Все эти связанные с будущим священные события и предметы, служившие воспитанию духовности ветхозаветного человека и его благоговения к Божественным установлениям, имели целью утвердить веру будущего человечества в явление духовной Святыни в Лице Божией Матери и возвысить благоговение пред Той, в Которой Бог обитает не образно, а существенно. «Да сознает свое ничтожество пред Нею позлащенный кивот и носящая манну златая стамна, и светильник, и трапеза, и все древнее! – восклицает святой Иоанн Дамаскин в слове на Рождество Пресвятой Богородицы. – Все это потому только важно было, что прообразовало скинию духовную, было как тень истинного первообраза». Священные прообразы дохристианской Церкви указывали на священные события будущего. Ветхозаветная история раскрывается как приготовление человечества к Боговоплощению и явлению Матери-Девы. Вся история человеческой святости и благочестия была направлена к возрастанию Святейшего Существа, в Котором сосредоточится вся полнота Благодати. Не нарушая законов естественного человеческого бытия, невидимая рука Божественного Промысла отделяла лучшие силы человечества для явления из его среды Пречистой Богоотроковицы. И, наконец, по молитвам праведных Иоакима и Анны им была дана благодатная Дщерь, будущая Матерь Божия, в явлении Которой как бы сосредоточилось все содержание спасительных действий, определивших возможность благодатного обновления человечества. Обычный разум и Предание Церкви указывают на чрезвычайную, единственную святость Девы Марии, Которую Церковь величает «Пресвятою». В Ней – предел благочестия, предел добродетелей, предел любви к Богу и человечеству; только этим можно уяснить Ее избранничество. Понятие исключительной святости неразрывно связано с Ее Именем. Вера в личную безгрешность Богоматери, в Ее величайшую, совершеннейшую святость еще в земном пребывании есть одно из внутренних оснований Ее почитания. Первородный грех имел для Нее значение лишь как причина немощи человеческого естества, мог быть началом искушающим, но не обольщающим.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sarych...

Богоправление среди народа Еврейского Изменение «завета благодати» в «завет дел». Закон Моисеев Учение о Мессии во времена подзаконные Промышление Божие о народах языческих Признаки исполнения времен Почему Спаситель явился по истечении довольно продолжительного времени? В) О Лице Иисуса Христа и о совершенном Им деле спасения. Сущность догмата о воплощении Сына Божия Иисус Христос – Бог и человек Значение ипостасного соединения Божества и человечества в Лице Иисуса Христа Рождение Иисуса Христа, чуждое первородного греха. Зачатие Его по наитию Св. Духа Высокое нравственное достоинство и чистота Девы Марии Дева Мария – Богородица и Приснодева Величие Лица Богочеловека и непостижимость Его для нашего разума Служение, совершённое Иисусом Христом для спасения людей Пророческое служение Иисуса Христа. Высокое догматическое учение Нового Завета Нравственное учение Первосвященническое служение Иисуса Христа. Крест, понесенный Им Безгрешность Иисуса Христа Христос страдал за грехи всех людей Спаситель страдал добровольно, по любви к Отцу Небесному и к миру Глубочайшее основание и первоначальный внутренний состав креста Христова Значение крестных страданий Христовых для нас Царское служение Иисуса Христа Сошествие Иисуса Христа во ад. Воскресение из мертвых Значение воскресения Христова в деле спасения людей. Чем стали ад, земля и небо после воскресения Христова? Воскресение Христово «в вере нас непоколебимо утверждает, и совершенною надеждою утешает», и любовь к Богу возбуждает Вознесение Иисуса Христа на небо Г) О постепенном действии восстановления в отношении к каждому человеку. а) О благодатном царстве Христовом и благодати О продолжении царского служения Иисуса Христа, по вознесении на небо. Необходимость этого Действительное существование