БЫТЬ! С чего сказочнице начать? Со сказки, понятно. СКАЗКА РЫБКИ О РЫБАКЕ К именинам о.Илариона (3 ноября 2021 года) Как закинул батюшка свой невод в людское море, Славный рыбарь утрудившийся до седин, Вынул он железный жернов да с пуд ядрёного горя, Зацепил и с вечной мерзлоты пару льдин. Тяжело тянуть, когда один в бурном море воин, Рыбаки — они вообще краснокнижный вид… Каждый камушек из пуда горького обмолот-отмолен, Так что сердце неустанное недужит-болит. Брызги звёзд уже почили на небосклоне, Слов безмолвие осело солью на сжатых сухих губах… Богородица неслышно сошла с родной неотмирной иконы, Ношу неподъемную облегчить, бурю утишить на вод ах. Море зашуршало бумагой, встал жернов от перегрева, Утренняя синь разлилась средь волн да прибрежных льдин. Батюшка глядит на море и чистит себе свой невод, Чтобы в Небо его закинуть… Аминь. Это у меня вдруг вырвалось, когда на мобильнике загорелось: «Он в больнице!!! Он умирает!!! Молитесь!!!» Телефон плавился от сообщений, прилетавших с просторов Карелии ежеминутно. Да. Не каждый день у духовника епархии и игумена самого большого в той епархии монастыря плохо с сердцем бывает. Но дело не в этом. Просто отец Иларион — это как глыба, которая априори рухнуть не может. Иначе солнце не взойдёт. Мир станет. Небо упадёт на землю. Реки повернут вспять. Да и вообще, все 73 тысячи местных водоёмов высохнут. И… не знаю, что ещё. В сознании людей, похоже, запечатлены именно такие неутешительные сценарии. Потому что… поди найди такого второго. Какого «такого»? Об этом очень сложно говорить. И даже не знаю, возможно ли в принципе. Поэтому всё, что дальше — это так, вынужденная спонтанность, не более. Ну, вот есть монастырь, должен быть и игумен, не так ли? А как это изобразить — большой вопрос… Ведь чему нас грабли учат всю дорогу? Святость — это совсем не то, чего ожидают люди… «Св ыше-ятость» — категория небесная, со скрипом и скрежетом переводимая на язык земной. И вот даже сейчас кто-то читает эти строки, и у него в голове умилительность, безгрешность, мерные хождения средь берёзок с чётками, изречения, которые осядут в веках золотой пылью на книжных полках, ахи-вздохи и прочая благостность. У кого жизненный опыт потравматичнее, сердце пожестче, ум посуше, тот хмыкнет: да ладно, это не про нас ни разу, что-то из «патериков-материков»…

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/19/...

