Александр Городницкий: Я был как два разных человека – крамольный поэт и благонравный советский инженер 22 апреля, 2015. Лада Ермолинская Интервью с живым классиком Стихи Александра Городницкого включены в программу средней школы, его именем названа малая планета солнечной системы и горный перевал. Но не только стихами и песнями знаменит Городницкий. В свои 82 он продолжает работать, как ученый и исследователь, академик РАН. Одна из последних работ — вышедшая в прошлом году книга «Тайны и мифы науки» – весьма нахальная попытка объяснить с научной точки зрения некоторые библейские истории… Про войну – Мы с матерью жили на даче на станции Вырица, под Ленинградом. И вот 22 июня 1941 года, в ясный солнечный день, приехал отец и сказал, что началась война. Я очень удивился, никак не мог понять, что это за странное явление – война? Казалось, ничего не произошло… Мне тогда только исполнилось 8 лет, и я не понимал, как все может измениться, когда солнечно, ясно и спокойно. Но изменилось, конечно, многое. В конце июля меня вместе с маминой школой (мама работала учительницей) и десятками тысяч ленинградских детей примерно такого же возраста отправили в эвакуацию. Но план эвакуации был составлен на случай войны с Финляндией, еще в 1939 году, и повезли нас в Старую Руссу в Новгородскую область, практически навстречу немцам… Туда немцы пришли еще раньше, чем под Ленинград. В конце августа уже горело небо на западе, шли медсанбаты, канонада, через наши деревни проходили беженцы. Нас с большими трудами запихали в эшелоны, и поехали мы обратно в Ленинград. Помню, как на станции Малая Вишера нас бомбили, как подожгли хвостовой вагон, как мы сами прятались под вагонами… Как-то все же вернулись. А в начале сентября немцы дошли до Ленинграда и началась блокада. Так что, первая моя эвакуация была неудачной. Я, кстати, не так давно, пару лет назад, встретил в Нью-Йорке женщину, которая сидела со мной в том самом вагоне — она прочитала книгу моих воспоминаний, подошла ко мне. Отца, работавшего в военной гидрографии, эвакуировали в Омск, а мы с матерью остались в блокадном Ленинграде до апреля 1942 года, когда меня вместе с другими ленинградскими детьми на грузовиках вывезли по Ладожской трассе и отправили эшелоном в Омск. Так что, первый год блокады — самый тяжелый и страшный – мне довелось провести в Ленинграде.

http://pravmir.ru/aleksandr-gorodnitskiy...

