Архимандрит Амвросий (Юрасов) поясняет: «Но бывает, что болезни посылаются и святым людям не за грехи, а для большей святости»; «Грешникам болезни даются за грехи, а праведникам – для большей святости» (141: 211, 212). По мнению митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) : «Бог хочет терпения и надежды, если подвергает душу лишению, для ее испытания и очищения» (112: 329). « Авва Исаия пишет: поскольку одинаковые случайности постигают грешных и праведных, то не должно думать, что все подвергающиеся несчастиям подвергаются им за какие-либо предшествовавшие грехи» (цит. по 8: 419). Старец Алексий (Соловьев) выражает эту мысль так: «Знаешь ли ты, что душа очищается страданием... Кто тебе сказал, что Бог наказывает людей за грехи, как принято у нас часто говорить при виде ближнего, впавшего в какую-либо беду или болезнь. Нет, пути Господни неисповедимы. Нам, грешным, не надо знать, почему Всесильный Христос часто допускает непостижимые для человеческого ума как бы несправедливости» (цит. по 79: 346). Святитель Иоанн Максимович (архиепископ Черниговский, впоследствии митрополит Тобольский и Сибирский) говорит: «…Каждый из нас в нуждах своих обязан увещевать самого себя, говоря или думая так: “Это послано мне праведным судом Божиим или в наказание за грехи мои, или для наставления меня в добродетельной жизни, или же для большей награды небесной…”» (107: 493, 494). Заметим, что и преждевременная смерть человека также может не являться следствием значительности совершенных им грехов. В Евангелие от Луки об этом говорится следующее: «В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете ( Лк. 13:1–5 ) (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

- Батюшка, мне приходилось слышать от некоторых православных (конечно, не от священнослужителей, а от мирян), что вот, дескать, сходили в постный день на мюзикл... - А я слышал такое и от священнослужителей. Правда, от меньшинства. Чистой воды фарисейство. Мне жаль этих людей. Они плохо читали Евангелие. Вспомните, что говорит Господь про Силоамскую башню: " Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но если не покаетесь, все так же погибнете " . В один подмосковный храм родители привезли своего погибшего сына, кстати, прихожанина этого храма. Священник не отказался отпевать его, но при этом прочел родителям нотацию, в которой не было ни грамма любви, а только ветхозаветное законничество. Люди были травмированы и повезли сына в другой храм. В данном случае батюшка поступил не как христианин, а как законник-фарисей. Поймите, нет православного закона. Конечно, каноны нужны, они имеют глубокий смысл, но в первую очередь христиане должны руководствоваться любовью. - Вам в эти трагические дни было не до телевизора. Поэтому, возможно, вы не слышали следующего пассажа: в дни захвата родственники заложников были объединены, а теперь горе разделило их. То есть потерявшие близких черной завистью завидуют тем, чьи родственники остались живы. Как можно пробуждать в людях такие низменные чувства? - Это очередная фантазия журналистов. Убежден, что люди, которые там были, так не думают. Я очень рад, что жена Георгия выжила. Она приходила к нам на 9 дней. Не могу говорить за других, но думаю, что подобные чувства испытали многие люди. - Спасибо, отец Александр. Примите еще раз мои соболезнования. Упокой, Господи, душу усопшего раба Божиего Антония. Крепости вам и вашей семье, помощи Божией. Беседовал Леонид Виноградов Леонид Виноградов 15 января 2003 г. Рейтинг: 7.8 Голосов: 4 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/4539.html

В книге Деяний описан случай, когда св. ап. Павел предложил ефесянам, уже принявшим Иоанново крещение, креститься «во имя господа Иисуса» ( Деян. 19:5 ). Проповедь апостолов также начиналась с призыва к покаянию ( Мк. 6:12 ; Деян. 17:30 ), но обратившихся ко Христу они крестили уже благодатным крещением очищения от грехов ( Деян. 19:5 ). Из беседы Господа Иисуса Христа с Никодимом видно, что Господь ожидает от входящего в Царство Божие полной перемены жизни, то есть требует от него покаяния в смысле ветхозаветного пророческого понятия «обращения»: «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия», – говорит Христос ( Ин. 3:3 ). Конечно, далее Господь возводит понятие об обращении на новый уровень – теперь в ответ на обращение человека к Богу действует сила благодати Божией: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие», – объясняет Христос ( Ин. 3:5 ). Как в Ветхом Завете, когда Бог через пророков возвещал Свой суд и наказание не пожелавшим обратиться к Нему, так и Господь Иисус Христос говорит о суде Божием над не пожелавшими покаяться людьми и целыми городами. В ответ на вопрос о галилеянах, «которых кровь Пилат смешал с жертвами их», Иисус Христос утверждает, что ни эти люди, ни те восемнадцать жителей Иерусалима, на которых упала башня Силоамская, не были «грешнее всех Галилеян» или «виновнее были всех, живущих в Иерусалиме»: «Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете», – делает вывод Христос ( Лк. 13:1–5 ). То есть участь человека, не вошедшего в Царствие Божие, но пребывающего во власти греха, сопоставима с жестокой смертью. Но это не исключает возможности наказания Богом нераскаявшегося человека или даже человеческих сообществ еще в этой жизни для их вразумления. Как в Ветхом Завете Господь предрекал бедствия Израилю из-за нежелания народа раскаяться, так и Христос предсказывает бедствия Хоразину, Вифсаиде и Капернауму – городам, в которых, по замечанию евангелиста, «наиболее явлено было сил Его», но население которых осталось равнодушным к проповеди ( Мф. 11:21–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