благодатного царства Христова и отношение его к царству славы Понятие о благодатном царстве Христовом Христос управляет царством благодати отчасти Сам непосредственно Благодать Божия Происхождение благодати и действие её на человека Необходимость благодати Всеобщность и общедоступность благодати Благодать не стесняет свободы человека Вера, как необходимое условие действия благодати на спасающегося Спасающая вера живая, проявляющаяся в соответствующих делах Надежда, как необходимая спутница живой веры Неразрывная связь между верою, любовью и надеждою Собственные силы человека в деле спасения б) О средствах, через которые благодать Божия действует на человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Так пламенно молилась Пречистая Дева о том, что люди зовут смертью, что нам с вами кажется пугалом и страшилищем. А для Пресвятой Богородицы расставание с земной жизнью означало всерадостное свидание с Божественным Сыном, счастье созерцания Небесной Славы Его. Смиреннейшая из смертных, Матерь Божия просила, чтобы Господь для этого вывел Ее душу из тюрьмы тела – таков «путь всякой плоти», и Приснодева не надеялась для Себя ни на что большее. Кроткая Пречистая раба Господня не дерзала и догадываться о степени той лучезарной славы, которой Всевышний увенчает земное Ее житие, не ведала о том Царственном величии, которое уготовано было Ей в Небесном Отечестве. Пречудное празднество Успения Матери Божией включает в себя память о трех торжественных событиях. Первое – это Успение тела Пречистой и восхождение души Ее в Небесное Царствие. Вторым торжеством явилось погребение тела Богоизбранной Девы, сопровождавшееся множеством дивных знамений славы Ее. И наконец, венец и вершина торжеств – последовавшее на третий день воскрешение и вознесение Пресвятой Богородицы благоволением и силой Божественного Ее Сына, первое явление Ее миру во славе Царицы Небесной. Успение Пресвятой Богородицы есть тайна Домостроительства Божия о спасении человеческого рода – таинство окончательного разрушения врат смерти. По слову преподобного Антония Великого: «Как телу, когда совершенно разовьется во чреве, необходимо родиться, так душе, когда она достигнет положенного Богом предела, необходимо выйти из тела». Да, даже душам людей святых и праведных перед их вселением в Отчее Царствие необходимо принять жгучее лекарство кончины, как последнее очищение, – ибо и на них неминуемо оседала житейская пыль. Только два случая совершенной безгрешности знала история человечества. Единым Безгрешным явился воплотившийся Сын Божий Иисус Христос, и ту же несказанную чистоту стяжала смиренным подвигом Своего жития Пренепорочная Матерь Господа. Но зачем же Вселюбящий Бог попустил, чтобы святейшая всех святых, Богоизбранная Дева, не познавшая личного греха, не нуждавшаяся ни в каком очищении, также прошла через темные врата смерти? Почему Пресвятая Богородица не была сразу вознесена на Небо во плоти, как в древности – праведные Енох и Илия, а позднее – приемный сын Ее, святой апостол Иоанн Богослов? Пречистая Матерь Господа нашего Иисуса Христа явилась и совершеннейшей Его Последовательницей. Так, вместе со Спасителем взошла Матерь Его на Голгофский Искупительный Крест – при виде Сыновних страданий оружие прошло Ее душу ( Лк.2:35 ). Нестерпимая боль Материнского сердца Богородицы не могла бы сделаться страшнее от вещественных гвоздей и копья, от телесной пытки, то было жесточайшее распятие духовное. И так же не могла Пресвятая Дева не последовать трехдневному пребыванию Божественного Сына Своего во гробе.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

