Всякое происшествие имеет две причины – одну наружную, частную, очевидную, так сказать, физическую, другую – внутреннюю, общую, потаенную, духовную. Сии две причины соединяются между собой таинственно, или лучше сказать: одна другой служит выражением, как слово – мысли. М.П. Погодин (русский историк и публицист, друг А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя) Последствия цунами в Японии      Живем мы в необычное время, время катаклизмов и катастроф , которые случаются будто по расписанию. Возникает ощущение, что человечество расплачивается за те «вавилонские башни», которые оно понастроило за последние 100 лет. Каждый Новый год за праздничным столом люди желают друг другу счастья в наступившем году, надеются, что он не будет похож на прошедший, принесший им и всей стране немало бед и потерь. Они считают, что Новый год просто обязан быть лучше старого, чуть ли не открыть им некое светлое будущее. Но как показывает жизнь, каждый год происходит всё вопреки этим чаяниям человечества. Получается, что таковые надежды людей рождаются из некоего самообольщения, люди не знают чего-то такого важного, без знания чего они похожи на слепых котят. В проповедях некоторых православных пастырей приходится слышать, что при образе жизни современных людей техногенные катастрофы, стихийные бедствия и разного рода злоключения с каждым годом будут только умножаться. И как бы нам ни хотелось иного, но именно слова этих проповедников слова Божия сбываются. Чего только не происходило за последние годы: землетрясения и цунами, тайфуны и торнадо, лесные пожары (уничтожавшие поселки и деревни) и наводнения; горели ночные клубы, падали самолеты, тонули корабли, не прекращаются локальные войны и теракты. И всюду гибнут люди, очень много людей. Отсюда понятна реакция неравнодушных, их недоуменные и отчаянные вопрошающие вопли: «За что?», «Почему?», «Где был Бог?» Только захотят ли услышать они правдивый ответ на свой вопрошающий ропот? Что в наше время, что 2000 лет назад, человек всё тот же человек. И к Господу Иисусу Христу подходили люди с подобными вопросами. В отличие от нас они имели удивительную возможность задать волнующие во все времена каждого человека вопросы напрямую Самому Богу. «…пришли некоторые и рассказали Ему о галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти галилеяне были грешнее всех галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13: 1–5).

