Хотя толкования Великого канона известны достаточно давно, фундаментальная работа об этом замечательном произведении византийской духовной поэзии появилась лишь недавно Из упоминающихся в литературе толкований на Великий канон преподобного Андрея отметим составленный в начале XIII в. комментарий Акакия Савваита, рукопись (рубежа XIV–XV в., ГИМ) Великого канона с пространным толкованием неизвестного автора. Хотя канон не надписан там именем Андрея, но в толковании говорится, что именно святой Андрей творец его; толкование 103 стиха начинается так: «Эта лествица, говорит творец тропарей, благоговейный Андрей, изображает нам действенное восхождение». В толковании другого тропаря Андрей Критский назван писателем сего канона и там же замечено, что «святой отец наш Андрей, по месту рождения называемый иерусалимлянином и, по священноначальству на острове Крите, критянином» На Руси преподобный Андрей Критский, Иерусалимлянин, был известен и почитался уже в самые ранние годы: первое упоминание о нем содержится в месяцеслове Мстиславова Евангелия (конец XI – начало XII в.). В Минее XII в. содержится служба преподобному Андрею. В нестишный Пролог, переведенный в первой половине XII в., включены под 4 июля память святого Андрея без жития, а под 4 июня – краткое житие святого (древнейший список XIII в.). В 1-й половине XIV в. краткое житие святого Андрея Критского вновь было переведено (по-видимому, сербскими монахами на Афоне) в составе Стишного Пролога. Кроме основного праздника 4 июля в ряде календарей память святого Андрея указывается под другими датами (по более древней византийской традиции): 29 апреля (в Апостоле конца XIII в.; Хлудовское собрание, ГИМ) и 4 июня (Румянцевский Обиход; первая половина XIV в., РГБ). Гимнографические произведения и Слова преподобного Андрея Критского в русской письменности XI–XVII вв. были распространены очень широко. Имя Андрея Критского упоминается в «Повести о взятии Царьграда турками в 1453 году» (сочинении второй половины XV в., приписываемом Нестору Искандеру), вошедшей в состав Воскресенской летописи. Здесь при описании достопримечательностей Константинополя, связанных со строительной деятельностью Юстиниана и Феодосия II, делается ссылка на авторитет преподобного: «И тако наполниша град преславными и дивными вещами, имиже и блаженный Андрей Критцкий удивися, рече: Воистину град сей выше слова и разума» [ПСРЛ, т. 8]. Святого Андрея особо почитали в княжеской среде: видимо, он являлся небесным покровителем святого благоверного князя Андрея Боголюбского, а также Андрея, сына св. Александра Невского 21].

http://pravmir.ru/velikij-kanon-istoriya...

Помню, когда впервые довелось мне прочитать житие святого благоверного князя Андрея Боголюбского, образ этого великого государственного мужа и молитвенника и события его жизни поразили меня. Особенно – чудо явления князю Божией Матери после ухода его из Вышгорода с чудотворной будущей великой Владимирской иконой Владычицы. Источник: vos.1september.ru Помню, когда впервые довелось мне прочитать житие святого благоверного князя Андрея Боголюбского, образ этого великого государственного мужа и молитвенника и события его жизни поразили меня. Особенно – чудо явления князю Божией Матери после ухода его из Вышгорода с чудотворной будущей великой Владимирской иконой Владычицы. Ведь ничего подобного на уроках истории нам, ученикам 1980-х, естественно, не рассказывали! А ведь было это: неожиданная остановка близ Владимира (кони ни в какую не хотели идти!), моление князя в шатре и в ответ на молитву – явление Пресвятой Богородицы, открывшей Свое особое благоволение граду Владимиру, младшему брату Ростова и Суздаля. И означало это, что быть отныне Владимиру новой столицей, а князю – править в нем, подобно будущим государям-помазанникам. По указанию князя Андрея, с его слов чудесное видение было выписано на иконе – Царица Небесная в полный рост со свитком в руке. Впоследствии эта икона наречена была Боголюбивой, или Боголюбской. По прочтении подобного всегда, хотя уже и знаешь, но вновь и вновь поражаешься подтверждению: а ведь верно, человеческая история совершается по Промыслу Божиему, а не по «законам исторического развития». Тогда же, в начале 1990-х, это было совсем в диковинку. И сердце горело, и я вслух попросила святого Андрея помочь мне побывать в недалеком от нас Владимире для того, чтобы приложиться к мощам его, святого князя, первого по сути самодержца русского, отстоять литургию в Успенском соборе и хоть взглянуть на Боголюбскую (в то время она еще находилась в музее). Казалось бы, чего проще: садись на электричку и поезжай. Но что-то постоянно не складывалось. Прошло несколько лет. Я устроилась на работу в православную газету «Русь Державная», и очень скоро совершенно неожиданно пришло предложение написать статью о женском монастыре, нуждающемся в материальной помощи. Мы разговаривали с женщиной по телефону.