VI Вселенский Собор, осудивший монофилитскую ересь, в своем хоросе определил, что две воли во Христе не противятся друг другу, но человеческая находится в подчинении божественной. Преп. Иоанн Дамаскин писал, что это происходит не по необходимости, а свободно. Сам Христос в Своей Первосвященнической молитве, обращаясь к Отцу говорил: «Не Моя, но Твоя воля да будет». Спасителю подобает единое нераздельное поклонение, как Единому Богу во плоти. Святая Церковь исповедует Приснодевство Девы Марии и именует Ее Богородицей, так как от Нее Родился Богочеловек – Эммануил, Который «наречется Сыном Божиим». В Евангелии Она именуется Матерью Господа. Св. Григорий Богослов и преп. Ефрем Сирин писали, что тот «кто это отвергает – отлучен от Божества», а III Вселенский Собор анафематствовал тех, кто это не исповедует. Св. ап. Петр в своем I послании пишет: «Мы избавлены Кровью Агнца Непорочна и Пречиста Христа», а ап. Павел в послании к евреям, что Христос: «Вечное искупление обрел нам Кровию Своею». Христос учил: «Отец Мой доселе делает и Аз делаю», «Как Отец творит, так и Сын», «Как Отец воскрешает мертвых, так и Сын». В Евангелии от Иоанна сказано, что иудеи хотели убить Исуса не только за то, что Он нарушил субботу, но и за то, что делает Себя равным Богу. Иоанн Креститель свидетельствовал о Нем, что Он Сын Божий, пришедший с небес и Сущий над всем. «Дела свидетельствуют о Мне, яко Отец Мя посла». «Испытывайте Писания – они свидетельствуют о Мне». Апостол Павел в послании к Колосянам: «В Нем всякая исполнения божества телесно», а в другом месте послания: «Иже во образе Божии Сыи». Преп. Иоанн Дамаскин: «Если человечество во Христе призрачно, то и наше спасение, если Он только Сын Человеческий, то наше спасение призрачно». Христос принял на себя плоть человеческую без прародительского и личного греха. Он говорил, обращаясь к иудеям: «Грядет князь мира сего и во Мне не имеет ничего». Он: «Греха не сотвори и лесть не обретеся во устех Его». «Праведник за не праведников пострадал». О безгрешности Спасителя свидетельствовали и враги. Так Иуда, согрешив, сказал, что он «предал кровь неповинную». Пилат говорил, что никакой вины он в Нем не видит и что Он «неповинен в крове Праведника сего». Сотник у Креста воскликнул: «Воистину, праведен человек сей».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/25/gr...

Таким образом, преп. Ефрем считал, что при всей непорочности Девы, у Нее было нечто, что нужно было очистить. У безгрешного нечего очищать. Но, может быть, Дева была безгрешною после воплощения Слова? И этого нельзя найти у преп. Ефрема. Он говорит только, что «осияваемая благодатию, Она не возмущалась греховными пожеланиями» (там же). Но грехи бывают не только вольные – есть и невольные. Мы часто грешим и против нашего желания, по слабости немощной природы. Таковы грехи сомнения, маловерия и подобные. Их не отрицает нигде преп. Ефрем и, обращаясь к Богу, лишь Ему говорит: «Ты безгрешен» (там же). Так же неудачны ссылки прот. Булгакова на св. Амвросия Медиоланского . Выдержка из его толкования на 118 псалом – неправильный перевод. В латинском тексте (Migne) стоит: «Virgo per qratiam ab omni integra labe peccati», то есть «Дева благодатью свободна» не «от всякого греха», как это приведено у прот. Булгакова, а «от всякого греховного падения» или «от греховного пятна». Что Пречистая Дева была чужда греховных падений и безнравственных поступков – составляет всеобщее православное верование, но этим не утверждается совершенная безгрешность Ее. Здесь говорится только о целомудрии и неповрежденном девстве Ее «ut incorrupte sit virgo», а не о том, что Она совсем не имела никаких грехов. «Solus emin Deus sine pessato est», – говорит св. Амвросий как раз перед этим, не называя Богородицы безгрешной ни здесь, ни в другом месте, где перечисляет добродетели Ее, на которое также ссылается автор. Разобранными ссылками, больше опровергающими, чем доказывающими утверждение протоиерея Булгакова, ограничиваются почти все «доказательства» из святоотеческих творений. Лишь «приближаются сюда», по его словам, Иероним, Гауденций и блаженный Августин . Впрочем, он хочет видеть учение о безгрешности Божией Матери и у Иоанна Дамаскина на основании одной цитаты из его «Точного изложения Православной веры», а так как эта цитата приведена у Игнатия Брянчанинова в «Изложении учения Православной Церкви о Божией Матери», он склонен причислить к разделяющим это учение также и этого знаменитого духовного писателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

