Сектанты, не причащая своих детей, очевидно, не хотят, чтобы они были со Христом, чтобы Христос пребывал в их детях, и они в Нем, то есть лишают их Христа, а, следовательно, и вечной с Ним жизни. 13) В приведенных словах св. апостола Павла говорится не о таинстве св. Причащения, а о Голгофской жертве, которая сравнивается с жертвами ветхозаветными. Говорится, что в то время, как иудейские жертвы приносились ежегодно и «не могли сделать совершенными приходящих с ними... ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» ( Евр. 10:1–4 ), Христос, «одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (ст. 14), так что «мы освящены единократным принесением Тела Иисуса Христа» (ст. 10). Вторично страдать за мир Христос уже не будет: Его Голгофская жертва принесена раз и навсегда за грехи всего мира. Но св. Причащение Он велел творить всегда, «доколе Он придет» ( 1Кор. 11:26 ), сказав при этом, что хлеб в причащении есть Тело, а вино – Кровь Его. В таинстве св. Причащения Христос не страдает вторично, а принимая бескровную жертву хвалы и благодарения, Сам претворяет Духом Святым освящаемый хлеб в Тело, а вино в пречистую Кровь Свою, вкушая Которых, верующие соединяются с Ним для прощения грехов и получения вечной жизни. Сам Христос в этой духовной и бескровной жертве есть приносящий ее и приносимый, приемлющий ее и раздаваемый, как читается в одной из евхаристических молитв. Вторично распинать Христа, сидящего Плотью Своей на небесах одесную Отца, никто уже не может. Ап. Павел говорит: «мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии» ( Евр. 13:10 ). Если у христиан есть жертвенник, то, конечно, есть и жертва, которой они питаются. Эта жертва и есть именно святое Причащение, которое, по учению св. Апостола будет совершаться у христиан всегда, до скончания мира. «Всякий раз, говорит он, когда вы едите хлеб сей или пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет» ( 1Кор. 11:26 ). Таким образом в св. Причащении Христос не страдает вторично, а Сам претворяет Духом Святым хлеб и вино, приносимые Ему, как умилостивительную жертву, в пречистое Тело и пречистую Кровь Свою. Совершение духовной и бескровной жертвы, во время которой воспоминаются страдания и смерть Христа и приносятся Ему благодарения за них, не уничижает, а возвеличивает Голгофскую жертву, ибо как частым воспоминанием дорогих и близких нам людей мы только обнаруживаем доброе к ним чувство любви, так и воспоминанием во время евхаристии о страданиях и смерти Христа мы обнаруживаем свою любовь и бесконечную благодарность Ему за великую, за нас принесенную, Голгофскую жертву, исполняя в то же время Его повеление: «сие творите в Мое воспоминание».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Претыкание четвертое Христос на Кресте говорит: свершилось ( Ин. 19. 30 )! Этим словом Христос озна­меновал. что свершилась единственная Кровная Жертва, необходимая для нашего спа­сения, и не нужна никакая другая жертва. Исправление претыкающимся Если все обстоит так, как говорят противники, то напрасны и Крещение, и Евха­ристия, и Евангелие, и сама вера, ибо все, необходимое для спасения, уже совершилось одной Кровной Жертвой. Не так толкуют это изречение, свершилось, святые Отцы. Они говорят, что свершились все пророчества о страдании Христа, Его мучениях и смерти, и все. что предвозвестили древние пророки, уже исполнилось. Такое толкование дают Златоуст. Кирилл, Феофилакт и другие. Претыкание пятое Христос на Тайной Вечери сказал: Примите, едите ( Мф. 26. 26 ) Но Он не ска­зал: «Приносите в жертву». Поэтому Евхаристия не является приношением и Жертвой, а только Таинством, которое преподается нам, а не приносится Богу Отцу. Исправление претыкающимся Если Христос и не сказал: «Приносите в жертву», но выразил смысл этих слов по-другому: Сие творите в Мое воспоминание ( Лк. 22, 19 ), смотри также 1Кор. 11, 24 . Следует знать, что это слово, творите, в Священном Писании используется вместо слов «приносите в жертву». Так, в Книге Левит написано; возьмет он себе двух горлиц или двух молодых голубей, и придет пред лице Господне ко входу скинии собрания, и отдаст их священнику; и принесет священник из сих птиц одну в жертву за грех, а другую во всесожжение ( Лев. 15, 14–15 ). Подобное этому написано в Книге Чисел: священник одну из птиц принесет в жертву за грех, а другую во всесожжение ( Чис. 6, 11 ). Подобные этим слова имеются и в Книге Пророка Иезекииля, и во многих других местах, где это слово, творить, исполь­зуется вместо слов «приносить жертву». Поэтому и тогда, когда Христос говорит: Сие творите в Мое воспоминание ( Лк. 22, 19 ), слова сие творите используется вместо слов «приносите в жертву» ( Иез. 46 ). Однако мы на этом не настаиваем. Для нас важно, что Христос на Тайной Вечери принес в Жертву Богу Отцу Тело и Кровь Свою под видом хлеба и вина.