http://pravmir.ru/bogolyubskaya-ili-bogo...

Но и на этом не успокоились руководители фонда, устроив презентацию книги А.Карпова «Андрей Боголюбский» в Госдуме в рамках «Парламентского часа». Несколько слов об этом, поскольку не просто знакомство парламентариев с книгой задумали организаторы акции. При поддержке Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций и при участии его председателя Я.Нилова, советника Комитета Госдумы РФ вопросам общественных объединений и религиозных организаций С.Медведко, а также В.Золочевского, координатора Владимирского регионального отделения ЛДПР, а также руководства издательства «Молодая гвардия» вместе с представителями Совета Федерации Российской Федерации, представителями Владимирской епархии состоялась развернутая дискуссия о роли и масштабности личности Андрея Боголюбского в укреплении нашего государства, в собирании русских земель. Телезрители программы «Парламентский час» смогли оценить высокопрофессиональный уровень дискуссии. Тесное сотрудничество с женской обителью в Боголюбове выстраивает стратегические планы фонда. Так, в начале года состоялась встреча с митрополитом Владимирским и Суздальским Евлогием во Владимире, где были обсуждены многие вопросы деятельности фонда. Среди них - реконструкция купола часовни в Свято-Боголюбском монастыре на месте убиения святого благоверного Князя Андрея. Реконструкция проведена к 1 июля текущего года. Начато украшение этой же часовни изразцами художника Вадима Сташкевича. В августе мастером было изготовлено 140 фарфоровых изразцов. В настоящее время изразцы находятся в Свято-Боголюбском монастыре. Работы планируется возобновить в следующем году. Важным моментом явилось благословение Владыки на установку внутри часовни гробницы с частицей мощей Святого благоверного Князя Андрея. Святая частица будет передана в Свято-Боголюбский монастырь Владимирской епархией. Но этим не исчерпывается сотрудничество фонда и художника Вадима Сташкевича, воплощающего в своих творениях образцы декора Руси эпохи XII века. Фонд помог организовать презентацию работ В.Сташкевича на тему «Всадник на белом коне» в залах Московского Дома Национальностей. В преддверии вернисажа по инициативе фонда за «круглым столом» состоялось обсуждение темы «Этнография и современность», на которой дискутировали художники, модельеры и дизайнеры, мастера прикладного искусства, журналисты. Но и этим не был исчерпан презентационный комплекс мероприятий. «Русский символизм» - его истоки, жизнеспособность, суть его эстетики и возможные перспективы обсуждали на встрече мастера декоративно-прикладного искусства вместе с художниками. Во встрече приняли участие Ольга Тюрина, президент фонда Андрея Боголюбского, Александр Пономарь, заместитель директора МДН, художник-керамист Вадим Сташкевич и другие.

http://ruskline.ru/analitika/2014/12/06/...

