13,2 Прежде всего, точно исследующие христианство , и старающиеся познавать совершенную волю Божию 1857 , и прилагающие к совершенству слов Господних тщание, труд и подвиг в вере и надежде, и уповающие в подвизании многом достичь и войти в оный покой, а затем поспешающие верой и благодатью Христовой к упражнению в добродетелях, куда всячески побуждают слова Господа и апостолов о совершенстве, тремя вещами получают полезный плод и тремя способами приобретают назидание и выгоду. 13,3 Во-первых, они как верные рабы 1858 считают Святые Писания и слова Господа истинными как [глаголы] Божии. Во-вторых, взирая на совершенную цель христианства, они стараются ежедневно быть мужественными и доблестными по превосходству [христианского] звания, в неослабном труде, беге и непрерывном и постоянном состязании, устремляясь к блаженному упованию любви и совершенства, вовсе не давая себе расслабляющей передышки ввиду превосходства цели. В-третьих, имея пред очами цель совершенства, и словам Господа верят они как истинным, что пришедшему на истинное служение Божие должно достичь меры бесстрастия и свободы, потому что к оному 1859 побуждает Господь и к нему зовет следующих за Ним, говоря: «Итак, станьте совершенными, как Отец ваш небесный» 1860 , – научая тому, чтобы в нас была совершеннейшая чистота, которой обладала в начале душа, созданная по образу и подобию 1861 , каковая чистота и ныне будет приобретена по действию Духа верной душой, согласно сказанному: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» 1862 ; и еще Господь, указав на восстановление достигающих совершенных мер и молясь о них Отцу, говорил: «Отче, освяти их во Имя Твое» 1863 ; а также: «Хочу, чтобы там, где Я, и сии были со Мною, да видят славу Мою» 1864 ; и [слова] апостола: «Чтобы представить всякого человека совершенным во Христе» 1865 , и «Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» 1866 . 13,4 Итак, подвизаясь всячески, и непрестанно теча прекрасным бегом благих занятий, и постоянно трудясь в добродетелях, они не сочтут себя чем-то [важным] 1867 , поскольку не достигли еще меры, в которую призваны, наоборот – негодными, страждущими и не получившими духовного богатства в соответствии с превосходством звания, хотя они честны, испытаны и подвижники; смиренномудрствуя же так о себе 1868 , они совершенно избегнут злобы, самомнения, медлительности и беспечности и по необходимости продвигаются почти к великой мере праведности с большим поспешанием, старанием и неослабным подвизанием, если [даже] и не могут еще достичь совершенства по «преизобильному богатству» 1869 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

«И пошли Иоаким и жена его Анна в Храм Господа и, принеся дары, вручили дочь свою Марию, дабы она была принята к девам, которые день и ночь пребывали в хвале Господу. И когда Она была поставлена перед Храмом, Она поднялась бегом на пятнадцать ступеней, не оборачиваясь назад и не зовя родителей своих, как это обыкновенно делают дети. И все были исполнены удивления при виде этого, и священники Храма были в изумлении». С Иерусалимским Храмом связано также Сретение Господне. На сороковой день после Рождества Мария и Иосиф принесли Младенца в Храм, чтобы, по обычаю, «представить Его пред Господа», и Симеон, муж праведный и благочестивый, по внушению Духа Святого, взял его на руки и благословил. В большом изумлении были священники и тогда, когда в дни празднования Пасхи в Храм впервые вошел двенадцатилетний отрок Иисус. Когда родители, после долгих поисков, нашли его в Храме, он сидел посреди книжников и мудрецов, слушал их, задавал вопросы, «и все слушавшие дивились разуму и ответам Его». Увидев Его здесь, родители удивились и Мать сказала: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? ( Лк. 2, 48–49 ). Здесь, в Храме, Господь учил, проповедовал, обличал; отсюда в день торжественного Своего Входа в Иерусалим Он изгнал торговцев и менял; здесь, у корвана (храмовой сокровищницы), Он увидел, как бедная вдовица положила две лепты – самые мелкие монеты, и сказал, что она положила больше всех богачей, ибо те жертвовали от избытка, а она отдала последнее. Наконец, об этом величественном Храме Господь сказал однажды, в ответ на вопрос иудеев, как докажет Он, что Он – Мессия: Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. Он говорил, поясняет евангелист Иоанн Богослов, о Храме Тела Своего ( Ин. 2, 18–21 ). Крестная смерть и Воскресение Спасителя положили конец эпохе Ветхого Завета и – открыли Новый. Покидая храм в последний раз, Христос предсказал его гибель.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