В Лк 13:4–5 Господь говорит: « Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете ». В Ин 9:1–3 читаем: « И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии ». Итак, Господу задают вопрос: в чем причина смерти от случайного несчастья? В чем причина болезни? И Господь отвечает: в самих по себе — ни в чем. Люди, погибшие от падения башни, были не виновнее всех прочих; ни слепорожденный, ни родители его — не причина слепорожденности. Но ретроактивно эти несчастья могут послужить причиной покаяния и «дел Божьих». То есть нечто по видимости бессмысленное осмысляется, тем смысл приобретая в нашем действенном ответе на него. Таким примерно образом строится христианское «богословие чумы», как мы сейчас увидим на примере пяти святоотеческих текстов: 1. Вторжение бессмысленного осмысляется его включением в горизонт предельного смысла: а именно верой в то, что и человеческий мир смыслов, и внечеловеческий мир бессмысленного суть творение и поле действия промысла Бога — Надмирного (сверх)Смысла. 2. Будучи включенным в горизонт предельного смысла, вторжение бессмысленного позволяет переосмыслить мир смыслов до вторжения: возможность покаяния, «перемены ума», переоценки наших прошлых представлений и действий. 3. Вторжение бессмысленного, будучи включенным в горизонт предельного смысла и тем давшее возможность покаяния, переоценки прошлого, дает шанс — в наших ответных практических действиях — на осмысленное созидание будущего — дает возможность для «дел Божьих». Таковы три составляющих «богословия чумы», богословия ковида: которое было ли нами создано? Прошли ли мы проверку на «покаяние» и «дела Божьи»? Или точнее: вообще говоря, «богословие чумы» уже давно создано Отцами Церкви — и, несмотря на огромный временной разрыв между созданием соответствующих текстов (IV в., XIV в., XIX в.) — обладает удивительным единством. И тогда спросим так: смогли ли мы актуализировать это святоотеческое «богословие чумы», применить его к пандемии ковида? После этого затянувшегося предисловия перейдем наконец к наставлениям Отцов.

http://blog.predanie.ru/article/navstrec...

Ведь ни для кого из вас не тайна, что Матвей Андреев записался в общество трезвости, дал обет пред Божией Мате­рью не пить вина и этого обета не сдержал, данную им клятву нарушил и в грехе этом не покаялся, так и умер. Ложная ли стыдливость, обычное ли рус­ское " еще успею " не позволили покойному своевременно раскаяться в своем грехе . Мне хочется предупредить вас всех, живых, чтобы вы не вступали на тот скользкий путь, на котором погиб умерший. Однажды, говорится в Евангелии, пришли к Иисусу некоторые и рассказали Ему о галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти галилеяне были греш­нее всех галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на кото­рых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете (Лк. 13: 1-5). Да, и я скажу вам: если вы, православные, не покаетесь, не перестанете пьянствовать, не будете бороться с этими шинками – и вы скоро можете по­гибнуть, погибнуть так же нежданно, так же глупо и позорно, как глупо и позорно погиб и покойный со­брат наш, Матвей Андреев. Имеющие уши слышать, да слышат». В 1894 году, когда отец Николай поселился во Власьеве, здесь было два кабака, две пивных, ме­лочная лавка и ни одной школы; дети оставались неграмотными, так как, попросту говоря, негде было учиться. Народ костенел в невежестве, предавался пьянству, а вместе с этим крестьянские хозяйства нищали, росла бедность и преступность. Бедняцкая часть населения была в кабале у местного кулака от­ставного унтер-офицера Федора Алексеевича Бас­какова, который в деревне Пасынково имел кабак и мелочную лавку и под большие проценты ссужал бедняков семенами, овсом, товарами из своей лавки и в своем кабаке иногда в долг спаивал народ. К нему приносили под заклад сбруи, одежду и крестьянскую утварь. От такого порядка вещей в особенности страдали женщины, мужья которых систематически пьянствовали, разорялись семьи, и в домах появлял­ся неотвратимый признак нищеты.