Катавасию греки после каждой песни канона не поют, но после восьмой песни канона пропевают подряд все ирмосы ее, от первой песни до восьмой включительно, катавасию же девятой песни поют по исполнении этой песни (Иератикон, стр.30.) . 8 .       После канона и возгласа малой ектении “Яко тя хвалят вся силы небесныя...” хоры поют “Свят Господь Бог наш”, но не три раза, а два, на третий же раз добавляют стих “Возносите Господа, Бога нашего”, диакон при этом никаких стихов не возглашает (Типикон, стр.57.) . 9 .       Конец греческой утрени отличается от русской тем, что греки не произносят последних ектений, не делают отпуста и не читают первого часа. Не читая и 3 и 6 часов, переходят прямо к совершению литургии. На вседневной утрене после чтения “Благо есть...” и Трисвятого, когда будет пропет богородичен, иерей дает возглас: “Благословенно царство...” (Типикон, стр.46.) . На праздничной утрене во время пения великого славословия диакон тайно читает ектении “Помилуй нас, Боже” и “Исполним утреннюю молитву”, и иерей так же тихо произносит отпуст, Когда же хор, окончив великое славословие, пропоет тропарь, тогда сразу начинается литургия (Типикон, стр.58.) . Таковы особенности греческой утрени по современному ее уставу. Заключение Православная христианская утреня за почти двухтысячелетнее свое существование прошла сложный путь развития. Имея главным своим элементом псалмы и библейские песни она уже в первом веке стала дополняться гимнами собственно христианского сочинения в честь Господа Иисуса Христа. В последующих столетиях собственно христианское песнотворчество значительно усложнило самое чинопоследование. За это же время многие древние молитвы и песнопения исчезли из него. Некоторые из сохранившихся молитвословий потеряли свое прежнее место  чине и теперь, например, невозможно установить, в связи с какими псалмами или библейскими песнями когда-то читались наши 4, 5 и 6 утренние молитвы. Некоторые обряды, когда-то составлявшие характерную черту песненной утрени, сохранились лишь в богослужении отдельных праздников. Так, например, начало пасхальной утрени в притворе при закрытых вратах храма и употребление на ней иереем креста с трехсвечником ведут свое начало из песненной утрени. Таким же остатком древней песненной утрени является пение в великую субботу после великого славословия и обнесения плащаницей храма воскресного прокимна и чтение паремии, апостола и евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Василик, утверждая, что каноны в первом тысячелетии пели с библейскими песнями, противоречит сам себе, ибо здесь же приводит архаичный Благовещенский двупеснец, в котором существовали припевы (С. 206-211; конечно, это особый случай, но все-же...). Следует признать, что полный канон с библейскими песнями структурно сложен, технически его непросто исполнить, в особенности, если учесть, что канон на востоке исполнялся и сейчас исполняется (не везде, правда) певчески. Подобное исполнение у греков предполагает наличие минимум двух высококвалифицированных псалтов. Автору рецензии приходилось наблюдать и слышать исполнение всего канона с библейскими песнями в Великой Лавре на Афоне (воскресная утреня) - псалты ловко «жонглировали» тремя богослужебными книгами (Октоих, Минея и книга с Библейскими песнями; теоретически еще необходимы были и певческие книги, но практически все пелось на память). На приходах такого исполнения добиться сложно, даже в Византии и Греции, где практиковалось и практикуется по преимуществу сольное богослужебное пение, на которое ориентировались творцы канонов. Подобное исполнение сейчас возможно лишь в больших монастырях, в других же местах «правильно» исполняется только девятая песнь, а остальной канон читается с припевами (в худшем случае от канона вообще остаются только ирмосы и катавасия). В России богослужебное пение было и остается по преимуществу хоровым, хором же петь каноны во много крат труднее, а с библейскими песнями едва ли возможно. Стоглав запретил исполнять канон певчески (значит, где-то все же таким образом он исполнялся - см.: Лозовая ), надо полагать, из-за громоздкости получаемой богослужебной структуры, которая сильно удлиняла богослужение. Но и чтение канона с библейскими песнями на приходах было не по силам, поэтому традицией было сохранено как обязательное для всех только в Великий Пост, а в обычный период сохранялось, надо полагать, - осуществлялось лишь в монастырях. Приходской устав пения канонов с запевами не просто практически утвердился, но и был зафиксирован в Типиконе (в Оке Церковном 1641 г.) и в богослужебных книгах (смотреть, например, современный Октоих). Традиция исполнения канона с припевами едва ли была местной русской и скорее всего имела византийские корни. В греческих богослужебных книгах также встречается указание на припевы, например в Типиконе Георгия Виолакиса. Впрочем, следует признать, что это лишь наша рабочая гипотеза, требующая дополнительных исследований для ее подтверждения. Так или иначе, именно при таком исполнении в праздники целесообразно было бы обычный припев заменять праздничными величальными припевами.

http://bogoslov.ru/article/290325

Не дивитеся сему. Мы привыкли к тому, что канон существует как бы сам по себе, он не связан никоим образом со Св. Писанием. Так нам подсказывает наша интуиция. Но от начала не бысть тако. И остаток древнего канона сохраняется в нынешнем обиходном богослужении во время Великого Поста: в это время каноны всегда поются с пророческими песнями. Согласно нынешнему Типикону, каноны утрени должны быть с пророческими песнями каждый день в течение всего года – кроме Страстной и Светлой седмиц. Только две недели в году, когда песни отлагаются. Но, между прочим, скорее всего на Руси никогда этого и не было. Видимо, изначально каноны y нас читались и пелись без библейских песней. То место, которое, согласно Типикону, должны занимать стихи пророческой песни, ныне y нас занимают так называемые запевы («Слава Тебе, Боже, слава Тебе», «Пресвятая Богородице, спаси нас» и т.д., например, «Святителю отче Николае, моли Бога о нас»). Устав не знает этих запевов на утрени. Вместо них должны быть стихи библейских песней. Но сейчас этого нигде нет. Между прочим, старообрядческая традиция не признает песней вне поста. При всей ревности к уставу старообрядцы каноны утрени поют с запевами, а не с библейскими песнями. Это отражает именно русскую особенность богослужения. Пойдем дальше. Каким же образом строится канон? Основу, каркас канона составляют библейские песни. Почему в каноне не 10, а, как правило, 8 песней? Песнь Пр. Богородицы не соединяется с тропарями, как мы говорили. Но, как правило, в каноне отсутствует 2 песнь. Когда она бывает? Она бывает только по вторникам Великого Поста (всего 6 дней в году). И еще есть некоторые маргинальные случаи, когда бывает 2 библейская песня. В частности, в субботу сыропустную канон всем преподобным, в подвиге просиявшим, идет со 2 песней. Почему так? Почему именно 2 песнь выпала? Обычно говорят так, что эта песнь носит особый характер: она суровая, обличительная, покаянная, поэтому-де и поется только Великим Постом. Это верно. Но основное отличие 2 библейский песни от прочих библейских песен другое. Что из себя представляют библейские песни? Это молитвы ветхозаветных праведников. Ведь Пр. Богородица и пророк Захария все-таки были людьми ветхозаветными. К кому эти песни обращены?