http://pravoslavie.ru/70877.html

«Да будет путь его тьмою и падением и Ангел Господень да поразит его мечем огненным» а), и как в земле Мадиамской не обрящется зеленого побега, так и в его жилище да не будет обретен благой день, но да будут – имущество его, а также, что имеет и что сделает, во всяческую погибель, «как Ориву, Зиву и Зевею и Салману» б). И «дьявол да станет одесную его», и «внегда судитися ему да изыдет осужден». «Да будут сынове его сири и жена его вдова. Да будут чада его в погубление» и «въ роде едином да потребится имя его», ибо «возлюби клятву, и приидет ему, и не восхоте благословения, и удалится от него. И облечеся в клятву яко в ризу, и вниде яко вода во утробу его» в). И как распалась башня Силоамская и погребла тридцать тысяч мужей, так да исчезнет имя его от земли живых, и да получит в удел проказу Гиезия, и да будет часть его с Иудою и произнесшим: «возьми, возьми, распни его! Да нападет на них (=него) страх и трепет и всякая болезнь! Слыши небо и восплач! Внемли земля и трепещи! И да имеет проклятие и мною грешным, прочетшим эту катару, от «преднего ему до заднего», «от десных его до ошуий его», и ты, Господи, скорый на осуждение направдующих, дай оправдание молению моему и суду моему грешного раба твоего, да славим тебя во веки. Аминь. В приведенном теперь тексте, для определения исторической судьбы рассматриваемого памятника, в особенности обращает на себя внимание перечень некоторых лиц, от имени которых также ниспосылается проклятие преступнику. В частности здесь упоминаются общеизвестные подвижники монашества – Антоний, Евфимий, Харитон и Савва. Затем упоминаются еще два патриарха – вселенский Арсений и вообще святейший Софроний. Как очевидно, в ряду подвижников монашества на этот раз упоминаются только подвижники далекого Востока и собственно (исключая Антония) подвижники Иерусалимской церкви. Отсюда небезосновательно предполагать, что и родина составления настоящего последования, допустим – хотя бы и не в этой самой редакции, – если и не Иерусалимская область, то вообще был далекий Восток.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Да, но, если бы Бог захотел, этого зла не случилось бы. Верно! Бог многого хочет, но мало что исполняется. Он, например, хочет, чтобы все шли по верной дороге, но сколькие с неё уклоняются! Хочет, чтобы все творили Его святую волю, но сколькие её презирают! Хочет, чтобы все попали в Рай, но сколькие оказываются в вечной муке! Причём это происходит не по причине Его бессилия, а потому, что Бог уважает наше свободное произволение, нашу свободу, которую Он Сам нам даровал. Иными словами, Господь оставляет нам свободу делать то, что мы желаем (например, мчаться на машине со скоростью 200 километров в час), но нам придется «вкусить» и соответствующие последствия своего выбора. 91 Средство спасения Итак, несмотря на то, что всеблагой Бог не является виновником трагической смерти, однако Его благость использует её как средство спасения умершего, проявляя к нему милость и подавая прощение грехов. В евангельские времена в храме на одном из праздников произошло восстание народа. Пилат, чтобы подавить его, приказал заколоть нескольких жителей Галилеи. Некоторые пришли ко Христу и рассказали Ему о галилеянах, которых убил Пилат, когда они приносили жертву Богу. И Христос сказал им: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете ( Лк.13:1–3 ). И затем напомнил им об одном несчастном случае, произошедшем в Иерусалиме: Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете ( Лк.13:4 ). Следует обратить внимание, что в обоих случаях Господь связывает трагическую смерть с нераскаянностью, показывая этим, что такая смерть в некоторой степени восполняет покаяние! Он как бы говорит: «Если вы хотите пойти в ад, Я найду способ направить вас в Рай. Или, если вы желаете попасть в самую глубину мучения, то Я найду способ, чтобы вы не опустились так глубоко». Господь говорит здесь вполне определенно: «все так же погибнете». Потому что Он хочет, чтобы все люди спаслись ( 1Тим.2:4 ). Это означает, что все, кто погибает в автокатастрофах, на войне, во время землетрясений, все, кто тонет в море, сгорает в огне и т.п., находят милость у Бога!

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Дальше прот. И. Соловьев говорит о вечных мучениях, как реальнейшем осуществлении смертной казни. Мы обещались не опровергать изложенная толкования, но не можем не предложить г. Кратирову в частности одного вопроса: неужели он говорил серьезно, когда утверждал, что его «никто не будет в праве упрекнуть в извращении Христова учения»? Затем мы еще указали на Лк.13:4 . Это место в оправдание законности смертной казни приводит протоиерей Буткевич: «Пришедшие ко Христу иудеи сообщили Ему, – пишет прот. Буткевич, – что Силоамская башня упала и задавила 18 галилеян. Христос сказал им на это: «если не покаетесь, все так же погибнете». Не напоминают ли эти слова Спасителя, как в Ветхом Завете Бог грозил смертью некоторым грешникам, а в числе их и нашим прародителям». Мы не знаем, конечно, о чем напомнили приведенные слова слушателям речи прот. Буткевича. Нам лично думается, что эти слова мало отношения имеют к вопросу о смертной казни, и мы искренно удивляемся, почему прот. Буткевич привел в своей речи этот стих XIII главы, опустивши три первые стиха этой же главы, где, именно, и рассказывается о приговоре римским правителем к смертной казни галилеян. Вот эти стихи: «в это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но если не покаетесь, все так же погибнете». Мы решаемся думать, что эти слова более доступно говорят о смертной казни и способны действительно вызвать воспоминание при чтении их о тех ужасах, какие переживает теперь Россия, когда слышишь о предательских убийствах революционеров, о расстреле войсками темной русской мятежной толпы 21 , охваченной политическим психозом, о казни несовершеннолетних преступников, почти детей, вовлеченных другими в свои преступления. Но когда мы слышим это евангельское повествование, то думаем, что каждый христианин, согласно с прямым смыслом слов Господних, будет думать не о том, как Бог грозил смертью некоторым грешникам, но о том, что предательски убиваемые революционерами и казнимые правительством быть может не грешнее нас, и что сами мы достойны за свои грехи такой же участи. Мы привели те важнейшие, по мнению защитников смертной казни, слова из Нового Завета, которые будто бы освящают Божественным авторитетом смертную казнь. Как не трудно заметить, мы держимся другого взгляда и думаем, что приведенные слова не только не дают права на такое заключение, но, напротив, свидетельствуют скорее о несоответствии наказания смертной казнью самой букве

