Губернатор вручил Блаженнейшему Владимиру медаль Владимирской области „За добро и милосердие”.

http://pravoslavie.ru/12895.html

На это-то неизгладимое и подавляющее впечатление от великолепных храмов и рассчитывал знаменитый строитель их Андрей Боголюбский, при обращении язычников в христианскую православную веру. Он, по сказанию летописца, имел обыкновение водить в свои храмы всех язычников, своих и приезжавших, а чаще всего купцов из разных стран «от латынян и от высее погани», и показывать им «истинное хрестианство»; «и болгаре, и жидове, и вся погань», говорит летописец, «видивше славу Божию и украшение церковное, крестились 55 . Таковы были последствия впечатления от созданных св. Андреем Боголюбским величественных храмов. Некоторые из историков, во главе с Костомаровым, объясняют это усердие Андрея Боголюбского к построению храмов и необычайную при этом щедрость его главным образом якобы его тщеславием и желанием заставить говорить о себе с расчётом на свои личные выгоды; но такой взгляд на храмоздательную деятельность благоверного князя Андрея, как ни на чем не основанный, является по меньшей мере произвольным. Не мелкое тщеславие руководило им в этом великом деле, а напротив, искреннее и глубокое убеждение в святости христианской веры и горячая забота о нравственном и политическом благе народа. Будучи сам глубоко убежденным христианином, великий князь Андрей ничего не щадил для распространения и усиления христианства в своей родной земле, считая для этого более пригодным, в целях миссионерских, построение многочисленных и великолепных храмов. Что действительно, Андрей Боголюбский не щадил средств при построении великолепных храмов не из личных своих расчетов, но с миссионерскою целью, чтобы дать решительный перевес христианству пред язычеством, в этом убеждает нас, помимо вышеупомянутого свидетельства летописца об обычае Андрея вести наглядную и убедительную проповедь при показывании язычникам своих величественных храмов, и то обстоятельство, что Андрей ставил эти храмы преимущественно на местах языческих капищ. Так, например, церковь Феодора Стратилата была построена Андреем Боголюбским в Яриловой долине, где совершались язычниками г. Владимира гнусные игрища в честь славянского Приапа. Благодаря этим заботам Боголюбского христианство быстро распространялось и крепло на севере и становилось народной государственной религией, чем сама собой достигалась и политическая цель князя Андрея – сплотить в один народ разноплеменную Русь. Посещая великолепные христианские храмы, северная Русь под покровом единой религии начала чувствовать свое единство, и создававшаяся народность великорусская здесь, в этих храмах, прибрела твердое и непоколебимое убеждение, что без православия не может быть и Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Методичный обстрел монастыря ведётся с использованием всей мощи машины государственной пропаганды. В искаженной оптике телекамер сотни детей-рабов по восемнадцать часов в сутки работают на монастырских полях, подгоняемые ударами остро заточенных тяпок. Монахини-надсмотрщицы неумолимы. Заставляют детей то глотать по стакану поваренной соли, то производить по тысяче земных поклонов - в сущности, делать то, чего не способен вынести даже здоровый взрослый мужчина. Вот камера, работающая исподтишка, улавливает группу монахинь, стоящих в отдалении. Очень похоже на сходку воров в законе. Совсем не видно телёнка, которого насельницы выводят из коровника... Систематическая информационная война против Боголюбского монастыря носит проектный характер. Во всём видны направляющая рука, скрытая воля, чёткая стратегия. Силы, толкнувшие Россию в воронку " нового мирового порядка " , стремятся раздробить, раскрошить, сплющить мировоззрение нашего народа. Их цель - лишить русских духовного космоса, предложить вместо Православия эрзац-религию, отмеченную внешним блеском, но лишённую внутреннего сияния. Ведь " обесточенная " , обделённая богообщением безблагодатная церковь неизбежно превратится в служанку глобализма. Удары наносятся по одному из центров сопротивления этому " прекрасному новому миру " ... В лице Боголюбского монастыря атаке подвергается мистическое, аскетическое Православие, не пошедшее на поклон к идолам века сего, живущее пылающим духом подвижников и молитвенников. Боголюбово - опорное, святое место Руси, имеющее громадное значение для прошлого и будущего русской державы. Монастырь стоит на территории былой резиденции святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского - первого единодержавного правителя Северо-Восточной Руси, крупнейшего политического деятеля XII века. Именно в Боголюбове переезжавшему из Киева в Ростов князю явилась Пресвятая Богородица и повелела ему основать храм в честь Ее Рождества, а вместе с храмом - иноческую обитель. Князь Андрей - стратег, строитель и воин - погиб в результате заговора, обагрив своей мученической кровью ступени лестницы, сохранившейся до наших дней в чудом уцелевшей части княжеского дворца. Лестница, где был исколот злодеями Андрей Боголюбский, - одна из главнейших святынь обители.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

