5 . Но посмотри, что дальше. Сказано: «И сожег Иисус Гай и обратил его в вечные развалины, в пустыню, до сего дня» ( Нав8:28 ). Ты видишь, что сказанное скорее несет в себе истину тайны, нежели являет историческое повествование, ибо навечно станет пустыней не столько участок земли, сколько владение демонов, когда никто не будет грешить и грех ни над кем не будет властен. Тогда дьявол и ангелы его будут преданы вечному огню, а Господь наш Иисус Христос воссядет, чтобы править и судить, и скажет победившим прежде и после: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» ( Мф.25:34 ). А другим скажет: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф.25:41 ), пока Он не приложит лекарство каждой душе, которую Он знает, «и так весь Израиль спасется» ( Рим.11:26 ). 6 . Но вот что еще приходит мне в голову, когда я размышляю о бегстве Иисуса перед лицом воинства Гая (ср. Нав.8:15 ). Как ты думаешь, почему сказано, что Иисус бежит? Посмотрим, есть ли что-то, чего мы можем достичь бегом, и есть ли в беге какая-нибудь совершенная добродетель. Апостол Павел научает нас: «Бегайте блуда» ( 1Кор.6:18 ). Ты видишь, что есть некий «дух блуда» ( Ос.5:4 ), которого должны бегать все мы, кто хочет остаться целомудренным, благочестивым и скромным во Христе. Таким образом, бегство есть то, что ведет к спасению, такое бегство – сила, такое бегство приносит блаженство. И должно бегать не только духа блуда, но как сказано: «Бегайте блуда», так услышим и сказанное нам: «Бегайте гнева, бегайте алчности, бегайте жадности и зависти, бегайте злословия и клеветы». Я, впрочем, не знаю, может ли кто-нибудь убежать от них, не ведаю, может ли кто-то избежать их. Таково было войско Гая, от которого Иисус научил своих воинов бежать, и, возможно, поэтому Он наставлял своих учеников, говоря: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» ( Мф.10:23 ). Ибо Он хочет, чтобы мы убегали от таких неприятелей; Он хочет, чтобы мы были недосягаемы для такого рода зла; и если пока мы можем избавиться от заражения этим злом, убежав от него, то тогда, видя благочестие и намерения нашего сердца, святые силы – возможно, те, о которых апостол Павел говорит: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» ( Евр.1:14 ) – которые, вероятно, суть святые ангелы, видя, что нас преследуют демоны, восстают против этих преследователей и, ударив по ним со спины, поражают их всех. Ведь Иисус скорее с теми, кого преследуют, чем с теми, кто нападает на преследующих с тыла. И это справедливо, потому что Иисус предпочитает быть с теми, кто бегает блуда, кто бегает гордости, кто бегает лукавства, кто бегает лжи.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Тогда Иоаким упал на лицо свое и оставался так от шестого часа и даже до вечера. Слуги его и нанятые им люди, придя и не зная причины того, что они увидели, ужаснулись и, полагая, что он хотел умереть, приблизились к нему и с трудом подняли его с земли. Когда он рассказал им то, что он видел, они были охвачены величайшим изумлением и удивлением, и они убеждали его исполнить без замедления то, что повелел ему ангел, и возвратиться поспешно к своей жене. И когда Иоаким рассуждал в уме своем, должен ли он возвращаться или нет, случилось, что он был охвачен сном. И вот ангел Господень, который являлся ему в бодрствовании, явился ему во время сна, говоря: «Я ангел, которого Бог дал тебе хранителем; сойди без страха и возвратись к Анне, ибо дела милосердия, которые совершил ты, как и жена твоя, вознесены пред Всевышнего, и дана вам отрасль, какой никогда ни пророки, ни святые не имели от начала и не будут иметь никогда». И когда Иоаким проснулся от сна своего, он позвал стороживших стада его и рассказал им свой сон. И они поклонились Господу и сказали ему. «Смотри, не противься дальше ангелу Божию, но встань и отправимся, и пойдем медленно, давая пастись стадам». Когда они прошли тридцать дней, ангел Господень явился Анне, которая пребывала в молитве, и сказал ей: «Иди к воротам, которые называют золотыми, и встреть мужа твоего, ибо он придет к тебе сегодня». Она, встав поспешно, отправилась с служанками своими, и она стояла у ворот тех, плача; и как она долго ждала и была готова лишиться чувств от этого долгого ожидания, – подняв глаза, она увидела Иоакима, который шел со стад ами своими. Анна побежала и пала на шею его, благодаря Бога и говоря: «Я была вдовой, и вот я больше не буду