Сделай души их добродетельными, предохрани их от соблазнов юности. Требуй от них полной покорности, как отец и учитель их... Так и поступал Арсений, воспитывая царских сыновей. Преподавая им языки и науки, он старался в особенности внушить им христианские правила, желание угодить Богу и заслужить любовь народа. Но не удовлетворён был ревнитель возложенного на него дела успехом своего воспитательного влияния... Один из сыновей императора – Аркадий, не терпя строгости своего наставника, в необузданности своего нрава замыслил даже убить его... Предупреждённый об этом, огорчённый, не доверяющий своим силам и, сверх того, руководствуемый тайным голосом, внушавшим ему «бежать от людей и молчать», Арсений удалился от двора и скрылся в Египетскую Скитскую пустыню... Ему было тогда около 40 лет. Здесь встретился он с процветавшим в V-м веке святостью своей жизни пустынником – Иоанном Коловым и под его руководством продолжал своё духовное развитие и совершенствование... После нескольких лет строгого иноческого подвижничества, Арсений снова, побуждаемый таинственным голосом: бежать от людей и пребывать в молчании, потому что «молчание есть корень безгрешности», получил от Иоанна благословение предаться полному уединению и безмолвию в пустыне. Один из братий скита спросил удалявшегося от них Арсения: отчего он их оставляет? – «Богу известно, как я люблю вас всех, – отвечал подвижник, – но нельзя в одно время быть и с людьми, и с Богом. Высших сил на небесах тысячи тысяч и тьмы тем, но все они имеют одну волю и единомысленно славят Бога. На земле же разнообразны воли и помышления человеческие: у каждого своя воля и мысль... Как же быть вместе и с людьми и с Богом?» ... Постоянной молитвой Арсения было: «Боже, не оставь меня; я не сделал перед Тобой ничего доброго, но по милости Твоей даруй мне положить начало!» Когда ещё Арсений жил в скиту, то один из братий, услышав однажды, что великий подвижник просит совета у одного простого, неучёного старца, с удивлением спросил его: «Как это ты, изучивший Греческие и Римские науки, просишь наставления у простого, непросвещённого старца?» – «Правда, что я владею научным образованием, – отвечал Арсений, – но я не знаю даже азбуки того, что знает этот простой и неучёный человек, потому что, – заключил он в объяснение, – смирение есть начало всех добродетелей, как азбука – начало книжного учения».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

§ 12. История православной догматики Часть первая. БОГ В САМОМ СЕБЕ Отдел первый. БОГ В СУЩНОСТИ § 13. Бытие Бога § 14. Содержание, качество и границы богопознания § 15. О существе Божием и Его свойствах § 16. Подразделение Божественных свойств § 17. Общие свойства Божия существа § 18. Божий ум Свойства Божия ума § 19. Божия воля Свойства Божией воли § 20. [Духовное] Божие чувство Свойства Божия чувства § 21. Единственность Божия существа Отдел второй. Учение о Святой Троице § 22. Догмат о Святой Троице § 23. Троичность Лиц в единосущном Боге. Учение Святого Откровения и Священного Предания § 24. Божество и единосущие Лиц Святой Троицы § 25. Личные свойства Божественных Лиц Пресвятой Троицы § 26. Антитринитарные ереси § 27. Filioque (краткая история) § 28. Критика римско-католического учения о Filioque Часть вторая. ОТНОШЕНИЕ БОГА К ТВАРИ Отдел первый. БОГ КАК ТВОРЕЦ МИРА Происхождение мира в целом § 30. Еретические учения о происхождении мира § 31. Происхождение духовного мира § 32. О бесах § 33. Ложные учения о в Ангелах и бесах § 34. Происхождение человеческого мира § 35. О первоначальном состоянии человека § 36. Первородный грех, его причины и последствия Примечание к параграфу о первородном грехе § 37. Сущность и значение прародительского греха § 38. Последствия первородного греха для прародителей § 39. Преемственность первородного греха § 40. Ложные учения о первородном грехе § 41. Обзор и критика римско-католического и протестантского учения о первородном грехе Отдел второй. БОГ КАК ПРОМЫСЛИТЕЛЬ § 42. О Божием Промысле § 43. Промышление Божие о человеке до грехопадения § 44. Божие промышление о человеке после грехопадения § 45. Отношение Божия Промысла к свободе разумных тварей и к злу к мире § 46. Еретические учения о Божием Промысле § 47. Предвечный Совет Божий о спасении людей § 48. Подготовка человеческого рода к спасению § 49. Подготовка человеческого рода от Адама до Авраама § 50. Подготовка избранного Божия народа § 51. Подготовка язычников к принятию Спасителя и спасения Отдел третий. БОГ КАК СПАСИТЕЛЬ ХРИСТОЛОГИЯ 1. Тайна Боговоплощения 2. О Лице (Личности) Господа Иисуса Христа 3. Образ ипостасного соединения двух естеств в Господе Иисусе Христе 4. Последствия ипостасного соединения двух естеств в Господе Иисусе Христе 5. О совершенной святости и безгрешности Господа Иисуса Христа 6. Обожение человеческого естества Господа Иисуса Христа 7. Нераздельное поклонение Иисусу Христу и как Богу, и как человеку 8. Христологические ереси Отдел четвертый. О ПРЕСВЯТОЙ БОГОМАТЕРИ, ПРИСНОДЕВЕ МАРИИ, БОГОРОДИЦЕ Краткий обзор и критика римско-католического учения о непорочном зачатии Святой Девы Марии  

