Ad Ablab.//GNO. T. 3. 1. P. 41. 2-7). Все это в полной мере относится и к божественной природе ( Idem. Adv. Maced.//GNO. T. 3. Pt. 1. P. 90. 31-91. 4). Согласно Г., беспредельность есть главное отличие нетварной природы от тварной ( Idem. Contr. Eun. II 1. 69. 8-70. 16). Вместе с тем эта беспредельность божественной сущности непостижимым образом сочетается с ее полнотой и законченностью в себе, поскольку Богу свойственно совершенство во всем ( Idem. Adv. Maced.//GNO. T. 3. Pt. 1. P. 91. 7-8). От единой божественной сущности Г. четко отличает множество божественных «свойств», «присущих» этой сущности или «мыслимых относительно сущности»: «...из всех имен, которые служат руководством к познанию Бога, каждое имеет свое особое внутреннее значение, и в боголепнейших именах нельзя обнаружить ни одного слова без какого-либо определенного смысла; отсюда ясно, что неким именем обозначается не сама божественная природа, а нечто из того, что относится к ней» ( Idem. Ad Ablab.//GNO. T. 3. Pt. 1. P. 43. 9-15). Одни из этих свойств выражают то, что присуще Богу Самому по себе, или абсолютно, т. е. показывают божественное величие, напр. «нетленный», «вечный», «бессмертный» и т. п.; все они заключают в себе «некую совершенную мысль о Боге». Др., напр., «помощник», «судия», «милостивый», «Господь» и т. п., указывают на отношение Бога к чему-либо или на Его действия по отношению к нам и всей твари вообще ( Idem. Contr. Eun. I 1. 570. 3-572. 6). Г. определяет «действие» вообще как «природную силу и движение каждой сущности» или как «характерную особенность каждой природы» ( Idem. Tract. ad Xenod. 4-12). Действие происходит из способности, а способность - из сущности ( Idem. De beat. 7//PG. 44. Col. 1280). Множеству Божественных действий соответствует множество Божественных имен (Ad Ablab.//GNO. T. 3. Pt. 1. P. 44. 7-9). Даже имя «Бог», по мнению Г., указывает не на сущность Бога, а на присущее Ему «наблюдательное действие» (τς ποπτικς νερϒεας), поскольку греч. слово «Бог» (θες), как полагал Г., происходит от слова «созерцать» (θεσθαι - Idem. Contr. Eun. II 1. 582. 4-585. 5). Вместе с тем множество свойств и энергий не нарушает единства и простоты божественной природы: «Во всем действующий и движущийся… остается одним и Тем же, не изменяясь по природе вместе с различными действиями. Ибо каким образом возможно усмотреть в Боге многочастность сущности из-за различных сил»? ( Idem. De hom. opif. 6). Более того, простота Бога обусловливает то, что все эти свойства, силы и действия Он имеет не по причастию, но по природе ( Idem. Contr. Eun. I 1. 276. 1-277. 1).

