В-третьих: жертва должна приноситься во исповедание превысочайшего Владычествия Божия. чтобы показать нашу зависимость от Него. Убивать животных можно и для того, чтобы поесть, и употребить их для здоровья, но кто назовет это жертвой? На­стоящая жертва должна приноситься с таким намерением: «Я приношу эту жертву Тебе. Господу Богу моему, потому что я знаю, что Ты Господь и Бог мой. благодаря Которому я имею все, что имею, прими же от меня эту дань моего рабства и послушания, которую я должен Тебе, Господу и Творцу Моему». В-четвертых: истинная жертва должна приноситься священником, имеющим для этого полномочия, который от имени всех приносит жертву Богу, ибо Апостол говорит: Ибо всякий первосвященник (или священник), из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи. (...) И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон (Евр. 5, 1–4). И поэтому в Ветхом Завете никому нельзя было приносить жертвы, кроме священников от колена Ааронова. Поэтому не является жертвой то, что мы сами кладем перед иконой или кадилом или свечой, или еще где-либо, это дар и простое приношение. В-пятых: Чтобы можно было говорить о принесении жертвы, необходимо некое со­ответствующее видимое чиноуправление, совершаемое жрецом или молитвой, или пок­лонами, или воздеянием рук. возложением или неким служением и освящением. Такими действиями приносимый в жертву предмет отделяется от земного и мирского и стано­вится из земного и мирского посвященным Богу и приличествующим Ему. Так, в Ветхом Завете священник брал руками кровь животных или птиц, или муку, или хлеб, и возносил горе пред Господом Богом, и полагал на жертвеннике по некоему видимому и ощутимому чину. Если он не мог объять руками приносимое, например, тельца или нечто в этом роде, то возлагал на него свои руки, произнося некие слова, должные при освящении, и отделяя эту жертву от земного и мирского, и после этого приношение может называться святым. В-шестых: Настоящая жертва требует и того, чтобы употребить ее во Славу Бога и превратить в небытие. Так, в древности жившие по закону Моисея умерщвляли или сжигали животных или птиц. Кровь, вино или вода проливались на землю. Если при­носились мясо или хлеб, их употребляли в пищу и съедали, превращая их в небытие во Славу Господа Бога. И в этом состоит вся сущность жертвы. Поэтому золото, серебро, медь и драгоценные камни, принесенные для создания храма Божия. не были истинной и сущей жертвой, так как не превращались в небытие, но служили для употребления и украшения. Также и левиты, и сыны Ароновы, которых Моисей определил для службы Господу Богу, не были настоящей жертвой, так как их не убивали и не умерщвляли во Славу Господа Бога. Исаак, которого его отец Авраам хотел принести в жертву и убить для Господа Бога, вот он был истинной и сущей жертвой.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

3, 6). И если «мы освящены единократным принесением тела Иисуса Христа» (10: 10), который, «принесши одну жертву за грехи, навсегда возсел одесную Бога» ( Евр. 10: 12 ), то мы имеем «дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам чрез завесу, то есть плоть Свою, и имея великого Священника над домом Божиим...» (19–21). Древние и новые истолкователи жертвы Христовой стараются изъяснить свойства и значение этой жертвы, как включающей в себя (в «воспоминание») Вознесение и одесную Отца седение, то есть пренебесные ее свойства, наряду с Крестом Голгофским. Обычное определение их при этом состоит в том, что самая жертва, именно тело и кровь Христовы, получают «духовный» характер. Что же может это значить? Как можно без явного себе противоречия это утверждать? 