неплодной, и вот я зачну». И была великая радость между всеми родственниками и знавшими их, и вся земля Израилева веселилась от этой вести. Глава IV После того Анна зачала, и когда исполнилось девять месяцев, родила дочь и дала Ей имя Марии. Когда она отняла ее от груди по третьему году 141 , они пошли вместе, Иоаким и жена его Анна, в храм Господа и, принеся дары, вручили дочь свою Марию, дабы Она была принята к девушкам, которые день и ночь пребывали в хвале Господу, И когда Она была поставлена перед храмом Господа, Она поднялась бегом на пятнадцать ступеней 142 , не оборачиваясь назад и не зовя родителей своих, как это обыкновенно делают дети. И все были исполнены удивления при виде этого, и священники храма были в изумлении.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

Мир и люди, живущие в нем, преобразившись и очистившись, вступят в вечность Бога. Как приложить библейскую идею времени к нашей жизни и понять, что происходит? Человек двухсоставен. В нем две жизни: телесная и духовная. Поэтому к нему применимы два мерила времени. Телесная жизнь, ограниченная рождением и смертью, связана с астрономическим временем, «измеряемым движением и бегом солнца» (св. Иоанн Дамаскин ). Это время остается неизменным. Протяженность дня или года сохранились такими же, как во времена апостолов, потому что в движении небесных светил не произошло никаких изменений. За сутки человек проходит такое же расстояние, какое проходили люди в библейские времена. Духовная (внутренняя) жизнь человека имеет совсем иное измерение. В отличие от людей, Господь неподвластен времени: «Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и [как] стража в ночи» ( Пс. 89:5 . Он – Посредник между временным и вечным. В той мере, в какой дух приобщен к жизни Божественной, человек оказывается еще здесь в его земном бытии причастным к вечности. Когда человек находится в состоянии благодатной молитвы, он избавляется от всего преходящего и относительного, преодолевает границы времени и пространства. Оставаясь в рамках физического времени телесно, духовно человек может сделать свою жизнь необыкновенно напряженной, долговечной и плодотворной. Здесь тайна жизни исполинов духа, за короткую земную жизнь совершивших дела, на которые нам бы не хватило и сотни жизней. Иной годами не может привести к Богу одного родственника, а св. равноапостольная Нина привела к христианской жизни целую страну – Иверию. Нам потому кажется, что время сокращается, что в нашу жизнь вошло много суетного и неподлинного. Не все зависит от нас. Мы живем в век умножающихся соблазнов. Современный человек духовно расслаблен и немощен. Но человек не находится в роковой зависимости от пороков своего общества и своего времени. Образ Божий в нем и совесть, как небесный голос в душе, дают достаточно моральной свободы явить праведность при любых обстоятельствах. «Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» ( Гал.6:7–9 ). Где в Священном Писании сказано о Втором пришествии Мессии?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Когда же увидел я такую силу прошедшую по мне, вставши, пошел по пустыне. Когда же прошли другие четыре дня, опять ослабел я и простер руки мои к небу, и вот укрепивший меня прежде опять, перстом своим помазав уста мои, укрепил меня. Шел я семнадцать дней и нахожу шалаш, пальмовое дерево и воду, и мужа, который стоял, и волосы головы его служили ему одеждою, они все были седые. Был он страшен на вид, и, увидев меня, стал на молитву, и когда он окончил ее, я сказал: аминь, и уразумел он, что я человек и, взявши меня за руку, спросил: как пришел ты сюда? И еще ли существует все в мире, и еще ли сильные гонения? Я же сказал: ради вас, истинно работающих Владыке Христу, пришел я в сию пустыню, а гонения прекратились, по благодати Божией. Скажи же мне: как пришел ты сюда? Он же с рыданием и плачем говорит: я был епископом, и когда было гонение, и много муки наложено было мне, то, не могши вынести мучений, я напоследок принес жертву. Когда же пришел в себя и уразумел беззаконие мое, отдал себя на то, чтобы умереть в сей пустыне, и живу здесь сорок девять лет, раскаиваясь и умоляя Бога, не отпустит ли Он греха моего. И пищу мне дает Бог от сей пальмы; а утешения прощения я не получал сорок восемь лет, но в сем году был утешен и им. Когда он сказал сие, тотчас встал, бегом вышел и стал на молитву на многие часы. Когда же окончил молитву, пришел ко мне. Я же, увидавши лице его, пришел в ужас и трепет, ибо оно сделалось как огонь, и говорит он мне: не бойся, Господь послал тебя, чтобы ты похоронил мое тело. Когда же кончил он говорить, тотчас простерши руки и ноги, окончил жизнь. Я же разорвал одеяние свое, половину оставил себе, а другою половиною обернул его святое тело и скрыл его в землю. И как скоро похоронил его, тотчас пальма изсохла и хижина упала. Я же много плакал, прося Бога, не даст ли Он мне пальмы и окончу я в сем месте остальное время мое. Когда не сделалось так, сказал я сам в себе: нет воли Божией на то, чтобы быть мне там. И сотворивши молитву, опять пошел в мир.