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Итак, мы видим, что почти все рассмотренные нами молитвословия копто-эфиопских часов находят себе соответствие в греко-славянских памятниках. Встречаются лишь немногие исключения, да и те, нужно думать, зависят, главным образом, от недостатка рукописных данных. Кроме часослова, изданного Б. А. Тураевым , в некоторых монастырях Абиссинии употребляются еще два часослова совсем иного состава. Один из них отличается полным отсутствием псалмов и содержит в себе только стихотворные песни в честь Св. Троицы, Богородицы и различных ликов святых (на вечерне напр. восхваляются преподобные, на 1-м часе – апостолы, и т. д.), со множеством библейских и назидательных чтений; а другой представляет изложение служб, состоящих из псалмов, священнических молитв и библейских чтений 259 . Часословы эти пока не изданы и являются мало доступными для изучения. 19. Маронитские часы Марониты – монофелиты, подобно несторианам и монофизитам, придерживаются седьмеричного числа суточных служб и совершают полунощницу («ночь»), утреню («заря»), часы 3-й, 6-й и 9-й, вечерню и повечерие («заход»). Первый час у них, по-видимому, совпадает с утреней. Отличительной особенностью маронитского богослужения является сравнительно слабое развитие псалмопения. 6-й час, напр., совсем не имеет псалмов, а на 3-м и 9-м часах повторяется один псалом 50-й, исполняемый (вместе с другими) и на прочих службах, за исключением полунощницы; на утрене положены псалмы 62, 90, 50 и 116; те же псалмы, кроме 62-го, указываются и на повечерии; полунощница имеет всего два псалма – 133 и 116, а вечерня – четыре: 50, 140, 141 и часть 118-го (ст. 105–112) Рядового чтения псалтири нет ни на одной службе. – В начале и в конце каждой службы обычно произносятся молитвословия: Трисвятое, Отче наш, «Богородице Дево радуйся», символ веры и особая молитва. – Изменяемая часть служб состоит в постоянном чередовании молитв с пением псалмов, песней (библейских) и гимнов. При этом часы 3-й, 6-й и 9-й имеют по пяти молитв; а пение ограничивается одним псалмом и двумя песнями на 3-м и 9-м часах, и тремя песнями на 6-м часе. О часовых гимнах совсем не упоминается 260 . 20. Латинские часы

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Кроме этой связи по содержанию, устав церковный связывает и употребление песней канона с библейскими песнями. Библейские песни не только послужили темой авторам канонов, но, наряду с песнями канона, употребляются и по сию пору в церковном богослужении. Стихи библейских песен служат так сказ. припевами к отдельным ирмосам и тропарям канона. Библейские песни употребляются в трояком виде: в целом их виде в Великий Пост (но не все ежедневно), в сокращенном – в будни, и еще в более сокращенном – в воскресения, праздники, пред- и попразднества и в субботы (Скабалланович). Но почти повсеместная практика упразднила употребление стихов библейских песен, кроме как в Великий Пост. Их заменили особыми сокращенными припевами в честь празднуемого лица или события: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», или «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», или «Пресвятая Богородица, спаси нас», или «Преподобный отче... моли Бога о нас». Второй вопрос, который возникает в связи с темой о богослужебных канонах, это вопрос об их возникновении и историческом развитии. Положительно установленной даты их появления история не знает. Следует вспомнить, что ранее христианское богослужение знало употребление отдельных библейских песен, как о том сказано было выше. Но никаких данных о церковно-богослужебных канонах мы не имеем до VII века. Первое положительное свидетельство, по-видимому, является в известном описании Синайской утрени. Там же упоминаются «тропари», припеваемые к 8 песни библейской. Скабалланович предполагает, что в то время на Синае все библейские песни пелись просто, со своими припевами, тогда как для 8 уже существовали особые припевы. «Если так – говорит он, – то первоначальной формой канона был однопеснец. Однопеснец постепенно возрос до двупеснца через присоединение к 8 песни 9: одна грузинская Минея IX в. на большинство дней года имеет двупеснцы из 8 и 9 песни, давая полные каноны только на величайшие праздники и трипеснцы для триодного периода. Кроме 8 и 9 песен, постепенно стали присоединять тропари и к рядовой песни дня, в понедельник к 1 песни и т.д.; так возник трипеснец, который, подобно двупеснцу, некоторое время был, должно быть, исключительною формою канона; след такой практики – нынешние трипеснцы на повечериях в предпразднества Р. Х., Богоявления и особенно Преображения». Это мнение нашего ученого литургиста особенно важно для истории творчества богослужебных канонов.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/l...