7. Жертва Богочеловеческая Христос есть Первосвященник вовек по чину Мелхиседекову, и жертва Христова приносится на небе и на земле, во времени и в вечности. Она есть кровавая и бескровная, телесная и духовная, искупительная и хвалебная («Милость мира, Жертву хваления»). Она и должна быть понята во всех этих аспектах, не только в свете тринитарного догмата, но и халкидонского диофизитизма, как наличия во Христе двух природ, Божеской и человеческой, в их ипостасном Богочеловеческом единении. В первом смысле Второй Ипостаси во Святой Троице свойственно быть жертвоприносящей духовную жертву Своего Сыновства, как вечного рождения от Отца. Как Сын, Христос есть уже жертва, а сыновство – жертвенность, которая проницает всю Его жизнь Богочеловеческую, а следовательно, и человеческую. В мир Он посылается Отцом и приходит творить волю не Свою, но пославшего Его Отца. Богочеловеческая жертва Его приносится всем Боговоплощением, средоточие же имеет в вольном принятии смерти крестной. Но необходимо и важно отметить, что оно в себя включает не только жертву Богочеловеческую, но и Божескую, которая приносится в вечности небесной, хотя открывается и в становлении временном, в жизни тварной.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

A разве мы христиане не совершаем ежедневного жертвоприношения? Ведь иудеи, наприм., приносили же сегодня овцу, завтра быка, а там козла и другое какое-либо животное. Но мы всегда приносим одну и ту же жертву, и притом некогда уже принесенную Христом. Наша жертва служит в воспоминание той (принесенной Христом): «сие, – говорит Господь, – творите в Мое воспоминание» ( Лк.22:19 ). И если Христос многократно приносит Себя в бескровной жертве, то это не значит, что у нас приношений много, напротив, оно одно и то же. Правда, и иудеи приносят одно и то же; но это приносимое одно и то же, не составляет одного и того же приношения. Одно и то же у них значит только то, что в течение года они вращаются около одних и тех же жертвенных предметов, принося овец, быка, козла и иное что-либо в этом роде, по предписанию закона, и ничего другого, кроме предписанного. Но не всегда они одно и то же приносили в жертву, а – ныне то, там другое, а иной раз и иное из предписанного законом. Евр.10:4 . Невозможно бо крови юнчей и козлей отпущати грехи. Невозможно, как предмету, служащему прообразом: ибо сила очищения от греха блюлась истине, т.е. Крови Христовой. М) Свидетельство о едином очищении и приведении к Богу, в чем заключается и побуждено приступать к Нему с верою. Евр.10:5 . Темже входя в мир глаголет: Т.е. Христос, «входя в мир» чрез Свое вочеловечение, «глаголет» Отцу через пророка Давида. «Жертвы и приношения не восхотел еси, тело же совершил Ми еси» ( Пс.39:7 ). Жертву законную (ветхоз.) и тогдашнее приношение Ты отверг, а сотворил Мне тело из девической крови, для принесения его в жертву за спасение людей. Употребив сначала общее выражение, Апостол далее употребляет и частное. Евр.10:6 . Всесожжений и о гресе не благоволил еси. И не требовал, и не искал. Правда, в книге Левит и Второзакония подробно указано, какие должны быть всесожжения, какие жертвы о грехе, и вообще какова должна быть всякая жертва и всякое приношение 3 . Но, говорит Христос, с того времени, как Я воплотился и стал словесной и истинной жертвой, взявши на Себя грех мира, Ты уже не стал требовать жертвы законной.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