Крест с частицей мощей святого князя Александра Невского некогда принадлежал одному из оптинских старцев - преподобному Нектарию (память 29 апреля/11 мая и 11/24 октября). Келейником старца вплоть до его кончины был иеромонах Севастиан, в будущем - преподобный Севастиан Карагандинский (прославлен в лике святых в 1997 году; память 6/19 апреля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), который в годы гонений на Церковь смог сохранить эту святыню. Его жизнь - продолжение жизни во Христе богоносных оптинских старцев, от которых он унаследовал духовные сокровища святоотеческих традиций. Как рассказал мне отец Олег, параман преподобного Севастиана Карагандинского и крест с частицей мощей святого благоверного князя Александра Невского в Александро-Невском храме находятся с 27 января 2000 года. Передал эти святыни хранивший их более 30 лет настоятель храма Жен-Мироносиц в Пскове протоиерей Павел Адельгейм (в 2013 году он трагически погиб): его детство прошло в Караганде, он был одним из духовных чад старца Севастиана. И ещё одна встреча со святым князем... Древний Владимир, одна из столиц Святой Руси, связан с именами трёх великих святых - святого равноапостольного князя Владимира, святого благоверного князя Андрея Боголюбского и святого благоверного князя Александра Невского. В июне 2013 года вместе с двумя замечательными русскими поэтами - Валентином Суховским и Владимиром Смыком (втроём мы представляли литературно-исторический журнал «Великороссъ», где ныне я работаю ответственным секретарём) я приехал в этот прекрасный город, чтобы участвовать во втором открытом фестивале православной культуры «Шатёр Андрея Боголюбского». В рамках фестиваля проходил и фестиваль духовной поэзии. Вместе с поэтами из Владимира, Суздаля и Москвы мы читали свои стихи в сквере у Успенского собора, который был возведён при святом благоверном князе Андрее Боголюбском и где сохранились фрески преподобного Андрея Рублёва. Перед отъездом в Москву мы отправились в место дорогое не только для каждого владимирца, но и каждого русского, православного человека.

http://ruskline.ru/analitika/2016/09/12/...

Ганичев Валерий Николаевич - председатель Союза писателей, Скворцов Константин Васильевич - поэт, сопредседатель Союза писателей, Чавчавадзе Зураб Михайлович - председатель правления Высшего монархического совета, Крутов Александр Николаевич - главный редактор журнала «Русский Дом», Президент Международного Фонда славянской письменности и культуры, Москалькова Татьяна Николаевна - генерал-майор милиции, член фракции " Справедливая Россия " Заместитель председателя Комитета ГД по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками. Затем были перечислены кандидаты в Попечительский Совет. После представления Ольга Алексеевна выразила надежду, что после Презентации все кандидаты станут действующими членами. Президентом Фонда была продемонстрирована Презентация с рассказом о проделанной работе, были отображены основные мероприятия: проведение выставки «Выбор Святой Руси», совместная организация с ОД «За веру православную» Крестного Хода Вышгород-Боголюбово, организация молебна при встрече Крестного Хода в Москве в Храме Николая Чудотворца в Толмачах совместно с Синодальным отделом Московского Патриархата по взаимодействию Церкви и общества и Третьяковской галереей, выпуск 4 номеров газеты «Выбор Руси», проведение конкурса детского рисунка, литературного конкурса (на премию от Фонда выдвинут спектакль «Андрей Боголюбский» Владимирского областного театра драмы), участие в мероприятиях во Владимире по случаю празднования 900-летия со дня рождения Святого благоверного князя Андрея Боголюбского. После рассказа о Крестном ходе был символично возвращен флаг Фонда Славянской письменности и культуры, который был торжественно передан ОД «За веру православную» 9 июня т.г. для участия в крестном ходе Вышгород- Москва -Боголюбово. Далее слово было предоставлено членам ПС. Первым выступил Александр Николаевич Крутов, он дал положительную оценку пятимесячной работе Фонда и отметил, что Фонд задал своей работе хороший темп движения вперед и журнал «Русский Дом», и Фонд Славянской письменности готовы помогать данной работе. После выступления Ольга Алексеевна поблагодарила Александра Николаевича за плодотворное сотрудничество и от имени Фонда вручила икону Андрея Боголюбского из колокольной бронзы, изготовленной по специальному заказу Фонда, за труды в просвещении имени Святого князя.

http://ruskline.ru/analitika/2011/11/01/...