6, 18). ТРЕТЬЕ толкование Киприана в Слове о мученичестве, в котором он учит, что одно только телесное упражнение само по себе без духовного труда мало полезно: «Ни отшельническая жизнь, ни власяница, ни скудость пищи, ни распростерстие на земле не оправдают инока. Под этим покрывалом часто кроется душа, любящая мирскую жизнь, так как такие люди больше упражняют и усмиряют плоть, нежели дух. Поэтому блажен­ный Павел и говорит: телесное упражнение мало полезно ( 1Тим. 4, 8 ). Говорю это не для того, чтобы осуждать телесное упражнение, которым смиряется плоть и подчиняется духу, но потому, что сатане с его коварством свойственно иногда насмеяться и над таки­ми безобидными действиями, когда он, преобразуясь в ангела света, посредством этих упражнений и усмирения плоти вводит людей в тщеславие и внушает ложную мысль о своей святости. И тогда от одного телесного упражнения без упражнения духа люди вво­дятся в заблуждение и себе, и другим кажутся благочестивыми». СПРОСИТЕ: Что значит, если Павел говорит: телесное упражнение мало полез­но? ОТВЕЧАЕМ: Апостол вспоминает здесь о телесных упражнении тех, кто обыч­но тренирует свое тело, готовя его к воинскому подвигу, борьбой, бегом, прыжками и другими тому подобными телодвижениями. Об этом он говорит и в другом месте: Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите. чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного ( 1Кор. 9, 24–25 ). Напоминая о таких телесных подвигах. Апостол Павел наставляет своего ученика Тимофея к духовным подвигам, то есть к бла­гочестию: телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно ( 1Тим. 4, 8 ), как бы говоря: «Тебе, Тимофей, известно, как трудятся тренирующиеся на ристалище и упражняющиеся в телесных упражнениях ради малой пользы и воздаяния. Если же они так делают, то тебе должно горазда больше подвизаться духовным подвигом благочес­тия. Ибо телесное упражнение мало полезно, а духовное упражнение и подвиг благо­честия приносят большую пользу: обетование жизни настоящей и будущей и венец не тленный, а нетленный, на Небесах».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

2 . Так что иудеи, философы и еретики бегут впустую 545 , ибо они не следуют дорожке правильной веры. Ведь какая польза для иудеев бежать, соблюдая Закон, если они не знают, что Господин Закона – Христос? Бегут и философы по дорожке суетной мудрости мира, но бесполезен и пуст бег их, ибо они не знают истинной мудрости Христовой. Ибо подлинная Мудрость Божия – это Христос, и ее не нужно украшать ни словами, ни блеском речи, а познается она верой сердца. Бегут и еретики с ядовитыми заявлениями своей веры; бегут с постом, бегут с милостыней, но не добегают до венца, потому что неправильно верят во Христа; ведь их ложная вера не заслуживает того, чтобы принять благодать истинной веры. Это открывает апостол в другом месте, когда говорит: «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» 546 . Любви Христовой как раз и не имеет тот, кто неправильно верит во Христа. Поэтому хорошо добавил апостол: " Так бегите , чтобы получить» 547 . Мы должны бежать твердым бегом с верою Христовой, с заповедями Божиими, с делами праведными, чтобы достичь венца вечной жизни. 3 . А как мы должны бежать, сам апостол открывает далее, говоря: «Все подвижники, – говорит он, – воздерживаются от всего; те для получения венца тленного...» 548 . Посмотри, какими примерами апостол приглашает нас к венцу обещанного бессмертия. Подвижник, который хочет победить в земном состязании, воздерживается от некоторых видов пищи, воздерживается от неумеренного пития, воздерживается от всякой нечистоты, с такой строгостью, что даже не общается с собственной супругой; и не надеется победить, если не сохранит свое тело в чистоте и строгости. И за такие труды он получает какой-то маленький, ломкий, ничтожный венец! Так если ради тленною венца некоторые прилагают такие усилия, то насколько меньше должны страшиться любых трудов мы, которым обещана небесная награда и венец вечной славы! Нам предстоит бороться в нелегком состязании, ибо мы боремся против духов злобы 549 , против диавола и аггелов его; мы боремся против неправедности, против неблагочестия, против лукавства, против нецеломудрия, против разных греховных приманок.

