иерусалимский, 12 дек.     Александр иерей, муч. памфилийский, 16 марта.     Александр, муч. киликийский, 20 мая.     Александр муч. и с ним другий тогож имени с Агапием, 15 марта.     Александр, муч. антиохийский, 28 сент.     Александр, из 10 мучч., 1 авг. Александр, муч. остийский, 11 авг.     Александр, еп. команский, 12 авг.     Александр, муч. селунский, 9 ноября.     Александр римлянин, муч. дризипарский, 13 мая.     Александр, муч. пиндский, 13 марта.    Александр воин и Антонина девица, 10 июня.     Александр, из числа 40 мучч. севастийских, 9 марта.     Александр, из числа 45 мучч. никопольских, 10 июня.     Александр воин, мучч. египетский, 9 июля.     Александр, патриарх цареградский, 30 авг.     Александр св., 7 июля.     Александр еп., 22 окт.     Александр преп, первоначальник обители неусыпающих, 23 февр. и 3 июля.     Александр невский, великий князь, 23 ноября и 30 августа.     Александр пр., игумен куштский, 9 июня.     Александр, пр. свирский, 30 авг.     Алексий (помощник, греч.) преп., человек Божий, 17 марта.     Алексий, муч. цареградский, 9 авг.     Алексий, митрополит московский, 12 февр. и 5 окт.     Алим (Ахим) маккавей, 1 авг.     Алипий (беспечальцый, греч.), столпник адрианопольский (в Пафлогонии), 26 ноября.     Алипий иконописец, преп. печерский, 17 авг.     Алла мученица, из 26 мучч. готфских, 26 марта.     Алфей (перемена, евр.) ап. (вне 70), 26 мая.     Алфей, муч. кесарийский, 18 ноября.     Алфей, муч. антиохийский в Писидии, 28 сент.     Алфий, муч. италийский, 10 мая.     Амвросий (бессмертный, божественный, греч.), еп. медиоланский, 7 дек.     Аммоний, муч. антиохийский, 4 сент.     Аммон или Аммун, (егип. или греч. песчаный, см. Лекс. Александра) преп. нитрийекий, 4 окт.     Аммун диакон, муч. ираклийский с 40 девами постницами, 1 сент.     Аммун или Аммон, преп. нитрийский, 4 окт.     Амонит, муч. меиитинский, 7 ноября.     Амос (тяжесть, крепость, евр.), пророк, 15 июня.     Ампий (больший, широкий, лат. ampluamus), ап. из 70, с Стахием и др.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3912...

Иногда (напр., в Евангелии XVI в., МДА Ц Е-13, инв. 186953) на утрене 26 окт. назначается чтение Лк 12. 2-12 (как на память вмч. Георгия), что связано с древней традицией чтения этого отрывка на литургии 26 окт. (традиция отражена в Ассеманиевом Евангелии XI в., Баницком Евангелии XIII в. и др.). Последование Димитрия Солунского в совр. богослужебных книгах включает следующие элементы: тропарь 3-го гласа: (Велика обрете въ бедахъ тя поборника вселенная; этот тропарь в древних рукописях вместо слова «вселенная» может содержать слово «Солунь», Селунь - так, напр., в Студийско-Алексиевском Типиконе по ркп. ГИМ. Син. 330, в Прологе XIII-XIV вв. РГБ. Ф. 256. 319 и др.); кондак 2-го гласа, нач.: (Кровей твоихъ струями); канон авторства Феофана, 4-го гласа, с акростихом: Моря чермнрю пучину, нач.: Божетвеннымъ мученя вэнцемъ связенъ). 2-й канон Димитрия Солунского в греч. и слав. изданиях Минеи различается: в греч. дан канон 4-го гласа с акростихом в тропарях: С миром мысленным соединившись, миро бываешь и именем Филофея в акростихе богородичнов, 1-й ирмос: отверзу уста моя, нач.: Помощь моя, Димитрие, и слава божественная; в слав. Минее - канон 8-го гласа, творение Георгия Скилицы, с акростихом: Мира чествую благодать димитриа, 1-й ирмос: Колесницегонителя фараоня погрузи, нач.: Мира благовонна и честна. В последовании также содержатся 6 циклов стихир-подобнов и 8 самогласнов (в рус. Минее; в греч. Минее неск. стихир отсутствует); светилен; неск. седальнов. В рукописях встречаются и др. песнопения Димитрия Солунского, в т. ч. неск. многострофных кондаков и множество канонов. Многострофным кондаком изначально является и помещенный в совр. изданиях Минеи (нач. проимия: Кровей твоихъ струями димитрие) - в рукописях он может содержать 17 икосов, связанных акростихом: Стефана хвала. Иные кондаки: 4-го гласа, с акростихом: Смиренного Романа хвала, имеющий 23 икоса, нач. проимия: Победоносное мучение бессмертному Владыке; 4-го гласа, без акростиха, имеющий 3 икоса (возможно, их было больше), нач. проимия: Праздник попразднственный совершая; известны и иные кондаки с одним икосом, напр. кондак 4-го гласа на подобен «Явился еси днесь», нач.: Димитрия днесь.

