I. Местность и название церкви Космодамианская, что в старой Кузнецкой, церковь состоит города Москвы в Ивановском сороке, за Яузой, на Гончарной улице. Московское Заяузье заселилось очень рано. В XV в., когда в Кремле и близь Кремля селились князья и бояре, гости и торговые люди, а отдаленные от города местности заселялись ремесленниками, людом рабочим, за Яузой, на берегу Москвы реки, жили котельники, кузнецы, гончары, 1 каменщики; урочища, на которых жили эти ремесленники, до сих пор остаются с именами своих первых обитателе. 2 В грамотах конца XV века упоминается Заяузская слобода, 3 в первой половине XVI в. летописцы, при описании московских пожаров рассказывают и о пожарах за Яузой, где жили Гончары. 4 Кузнецы поселились в Заяузье, на берегу Москвы реки, на вражке; когда они здесь поселились и долго ли прожили неизвестно; но судя потому что церковь святых бессребреников Космы и Дамиана, 5 при которой они жили в 1-й половине XVII века писалась на Вражке, в Кузнецах, а во 2-й стала писаться: в старых Кузнецах, можно полагать, что они прожили здесь до половины XVII века. Вражик, на бережках которого жили они, находился на южной стороне храма; когда кузнецов не стало, он засыпан, на месте его образовался проезжий переулок к Москве реке, который и существовал до конца прошедшего столетия. 6 Ныне одна только водосточная труба, проходящая церковными дворами напоминает о его существовали, а слитки перегорелого ржавого железа, до сих пор находимые в земле близ трубы, (напр. в саду купца Полякова, а также при постройке диаконского дома в 1862 г.) доказывают, что здесь действительно жили кузнецы. Наименование «в старой Кузнецкой» утвердилось за церковью в прошедшем столетии, но это название она носит только по церковным актам и официальным бумагам, в народе же известна под именем Космы и Дамиана – старого; а старым называется в отличии от другой церкви Космы и Дамиана, которая отстоит от неё в 43 саженях, и носит название Космы и Дамиана – нового. 7 II. История храма На том месте, где теперь мы видим храм во имя св. бессребреников Космы и Дамиана, в XV веке существовал монастырь. В духовной грамоте князя Ивана Юрьевича Патрикеевича 1498 года читаем: «да мои же места Заяузская слободка с монастырем с Кузмодемьяном: и теми моими месты жена моя Овдотья, и дети мои Василий да Иван поделятся.» 8 Когда и кем основан этот монастырь, мужской он был или женский, когда и по какому случаю уничтожен сведений не имеется. В начале XVII века на месте монастыря существовала уже приходская церковь Космы и Дамиана, на Вражке, в Кузнецах.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/m...

Виноградово (Алешино). Церковь Космы и Дамиана. Космодамианская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь во имя святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана построена в 1854 г. тщанием зажиточной крестьянской семьи села Алешино(ныне с. Виноградово). В трапезной церкви имелись еще два придела: в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. После закрытия храма в 1930-е гг. его помещение использовалось под деревообрабатывающие мастерские. Храм передан верующим в 1996 г. В настоящее время находится в стадии восстановления. http://www.vosvera.ru В 1854 году на средства зажиточной крестьянской семьи Шинковых из села Алешино (с 1920-х годов - село Виноградово) в селе была выстроена существующая ныне каменная церковь во имя святых бессребреников Космы и Дамиана. А начало возведения храма было положено в 1847 году. Здание имеет ампирную основу, трехчастную осевую композицию и служит ярким образцом художественной эклектики. Обширная трапезная с приделами Покрова Пресвятой Богородицы и во имя святых Афанасия и Кирилла Александрийских соединяет храм с четырехярусной колокольней, два верхних из которых убывающие по габаритам восьмерики. Односветный четверик церкви увенчан высоким световым восьмериком, перекрытым куполом с главкой. Декоративное убранство церкви достаточно насыщено. Фасады разбиты парными пилястрами, боковые грани четверика завершены поясом ложных закомар, окна обрамляют наличники с треугольными навершиями. После закрытия храма в 1930-е годы его помещение использовалось под деревообрабатывающие мастерские. В 1996 году храм передан православной общине. Хотя церковь является действующей, ей срочно необходима реставрация. Справочник-Путеводитель Островская В.Н. Подмосковье. Монастыри, Храмы, Источники. Изд-во: " Духовное преобразование " , М., 2008 г. Церковь во имя святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана построена в 1854 г. тщанием зажиточной семьи крестьян Шинковых из села Алешино. В строительстве и благоустройстве храма, помимо братьев Шинковых, принимали участие и другие состоятельные алешинские крестьяне – Салтыковы.