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Под прекращением жертвы, может быть, разумеются и самые замыслы антихриста совершенно прекратить принесение её и постоянные усилия его достигнуть этой цели, а также и результаты этих замыслов и усилий. Антихрист, сказано в книге же Даниила, даже возмечтает отменить у святых праздничные времена и закон (7:25). Но хотя святые будут преданы в руку его до времени и времён и полу времени, однако слово „возмечтает” показывает, что он не успеет вполне осуществить своих разрушительных замыслов. Действительно, воссядут судьи и отнимут у него власть губить и истреблять до конца (7:26). Ему не удастся уничтожить все религии, всех людей отторгнуть от Бога и сделать своими последователями и совершенно искоренить совершение евхаристии. Поклонятся ему только погибающие, не написанные в книге жизни. Прочие останутся верны Богу и Христу, будут служить Им, будут приносить и вкушать бескровную жертву. По мере того, как царство антихриста будет расширяться, – не сразу и не без сопротивления подчинятся ему все народы и племена, – число избранных будет сокращаться, потому что антихрист и его приверженцы будут убивать всякого, не поклоняющегося образу зверя ( Откр. 13:15 ); и к концу царствования его, не поклонившихся ему, останется так мало, что Сын человеческий, пришедши, найдёт ли веру на земле ( Лк. 18:8 )? Но всё-таки немногие избранные останутся ( Мф. 24:22 ). Как в начале христианства, верующие во Христа укрывались от преследования язычников в катакомбах, где и совершали Богослужение и приносили бескровную жертву: так и перед кончиной мира избранные Божии, скрываясь от гонения антихристова в тайных и неприступных местах, будут день и ночь молить Бога об избавлении от врага ( Лк. 18:7 ) и укреплять себя вкушением Тела и Крови Христовых ( Откр. 12:14 ). Ожидая ежечасно смерти, они будут причащаться возможно чаще. И Бог подаст им защиту вскоре ( Лк. 18:8 ): силой их пламенных молитв и ради их избавления от антихриста и сократятся дни этого врага их, дни великой скорби ( Мф. 24:22 ; Лк. 18:7, 8 ). Таким образом, изречения о прекращении жертвы в последнюю полседьмицу мира означают то, что антихрист возмечтает совершенно искоренить евхаристическую жертву, как и всякое Богослужение, что во всё время своего царствования он будет употреблять все средства для достижения этой цели, и что он почти достигнет её: явное, общественное и торжественное принесение прекратится. А к концу его царствования и тайно совершать Евхаристию и Богослужение будут весьма немногие и притом с препятствиями и опасностями. Мерзость запустения, стоящая на святом месте, и седьмины Данииловы

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

   О пути нечестивых не случайно говорится, что он — мерзость ( 9. Мерзость пред Господом — путь нечестивого, а идущего путем правды Он любит ): ведь чем больше нечестивец религиозен, тем дальше он от Бога. А если еще к тому же такой человек не желает слушать никаких наставлений ( 10. Злое наказание — уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет ), то его наказание может оказаться жестким: ведь от Бога не скрыто ни одно сердце ( 11. Преисподняя и Аваддон открыты пред Господом, тем более сердца сынов человеческих ). Внешней религиозностью Бога не обмануть. Впрочем, учитывая, что легкомыслие, к сожалению, весьма распространено, желающих учиться и менять что-то в своей жизни обычно бывает не так много ( 12. Не любит распутный обличающих его, и к мудрым не пойдет ; в еврейском тексте лец , «легкомысленный» ; в Синодальном переводе «распутный» ).    Смешение духовности и религиозности, духовной жизни с жизнью религиозной — достаточно серьезная опасность на духовном пути. Однако ее можно избежать при условии полной искренности в отношениях с Богом и отказа от всяких попыток выстроить отношения с Ним по принципу «ты — мне, я — тебе». Жертвы, которые приносим мы Бескровная Жертва    В ернемся к тем жертвам, которые приносят христиане сейчас. По сути, практически все виды храмовых жертв Ветхого Завета сейчас заменила одна жертваБескровная Жертва на Литургии. Да, Литургия — это богослужение, на котором приносится жертва. В этом ее суть. Но это не кровавые жертвы животных. Это Жертва Христа, принесенная на кресте.    Это жертва искупления, очищающая нас от грехов. После нее никакие другие искупительные жертвы не нужны. На Литургии мы снова и снова вспоминаем эту жертву (то есть она заменяет нам жертвы хлебные), мы становимся причастны Богу и друг другу, как при мирной жертве, мы совершаем благодарение Бога. Главная часть службы, когда происходит пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, так и называется — Евхаристия, что по-гречески значит Благодарение. И Жертва Христова в Посланиях апостола Павла называется благоуханием Богу, то есть заменяет, по сути, и благовония ( Живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное (Еф 5:2).