http://sedmitza.ru/text/514958.html

Тертуллиан в трактате «О душе» отмечал, что Бог создал тело человека из земли, а затем вдунул в него душу, так что это «дыхание через лицо тотчас перешло внутрь, разлилось по всем пустотам тела и одновременно с Божественным дуновением сгустилось, отразив в себе все внутренние очертания, которые оно наполнило при сгущении, и как бы затвердело в форме». Ориген вообще дошел до идеи, что души сотворены ранее и посылаются Богом в тела . Самой распространенной теорией происхождения душ в этот период стал креационизм – учение о том, что души творятся Богом непосредственно в момент образования тела, подобно душе Адама. Тогда же появляется мысль, что душа бессмертна по своей природе. Автор статьи «Душа» в Православной Энциклопедии пишет: «Б о льшая часть доникейских богословов признавала бессмертие души, среди них мч. Иустин Философ, Афинагор, сщмч. Ириней Лионский, Климент Александрийский, Ориген, сщмч. Мефодий Олимпийский, Минуций Феликс, Тертуллиан, Новациан и Лактанций. Автор «Послания Диогнету» утверждал, что «бессмертная душа обитает в смертном жилище». Тертуллиан и свт. Мефодий Олимпийский указывали, что бессмертие составляет важнейшую черту образа Божия в душе. Многие греч. апологеты, а также Климент Александрийский, Ориген, мч. Ипполит Римский и Тертуллиан обращали внимание на то, что бессмертие души необходимо для получения человеком посмертных воздаяний. По мнению Лактанция, поскольку Бог вечен, то и душа, которая взыскует и любит вечного Бога, не погибает, не разрушается, но будет пребывать вовек. Вместе с тем многие богословы отмечали особенный характер бессмертия, присущего душе: она не безначальна, как Бог, и бессмертна не по природе, а по воле Божией; душа не есть сама жизнь, но лишь причастна жизни, потому что Бог хочет, чтобы она жила; и потому она может некогда перестать жить, если Бог захочет, чтобы она не жила более» (А. Фокин). В последующие века, время расцвета христианской мысли, учение о душе все более проясняется и дополняется. У святых отцов нет никакого сомнения в том, что у человека существует душа. В 390-е годы появляется Символ веры, впоследствии ошибочно приписываемый св. Афанасию Великому (Афанасий умер в 373 г.). Там есть слова: «Ибо как разумная душа и плоть есть один человек, так же Бог и Человек есть один Христос, Который пострадал ради нашего спасения, сошел в ад, воскрес из мертвых в третий день…». Обратите внимание, что здесь цитата начинается с утверждения, что человек состоит из тела и души, что не только не ставится под сомнение, но даже служит обоснованием Бого-человечности Христа.

http://azbyka.ru/parkhomenko/zhizn-za-po...