А Бог со своей стороны привязывал к этим жертвам свои обетования и благословения, во-первых, на временную жизнь человека, что Он благословит и хлеб наш насущный и вино и воду, и отвратит от нас болезни, и соделает на земле число дней наших полным. Короче сказать, некровавые жертвы имели преимущественное отношение к временной жизни, а кровавые к загробной вечной жизни ветхозаветного человека. Кровавые жертвы ближе и прямее указывали на всемирную крестную жертву, чем бескровные. Теперь смотрите, Авель приносит кровавую жертву, а Каин бескровную. В Бытописании сказано: был Авель пастырь овец (занимался скотоводством), а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принес дар Господу от плодов земли. И Авель также принес свой дар Господу от первородных стада своего и от тука их. Внешней причиной принесения разных жертв могла быть просто разность занятий. Каин приносит жертву от плодов земли потому, что был земледелец; а Авель приносит жертву от скотов своих потому, что занимался скотоводством. Но могла быть, и без сомнения – была, и внутренняя причина разнородности жертвоприношений. Этой внутренней причиной могло быть то, что помыслы Каина обращены были больше к земле, нежели к небу, и молитва его была о земном. А душа Авеля, предчувствуя свою печальную земную судьбу, стремилась к небу и молила Бога Отца о милосердии к нему самому и родителям и брату и всему роду их в небе и вечности. И сказал Каин Авелю брату своему: пойдем в поле. И когда они были в поле, возстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. Совершилась первая в мире смерть, совершилось первое убийство и братоубийство и братоубийство злейшее: злой неправедный брат убил неповинного и праведного, убил по зависти именно за его праведность. В тоже мгновение Бог зовет Каина к покаянию. И сказал Господь Бог Каину: где Авель, брат твой? Каин в глубоком омрачении ума и сердца думает самого Бога обмануть, как вероятно обмануть своих родителей: не знаю, – говорит, – разве я сторож брату моему? И сказал Господь: что ты сделал?! Глась крови брата твоего вопиет ко Мне от земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Иез.45:22 .  В этот день князь за себя и за весь народ земли при­несет тельца в жертву за грех. «В этот день», в вечер 14-го числа 1-го месяца. – «Князь за себя и за весь народ земли». О значении князя в культе Иезекииля см. предв. зам. к Иез.45.9–17 и объяснение Иез.45.17 . – «Народ земли» – см. объяснение Иез.7.27 ; но здесь в смысле всех подданных. – «Тельца в жертву за грех». Обычною жертвою за грех у Иезекииля, как у Моисея, служит козел, телец – как жертва за грех более торжественная, назначенная только для первого вечера праздника. Иез.45:23 .  И в эти семь дней праз­дника он должен при­носить во всесожже­ние Го­с­по­ду каждый день по семи тельцов и по семи овнов без по­рока, и в жертву за грех каждый день по козлу из козьего стада. Жертва очень большая и по сравнению с Моисеевым законом и по сравнению с жертвами других дней у Иезекииля; см. предв. замеч. и таблицу. Иез.45:24 .  Хлебного при­ноше­ния он должен при­носить по ефе на тельца и по ефе на овна и по гину елея на ефу. Хлебного приношения, евр. минха, эта бескровная ветхозаветная жертва, подготовлявшая к бескровной христианской жертве, полагалось и у Моисея при каждом всесожжении; при пасхальной оно было значительно меньше, чем у Иезекииля: 3 10 ефы на тельца, 210 на овна и 1 10 на агнца ( Чис 28.20 ). Ефа и гин см. об. Иез.45.10 . При значительной величине пасхального всесожжения у Иезекииля хлебное приношение достигало громадной величины: около 8 12 чк. х 14 муки в 1 2 ведра х 14 елея. Но будущее плодородие земли и требовало такой большой жертвы. Иез.45:25 .  В седьмом месяце, в пятнадцатый день месяца, в праз­дник, в тече­ние семи дней он должен при­носить то же: такую же жертву за грех, такое же всесожже­ние, и столько же хлебного при­ноше­ния и столько же елея. «В праздник», соответствующий Кущам, но почему-то не названный по имени (новейшие: потому что был древнейшим и потому считался праздником, εξοχην). Вполне равен Пасхе и занимает во второй половине года такое же положение, как та в первой. Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2Мак.1:8 Они сожгли ворота и пролили невинную кровь. Тогда мы молились Господу и были услышаны, и приносили жертву и семидал, и возжигали светильники, и предлагали хлебы. «Они (сожгли ворота)…», т. е. вообще враги Иудеев, Сирийцы, особенно Антиох Епифан и его сообщники. – «Ворота» – τον πυλνα, в единственном числе, но, вероятно, – в коллективном значении – храмовые ворота, или священные ( πυλνες ιερο), о сожжении которых говорится в 1Mak IV: 38 и 2Mak VIII: 33 . – «Пролили невинную кровь…» соответствует 1Mak I: 37, 60 и д.; 2Mak V: 13 и д. 26. Это выражение может обозначать и вообще бедственную жизнь народа в те годы отложения Иасона от святой земли и царства, т. е. не только во время Антиоха Епифана, но и его преемников. – «Жертву и семидал…» – θυσαν κα σεμδαλιν – соответствует еврейскому – «зевах уминха» – жертву убойную и хлебную. Семидал ( σεμδαλις) – чистая пшеничная мука, как главная составная часть бескровной хлебной жертвы, у LXX часто употребляется, вместо обозначения целого, в смысле евр. «минха». – О возжигании светильников и предложении хлебов – 1Mak IV: 50–51 . 2Мак.1:9 И ныне совершайте праздник кущей в месяце Хаслеве. «Совершайте праздник кущей в месяце Хаслеве», – т. е. не собственно праздник кущей, а праздник очищения храма – по подобию или по чину праздника кущей (ср. 2Мак.10:6 ), совершаемого в месяце Тишри. Называя праздник «очищения храма» «праздником кущей в месяце Хаслеве», авторы письма показывают, что хотя празднование очищения храма сразу же вошло в ежегодный повсеместный обычай, однако, настоящее наименование его, как праздника «очищения храма», установилось не одновременно с установлением праздника, а несколько позднее. 2Мак.1:10 В сто восемьдесят восьмом году живущие в Иерусалиме и в Иудее, и старейшины и Иуда – Аристовулу, учителю царя Птоломея, происходящему из рода помазанных священников, и пребывающим в Египте Иудеям – радоваться и здравствовать. Первая половина стиха 2Мак.1:10 , содержащая хронологическую дату («в 188 году» э. Сел. – 124 г. до Р. X.), – по мнению толкователей, должна быть относима к первому, а не ко второму приводимому далее письму. В пользу этого можно указать на приводимые далее в XI главе письма, где дата времени действительно помещается в конце письма, а не в начале (XI: 21, 33 и 38).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В тесной связи с Пасхою является праздник Пятидесятницы или «праздник седьмиц» (chag-shabuoth, Исх 34.22 ; Втор 16.10, 16 , «праздник жатвы» – Исх 23.16 ). «Пятидесятница» – название позднейшее ( Тов 2.1 ; 2Мак 12.22 ), употребительное главным образом в Новом Завете ( Деян.2:1, 20 .:6; 1Кор 16.8 ). Связующим звеном обоих праздников, из которых Пасха соединяется с историческими воспоминаниями, а Пятидесятница ближе относится к натуральной, сельскохозяйственной жизни (хотя позднее и Пятидесятнице иудеи усвоили значение воспоминания о даровании закона на Синае), служит предписываемое законом ( Лев.23:10–14 ) принесение и благодарное жертвенное вознесение Иегове первого снопа новой жатвы во 2-й день Пасхи (mimmacharath hasschabat, Лев.23:11 : Пасха названа субботою, вследствие требуемого в этот праздник покоя). В апреле около Пасхи в Палестине начинали созревать хлеба, прежде всего (ср. Исх 9.31–32 ) ячмень: 1-й сноп ячменя и должен был быть принесен Господину земли обетованной и жертвы – Иегове, и до совершения этого обряда жатва и вкушение нового хлеба не разрешались ( Лев.23:13–14 ; Иосиф Флавий Иуд.Древн. 