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

Диалектика страдания Почему человеку в скорби надо помочь, а не обличать 7 мая, 2020 Почему человеку в скорби надо помочь, а не обличать По интернету гуляет проповедь маститого протоиерея, проповедника и духовника. Заболевший ковидом, утверждает священник, должен покаяться, для того на его главу и пала беда. Так ли это на самом деле? Монахиня Елизавета (Сеньчукова) Вся история с коронавирусом, разумеется, совершенно библейская, причем одновременно ветхозаветная и новозаветная. С одной стороны, вселенский характер катастрофы свидетельствует о каком-то глобальном повреждении в человеческом обществе, такого рода, как грехи и преступления, обличаемые древними пророками: «Во что вас бить еще?..» (Ис.1,5). Обличение может быть и более страшное: «…Сделаю над тобою то, чего Я никогда не делал и чему подобного впредь не буду делать, за все твои мерзости. За то отцы будут есть сыновей среди тебя, и сыновья будут есть отцов своих; и произведу над тобою суд, и весь остаток твой развею по всем ветрам» (Иез.5, 9-10). Есть не есть, но спасаться за счет плазмы крови друг друга — попытаемся. Само по себе — не страшно и даже благородно, но в контексте происходящего страха и даже отчаяния (лекарство-то подходящее не найдено) — впечатляет. С другой стороны, случайность, «точечность» ударов, когда болезнь поражает молодых и старых, священников и чиновников, мужественных врачей и опасливых обывателей, заставляет вспомнить история с галилеянами, чью кровь Пилат смешал с их жертвами, и погибшими от падения Силоамской башни: «Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк.13,2-5).  Здесь сочетается и ветхозаветное грозное предупреждение, и истинно христианское сочувствие к грешнику. «Галилеяне», «человек» — не виновнее других, они просто пострадали, потому что пострадали, так «фишка легла». Погибнут так же — «все», если не принесут покаяния.

http://pravmir.ru/dialektika-stradaniya/

До трагедии в московском метро был катастрофа «Невского экспресса», был пожар в «Хромой лошади»… Однако подавляющее большинство наших сограждан не пользуются высокоскоростными поездами и не посещают ночных клубов. Теперь взрывы в метро показали, что смерть может настичь каждого – молодого и старого, бедного и обеспеченного, москвича и приезжего… Для чего подобного рода страшные события попускаются нам Господом? Давайте вспомним небольшой отрывок из Евангелия от Луки (глава 13, стихи 1 – 5). «В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете». Внемлем ли мы этому грозному предупреждению Христа? Или виновными в произошедшем у нас будут исключительного «власти», «кавказцы», «богачи-олигархи», «плохие» сотрудники правоохранительных служб? Кто угодно, но только не мы сами, не все наше общество в целом… В пьянстве, разврате, абортах и в практическом безразличии едва ли не доминирующего большинства наших соотечественников к собственной (временной и вечной) жизни мы тоже будем обвинять кого-то другого? А собственно, почему «будем»? Это уже давно происходит на практике. В подтверждение процитирую вам весьма показательные слова кинешминского священника Димитрия Иванова, не понаслышке знающего народную жизнь самой что ни на есть «глубинки». «Проблема в том, что наш народ не видит себя…. Тут мой друг говорит: «Батюшка, ты знаешь, я статистику по нашему городу узнал. У нас в прошедшем году было разводов 78% от заключенных браков». Он теперь в трансе — живёт под впечатлением этих цифр. Конечно, можно его понять. Дочке замуж пора, а жизнь такая нестабильная. «Ну, да», — отвечаю, — «это печально». А [друг] драматично так: «Но ведь это значит, что наше общество вообще ни на чём не держится. Связи все рушатся, только какие-то деньги люди друг другу проплачивают — вот и всё. Как же так можно жить-то, батюшка?» А я что… я, конечно, знаю… Но людям, когда они сами себе испортили жизнь, легче найти человека (людей), которые им кажутся хуже себя, и всё списать на них. Это легче, чем обвинять себя и каяться в грехах своих. Люди портят себе жизнь, а потом успокаивают себя бессмысленными обвинениями в адрес третьих- четвёртых лиц. Цыгане виноваты во всём, мигранты вот ещё. Да, и непременно жиды. И ещё «Единая Россия» … и Ленин. Ну, ещё сергианство и РПЦ МП. Барак Обама — само собой, а вот ответ из книги Бытия: «Жена, которую Ты мне дал….» [согрешила и ввела меня в грех]…. Люди не живут любовью — это значит, что живут ненавистью».