511 Cp. Socrat. Hist. eccl. V, 22. Впрочем, отождествление автора любовного романа н епископа г. Трикка в Фессалии оспаривается учеными. 515 Аркадий правил 13 лет – с января 395 по май 408 г. Разница в 9 лет компенсируется в годах правления Феодосия II (см. гл. 97). 541 Речь идет οб истории происхождения Трисвятого: «Святый Боже, святый Крепкий, святый Бессмертный, помилуй нас!». Впоследствии антихалкидониты, желая подчеркнуть божественность Христа, стали добавлять в конце слова «распныйся за ны». 564 Ср. Theoph. Chron. (ed. De Boor). P. 112. – Любопытно сопоставить эти рассуждения с изменением иконографии Христа на монетах Юстиниана II. 575 HK Sl 1 ; в TCPH ошибочно «7»; Зинон правил 16,5 лет, с ноября 474 по апрель 491 г. (не считая узурпации Василиска в 475–476 гг.). 583 Акефалы – радикальные противники Халкидонского Собора, не признавшие изданный Зиноном в 482 г. объединительный указ (Энотикон). Зинон вовсе не был акефалом в собственном смысле слова, но к IX в. византийские авторы (в т.ч. и наш хронист) использовали этот термин для обозначения всех антихалкидонитов. 588 ες μγαν κοχλαν ΡΗΚ . – Кохлией (букв. " раковина») называлась крытая галерея, ведшая из Большого дворца на ипподром. 594 Севир, при поддержке Анастасия ставший на некоторое время патриархом Антиохийским (512–518), был одним из лидеров движения против Хадкидонского Собора. 611 В 20-х гг. VI в. царь Химьяра (греч. τν μηριτν), иудаист Йосеф Асар Ясар, поднял гонение на христиан, что вызвало вторжение в Южную Аравию христианских войск Аксума во главе с царем Элла-Ацбеха (греч. λεσβα). Среди тех, кто мученически пострадал от Йосефа, был св. Арефа (аль-Харит) из Награна и несколько тысяч его сограждан-христиан. 620 Σκιρτς ποταμς σκιρτσει κακ σκιρτματα πολταις. Обыгрывается название реки и глагол σκιρτω " скакать, бушевать». 635 Р доб.: «Следует знать, что восстановление Величайшей церкви Юстиниан начал в шесть тысяч сороковом году от сотворения мира, в 15 индикт, в первый час дня, в феврале месяце, двадцать 3-го числа». – 6040 г. по византийской эре соответствует 532 г. н.э.; 15 индикт – 536 г. Верна первая дата.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» Прослушать: 02:35 Свете Тихий (греч. — Φς λαρν) — неизменяемое песнопение вечерни , прославляющее Спасителя Господа Иисуса Христа , явившего человечеству Тихий Свет Божественной Славы Своего Небесного Отца. По Уставу этот текст должно не петь, а должен читать предстоятель. Греческий текст: Φς λαρν γας δξης θαντου Πατρς, ορανου, γου, μκαρος, ησο Χριστ, λθντες π τν λου δσιν, δντες φς σπερινν, μνομεν Πατρα, Υν, κα γιον Πνεμα, Θεν. ξιν σε ν πσι καιρος μνεσθαι φωνας ασαις, Υ Θεο, ζων διδος· δι κσμος σ δοξζει. Церковнославянский текст: « Свете Тихий святыя Славы Безсмертнаго Отца Небеснаго, Святаго Блаженнаго, Иисусе Христе, пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит». Перевод : Свет отрадный святой славы бессмертного Отца Небесного, святого, блаженного – Иисусе Христе! Придя к закату солнца, увидев свет вечерний, воспеваем Отца, Сына и Святого Духа, Бога. Достойно Тебя во все времена воспевать голосами счастливыми, Сын Божий, дающий жизнь, – потому мip Тебя славит. Святитель Василий Великий († 379) упоминает об этой песне в своей книге «О Святом Духе к Амфилохию» ( глава 29 ): Отцам нашим заблагорассудилось не в молчании принимать благодать вечернего света, но при явлении его немедленно благодарить. И не можем сказать, кто виновник сих речений светильничного благодарения, по крайней мере народ возглашает древнюю песнь, и никто не признавал нечествующими тех, которые произносят: «хвалим Отца и Сына и Святаго Духа Божия». А если кому известна и песнь Афиногена, которую он вместо предохранительного врачевства оставил ученикам своим, когда сам поспешал уже ко всесожжению; то он знает, какое мнение о Духе имели мученики . Михаил Скабалланович За стихирами на Господи воззвах как бы в качестве заключительной стихиры следует песнь «Свете Тихий», названная в греч. Часослове «Светильничное (πιλχνιος) благодарение» и соединяющая с простотою древнехристианскую глубину и силу чувства. Песнь заключает в себе вызываемое появлением вечернего света и благодарностью за дожитие до него прославление чрез Христа Св. Троицы и Его Самого. Она распадается на три до того самостоятельные части, что их можно рассматривать как три отдельные песни.