http://sobory.ru/article/?object=00409

Козьма-Демьян, урочище. Церковь Космы и Дамиана. Космодамиановская Леждомская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь Козьмы и Дамиана погоста Леждома Грязовецкого района Вологодской области впервые упоминается в 1752 г. Это был холодный т.е. не отапливаемый храм, рядом стояла теплая Никольская церковь. Имеется описание 1808 г., в котором упоминается паперть «глухая, досчатая, с двумя сходами». В 1818 г. церковь была закрыта, и иконосас был перенесен в построенную рядом каменную церковь. В 1855 – 1856 гг. церковь Козьмы и Дамиана отремонтирована и возобновлена. В 1890 г. была перекрыта кровля, устроены новые главы и на них железные кресты. В настоящее время церковь находится в аварийном состоянии. Прочность еще сохраняют поперечные стены, но в продольных стенах утрачены большие фрагменты, местами провалилась кровля, обрушились потолки. Сохранились первоначальные косящатые окна второго света, обрамленные толстыми колодами, волоковое окно в алтаре, следы от покрытия галереи. Видно, что сруб очень сильно просел, уровень пола опустился на землю. По воспоминаниям старожилов 1914 г. за 100 лет он ушел в землю на 1,5 – 2 аршина (1 – 1,4 м). Перспектив сохранения памятника на своем месте нет. Погост труднодоступен и удален от жилья на 20 км. Ведущая к нему тупиковая дорога летом непроезжая, зимой пробиваются дороги на делянки, но непосредственно к месту проезда нет. Необходимо рассмотрение вариантов перевоза и реставрации церкви Козьмы и Дамиана в музеях Вологодской области. Источник: сайт «Исчезающие шедевры. Памятники деревянного зодчества России» Историческое местоположение: Грязовецкий уезд, Вологодская губерния. Леждомская Космо-Дамиановская церковь (старая), возобновлена в 1856 г. Деревянная, снаружи и внутри обшита тесом, крыта также тесом. Престол в честь бессребреников Космы и Дамиана. Космо-Дамиановская каменная церковь (новая), 1816 г. Престолы в честь: бессребреников Космы и Дамиана - главный, свт. Николая Мирликийского, вмц. Параскевы Пятницы. Возобновлённые теплые придельные храмы были освящены в 1870 г.: Николаевский - 31 октября и Параскевинский - 1 ноября.

http://sobory.ru/article/?object=24894

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 14 июля 2024 года 1. Неделя 3я по Пятидесятнице. Глас 2й. Бессребреников Космы и Дамиана, в Риме пострадавших. Прп. Никодима Святогорца . Прп. Иоанна Рыльского. Собор всех новоявленных мучеников Христовых, по взятии Царяграда пострадавших (переходящее празднование в Неделю 3ю по Пятидесятнице) . Собор Новгородских святых (переходящее празднование в Неделю 3ю по Пятидесятнице) . Празднество в Вологде всем преподобным отцам Вологодским (переходящее празднование в Неделю 3ю по Пятидесятнице) . Собор Белорусских святых (переходящее празднование в Неделю 3ю по Пятидесятнице) . Собор святых Санкт-Петербургской митрополии (переходящее празднование в Неделю 3ю по Пятидесятнице) . Собор Тверских святых (переходящее празднование в 1е воскресенье после 29 июня) . Служба свв. Космы и Дамиана шестеричная, совершается вместе с воскресной службой Октоиха. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2й – 6, и бессребреников, глас 1й и глас 4й – 4. «Слава» – бессребреников, глас 6й: «Безконечна есть святых благодать…», «И ныне» – догматик, глас 2й: «Прейде сень законная…». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 6й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 2го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Радуйся, Непостыдная Предстательнице…». Примечание. Допустимо стихиры на литии петь следующим образом: стихира храма, стихиры бессребреников, глас 2й: «Великим сподобльшеся даром…», «Источник исцелений единаго токмо…», «Радуется лик святых…» (см. на хвалитех утрени в Минее, без стихов); «Слава» – бессребреников, глас 8й: «Кто не удивится…» (см. на стиховне утрени в Минее), «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневестная Дево…» . На стиховне стихиры воскресные, глас 2й. «Слава» – бессребреников, глас 6й: «Всегда имуще Христа…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творец и Избавитель…» .