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

Во всем надо знать меру. Потому что когда мы превращаем святыни в товар, то могут быть махинации и подделки. Благодать будет действовать все равно, через все эти мощи, как подлинные, так и неподлинные, потому что есть такой закон духовной жизни – «по вере вашей да будет вам». Но все равно, мы не должны превращать нашу духовную жизнь в ярмарку тщеславия. Профессор Алексей Ильич Осипов рассказывал, как в Испании один католический священник ушел в ислам. Его спросили: – Зачем же ты ушел к мусульманам? Он говорит: – А я видел, как папу Римского хоронили, там такие хороводы водили вокруг него, такие хоры огромные пели, все правители собрались. И потом по телевизору я увидел, как хоронили короля Саудовской Аравии, Фатха. Его завернули в простыню, бегом отнесли на общее кладбище и закопали, без всяких речей, без хороводов с кадилами. Просто так, смиренно. Есть обаяние простоты древнего христианства. И вот, если мы хотим быть настоящими христианами, мы всегда должны ориентироваться на древних христиан. Их узнаваемая отличительная черта – это единодушие, которого нам недостает. У нас больший не становится слугой меньшим, а как князь господствует среди народа Божия. У католиков один Римский папа, а у нас каждый настоятель, каждый епископ, каждый благочинный становится таким микропапой. И не подойдешь к нему. К папе Римскому, говорят, каждый может подойти, сфотографироваться с ним, на приеме, а у нас ситуация очень сложная. Разбивая одних идолов, мы не замечаем, как создаем других. А это серьезная проблема. Итак, мы видим, что народ Божий после сокрушения всемирного Вавилона будет восклицать перед Богом, как мы прочитали: «И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель» . Андрей Кесарийский поясняет: «“Голос народа и вод многих и громов” – означает звучность песнопений ангельских и всех небесных сил бесчисленных, как их некогда разумели под водами, “яже превыше небес” ( Пс.148:4 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Воины пришли вовремя. Палач не успел казнить трех мужей. Далее сообщается, что Николай вырвал у спекулятора меч и бросил его на землю. Освободив же их от пут, он узнал их, потому что они были из знатных людей города. Узнал он также, что двести литр серебра взял правитель от, первых людей города за их убийство. Тогда он повел их в город вместе со стратилатами (гл. 4). Свидетельство в древнем памятнике о сумме в двести литр серебра оказалось утраченным в Метафрастовом житии свт. Николая, а вслед за ним и в славянской традиции. Далее видим новое разночтение 3-й редакции с текстом у Метафраста, а также со славянской и русской версиями этого события. Не правитель пришел к месту казни, а наоборот, святитель и стратилаты вместе с невинно осужденными мужами отправляются к нему в город: …и войдя в преторий правителя, он взломал двери. А правитель, услышав о приходе святого Николая, выскочив бегом, упал на землю и обхватил его ноги (гл. 5). По Метафрасту, после усмирения бунта во Фригии стратилаты возвращаются в Константинополь. Однако в цитируемом нами древнейшем греческом тексте есть весьма важное сообщение о том, что после победы над тайфалами стратилаты снова возвратились в Линию, пристав к выше упомянутой гавани Андриаке. И, сойдя с кораблей, поднявшись в город и разыскав святого епископа Николая, встретившись с ним, стратилаты поблагодарили Бога и его за то, что по его молитвам война у них сложилась благоприятно. Доброжелательно приняв их, он угостил их, а также много увещевал в отношении спасения. Он прикровенно предсказал им, что они подвергнутся опасности: «Смотрите, чада: никогда, попав в искушения, не отчаивайтесь и не малодушествуйте, а имейте непреклонное и непреложное упование на Бога, и тогда вас не коснется искус. Ибо могуч Бог , Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так, чтобы вы могли перенести». Но они не поняли, к чему он говорил им это. Затем, взяв у него благословение и облобызав его, они спустились к своим кораблям (гл. 