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

5) Это учение, по-видимому имеющее целью возвысить Богоматерь, в действительности совершенно отрицает все Ея добродетели. Ведь если Мария еще во чреве матери, когда еще не могла и пожелать чего-нибудь доброго или злого, была благодатью Божией сохранена от всякой нечистоты, потом той благодатью сохранялась от греха и после рождения, то в чем же Ея заслуга? Если Она была поставлена в невозможность согрешить и не согрешила, то за что же Ея Бог прославил? Если Она без всякого усилия или не имея никаких побуждений согрешить, осталась чистою, то за что же Она увенчана больше всех? Победа без неприятеля не бывает. В том и проявилась праведность и святость Девы Марии, что Она, будучи «человек подобострастен нам», так возлюбила Бога и предалась Ему, что чистотою Своею высоко возвысилась над остальным человеческим родом. За то, предуведенная и предизбранная. Она и удостоилась, что Духом Святым, нашедшим на Нея, Она была очищена и зачала от Него самого Спасителя мipa. Учение о благодатной безгрешности Девы Марии отрицает Ея победу над соблазнами и из победительницы, заслуженной быть увенчанной венцами славы, делает Ея слепым орудием Божьего Промысла. Не возвышение и большую славу, а унижение Ея представляет тот «подарок», который поднес Ей Папа Пий IX и все остальные, думающие, что могут прославить Божию Матерь отысканием новых истин. Пресвятая Мария настолько прославлена Самим Богом, так высока Своею жизнью на земле и Своею славой на небе, что человеческие вымыслы ничего не могут прибавить к Ея чести и славе. То, что люди сами измышляют, лишь затемняет от их очей Ея Лик. «Братие, блюдитеся, да никтоже вас будет прельщая философиею и тщетною лестию, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христе», писал Духом Святым Апостол Павел (Кол. 2, 8). Вот такою «тщетною лестию» и является учение о непорочном зачатии Анною Девы Марии, на первый взгляд возвышающее, а в самом деле унижающее Ея. Как и всякая ложь, оно является семенем «отца лжи» (Ин. 8, 44) дьявола, сумевшего им прельстить многих, не понимающих, что хулят Деву Марию. Вместе с ним должны быть отвергнуты и все остальные учения, проистекающие из него или сродные ему. Стремление возвысить Пресвятую Деву до равенства со Христом, придавая Ея материнским мукам у креста равное значение со страданиями Христа, так что страдали одинаково Искупитель и «Соискупительница», по учению папистов, или «что человеческое существо Богоматери в небе вместе с Богочеловеком Иисусом вкупе являют полный образ человека» (Прот. С. Булгаков. «Неопалимая купина», стр. 141), по учению лжесофианцев (София значит премудрость), одинаково есть тщетная лесть и прельщение философией. О Христе Иисусе «несть мужеский пол ни женский» (Гал. 3, 28), и Христос искупил весь человеческий род, почему одинаково в Его воскресение «ликовал Адам и радовалась Ева» (Воскрес. кондаки 1-го и 3-го гласа), а Своим вознесением Господь возвысил все естество человеческое.