Внешний облик Успенского собора напоминал построенный в те же времена храм Покрова на Нерли. Снаружи стены собора покрыты белым мрамором. Кровля сделана из медных листов и обита кованым серебром. Собор венчал один позолоченный купол с четырёхконечным крестом, покрытым дорогой аравийской красной медью. Внутри стены расписывали греческие мастера. Иконостас блистал золотом и драгоценными камнями. Храм освещали четыре больших паникадила из золота и двадцать паникадил из серебра. Священные сосуды, воздухи и покровцы, шитые золотом и жемчугом, дополняли красоту храма. Современники, восхищаясь его великолепием, уподобляли собор храму Соломонову. В Успенском соборе, как в дивном ковчеге, святой князь Андрей поместил чудотворную икону Божией Матери, которую привёз из Вышгорода. С тех пор она стала именоваться Владимирской. С этого времени Успенский собор во Владимире стал главным храмом всей Русской земли, средоточием разносторонней духовной культуры Древней Руси. Этот собор сделался главным хранилищем книжных богатств, принесённых сюда князем Андреем из Киева. Под сенью собора создавались замечательные произведения древней русской литературы: " Сказание о чудесах от иконы Владимирской Богоматери " , " Житие князя Александра Невского " , многие страницы знаменитого " Печерского Патерика " . Многогранна и плодотворна была литургическая деятельность основателя Успенского собора святого благоверного князя Андрея Боголюбского. В 1164 году по его почину Русская Церковь установила празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице на 1 августа в память о Крещении Руси святым равноапостольным князем Владимиром. Вскоре был установлен и праздник Покрова Божией Матери - на 1 октября. Первые богослужения в честь этих праздников были совершены в главном храме Древней Руси - Успенском соборе. После мученической кончины в 1174 году Андрея Боголюбского, когда во Владимире начались княжеские междоусобицы, собор подвергся расхищению и князь Глеб, принимавший участие в свержении Владимирского князя Михаила, увёз к себе в Рязань образ Владимирской Богоматери. Однако через некоторое время князю Михаилу удалось восстановить своё княжение во Владимире и икона была возвращена в Успенский собор. По кончине князя Михаила великокняжеский престол занял Всеволод III Большое Гнездо, во Святом Крещении Димитрий, родной брат Андрея Боголюбского. В первые же дни своего правления Всеволод был удостоен видения: " он узреша чюдную Матерь Божию и весь град и до основания, аки на воздухе стоящь " . Это утвердило его в мысли, что он не будет оставлен Небесной помощью.

http://sobory.ru/article/?object=00186

В 1702 году было установлено общецерковное почитание святого благоверного великого князя Андрея Боголюбского и его сына Глеба, Владимирских чудотворцев. В 1744 году по указу императрицы Елизаветы Петровны во Владимире возродилась самостоятельная епископская кафедра. Успенский собор стал кафедральным. Первым Владимирским епископом стал архимандрит Рождественского монастыря Платон (Петрункевич). В 1768 году в Успенском соборе были устроены и освящены приделы в северной части во имя святого благоверного великого князя Андрея Боголюбского, в южной - во имя святого благоверного князя Глеба. В 1771 году по случаю избавления жителей Владимира от моровой язвы было установлено совершать крестный ход с чудотворной Боголюбской иконой из Боголюбова монастыря в Успенский кафедральный собор. В 1767 году Владимир посетила императрица Екатерина II. Увидев в Успенском соборе ветхость и бедность украшений, она выдала на ремонт, церковную утварь и облачения священнослужителей 14 000 рублей. К 1774 году основные ремонтные работы в Успенском соборе завершились. Древний иконостас был заменён новым, выполненным в стиле барокко и украшенным золочёной резьбой и колоннами, существующим до настоящего времени. Все новые иконы написал владимирский художник Строкин. Над престолом главного алтаря устроена сень. 25 мая 1774 года обновлённый Успенский собор освятил Владимирский епископ Иероним (Формаковский). В 1800 году на Владимирскую кафедру был назначен епископ Ксенофонт (Троепольский). В 1810 году при нём построена новая колокольня, сильно отличающаяся по архитектуре от старого здания. В годину тяжких бед, в 1812 году, из Москвы во владимирский Успенский собор были принесены на хранение чудотворные Владимирская и Иверская иконы. От стен собора отправлялись ополченцы на борьбу с Наполеоновскими захватчиками. В 1860 году был выстроен придел во имя святого великого князя Георгия, соединивший собор с колокольней. В 1862 году в колокольне устроен придел в честь чуда Архистратига Михаила в Хонех. В соборе в это время чугунная винтовая лестница на хоры заменила деревянную.