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСМЫ И ДАМИАНА СВЯТЫХ БЕССРЕБРЕНИКОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Симферопольской и Крымской епархии УПЦ), находится в г. Алушта, на территории Крымского гос. заповедника. Основан в 1853-1856 гг. как киновия Бахчисарайского скита (см. Бахчисарайский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь ) в верховьях р. Альмы, рядом с целебным минеральным источником Савлух-Су, освященным во имя святых Космы и Дамиана и почитаемым как христианами, так и мусульманами. В 20-х гг. XIX в. на средства гр. С. Потоцкой здесь была построена небольшая купальня для паломников. Инициатором устроения при источнике К. и Д. м. стал архиеп. Херсонский и Таврический свт. Иннокентий (Борисов) , представивший в 1849 г. в Синод записку о создании «крымского Афона» - комплекса пещерных монастырей с центром в Бахчисарае, одной из составляющих которого должна была стать киновия близ Алушты. 4 мая 1850 г. указом Синода благословлялось устройство бахчисарайского Успенского скита с неск. киновиями, в т. ч. и на источнике святых Космы и Дамиана. В 1851 г. «попечителями» источника были назначены настоятель алуштинского храма вмч. Феодора Стратилата свящ. Димитрий Черняев и староста купец А. Коротенко. В кон. дек. того же года свящ. Димитрий освятил воду в источнике. 3 апр. 1853 г. указом Синода учреждалась киновия «без всякого пособия от казны» (ГА Автономной Респ. Крым. Ф. 118. Оп. 1. Д. 5837. Л. 1). Но Крымская война 1853-1856 гг. прервала процесс становления мон-ря. Около родника был построен военный наблюдательный аванпост, а в ущелье по течению р. Альмы - временные укрепления. 1 июля 1855 г. в симферопольском Александро-Невском соборе архиеп. Херсонский Иннокентий призвал прихожан способствовать устроению обители. Одним из главных жертвователей стал староста собора купец 1-й гильдии И. П. Санютин, исцелившийся от лихорадки и «нервного расстройства» после купания в источнике. В июле 1856 г. из бахчисарайского Успенского скита были командированы 1-й строитель киновии иером.

http://pravenc.ru/text/2458853.html

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в храме святых бессребреников Космы и Дамиана в Космодемьянском г. Москвы 12 октября 2015 г. 09:46 11 октября 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в храме святых бессребреников Космы и Дамиана в Космодемьянском г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Ваши Преосвященства! Досточтимый отец настоятель! Уважаемый Владимир Игоревич, префект Северного округа! Уважаемый Виктор Иванович, глава муниципалитета! Я хотел бы, дорогие отцы, братья и сестры, всех вас сердечно поздравить с очень важным событием для города Москвы — освящением этого храма. Действительно, более 500 лет здесь совершались богослужения, но история храма была очень непростой. Уже отстроенный в камне, во времена Наполеонова нашествия он был осквернен и разграблен. Если взглянуть в еще более дальнюю историю, то можно вспомнить, что именно в этих местах шло сражение русского войска с Лжедмитрием II, и храм, оказавшийся на поле брани, многое претерпел. А в XX веке, как и большинство храмов Москвы, он был закрыт, поруган, осквернен, и, наверное, многие люди, проходившие мимо, и представить себе не могли, что когда-то здесь будет совершено великое освящение, соберется народ, вспомнит дивную историю сего храма и возблагодарит нашего Спасителя за все то, что мы получаем, — и за скорби наши, и за радости, потому что именно из скорбей и радостей составляется человеческая жизнь. От того, как человек проходит через скорби и радости, и зависит его спасение. А для того чтобы этот путь был спасительным, мы должны быть вместе с Богом, должны откликнуться на Его призыв быть вместе с Ним. Этот призыв мы слышим при крещении. Многие из нас крещены в младенчестве и этого момента не помнят. Но его помнят родители, помнят крестные отцы и матери, которые должны передавать крещаемым этот Божественный призыв. Крещение — это не просто обряд. Это великое Таинство, соединяющее человека с Богом и вводящее его в Церковь, это призвание человека к новой жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/4243013.ht...