http://pravoslavie.ru/38392.html

Выше мы сказали, что более подробно обсудим учение Церкви об одушевлении плода с момента зачатия. Как известно, Господь, став человеком, прошел через все стадии развития человека, подобно нам, за исключением бессеменного зачатия и безгрешности. Четыре Вселенских Собора провозгласили: 1) «Итак, мы исповедуем, что Господь наш Иисус Христос … есть совершенный Бог и совершенный человек, состоящий из разумной души и тела… что Он единосущен Отцу по Божеству и единосущен нам по человечеству; ибо в Нем совершилось соединение двух естеств… Исповедуем Пресвятую Деву Богородицею, потому что Бог Слово воплотился и вочеловечился и В САМОМ ЗАЧАТИИ СОЕДИНИЛ С СОБОЙ ХРАМ [человеческую природу], ОТ НЕЕ [Девы] ВОСПРИЯТЫЙ». ( Дeяhuя III Вселенского Собора.Послание Кирилла, архиепископа Александрийского, к Иоанну, епископу Антиохийскому). 2) «Все согласно поучаем исповедовать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в божестве и совершенного в человечестве, истинно Бога и истинно человека, того же из души разумной и тела, единосущного Отцу по божеству, и того же единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам, кроме греха…» (Определение IV Вселенского Собора). 3) «Исповедует (VI Вселенский Собор) Господа нашего Иисуса Христа… совершенным по божеству и Его же совершенным по человечеству, воистину Богом и Его же воистину человеком, состоящим из разумной души и тела, единосущным Отцу по божеству и единосущным нам по человечеству, во всем подобным нам, кроме греха…» (Определение VI Вселенского Собора). Кроме того, в 11-м деянии этого Собор содержится Соборное Послание Патриарха Иерусалимского Софрония, где, помимо прочего, сказано: «…Воплощается подобно нам Бесплотный, и человеком поистине становится Тот, Кого знают как Вечного Бога…, приняв все наше смешение – я говорю о плоти, единосущной нам, и о разумной душе, имеющей ту же природу, что и наши души… и человеком поистине стал с самого момента зачатия во чреве Всесвятой Девы… не соединяясь с прежде созданной плотью… или прилагаемый к прежде существовавшей душой, но так, что обе они тогда стали существовать, когда это Слово и Бог воспринял их по природе, и их существование получило начало одновременно с соединением… ИБО ПЛОТЬ – СРАЗУ ПЛОТЬ БОГА-СЛОВА. ОДУШЕВЛЕННАЯ РАЗУМНАЯ ПЛОТЬ – СРАЗУ ОДУШЕВЛЕННАЯ РАЗУМНАЯ ПЛОТЬ БОГА-СЛОВА… ИБО ОДНОВРЕМЕННО С ЗАЧАТИЕМ СЛОВА ОНИ [т.е. плоть и разумная душа] СОЕДИНИЛИСЬ ЕМУ ПО ИПОСТАСИ…

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Людям, просвещенным свыше, человечество представляется в таком виде: все согрешили и лишены славы Божией ( Рим.3:23 ), говорит св. апостол. Кто будет чист от греха? – спрашивает Иов и отвечает: никто, если и один день прожил на земле. Все человеки согрешили еще в Адаме, который не мог нам дать, чего сам не имел: безгрешности и нетления, а естественно передал нам то, что имел – грех и тление. Таким образом, вопрос: почему бедствуют и невинные? – не только разрешается, но и уничтожается, потому что, по строгому суждению, нет на земле невинных и все бедствующие – виновны. Если признаем, что бедствующий – грешен и если знаем, что всякий грех есть отступление от закона, следовательно, восстание против воли Бога-законодателя, мятеж в царстве Божиим, оскорбление вечного величества Божия, то скажите, какой грех слишком мал для временного бедствия и какое временное бедствие слишком велико – для греха? – спрашивает святитель Филарет. Нет спора о том, что не все грехи равно тяжки, но кто из нас может взвесить эту тяжесть и точно определить степень. Для этого надо положить на весы не только видимое дело, но и невидимое желание, сокровенное намерение, тайную мысль, силу и немощь, познание и неведение, закоснелость и раскаяние, ожесточение и сокрушение. Но кому возможно все это, разве единому Испытующему сердца и утробы? Бог действует на жизнь человека не только в качестве судии, но более как врач; это совсем другой расчет. Есть болезненные состояния, которые кажутся маловажными и не угрожающими, но против которых сведущий врач находит нужным употребить жестокие врачебные средства. Притом, Врач небесный не всегда начинает врачевать болезнь душевную; взор Его проницает в глубину души и, открывая там зародыш греха, страсти, самоволия, примесь зла к добрым склонностям, Он орудием искушений извлекает наружу эти болезненные начала для их уврачевания и для возведения души к высшей чистоте. Он любит, милосердует, очищает, врачует, приготовляет к блаженству, а мы смотрим и говорим: как он тяжко посещает!