http://sobory.ru/article/?object=00186

«Уж не в Киев ли собрался ты, княже», причитали владимирцы, «через эти Золотые ворота, какие ты послал было делать вместе с церковью на большом Ярославовом дворе. «Хочу», говорил ты, «создать церковь такую же златоглавую, как на Золотых воротах, в память всему моему оте­честву». 95 Князя Андрея схоронили в златоверхой церкви Успения, им созданной и украшенной. Так окончил жизнь свою св. Благов. вел. князь Андрей Боголюбский, первый собиратель Руси, первый могущественный князь ее, провозгласивший идею сильной и мудрой власти краеугольным камнем, при созидании и укреплении Руси, и первый мученик этой идеи, запечатлевший ее своею кровию. 96 Древний летописец, изобразивший яркими красками страшные картины мученической кончины князя и его трогательное погребение, заканчиваем свое сказание таким замечательным, поистине христианским размышлением о трудовой жизни Андрея и о его безвремен­ной и ужасной кончине. «Св. Благоверный князь Андрей во всю жизнь свою не давал телу покоя и очам «дремания» до тех пор», пока не достиг дома истинного, прибежища всех христиан, Царицы небесных чинов, приводящей всякого человека ко спасению многими пу­тями. Как прекрасное солнце Бог не поставил на одном месте, чтобы оно оттуда освещало всю землю, но устроил ему восток, полдень и запад; так и угодни­ка своего, князя Андрея, Бог не даром привел к Себе, но дал ему так пожить, чтобы он мог не только жизнью своею душу спасти, но и кровью своею мучениче­скою омыть свои прегрешения. И апостол учит: кого любит Господь, того и наказует. И св. отцы: где нет подвига, там нет венца, где нет страдания, там нет и воздаяния, ибо всякий держащейся добродетели не может обойтись без многих врагов. А потому-то за­служено принял от Бога победный венок, ты, князь Андрей, самое имя которого значит «мужество», ты последовал разумным святым страстотерпцам, омыв­шись страдальческою кровью своею.... Вместе с братьями своими Романом и Давидом (св. Борисом и Глебом) притек ты ко Христу Богу и, водворившись в райском неизреченном довольстве, сподобился видеть во веки блага.... уготованные Богом всем любящим Его». 97 И это убеждение в святости невинного страдальца, великого князя Андрея, и вера древнего летописца в то, что Господь увенчает эту праведную кончину своего угодника мученическим венцом, подобно Борису и Глебу, оправдались всецело впоследствии. В 1702 году мощи св. благоверного великого князя Андрея Боголюбского были обретены нетленными и тогда же октября 15 дня положены на вскрытии в соборном храме Успения в приделе Благовещения пр. Богородицы, который затем в 1768 г. по случаю реставрации собора по высочайшему рескрипту императрицы Екатерины II переименован во имя св. благоверного великого князя Андрея, а мощи были тогда переставлены и помещены между двух столбов на левой стороне в средине храма, где устроен над ракой роскошный балдахин, и где они находятся до сего времени. 98