Есть швейная, иконописная, столярная мастерские. На колокольню подняты колокола ве сом 1 и 2,5 т, которые оглашают окрестности праздничным звоном. Силами и средствами Боголюбского монастыря восстанавливается Суздальский Ризоположенский женский монастырь. Возрождена традиция крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери, установленного b XVIII b. в память чудесного прекращения по молитвам перед образом страшного морового поветрия. Крестный ход из Владимира в Свято-Боголюбский монастырь совершается ежегодно 1 июля – в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери. Среди особых святынь в монастыре хранятся частицы мощей святых Владимирской земли и Киево-Печерских подвижников. В монастыре чудесным образом мироточили иконы, под куполом Боголюбского собора явился лик государя Николая II, убитого вместе с семьей в день памяти святого благоверного князя Андрея Боголюбского – 17 июля. Архитектурные памятники обители входят в состав «Золотого кольца» России, их посещают многочисленные экскурсионные группы, а также тысячи паломников приезжают сюда на поклонение древним святыням. Кирилло-Белозерский мужской монастырь Россия, Вологодская обл., г. Кириллов. Монастырь основан в 1397 году 60-летним старцем московского Симонова монастыря преподобным Кириллом, уклонившимся от настоятельства в нем и искавшим строгой подвижнической жизни вместе со своим сподвижником иноком того же Симонова монастыря Ферапонтом. Старец пришел на место, которое было открыто ему в видении Пресвятой Богородицей. Монахи водрузили крест, пропели благодарственную молитву приведшей их сюда Матери Божией и начали копать земляную келью. Так было положено начало Кирилло-Белозерской обители, ставшей впоследствии одним из крупнейших русских монастырей. В годы расцвета это был богатейший город-крепость, владевший крупными земельными наделами, соляными и рыбными промыслами; в его стенах находилась одна из наиболее значительных на Руси библиотек, складывались свои распевы духовных песнопений, работали талантливые иконописцы, резчики и другие мастера.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

начало XVII в. – собор находился в запустении: «птицы внутри его во множестве вили свои гнезда». К XVIII веку собор имел многочисленные трещины стен и арок. начало XVIII в. – в связи с канонизацией святых Андрея Боголюбского и его сына Глеба храм привлекает к себе внимание, правительство выделяет средства на его обновление. В 1708 г. стольник Георгий Андреевич Племянников на свои средства возобновил иконостас. 1708 г. – собор ремонтировался: построены угловые контрофорсы, прорублены окна в алтаре, расширены окна на прочих фасадах. Эти переделки не столько укрепили, сколько ослабили здание. 1725-1734 гг. – капитальный ремонт собора. 1734 г. – были закончены большие укрепительные работы под руководством крепостного крестьянина Новой Александровской слободы Якова Буева. Не имея возможности восстановить древнее покрытие, мастера покрыли храм четырехскатной кровлей. в 1744 г. – по указу императрицы Елизаветы Петровны вновь открыта епископская кафедра во Владимире. Успенский собор стал кафедральным. 1768 г. – в Успенском соборе устроены и освящены приделы в северной части во имя святого благоверного великого князя Андрея Боголюбского, в южной – во имя святого благоверного князя Глеба. 1767 г. – Владимир посетила императрица Екатерина II. Главный храм города находился в плачевном состоянии: потемнели иссеченные дождем и ветром стены, поржавела железная крыша и дождевая вода проникала внутрь храма, оставляя грязные следы на сводах, стенах, заливала алтарь. Пришел в ветхость старый рублевских времен иконостас. 1767 г. – Екатерина II выделила14 000 руб. на возобновление храма. Восстановительные работы проводились восьмью артелями. Артель кровельщиков во главе с московским кузнецом Алексеем Сергеевым разобрала ветхую крышу собора и покрыла листовым железом, оснастив новыми водосточными трубами. Артель местных мастеров-маляров, набранная дьяконом Успенского собора Иваном Никитиным, выкрасила крыши собора, папертей и главу зеленой краской. Служители архиерейского дома починили и выбелили стены и своды, сковали 6 решеток и вставили их в окна. Четыре артели вели работы в алтаре. Епископ распорядился сделать новый иконостас. Служитель с. Богородского и домовой столяр Никита Серегин выбрали старый рублевской поры иконостас, который затем был продан в с. Васильевское Шуйского уезда. Рублевские фрески были затерты известью при побелке. Подряд на сооружение нового иконостаса с двумя приделами, двумя балдахинами над мощами и над престольной сенью выполнили за 2000 руб. осташковские резчики из купеческого сословия Степан и Калистрат Бочкаревы. Контракт на золочение резьбы и покраску иконостаса выполнял казенный мастер Семен Золотов. Конец XVIII в. – устроен новый иконостас в 3 яруса с пышной золоченой резьбой в стиле барокко. Все его иконы были исполнены владимирским иконописцем Строкиным и его помощниками. Иконостас типичный для XVIII века находится в резком противоречии с характером древнего интерьера собора. 