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

День Всех Святых Сколько всего святых в христианстве – неизвестно. Жития и описания святых не вмещаются в самые толстые тома Четьих–Миней, о подвиге тысяч никогда не будет известно… Мы не узнаем о мучениках первых веков христианской церкви, разорванных дикими зверями на арене цирка за веру в Христа, сокрытыми от нас останутся имена подвижников и монахов, живших в удалении от мира и так горячо молившихся за мир, не счесть и имен верующих, расстрелянных в годы безбожия в лагерях. 29 июня, 2013 Сколько всего святых в христианстве – неизвестно. Жития и описания святых не вмещаются в самые толстые тома Четьих–Миней, о подвиге тысяч никогда не будет известно… Мы не узнаем о мучениках первых веков христианской церкви, разорванных дикими зверями на арене цирка за веру в Христа, сокрытыми от нас останутся имена подвижников и монахов, живших в удалении от мира и так горячо молившихся за мир, не счесть и имен верующих, расстрелянных в годы безбожия в лагерях. В первое воскресенье после дня  Святой Троицы Православная Церковь празднует день Всех Святых.  Подробности этого праздника Вы сможете узнать из нашей статьи! День Всех святых Иже во всем мире мученик Твоих, яко багряницею и виссом кровьми Церковь Твоя украсившися, теми вопиет Ти Христе Боже: людем Твоим щедроты Твоя низпосли, мир жительству Твоему даруй, и душам нашим велию милость. День Всех святых День всех святых – словосочетание знакомое и в то же время странное. Оно вошло в обиходную речь в одной обёртке с британским Хэллоуином (чьё название означает All Hallows Eve – Вечер Всех Святых) – кельтским началом года которое в средневековой Британии отмечалось с поминовения Всех Святых. Первое упоминание об этом празднике встречается в IV веке, а в 609 г. римский папа Бонифаций IV в день Всех Святых освятил римский Пантеон в честь Богородицы и всех мучеников, чтобы, по выражению великого английского историка Беды, «память всех святых могла в будущем совершаться в месте, где почитали не богов, а демонов». Все святые неслучайно вспоминаются через неделю после Троицы – на Троицу была установлена Церковь, это день ее рождения, посажен росток в землю. И вот мы видим, каким ярким цветом расцвел посаженный цветок – святые мученики и исповедники, преподобные и пророки, юродивые и святители. День Всех Святых соединен с первым воскресением после Пятидесятницы, этим показывается, что святость – это плод Духа Святого. Этот плод созрел не в каких-то полубогах, великанах или инопланетянах, а обычных людях, сделанных из того же теста, что и мы с вами. Святыми не рождаются, ими становятся (как стал раскаявшийся разбойник Опта, основавший знаменитую Оптину Пустынь), «стяжая Духа Святого», по словам св. Серафима Саровского. В святых мы почитаем не безгрешность (безгрешен только Бог), не творимые ими чудеса, высказываемые предсказания, подвиги аскетики или ратного дела, а ту благодать Божию, которая в них просияла, сделав их «чистыми жилищами Божиими», по словам св. Иоанна Дамаскина.