http://fond.ru/kalendar/700/nikolay/

Во-первых, никто не усердствует. Точнее, не усердствовал, т.к. рот закрыли весьма оперативно всем тем, кто пытался хотя бы то пискнуть о том, что притча о Силоамской башне – немного о другом. Вспомним, что говорится в Евангелии (Лук.13:1-5) : «1. В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. 2. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? 3. Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. 4. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? 5. Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете». Никто из тех, кого эмоциональные пользователи соцсетями записали в «бородатое зло» не высказывали ничего в духе пуритан, дескать процветание – это явный знак Божьего благоволения, а страдание – это проявление неправедности. Акцент был на другом. «Если не покаетесь – все так же погибнете». Слова Спасителя означают, что если говорить о конкретном человеке, то грех и страдание не обязательно взаимосвязаны; но если говорить о целом сообществе, то накапливающаяся «критическая масса» грехов непременно приводит к страданиям и гибели. Это – прописные истины не только для православного человека, но для любого американского баптиста. Однако, в многоконфессиональной России об этом говорить сегодня нельзя. Это мы уже поняли. Да, не ко времени, не к месту. Не теми словами, не для той аудитории. Ты абсолютно прав. Нельзя всё это говорить, чтобы не ранить пострадавших, и не нервировать тех, кто знать не желает ничего такого, что подтолкнуло бы к перемене ума. И поверь, я бы молчал и пытался бы худо-бедно безмолвствовать. Если бы не улюлюкание и травля тех, кого гуманнейшие наши соотечественники уже назначили «бородатым злом». Кстати, если помнишь, сразу после разговора о падении Силоамской башни, Спаситель говорит притчу о смоковнице. Долготерпение Божие может создать иллюзию того, что Он потерпит ещё и ещё.

http://ruskline.ru/opp/2024/03/27/molcha...

Вопрос «на засыпку», или о смысле жизни 03.06.2014 09:08:19 Священник Олег Булычев  «Всякое происшествие имеет две причины – одну наружную, частную, очевидную, так сказать, физическую, другую – внутреннюю, общую, потаенную, духовную. Сии две причины соединяются между собой таинственно, или лучше сказать, одна другой  служит  выражением, как слово мысли».  М.П. Погодин ( русский историк и публицист, друг А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя). Живем мы в необычное время, время катаклизмов и катастроф, которые случаются будто по расписанию. Возникает  ощущение, что человечество расплачивается за те «вавилонские башни», которые оно понастроило за последние сто лет. Каждый Новый год за праздничным столом люди желают друг другу счастья в наступившем году, надеются, что он не будет похож на прошедший год, принесший им и всей стране немало бед и потерь. Они считают, что Новый год просто обязан быть лучше  старого, чуть ли не открыть им некое светлое будущее. Но как показывает жизнь,  каждый год происходит все вопреки этим чаяниям человечества. Получается, что таковые надежды людей рождаются  из некоего самообольщения, люди не знают чего-то такого важного, без знания чего они похожи на слепых котят. Ведь в проповедях некоторых православных пастырей приходится слышать, что при образе жизни современных людей техногенные катастрофы,  стихийные бедствия и разного рода злоключения с каждым годом  будут только умножаться. И как бы нам не хотелось, но именно  слова этих проповедников слова Божия сбываются. Чего только не происходило за последние годы: землетрясения и цунами, тайфуны и торнадо, лесные пожары ( уничтожавшие поселки и деревни ) и наводнения; горели ночные клубы, падали самолеты, тонули корабли, не прекращаются  локальные войны и теракты. При всем  этом гибнут люди, очень много людей. Отсюда понятна реакция неравнодушных, их недоуменные и отчаянные вопрошающие вопли – «За что?», «Почему?», «Где был Бог?». Только захотят ли услышать они правдивый ответ на свой вопрошающий ропот? Что в наше время, что две тысячи лет назад – человек все тот же человек. И ко Господу Иисусу Христу подходили люди с подобными вопросами. В отличие от нас они имели удивительную возможность задать волнующие во все времена каждого человека  вопросы  напрямую  Самому Богу.  «…пришли некоторые и рассказали Ему о галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти галилеяне были грешнее всех галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех , живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк., 13,1-5).

http://radonezh.ru/analytics/vopros-na-z...