http://pravenc.ru/text/166529.html

535 Образ Гермеса Трисмегиста («Гермес триждывеличайший») возник в поздней античности (III в. до Р.Х. – III в. по Р.Х.), с ним связывались тайные, доступные только посвященным (герметические), оккультные учения. Гермес, проводник душ умерших, был избран в них как близкий к потустороннему миру. В этот период появилось много сочинений на разных языках, в которых избранным открывались от имени Гермеса Трисмегиста «все тайны мира». Герметизм включал астрологию, алхимию, магию, оккультизм и религиозно-философские построения. Он родствен гностицизму, как это видно на примере трактата «Поймандар». Изначально существует божес­твенный свет, или ум, логос, затем появляется его эманация – мрак. Далее изначальное божество делится на четыре первоэлемента. Появляется и вторая его эманация – ум-демиург, он сам создает семь небесных сфер, а с помощью первобожес­тва – космос. Третья эманация первобожества – первочеловек, антропос, от соединения которого с природой возникает просто человек. Он двойствен: тело у него смертное, а душа бессмертная. Разумеется, спасение человека заключается в гносисе – познании своей божественной сущности, но не только: и в уподоблении себя богу. Герметизм оказал наибольшее влияние на умонастроения эпохи Возрождения. 536 Зороастр (греч.), Заратуштра (иран.), пророк и основатель зороастризма, историчность его не установлена. Если он существовал, то между X-VI вв. до Р.Х. На родине он за свои проповеди подвергся гонениям со стороны местного правителя-мага; затем Виштаспа, один из иранских царей, дал ему приют, стал его последователем и, наконец, объявил зороастризм государственной религией Ирана. Виштаспа повелел Зороастру записать свое учение на золотых досках и поместить их в храм огня. Зороастр был убит одним из преследовавших его всю жизнь врагов. 537 Конфуций (Кун-цзы – учитель Кун; 551–479 до Р.Х.), древнекитайский мыслитель из сословия «ученых книжников», в 22 года стал педагогом, прославился и в 50 лет стал политиком, сановником в царстве Лу. Вследствие интриг покинул свой пост и 13 лет странствовал по другим китайским царствам. В 67 лет вернулся на родину и занялся редактированием и распространением местных книг мудрости, а также первого китайского ежегодника. Его дом был превращен после его смерти в храм, а сам он стал объектом религиозного поклонения. В учении Конфуция главенствует этика, его трудно назвать религией или философией в классическом смысле этих слов. Центральными понятиями здесь являются «небо» как высшая духовная сила, «дао» – моральный закон, «цзюнь-цзы» – благородный муж, воспитанный, почтительный и добрый, «жэнь» – человечность, закон отношений между людьми: «Не делай другим того, чего не желаешь себе», «сяо» – сыновняя почтительность, «ли» – этикет, «юе» – музыка как лучшее средство исправления нравов, «чжэн мин» – выпрямление имен, приведение вещей в соответствие с их названиями. До образования в 1949 г. Китайской Народной Республики конфуцианство было господс­твующей идеологией Китая.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов»: 171 К загробной жизни. 172 Медимн — аттическая мера сыпучих тел. 173 PG.151:460—473. Homilia XXXVII. In sanctissimam dirmitionem Purissimae Domjnae nostrae Deiparae semperque Virginis Mariae. 174 Настоящая омилия написана в торжественном ораторском духе и требует большей сосредоточенности мысли пря чтении ее. 175 Лат. пер. — «с величайшей и вечной похвалой»; слово «вечной» не находим, однако, в нынешнем греческом тексте. 176 Здесь заключается следующая мысль: Ангелы, обладают природой, которая не знает смерти; Божия Матерь обладала смертной природой и поэтому, вкусив смерть, в этом вкушении смерти была несколько меньшей бессмертных Ангелов. Но затем эта смерть превратилась в торжественный восход на небо. 177 Т.е. вкусив на краткое время смерть. 178 Лат. пер. — «землю претворив в небо и человеческий род подняв на достоинство божественности». 179 Т.е. явив послушание. какое имеют Ангелы небесные. 180 Лат. пер. «разрешаясь от хрупких уз здешних вещей». 181 Оригинал: «удивляемая», «восхищаемая». 182 В греч. ориг. стоит слово «о дискос», означающее диск, зеркало, а также солнечный диск. Латинский переводчик перевел это слово, как receptaculum , т.е. «вместилище». Мы перевели как «солнце», потому что и далее в тексте Божия Мать сравнивается с солнцем. 183 Согл. лат. пер. 184 Т.е. украшенными благодатью. 185 Здесь свободный перевод конца фразы. 186 PG.151:473—485. Homilia XXXVIII. In primum Matutinum. Quod non sufficit Divinum Baptisma ad salvandam homnem, nist studaet divina servare mandata. 187 Т.е. — иудейскому народу. 188 « Μαθητεσατε » т.е. — как бы учениками делая все народы. Далее у Св. Григория Паламы так и находим дословно выраженным этот глагол. 189 Точной такой цитаты не находим; она частично составлена из Еф.3и Рим.1:5. 190 PG.151:485—496. Homilia XXXIX. Dicta in supplicatione publica quae facta est propter insolitam et ubique tunc grassantem mortis plagam. 191 Имеется в виду «золотой телец», выплавленный в пустыне Исраильтянами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3138...