http://sobory.ru/article/?object=00186

15 декабря 2019 года, в Неделю 26-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в храме благоверного князя Андрея Боголюбского на Волжском г. Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.      Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В сегодняшнем евангельском чтении (Лк. 18:18-27) есть слова, требующие особого толкования. Мы слышали, как некто подошел к Господу и Спасителю и спросил: «Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Но Спаситель не отвечает на вопрос прямо, а говорит: «Почему ты называешь Меня благим? Благ только Бог». Казалось бы, ничего такого, что требовало бы особого осмысления. Но как бы эта фраза звучала на современном русском языке? Если открыть толковый словарь Даля, лучший из существующих, мы увидим, что синонимом слову «благий» является «добрый». А теперь давайте вместо «благий» поставим слово «добрый» и осознаем всю глубину и сложность текста: «Учитель добрый! Что мне сделать, чтобы спастись?» И Учитель отвечает: «Почему ты называешь Меня добрым? Добрый только Бог». Каждый может спросить: почему же только Бог добрый? Разве в мире нет добра? Разве в сердцах людей нет добра? Конечно же, добро есть! Почему же Спаситель именно так отвечает на этот вопрос? В чем здесь дело? Если бы повествование заканчивалось на этой фразе, вряд ли кто смог бы правильно его изъяснить. Но далее Господь говорит, что нужно делать, чтобы иметь жизнь вечную: не прелюбодействовать, не убивать, не красть, не лжесвидетельствовать, почитать отца и мать. И напоминает: «Это же заповеди, которые ты знаешь, так почему же ты Меня спрашиваешь?» Здесь важно ясно уразуметь следующее. Действительно, только Бог добр в абсолютном смысле слова. Но Его благость отображается в природе человеческой, и человеческая природа по милости Божией расположена к совершению добра. У каждого человека есть свобода выбора, но вместе с тем и некое особое отношение к добру. Совершает человек добро часто или редко, или даже вовсе не совершает, — понятие добра не исторгается из системы ценностей, в которой он живет.

http://pravoslavie.ru/126414.html

К началу XVIII века собор дошёл до крайнего обветшания, имел многочисленные трещины стен и арок. Благодаря общецерковному прославлению святых благоверных князей Андрея Боголюбского и Глеба Владимирского в 1702 году правительство обратило внимание на собор и выделило средства на его обновление. В 1708 году стольник Георгий Андреевич Племянников на свои средства возобновил иконостас. Однако, ремонт 1708 года сильно исказил храм, не укрепив при этом здания. К белокаменной постройке были подведены угловые кирпичные контрфорсы, расширены и добавлены окна, главы были переделаны из шлемовидных в луковичные. Новый капитальный ремонт состоялся в 1725-1734 годах под руководством крепостного крестьянина Новой Александровской слободы Якова Буева. Не имея возможности восстановить древнее покрытие, мастера покрыли храм четырехскатной железной кровлей с большим уклоном. В 1744 году , в связи с возобновлением Владимирской епархии, собор снова стал кафедральным. В 1767 году, во время посещения Владимира императрицей Екатериной II, собор предстал в плачевном виде, т.к. железная крыша проржавела и вода заливала собор, загрязняя и разрушая росписи и убранство. Императрица выделила 14 тыс. рублей на возобновление храма, после чего восстановительные работы повели восемь артелей. В 1768 году в соборе были устроены и освящены приделы в северной части во имя благоверного великого князя Андрея Боголюбского , в южной – во имя благоверного князя Глеба Владимирского . Артель кровельщиков во главе с московским кузнецом Алексеем Сергеевым разобрала ветхую крышу собора и покрыла листовым железом, оснастив новыми водосточными трубами. Артель местных мастеров-маляров выкрасила крыши в зеленый цвет. Служители архиерейского дома починили и выбелили стены и своды, сковали 6 решеток и вставили их в окна. 4 артели вели работы в алтаре. Новый иконостас был сооружен за 2000 рублей осташковскими резчиками Степаном и Калистратом Бочкаревыми, а вызолочен и раскрашен - казенным мастером Семеном Золотовым. При этом обветшавший рублевский иконостас был разобран и продан в село Васильевское Шуйского уезда, рублевские фрески затерты известью при побелке. И Успенский собор во всей своей красе

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_собо...