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

XI. Хананеянка: «Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» ( Мф.15:27 ). XII. Елисавета: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» ( Лк.1:43 ). XIII. Ап. Петр: «Увидев это, Симон Петр припал в коленам Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» ( Лк.5:8 ). XIV. Ап. Павел: «Я наименьший из Апостолов и недостоин называться Апостолом, потому что гнал Церковь Божию» ( 1Кор.15:9 ). – «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» ( 1Тим.1:15 ). 11. Церковно-исторические примеры нищеты духовной или христ. смирения Древняя Церковь почитала смирение венцом всех христианских добродетелей, основным началом христианского совершенства, лучшим украшением последователей Христа ( Тертуллиан , св. Киприан, св. Златоуст). И в истории древней христ. Церкви мы встречаем много прекрасных образцов истинно христианского смирения, в особенности же среди монашества. Вот несколько церковно-исторических примеров дивно-прекрасного христианского смирения. I. Один из замечательных церковных учителей, известный своим образованием Климент Александрийский не хотел иметь никакой другой должности, кроме учителя в огласительной школе. II. Св. Ефрем Сирин всегда отказывался от степени пресвитера и епископа и оставался простым, скромным дьяконом. Предсмертное завещание св. Ефрема Сирина свидетельствует о великом его смирении. В предсмертном завещании своем Ефрем выразил то, что наполняло душу его целую жизнь; выразил дух свой сокрушенный. Он писал: «Кто положит меня под алтарем, да не узрит он алтаря Бога моего; неприлично смердящему трупу лежать на месте святом. Кто погребет меня в храме, да не узрит храма света; недостойному бесполезна слава пустая... Возьмите меня на плечи и бегите бегом со мной и бросьте, как человека отверженного... О, если бы кто показал вам дела мои! Вы стали бы плевать на меня. Истинно, если бы мог быть замечен запах грехов моих; вы убежали бы от смрада Ефремова...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Тогда пророк понимает, что Господу угодно смилостивиться над умирающею от засухи страною. Он приказывает слуге своему идти и сказать Ахаву: «запрягай колесницу твою и поезжай, чтобы не застал тебя дождь». И сделалось мрачно от туч и от ветра, и пошел большой дождь. «Ахав же сел в колесницу («заплакал», прибавляет текст Семидесяти) и поехал в Изреель» (ст. 45). Прибавление текста Семидесяти, – вероятно на основании тех рукописей, которые находились в их пользовании, – весьма замечательно. Какие были это слезы? Были ли они выражением бессильной злобы Ахава, понимавшего, что в эти минуты он ничто, а что настоящий властелин Израиля есть тот пророк, которого он боится и который повелевает им, Ахавом; или же эти слезы были вызваны хотя временным умилением при виде милости Бога, Которого он забыл и Которому он изменил, и Которого величие он теперь познает и в наказании и в милости Его. Может быть и последнее, по сравнению с его покаянием после убийства Назуфея, – которое вероятно было искреннее, так как Господь отсрочивает Свой приговор, как мы увидим ниже в 3 Ц. XXI, 27–29. Вообще личность Ахава является несколько загадочною, во всяком случае совершенно лишенною твердых начал. По всей вероятности Ахав был бы совершенно другой человек, если бы он не сочетался браком с фанатическою Иезавелью, обладавшей и силой воли и умом – гораздо сильнейшими, чем ум и воля Ахава. Илия с непостижимою силою сопровождает бегом до самого Изрееля на протяжении более 15-ти англ. миль несущуюся на конях колесницу Ахаву. Но это объясняется выражением XVIII, 46: «И была на Илии рука Господня». Из этого мы заключаем, что и это действие пророка имело важное значение. По всей вероятности он должен был явиться как бы свидетелем перед народом и Иезавелью, что все совершившееся имело место пред главами царя, который молчанием своим узаконял убийство жрецов, а потому никто из народа не мог быть преследуем царицею за это избиение их. Еще важнее было довести Ахава до его резиденции, чтобы все знали и понимали, что благодетельный дождь, излившийся после долгих дней засухи, был не случайностью, а послан Господом Богом завета, по молитве Его верного раба и согласно слову его, изреченному от имени Господа более трех лет тому назад: «не будет ни росы ни дождя, разве только по моему слову» (3 Ц. XVII, 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Он же говорит