http://azbyka.ru/svete-tixij

В той же рукописи Quer. gr. А. IV. 3 как ответ на отрывок из сочинения Гуго Этериана «О святом и бессмертном Боге» содержится извлечение из неких силлогизмов Н. против «латинян», где утверждается невозможность двоице быть началами одного Лица Св. Троицы, учение о Filioque называется унижающим Св. Духа и со ссылкой на мнение свт. Амвросия Медиоланского заявляется о неправильном переводе в латинском НЗ одного высказывания Христа (Ин 8. 25; см.: Quer. gr. A. IV. 3. Fol. 225-225v). Эти доводы отсутствуют в известных произведениях Н. и, возможно, принадлежат др. автору. II. В произведении «К латинянам о Святом Духе, что Святой Дух исходит от Отца, а не от Сына» ( Σιμωνδης. 1859) Н. прежде всего ставит вопрос о значении используемых по отношению к Св. Троице понятий; такой подход к проблеме Filioque не свойственен предшествовавшим греч. полемистам. Автор указывает на существование в самой природе «двойного происхождения (προδος) плодородной силы» - путем «рождения», как то имеет место у людей и животных, и путем «испускания» (προβλλειν) или «исхождения» (κπορεεσθαι), примерами чего являются корень и растение, источник и вода, солнце, луч и свет. Подобно др. греч. полемистам, Н. выводит из зап. учения слияние первых двух Ипостасей, превосходство Сына над Отцом и отделение Св. Духа от единого божественного естества, что, по мнению Н., роднит «латинян» с савеллианами, арианами, евномианами и македонианами. Указание на равночестие и равную силу первых двух Лиц, а также на слова Христа о Его единстве с Отцом (Ин 10. 30; 16. 5), согласно Н., не является доводом в защиту Filioque. Он относит эти евангельские высказывания к божественному естеству со всеми его «превосходствами» и усматривает в противоположной т. зр. «бесчестие» разделяющему собственность с Сыном Отцу вместе с никого не производящим от Себя Св. Духом. Подкрепляя свое воззрение высказываниями из «Ареопагитик» и рассуждениями о сопричастности всего сущего Единому, автор не соглашается с тем, что у Третьей Ипостаси два начала. В полном соответствии с традиц. доводами визант. противников Filioque Н. разъясняет и др. цитаты из Евангелия от Иоанна («Утешитель, Которого Я пошлю вам», «От Моего возьмет и возвестит вам» - Ин 15. 26; 16. 14).