1921. Sp. 569). Соотнося стоическую философскую теологию с традиц. древнегреч. теологией, К., как и Зенон, отождествлял единого верховного бога с Зевсом. При этом, по свидетельству Плутарха, К. и Хрисипп, «вплетя в порядок богов небо, землю, воздух и море, ничто из этого не оставили бессмертным и вечным, кроме одного Зевса» (SVF. I 536). Не отвергая прямо традиц. представления о множестве богов, К. интерпретировал богов как ограниченные в пространстве и во времени формы проявления единого божества; в этой связи примечательны засвидетельствованные в источниках попытки К. предложить этимологические или герменевтические толкования имен богов, которые позволяли ему либо возвести их к единому божественному первоисточнику, либо понять как гипостазирование божественных сил (см., напр.: Ibid. 535, 539-543; ср.: Meijer. 2007. P. 69-75). В «Гимне» К. называл Зевса «многоименным» (πολυνυμος), подчеркивая тем самым, что различные божественные имена в действительности отсылают к единому божественному началу (SVF. I 537; ст. 1; ср.: Панасенко. 1982. С. 79-80; Cambronne. 1998. P. 92-94). Ярким свидетельством того, что Зевс в стоической философии К. был отождествлен с философским богом, свойства которого принципиально отличаются от свойств Зевса как одного из богов-олимпийцев, являются используемые К. в «Гимне» по отношению к Зевсу эпитеты и характеристики. Хотя К. в 1-м стихе «Гимна» называл Зевса «славнейшим среди бессмертных» (κδιστ θαντων), т. е. проч. богов, тем самым проводя связь между традиц. народным и стоическим богословием, с помощью помещенного в этом же стихе эпитета «вечно всевластный» (παγκρατς αε; в такой форме применительно к Зевсу до К. не встречается) он подчеркивал особый бытийный статус Зевса: он самосущ, вечен и всесилен, тогда как все проч. божества, хотя и являются «бессмертными» (традиц. общее имя богов в греч. религии), но не являются вечными, поскольку гибнут в мировом огне и рождаются вновь (SVF. I 537; ст. 1). Особое отношение Зевса к космосу К. акцентировал в эпитете, помещенном во 2-й строке «Гимна»: он есть «царь природы» (φσεως ρχηγ; сущ.

http://pravenc.ru/text/1841277.html

Поэтому Христос был прежде любых творений, то есть Он превосходит их в силу Своей Божественности и в силу того, что Он первым воскрес в прославленном теле. Он превосходит все творения и Им все существует и держится. Он не одно из творений ( Кол. 1:16–17 ), а Создатель всего, вечное Слово, Бог по природе ( Евр. 1:3 ). 6. Душа и дух (греч. psyche, pneuma). Свидетели Иеговы самодовольно заявляют, что у человека отсутствует нематериальная, бессмертная природа, и не устают повторять, что подобное учение есть «дьявольская ложь», пришедшая из языческих религий Египта, Вавилона, Греции и так далее. Литература свидетелей Иеговы пестрит опровержениями учения о нематериальной природе человека. Согласно «Сторожевой башне», душа – это «живое, дышащее, чувственное творение, животное или человек», а дух свидетели Иеговы определяют как «жизненную силу или нечто похожее на ветер» («Уверьтесь во всем», с. 357). Подобные определения общебиблейских понятий дают «Сторожевой башне» возможность уклониться от той всеобъемлющей истины Писания, что раз человек сотворен по образу Божию, а Бог есть дух, то способная познавать сущность человека должна быть духовной, подобной образу его Создателя ( Быт. 1:26–27 ). Разбить эти домыслы «Сторожевой башни» очень легко, если принять во внимание слова, сказанные Господом на кресте: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой». Свидетели Иеговы могут убеждать нас, что дух – всего-навсего дыхание или ветер, а не обладающая сознанием сущность, как учит Библия, но пусть тогда они разъяснят нам, как это Христос предал Свое «дыхание» Отцу, а Он сделал именно так! Факт, что Господь предал Отцу Свою нематериальную сущность как человек, убедительно показав, что дух и душа человека сознательно идут в вечность ( Гал. 6:8 ). Вспомним и то, что когда Стефана побили камнями, он воскликнул перед смертью: «Господи Иисусе! приими дух мой». Совершенно очевидно, он говорил не о двуокиси углерода, выдыхаемой из легких! Мы можем смело сказать, что толкования души и духа у свидетелей Иеговы не выдерживают проверки систематической экзегетикой ни в Ветхом, ни в Новом Завете, равно как ни один из компетентных ученых-гебраистов или специалистов по древнегреческому языку не поддержал их в открытой научной дискуссии.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tsarstvo...