Булгаков доказывает лишь то, что он не смог найти ничего, подтверждающего его взгляд в православном богослужении и молитвах, в которых только Богу говорится: «Несть человек, иже жив будет и не согрешит: «Ты бо един еси кроме греха» (молитва после заупокойной ектении), «Ты еси един безгрешен» (молитва из чина исповедания и много других молитв). Учение о безгрешности Богоматери учению Православному не только чуждо, но и противно. Имея много свидетельств против себя, оно не имеет никаких за себя. Поэтому для доказательства его православия протоиерей Булгаков должен был прибегнуть к выборке отрывочных выражений или ничего не доказывающих, или дающих представление, что здесь действительно подтверждается его учение, если только не прочитать целиком творения, из которого это выражение взято. Пример со ссылкой на епископа Игнатия (Брянчанинова) здесь особенно ярок. Показав нелепость учения об изъятии Богородицы от первородного греха, прот. Булгаков, однако, считает, что Она все же была освобождена от одного из его последствий – личной греховности. Последствием первородного греха была еще и смерть. Для Божией Матери смерть явилась переходом в Царство Славы Ее Сына и восприятием венца за земную праведную жизнь. Говоря о прославлении Божией Матери, прот. Булгаков проводит параллель между Иисусом Христом и Девой Марией. Подобно тому, как второе Лицо Святой Троицы – Сын Божий, называется в Священном Писании, святоотеческих творениях и молитвах – Премудростью Божией ( 1Кор. 2:24, 30 ), он называет и Богородицу Премудростью (по-гречески, София) и говорит, что есть два образа Премудрости (Софии) и два человеческих образа в небесах: Богочеловека и Богоматери. «Образ Божий раскрывается и осуществляется в небесах как образ двух: Христа и Матери Его», Основываясь на том, что Бог сотворил Адама и Еву, автор считает, что только человеческое существо Богоматери в небе вместе с Богочеловеком Иисусом вкупе являют полный образ человека. «Полнота Божеского образа в человеке или наоборот, человеческого образа в Боге, выражается через двух: через нового Адама и через новую Еву».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

Поскольку козел смертен, и невозможно было одним козлом изобразить во Владыке Христе и смертное, и бессмертное, то по необходимости закон постановил приводить двух, чтобы заколаемый в жертву прообразовал удобостраждующую плоть, а отпускаемый – изображал бесстрастие Божества (Толкование на книгу Лebum. XIX. XXII ) 314 . Также и прп.  Ефрем Сирин писал: козел, отпускаемый к Азазелу, изображал Христа по Его распятии и смерти, когда Он, взяв на Себя грехи многих, исшел живым и бессмертным (Толкование на книгу Левит) 315 . Требование непорочности жертвы прообразует безгрешность распятого Спасителя: Телец берется непорочный и не имеющий увечья во образ Христа истинно непорочного и непопустившего Себе потерпеть язву от греха ( Ин. 14:30 ; 1Пет. 2:22 ) (О поклонении и служении в Духе и истине. X) 316 . Указание сжигать некоторые части жертв вне стана свт.  Иоанном Златоустом рассматривалось, как прообразование места распятия Христова: Как жертвы, приносимые за грехи, были некоторым прообразом и сжигались за станом, так и Иисус, принесший Себя за грехи наши, пострадал за вратами (Толкование на Послание к Ebpeям. XXXIII. 2 ) 317 . С ним согласен и свт.  