им: «Ищите снова». Когда же не нашелся, авва, взволнованный безобразием этого дела, говорит: «С ворами живем. Но жив Господь, не будет приобщения и не вкусим ничего, пока не найдется вор». И когда с диаконами авва обыскивал кельи братьев, когда они сидели в церкви, укравший его говорит бывшему близ него благоговейному: «Увы мне, что потерплю ныне». Тот говорит ему: «За что?» Он же говорит:  " Я украл мафорий, и он в моей келье, внизу, в Тот же говорит ему: «Не скорби, но ступай и положи его в мою келью». И тот пошел и переставил сосуд в келью брата. И когда искавшие авва и диаконы вошли туда, где лежал сосуд брата, и опустив руку, один из диаконов вытащил мафорий и начал кричать: «Вот этот благоговейный оказался вором». И придя в церковь , схватили его и нанесли ему много ударов плетями и, протащив его, бросили его вне киновии. Он же просил, говоря: «Позвольте мне покаяться, и больше не сделаю этого». Они же выкинули его, говоря: «Не можем держать среди нас вора». Тогда вошли сотворить святое приобщение. И когда пришел диакон отдернуть то она не шла, и они рассматривали, не мешает ли что, но ничего не нашли. Тогда сообразил авва и сказал: «Не оттого ли, что изгнали мы брата, случилось с нами это? Пойдите, приведите его, и мы узнаем». И когда вошел брат, отдернули катапетасму, и началось последование. Вот что такое положить душу свою за ближнего. Если же не успеем в эту меру, хотя бы не будем ни оговаривать ближнего, ни осуждать его, да не отчуждены будем от блаженства святых, которое предстоит им вкусить. 10.  Был некий чужеземец из отцов, и он говорил такую притчу: «В моей стране делают рвы, чтобы ловить львов. И случилось, что в ров попала лисица и, будучи сильно придавлена, не могла выбраться из ловушки. И затем пришел хозяин рва посмотреть, не попало ли что в него, и нашел лисицу. А лисица пошла на хитрость и представилась лежащей как мертвая. Хозяин же рва, спустившись, схватил ее за хвост и выкинул ее наверх. Она же убежала бегом. А спустя несколько дней та же лисица, пришед, увидела другую лисицу, попавшую в тот же ров.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

(18.1) Нам рассказывал Феодор, любящий Бога, архидиакон великомученика Феодора, что за воротами града и говорил: (18.2) «Супруга Захарии диакона, которую звали Ауреа 342 , пришла к святому и триблаженному Софронию, патриарху и обвиняла своего мужа, что прелюбодействует. (18.3) Человек же Божий сказал ей: «Женщина! О, когда бы заключен был слух мой в это время, и я не слышал бы подобных ». И он позвал ее мужа и спросил его, правда ли это, что он слышал о нем. (18.4) Он же отрицал, несчастный. Сказал патриарх женщине: «Можешь доказать, женщина?» – «Многие знают, что это правда, но доказать не могу, ибо никто не хочет впутывать себя в такое дело». (18.5) В это время посмотрела женщина на своего мужа и сказала ему: «Смотри, брат, не затворяй свою совесть, которая есть осуждающий помысел. И ты помышлял сокрыть это от Бога, который видит все и от которого ничего не сокрыто из наших намерений. Если же ты хоть сколько-нибудь знаешь об этом, не дерзай входить во святой алтарь. А если помысел твой не осуждает тебя, то вот святой алтарь, и если дерзаешь – войди в него». (18.6) Диакон же, который был предметом этого осуждения, не подумал об Испытующем сердца и утробы, и нагло и бесстыдно вошел в алтарь. И спустя короткое время был он с головы до ног поражен проказой. И явил Бог всемогущий это чудо, чтобы не дерзал человек небречь о деле Божием». (19.1) И это также он рассказывал нам и говорил: нечестивые вошли во святый град Христа Бога нашего по попущению Божию, в наказание за грехи наши, которые неисчислимы. (19.2) И тотчас бегом вошли в место, которое называют Капитолий, и хватали людей многих силою и многих добровольно, для очищения этого места и для возведения злоименного для молитвы, называемого «мечеть 343 (19.3) И был среди них Иоанн, архидиакон священномученика Феодора, а был он по ремеслу мастер по мрамору. И удалился он от них вследствие малой прибыли, и отошел сам по себе работать там. И был весьма искусен руками. (19.4) И когда узнал здесь один блаженный человек, о котором мы упоминали, святой Софроний, – послал к нему в пятницу, и привел его, и умолял его как отец и взыскатель мысленных овец, которых дал ему Бог, чтобы не марал совершенно своих рук, но чтобы уклонялся от какого бы то ни было дела гнусного.