Деметру приглашают во дворец воспитывать маленького сына царицы Метаниры –Демофонта. Богиня соглашается. Когда же царица предлагает ей вина, Деметра отказывается, прося вместо вина дать ей кикеон (греч. κυκεν – «смесь») – смесь из ячменя, воды и мяты. Вина от вина Отказ Деметры от вина имеет важное ритуальное значение. Вино – это атрибут не только бога веселья – Диониса, но и Аида – бога царства мёртвых, владыки земных глубин, дающих человеку пропитание и богатство. По словам древнегреческого философа Гераклита (ок. 544 – ок. 483 гг. до н. э.), «тождественен Аид с Дионисом» 584 . И тождество это заключается в том числе в бесстыдстве дел обоих. Отведав вина, Деметра приобщилась бы таким образом дара похитителя её дочери, чего она никак не могла допустить. Именно поэтому богиня изобрела другой напиток – напиток ритуальный, который впоследствии стал важной составляющией Элевсинских мистерий и употреблялся перед началом тайных священнодействий. Деметра принялась присматривать за царским сыном Демофонтом, правда, воспитание, которое она давала мальчику, было весьма специфическим, и его сложно назвать «нормальным»: она натирала Демофонта амброзией, ночью же втайне от родителей «мальчика в пламя, словно как факел, она погружала», желая сделать его бессмертным и вечно молодым. Так, на удивление всем Демофонт стремительно рос, «богам становился подобен». Но однажды ночью царица Метанира увидела своего сына в огне и, ужаснувшись, произнесла опрометчивые слова: «Сын Демофонт! Чужестранка в великом огне тебя держит, мне же безмерные слёзы и горькую скорбь доставляет!» Деметра весьма разгневалась из-за неразумия царицы и в сердцах воскликнула: «Жалкие, глупые люди! Ни счастья, идущего в руки, вы не способны предвидеть, ни горя, которое ждёт вас!» Демофонт так и не стал бессмертным. Сказав это, богиня являет себя в своём божественном величии: и рост свой и вид изменила, Сбросила старость, и вся красотою обвеялась вечной. Запах чудесный вокруг разлился от одежд благовонных, Ярким сиянием кожа бессмертная вдруг засветилась, И по плечам золотые рассыпались волосы.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

15 . Так вот, благодаря любомудренному деянию возбежав к созерцанию и верой взойдя в глубины богословских понятий, пусть обратят к ним поиски своей души, и оттуда, я это хорошо знаю, они пожнут пользу. А прочие, чей ум рассеян на многоразличные предметы 588 и омрачён тьмой неведения, никогда не ведавшие, чем вообще являются деяние, созерцание и откровение божественных тайн, пусть удалятся от чтения того, что здесь написано. Ибо их мысль не в состоянии вместить возвышенные слова —173— и откровения, а сами они, не способные воззреть на то, что превыше нас, привыкли попирать 589 и осквернять божественное 590 . 16 . Напротив, всякая душа, когда успешно достигает крайней чистоты, будучи бессмертной и разумной, божественной силой возвышается к ангельскому житию 591 , согласно иерофанту 592 Дионисию, говорящему следующее: «Когда она (душа) вернётся в себя, согласно круговому движению и единообразному собиранию (συνλιξιν) своих умных сил от всего внешнего, Божественное Благоначалие дарует оной неподвижность (πλανς) 593 , как в некотором круге 594 , и от многих внешних вещей возвращает её и сначала в себе самой сосредотачивает, а уже после, когда та станет единообразной, соединяет оную [душу] с соединёнными воедино ангельскими силами 595 . Ибо ими, как добрыми проводниками (ведь души со всеми своими добротами следуют за священными и святыми умами) она возводится к Самому Благому Началу —174— всех благ, и становится причастницей источающихся из Него озарений соответственно обретающемуся в ней очищению и, по мере сил, обильно приобщается дару Благовидного (Божества)» 596 . Посему я полагаю несправедливым, чтобы возвышенные созерцания души оказались в опасности и исполненные любви богословские учения стали подвергаться сомнению, попав в ушеса, заткнутые завистью и неверием, или, лучше сказать, в души, плотно окутанные мраком неведения и попираемые мулами и ослами, или же драконами и змеями, – я имею в виду, нечистыми и губительными страстями. Ибо Святое недоступно всем тем, кто ведёт собачий и свинский образ жизни 597 , им оно не даётся, также как и прорицание, и (перед ними) не мечется словесный бисер 598 . А тем, которые благодаря крайней чистоте возводятся к равенству (πρς τ σον) 599 святости, [святые предметы] становятся доступными, сопровождаясь неизреченным и божественным наслаждением, и как «светозарные светы» 600 и порождения божественного пламени подают (приводящие) к ним мудрость и возвышение 601 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Проведена была в жизнь вторая реформа довольно поздно; но проект ее мог быть предложен гораздо раньше – самим Заратустрой или первой генерацией учеников его. Думаю, что я замечаю такие признаки, которые показывают, что религиозная реформа была начертана не без влияния религиозных представлений египетских, следовательно, в такое время, когда тождество персидского календаря с египетским ясно понимали сами персы. Первый месяц египетский, как показывает самое его имя (севернокопт. θωουτ, греч. θωθ), был посвящен богу Тоту («dwti» иероглифов, а в глубокой древности «жwmi), пресловутому E ρμς τρισμγιστος. «Писец превосходный», он есть «владыка начертания плана», «помещающий вещи на их места». От него, трижды величайшего, потребовали план для упорядочения мира существующего, для поддержания в нем культуры; но можно было от того же Жхоути потребовать план и для разделения элементов хаоса, чтобы создать из них космос. Как бы ни стоял вопрос о взаимной связи этих представлений, бесспорно то, что Тоту приписывали участие и в мироздании: он – «писец божественной книги, изрекший сущее и создавший то, чего не было», «делающий несуществующее существующим помышлениями своими», утвердивший небо и землю изречениями своими»; он – «тот, согласно намерениям которого все происходит» 324 . Египетскому «месяцу θωθ» соответствует персидский (авестический) «damušô тâо u h», Δαθουσ, посвященный так же Богу-Содетелю 325 , ς τθεικε τ πντα. – Случайно ли это совпадение? Название третьего египетского месяца θρ (северно-коптское αθωρ, южно-копт. ъ ατωρ, т. е. τωρ) показывает, что он был посвящен той богине (иероглиф. «t-r»), которую греки отождествляли с А φροδτη. Не имеет особенного значения (в данном контексте), каково было основное представление египтян о своей alma Venus; но, несомненно, они называли свою Хатор «великою владычицею (aqît) в подземном мире» 326 . Месяцу θρ в персидском соответствует месяц, посвященный четвертому «бессмертному святому», Спента-армайти, женскому-гению, хранителю земли 327 ; но представление о Спента-армаити пошло – так сказать – в глубь земли: это божество стали почитать гением преисподней. На этом пункте представления о Хаторе и Спента-армаити, очевидно, соприкасаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОСКУРЫ [греч. ισκουροι - сыновья Зевса], в древнегреч. мифологии Кастор и Полидевк, близнецы, сыновья Зевса , братья Елены и Клитемнестры. По одной из версий мифа ( Apollod. III 10, 7), Полидевк и Елена - дети Леды от Зевса, Кастор и Клитемнестра - от ее супруга спартанского царя Тиндарея (поэтому Полидевк считался бессмертным, а Кастор - смертным). Полидевк - кулачный боец, Кастор - укротитель коней. Д. совершили ряд героических деяний. Они вернули на родину похищенную Тесеем Елену, воспользовавшись его отъездом из Афин. Д.