http://pravmir.ru/den-vsex-svyatyx/

494. " Зрак (μορφν) раба приим» вместо образа Божеского, принял образ подчиненного Богу существа. Если бы Сын Божий Принял и образ ангела, то этим Он также «умалил» бы «Себя». 495. «В подобии (ν δμοιμαη) человечестем быв». Хотя Сын Божий стал совершенным человеком, но все же Он во многом и существенном отличался от обыкновенных людей, напр., безгрешностью; вообще все душевные свойства человеческие в Нем от соприкосновения с Божеством возвысились, просветились. Поэтому о Нем нельзя сказать, что Он стал человеком во всех отношениях одинаковым с нами, а только подобным нам. 496. " Образом (σχματι) обретеся яко человек». По внешнему виду (σχμα) Сын Божий после воплощения оказался, представлялся «обретеся» (ср. Рим. 7:10) совершенно таким, как другие люди. 497. «Смирил Себе» – ταπενωσεν αυτν. Смирение было отличительной чертой Спасителя (Мф. 11:29). Не довольно, что уже само воплощение было величайшим актом смирения; еще и среди людей Христос выделялся смирением. О послушании Христа: Лк. 2:51; Мф. 20:28. 498. «Превознесе» – περψωσε. Разумеется не только вознесение на небо, но вообще все прославление после воскресения: Еф. 6и далее; Евр. 12:2. 499. Имя часто в Библии означает достоинство, славу, величие. Вообще имени библейская древность придавала особое значение, в особых случаях его нарекал Бог; оно предопределяло судьбу человека, и Христу имя было наречено через ангела до рождения («даде» χαρσατο – «даровал»). 500. Преклонение колен – знак боголепного поклонения: Еф. 3:14, в Ис. 42Бог требует, чтобы Ему поклонилось всякое колено. «Небесных» – πουρανων – ангелов; «земных» πγεων – живых людей; «преисподних» καταχθονων – умерших (1Петр. 3:19); по св. Златоусту: «демонов» – Еф. 2:2. Другие объяснения: люди высшего качества, среднего и низшего; умершие, живущие и утробные. 501. Преклонение колен более внешнее выражение благоговения, чем исповедание: Мф. 12:24; Лк. 6:45. 502. «Яко Господь Иисус Христос» – «что Иисус Христос есть Господь» (κριος без артикля). Господство Иисуса состоит вообще в Его возвышении над всем (Еф. 4:20), но особенно в возглавлении Им Церкви (Еф. 1:22).

http://predanie.ru/book/220853-rozhdestv...

На протяжении нескольких столетий оно опиралось на поддержку богословов францисканского ордена и оставалось в центре их полемики с богословами доминиканского ордена, выступавших против, как они считали, обожествления Марии. Когда папский престол занимали францисканцы – культ непорочного зачатия расцветал, если их сменяли доминиканцы – он вновь отодвигался на задний план, но, тем не менее, постепенно укреплялся в сознании верующих. Первая, но неудачная попытка догматизации учения о ее непорочном зачатии была предпринята на Базельском соборе, который утвердил его на своей 36-й сессии, состоявшейся уже после того, как собор был распущен папой. Тридентский собор, признавая вопрос о безгрешности Марии нерешенным, ограничился косвенной поддержкой его в декрете об оправдании. Целостное изложение учения о непорочном зачатии, предваряющее будущий догмат, предложил в 1661 г. Александр VII в послании «Sollicitudo omnium ecclesiarum», а в 1708 г. Климент XI учреждает общекатолическое празднование Непорочного Зачатия Богородицы. Окончательное его утверждение состоялось при поддержке ордена иезуитов, который после утраты францисканцами своего влияния наиболее последовательно отстаивал безгрешность Марии. Это решение, осужденное Окружным посланием Константинопольской Церкви 1895 г., стало догматической прелюдией к принятию учения о непогрешимости Римских пап, как очевидный пример того, что мнение, единолично, без собора, выраженное папой, совпадает с общим верованием Церкви. Кроме того, оно стало столь же очевидной реализацией в католической церковной жизни идей догматического развития. Завершением истории догмата непорочного зачатия стали Лурдские явления Богородицы в 1858 г., которые многими, хотя и безосновательно, воспринимались как его чудесное подтверждение. Во время одного из этих явлений, которое произошло в праздник Благовещения, Пресвятая Дева назвала себя словами: «Я есть непорочное зачатие». Вскоре после этого около пещеры открылся источник, известный многочисленными исцелениями. Хотя римо-католическое богословие традиционно связывает это явление с предшествовавшей догматизацией учения о непорочном зачатии Богородицы, то, что сказала Богородица в Лурде, никак не свидетельствует в его пользу. Слова «Я есть непорочное зачатие» по смыслу, очевидно, относятся к непорочному зачатию ее Божественного Сына, отнести их к ее собственному зачатию крайне сложно. Как писал В. Лосский : «...их прямое значение остается ясным... непорочное зачатие Сына Божия является высочайшей славой Пренепорочной Девы» 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sra...