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В златоверхом своем храме Благоверному Князю Андрею немало приходилось совершать и печальных молитвословий и церемоний. В сем храме в 1164 году похоронил он сына своего Изяслава. «В лето 6672, сказано в летописи, преставися благоверный князь Христолюбивый Изяслав, сын Великаго Князя Андрея, и плакася по нем князь Андрей отец и брат его Мстислав; и тако положиша и в церкви святыя Богородица Володимири с плачем великим месяца Октября в 28 день». В 1166 году похоронил брата своего Ярослава Юрьевича. «В 6674 лете, сказано у летописца, преставися благоверный князь Христолюбивый Ярослав, великаго князя сын Дюрдев (Георгиев), и плакася по нем брат его Андрей, и положи в церкви святыя Богородица Володимири месяца Априля в 12» 3737 . Чрез семь лет по кончине Ярослава Георгиевича погребен был сын князя Андрея Боголюбского Мстислав. «В лето 6681, повествуется, преставися благоверный князь Мстислав Андреевич месяца Марта в 28 день, во вторник, положиша и в святое Богородици Володимере, юже церковь учинил отец его Андрей, и плакашася по нем отец его и вся Суждальская земля». Над каменным гробом этого воинственного князя, по повелению отца его Андрея Георгиевича, поставлена была мраморная статуя. 3838 В 1175 году июня в 20 день скончался еще сын Андрея Боголюбского Глеб, исключительно посвятивший себя на служение Господу. – Он каждодневно присутствовал за церковною службою в новоустроенном родителем его соборном храме. «Честное тело сего блаженнаго князя также было положено в соборном храме» 3939 . Через девять дней после кончины сына своего Глеба и сам Благоверный Князь Андрей запечатлел свою святую жизнь мученическою кончиною. Он на 29 июня был убит в Боголюбовском дворце самым бесчеловечным образом. На шестой день – 5 июля, когда бунт и смятение, вследствие сего страшного события, несколько поутихли в Боголюбове, перенесено было тело страстотерпца князя во Владимир для погребения его в построенном им дивном соборном храме. В летописи записан и самый порядок, в каком было совершено перенесение тела. «В шестой день в пятницу, сказано там, Владимирцы сказали соборному игумену Феодулу 4040 и Луке демественнику 4141 : нарядите носильщиков, или поедем, возьмем князя господина своего Андрея, а Микулице 4242 сказали: сбери попы вси, оболкшеся в ризы, выйдете перед серебряная ворота 4343 , со святою Богородицею, и тут князя дожидайтесь».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Предстоятель Украинской Православной Церкви с паломническим визитом посетил Владимир Владимир, 6 марта 2005 г. По случаю 850-летия явления Божией Матери святому благоверному князю Андрею Боголюбскому, Блаженнейший Митрополит Владимир посетил Владимирскую епархию, по приглашению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия. Блаженнейшего Владыку сопровождал секретарь Киевской Митрополии протоиерей Виталий Косовский - сообщает сервер " Православие в Украине " . Историческая справка. Древний город Владимир был основан около 1000 лет назад. Во время путешествия в 1155 году князя Андрея Боголюбского из Вышгорода в Ростов с Киево-Вышгородской иконой Божией Матери, неподалеку от Владимира тележка с чудотворной иконой остановилась и никто не мог ее сдвинуть с места. Князь долго молился перед иконой, и явилась ему Божия Матерь, Которая повелела на этом месте основать монашескую обитель. В память об этом событии князь заказал написать икону, которая со временем прославилась великими чудесами и исцелениями. Икону назвали Боголюбской. Это одна из древнейших чудотворных икон работы русских мастеров, которая сохранилась доныне. Икона, перед которой молился князь Андрей, осталась во Владимире в возведенном князем Успенском соборе. Теперь эту Вышгородскую икону, которая ранее прибыла в Киев из Константинополя, называют Владимирской. Она является одной из великих святынь Русской Православной Церкви и сегодня хранится в Свято-Николаевском храме Третьяковской галереи. Вечером 5 марта Блаженнейшего Митрополита Владимира в древнем Успенском соборе Владимира встречали священники Владимирской епархии и многочисленные богомольцы. Блаженнейший Митрополит Владимир совершил молебен перед древним списком Владимирской иконы Божией Матери, поклонился мощам святого благоверного князя Андрея Боголюбского, святого благоверного князя Георгия, а также частице мощей святого благоверного князя Александра Невского, который в Успенском соборе Владимира был возведен на великокняжеский престол. В Успенском соборе Предстоятеля Украинской Православной Церкви приветствовал губернатор Владимирской области Николай Виноградов и председатель Законодательного Собрания Анатолий Бобров. Губернатор вручил Блаженнейшему Владимиру медаль Владимирской области „За добро и милосердие”.

http://pravoslavie.ru/12895.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010