Кирилл Александрийский : Кожа [тельца] и прочее сожигается вне врат [стана]: таким об-разом даже и самое место страдания [Христова] не оставляет закон неуказанным нам (О поклонении и служении в Духе и истине. XV) 318 . Скиния и ее принадлежности  . В церковных песнопениях скиния чаще всего понимается в качестве прообраза Богородицы. Однако большинство отцов-толкователей представляют скинию типосом для Спасителя. Например, по мнению свт.  Григория Нисского , …некоторым образом она [скиния] есть и не созданная, и созданная; как предсуществующая, она не сотворена, а как приявшая сей вещественный состав, стала сотворенною. Она прообразовала Иисуса Христа, потому что Он «это есть единородный Бог, в Себе всё объемлющий, но и в нас водрузивший Свою скинию». (О жизни Моисея) 319 . Подобным же образом объясняется изготовление Ковчега, в котором хранились скрижали Завета («Сделайте ковчег из дерева ситтим: длина ему два локтя с половиною…»; Исх. 25:10 ): В кивоте завета подлинно предъизображен был Христос, ибо устроен был оный из дерев негниющих и хранил в себе Божественный закон, который есть Слово Божие (О поклонении и служении в Духе и истине. V) 320 . Дерева кивота были негниющие, золотом же чистым и испытанным украшен был он внутри и извне: потому что нетленно Тело Христа, силою и светлостью обитающего в нем Слова и животворящим естеством и действом Святого Духа, как бы каким золотом, удерживаемое в нетлении (О поклонении и служении в Духе и истине. IX) 321 . На Ковчег Бог повелел Моисею сделать крышку, или «очистилище», с двумя золотыми херувимами ( Исх. 25:17–20 ), и это было особым местом присутствия Божия, поскольку Бог сказал Моисею: «Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою посреди двух херувимов, которые над Ковчегом откровения» ( Исх. 25:22 ). Свт. Кирилл так писал об этом:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Кроме этого, приводятся и богословские доводы. Они вкратце сводятся к следующему: поскольку православная Церковь не изымает Божию Матерь из рядового потомства Адамова, т. е. при Ее личной безгрешности, не считает Ее свободной от первородного греха, то естественно Ее изображение на иконах Сошествия Святого Духа, так как Пятидесятница есть следствие дела Христа, – личное освящение Духом Святым, которого Богоматерь, наряду с другими присутствовавшими, не была лишена. Отсутствие же Ее на этой иконе может быть истолковано в римо-католическом смысле, потому что по учению римо-католичества, Богоматерь, в силу непорочного зачатия, является особым существом, свободным от первородного греха, который в Ней уничтожен особым даром сверхъестественной благодати; Она, так сказать, искуплена раньше искупления в виду будущих заслуг Ее Сына и, следовательно, Пятидесятница является для Нее излишней. В том же, т. е. римо-католическом смысле, может быть истолкована икона Сошествия Святого Духа без Богоматери, как изображение одной лишь церковной иерархии. Из этих рассуждений вытекает, что исходя из учения православной Церкви, в православных иконах Сошествия Святого Духа нужно изображать Богоматерь и наоборот: исходя из римо-католического учения, Она не должна бы здесь помещаться. Однако на деле происходит обратное: на православных иконах Пятидесятницы Пресвятая Богородица не изображалась вплоть до XVII века; в римо-католических же изображениях этого праздника, начиная со средневековья, Она неизменно присутствует. Хотя Деяния Апостольские прямо не говорят о присутствии Богоматери в момент Сошествия Святого Духа, из контекста и смысла повествования явствует, что Она была в числе присутствовавших. Перечисляя поименно возвратившихся после Вознесения Христова апостолов, дееписатель говорит: «Сии вси бяху терпяще единодушно в молитве и молении, с женами и Марией, Матерью Иисусовой, и с братией Его» ( Деян.1:14 ). И после избрания Матфия двенадцатым учеником вместо Иуды, он начинает вторую главу Деяний словами: «Егда скончавахуся дние Пятиде (...) 2 вянское чтение; в русском переводе слова «апостолы» нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Uspensk...