- участники похода аргонавтов, в котором Полидевк победил в кулачном бою царя Амика ( Apoll. Rhod. Argon. II 1-97), калидонской охоты ( Ovid. Met. VIII 301 след.). Д. соперничали с ближайшими родичами Афаретидами, у к-рых похитили невест - Левкиппид, Фебу и Гилайру, дочерей своего дяди Левкиппа. Спор из-за дележа стада быков привел к поединку, в к-ром Кастор пал от руки Идаса, в то время как Полидевк убил Линкея; Зевс же поразил молнией убийцу сына ( Apollod. III 11, 2; Theocr. XXII 137-212). У Гомера в «Илиаде» Елена во время Троянской войны напрасно высматривает братьев на Троянской равнине, не зная, что они покинули мир живых ( Homer. Il. II. III 236-244). Бессмертный Полидевк был взят Зевсом на Олимп, но из любви к брату уделил Кастору часть своего бессмертия. Они попеременно появляются на небе то в виде утренней, то в виде вечерней звезды в созвездии Близнецов ( Ps. -Eratosth. 10) и поочередно пребывают то в царстве мертвых, то на Олимпе. В мифе о Д. присутствуют элементы древнего индоевроп. почитания божественных близнецов как помощников человека (особенно воинов, всадников, моряков). Хотя Д. считались дорийскими героями, их культ распространился далеко за пределы Спарты. В мифе о победе Д. над Афаретидами видны отзвуки исторической победы спартанцев над мессенцами (VIII-VII вв. до Р. Х.). В Спарте Д. почитали в виде архаических фетишей - 2 крепко соединенных друг с другом бревен ( Plut. De frat. amor. I). В рим. мифологии они именуются Кастор и Поллукс. А. Тахо-Годи Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/178520.html

В греко-римском мире граница между смертными людьми и бессмертными богами не считалась непреодолимой. Широко были распространены представления о том, что посмертная участь героев, чудотворцев, философов, верховных правителей народов вслед. счастливой судьбы, личных добродетелей или избранности богами отличается от участи остальных людей. Божественность нек-рых признавалась еще при их жизни (напр., Эпименид Критский, Пифагор, Замолксис; см.: Diog. Laert. 1. 109-115; 8. 41; Strabo. Geogr. 7. 3. 5), но чаще говорилось об их В. к богам или апофеозе после смерти (от ποθωσις - обожествление). Описания путешествия души, видений загробного мира и суда известны в греч. культуре с гомеровских времен ( Homer. Od. 11. 145-600; Pindar. Olymp. 2. 54-88; Plat. Phaedo. 107c - 114c; Phaedr. 245c - 249d; Resp. 10. 614a - 621b). Учение о бессмертии и переселении душ особенно было развито орфиками и пифагорейцами. В мифе о смерти Геракла повествуется о том, как он взошел на костер на вершине горы, его тело было сожжено, а опустившееся облако с громом унесло его на небеса (по др. преданиям, он вознесся среди раскатов грома на колеснице Зевса или его привела к богам Афина) ( Ovid. Met. 9. 241-273; Apollod. II 7. 7; Pausan. Descript. III 18. 7). Широко был известен миф о Ганимеде, к-рого похитил Зевс в облике орла ( Homer. Iliad. XX. 231-235; Apollod. III 12. 2; Vergil. Aen. 5. 252 сл.; Ovid. Met. 10. 155 сл.). Эти сюжеты были столь популярны, что стали предметом пародий. Так, главный герой комедии Аристофана «Мир» (421 г. до Р. Х.) взлетает на небо на жуке-скарабее (см. также «Икароменипп, или Заоблачный полет» Лукиана из Самосаты (II в.)). Среди греков бытовали предания о чудесном исчезновении тел знаменитых людей (Аристея из Проконнеса и др.; см.: Herod. Hist. 4. 14; Plut. Vitae. Romulus 27-28). Философ Парменид из Элеи (кон. VI - нач. V в. до Р. Х., Юж. Италия) во вступлении к поэме «О природе» повествует о том, как он на колеснице в сопровождении богинь, дочерей Солнца, возносится к богине Правде (Дике), проходя через небесные врата, и обретает знание Истины.

http://pravenc.ru/text/155106.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010