http://pravenc.ru/text/2565950.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМЕС [греч. Ερμς], в древнегреч. мифологии вестник богов, покровитель путников, проводник душ умерших. Г.- сын Зевса и Майи, одной из дочерей Атланта, рожденный ею в Аркадии, в пещере Киллены ( Homer. Hymn. III I-5). Олимпийское божество, хотя и догреческого, возможно малоазийского, происхождения. На фетишистскую древность Г. указывает его имя, понимаемое как производное от греч. ρμα - груда камней или каменный столб, к-рыми отмечались места погребений. Гермы были путевыми знаками ( Plat. Hipp. 228d - 229a), фетишами - охранителями дорог, границ, ворот (отсюда Г. «привратный» - Пропилей) ( Pausan. Descript. II 38, 7); повреждение герм считалось страшным святотатством ( Thucydides. VI 27). Фетишистские рудименты бога обнаруживаются в таких непременных атрибутах Г., как «амбросийные» (букв.- бессмертные) золотые крылатые сандалии и золотой жезл - средоточие магической силы ( Homer. Od. V 44-50). C помощью этого жезла, усыпляющего и пробуждающего людей, Г. выполняет одну из своих древнейших функций проводника душ умерших в аид, «психопомпа» или помощника на пути в царство мертвых ( Homer. Od. XXIV 1-5). Г. одинаково вхож в оба мира - жизни и смерти; он посредник между тем и другим, так же как и посредник между богами и людьми. Он ведет богинь Геру , Афину и Афродиту на суд Париса ( Eur. Andr. 274-287). Г.- вестник богов, муж. коррелят вестницы богов Ириды. Изъявление божественной воли приходит иногда во сне, и Г. насылает на людей сны с помощью своего жезла ( Homer. Hymn. III 14). Водительство Г. на путях жизни и смерти переосмысливается в эпоху классической мифологии как покровительство героям. Он вручает Нефеле - матери Фрикса и Геллы - златорунного барана, на к-ром они спасаются от мачехи ( Apollod. I 9, 1). Основателю Фив Амфиону Г. вручает лиру, и с ее помощью герой строит стены города ( idem. III 5, 5); Персею он вручает меч для убийства Медузы ( idem. II 4, 2); Одиссею открывает тайну волшебной травы, оберегающей от колдовства Кирки ( Homer.

http://pravenc.ru/text/164829.html

Тогда я, оставив первый вопрос, просил его сказать мне хоть то, в каком состоянии Христос теперь. Ангел мне сказал, что Он находится в свойственном Ему, и имеет вместе Божество и человечество, и есть совершенный человек, и посему называется Богочеловек, — кроме земных свойств человеческих, которые имел прежде воскресения. Я опять просил его сказать мне: «Каким образом Он находится с Отцем; ибо Евангелист говорит, что сидит одесную Бога, и Стефан говорит, что стоит одесную Его?» Ангел мне отвечал: «Не может слышать сие душа, связанная с плотию». Я же, побуждаемый опять великим пламенным желанием узнать что-либо о величии Божества, просил его возвести меня, дабы мне узреть Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа. Но ангел мне сказал: «Еще не пришло время и не настал час соделаться тебе бессмертным Божественною благодатию и силою Всесвятаго Духа, Который имеет воскресить человечество, обессмертить и освободить оное от прежней тяготы и от нужд, какие оно имело во временной жизни». Не знаю и не могу сказать верно, в теле ли я был, или вне тела, когда все сие видел. Один Господь знает сие. Новогреческий перевод «Лествицы» Афанасия Критского, с. 438– 439. древнее отеческое выражение означает молитвенное призывание, а не простое воспоминание имени Иисусова. переводе старца Паисия: «молитвы разстояние». нов. слав. перев.: «паче же уединенных». В греч. μλλον δ μοναζντων другом переводе слово «без труда» отнесено следующей главе. славянском переводе: «в собраниях», в греч. ν τας συνξεδι. В перевода Афанасия Критского: ες τν καιρν τς προσευχς (см. Достопамятные сказания...2-е изд. М., 1846. С. 21, примеч.). хотел совершенно отсечь рукоделие в молитвенное время для юных и немощных безмолвников; но удержал мою руку тот отец (Пахомий Великий со старцем своим преподобным Паламоном), который всю ночь носил на себе песок, чтобы отогнать сон и приучиться бдеть. Новогреческий перевод «Лествицы» Афанасия Критского, с. 450. другом переводе прим.: «т. е. в Троице три Лица, а во Христе одно Лице; в Троице одно естество, а во Христе два естества».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=714...