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   Любезный брат! Разве мы забыли все то, что претерпел ради нас Владыка всяческих? Его бранили, оскорбляли, говорили: «В Тебе бес», а Он не гневился. Его заушали, били по щекам, насмехались, пригвоздили к Кресту, дали отведать уксуса с желчью, копьем пронзили ребро… И все это Он претерпел ради нашего спасения, а мы ради Него не можем снести даже маленькой грубости? Что мы ответим Ему в день судный? Какое мы найдем себе оправдание, если Он ко всем прочим благодеяниям, что сделал для нас, присовокупил еще эти? А что Он требует взамен?    Так оставим, брат, все это тщеславие, вернем мужество и твердость своему сердцу и скажем вслед за апостолом: мы готовы не только принять побои и раны за Христа, но и умереть за Него. Ибо если мы Ему состраждем, то с Ним и будем прославлены, и с Ним и унаследуем Царство. Глава 34. О том, что нужно повиноваться своему игумену даже до смерти, любить его и относиться с почтением    Однажды, когда святой Бенедикт безмолвствовал в келии, его ученик Плакид пошел к озеру, которое местные называют Лакком, чтобы набрать воды. Он хотел зачерпнуть воды кувшином, но выронил его, и течение отнесло кувшин. Тогда брат попытался выхватить его из воды, но поскользнулся и упал в воду. А течение было таким сильным, что его отнесло от берега на расстояние полета стрелы. Человек Божий, как мы сказали, был в это время в своей келии. Он узнал о том, что случилось, позвал ученика Мавра и говорит ему:    – Брат Мавр, беги скорее — там брат Плакид упал в Лакк, и течение уже далеко отнесло его.    Мавр, лишь только услышал веление своего духовного отца, бросился бегом. Пришел он на место и видит, что Плакида действительно отнесло далеко от берега. Но Мавр, с твердой верой и уповая на отчие молитвы, ступил на воду, пошел по ней пешком, как по суше, и догнал Плакида, которого уносили волны. Затем он схватил его за волосы, вытащил из воды и тем же путем вернулся на сушу. Только тогда Мавр пришел в себя и понял, что шел по воде и что такое могло случиться только по чудотворным молитвам его духовного отца. Он поразился и пришел в ужас от того, что произошло, поэтому, вернувшись, он рассказал святому о Божием знамении, которое совершилось.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3712...

“Писатель почти бегом идет по склону к терраске, потом шаги его замедляются, ноги начинают заплетаться, он хватается обеими руками за голову, описывает замысловатую кривую и, шатаясь, как пьяный, возвращается обратно и садится на обломок бетона”. В сценарии здесь он произносит монолог, который в фильме звучит по выходе из коридора, называемого “мясорубкой” – монолог, который он обращает к своим воображаемым собеседникам, заканчивающийся словами: “Я пытался переделать вас, а переделали-то вы меня – по своему образу и подобию…”.  Глаза их были удержаны “Мы написали сценарий-притчу. В Зону за исполнением заветных своих желаний идут модный Писатель и значительный Ученый, а ведет их Апостол нового вероучения, своего рода идеолог”. Кадр из фильма «Сталкер» (1979) Так Аркадий Стругацкий фактически обозначает религиозный смысл этого произведения. Об отношении братьев Стругацких к христианству уже было сказано; но иным было мировоззрение Тарковского. Атеистом он не был никогда. Правда, в его “богоискательстве” не обошлось без оккультных издержек, но поиск его был искренним, и умер он через семь лет после съемок “Сталкера” христианином, причастившись перед концом. Православие было знакомо ему с детства: его отец, Арсений Александрович, был человеком верующим. Поэтому, кстати, вполне оправдан комментарий диакона Андрея Кураева к стихотворению Арсения Тарковского (“Вот и лето прошло…”), которое в фильме читает Сталкер: рефрен “только этого мало” – это о духовном голоде, о ненасыщаемости человеческого духа земными благами. Непостижимо, как работы Андрея Тарковского прорывались через худсоветы брежневской эпохи: в его фильмах звучат слова Нового Завета. Там, где в сценарии 1977 года Сталкер молится, в фильме он произносит строчки Евангелия от Луки, но пропускает в евангельском тексте все имена и названия: “В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от… (Иерусалима) называемое… (Еммаус). И Сам (Иисус), приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один же из них, именем…”