Безгрешность Марии лишает ее соприродности со всем человечеством, что недопустимо умаляет полноту Боговоплощения, ибо воспринятой в Божественную Ипостась и следовательно, искупленной, оказывается природа, нетождественная человеческой. Догматическим продолжением учения о непорочном зачатии Богородицы является догмат о ее телесном вознесении. В ноябре 1950 г. Пий XII по праву непогрешимого учительства провозгласил в апостольской конституции «Munificentimissimus Deus», что «Непорочная Матерь Божия... закончив путь Своей земной жизни, была взята с телом и душой в небесную славу» 38 . Это важнейшее вероучительное решение, как и предыдущий мариальный догмат, было принято без собора, на основе опроса епископов. Логически оно прямо связано с предшествовавшим мариальным догматом. Окружное послание папы Пия XII «Fulgens corona gloriae» указывает, что «эти два догмата имеют между собой тесную внутреннюю связь», ибо «догмат о введении в небеса Пресвятой Девы Марии с душой и телом является увенчанием и завершением первого благодатного преимущества Богородицы, т. е. ее непорочного зачатия. ...Такими высочайшими преимуществами, дарованными Пресвятой Деве, осветились ярким светом, как рассвет, так и закат ее земной жизни» 39 . Если Приснодева была свободна от первородного греха, то, естественно, что она осталась свободной и от его последствий – смерти и тления. Поскольку же тело Христа непосредственно связано с телом Марии, то естественно предположить и общность Их посмертной судьбы. Она являет собой преображенную природу грядущего человечества, которое будет населять Царствие Небесное. Как определяет «Катехизис Католической Церкви»: «Взятие Пресвятой Девы в небесную славу – это особое участие в Воскресении ее Сына и предвкушение воскресения остальных христиан» 40 . Та благодать, которой Сын Человеческий освятил и избавил от первородного греха начало земного бытия Своей Матери, в полноте своей проявилась в его окончании, когда сила этой благодати охранила Богородицу от уз смерти. Кроме того по смыслу нового догмата Дева Мария не может подлежать действию смерти потому, что она являет собой совершенный образ Церкви, как гласит об этом догматическая конституция «О Церкви» II Ватиканского собора «Богоматерь – образ Церкви». Дева Мария стала первым человеком, причастным бытию Новозаветной Церкви, как Матерь ее Основателя. Она же должна первой войти в жизнь будущего века, не вкусив смерти, подобно тому, как это произойдет с праведниками последних дней, о которых писал апостол Павел: «Не все мы умрем, но все изменимся» ( 1Кор.15:51 ). Будучи совершенным образом Церкви, Дева Мария утверждает своим Успением вечность и неуничижимость Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sra...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010