Примечание. Каждый четверопеснец Триоди содержит по четыре тропаря; кроме того, во втором четверопеснце имеется (после Богородична) еще два дополнительных тропаря, которые поются с особыми припевами (см. в Триоди) и в счет не входят. Библейские песни: «Господеви поем...» или «Поем Господеви...». Примечание. Типикон, предписывая при совпадении предпразднства Благовещения с субботой 3-й седмицы Великого поста перенос библейских песней на пятницу, определяет, что каноны в день предпразднства должны петься с Песнями Священного Писания не в великопостной редакции (Типикон, 24 марта, 1-е «зри»). По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 265), в предпразднства и попразднства двунадесятых праздников (в том числе и в период пения Триоди Постной) Песни Священного Писания должны стихословиться в праздничной редакции Поем Господеви. Однако при решении вопроса о редакции библейских песней в предпразднство Благовещения следует учитывать то, что в седмичные дни св. Четыредесятницы Устав назначает в этот день великопостную службу с Аллилуиа и поклонами (и, следовательно, с великопостными библейскими песнями), а также то, что при совпадении предпразднства Благовещения с субботой 3-й седмицы Великого поста в богослужении сохраняются песнопения Октоиха (например, мученичны на «Господи, воззвах», седальны по кафизмах, стиховны утрени). Принимая во внимание указания богослужебных книг относительно редакции Песней Священного Писания в сырную субботу и в субботу 1-й седмицы Великого поста, в предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы при совпадении этого дня с субботой 3-й седмицы Великого поста можно считать допустимым пение канона с библейскими песнями и в будничной редакции Господеви поем, и в праздничной редакции Поем Господеви. Катавасия – по 3-й, 6-й, 7-й, 8-й и 9-й песнях (по 3-й – ирмос канона предпразднства, а по 6-й, 7-й, 8-й и 9-й – ирмосы второго четверопеснца). По 3-й песни – седален предпразднства, глас 4-й: «Нашествием Духа Всесвятаго...». «Слава, и ныне» – ин седален предпразднства, глас 3-й: «Днесь вся тварь радуется...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-06/

Стилистику затрагиваете? Да, кое-что успеваем, например повествовательные чтения, поучения, житие Марии Египетской и т. п. Подчеркиваю разницу, что существует чтение нараспев, монотонное чтение. В этом плане я стал говорить о том, что хорошо бы прочитывать тайные молитвы священника вслух в алтаре. Обратил внимание, как это делал покойный Патриарх Алексий II, как он неспешно и ритмично читал, при этом молитва не становилась длиннее по времени. Сам старался тоже так делать – тогда совершенно другое пространство образуется, умная внимательная молитва. Ты сам в этом внимании пребываешь, и, конечно, это чувствую те, кто за спиной стоит. В общем, это мы и преподаем студентам – чтение Апостола, Евангелия, паремий, канонов. Моя мечта – читать канон, как положено по уставу, с библейскими песнями. У меня на уроках они хотя бы по разу, но прочитывают канон с библейскими песнями по уставу, на 14. Сначала берем вседневную редакцию, потом праздничную и великопостную. Делимся на две группы и читаем хором. Таким образом, они возглашают стихи, стихословят от «зде начинает», потом читают ирмос, и так, немножко помучившись, к ним приходит осознание того, как же древний канон звучал.  Это же подготовительный курс семинарии?  Да, это подготовка. И в принципе, я рад, что есть возможность на ранних этапах с ними пообщаться. Для многих это вообще первый опыт, открытие.  Да. Мне рассказывали, когда преподавал отец Георгий (Тертышников), ему задали вопрос: «Батюшка, почему вы не преподаете в академии?» На это он ответил: «В академии уже поздно преподавать. Важно дать информацию на раннем этапе, пока они могут вместить». Также он говорил: «Читайте святых отцов, напитывайте свою душу. Это можно сравнить с тем, как если губку напитать маслом, потом уже никакая вода не вольется». Поэтому он всегда преподавал на младших курсах. Мне тоже интересно работать с младшими курсами. Стараюсь давать им не только сухую теорию, но и практику, когда мы разбираем интересные темы, дающие пищу для размышлений. Богослужение подталкивает к этому.