http://bible.predanie.ru/vypusk-dvadtsat...

Дым сожигаемого животного тела пахнет очень тяжело; но здесь разумеется благоухание духовное, благоухание высшее, таинственное, с одной стороны благоухание молитвы кающегося человека, а с другой благоухание святейшей жертвы, принесенной на кресте за вину человека невинным, святейшим святых, обетованным Искупителем. Так произошли кровавые жертвы. Кровавая жертва установлена Богом, как прообраз кровавой крестной жертвы. С жертвами кровавыми тесную связь и тоже самое в роде, хотя и с некоторым оттенком разновидности, значение имели и бескровные жертвоприношения, приношения от плодов земли, от произрастений. Так значение этих жертв впервые разъясняет Израилю сам Господь через раба своего Моисея: Наблюдай праздник жатвы первых плодов труда твоего, какие ты сеял на поле, и праздник собирания плодов (древесных и иных) в конце года, когда уберешь с поля работу твою. Начатки плодов земли твоей принеси в дом Господа Бога твоего. Служите Господу Богу вашему, и Он благословит хлеб твой и вино твое и воду твою и отвратит от вас болезни, и число дней ваших соделает полным ( Исх. 23:16–26 ). Конечно, и эти жертвы приносились Богу во имя единой обетованной крестной жертвы и Бог принимал их в воню благоухания потому, что пред Ним вечно благоухала единая всеумилостивляющая жертва Сына Его. Но бескровные жертвы не так прямо указывали на крестную жертву, как жертвы кровавые. Принося в жертву Богу начатки плодов земных, человек выражал пред Богом свою зависимость от Него, свою благодарность Ему за Его дары и просил себе благословение Господне и на будущее время, на все продолжение своей земной жизни. А Бог с своей стороны привязывал к этим жертвам свои обетования и благословения, во-первых, на временную жизнь человека, что Он благословит и хлеб наш насущный, и вино, и воду, и отвратит от нас болезни, и соделает на земле число дней наших полным. Короче сказать, некровавые жертвы имели преимущественное отношение к временной жизни, а кровавые к загробной вечной жизни ветхозаветного человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Здесь предстоит узнать, что такое поклонение, о котором пишется в Евангелии. Речь идет не о простом поклонении, которое может быть везде, а знаменует принесение жертвы, которая приносится не везде. Но самаряне приносили свои жертвы на горе, на­зываемой Гаризин, прилежащей их городу Сихарь, или Сихем, Иудеи же в Иерусалиме. Когда вы читаете эти слова: Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме, то под поклонением пони­мается жертвоприношение. Это же ясно и из других мест Священного Писания. Так, в Книге Бытия сказано: И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся (то есть принесем жертву), и возвратимся к вам ( Быт. 22, 5 ). Так написано и в Евангелии: Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины ( Ин. 1 Z 20), то есть принесли жертву. Это же мы читаем в Деяниях Апостолов. Евнух царицы Кандакии пришел поклониться в Иерусалим, то есть принес­ти жертву ( Деян. 8, 27 ). Значит, в Иерусалим приходили и из дальних стран, так как это было место принесения жертв. Самарянка, увидев в Христе Пророка, спросила Его о Самарянах и Иудеях, чье поклонение лучше, Самарян ли, приносящих жертву на горе Гаризин, или Иудеев, при­носящих свои жертвы в Иерусалиме. Христос отвечал: наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться, как бы говоря: «Наступит время, когда будущие христиане не только на этой горе или в Иерусалиме, но на всяком месте прине­сут жертвы». Ибо Жертва будущих христиан не будет ограничена только одним местом, как жертвы Иудеев и Самарян, а будет приноситься везде и на всяком месте, как говорит Пророк Малахия. Добавляет Христос и это: истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине. То есть Иудеи не приносили жертвы духом, ибо следовали только внешнему чину и, принося в жертву животных, сердцем находились далеко от Бога. Самаряне не приносят истинной жертвы, ибо не приносят ее истинному Богу, а приносят идолу: Вы не знаете, чему кланяетесь Но будущие христиане, истинные поклонники, принесут Жертву истинному Богу, со внутренним благоговением духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Однако в восприятии древних людей превознесение милости над жертвой было ниспровержением привычных религиозных истин, ибо самым значительным и очевидным выражением чувства веры в Бога испокон века являлось