http://pravmir.ru/bog-zhdet-pokayaniya-b...

Евангелие – книга великих душ, высоких порывов. И в вопросе веры оно достигает такой свободы и дерзновения духа, какие не вмещаются в границы теплохладности. Оно доводит нас до обнаженной природы, ставит нас лицом к лицу с ее холодным механизмом, с ее течением, равнодушным к нравственным ценностям. Солнце сияет злым и благим, и дождь падает на праведных и неправедных 741 : вот евангельская истина; в которой слышится не дух ветхого завета. В этих явлениях проглядывает лик «равнодушной» природы. Мы различаем злых и добрых, праведных и неправедных, но для природы нет этого различия, для нее все равны, ее порядок – иной порядок, ее законы иные. Легко видеть, что евангельский образ природы, всех безразлично согревающей и всех орошающей, имеет обратную сторону, тыльную часть: если солнце светит не только добрым, но и злым, то и град выбивает пашню не только злых, но и добрых, и огонь пожирает жилище как неправедных, так и праведных. «И проходя, увидел человека, слепого от рождения. И спросили Его ученики Его, говоря: равви, кто согрешил, он сам или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал; не согрешил ни он, ни родители его» 742 . Природа не действует по этическим законам, ее явления следуют иным нормам. Таково же и течение истории. И она идет по своим законам, холодным и неумолимым, равнодушным к этической оценке, – и она протекает по ту сторону добраи зла. «Некоторые рассказали Ему о галилеянах, кровь которых Пилат смешал с жертвами их. И сказал им в ответ: думаете ли вы, что эти галилеяне были грешнее всех галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам... Или те восемнадцать, на которых упала башня силоамская и побила их, думаете ли вы, что они были виновнее всех людей, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам» 743 . Таким образом Евангелие ставит нас на ту же точку зрения, на которой стоит религиозный пессимизм, и принимает всецело его наблюдение, что одинаковая участь постигает праведника и нечестивого, доброго и злого, чистого и нечистого, приносящего жертвы и не приносящего жертв, добродетельного и грешника 744 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

За беззаконное пьянство и разврат Бог нашлёт инородцев в Россию , говорил св блаженный Иоанн Власатый. Какой будет Россия и будет ли, зависит от наших молитв и действий. Разрушение нравственности, промышленности, образования, здравоохранения, сельского хозяйства, растущая наркомания, аборты, пустеющие деревни, закрывающиеся школы – разве таким должен быть выбор? Россия выстоит и будет побеждать по вере нашей. События на Украине – наглядный и трудный урок. « Думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете » (Лк. 13: 4-5). Как себе и людям помочь? Для начала – не грешить. Каждый наш грех – как выстрел им в спину. Даже самый малый грех влияет на судьбу мира , говорил наш соотечественник, преподобный Силуан Афонский. Борьба с воровством, коррупцией, враньём или другой язвой общества станет эффективной лишь тогда, когда будет проводиться не только в нравственном или правовом, но, как должно, в духовном поле, как борьба с личным грехом, с нарушением конкретных заповедей. Осознание этого, исповедь и покаяние привлекут на нашу сторону Христа Бога и с Ним, и только с Ним, в Его Церкви и её таинствами эти язвы можно исцелить. Надо стараться по совести делать то, что от нас зависит, использовать всякую возможность для свидетельства веры и своего спасения. Но жизнь по правде, а значит по Богу, всегда требует усилий, ВЕРНЫХ ДЕЙСТВИЙ, порой требует настоящего исповедничества. Такое свидетельство об истине, о Христе, есть миссионерство истинное. Старец Паисий как-то сказал: «Цель в том, чтобы православно жить, а не просто православно говорить или писать. Если у проповедника нет личного опыта, то его проповедь не доходит до сердца, не изменяет людей. Православно думать – легко, но для того, чтобы православно жить, нужен труд». Нужен духовный труд, очень искренним и удивительным примером которого является настоящий крестный ход. Здесь Бог даёт возможность видеть кто есть кто на деле, даёт возможность увидеть себя, найти единомышленников.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/12/13/go...