http://bogoslov.ru/article/6191945

Первоначально такие каноны отличались обширностью, так как писались для всенощных бдений. Но уже к IX веку, когда Триодь, Октоих и Минея доведены до нынешнего своего вида чрез составление канонов на большинство простых дней — выработался знакомый нам тип канона с 4–6 тропарями, каковой объем установился ввиду всегдашней необходимости соединения в один день нескольких канонов. Кроме того претерпела некоторые изменения и сама структура канона. 1. Во-первых, ослабла связь между библейскими песнями и содержанием ирмосов канонов. 2. Во-вторых, в виду того, что песни издревле употреблялись, как и псалмы, с присоединением в конце Слава и ныне, долгое время в каноне считали обязательным на «Славу» петь Троичен, а на «и ныне» Богородичен. Во всяком случае такой порядок мы видим во всех канонах Андрея Критского . Но затем упраздняются сначала Троичны (и по этой причине каноны Иоанна Дамаскина первоначально имели только Богородичны), затем исчезают и сами Богородичны (как это видно уже на канонах Космы Маиумского ). 3. Самой же странной особенностью в строе праздничного канона является то, что после Х века канон стали писать без 2й песни. До этого времени эту песнь имели каноны всех праздников (так было не только у Андрея Критского , но и у Иоанна Дамаскина ); сегодня же эту песнь содержат лишь каноны вторников и некоторых суббот Великого поста. Произошло это из-за того, что с какого-то времени при стихословии библейских песней (особенно в праздники) 2й песни стали избегать из-за ее скорбного и сурового тона. А так как в ней содержится образ Господа, карающего за грехи и посылающего в огонь геенский ( Втор. 32 ;22), то и употреблять ее поэтому стали исключительно только в дни покаянные, т.е. в период Великого поста и то лишь по вторникам, т.е. в соответствии с номером дня. Ну, а так как каноны тесно связывались с библейскими песнями, то и получился у них в подавляющем большинстве своем несколько необычный, а для неосведомленных даже странный счет песней: первая, потом сразу третья и далее по порядку.

http://azbyka.ru/video/108-prazdnichnyj-...

При этом нельзя не заметить, что песни радостные заняли нечетные места, а скорбные – четные, исключая песни 7 и 8, где для этого принципа пришлось бы конец песни поставить раньше начала. Обличительная песнь Моисея из Второзакония, по своему характеру составившая тему 2-й песни канона, приурочена только ко времени Великого поста, так что в большую часть церковного года в каноне отсутствует вторая песнь. Девять библейских песен (или, точнее, восемь, так как песнь Богородицы стоит совсем особняком) дали темы авторам канонов для составления отдельных песен. Это очевидно из содержания так называемых ирмосов, которые очень часто составлены из отдельных выражений данной библейской песни или даже целиком ее воспроизводят. Как пример можно привести: «Помощник и покровитель бысть мне во спасение, сей мой Бог и прославлю Его, Бог Отца моего и вознесу Его, славно бо прославися», или: «Вонми небо и возглаголю». Иногда эта связь – не буквальная, но все же идеологически вполне выдержанная, как, например: «Водного зверя во утробе длани Иона крестовидно распростер, спасительную страсть проображаше яве», или: «Образу златому на поле Деире» и т.д. Но весьма часто никакой связи, ни буквальной, ни по содержанию, в ирмосе не сохраняется, как, например, в таком случае, когда поется наиболее частая в году катавасия: «Отверзу уста моя и наполнятся духа и слово отрыгну Царице Матере и явлюся светло торжествуя и воспою радуяся Тоя чудеса». Или: «Царю царей, яковый от яковаго Слове происшедый». В идеале тема библейской песни должна быть выражена не только в ирмосе данной песни, но и во всех ее тропарях. Кроме этой связи по содержанию, устав церковный связывает и употребление песней канона с библейскими песнями. Библейские песни не только послужили темой авторам канонов, но, наряду с песнями канона, употребляются и по сию пору в церковном богослужении. Стихи библейских песен служат, так сказать, припевами к отдельным ирмосам и тропарям канона. Библейские песни употребляются в трояком виде: в целом их виде в Великий пост (но не все ежедневно); в сокращенном – в будни; и в еще более сокращенном – в воскресения, праздники, пред- и попразднства и в субботы.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010