«Господи, спаси всех и вся, и меня, всегрешного».    Дома: час молитвы и рыданий — акафист; 550 поклонов (метаний). Святой Златоуст — самый главный заступник, его имя источает слезы. Разрушились границы трехмерных категорий; только молитвой можем мы преодолеть расселины между временем и Вечностью, вечным Образом Христовым. Эпилог: Христос, только Христос неотвергаем, только Он достоин обожания, только Он — верный якорь. — «Иисусе Сладчайший, милостив буди мне, всегрешному и всемерзкому».     Богоявление. — Зараженный грехом мир: калейдоскоп бесовских явлений. Луч безгрешности — Явление Христа — Явление Святой Троицы: понятие смирения и голубиного незлобия и кротости. Голубь — посредник между Духом Святым и духом человеческим. Таинство Духо-явления — голубиный взор на мир. Позаимствовать голубиное тело, душу, око, незлобие и жизнь. Голубиный характер души мира: душа твари — голубиное незлобие.    Литургия — коленопреклоненна. «Молитесь да не внидите в напасть». Многие слезы через молитвенные вопли. «Пресвятую, Пречистую... Богородицу и Приснодеву Марию...» — чувство материнства: «Матерь Всечестная, спаси нас, сынов матерей наших... » «Со всеми святыми...» составление собора... «Сами себя и друг друга и весь живот Христу...» — соборное предание себя Христу. Огонь молитвы испаряет мои чувства в слезы. Особое присутствие святого Златоуста: все принадлежит ему ради (брата). — Освящение воды, освящение твари, вхождение в вечность, нетление вечное: воскресение твари — очищение от греха: таинство воды — Дух Святый — очищение от греха.    Безумие? — Всецелое отторжение себя от корня Жизни — Христа; онтологическое отпадение от Единственного Сущего, погрязание в несущественном, нехристоподобном. Быть мучимым бескрайностью, бесконечностью чего бы то ни было и обойти Христа — безумие, бунт. Бунт расчленяет самосознание и сознание твари; распыляет познание на легионы частиц. Полный, законченный бунт: гореть в пламени сознания того, что ни ум, ни сердце, ни воля, ни тело, ни какой бы то ни было атом моего существа нельзя взять за мерило чего-либо; результат: безумие или вера — tertium non datur.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3463...

иеромонах Дионисий, Ростов Великий 12 марта 2020г. 14:00 Предание говорит о Богородице, что она входила для молитвы в иерусалимском храме во " святая святых " ------------------------ " Святая святых " есть образ внутреннего человека, о котором говорит апостол. О том, как входить в это состояние знают делатели умно-сердечной молитвы. Условием входа в это состояние является отсутствие текущих грехов. Образ такого вхождения есть служение Первосвященника в день великого покаяния (в десятый день седьмого месяца). Во внутреннем человеке человек непосредственно общается с Богом, как дух с Духом. В пребывании там переосвящается сердце человека, как истинный жертвенник (обновится яко орля юность твоя). иеромонах Авель 12 марта 2020г. 20:08 Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной, часть 3, вопр.43: " Грех несмертный, называемый некоторыми простительным, есть тот, которого ни один человек избежать не может, выключая Христа и Деву Марию. " -- этот документ имеет официальный статус. Консенсус патрум как раз говорит о Деве Марии как Пречистой, невзирая на то, что свт.Иоанн Златоуст приписывает Ей простительные грехи, но, похоже, что только он один... а это не отвергает согласия большинства, что и составляет консенсус. В свщ.Писании нет ничего о каких-либо грехах Богородицы... о Её человеческой ограниченности ведения и т.п., что составляет свойства чел.природы, есть, а вот о личных грехах -- нет. Господь пришёл взять грехи мира, конечно же, только отсутствие личных грехов не говорит об отсутствии первородного греха у Неё. Так что и здесь всё православно. Что касается духовного выбора, то Она его делала втечение всей Своей жизни как то свойственно самовластию чел.природы... а единократного и после неизменного выбора не бывает... иерей Сергей Пометнев 16 марта 2020г. 07:52 Нет, не только Иоанн Златоуст сомневается в совершенной безгрешности Девы Марии, например об этом говорит прп. Иустин (Попович). Но дело даже не в том, сколько святых «за», а сколько «против». Отсутствие святоотеческого единомыслия свидетельствует о нерешенности вопроса, поэтому, прежде чем решение появится, не стоит выдавать за непреложную истину мнение одной из сторон. А то, что Писание не говорит о каких либо грехах Богородицы, так ведь оно не говорит и о грехах например, апостола Иоанна.

http://bogoslov.ru/article/6025345

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010