жертвоприношение, ведь с самого начала истории падшего человечества жертвы являлись даром, который люди по естественному религиозному чувству посвящали Богу. Мы помним, что еще Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его (Быт. 4,3–4). И поскольку жертва благочестивого человека всегда считалась угодной Богу, ритуал жертвоприношения по всяким случаям и на всякую потребу был разработан у иудеев весьма детально и соблюдался скрупулезно. Мы знаем, что в дохристианскую эпоху жертвы разделялись на закалаемые и бескровные. В «жертву всесожжения», в «жертву мирную», в «жертву о грехе» или в «жертву о преступлении и повинности» могли быть назначены только животные и птицы пяти определенных видов, известного пола и возраста. Жертвенное животное приводилось к храму как дар Господу. Человек возлагал руку на голову жертвы и исповедовал свой грех, тем самым как бы перекладывая его на жертвенное животное. Заклание животного, кропление его кровью и сожжение отдельных его частей символизировало принятие жертвы Богом, а также то, что Божественное правосудие вместо смерти грешника удовлетворяется жертвой за него. В ветхозаветные времена жертва Богу имела значение и дара, и богообщения, и покаяния, и средства духовного очищения, и прошения, и благодарения, и умилостивления. Господь же если принимал жертву, то освящал ее Своей благодатью и сообщал ей особый символический и таинственный смысл. И в самом деле, что могло быть более возвышенно и значимо, чем жертвоприношение грешного человека Господу и Творцу, когда Богу в знак всецелой преданности отдается нечто дорогое и ценное для верующего. Нетрудно предположить, что закалаемые животные до принесения их в жертву Богу были лучшими в стаде, выращенными с любовью. Акт жертвоприношения был для верующих в древности действительно высшим проявлением их религиозного чувства, сыновней любви к Богу, доверия к Нему, страха перед Его гневом…

http://azbyka.ru/propovedi/velikopostnye...

ВТОРОЕ. Внимательно посмотри на то, что сказанное относится к настоящему времени, а не к будущему. И чтобы никто не стал говорить, что Христос сказал о Крест­ной жертве, которая была после Тайной Вечери, а не о жертве, которая была на самой Тайной Вечере, обратите внимание, что ясно указывается на настоящее время, то есть на происходящее во время Тайной Вечери. Тело Мое, которое за вас предается, – говорит Он, а не говорит «предастся». И снова: Тело Мое, за вас ломимое, то есть ныне оно уже не ломится. И Кровь Моя, – говорит, – за вас изливаемая, то есть ныне на Тайной Вечере, а не говорит: «Кровь Моя, которая прольется за вас», то есть на Кресте. И в другом месте говорит: за многих изливаемая, а не говорит: «за многих изольется». Из этого ясно, что Христос говорит о Бескровной Жертве, такой, как тогда на Тайной Вечере Он принес Богу Отцу за Апостолов и за многих, а не о Кровной Жертве, которая после этого свершилась на Кресте. Обратите же особое внимание и на эти слова: Тело Мое, за вас ломимое. Эти слова, за вас, знаменуют Жертву, а не только пищу, ибо пища не приносится за людей, но людям. И пускай никто не подумает, что когда Христос, говоря о Крестной Жертве, прилагает: за вас ломимое, это слово, ломимое, ясно показывает, что речь идет о Жертве, принесенной на Вечере, а не на Кресте, ибо на Кресте не было ничего ломимого. Об этом прекрасно сказал вселенский учитель святой Златоуст в Беседе 24 на Первое Послание Павла к Ко­ринфянам, глава 10: «Ломимый хлеб не есть ли приобщение Тела Христова? Почему Он добавил: ломимое? Потому, что в это явственно происходит в Евхаристии, на Кресте же этого не было, а было как раз противоположное этому. Ибо кость не сокрушится, но не пострадает на Кресте, а в Евхаристии Тело страдает в просфоре ради тебя, что и терпит Ломимый и все Исполняющий». Второе доказательство, от беседы Христа с Самарянкой В Евангелии святого Иоанна написано: Женщина говорит Ему: Господи! Вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус ей говорит: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знае­те, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине ( Ин. 4, 19–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