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Несомненно, что тот, кто воздерживается от греха, избегает греха. Посему и апостол восклицает: Бегайте блуда! ( 1Кор.6:18 ). Ведь нас преследуют соблазны греха, преследует похоть, а ты беги от них, как от яростной хозяйки 67 , которая если овладеет тобой, то не даст покоя ни днём, ни ночью, она будоражит, жжёт, подстрекает. Беги от скупости, чтобы она не вошла внутрь тебя. Беги от неверия, чтобы оно не опутало тебя своими сетями. Недаром Господь говорит: Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий ( Мф.10:23 ). Видимо, Он советует нам бежать, снисходя к немощам плоти. Однако лучшее бегство – это избегать мирского соблазна, чтобы человеком не владело беспокойство о своём богатстве, он не был занят размышлениями о сокровищах и не жаждал здешней жизни, а стремился бы с неуклонным намерением души к славе Царства Небесного, спешил заслужить венец, и плотская страсть при виде земных дел не возвращала бы его вспять. 18. Fuga ergo mors est uel celebrata uel adumbrata. Et forte illas exprimit refugii legitimi ciuitates, ut fugiamus ad uirtutum culmina, quas pro praemiis bono faeneratori alibi dispensat dicens: Quia in modico fldelis fuisti, eris potestatem habens supra decem ciuitates. Lex VI nouit ciuitates: sed quia legem impleuit qui potuit dicere: Non ueni soluere legem, sed implere, perfectiorem numerum remunerationis indulget. Итак, бегство – это смерть либо явная, либо прикровенная. И, пожалуй, нам описываются города – законные убежища – для того, чтобы мы бегом бежали к вершинам добродетелей. В другом месте Господь так говорит о городах, которые распределяет в награду хорошему управителю: За то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов ( Лк.19:17 ). Закон говорил о шести городах, но поскольку исполнил закон Тот, Кто смог сказать: Не нарушить закон пришёл Я, но исполнить ( Мф.5:17 ), то Он волен вознаградить более полно. 19. Non ergo erubescamus fugere; gloriosa enim haec fuga est fugere a facie peccati.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

А она не хотела послушать его, говоря: «В какой я родилась вере, в такой и умру: ибо я не верую в Того Бога, в Которого ты веруешь. А вдруг я крещением не спасусь? Добро бы еще жила я жизнью исправной и безукоризненной; а если и не спасусь, хочу хотя бы быть как Сарра, и Ревекка, и Сусанна». А он ей говорит: «Поверь, что не оставит меня Бог скончаться в этом грехе. Ибо я знаю человеколюбие Божие, что Он примет меня кающегося, и тебя примет, но не в вере, которой ты держишься, а христианкой». И потом он говорит ей: «По крайней мере сходи в церковь и посмотри, какую веру имеют христиане к Богу и ко мне, грешному». Она же говорит ему: «Да, это я сделаю, это я могу, но потом ни к чему другому меня не принуждай». Итак, согласившись, идет она в церковь . И когда входил епископ, она увидела, что он и его свита окружены великой роскошью (ибо был большой праздник). И когда приблизился он к святому алтарю, она увидела (божественною силою открыты были глаза ее) человека в белом одеянии, красоту которого невозможно описать. Он вышел из алтаря, взял епископа и привязал его к одной из колонн, и сам служил вместе с пресвитерами и диаконами. И когда пришло время вознести Хлеб, она увидела Младенца, возносимого руками его и разделяемого, и раздаваемого им народу. И когда весь народ приобщился, снова видит она Того же Младенца целым и невредимым, сияющим как свет и огонь. И когда совершили отпуст Божественной литургии, [тот человек] отвязал епископа от колонны, а сам стал невидим. Женщина, увидев это чудо, бегом побежала из храма и пришла в свой дом, рыдая и говоря: «Господи, сподоби меня стать христианкой и умереть в этой вере». Вскоре пришел к ней епископ и говорит: «Видела, какова вера у нас, христиан, и как все мы со слезами молим Бога?» А она говорит ему: «О, если бы я видела тебя именно так!» И она рассказала ему все, что видела, со слезами. Он же, выслушав это от нее, словно весть от Бога, тотчас раскаялся и говорит ей: «Вот с сегодняшнего дня предаюсь покаянию, и ухожу в монастырь, и буду оплакивать грехи мои во все дни жизни моей».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010