Задумаемся, соответствует ли настроение и поведение тех, кто отвергает все средства борьбы с ковидом, словам Апостола? Есть ли любовь в действиях и настроении тех, кто в штыки встречает все меры, направленные против разгула инфекции, кто не хочет носить маски, кто не желает соблюдать режим самоизоляции, кто поносит последними словами самое надёжное и, по сути единственное средство избавления от всемирной напасти – вакцину, созданную российскими учёными? Первопричина всех грехов – гордость, которая уничтожает любовь. Именно на гордости основывается и нынешнее ковидное безумие. От православных противников прививок мы слышим: «Нас Бог бережёт!» Казалось бы – добродетель доверия Богу. А на самом деле – гордыня, которая всегда прячется за мнимую добродетель. Думая, что Бог именно их убережёт от всеобщего бедствия, такие люди выделяют себя из общего числа людей: « Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь» (Лк. 18, 11). Им не служит уроком, что от болезни уже умерло много верующих людей, гораздо более достойных, чем они. Здесь уместней вспомнить слова Иисуса Христа, сказанные в другом случае: « В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13, 1-5). Нынешняя пандемия – это повод к покаянию, повод к смирению, а не повод к превозношению над прочими человеками. Пока не поймём, что мы ничуть не лучше любого грешника, нельзя нам рассчитывать на милость Божию! Но пособники ковида всячески выделяют себя из общей массы человечества. Считая себя лучше тех, кто поражён болезнью, они, как всегда в этих случаях бывает, считают остальных хуже себя. Отсюда – сплошное недоверие и, как следствие – осуждение. Но ведь это означает отсутствие любви!

http://ruskline.ru/opp/2021/11/08/ob_ist...

Заканчиваю речь свою Христовыми словами, которые все должны запомнить, что от «всякого, кому дано много, много и потребуется» ( Лк. 12:48 ). Какую ответственность налагают эти слова на тех, кому много дано, на нас, архиереев и священников, поставленных Богом на великое дело вашего спасения, на дело проповеди Евангелия Христова! Какой ответ посмеем дать на Суде Божием, если окажемся рабами неключимыми? Какой ответ даст каждый из тех, кому дан большой ум, воля, глубина разумения, знания, силы духовные? И с них немало взыщут, если свои духовные богатства расточали, если не использовали на служение ближним. Но и вы, имеющие мало, помните, что с вас, хотя и меньше, а все-таки спросят, и будет это справедливый Суд Божий. Аминь. 20 ноября 1947 года Жизнь коротка – Господь ожидает вашего покаяния Слово на Евангелие от Луки, гл. 13, стихи 1–9 «В это время пришли некоторые и рассказали Ему о галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: «Думаете ли вы, что эти галилеяне были грешнее всех галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам; но, если не покаетесь, все так же погибнете " " ( Лк. 13:1–3 ). А скажите, разве не бывает в вас злорадства по поводу того, что кого-либо из ваших ближних постигла Божия кара, и вы думаете: «Слава Богу, что я не так грешен, что меня не покарал Господь!» Именно такое превозношение осуждено Христом в приведенном отрывке из Евангелия. «Или думаете, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам; но, если не покаетесь, все так же» погибнете ( Лк. 13:4–5 ). Грозные несчастья, тяжкие кары посылает Господь на некоторых людей, не потому, что они были грешнее других, а чтобы образумить тех, которых Он пока оставляет без наказания. Не думайте, что все грешнее вас, думайте, что вы грешнее всех. Не радуйтесь, что не вас покарал Бог, а со страхом подумайте: «Так ведь я ж еще грешнее! Что же не меня покарал Господь?» И покайтесь, ибо Господь говорит: «Если не покаетесь, так же погибнете. Уже и секира при корне дерев лежит» ( Мф. 3:10 ; Лк. 3:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010