е. вернее коренья и плоды), которыми исключенные из общества ессеи только и могли поддерживать свою жизнь, нисколько не были, конечно, жертвенной, или посвященной Богу, пищей. А если бы ессеи действительно имели этот принцип, т. е. желали бы употреблять только жертвенную пищу и хотели бы при этом так строго следовать предписаниям закона Моисеева о жертвах, то они должны были бы точно также воздерживаться и от всякой другой пищи, как и от мяса, потому что по закону бескровные жертвы, вопреки мнению Ричля, также не могли быть приносимы вне храма, как и кровавые. Хотя в XVII главе книги Левит, где решительно воспрещается совершение жертв вне скинии собрания, действительно, не говорится, в частности, касательно бескровных жертв, но это и по отношению к ним подразумевается само собою, так как здесь высказывается общий закон о том, что жертвы должны быть приносимы исключительно только в храме, и нигде в другом месте жертвоприношение не дозволялось 1154 . Эга мысль подтверждается теми местами закона, в которых излагаются предписания о принесении также и хлебных жертв к сынам Аарона для сожжения их на жертвеннике. Так, напр., в Лев. 2:1–2 говорится: «если какая душа хочет привести Господу жертву приношения хлебного.... пусть принесет ее к сынам Аароновым, священникам, и возьмет полную горсть муки с елеем, и со всем ливаном, и сожжет сие священник в память на жертвеннике; это жертва, благоухание приятное Господу». Подобные же слова: «и сожжет священник на жертвеннике» повторяются также и касательно приношения хлебного из горшка 1155 ; равным образом и относительно приношения хлебного из первых плодов замечается: «и сожжет священник в память часть зерен и елея со всем ливаном» 1156 . Все эти места поставляют вне всякого сомнения, что и бескровные жертвы по закону также должны были приноситься только в храме и что о выключении их из общего постановления не может быть и речи. Если при этом Ричль делает оговорку, что закон не говорит о запрещении приносить жертвы вне храма посредством молитвы («durch Gebet»), а запрещает только приношение жертв посредством огня («durch Feuer»), то это только софистическая уловка со стороны Ричля, так как закон вовсе не знал таких жертв, а потому в нем не могло быть и речи о чем-либо подобном.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Плодами покаяния Святая Церковь называет сокрушение в содеянных грехах, молитвы, слезы, выражение любви к Богу и ближним. Грешные души могут получить облегчение не в силу собственных заслуг или через раскаяние, что после частного суда невозможно, но через благотворения и молитвы, совершаемые живыми за умерших, особенно на литургии. Это учение Православной Церкви о возможности для грешников, умерших с покаянием, получить облегчение и даже освобождение от мучения основано на Слове Божием. Святые апостолы заповедуют нам молиться друг за друга ( Иак.5:16 ), молиться за всех человеков ( 1Тим.2:1 ). Но так как живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, – всегда Господни ( Рим.14:8 ), то мы должны молиться за наших ближних и тогда, когда они живут еще на земле, и тогда, когда через смерть переселяются в другой мир. И особенно много может усиленная молитва праведного ( Иак.5:16 ). Как и всякая наша молитва к Богу, молитва за ближних, живых ли, умерших ли, может быть угодна Ему, сильна и действенна только тогда, когда она возносится во имя Господа Иисуса Христа ( Ин.14:14 ), Который един и посредник между Богом и человеками ( 1Тим.2:5 ). Но Иисус Христос примирил нас с Богом и искупил от всякого греха, когда принес Ему на Кресте в жертву Самого Себя – собственное тело и собственную кровь ( Евр.9:14,26 ). В Таинстве Евхаристии и сейчас приносится Богу та же самая Жертва, преломляется то же самое Пречистое Тело нашего Искупителя за жизнь мира ( Ин.6:51 ), проливается самая Честная Кровь Его во оставление грехов ( Мф.26:28 ). Поэтому Господу угодна наша молитва за усопших, когда мы соединяем ее с приношением Бескровной Жертвы. Отпущение грехов усопшим возможно и после их смерти: если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем ( Мф.12:32 ). Кроме того, святой Иоанн Богослов прямо и ясно говорит, что Господь Иисус имеет ключи ада и смерти ( Откр.1:18 ), то есть может открывать ад и освобождать оттуда грешников. Не имея возможности для покаяния, они могут получить это освобождение только по ходатайству за них перед Господом живущих на земле близких и силой молитв Церкви. Святые отцы и учителя Церкви признают возможность для грешников освобождения от мучений и благотворное значение молитв и милосердия, особенно церковных молитв и Бескровной Жертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010