Тешнярь. Церковь Космы и Дамиана (старая). Космо-Дамиановская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Из истории прихода бессребреников Космы и Дамиана села Тешнярь Объективно сейчас почти невозможно осветить всю приходскую жизнь Космо-Дамиановского храма ввиду того, что все метрические и архивные книги были уничтожены в годы гонений на Православную церковь, давности времени и недостаточного количества архивных данных. Но все же постараемся на основании клировых ведомостей за 1914 г. и более поздних восстановить историческую цепочку фактов. Село, основанное в 50-х гг. 18-го в. было застроено первоначально по левую сторону реки Тешнярьки. На том же месте в середине 19 в. возникла стеклянная мастерская и завод. В 1754 г. на месте нынешнего храма силами местных умельцев строится небольшая деревянная церковь, а рядом с церковью, ввиду весенних разливов реки, возникает кладбище. В 1757 г. её освящают по благословению епископа Тамбовского и Пензенского Пахомия (Симанский 1757-1766). При построенном храме обустраивается приходская жизнь населения с. Тешнярь и поэтому рядом с церковью хоронят только священников и клириков, рядовых мирян стали хоронить за речкой ближе к селу Топоровка. Известно об одном священнике, служившем в середине 19 в. Это отец Василий Львович Пламеневский (род. 1820 г.). В 1843 г. поступил в Пензенскую Духовную семинарию. По окончании её был рукоположен Епископом Амвросием. Этим Архиреем был награжден за усердную молитву о победе русского воинства в войне с Турцией, памятным бронзовым наперсным крестом. В 1853 г. служил в с. Тешнярь. В тот же год сделал обширную реставрацию поношенного от времени церкви св. Космы и Дамиана. В 1863 г. сделал теплый придел, а в 1866 г. – резной иконостас в приделе. За выполненную работу Владыкой Антонием (Смолин, 1862-1868) награжден набедренником и именной скуфьей. Имел супругу Ольгу Кузьминичну и детей Марию и Михаила. К концу 1870-х гг. церковь обветшала и примерно в 1885 г.

http://sobory.ru/article/?object=02701

С.Е. Недумов Месяц ноябрь 1 ноября Память свв. бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Сии свв. угодники Божии были сыновья матери христианки, именем Феодосии, от которой получили первоначальное христианское воспитание и образование. По дару свыше будучи врачами, они исцеляли болезни, не требуя за то никакого вознаграждения. Однажды исцелившаяся от недуга одна женщина, именем Пелагея, в свидетельство своей благодарности к своему целителю, принесла три яйца, заклиная св. Дамиана именем Бога принять сие малое приношение, которое святой врач и принял. Услышав о сем, св. Косма сделал завещание, дабы по его смерти, и по смерти брата его Дамиана, телеса их не были положены рядом в одной могиле. Св. Косма умер прежде брата своего Дамиана, когда же умер св. Дамиан, то хоронившие не желали погрести его тела рядом со св. Космою, памятуя заповедь последнего. Совершенно неожиданно сомнение сие было разрешено пришедшим верблюдом, которого врачевали святые бессребреники, и который проглаголал человеческим языком, дабы усопшего святого положили рядом с усопшим братом, потому что три яйца, принесенные исцелившеюся женою взяты были св. Дамианом не по каким-либо корыстолюбивым побуждениям, но единственно из уважения к клятвам той жены, и к имени Бога, Коим заклинала принесшая. После сего тело усопшего Дамиана положено было рядом с телом св. Космы. В тот же день свв. мучениц жен Кириены и Иулиании Сии свв. жены приняли мученический венец при царе Максимиане. Св. Кириена родом из Тарса, а Иулиания из Россопа. Маркиан начальник языческий взял сих святых жен, понуждая отрещися от Христа, но не мог их к тому принудит. С остриженными власами на главе и глазах, обнаженная, мученица Кириена принуждена была идти кругом своего родного города, затем во граде Россопе вместе с св. Иулианиею, предана была на сожжение, чем и положен предел их страданиям. В тот же день св. мучеников Кесария, Дасия и прочих пяти Святые сии были арестованы в Дамаске, и после многоразличных мучений, мечем были усечены. В тот же день св. мученика Ерминиггеада