668 Автор жизнеописания Нила младшего, сына преподобного Нила Постника (которого память Церковь воспоминает Ноября 12 дня), рассказывает, что он, лежа на смертном одре, при последнем уже издыхании, препинающимся языком понуждал себя беспрестанно повторять „Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас“! См. Греч. Требник, издание Гоара, в примеч. 80 на Лит. Златоустого. 670 Кедрин, в Хронолог. на лета Пульхерии Императрицы: „Царь (Император) Феодосии и блаженная Пульхерия, весьма удивившись чудеси, повелели тако воспевать по всей вселенней Божественную сию песнь“ (Святый Боже). Сия песнь воспевается в житии Василия Великого , Четьи Минеи, Генваря 1 дня; а из сего можно заключать, что она известна была в церкви прежде еще откровения о ней. Но сие ни мало не опровергает небесного ея предания. Ибо если она и была прежде Св. Прокла, но в столь редком употреблении, что, кроме жития Василиева, во всей древности первых четырех веков едва ли где еще находится воспоминание о ней; со времени же Прокла, начала быть употребляема беспрестанно, во всех славословиях и молитвах церковных, как песнопение, небесным видением и последствием чудотворным подтвержденное. 672 Николай Кавасила в Толковании Литургии, гл. 20: „сия песнь принята хотя от Ангелов, но взята из книги священных Пророческих псалмов; собрана же от Христовой церкви и посвящена Троице. Ибо слово: святый, которое трикраты вопием, есть Ангельское; слова же: Боже крепкий и бессмертный суть Блаженного Давида, в которых говорит: возжада душа моя к Богу, крепкому, живому. Но принять и присоединить к ним сии, а при том прибавить моление (глаголю же о том: помилуй нас), есть Церкви знающих Троицу единого Бога; да явлено будет как согласие Ветхого с Новым Заветом, так и что Ангелов и человеков едина есть Церковь , и лик един, явлением Христа, Иже есть и пренебесный и земный. См. и ниже в Толков. Лит. Симеона Фессалон. под числ. 37. 676 Когда священнодействует Архиерей, то трикратное песни сей возглашение совершает он со священнослужителями Алтаря следующим образом и с такими таинственными знаменованиями: в первый раз поет, стоя при Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Dmitrievs...

Вернуться 22 Макарий Великий (Макарий Египетский; ок. 300–391) – христианский святой, отшельник, почитаемый в лике преподобного, автор духовных бесед. Память в Православной Церкви совершается 1 февраля. Вернуться 23 Василий Великий (ок. 330–379) – святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов. Автор многочисленных проповедей и писем. Память в Православной Церкви совершается 14 января и 12 февраля. Вернуться 24 Феофан Затворник (в миру Георгий Васильевич Говоров; 1815–1894) – епископ Русской Православной Церкви; богослов, публицист-проповедник. На Поместном соборе 1988 года, посвященном тысячелетию Крещения Руси, был прославлен в лике святителей. Вернуться 25 Иоанн Златоуст (ок. 347–407) – архиепископ Константинопольский, богослов. Почитается как один из трех вселенских святителей и учителей вместе со святыми Василием Великим и Григорием Богословом. Русской Православной Церковью память совершается 26 ноября, 9 февраля (перенесение мощей) и 12 февраля. Вернуться 26 Ефрем Сирин (ок. 306–373) – один из великих учителей Церкви, христианский богослов и поэт. Православной Церковью память совершается 10 февраля. Вернуться 27 Апофатическое богословие (греч. αποφατικος – «отрицающий»), или негативная теология, – богословский метод, заключающийся в выражении сущности Божественного путем последовательного отрицания всех возможных Его определений как несоизмеримых Ему, познание Бога через понимание того, чем Он не является. В противоположность положительным определениям утверждаются отрицательные, например, «безгрешный», «бесконечный», «бессмертный». Вернуться 28 Катафатическое богословие (от греч. καταφατικς – «утверждающий») – совокупность теологических принципов, постулирующая познание Бога через понимание того, кем Он является. Вернуться 29 Дионисий Ареопагит — афинский мыслитель, христианский святой. Согласно церковному преданию, был учеником апостола Павла (См.: Деян. 17: 34) и первым афинским епископом. В 95 году был послан святым папой Климентом во главе миссии на проповедь в Галлию, где и принял мученическую смерть. Память священномученика совершается Православной Церковью 17 января и 16 октября.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010