В начале XIV века занимается заря спасительного единодержавия в новом сердце земли Русской – в юной тогда Москве. Сюда к благочестивому князю Иоанну Даниловичу приходит из Владимира св. митрополит Петр с дивным пророчеством о будущем величии Москвы, переносит сюда и кафедру Всероссийской митрополии, и соборный храм Успения, богатый своими сокровищами духовными, дарует новой преемнице стольного Владимира – Москве величайшее сокровище свое, чудотворную икону Богоматери. Благодарные князья Московские в первое время, в начале XV века, еще заботились о благодати древнего святилища земли Русской в гор. Владимире и, благодаря этим заботам, соборный храм Успения получил чудотворную икону Божией Матери, писанную рукой святителя Московского Петра Митрополита, – и стены его были украшены художественным писанием кисти знаменитых в истории древнерусского искусства художников Андрея Рублева и Даниила Иконникова. Затем начинаются века уничижения для стольного Владимира, обращенного в простой областной город, и временного упадка его главного собора. Лишившись в 1395 году главной святыни своей – чудотворной иконы Богоматери, а затем в 1412 году – и всей своей драгоценной утвари церковной во время нашествия татарских полчищ Талыча, соборный храм Успения, не поддерживаемый обедневшими жителями павшего Владимира, начал быстро приходить к разрушению: кровля его истлела, в стенах показались огромные трещины, стекла в окнах были выбиты, и в самом храме птицы вили гнезда... Исполнилась, наконец, мера бедствий, предназначенных для этого многострадального собора, и Промыслу Божию угодно было явить всему миру те бесценные сокровища, кои хранил в недрах своих соборный храм Успения. В 1645 году просияли чудным нетлением мощи св. Благоверного Великого Князя Георгия, доблестного страдальца за землю Русскую, а затем в 1702 году мощи св. создателя храма сего, Благоверного Великого князя Андрея Боголюбского, и святого князя его, присноюнаго Глеба. С сего времени слава сего святилища земли Русской как бы воскресла вновь: тысячи богомольцев потекли на поклонение нетленным останкам св. Владимирских Чудотворцев, охраняющих град свой и соборный храм Успения, место временного их упокоения. Усердные чтители святыни собора старались, по мере сил и разумения своего, поддержать ветхие стены собора от дальнейшего разрушения. Наконец, настало время и для восстановления древнего благолепия собора как внутри, так и снаружи его. Тщанием и трудами Высокопреосвященнейшего Архипастыря Феогноста, имя коего отныне неизгладимо запечатлено на скрижалях истории сего древнего святилища, при помощи Божией и щедрых чтителей святыни Русской, соборный храм Успения явился ныне во всей первобытной красоте своей времен Боголюбского и Великого Князя Всеволода, первых строителей сего собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Литургическая деятельность святого Андрея была многогранна и плодотворна. В 1162 году Господь послал благоверному князю великое утешение: в Ростове были обретены мощи угодников Ростовских - святителей Исайи и Леонтия. Общецерковное прославление ростовских святителей началось немного позже, но начало их народному почитанию положил князь Андрей. В 1164 году войска Боголюбского разгромили давнего врага, Волжскую Болгарию. Победы православного народа были ознаменованы расцветом литургического творчества в Русской Церкви. В тот год по почину святого Андрея Церковь установила празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице 1 августа (почитаемый русским народом " медовый Спас " ), - в память о Крещении Руси святым равноапостольным Владимиром и в память победы над болгарами в 1164 году. Учрежденный вскоре праздник Покрова Божией Матери 1 октября воплотил в литургических формах веру святого князя и всего православного народа в принятие Богородицей Святой Руси под Свой омофор. Покров Божией Матери стал одним из любимейших русских церковных праздников. Покров - русский национальный праздник, не известный ни латинскому Западу, ни греческому Востоку. Он является литургическим продолжением и творческим развитием богословских идей, заложенных в празднике Положения Ризы Богородицы 2 июля . Первым храмом, посвященным новому празднику, был Покров на Нерли (1165), замечательный памятник русского церковного зодчества, воздвигнутый мастерами святого князя Андрея в пойме реки Нерли так, чтобы князь всегда мог видеть его из окон своего Боголюбовского терема. Святой Андрей принимал непосредственное участие в литературном труде владимирских церковных писателей. Он причастен к созданию Службы Покрову (древнейший список - в пергаменной Псалтири XIV века. ГИМ, Син. 431), проложного сказания об установлении праздника Покрова (Великие Минеи Четьи. Октябрь. СПб., 1870, стлб. 4-5), " Слова на Покров " (там же, стлб. 6, 17). Им написано " Сказание о победе над болгарами и установлении праздника Спаса в 1164 году " , которое в некоторых старинных рукописях так и называется: " Слово о милости Божией великого князя Андрея Боголюбского " .

http://patriarchia.ru/db/text/910094.htm...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010