3:10; блаж. Феодорит, вопр. 32). «Возношение» (через обряд »потрясения», ср. Лев.7:30 ) сопровождалось кровавой (агнец – всесожжение) и бескровной жертвой ( Лев.23:12–13 ). Лев.23:15 .  Отсчитайте себе от первого дня после праздника, от того дня, в который приносите сноп потрясания, семь полных недель, Лев.23:16 .  до первого дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней, и тогда принесите новое хлебное приношение Господу: Лев.23:17 .  от жилищ ваших приносите два хлеба возношения, которые должны состоять из двух десятых частей ефы пшеничной муки и должны быть испечены кислые, как первый плод Господу; Лев.23:18 .  вместе с хлебами представьте семь агнцев без порока, однолетних, и из крупного скота одного тельца и двух овнов [без порока]; да будет это во всесожжение Господу, и хлебное приношение и возлияние к ним, в жертву, в приятное благоухание Господу. Лев.23:19 .  Приготовьте также из стада коз одного козла в жертву за грех и двух однолетних агнцев в жертву мирную [вместе с хлебом первого плода];

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Да того ради Господь Богъ начи сво апостолы, како вел(л.66б)шеть имъ вру проповдахе «âtäà» ти въ странахъ и начити зыкы. Почему Мелхиседек назван священником Бога Всевышнего? Каковы жертвоприношения Мелхиседека? Что он принёс Авраму? Не то ли, что и Господь наш Иисус Христос на [Тайной] вечери предал своим апостолам, сказав: «Приимите и ядите: сие есть Тело Мое, предаваемое за вас во оставление грехов». И ещё Он сказал: «Пейте: сие есть Кровь Моя Нового Завета, изливаемая за вас во оставление грехов»? 672 Наш Господь сказал это своим апостолам, так как Ему должно пострадать за мир, и дал им бескровную жертву, как и Мелхиседек приносил в жертву Богу хлеб и вино. Об этом говорил и великий Павел: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека» ( Евр. 5:6 ). Теперь по поводу слов Господа «сие есть [Кровь Моя] Нового Завета». В те времена иудеи приносили в жертву агнцев и козлят. Господь потому и сказал «сие есть Новый Завет », что пожелал распять своё Пречистое Тело на кресте и пролить за мир свою честную Кровь во отпущение грехов верующим в Него. Ради этого Господь Бог научил своих апостолов, как Он велит им проповедовать веру среди язычников и научить народы. Авраамъ же, рече, бысть бещада; Сарра же, жена рече «се бо заключена не ражати, но влзи бо къ роб Агари и заченеши сынъ соб». Сарра же, Агарь, въдасть ю Аврааму. Агарь же заченьши Авраама сынъ и нарече им Измаилъ. Авраам же тогда б лтъ п и Аврам, как сказано, был бездетен. «Сара, его жена, сказала ему: „Вот, я заключена, чтобы не рождать; войди же к служанке моей Агари и зачни себе сына”. Сара, взяв Агарь, дала её Авраму. Агарь, зачав от Аврама, [родила] сына и нарекла имя ему Измаил. Авраму тогда было 86 лет» ( Быт. 16:2–4, 15–16 ). И рече Господь Богъ ко Авраам: «обржеть же всь вашь мужьскъ полъ плоть коньчню вашю: и будеть въ завт межи мною и вами и межи племенемь твоимъ и мъладеньци вашими, во и  день обржеть всь мжескъ полъ въ род вашемь, домачадець и купленыи, сына, и не иже нсть род да обржетс домачадець же и купле(л.66в)ныи дому и будеть завтъ мои на плоти вашеи въ завтъ вчныи; необрзаныи же мужескъ полъ, иже не бржеть си плоти коньчьны въ день и , и погубитьс душа та рода ко завтъ мои расыпа».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