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ст. 4. Долю ли будет сетовать земля, всякая трава страны сохнуть за нечестия живущих в ней? Истреблено животное и птица, ибо они сказали: Он не увидит пдследнего нашего (или Бог не увидит путей наших). Все, что ни случается в мире хорошего или худого, происходит не без провидения Божия и не случайно, а по определению Божию. Ныне земля безплодна, трава засыхает. Хочешь ли знать причину этого? Беззакония жителей ее делают это, так что истребляются и животные земные и птицы поднебесные потому, что все это сотворено на потребу людей, а они дошли до такого богохульства, что говорят, что Бог не ведает путей их и не знает, что каждый будет терпеть. А словом долго ли указывает на то, что гнев Божий пребывает, ибо дух грешников не преклонялся к покаянию. Ст. 5. Если ты изнемог в беге с пешими, то как же ты сможешь состязаться с конями? Если в стране мирной ты безопасен, то что будешь делать в гордости (или шум) Иордана. Если, говорит, тебя тяготило частое пленение со стороны соседних народов Моавитян и Аммонитян, Филистимлян и Идумеан: то что ты будешь делать при продолжительном плене, который тебя уведет даже в Халдею? Сравнивает пеших с конными, потому что действительно и исторически известно, что вся Персия и вся Халдея и войско этих стран славятся конницею, а вышеупомянутые народы, по неудобству местности, способны не столько к войне, сколько к разбойничеству. Продолжаешь метафору и говорит: если ты изнемог в беге с пешими, то что тебе делать, если ты захочешь померяться бегом с конями, и если в своей земле ты имел некоторую безопасность, то что ты будешь делать, если перейдешь Иордан и должен будешь бороться с его пучинами? Ст. 6. Ибо и братия твои и дом отца твоею, даже они враждовали против тебя и кричали вслед тебя громким голосом. Не верь им, когда они будут говорить тебе доброе. Ты так, говорит, будешь покрыть тягостнейшими волнами Иордана, и множество пришедших издалека всадников так опустошить тебя, что и братия твои Идумеяне и дом отца твоего. Моав и Аммон, рожденные от племени Лотова, даже они во время нужды и бедствия будут враждовать против тебя и нападать на тебя. Поэтому опасайся верить им и полагаться на кровное родство, по которому они будут неистовствовать против тебя еще с большею ненавистью, чем враги. Это можно понимать и в отношении к Спасителю, что братья его и дом отца его враждовали против Него и громко кричали говоря: распни, распни Его; не имамы, царя, токмо Кесаря ( Ин. 19, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

« Возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер » (ст. 2). Бежит, летит старец: он увидел ловитву, и, не обращая никакого внимания на свои немощи, побежал на лов; не позвал рабов, не приказал слуге, не обнаружил никакой беспечности; нет, он побежал, сам как бы говоря: вот великое сокровище и богатая добыча, и я сам должен приобрести это, чтобы не упустить такой прибыли. И так поступал праведник, предполагая, что принимает (к себе) путников незначительных. 4. Поучимся и станем подражать добродетели праведника. Если мы будем так же поступать, то конечно и сами когда–нибудь получим такую же ловитву, а лучше сказать — и всегда можем иметь ее в руках, если захотим. Человеколюбец Господь, (желая), чтобы мы не были медлительны в делах страннолюбия, и не разведывали о путниках (кто они и откуда), говорит: « И кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает ». Итак, не смотри на видимую незначительность путника, и по наружности не унижай его, но подумай, что ты в нем принимаешь своего Господа. Поэтому, когда ради имени Господа ты окажешь призрение страннику, то получишь такую награду, как если бы принял самого Господа, и хотя бы тот, кто пользуется твоим гостеприимством, был человек беспечный и ленивый, ты не смотри на это: тебе дана будет полная награда за то, что ты делаешь это ради Господа и подражаешь добродетели праотца. « Увидев , — сказано, — он побежал навстречу им от входа в шатер ». Хорошо употреблено здесь и слово « побежал », дабы ты знал, что странники, как незнакомые, шли мимо, и сами собой не подошли бы к куще. Потому–то, чтобы не ушла от него эта духовная ловитва, он, состарившийся, покрытый сединами столетний старец, подбегает к ним, и бегом выражает свое усердие. И увидев, сказано, « поклонился до земли и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего » (ст.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010