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Калуга. Церковь Космы и Дамиана. Карта и ближайшие объекты Архитектурный памятник в стиле барокко - церковь Космы и Дамиана, строительство которой закончено в 1794 году. Великолепна композиция основного объёма храма: по углам стройного двухъярусного четырехгранника поставлены четыре сильно выступающие экседра, переходящие выше в круглые башенки - барабаны боковых глав. Апсида церкви сильно выступает вперед. К трапезной примыкает пятиярусная колокольня. Колокольня стояла сначала отдельно от храма, но в недавнее время соединена с ним папертью. Постройка в 90-х годах XVIII века в Калуге барочного храма, когда для архитектуры губернских городов был характерен классицизм, позволяет предположить, что к возведению церкви по ранее утвержденным планам долго не приступали. Весь архитектурной облик церкви позволяет считать автором проекта одного из учеников знаменитого петербургского зодчего В.В. Растрелли. Даже по тем временам это была очень дорогая церковь. Она обошлась городу и прихожанам в 70 тысяч рублей серебром и была одной из самых богатых в Калуге. Самая красивая из «северных» калужских церквей (а многие называют её и красивейшей в Калуге) – Косьмы и Дамиана, – сохранилась и действует. До неё идти дальше всего. Надо добраться до восточного конца улицы Кирова, до площади Победы – а уже с площади, от мемориала с вечным огнём видна за деревьями эта высочайшая церковь. Свв. бессребреники братья Косьма и Дамиан исключительно почитались в народе. Это в нашем веке практически не встретишь современной церкви с таким названием (к сожалению, мы часто «забываем» многих древних святых!) – раньше же на Руси им посвящали не только многочисленные храмы, но и целые города (например, Козьмодемьянск на Волге). Как и св. Пантелеимон, они безвозмездно, силой Божией, врачевали болезни (оттого и названы «свв. бессеребрениками»). Как и он, сподобились мученичества († 284). Как и к св. Пантелеимону, народ веками прибегал к их помощи во всех болезнях. Они почитаются как целители не только людей, но и всякой твари: народ молился им и о здравии скота. А кузнецы почитают их своими покровителями. Церковь этих святых, видимо, стояла в здешней слободе издавна. А в 1794 г. была возведена ныне стоящая великолепная церковь – в духе петербургского зодчества эпохи Растрелли. По «сходству почерка» предполагается, что и строил её один из учеников Растрелли.

http://sobory.ru/article/?object=00915

Москва. Церковь Космы и Дамиана (Исцеления Спасителем расслабленного) на Маросейке. Карта и ближайшие объекты Построена в 1791-93 гг. по проекту М.Ф. Казакова на средства прихожан по заказу подполковника М.Р. Хлебникова. Выстроена на месте прежнего каменного храма, которому предшествовала деревянная церковь. Прежний храм был известен чудотворной иконой " Исцеление Спасителем расслабленного " . Главный престол — Спасский (Исцеления Спасителем расслабленного), в приделах — свв. бессребреников Косьмы и Дамиана и св. Николая Чудотворца. Церковь была закрыта в 1920-х гг. (по другим сведениям, в начале 1930-х гг.), иконы и утварь конфискованы и исчезли. Реставрирована в 1972 г. Вновь освящена в 1993 г. Главный престол церкви освящен в честь чудотворной иконы Спасителя, исцелившего расслабленного. Эта икона была прославлена в подмосковном селе Ведерницы (см. церковь Спасителя, исцелившего расслабленного, в Ведерницах ). Несмотря на посвящение главного престола, церковь чаще именуют Космодамианской - по левому приделу. До постройки казаковской церкви на этом месте находилась старая церковь, также называемая Космодамианской по своему приделу - главный престол в ней был освящен в честь святителя Николая. Когда была построена старая церковь - неизвестно, наиболее старые упоминания о ней относятся к началу XVII века. Нынешняя церковь была выстроена в 1791-1793 годах, однако работы по ее украшению продолжались до 1803 года. В 1793 году был освящен Никольский придел, в 1795 - Космодамианский, а основной престол освящен лишь 4 октября 1803 года. До середины XIX века церковь разделялась на зимнюю и летнюю половину: основная часть храма с престолом Спасителя, исцелившего расслабленного, закрывалась на зиму, и богослужения велись только в трапезной и двух приделах. В 1857 году в подвале под церковью была устроена духовая печь, и богослужения во всем храме стали круглогодичными. Сайт храма: http://www.hram-kosmadamian.ru Церковь Космы и Дамиана, что на Покровке, известна с 1620 г. В 1639 г. была каменная. В 1651 г. к ней пристроены каменная паперть и колокольня. В конце XVII в. надстроена была верхняя церковь Казанской Божией Матери. В 1722 г. значится главный престол Николая Чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=02008

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010