е. в роде блинцов из муки, круто замешанной на елее, или из «хлебного из горшка», т. е. лепешечек, вареных в елее, или наконец, если хлебное приношение от первых плодов, из «растолченных зерен» с елеем и ладоном. Служащий священник должен часть от хлебного приношения: горсть муки, или изломанных опресноков, часть лепешек, или зерен с елеем и со всем приложенным ладоном сжечь на жертвеннике: «это жертва, благоухание приятное Господу». Остатки от хлебного приношения принадлежать священникам, как великая святыня. Хлебное приношение не должно быть квашеное; ни квасного, ни меду не должно сожигать в жертву. Хлеб квасный и мед могут быть приносимы Господу, как приношение начатков, но на алтаре нельзя сожигать их. Всякая жертва, кровавая и бескровная, должна осоляться солб. (гл. II). 3. Для жертвы мирной, или «спасения» могут быть приводимы мужеский и женский пол всех трех видов жертвенных животных, не имеющих порока (гл.3:1,6 и 12). На приведенное животное из крупного скота приведшей должен возложить руку свою в знак посвящения себя Богу – щедродателю благ и заколоть у дверей скинии, а священники должны покропить кровью жертвы на жертвенник со всех сторон. Затем приведший животное должен отделить весь внутренний тук и который на стегнах и сальник с почками и передать священникам, которые и сожгут все это вместе с ежедневным всесожжением в «благоухание приятное Господу» (ст.2–5). Если приводимое животное в жертву мира из мелкого скота, из овец, то жертвенные обряды те же, что и при крупном скоте, только для сожжения на алтаре вместе с внутренним туком должен отделяться и курдюк, отрезанный по самую хребтовую кость (ст.6–11). Если жертва из коз, то ее обряды тожественны с обрядами жертвы из крупного скота (ст. 12–16). При этом заповедуется: «никакого тука и никакой крови не ешьте» (ст. 17). 4. Для очищения от греха и примирения с Господом. когда нарушена какая-либо заповедь Его «по ошибке» или по слабости, без нарочитого желания сделать злое пред Господом (– «не хотящи»), должно приносить жертву «о грехе», или за грех (4:1 и 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Евхаристическая жертва приносится от всего тварного мира. В ней соучаствует вся вселенная: и люди, и ангелы, и мир неразумной твари – через хлеб и вино приношения. Она называется бескровной и бесстрастной потому, что люди, совершая её, уже не убивают жертвенных животных, не проливают крови. Бог Сам прелагает хлеб и вино в Свои Тело и Кровь. То есть со стороны людей Евхаристия – это бескровная жертва, но со стороны Бога она становится реальным жертвоприношением за грехи людей. Жертва евхаристическая по существу своему тождественна с крестной жертвой Христа на Голгофе. Ибо приносится в жертву тот же самый Агнец Божий. Как поясняет свт. Иоанн Златоуст , «Он наш Первосвященник, принесши жертву, очищающую нас; её приносим и мы теперь, тогда принесённую, но не оскудевающую. Это совершается в воспоминание бывшего тогда: сие творите , – сказано, – в Мое воспоминание ( Лк. 22:19 ). Не другую жертву, но ту же, какую тогда принёс Первосвященник, всегда мы приносим; или, лучше сказать, совершаем воспоминание той жертвы» 766 . Таинство Покаяния Мы уже говорили ранее, что в Крещении человек избавляется от грехов и становится сыном Божиим, но отмечали, что, по учению святых отцов, природа человека не исцеляется до первозданного состояния. Кроме этого диаволу и падшим духам оставлен доступ к душе человека, и они могут снова увлечь его во грех, так что даже после Крещения и Миропомазания греховных преткновений трудно избежать. Поэтому, по слову апостола Иоанна Богослова, если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды ( 1Ин. 1:8–9 ). Покаяние (греч. μετνοια, лат. poenitentia) – особое священнодействие, которое восстанавливает постоянно нарушаемую личную связь человека с Богом. В этом таинстве кающемуся человеку по молитвам Церкви через священника прощаются Богом личные грехи, совершённые им после Крещения, и подаются благодатные силы к их полному искоренению.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010