Вот и в прочитанном сегодня за Богослужением Евангелии тоже говорилось о смерти. Вы слышали о том, как к Иисусу Христу пришли некие люди и рассказали о галилеянах, кровь которых правитель Пилат смешал с их жертвами. Видимо, эти люди совершали какое-то непозволительное жертвоприношение, а Пилат в наказание убил их, смешав тела их и кровь их – с их же жертвами. И что же сказал на это Христос, как Он отнесся к этому рассказу? А Он, как всегда, ответил на это очень назидательными, весьма строгими, но спасительными словами – Он призвал к покаянию, особо пояснив рассказчикам, что погибшие были точно такими же грешниками – ничуть не больше, – как и все остальные, и что поэтому и последние точно так же могут погибнуть, если не покаются. Христос сказал тогда: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете ( Лк 13, 2–3 ). И далее Господь предложил им еще один подобный же печальный пример: Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Пет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете ( Лк 13,4–5 ). Именно нераскаянность, именно грех и причинили всем им злую погибель. Но не думайте, что это только их могла постичь столь горестная судьба! Нет, она ожидает в конце концов всех грешников, в том числе и нас, если мы отринем единственное средство нашего спасения – покаяние. Ведь Спаситель так и сказал: если не покаетесь, все так же погибнете! Меч вечной погибели занесен над всеми грешниками, над всеми совершителями греха. И вполне возможно, что этот меч кары Божией уже занесен и над нами, ибо где же наше истинное покаяние? И чем, как лишь не милосердием Божиим и только долготерпением Его – в надежде на пробуждение в нас раскаяния – можно объяснить то, что мы еще существуем и что этот меч Господень окончательно не покарал нас за наши неправды и беззакония, за наше безверие, за все наши преступления и бесчисленные грехи?

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вот что сегодня происходит во Франции. Вымирание французов и засилье мигрантов – несопоставимо с тем злом, которое реализуется в результате конституционной санкции на убийство! Во Франции отрекаются от Бога. В России с советских времен в здравоохранении прописано право на медицинские процедуры, в том числе на аборт. Мы страдаем, кусаем локти и ногти. А что произошло во Франции? Они с большой радостью внесли право на аборт в основной закон Французского государства. Но мы должны помнить слова Спасителя: «Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13:2-5). Поэтому нам необходимо на законодательном уровне запретить аборты. Заметим, что половые извращения, поощряемые на Западе, и убийства детей – связаны друг с другом. Как? И то, и другое служит средством разрушения человеческой природы, происходит дегуманизация или лучше сказать – идёт расчеловечивание. Природа человека имеет Богом данные качества, которые уничтожаются через легализацию половых извращений и убийства детей. Дорога в ад открыта. Во Франции всё-таки демократический, а не тиранический строй. Было плохо, если бы в какой-либо стране к власти пришёл тиран и сказал, что будет так, как я скажу. И все слушались бы. Но ещё хуже, когда множество людей поддерживает античеловеческие законы. Репрессии 1937 года были ужасны, но мы не можем сказать, что советские люди поддерживали расстрелы. Ничего подобного! В этом свете вспоминается одна история: в 1930 году было опубликовано так называемое интервью митрополита Сергия (Страгородского), будущего Патриарха Московского и всея Руси, в котором он говорил, что, де, в Советской России нет никаких преследований православных, церкви открыты, и все живут счастливо. Прямая и гнусная ложь!

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/06/vo...

Всё очень ненадёжно. Выходя из дому — не знаешь, вернёшься ли. Видишь близкого человека — очень возможно, что в последний раз. Об этом полезно помнить, и нам напомнили страшной ценой.   «В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13:1–5) Но напомнили не только об этом. Вот смотрите. Мы же все это делаем постоянно. Все мы ходим за покупками, многие на концерты и футбол. Почти все иногда заходят в кафе. Да моя собственная семья прошлой зимой долго жила в Египте, и летела туда на самолете компании «Когалымавиа» — возможно, том самом, который недавно погиб. Но мы — живы. И каждый вечер видим близких, и они тоже живы. И можем обнять их чуть нежнее, чем вчера. Это уже наше счастье, и в этом милость Божья. Это и называется — под Богом ходим. В том, что у нас всё хорошо, нет никакой закономерности. Просто нас пока что хранит Господь. Зачем, почему, для чего — мы не знаем, но Он хранит. Стоит об этом помнить. Каждый наш день — это Милость. За неё стоит сказать спасибо и в свете этой Милости посмотреть на тех, кто рядом, на свои планы и свои отношения. Господи, для чего ты хранишь меня сегодня? Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 17 ноября, 2015 17 ноября, 2015 17 октября, 2013 13 ноября, 2016 13 ноября, 2016 23 марта, 2016

http://pravmir.ru/milost-etogo-dnya/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010